Психология и ее предмет
такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции
поведения, какая характеризует структуру и функционирование
программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом
может быть описано и поведение человека.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной
информации, в психологии широко применяются различные способы и
приемы обработки этих данных, их логического и математического
анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов,
вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.
Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы
математической статистики, без которых зачастую невозможно получить
достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы
качественного анализа.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его
существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за
рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории
человеческого общества. Главным условием возникновения и развития
человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная
речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует
кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает
создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности
сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре
истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии
десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной
деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы
вместе людям заниматься каких либо делом, каждый из них должен ясно
представлять себе и их совместной работы. Эта цель должна быть означена,
т.е. разделена и выражена в слове. Сознание, однако, существует не
только в словесной, но и образной форме. В таком случае оно связано
с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и
преобразующей со ответствующие образы. Наиболее ярким примером
образного человеческого сознания является искусство, литература,
музыка. Они также выступают как формы отражения действительности,
но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться
индивидуальное сознание ребенка. Для обновления также необходимы совместная
деятельность общение взрослого с ребенком, выделение, осознанное словесное
обозначение цели взаимодействия. С самого, фило- и онтогенетического
возникновения и развития сознания его субъективным носителем становится
речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), к0 тем
становится средством мышления (обобщения). Прежде чем стать достоянием
индивидуального сознания, до и связанное с ним содержание должны получить
общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в
совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение слово затем
проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме
значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем
индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития
характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания.
Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии
существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации,
социализации).
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет
продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание
предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя,
своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания
этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии,
опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и
чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и
при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе
психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь
и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им
своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является надавленным на внешний
мир. Человек осознает, что находится в его, благодаря тому, что с помощью
данных ему от природы Рганов чувств видит, воспринимает этот мир как
отделенный
Слова языка наполняются все более смыслом и, наконец, когда развитие
получают науки, при вращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица
сознания а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить
как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается сознании ее
современников, и с изменением исторических условий существования людей
меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом,
представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в
отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если
благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже
проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии
сознания есть смысл обозначить как историческое.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это
развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными
темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно
сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных
направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания
становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем
мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств
материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-
экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию
культурно-нравственную.
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать сейчас. Это — рост
экономического благосостояния разных на родов и стран, изменение их
идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене,
снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимо,
религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с
другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни,
макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и
управлении человеком, власти над собой и миром, человеческие творческие
возможности и, соответственно» знание людей.
ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У современного человека имеется множество различных видов деятельности,
число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с
учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и
описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные
для данного человека потребности. Но такая задача на практике
представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и
они индивидуально варьируют.
Проще определить основные параметры, в соответствии которыми можно
описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать
характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких
параметров три: сила, количество и качество потребностей.
Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности
для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный
потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает
чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя
таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная
потребность.
Количество — это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и
время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых
число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются
с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но
есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг
другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует
одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем
нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и
ощущается дефицит времени, необходимого для удовлетворения. Такие люди
обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни,
в частности того, что вовремя не успевают делать все дела.
Под своеобразием потребности имеются в виду объекты, с помощью которых та
или иная потребность быть достаточно полно удовлетворена у данного
человека, а же предпочитаемый способ удовлетворения этой и другим,
потребностей. Например, познавательная потребность одно может быть
удовлетворена в результате систематического досмотра только развлекательных
передач по телевидению.
Чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему
помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми —
носителями полезной информацииии познавательного характера, а также
включение в интересную самостоятельную творческо-поисковую работу.
В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему
человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать
совокупность деятельности характерных для отдельно взятого человека и для
групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по
разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификации видов
человеческой деятельности.
Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности,
свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям,
которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее
— видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается
каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — общение,
игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов
деятельности людей.
Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального
развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды
деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном
участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное
развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленой на обмен
информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели
установления взаимопонимания, добрых частных и деловых отношений, оказания
взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение
может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.
При непосредственном общении люди находятся в контактах друг с другом,
знают и видят друг друга.
Игра — это такой вид деятельности, результатом которого становится
производство какого-либо материального или немариального продукта (за
исключением деловых и конструкторе, игр взрослых людей и детей). Игры часто
имеют характер влечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда они
служат средством символической разрядки напряженностей возникших под
влиянием актуальных потребностей человека которые он не в состоянии
ослабить иным путем.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и
сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют
собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые —
включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в
игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры
разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных
деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное
определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с
правилами регулируются определенной системой правил поведения их
участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-
ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения,
складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный
характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются
всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение
и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по
крайней мере среди взрослых.
Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры
имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством
общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают
характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение
человеком знаний, умений и навыков Учение может быть организованным и
осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть
неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их
побочный, дополнительный результат. У взрослы людей учение может
приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности
состоят в том, что она примером служит средством психологического развития
индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно
благодаря труду человек построил совершенствование орудий труда. Они в свою
очередь являлись фактором повышения производительности труда, развития
науки, промышленного производства, технического и художественного
творчества.
Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имели в виду
следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:
1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.
2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его
индивидуального развития (онтогенез).
3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их
развития.
4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей
рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в
самостоятельные виды деятельности.
Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей
совпадает по существу с историей социально-экономического развития
человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур
сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое
происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения
труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества,
усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного
общества.
Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему
деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление
предполагает постепенное вовлечение ребенка в игру, учение и труд — те
четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше. При
этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом
элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение
взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или
младшего школьника, как трудовая дятельность взрослых людей на детскую
игру.
Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы,
называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре
являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории,
утверждающие, что психические процессы можно формировать через
организованную по особым правилам внешнюю деятельность Внешняя деятельность
в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и
автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно
переходит во внутреннюю собственно психическую (интериоризация). Такими
интериоризованными психическими процессами являются произвольные и
опосредствованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание,
воображение, память и мышление.
С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает
как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно
двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с
движениями глаз, осязание — с движениями рук, внимание — с мышечными
сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и
рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его
артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и
лицевых мыши невозможна. Следовательно, всякая деятельность — это
соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и
операций.
УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и сознательно
контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями,
навыками и привычкам.
Умения — это элементы деятельности, позволяющие что бо делать с высоким
качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие,
операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя
автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом
представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по
крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты
умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием
понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель,
то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.
При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре
деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные
действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый
умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст,
выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию,
изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т.п.). При этом
лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.
Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации
смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль
замещается внутренним, про-приоцептивным. Скорость выполнения действия и
операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все
это обычно происходит в результате упражнений и тренировки. Развитие и
совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход
компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В
качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются
частью более сложного навыка. Деятельность человека благодаря автоматизации
ее отдельных компонентов, «разгружаясь от регулирования относительно
элементарных актов, может направляться на решение более сложных задач».
Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности,
первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и
затем превращающихся в навыки, является, как показал Н.А.Бернштейн, переход
управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный
уровень регуляции и доведение их до автоматизма.
Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов
деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют друг с
другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может
быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния
до взаимно отрицательного тормозного влияния — интерференции. Согласование
навыков происходит тогда, когда: а) система движений, входящих в один
навык, соответствует системе движений включенных в другой навык; б) когда
реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения
второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого); в)
когда конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот.
Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется
одно из следующих противоречий: а) система движений, включенных в один
навык, противоречит, не согласуется с системой движений, составляющих
структуру другого навыка; б) когда при переходе от одного навыка к другому
фактически приходится переучиваться, ломать структуру старого навыка; в)
когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в
другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении
нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее
усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь
усваиваемого навыка); г) когда начала и концы последовательно выполняемых
навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков
явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.
Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их
перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в
результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для
того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык
стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками,
действиями и видами деятельности, доведенным до автоматиизма.
Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их
объединения в системы с помощью действий, которые находятся под
сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется
оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить
безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате
надежного итога действия. Само действие в структуре умения конролируется по
его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют
ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом
навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений
рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении
умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого
действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение
низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы
навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением
позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо
собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда
будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых
условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого
нормального ученика тому, что знает и умеет сам.
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что
человек в состоянии изменять структуру умений — навыков, операций и
действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения,
сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру,
может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия,
сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими
подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную
деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный
интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков.
Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те
моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные
ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.
Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные,
теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения,
сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности.
Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком
построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения
включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и
переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими
процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и
навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности
человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории,
производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие
умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с
получением идеального продукта мысли.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют
упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков,
совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как
на этапе выработки умении и навыков, так и в процессе их сохранения. Без
постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются,
теряют свои качества.
Еще один элемент деятельности — это привычка. От умения и навыков она
отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный
элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо
задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в
структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и
неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически
и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.
В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени
сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не
всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как
элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.
Введение в психологию личности
На вопрос, что такое личность психологи отвечают по-разному, и в
разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет
проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений
личности, имеющихся в литературе, заслуживает того чтобы учесть его в
поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют
как человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. Это
значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека,
которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от
жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к
числу личностных не относятся психологические качества человека,
характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль
деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям,
в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые
являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности
человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?
Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических
характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по
природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и
окружающих.
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются
термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность»
состоит в следующем.
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих
качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или
отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид»
характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и
биологические свойства), которые наряду с личностными также ему присущи.
Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного
человека от других людей, так и общие для него многих других людей
свойства.
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех
обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства
человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других
людей. Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности,
темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные
установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека,
определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент
включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и
социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие
поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают
несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к
достижению пocтавленных целей. Эмоции и мотивация это, соответственно,
переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения
и отношения людей.
Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период
ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о
его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно
широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может
назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение,
культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.
Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания.
Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее
человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что
сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном
творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности
вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других,
отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием,
данное определение представляется слишком широким.
Р Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт Каждая из них
получила двойное название, характеризующее степень ее развитости сильную и
слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел
построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник.. В целом же в
многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле
теории черт, приведено описание около 200 таких черт.
В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них
они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в
соответствии с «ключом» и определяется выраженность того или иного фактора,
свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности.
Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли, достаточно полно
характеризуют личность:
Уверенность в себе — неуверенность
Интеллектуальность (аналитичность) - ограниченность (отсутствие развитого
воображения).
Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.
Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность
влиянию.
Спокойствие (самообладание) - невротнчность (нервозность).
Сила воли - безволие.
Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность
Последовательность, дисциплина ума — нcпocлeдoвaтельность, разбросанность.
Уверенность — неуверенность.
Взрослость — инфантилизм.
Тактичность — бестактность.
Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).
Оптимизм — пессимизм.
Смелость - трусость. и т.д.
Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция
личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной
классификации может быть отнесена к числу социодинамических,
экспериментальных структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю
человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих
терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории
— это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение
человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или
осуждение с их стороны его поступков.
Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и
взрослых, являются, согласно данной теории результатом опыта их длительного
пребывания в различных жизненных условиях, взаимодеиствия и взаимоотношений
с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм
поведения и, следовательно, его развития как личности это научение
условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и
подражание.
Устойчивость человека как личности определяется не его собственными
психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения
одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними
подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со
стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом
соответствующих социальных действий.
Примером интеракционистской теории личности является концепция,
разработанная американским ученым У.Майшелом. Согласно этой концепции,
личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение
человека, делятся на ряд групп.
1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и
независимо от ситуации сделать в данной обстановке.
2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации,
выбора форм поведения в ней.
3. Ожидания - оценки вероятных последствии совершения в данной ситуации
тех или иных поступков.
4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет
смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой
способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-
либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них
способом, по уже проверенно-опытом плану.
Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие:
«Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это собственно бессознательное, включающее
глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я»
представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно»
действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я»
ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными
представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
«Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим
собственной личности и поведения. «Сверх-Я» -- это итог воздействия
общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей
общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности —
это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек
вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также
произведения литературы и искусства.
Свои теоретический подход к психологии личности предложили и представители
гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как
своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично
отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности,
разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду
психодинамических и одновременно интеракционистских, неэкспериментальных,
структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и
описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и
особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях
этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга)
сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в
том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и
мышлении.
Сторонников гуманистических теории личности прежде всего интересует то, как
человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни.
Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее
объяснение, поэтому теории данного типа иногда называют
феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в
основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или
будущем, даются в терминах типа «смысла жизни», «ценности», «жизненные
цели» и т.п.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, —
это самоактушизация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.
Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех
Страницы: 1, 2, 3, 4
|