Рефераты

Психологические особенности работы следователя

обязанности, должен обладать разнообразными и широкими познаниями. От

следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему

необходима общая культура. Он должен иметь основательные представления о

главных отраслях человеческого знания, глубоко разбираться в общественных

науках и особенно в вопросах права. Кроме того, следователю нужны

специальные знания, необходимые для профессиональной деятельности.

Образование, даже высшее, - это еще не гарантия образованности, а

скорее формальное требование, предъявляемое к претенденту на должность.

Наличный запас знаний - ничтожный умственный капитал по сравнению с

тем, что может потребоваться следователю в будущем. Этот запас постоянно

должен пополняться.

Формула "чтобы уметь - надо знать" точно передает соотношение знаний и

умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под

умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и

творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической

деятельности. Доведение до известной степени совершенства, умение

становиться свойством человека - умелостью.

Умелость включает в себя и навыки, то есть автоматизированные способы

выполнения тех или иных действий. В ходе овладения профессией у следователя

формируются навыки различной психологической структуры.

В психологии следователя наибольший интерес представляет роль памяти в

накоплении опыта и сохранении знаний. Характер требований, предъявляемых к

следователю, делает главной в его профессии произвольную, смысловую память

и такие ее качества, как большой объем, высокая точность и готовность.

Следователь должен очень многое знать, то, что знает, - хорошо

помнить. Огромный объем информации, используемой и получаемой в процессе

расследования, можно разделить на две части.

Первая - это весь комплекс его профессиональных знаний и опыта,

которые служат предпосылкой успешной деятельности следователя. Они являются

как бы средством решения стоящих перед ним задач и сохраняются в его

долгосрочной памяти.

Вторая часть информации относится к самому расследуемому событию. Это -

знание конкретных обстоятельств дела, фактических данных, установление

которых является целью проводимого расследования. В полном объеме они

сохраняются оперативной памятью.

По длительности сохранения воспринятого, память бывает двух видов -

кратковременной и долговременной. Информация в любом явлении вначале

поступает в блоки кратковременной памяти, оттуда может перейти в блоки

долговременной памяти и сохраняется неопределенный срок. Переход информации

из долговременной памяти в кратковременную есть процесс воспроизведения

информации. Считают, что кратковременная память связана с циркуляцией

импульсов по замкнутым нервным путям, то есть реверберирующим (от лат.

отражать) кругам возбуждения.

Продолжение реверберации в течение длительного времени (30-50 мин.)

вызывали стойкие круги структурных изменений в нервных клетках мозга,

которые являются механизмом долговременной памяти. Таким образом,

реверберация- это переход информации с кратковременной памяти в

долговременную. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в

долговременную называется процессом консолидации, то есть закрепления.

Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значительны

для следственной работы. Знание закономерности их функционирования

облегчает следователю правильный выбор тактических воздействий и правильное

воспроизведение забытого.

В зависимости от целей деятельности запоминание может носить

непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запоминании

происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а, если

нужно, информация заучивается. При непроизвольном же запоминании

закрепляются впечатления, это происходит как бы само собой, без усилия со

стороны запоминающего.

С результатами последнего вида запоминания следователю нередко

приходится иметь дело. Практика показала, что непроизвольное запоминание,

как и произвольное, в большинстве случаев обеспечивает правильное

воспроизведение нужной информации на допросе.

Существенен особый случай зрительно-образной памяти, называемый

эйдетизмом (от греческого слова "эйдос" - образ). Эйдетики чрезвычайно

отчетливо сохраняют представление о виденном, как будто продолжают видеть

его со всеми деталями, даже после исчезновения объекта из поля зрения.

Преимущественное развитие одного из видов памяти ( зрительного,

слухового, эмоционального, двигательного и т.п.) связано также с

особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у юристов

высоко развита словесно-логическая память.

Следователь должен стремиться к выработке профессиональной памяти,

продуктивность которой очень высока. Объясняется это направленностью

интересов следователя. Профессиональная память связана с длительной

тренировкой. Она зависит также от качества внимания, состояния человека в

моменты восприятия и т.д.

В своей профессиональной деятельности следователю часто приходится

обращаться к речи как источнику информации.

Язык и речь - главные инструменты в следственной работе, которая

представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий

следователя с участвующими в деле людьми. Как познавательная, так и

удостоверительная стороны расследования неразрывно связаны с использованием

речи в основных её формах: устной и письменной. Устность уголовного

процесса сочетается с фиксацией в письменном виде полученных данных, с

обязательным документированием хода и результатов расследования. Отсюда

возникает необходимость для следователя безупречного знания языка, на

котором ведется судопроизводство и высокое совершенство владения речью.

Ясность языка - ясность мышления.

В процессе речевого оформления мысль приобретает наибольшую четкость.

Необходимость быть правильно понятым требует от следователя говорить

тем языком, который понятен собеседнику. Следователь всегда должен думать

над тем, как будет воспринят его вопрос или заявление, проверять это в ходе

допроса, беседы, выступления, добиваясь полного взаимопонимания.

В противном случае свидетель или обвиняемый может не понять вопроса и

дать неправильный ответ.

Необходимость ускоренной реакции в ходе допроса, умения понимать людей

с полуслова вырабатывают у следователя "опережающее внимание". Восприняв

минимальный объем языкового материала, следователь начинает действовать,

пока ещё мысленно, с вероятностной информацией, зачастую не уяснив

доподлинность сказанного.

Однако ясность и понятность не исчерпывает требований, предъявляемых к

речи следователя. Очень большое значение в следовательской работе имеет,

кроме всего, действенность речи, которой следователь должен уделять большое

внимание. Это выражается в правильной интерпретации речи и адекватной по

смыслу записи показаний.

Во-первых, целесообразно сделать речь свидетеля и вообще

допрашиваемого менее эмоциональной, создать ему максимально - спокойную и

комфортную психологическую обстановку. Это важно потому, что чем более

эмоциональна речь допрашиваемого, тем больше шансов у следователя ошибиться

при переводе её смысла в общепринятый "язык" протокола.

Во-вторых, когда в речи допрашиваемого имеются интонационные

выделения, правильное понимание которых существенно для смысла, следует

переспросить его и добиться, чтобы он выразил ту же мысль словесными

средствами.

В-третьих, следователь не может полагаться на то, что он адекватно

воспринял жест допрашиваемого. Помимо крайней неопределенности значения

жеста, он бывает часто и просто двусмысленным или даже многозначным.

Поэтому переспрос особенно необходим.

Уже из сказанного видно, какую огромную роль играет речь в

деятельности следователя. В сущности, следователь обязан профессионально

владеть навыками речи. К сожалению, в юридическом образовании этой стороне

вопроса до сих пор уделяется недостаточно внимания.

Остановимся более подробно на специфике речи в особенно характерном

случае: в условиях беседы следователя с подследственным или свидетелем.

Безупречное владение языком и развитие навыков речи необходимы

следователю по разным причинам.

Во-первых, они обеспечивают объективность и достоверность

расследования, а в дальнейшем и судопроизводства. Если следователь что-то

недопонял или понял неправильно, или понял, но не успел адекватно отразить

в протоколе, это так и останется в деле, и лишь с очень большим трудом

может быть исправлено.

Во-вторых, они обеспечивают доступность речи следователя. Этот фактор

не менее важен. Ведь если даже следователь правильно понимает слова

допрашиваемого, иногда достаточно одного неточного или неумело

поставленного вопроса, чтобы допрос пошел по неправильному пути.

В-третьих, развитие речевых навыков и умений позволяет следователю

установить с допрашиваемым живой психологический контакт, возбудить у него

доверие: для этой цели следователь может и должен выбирать для собеседников

разного пола, возраста, образования, социальной принадлежности разные

слова, разное построение речи, уметь ( в идеале) говорить с каждым на его

языке.

Следователь, работающий в иноязычной среде, должен овладеть хотя бы в

ограниченной степени языком местного населения: уровень доверия к человеку

резко повышается, если население видит, что он если не овладел, то хотя бы

старался овладеть языком, и, таким образом, человек не "посторонний", не

"случайный". Лучше всего начинать допрос на местном языке и, при появлении

трудностей, продолжать его через переводчика, чем работать с переводчиком с

самого начала и тем самым невольно противопоставлять себя окружающим.

В-четвертых, развитые речевые навыки существенны и для

профессиональной деятельности самого следователя. Они способствуют четкости

и ясности мышления, помогают преодолевать сковывающее влияние

профессионального языка, нередко отражающиеся в некоторой шаблонности

криминалистической мысли.

Какие же именно особенности речи следователю полезно развивать?

Во-первых, это богатство словаря, умение в каждый момент, в любой

ситуации выбрать как раз то слово, которое уместно и необходимо.

Во-вторых, это дифференцированность употребляемых средств языка, не

просто умение выбрать нужную форму выражения, а богатство стилистических и

иных языковых пластов, из которых эти выражения можно черпать. Так,

следователь может правильно и уместно употреблять слова, но эффект от его

беседы будет совсем иной, если он в разговоре с крестьянином будет свободно

пользоваться его словарём, в разговоре с бухгалтером - его профессиональной

лексикой, а разговоре с профессиональным уголовником покажет знание

"блата". Вместе с А.Р. Ратиковым мы считаем, что следователь обязан

понимать "блат", но не должен, кроме как в самых исключительных случаях сам

его употреблять.

В-третьих, это умение адекватно понять речь свидетеля или

подследственного, то есть умение поставить себя на его место и "услышать" в

этой речи то, что хотел вложить в неё говорящий, а не следователь сам имел

бы в виду, говоря те же слова и употребляя те же выражения. Чем выше

квалификация следователя, тем объективнее его понимание речи свидетеля или

подследственного, тем меньше он "вкладывает" в это понимание от своего

личного речевого опыта, от своих собственных речевых особенностей.

Общее требование к речи следователя можно сформулировать так: она

должна быть максимально краткой, ясной и простой по выбору слов и

синтаксическому строю.

Иной характер носит письменная речь, используемая в деловых бумагах и

профессиональных актов следователя. Она ограничивается фактической

информацией, обращена к рассудку и не рассчитана на пробуждение эмоций.

Язык документов отличается сжатостью и лаконичностью, он более

экономичен, чем многословная устная речь. Вместе с тем, структурно он более

развернут, ибо всё, что в устной речи заменяется и возмещается общей

ситуацией и взаимным восприятием собеседников, должно быть выражено и

зафиксировано в документе.

В связи с этим следует особо остановиться на технике протоколирования,

которой зачастую не уделяется должного внимания. Протокол служит источником

доказательств, и от его качества зависит возможность использования

установленных данных в ходе дальнейшего расследования и судебного

разбирательства.

При составлении протоколов допросов, в которых фиксируются показания,

то есть живая речь свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемого,

перед следователем возникает нелегкая задача: запечатлеть полученные

сообщения по возможности дословно. На практике же постоянно приходится

встречать "стилизированные" протоколы, в которых все говорят одинаково. Это

происходит оттого, что следователь неправильно вкладывает в их уста свою

собственную, несвойственную им речь. В результате на суде порой это

дискредитирует материалы расследования, стирает их доказательную ценность.

Помня о такой опасности, надлежит по возможности придерживаться

формулировок, оборотов речи и стиля допрашиваемых.

Что же касается процессуальных актов, не связанных с фиксацией чьих-

либо показаний (протоколы осмотра, обыска и пр.), то их язык должен быть

строго документальным, как и язык иных деловых бумаг следователя.

Следователю необходимо постоянно упражняться в точности передачи чужой

речи, в полном, ясном, правильном и последовательном описании событий и

предметов с использованием минимального количества слов, регулярно

критически разбирать составленные документы.

Сколько бы ни говорилось о необходимости критической оценки материалов

следствия и дознания, мы не можем избежать такого психического явления, как

"гипнотическое действие" документа. Написанное или напечатанное слово

зачастую воспринимается как наиболее авторитетное, заслуживающее полного

доверия.

В обеспечении полноты и точности протоколирования большое значение

имеет использование стенографии и звукозаписи, являющиеся средствами

контроля и самоконтроля, технически упрощающее труд следователя (человек

может написать 20-30 слов в минуту, продиктовать же в 2-3 раза больше).

Воображение следователя.

Воображение, то есть создание новых образов, представлений или идей,

ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной

работе. Бесконечное разнообразие жизненных явлений, с которыми приходится

иметь дело следователю, придает его фантазии универсальный характер,

формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные

житейские ситуации, и различные формы человеческого поведения, и явления,

относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.

Основным условием развития воображения следователя является накопление

и обобщение его опыта и знаний.

Расследование как познавательный процесс, в первую очередь, опирается

на воссоздающее воображение, то есть представления чего-либо (ранее не

воспринимавшегося человеком, на основе словесного описания и условного

изображения - чертежи, схемы, карты). Воссоздающее воображение связано с

перекодировкой информации со слов, условных знаков или графических

изображений в наглядные представления, живые образы действительности.

Большую часть информации следователь черпает из устных и письменных

заявлений, сообщений и описаний, из актов, протоколов и других документов.

Этот материал отражается в сознании следователя не только в форме понятий и

суждений, но и в форме образов, более или менее адекватных описанию.

Отсутствие же наглядно-образных представлений крайне отрицательно

сказывается на расследовании.

Значительно облегчает работу следственного воображения введение

наглядной демонстрации, использование разного рода наглядных опор:

рисунков, фотоснимков, чертежей, графических схем и иных изображений, а

также слепков, макетов, моделей.

Поэтому очень важно иметь в следственных органах все необходимое для

макетирования, проекционную аппаратуру, различные муляжи, наглядные

пособия.

Точность отражения еще больше возрастает, когда мы имеем возможность

воспринять хотя бы часть подлинной ситуации путем ознакомления с

обстановкой места происшедшего и отдельными вещественными доказательствами.

В таких случаях, полученные представления включаются в общую систему

образов и обогащает воображение.

До сих пор речь, в основном, шла о воссоздании воображения

следователя, которое является предпосылкой более сложного творческого

воображения. Это последнее воссоздает новые образы и представления без

опоры на их описание или условное обозначение, путем творческой переработки

имеющихся знаний и материала прежних восприятий.

Обращаясь в прошлое, воображение следователя на основе отрывочных

сведений, почерпнутых из различных источников, создает цельное

представление о расследуемом событии во всех его существенных чертах.

Отражая явление настоящего времени, воображение следователя рождает

предположения об имеющихся следах, остатках, отпечатках и иных отображениях

расследуемого события, при помощи которых оно может быть установлено и

доказано. Наконец, регулируя и направляя свои действия, планируя

расследование, следователь смотрит в будущее, предвидит результаты своего

труда. Предвидеть - значит вообразить.

Качества ума следователя

Психологическая сторона умственной деятельности следователя - одна из

наиболее интересных и наименее исследованных проблем.

Следственное мышление имеет свою специфику. В нем своеобразно

реализуются общие закономерности. Мышление - не только логический, но и

психический процесс. Анализ содержания самих умственных процессов относится

к компетенции психологической науки, и, в частности, того ее раздела,

который именуется психологией мышления.

Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют

оперативным. Термин "оперативное" допускает различные толкования:

оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо

протекающую особенно быстро, а если иметь в виду, что по латыни "опера"

означает труд, то оперативным можно назвать мышление, непосредственно

вплетенное в трудовой процесс. Все эти оттенки применимы к мышлению

следователя.

Различая наглядно-действенное, образное и абстрактное мышление, в

психологии иногда неправомерно связывали практический интеллект с наглядно-

действенным мышлением как с генетически более ранней и более элементарной

формой умственной работы. При этом предполагалось, что наиболее высокие

требования к уму предъявляет теоретическая деятельность, которая

связывалась только с абстрактным мышлением, практический же ум, даже на

самых высоких его ступенях, расценивался как менее квалифицированный. Ныне

уже бесспорно доказано, что высшие проявления человеческого разума в

одинаковой мере присущи и теоретически и практически.

Вряд ли можно говорить о преобладании в деятельности следователя

наглядно-действенного, образного или абстрактного мышления. Все эти виды

здесь взаимосвязаны и непрерывно переходят друг в друга. В самом наглядно-

действенном мышлении существуют разные уровни от простейших манипуляций до

сложнейших умственных действий с конкретными образами и обобщенными

представлениями, которые свойственны интеллектуальной работе следователя.

Да и абстрактное мышление обозначает две разновидности умственной

работы:

во-первых, оперирование готовыми абстрактными категориями;

во-вторых, самостоятельное абстрагирование, необходимое для перехода к

действию с отвлеченными понятиями.

Вторая разновидность, тесно связанная с наглядно-действенным и

образным мышлением, значительно сложней.

Следователь, который имеет дело с конкретными предметами и явлениями,

оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми

идеями.

Различая ум конкретный и ум абстрактный, обычно считают, что

конкретный видит детали, проявляя внимание к мелочам, от которых

абстрактный ум отличается отвлечением от несущественного.

Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и

понимать мелочи. Полная очевидность события - дело довольно редкое, чаще

следователю достаются скрытые и незаметные следы, при помощи которых

достигается опосредованное познание расследуемого события. Однако, ведение

этих отдельных деталей ничего не дает без обобщения и скачкообразного

перехода к событию в целом, а это требует конкретного равновесия и

абстрактного в следственном мышлении, которое должно и охватить картину в

целом, и видеть штрихи её образующие.

С этим связана и такая черта следственного мышления, как равнодействие

анализа и синтеза. Почти в каждой работе по тактике и методике говорится об

аналитической деятельности следователя: анализе исходных данных, анализе

доказательств и тому подобное, но в редких случаях о синтетической работе

ума. Это создает впечатление, что ведущей умственной операцией для

следователя является анализ.

Однако понимание материала, подготавливаемое анализом достигается в

результате синтеза. Версии, план расследования, оценка доказательств - всё

это синтетические образования. Без синтеза остаются лишь частности,

механический набор знаний, не организованных в единую систему.

Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и

синтеза.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, иногда называется

причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление следователя.

Можно сказать, что основным содержанием его умственной работы является

выведение следствий. Эта операция применяется в двух планах.

Во-первых, установление причин каких-либо явлений по наличным данным,

которые рассматриваются как последствия или результаты действия этих

причин.

Во-вторых, установление последствий по наличным данным, которые

рассматриваются как причины, приводящие к определенному результату.

В первом случае мы имеем дело с объяснением, во втором - с

предвидением.

Отличительной чертой умственной работы следователя является то, что

ему зачастую приходится действовать при крайней неполноте исходных данных,

как бы в потемках, при самом приблизительном знании того, что нужно

установить и конкретно какими средствами это может быть достигнуто. Его ум

постоянно работает с ненадежной, недостаточной, вероятностной информацией.

Следователь должен учитывать степень её вероятности и меру надежности,

опираясь на опыт и знания, отражающие "несчитанную статистику" реальной

жизни.

В каждом случае следователю необходимо продумывать свои действия и

действия своих партнеров "на много ходов вперед", а поскольку имеющиеся

данные допускают различные варианты и каждом из них возможны различные

отклонения, то приходится учитывать огромное количество возможностей,

рассчитывая промежуточные операции и действия. Умение видеть перспективу

дела вплоть до судебного разбирательства - одна из существенных

особенностей следственного мышления.

Отмеченные особенности следственного мышления предполагают наличие у

следователя следующих качеств ума:

глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность

фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные,

прямые и побочные результаты явлений и поступков;

широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая

знания из различных областей науки и практики;

мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и

использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;

быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную

оценку обстановки и принимая неотложные меры;

целеустремленности - волевой направленности мышления на решение

определенной задачи, способности длительно время удерживать её в сознании и

организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;

самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить

их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;

критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая

ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;

гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения,

устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже

усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и

изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

Для развития этих качеств ума при подготовке следователей

целесообразно практиковать решение специальных задач - упражнений,

основанных на психологических принципах.

Мышление следователя

Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков,

сторон и отношений, исчерпывающее познание которых за короткий срок

невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда

избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе

достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.

В зависимости от цели исследования, мы абстрагируемся от многих

несущественных в данной ситуации сторон и взаимосвязей, что позволяет

глубже, вернее и полнее установить все то, что имеет значение для дела.

Говоря о полном, объективном и всестороннем исследовании в уголовном

процессе, имеют ввиду именно такие существенные и юридически значимые

обстоятельства.

Но как достигается знание этих обстоятельств, как осуществляется

движение человеческой мысли от незнания к неполному знанию, а от него - к

знанию достоверному? Этот общий методологический вопрос имеет огромное

значение в деятельности следователя.

При ответе на поставленный выше вопрос в юридической литературе

обычно ограничиваются рассматриванием логической стороны мыслительных

процессов, не касаясь их конкретного содержания. В таком освещении

расследование выглядит как процесс выдвижения и проверки различных версий.

Но ведь версия - это только логическая форма мысли, сама же мысль

намного богаче и содержательнее. Между логическими операциями и отражаемой

действительностью в сознании следователя находятся важные посредствующие

звенья, протекают сложные познавательные процессы. Поэтому было бы слишком

упрощенным представлять себе мыслительную деятельность следователя только

как систему логически развернутых рассуждений, именуемых в психологической

науке дискурсивным мышлением.

Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность и в

первую очередь окружающие люди требуют от человека решить какую-либо

задачу, ответить на какой-либо вопрос и т.д.

Мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования.

Мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с

возникновением у него у него задачи, вопроса и даже удивления. Следователю

постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним

расследование уголовного дела. Однако мышление - это не просто процесс

решения задачи, хотя мышление возникает обычно из проблемной ситуации и

направлено на ее разрешение.

Эти задачи стоят перед следователем с того момента, когда он получил

первую информацию о совершении преступления, и до окончания расследования

уголовного дела, которое тождественно решению проблемных ситуаций. Чем

острее проблемность ситуации, тем активнее бывает процесс мышления. Таким

образом, приходится мысленно восстановить картину действительности в ее

конкретности.

А это по самому существу - задача анализа и синтеза, которые

являются составными частями процесса мышления. Анализ и синтез - это две

стороны, или два аспекта, единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны

и взаимообусловлены. Анализ по большей части совершается через синтез.

Правильный анализ любого дела всегда является анализом не только частей,

элементов, свойств, но и их связей или отношений. Он поэтому ведет не к

распаду целого, а к его преобразованию. Это же преобразование целого, новое

соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез.

Синтез непрерывно переходит в анализ и наоборот. Анализ помогает

следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

Через сравнение - конкретную форму взаимосвязи синтеза и анализа -

следователь приходит к обобщению, что фактически является решением данной

конкретной задачи. Сравнение - это анализ, который осуществляется

посредством синтеза и, в свою очередь, ведет к обобщению, к новому синтезу.

Сравнение - это способ проявления взаимодействия анализа и синтеза. Именно

через сравнение следователь приходит к обобщению - становлению определенных

версий.

Мыслительные действия связывают прошлый опыт и знания с вновь

полученной информацией, помогая анализировать ее. Анализируя новую

информацию, отбирая из нее самое необходимое, следователь тем самым

дополняет свои знания, которые сыграют свою роль при решении очередной

мыслительной задачи.

Следует также остановиться на качествах творческого мышления:

1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям -

это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы,

подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где

многим кажется, что все в расследуемом деле просто.

К проблемному характеру мышления примыкает такое его свойство, как

"определенность мышления". Проблемный характер мышления следователь

использует при реконструктивной деятельности и поисковой, вернее на их

стыке.

2. Оперативность мышления - приурочение умственных операций

(наблюдательность, воображение), которые в исследовании вещественных

доказательств и других юридических фактов наиболее значимы. В оперативность

мышления входит также гибкость в применении различных методов и приемов,

при помощи которых данное дело может быть расследовано в более короткие

сроки и более качественно. Оперативность мышления обеспечивает оптимальное

сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

3. Динамичность мышления - умение быстро, творчески ориентироваться в

расследуемом деле, установить, на что именно нужно обратить внимание и от

чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и

взвешивание оснований, которыми нужно разумно руководствоваться в

последующем развитии дела (версии).

4. Широта мышления - проявляется в продуктивности творческой работы

при решении многих проблем. Это качество особенно необходимо следователям,

расследующим хозяйственные преступления, где нужна большая

разносторонность, рациональное применение знаний и умений, прошлого опыта в

процессе познавательной деятельности.

5. Глубина мышления - выражается в выявлении существенных свойств,

связей и отношениями между предметами и явлениями. Следователь не оставляет

без внимания каждую, даже еле заметную связь, особенно при первых шагах

расследования, и старается выяснить причины, их породившие; благодаря этому

он приобретает новые знания. В процессе выяснения причин, породивших эти

связи, процесс мышления имеет ценный характер, звеньями которого являются

мысленные пробы.

Каждая мысленная проба - это аналитико-синтетический процесс.

Следователь, изучая доказательства, ставит различные мысленные пробы

по отношению к конкретному этюду, вещественному доказательству. В

частности, пробу - сможет ли эту дверь, находящуюся на запоре открыть один

человек? Ответив на этот вопрос отрицательно, следователь идет дальше:

можно ли открыть эту дверь, не нарушив сигнализацию, идущую на пульт в

отдел охраны и т.д. Мысленные пробы касаются признаков одного явления,

предмета или вещественного доказательства, а версия в целом состоит из

множества этих проб, которые, переплетаясь между собой, создают её.

6. Смелость, оригинальность, а главное, обоснованность выдвижения

версий по расследуемому делу - в их решении.

Следователь обладая этими качествами, гораздо скорее составит

вероятную версию. Эти качества в процессе творчества постоянно

"накладываются" друг на друга. Например, какой бы смелой и оригинальной ни

была версия по делу, она с самого начала должна быть обоснованна.

7. Логичность мышления - развитие последовательности мыслительного

процесса, строгость и "проницательность" доказательства, умение делать

обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов - всё это

присуще мышлению следователя.

Следственное мышление строится по такой модели: вначале определяются

задачи о очередность их решения (выдвигаются версии и проверяются путем

следственных и оперативных действий), затем определяются источники

информации, методы решения задач (анализируется и создается система прямых

и косвенных доказательств, учитываются все противоречия и возражения).

8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления - это стержень

мыслительного процесса следователя, без которой он не может установить

истину.

Составной частью творческого мышления являются интуиция - это

стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с таким

обширным проскакиванием отдельных звеньев рассуждения, что посылки и

промежуточные процессы не заполняются, хотя при остановлении хода мыслей их

можно было бы обнаружить.

Основное назначение интуиции в процессе расследования состоит в том,

что она создает гипотезы. Она играет важную, вспомогательную роль в

процессе доказывания, но совершенно безразлична с очки зрения конечных

результатов этого процесса для принятия процессуальных решений.

Однако, для отыскания истины, собирания доказательств, выбора наиболее

эффективных приемов расследования профессиональная интуиция необходима.

Вопрос о следственной интуиции тесно связан с проблемой внутреннего

убеждения следователя при оценке доказательств.

Внутренне убеждение следователя - это, во-первых, знание, во-вторых,

вера в правильность этого знания и, в-третьих, волевой стимул, побуждающий

к определенным практическим действиям.

Теорией и практикой выработаны требования, которые должны

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты