Психологические особенности работы следователя
удовлетворять в смысле обоснованности внутренние убеждения.
Оно должно быть основано:
. на фактических данных, собранных в установленном законом порядке;
. на доказательствах, проверенных и основанных в установленном законом
порядке;
. на всестороннем полном и объективном рассмотрении материалов дела;
. на рассмотрении каждого из доказательств отдельно и всех в совокупности;
на таких доказательствах, которые позволяли бы сделать единственно
возможный вывод из материалов дела.
Для полного понимания мыслительного процесса при расследовании
необходим механизм этого процесса, который основывается на теории
мысленного моделирования.
Информация, которой пользуется следователь в процессе доказывания,
можно рассматривать как модель исследуемого события.
В зависимости от формы отражения действительности различают
материальные, или физические, и идеальные, или воображаемые модели.
Всякая материальная модель, прежде чем воплотиться в
действительность, обязательно проходит идеальную стадию в качестве замысла,
плана или схемы будущего действия и его результатов.
В процессе мышления следователь оперирует некоторым умственным
материалом, который имеет двоякую психологическую природу. Это, во-первых,
более или менее яркие образы, во-вторых, смысловое значение образов,
выраженное в понятиях и суждениях. Характеристика мыслительного процесса
будет неполной, если не упомянуть об еще одной важной особенности
информационных моделей: существование их зачастую не осознается
следователем. Модель как бы независима от его воли и продолжает действовать
тогда, когда человек сосредоточен на другом и не размышляет о предмете
данного исследования.
Логические операции являются органической частью любой мыслительной
деятельности. Одной из таких форм является гипотеза, как говорят
криминалисты, версия, которая может рассматриваться как идеальная
информационно-логическая модель.
Особое значение в моделировании расследования имеет принятие
тактических решений, под которыми мы понимаем нахождение следователем линии
поведения в конкретной ситуации. Принятие тактического решения - сложный
волевой акт, в котором синтезируются знания и опыт, умение четко определить
цель деятельности и оценить ситуацию. Главными условиями принятия и
выработки тактического решения являются:
. наличие минимума информации;
. определение цели деятельности;
. наличие критериев оценки информации и всей ситуации.
Основываясь на положение науки управления, можно моделировать
процесс принятия решения по уголовному делу, например, решения о задержке
подозреваемого: см. таблицу - "Модель принятия тактического решения".
Мыслительная работа следователя находит наиболее обобщенное
выражение в версиях и планах.
Версия - это предположение о прошлых событиях, план - это
предположение о событиях будущего. Первое - есть мысленное отражение
возможных действий преступника и других обстоятельств, по поводу которых
ведется расследование, второе - мысленное отражение собственных действий
следователя, намеченные для выяснения этих обстоятельств и выполнения иных
задач расследования.
Планирование - это мысленный процесс, определяющий порядок,
последовательность и ожидаемые результаты предстоящих действий.
Известно несколько видов планирования следователем своей работы:
. В зависимости от периода и сроков деятельности, охватываемой планом,
различается перспективное и текущее планирование.
. По степени детализации и конкретности различаются схематические и
детальные планы.
. По широте планирования различаются планирование отдельного следственного
действия и планирование системы мероприятий.
В психологии труда сложный процесс планирования рекомендуется строить
по этапам, которые полезно освоить и следователю.
Первый этап - ориентировочное планирование. На этой стадии
предварительно осознаются, взвешиваются и оцениваются возможности решения
задачи, достижения поставленной цели. Если достижимость цели и выполнимость
необходимости действий установлена, наступает следующий этап -
организационное планирование. Здесь уже обдумываются все условия и
организационные формы предстоящей деятельности. После решения
организационных вопросов переходят к планированию исполнения, то есть
мысленному построению деятельности из составляющих ее компонентов: приемов,
операций, действий. Эти компоненты согласуются с промежуточными действиями
и целями, отбираются по возможным результатам, сопоставляются по признакам
одновременности, последовательности, логической зависимости и иным
характеристикам и, наконец, объединяются в единую систему будущего
поведения.
В дальнейшем происходит допланирование - постоянное дополнение и
уточнение плана.
Одной из обязательных сторон психической деятельности следователя
является планирование самоконтроля.
Под самоконтролем понимают сознательные процессы, которые состоят в
том, что следователь, учитывая цель и намеченный план работы, следит за
собственными действиями и их результатами, сопоставляет их с тем, что
планировалось и предполагалось достигнуть, и на этой основе регулирует свою
дальнейшую деятельность. Связь самоконтроля с регуляцией своих действий
базируется на учете и самоучете выполняемой работы, устойчивом внимании и
наблюдении за ее ходом, а также своевременной реакции на изменение
ситуации, допущенные ошибки и нежелательные отклонения, систематической
оценке результатов своих действий. При планировании самоконтроля необходимо
предусматривать его непрерывность и вариативность.
Наукой и практикой выработаны требования, которым должен
удовлетворять план работы:
1. Максимальная обоснованность плана, имеющегося в распоряжении
следователя информацией относительно существенных компонентов будущего
действия: условий предстоящей работы, участников, препятствий,
способствующих факторов, ожидаемых событий.
2. Реальность, выполнимость плана. Он должен исходить не из благих
пожеланий, а из точного расчета и учета реальных возможностей.
3. Индивидуальность плана, его пригодность для данной работы, для
расследования определенного дела или группы дел.
4. Гибкость и подвижность плана.
5. Непрерывность плана.
6. Последовательность, согласованность и взаимосвязь отдельных его частей
по месту, времени, исполнителям, ожидаемым результатам и иным
показателям.
7. Эффективность, способность обеспечить решение тех задач, для которых он
разрабатывается.
2. Процесс формирования и подготовки работников
следственного аппарата
2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного
следствия
В результате, наши исследования позволили нам воссоздать модель
личности следователя, которая представляет собой сложную иерархическую
структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также
личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и
зависимости, что можно выразить Каждая из сторон профессиограммы отражает,
во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в
ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания,
которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности:. .
В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая
реализует стремление к раскрытию преступлений и заключается в собирании
исходной информации для решения профессиональных задач.
Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на
первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из
окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника,
потерпевшего, оружия или орудий преступления и т.д.), которая дает
возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой
степенью точности, как это требует закон.
Велика роль личностных качеств: это задатки и способности следователя,
далее имеют место криминалистические знания (учения о следах, способы
совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных
точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность
собирания доказательств в значительной степени зависит от знаний
следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его
индивидуального запаса.
Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с
преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия -
это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое
восприятие в психологии называют наблюдением.
Высокий уровень наблюдательности следователя обусловлен следующим:
Таблица 1
Инвариантная модель личности следователя
|Психологическая |Содержательная характеристика |
|характеристика | |
|1. Реконструктивная |память, воображение, мышление, интуиция, |
|деятельность |интеллектуальный уровень |
|2.Поисково-познавательная |наблюдательность, любознательность, объем |
|деятельность |внимания, внимание |
|3. Коммуникативная |общительность, эмоциональность, |
|деятельность |устойчивость, чуткость, выдержанность, |
| |вежливость |
|4. Организационная |самоорганизованность, воля, собранность, |
|деятельность |целеустремленность, настойчивость |
1) Установкой на восприятие информации, имеющей значение для
раскрытия преступления и расследования дела: эта установка помогает
преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа),
усталость и апатию (при длительном, безрезультатном обыске и т.д.).
2) Специфическим концентрированием внимания на тех именно
объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию;
обнаружения следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки при
осмотре документов, констатация улик поведения при наблюдении за
допрашиваемым и т.д.
3)Длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего
готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой
исходной информацией (особенно при длительных обысках, осмотрах места
происшествия и длительных допросах).
Большинство следователей отводит видное место в своей работе
поисковой деятельности. Поисковая деятельность реализует стремление
следователя к раскрытию преступления. Представляется, что по И. П. Павлову
в основе этой деятельности лежит ориентировочный рефлекс "Чувство
следователя".
Следующий уровень - коммуникативная сторона деятельности, в процессе
которой исследователь должен получить необходимую для раскрытия
преступления информацию от людей путем общения с ними.
Коммуникативная деятельность - это умение понимать человека,
чувствовать его, управлять его эмоциональной средой.
Исследование структуры коммуникативной стороны деятельности, познание
психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-
процессуального резюмирования дает возможность разработать рекомендации,
направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне.
Есть большая группа профессией "человек - человек" , к которой
относится и профессия следователя. Коммуникативный аспект деятельности
является одним из доминирующих. Следователь должен иметь незаурядные
способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.
Характеризуя коммуникативные способности следователя, можно выделить
следующие элементы:
. умение быстро организовывать контакт с собеседником. он начинается с
освобождения от внутреннего "зажима" с умением в течение всего времени
разговора смотреть в глаза человека и, далее, умения найти индивидуальный
подход с учетом особенностей личности допрашиваемого;
. волевую форму: всегда быть в форме, то есть целевое управление своим
поведением. Волевое превосходство - одно из самых главных в
коммуникативной деятельности.
Коммуникативная деятельность не помогает преодолеть конфликт.
Допрос является в первую очередь организацией следователем того
психологического состояния опрашиваемого, которое реализуется в изложении и
наиболее правильной и полной информации о событии преступления и личности
преступника.
Успешное взаимодействие двух систем - следователя и допрашиваемого,
зависит от психологического контакта.
Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он
осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные
параметры беседы. Применяются те или иные тактические приемы в зависимости
от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.
Одна из важнейших проблем психологии допроса - проблема
регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между
допрашиваемым и допрашивающим и, в определенной мере, влияют на разрешение
последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит от уровня
знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это - социально-
психологические закономерности ролевого положения следователя
(допрашивающего) и допрашиваемого в возникающих в результате этого
отношениях.
Допрос - это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают
различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает
психология.
Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории "мы", а
в следователе видит представителя другой группировки "они", то это не
способствует созданию необходимого психологического контакта. Отношение к
следователю как к "чужому" не способствует появлению у допрашиваемого
желания сообщить этому "чужому" всю известную ему информацию о
преступлении, тем более, что речь может идти о весьма интимных вопросах.
Особенно остро этот вопрос встает при допросе обвиняемого.
Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический
контакт подобного рода, много. Делая попытку достигнуть контакта с
допрашиваемым путем создания общности "мы", следователь должен отыскивать в
этом человеке положительные стороны, характеризующие его личность. При всем
этом он должен иметь ввиду индивидуальные особенности допрашиваемого, а
также все материалы дела, с учетом которых в ходе допроса получается
необходимая информация.
Выбор правильной тактики допрашивающего во многом зависит от
определения специального типа допрашиваемого.
В основе рекомендаций по тактике допроса должен быть психологический
анализ структуры личности допрашиваемого. Знания судебной психологии
позволят следователю видеть не абстрактного свидетеля или обвиняемого,
наделенного правилами и обязанностями, а живого человека, понимать все
движения его психики.
Таким образом, во-первых, допрос на предварительном следствии - это
целый комплекс раздражителей. Методы и приемы допроса не только не должны
противоречить нормам уголовного процесса, но должны давать максимальный
эффект в плане получения наиболее правдивых показаний способом, наиболее
удобным для конкретного допрашиваемого. Во-вторых, от темперамента
допрашиваемого должны зависеть темп допроса (быстрота) и его напряженность
(сила), а от специального типа допрашиваемого - характер доказательств, на
которые следует обращать особое внимание, и порядок их предъявления.
Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние.
Хороший следователь обладает навыками управления своей волей и
эмоциональной сферой, и в рамках закона эмоциями допрашиваемого.
Вся полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности
информация следователя в процессе удостоверительной деятельности
преобразуется в специально предусмотренные законом формы: протоколы,
постановления и т.д.
Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь
навыки быстрого перевода устной речи в письменную.
Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе
добытой следователем информации в новую, преимущественно письменную.
Протокол должен удовлетворять следующим требованиям:
1. Язык его должен удовлетворять нескольким критериям: грамматическому,
стилистическому и юридическому. Он должен быть точным, достаточно точно
понятым для тех, кто будет читать протокол.
2. В протоколе следует сохранять лексические особенности речи
допрашиваемого.
3. Протокол должен полностью соответствовать требованиям процессуального
закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию.
4. Протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.
В настоящее время в следствии активно применяются средства фиксации
показаний: машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях стенография.
От качества протокола зависит дальнейшее использование тех
фактических данных (доказательств), которые в нем изложены, их
достоверность и значение.
Обладая большой процессуальной самостоятельностью, следователь сам
принимает решения, реализует их, распоряжается рабочим временем, выбирает
пути и средства для раскрытия преступления и т.п.
Показатель культуры следователя - умение организовать рабочий день
так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром.
Путем анкетирования следователей установлено, что период
"втягивания" в работу продолжается примерно 0,5-2 часа. Затем наступает
период продуктивной работы в течение примерно 3,5 часа, а далее утомление и
эффективность труда падает. В этом случае следует делать перерыв. После
него возникает еще один рабочий цикл, но эффективность труда будет ниже,
чем при первом цикле. Попытки в один день проделать еще третий и четвертый
циклы ведут к переутомлению.
По истечении часа после начала рабочего времени начинается самое
продуктивное время для работы. Но за час до обеденного перерыва
продуктивность работы резко падает.
Во второй половине дня наиболее продуктивное время, как правило,
наступает час спустя после обеденного перерыва и заканчивается за час до
окончания рабочего времени. Это необходимо учитывать для правильного
распределения своего рабочего времени: самая сложная работа должна
планироваться в часы наивысшей продуктивности.
Следователь, как правило, имеет дело с группой людей, которые
вследствие стечения обстоятельств попали в орбиту следователя. Следователь
должен уметь быстро организовать всех этих людей, определить каждому свое
место, создать в считанные минуты монолитный коллектив, подчинив их всех
своей воле, единой цели.
Один из важных аспектов деятельности следователя как организатора -
быстрое укомплектование групп людей, с которыми ему необходимо
организовать взаимодействие или ему нужно получить дополнительную
информацию.
Следователь должен развить у себя умение управлять всех участниками
осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку,
принимать решения.
Основа организаторской деятельности - способность точно
ориентироваться в действительности, в частности, в начальной ситуации,
качествах людей и их возможностях.
Организаторские качества и умения в значительной степени можно
привить (воспитать) и развить. Сложность проблемы заключается в том, что
они формируются в условиях профессиональной деятельности.
На наш взгляд, нужно определять следствие как " реконструктивную"
деятельность, потому что речь идет о реконструкции событий прошлого по
следам, которые остались в настоящем. В этой деятельности реализуются
качества, характеризующие творческое начало следователя: следственное
воображение, самостоятельность мышления, гибкость мышления, объективность
мышления (смотреть на себя глазами постороннего человека, критически
настроенного); интеллектуальный уровень (количество и качество материала,
из которого создаются модели версий, общая эрудиция), хорошая память, ум
(система знаний), интуиция.
Следователь должен убедиться в надежности созданной конструкции. Он
это делает путем следственных мероприятий, а также с помощью мышления.
Наукой разработаны этапы следственного мышления:
1. Определение задач и очередности их решения (выдвижение версий и их
решение), проверка (путем следственных и оперативных действий);
2. Определение источников информации, методов решения задач и времени
для их решения (планирование следственных действий);
3. Определение требуемой степени точности при решении задач (анализ
данных, построение системы косвенных и прямых доказательств).
Одно из профилирующих свойств личности, определяющее высокий уровень
профессионализма следователя - комплексное чувство перспективы уголовного
дела. В его основе лежат главным образом качества реконструктивной
деятельности.
Талантливого следователя характеризуют:
1. Экономное (шмультанное) вычленение криминалистически значимой
информации на месте происшествия и в других условиях;
2. Быстрый перевод этой информации (перекодирование) в знаковую систему
криминалистических понятий;
3. Переработка полученной информации в закодированном виде, создание
гипотез;
4. Проверка выдвинутых гипотез путем раскодирования информации на
предметном уровне. Построение при подтверждении гипотез версии в
закодированном виде и создание на ее основе плана расследования;
5. Высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся в
периодическом сопоставлении выдвинутой версии с реальными
обстоятельствами. Для этого необходим механизм перекодирования,
раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к другой.
Это качество может быть названо "Детектором ошибок", которое является
чрезвычайно значимым для профессиональной деятельности следователя. Еще
Аристотель сказал: "Сомнение, есть начало мудрости".
Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности
следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном ему
участке.
Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть
интерес к профессии, мотивы побуждения к следственной деятельности и
эмоциональное к ней отношение (любовь, удовлетворенность, потребность и
т.п.).
Есть профессии, выбрав которые, человек одновременно приобретает
постоянное напряжение, постоянную заботу. К каким относится и профессия
следователя. Он не может вернуться домой и отключиться от своих дел до
следующего рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного наблюдателя.
Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к
творческому поиску истины по каждому уголовному делу.
Данные исследования показали, что удельный вес каждой из приведенных
выше групп качеств в структуре конкретной личности следователя может быть
различен. В этом случае недостаточное развитие качеств одной группы
компенсируется качествами другой группы. Например, хорошие организаторские
способности могут несколько компенсировать недостаточность конструктивных
качеств и наоборот.
При разделении следователей на две большие категории расследующих:
. преступления против личности;
. преимущественно хозяйственные преступления,
следует учитывать специальный тип высшей нервной деятельности в личностной
структуре данного следователя. Так, представляется, специалисты с
"художественным" складом мышления при прочих равных условиях с большим
успехом будут расследовать убийства, нежели крупное хозяйственное дело, а,
например, ярко выраженный "абстрактный" тип следователя с большим успехом
разбирается в сложном хозяйственном деле, требующим абстрактного
осмысливания наиболее сложных проблем.
В нашем исследовании наметились следующие типы следователей:
. "Следователь-организатор" в структуре профессиограммы которого доминируют
организаторские качества, реализующиеся в его деятельности. Он старается
большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работников
и общественности, экспертов и ревизоров. Такой следователь хорошо
руководит бригадой, а впоследствии - следственным подразделением;
. "Следователь-собеседник", у которого доминируют коммуникативные качества;
. "Следователь-мыслитель" - доминируют конструктивные качества;
. "Следователь-следопыт" - доминируют поисковые качества;
. "Следователь-воспитатель" - доминируют социальные элементы.
С 1997 года произошла реорганизация правоохранительных органов, в том
числе создание ГСК (государственного следственного комитета). При данном
комитете были созданы отделы:
1) расследования ДТП - именно в этом направлении должен работать
следователь-следопыт;
2) отдел по экономическим преступлениям, в этом направлении должен
работать следователь-мыслитель, аналитик;
3) отдел по общеуголовным делам, в этом направлении должен работать
следователь- собеседник, организатор, следопыт.
2.2 Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных
работников
Наша молодая независимая республика осуществляет переход к
качественно новому состоянию и как никогда нуждается в личности ищущей,
умеющей жить и работать в условиях демократии и рыночных отношений.
Формирование личности работника следственных органов необходимо
рассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона на наш
взгляд заключается в целенаправленном, систематическом действии субъекта на
объект, а обратное воздействие, то есть реакция объекта, его избирательное
отношение к внешним воздействиям есть внутренний аспект.
По мере формирования личности следователя должна возрастать роль
осознания и самосознания. Когда интересы, потребности, мотивы, цели
совпадают с содержанием работ, это приводит к положительным результатам.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к выявлению
новых потребностей общества, которое уже не может быть удовлетворено
уровнем подготовки молодого поколения. Требуется целенаправленно и
систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление и
познание. Знание психологии исключительно важно для следственной работы.
Для того чтобы познать истину, сделать соответствующие выводы недостаточно
знать и соблюдать законы психологии. Вместе с тем знание психологии дает
возможность контролировать собственно-познавательные, волевые,
эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы, правильно
принимать решения и т.д.
Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно
- розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает
труд сотрудников правоохранительных органов, помогает ему регулировать и
строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы
поступков людей, познавать объективную действительность, правильно
оценивать ее и использовать результаты познания в практической
деятельности.
В деятельности сотрудников следственных органов главная работа с
людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение
и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов,
оказание на них своего влияния и т.д.
Характеризуя результат, уровень сформированности личности, необходимо
развивать ценностные ориентации на профессию следственных работников.
Ценностные ориентации, как форма сознания цели оказывает регулирующие
воздействия на всю деятельность связанную с достижением цели. Исходя из
этого мы предлагаем модель ценностного ориентирования личности на
следственную работу.
Таблица 2
|Деятельностная сфера |Когнитивная сфера |Мотивационная сфера |
|умения: | | |
|анализировать ситуацию; | | |
|абстрактное мышление; | | |
|логического мышления; | | |
|творческого мышления; |Знание - осознание |Осознанность |
|контактировать с людьми; |роли и значения |мотивации выбора |
|владеть ситуацией; |следственной работы |профессии следователя|
|контролировать свои |в развитии общества,| |
|эмоции; |личности. | |
|правильно отобразить события в | | |
|письменном виде; | | |
|наблюдать; | | |
|запоминать; | | |
|внимательного отношения к делу.| | |
Данная модель является инвариантной из сетки трех сфер являются
"плавающими" то есть умений, их количество может быть больше или меньше.
Может изменяться ранжирование мотиваций в зависимости от их количества.
Осознанность роли и значение следственной работы зависит от социальной
среды. Для подтверждения и развития нашей модели мы провели тестирование
работников правоохранительных органов г. Зыряновска по методике Д. Голланда
на определение типа личности по профессиональному предпочтению.
Таблица 3
|№ |Реалисти-ч|Интеллек-т|Социальный |Конвицио- |Предприимч|Артистич-н|
|п/п |еский |уальный | |нальный |ивый |ый |
|1 |6 |9 |10 |8 |6 |3 |
|2 |4 |9 |4 |10 |8 |6 |
|3 |10 |7 |8 |8 |4 |3 |
|4 |9 |11 |8 |9 |2 |2 |
|5 |8 |7 |3 |11 |4 |7 |
|6 |9 |5 |4 |12 |9 |3 |
|7 |4 |8 |10 |13 |3 |3 |
|8 |6 |8 |7 |7 |8 |6 |
|9 |8 |7 |7 |6 |7 |7 |
|10 |9 |6 |7 |8 |5 |6 |
|11 |6 |10 |8 |9 |3 |5 |
|12 |3 |6 |10 |10 |5 |7 |
|13 |4 |5 |14 |7 |7 |5 |
|14 |4 |13 |9 |12 |1 |2 |
|15 |7 |0 |3 |5 |14 |4 |
|16 |10 |10 |10 |10 |10 |2 |
|17 |9 |10 |11 |11 |13 |2 |
|18 |3 |14 |10 |10 |2 |2 |
|19 |2 |8 |6 |7 |11 |7 |
|20 |5 |5 |7 |3 |10 |2 |
|21 |3 |6 |8 |9 |10 |6 |
|22 |7 |8 |11 |8 |1 |9 |
|23 |7 |7 |7 |7 |7 |7 |
|24 |6 |7 |8 |3 |11 |6 |
|25 |11 |12 |3 |9 |3 |4 |
|26 |8 |4 |4 |8 |13 |5 |
|27 |3 |5 |5 |10 |12 |7 |
|28 |4 |13 |4 |11 |5 |5 |
|29 |6 |10 |6 |12 |4 |4 |
|30 |7 |13 |4 |3 |12 |5 |
| |6,3 |8,3 |7,2 |8,5 |6,5 |5,2 |
В тестировании участвовало 30 человек. Исходя из анализа проведенного
тестирования можно провести структурирование типов личности. На наш взгляд
работники правоохранительных органов соответствую 3 типам личности:
интеллектуальной, социальной, реалистической. Только 11 человек из 30
исходя из проведенного тестирования соответствуют данной типологии. Мы
считаем, что при приеме на работу в правоохранительные органы, на учебу
следственных работников, необходимо проводить комплексное психологическое
тестирование. Нами методом анкетного опроса было проведено исследование
изучения общественного мнения по проблемам преступности. Свои проблемы,
связанные с разного рода преступными посягательствами на свою личность или
личность своих родственников, 56% постараются решить собственными силами
или при поддержке друзей. За последние 1-2 года преступным посягательствам
подверглись 57% опрошенных, а вот мотивы отказа обращения в милицию
достаточно понятны:
а) Люди не уверены в качествах работником милиции, в том что
преступление будет раскрыто ( 13,4%);
б) Неуверенность в моральных качествах вышеназванных работников;
в) Низкая оценка морально-деловых качеств (61%).
Анализ анкеты обращает свое внимание на то, какими методами можно
нормализовать криминогенную обстановку:
1) повышение морально-деловых качеств работников милиции;
2) тщательный подбор кадров;
3) повышение профессионального уровня через спецкурсы, факультеты
повышения квалификации.
Заключение
Государство в настоящее время должно оказать поддержку следственным
работникам, так как они, наряду с рядом других государственных служащих,
ведут работу от имени государства, наделены определенными властными
полномочиями и вступают в контакт с лицами, преступившими закон, одни из
первых.
Стабильность следственного аппарата правоохранительных органов помимо
определенной материальной и иной их заинтересованности требует от
Государства психологической поддержки. Необходимо на государственном уровне
поднять авторитет следственных работников, обеспечить на должном уровне их
профессиональную неприкосновенность в следствии чего крайне необходимо
создание закона о статусу следователей наряду с принятым законом о статусе
судей.
Действующее уголовное законодательство и уголовно-процессуальное
законодательство требует коренных изменений, пересмотр перевода ряда
преступлений в разряд административных правонарушений, а также ужесточение
наказаний за совершение тяжких видов преступлений и в отношении лиц,
неоднократно преступивших закон.
Уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время излишне
консервативно в части ведения дознания и предварительного следствия.
Неукоснительно выполняя требования закона, начиная с установления
фактических обстоятельств дела, установления виновного, изучения его
личности, субъективной стороны преступления, а также причин и условий,
способствующих совершению преступлений по конкретному уголовному делу,
следователь ставит работу на уровень научно-исследовательской деятельности,
в ходе которой следователь поставлен в заведомо безвыходную ситуацию, так
как нельзя расследуя уголовное дело по убийству, понимая социальную
опасность этого вида преступления, выявить все причины и условия,
способствующие совершению данного преступления, и если бы следователь был
бы в состоянии выполнить эту работу, то можно было бы с уверенностью
сказать, что после десятка расследованных уголовных дел убийства бы
прекратились, что свидетельствует о ненужной формальности в работе
следователя и поглощает значительную часть следственной работы.
Нельзя законом перелагать на следователя обязанности и проблемы,
которые должны решаться в целом на общегосударственном уровне.
Следователь должен раскрыть при расследовании уголовного дела общую и
особенную части уголовного права, что практически невыполнимо.
Необходимо при пересмотре уголовно-процессуального законодательства в
разумных пределах упростить стадии предварительного следствия и большую
часть нетяжких видов преступлений, в совершении которых лицо признает себя
виновным, начинать с судебного рассмотрения, минуя предварительное
следствие, единолично судьей.
Это в значительной мере будет способствовать снижению напряженности в
следственной работе и, что немаловажно, значительному сокращению
гоcударственных средств, затрачиваемых на ведение предварительного
следствия.
Список литературы:
1. Указ Президента Республики Казахстан. О государственном следственном
комитете РК и его органах. Алматы., 1995. - 34 с.
2. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений. - М.:
Юрист, 1996.-341 с.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. Юрид. лит., 1991, - 90 с.
4. Вопросы совершенствования предварительного следствия. Л., 1971, - 78 с.
5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1984. - 58 с.
6. Галкин И.С. Расследование преступлений группой следователей.- М. ,
Прокуратура СССР, 1965. - 48 с.
7. Курс судебной психологии. - Бухарест, 1957. - 65 с.
8. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Избранные
произведения. - М., 1956. - 60 с.
9. Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений.- М.: Юрид.
литература, 1981. - 80 с.
10. Леви А.А. Применение метода реконструкции при расследовании. М., 1975.-
112 с.
11. Матышкина А.М. Психология мышления. -М., 1965, - 100 с.
12. Настольная книга следователя. -М. :Госюриздат., 1949. - 116 с.
13. Организация работы следователей. М., 1968. - 201 с.
14. Повышение квалификации работников прокуратуры / методическое пособие/:
М., 1973. - 58 с.
15. Полянский Н.П. Вопросы теории советского уголовного процесса.
Госюриздат., 1956. - 45 с.
16. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М; 1967. - 100 с.
17. Ратиков А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
18. Соя-Серко Л.А. Рационализация работы следователя. - М., 1975.
-48 с.
19. Ульям Джеймс. Основы психологии. -М., 1946, - 90 с.
20. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. -М., 1995.- 120 с.
21. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности.- М.,
1996.- 68 с.
23. Ямпольский А.Е. Психологические основы формирования следственного
мастерства.- Волгоград., 1980.- 125с.
Страницы: 1, 2, 3
|