Рефераты

Психология и ее предмет

представителей данного теоретического направления в изучении психологии

личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах..

ЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении

сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов

до сих пор нет согласия несмотря на то, что его исследования ведутся уже

много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса

внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент

любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие

полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое

состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои

особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения

указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого

рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически

относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование

остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль

ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс

как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту,

исследованную и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.

Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое

положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает

как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в

«чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем

дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и

особенности различных психические состояний человека. Всякий раз, когда мы

пытаемся выделит «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального

содержания психических феноменов, она как бы исчезает. Однако нельзя не

видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие

психические явления, оно проявляется, не сводимых к моментам различных в

деятельности, в которые включен человек. Это — наличие в нем некоторых

динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем,

концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к

познавательным процесса ощущений, восприятия, памяти и мышления не

относящихся. Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы

попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и

сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них.

Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный,

рядоположенныи другим психический процесс не существует, но представляет

собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.

Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными,

основные из вторых следующие:

1 Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать

на всей поверхности коры головного мозга независимо от того, проекционные

зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются.

2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явлениями внимания,

находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех

познавательных процессов (неспецифические пути афферентного и эфферентного

проведения сенсорной информации).

3. Нейроны внимания — клетки-детекторы новизны — можно встретить

практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах

головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в

центральной нервной системе существуют автономно и независимо от отдельных

сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание все же является

особенным феноменом, не сводимым ко всем остальным.

В чем же сущность этого процесса и одновременно состояния психики человека?

Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно, а затем в более точном его

определении.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный

американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что, находясь под

постоянным наплывом все новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь

самую ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних

ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется

памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние,

характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они

выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или

внутренней действительности, которые на данный момент становятся

осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы

человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс

сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной

информации с поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью,

сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим

каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного

времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете

деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания

может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными

физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его

нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие

характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и

т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к

предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с

внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность)

проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности

внимания на одних объектах отвлечении от других. Человек, к примеру, может

сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на

занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего что происходит

вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной

части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также

более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания

иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на

другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика

человеческого внимания проявляется в скорости с которой он может переводить

свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть

как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно

переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало,

а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на

каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.

Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе,

может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не

всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко

способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и

восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных

процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как

человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем;

второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со

специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность,

возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы

непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и

поэтому их следует рассматривать в основном как природно-обусловленные.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в

способности рассредоточить внимание на значительном пространстве,

параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько

различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания

между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в

буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и

подобное впечатление создается за счет способности человека быстро

переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к

продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется

количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере

повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего

объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается

посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время

предъявляется большое количество информации. То, что он за это время

успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку

экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным

запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной

памяти. Действительно, как мы убедимся далее, эти феномены тесным образом

связаны друг с другом.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально

обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание,

непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное

внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной

способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние

стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм,

обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным

рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной

формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате

обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с

избирательным сознательным реагированием на объекты.

ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они

представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове

человека или неосознаваемый но действующий на его поведение продукт

переработки центральной нервной системой значимых раздражителей,

возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям

имеется у всех живых существ, обладающих нервном системой. Что же касается

осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной

мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при

торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы,

временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с

помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и

вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно

воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе,

при болезненных нарушениях сознания.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной

раздражимости, представляющей собой свойство живои материи избирательно

реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего

внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению

ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с

необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная

роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до

центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью

сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически

значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для

человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека,

с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов

энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических,

механических и других воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех

стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными

видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества:

зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли,

тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии

мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие

степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно

направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и

другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве

случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются

и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения

называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным

потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких,

как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура

тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие

другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов

ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации,

некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное

жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой

сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую

машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно

приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием

поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека

принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые,

человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например

радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно

отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за

пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не

воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно человек в

виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и

энергии, которые действуют на его организм.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах

значительного диапазона - от коротких космических лучей до радиоволн с

длинной волны, измеряемой километрами. Заметим, что длительные и сильные

воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать

определенные нарушения в их функционировании. Например, глаз, подвергаемый

воздействию сильного света в течение длительного времени, слепнет; при

воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний

которьк превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое

нарушение нередко встречается у любителей и исполнителей современных

эстрадных молодежных песен и произведений на электромузыкальных

инструментах.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха.

Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений.

Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в

наиболее выгодном месте — впереди, в выдающейся части тела. Путь рецепторов

обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются

получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие

от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений

попадают в головной мозг.

Следующий вид ощущений — вкусовые — имеет четыре основные модальности:

сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса

представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, — это наиболее широко представленный

и распространенный вид чувствительности Всем нам знакомое ощущение,

возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не

представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат

сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений:

давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует

специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных

участках кожной поверхности.

Изменения чувствительности анализаторов могут происходить в результате не

только адаптации, но и ряда других процессов, основными из которых являются

уровень активности коры головного мозга, поддерживаемый или подавляемый

ретикулярной формацией, одновременное воздействие на органы чувств других

раздражителей, в том числе подпороговых. Установлено, что слабые

посторонние раздражители обычно повышают, а сильные понижают

чувствительность параллельно работающих анализаторов. Важную роль в

изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно действующем

анализаторе его чувствительность повышается, при длительно неработающем —

понижается.

ВОСПРИЯТИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный

эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности

субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать

дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения.

Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и

высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном

опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов,

конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас,

восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в

виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том

случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство

сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это

ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту,

ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их

образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для

восприятия в его отличии от ощущении, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в

том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство

(например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия

и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ,

включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых

человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы

некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-

либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и

уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и

достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы —

рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате

процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу

сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает

активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые

признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают

и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое,

осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный

и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие

решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений,

получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое

явлений. Это синтез выступает в виде образа данного предмета или явления

который складывается в ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность

и означенность) — это основные свойства o6pаза, складывающиеся в процессе и

результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать

мир не виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме

отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами вызывающими

данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ

воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми

необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой

целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в

том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в

данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как

способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету

и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических

условии восприятия. Категориалъность человеческого восприятия проявляется в

том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы

обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии

с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки

свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и

содержании этого понятия.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на мере зрения — ведущего

органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из

отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их

целостная картина - образ, внесли представители гештальтпсихологии —

направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии.

Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных

ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер.

Выделенные им факторы следующие:

1 Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших

соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в

зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей

вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что

похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы,

выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей

вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и

контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как

стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые

изображения.

В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы

факторов: 1.Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга

избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную

насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются

клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они

выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые

линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на

контурных изображениях.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные

гештальтпсихологами и описанные выше.

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и

поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в

пространстве.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ

„Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют

определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и

возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.,«Без

памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше

прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания,

безвозвратно исчезало бы в прошлом».Память лежит в основе способностей

человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования

умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни

личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек

выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас

находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения

этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и

воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и

приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный,

передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной

жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в

подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим

быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм

просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он

приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно

утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего

развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями,

какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У

дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и

механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения

в поколение жизненно необходимых биологических, психологических

поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности научению, к

приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде

сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности

для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они

могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть

приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викартного

научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения

информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет

необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как

главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации

находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии

совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей

собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо

более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и

опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания,

вторая - с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных

средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов

материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно

определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в

жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти

функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей

структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей

развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но

зато неплохо воспроизводят и Довольно долго хранят в памяти запомненный ими

материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди,

которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что

когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды

памяти.

ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти.

Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по

преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения

материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную,

кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во

втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной,

осязательной, эмоциональной и других видах памяти Рассмотрим и дадим

краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной

картины только что воспринятого органом чувств, без какой бы то ни было

переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение

информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.. Это — память-

образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в

течение короткого промежутка времени Длительность удержания мнемических

следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20

(без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь

обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта

память работает без предварительной сознательной установки на запоминание,

но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием

человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая

сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека,

привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение

определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до

нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей,

вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид

памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает

промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение

практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища

долговременной памяти, может воспроизводится человеком сколько угодно раз

без утраты. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко

требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике

обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация

хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным

биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-

видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем

оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных

образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для

инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с

эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного

времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как

она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид

памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней

основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала то,

что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче

запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение

разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима

филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая

тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти

характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может

запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства,

смысл читаемого.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при

необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных

сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности

трудовых и спортивных, умений и навыков.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе

всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На

эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания

материала: то что у человека вызывает эмоциональные переживания,

запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в

жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной,

слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в

основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или

потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения

материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае

имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит

автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им

перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание.

сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно

присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых

усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем

произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено,

например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является

объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства

осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также

материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и

который для человека имеет большое значение.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей

перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная

и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит

информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями,

экономится время человека. Без хорошей кратковременной памяти невозможно

нормальное функционирование долговременной памяти.

Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с

рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6

единиц информации поступившие через органы чувств, они-то и проникают в

первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие,

повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более

длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить

перевод из кратковременной в долговременную память такого количества

информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти.

Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что

находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной

памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего

лишь 3 буквы и спустя примерно 18 секунд воспроизвести их. Но в интервале

между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают

возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех

разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет

тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом

случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить

данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти

людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20%

первоначально воспринятой ими информации.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является

временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде

определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или

зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что

можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся,

мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты