Соотношение слова и изображения в комплексном аудиолингвовизуальном сообщении
существовать отвлеченно от изображения, теряет с ним всяческие смысловые
связи. Слово и изображение должны быть объединены контекстом, тогда у
автора появляется возможность выйти за рамки простой информации, подняться
до создания полноценного документального образа.
Смысловое единство звукового и зрительного рядов может использоваться
для преднамеренной концентрации внимания зрителя на какой-либо отдельной
стороне сообщения, способствовать более полному раскрытию содержания
информации.
5. Контрапунктная связь слова и изображения
На телевидении особый эффект создает разнонаправленное движение слова
и изображения. «Слово в переносном значении или фразеологическом
употреблении, возникающее порой ассоциативно под влиянием прямого значения,
данного в изображении, создает дополнительную к видеоинформации речевую
информацию»[54].
Этот прием широко используется в современной публицистике: рассказ
политика о том, как он намерен обустроить Россию, сопровождается показом
его похождений за границей, нелепые резиновые фигуры разговаривают голосами
самых высокопоставленных чиновников... Такой прием позволяет авторам
намного точнее и тоньше выразить свое отношение к субъекту или объекту
разговора.
6. Экранная метафора
Относительная самостоятельность звукового и зрительного каналов и
возможность противопоставления информации в них позволяют публицистам
широко использовать своеобразный прием экранной метафоры.
Используя метафору в фильме или передаче, всегда можно найти
интересный зрительный эквивалент любому событию. При подготовке репортажа с
первого заседания коллегии городского Совета при вновь избранном мэре
города на словах мэра о том, что он намерен провести реорганизацию
городской администрации, автор перевел камеру на окно, за которым дворник
усердно убирал снег огромной лопатой. В репортаже с места проведения
траурного митинга, посвященного празднику Победы 9 мая, автор показал
возложение венков представителями властных структур, после чего они ушли, а
в суете расходящейся толпы один ветеран пробился к подножию памятника,
положил цветы и долго-долго стоял, глядя на монумент. Звук в это время был
синхронным, и комментарии оказались излишними.
7. Цифры в телепублицистике
Дикторские тексты на телевидении сплошь и рядом перегружены цифрами.
Как показывает практика, числовая информация на слух воспринимается очень
плохо, ей требуется подкрепление в зрительном ряде.
Можно написать цифры на экране или попытаться найти к ним зрительный
эквивалент. Например, при рассказе о весе слона цифру можно подкрепить
крупным планом ступни этого животного, раздавливающей толстое дерево...
Наглядность цифрам можно придать путем характерных сопоставлений,
неожиданных ассоциаций, как это было сделано М. Роммом в фильме
«Обыкновенный фашизм», где рост национал-социализма измерен числом сосисок,
съеденных на партийных слетах: «Уже в эти годы был съеден миллион или
миллион двести тысяч сосисок, а к 1934 году это количество дошло уже до
двух с половиной миллионов за один слет»[55].
Сделаем вывод: то, что мы видим на экране телевизора, называется
комплексным аудиолингвовизуальным сообщением, составными частями которого
являются закадровый комментарий и изображение. Смысл сообщения выражается
не через какой-то один из них, а через оба компонента, что значительно
облегчает восприятие информации в максимально полном объеме.
Творческая часть
Глава 4.
Из микрофонной папки автора
1. Анкета редакции
Редакция информации орловской государственной телевизионной и
радиовещательной компании сформирована в 1992 году. В ней работает четыре
журналиста и два оператора, которых обслуживает специально выделенная
легковая автомашина.
Необходимость ее создания была продиктована возросшей потребностью
жителей орловской области в местной информации, а также конкурентной
борьбой между четырьмя другими средствами массовой информации, работающими
в областном центре.
Исследования, проводящиеся систематически социологической группой
Орловской государственной телерадиокомпании, свидетельствуют о неизменной
популярности информационных программ, рассказывающих как о событиях
текущего дня, так и о заботах, лежащих вне временных отметок, либо имеющих
сезонный характер, таких, например, как посевная и уборочная кампании...
Журналисты редакции информации трижды в неделю выпускают программу
«Новости» продолжительностью 20 минут и раз в неделю - информационно-
аналитическую передачу «День за днем» продолжительностью 30 минут. Таким
образом, еженедельный объем вещания в пересчете на одного пишущего
сотрудника редакции составляет 22 минуты.
В структуре программы «Новости» - в основном репортажи. Изредка
встречаются интервью, заметки, зарисовки. В информационно-аналитической
передаче «День за днем» преобладают комментарии и репортажи.
Технология прохождения материалов такова: снятый репортаж
«отписывается», сдается на печать в машинописное бюро либо набирается на
компьютере. Часто случается так, что во время печати сценарного плана
журналист успевает съездить на очередную съемку, число которых доходит до
трех-четырех в день. После правки напечатанного текста сценарный план
сюжета включается в общий сценарий, который готовит выпускающий редактор. В
13 часов выпуск просматривается и подписывается главным редактором, после
чего начинается монтаж. Оперативно снятые сюжеты включаются в сценарий по
мере их поступления.
Сюжеты монтируются на отдельную кассету как правило самим автором в
присутствии режиссера. Очередность монтажа определяется загруженностью
журналиста: тот, кого «поджимают» съемки, монтирует свой сюжет первым.
Ближе к окончанию монтажа сюжеты в соответствии со сценарием
«сгоняются» на эфирную кассету, откуда будут выдаваться в эфир.
Становление редакции проходило на глазах автора дипломной работы. В
1992 году, когда выходили первые выпуски «Новостей», не было ни
компьютерной заставки программы, ни соответствующей выгородки в студии.
Передачи выходили в записи, и включение в выпуск только что снятых сюжетов
исключалось.
Уже с 1996 года «Новости» выходят только в прямом эфире. Компьютерная
заставка, выгородка и дикторский стиль и время выхода в эфир давно уже
знакомы зрителям.
Далее прилагаются тексты репортажей, подготовленных автором в
последние годы работы в редакции информации. Сценарные планы представлены в
форме, принятой к производству в Орловской телерадиокомпании.
2. Из микрофонной папки автора
(
При подготовке репортажа из детского реабилитационного центра автор
дипломного сочинения работал не только как корреспондент, но и как
оператор. Мальчик, рассказывающий о том, почему его мама не забирает домой,
был снят крупным планом, а в том месте, где он пытается вспомнить, чем она
занимается, автор посчитал уместным и необходимым сверхкрупный план,
который значительно усилил выразительность видеоряда.
Ведущий: Детскому реабилитационному центру при Железнодорожной
больнице - два с половиной года. Сегодня в ней побывали наши
корреспонденты.
Корр.(за кадром): В жизни этих детей есть один очень печальный
парадокс: у них есть дом и нет дома, у них есть родители, но у их родителей
нет детей. Они брошены, причем не юридически, а фактически. Их семьями
становятся дворы, родителями - местная шпана, университетами - улицы. Они
еще не дошли до старших курсов этих университетов, итог которых - детские
колонии. Они только поступили туда, причем при непосредственной помощи
родителей, предпочитающих воспитанию детей и самим детям все остальные,
причем далеко не лучшие, занятия. А порой даже препятствуя намерениям служб
социальной защиты и работников центра устроить ребенка под опеку
воспитателей и врачей.
- СНХ -
Мальчик говорит о том, что его мама занимается какой-то работой.
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): Благо, что стараниями служб социальной защиты дети
попали сюда, в реабилитационный центр Железнодорожного района. Здесь их
помыли, накормили и вылечили от многих накопившихся болезней.
За два с половиной года таким образом реабилитировано более 300 детей
из Железнодорожного района, вернувшихся в свои семьи сытыми и здоровыми.
Намного больше еще ожидает своей очереди в центр, который при всем желании
врачей и воспитателей никак не может одновременно принять более 20 ребят.
Центру не хватает помещений и финансирования. Сводить концы с концами
помогают спонсоры: вот эту спортивную площадку детям подарило
территориальное дорожно-строительное управление - воинская часть 1371,
начальник - Иван Федорович Новиков. Посильную помощь предлагают также
железнодорожный вокзал станции Орел, акционерные общества ОСПАЗ ТОИР,
Орелоблснаб и другие.
Судьбы тех, кто покидает стены центра, складываются по-разному.
Например, живущая в центре и закончившая 9 классов 9 городской школы Анна
Шолохова намерена поступить в Мезенское педагогическое училище. У
большинства же перспективы не такие четкие. Скорее всего, им снова и снова
придется возвращаться в центр, поскольку дома этих ребят очень напоминают
эти песочные рыхлые и неуклюжие строения.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 15 мая 1997 года в программе «Новости»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
Накануне Дня защитника отечества редакция информации Орловской
телерадиокомпании традиционно готовит много тематических сюжетов. Ниже
приведен пример одного из них, снятый в областном краеведческом музее и
рассказывающий о встрече ветеранов великой отечественной войны со
школьниками. При монтаже репортажа автор использовал съемки, сделанные в
залах боевой славы. Кадры оружия второй мировой войны, опаленные войной
личные вещи военачальников удачно вписываются в дикторское повествование.
Ведущий: Наш следующий репортаж посвящен грядущему празднику
защитников отечества. Сегодня в областном краеведческом музее прошла
встреча с ветеранами Великой отечественной войны.
Корр.(за кадром): Встречу провела заведующая научно-просветительским
отделом областного краеведческого музея Светлана Дмитриевна Краснощекова.
Перед учениками 2-й городской школы выступили ветераны великой
отечественной - Зинаида Александровна Швецова и Александр Иванович
Овчинников.
За многие годы мы привыкли к словосочетанию «народ-победитель» и за
безликостью этой формулировки все чаще забываем, что эти люди, ветераны
войны, живут рядом с нами, ездят вместе с нами в общественном транспорте и
покупают продукты в магазинах и рынках.
А ведь участников войны с каждым годом и даже месяцем становится все
меньше, все дальше в историю уходит военное лихолетье, нашу страну все еще
потрясают различные военные столкновения, ужас последствий которых вновь
входит в российские семьи.
Теперь, говоря о войне, нужно уточнять год ее начала. Война из
тривиальной агрессии превратилась в средство наживы и даже разменную монету
политических торгов. И вряд ли кто вспомнит и помянет добрым словом ее
ветеранов.
Ветераны же великой отечественной этого более чем заслужили. После
оккупации Орловской области Зинаида Александровна добровольно пошла в
партизанский отряд имени Дзержинского, который действовал в Брянской
области. О мужестве молодой партизанки говорят ее награды - орден «Красной
Звезды», орден «Отечественной войны I степени», медали «Партизан
отечественной войны I степени», «За Отвагу» и многие другие.
Александр Иванович - военный журналист, автор книг «Десант над
Днепром», «Земля отцов», «Русалкины слезы». Он также иллюстрировал альбомы,
посвященные истории орловского края.
О чем же они рассказывали школьникам? В конечном счете о том, что
нужно приложить все силы, чтобы стать настоящими людьми, настоящими
гражданами своей страны.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 23 февраля 1997 года в программе «День за днем»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
Автору дипломной работы удалось снять удачный кадр во время визита
Председателя Совета Федерации главы администрации Орловской области Егора
Семеновича Строева на орловское Акционерное общество «Протон». Встречающие
его специалисты сначала ознакомили его с работой предприятия. В одном из
цехов Строев посмотрел в микроскоп, а оператору удалось снять то, что он
там увидел. Дополняя закадровый комментарий, камера также информирует
зрителя о количестве рабочих на предприятии и о характере производства.
Ведущий: Сегодня глава администрации орловской области, председатель
Совета Федерации Егор Семенович Строев посетил акционерное общество
"Протон". Подробности - в нашем репортаже.
Корр.(за кадром): В последние несколько месяцев социальная атмосфера в
этом производственном объединении накалилась до предела. Коллектив завода
по несколько месяцев не получает ни заработную плату, ни социальные
пособия. Не спасло работающих и преобразование завода в холдинговую
компанию, то есть разделение его на восемнадцать дочерних фирм. Со своими
наболевшими вопросами отчаявшиеся рабочие и обратились к Егору Семеновичу
Строеву, справедливо полагая, что проблемы завода можно решить только на
самом высоком уровне.
- СНХ -
Рабочая завода: Нам не платят зарплату еще с августа и детских пособий тоже
нет.
Н.Малышев, директор дочерней фирмы "Опто-элементы": У нас нет
задолженностей перед энергетиками, но самый большой долг по зарплате.
Е.С.Строев, глава областной администрации: Я вчера подписал постановление о
выплате 30 процентов от прибыли на зарплату.
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): Проблемы фирмы "Опто-элементы", продукция которой,
кстати, пользуется большим спросом, охватили и другие дочерние фирмы
"Протона", разорив некоторые из них. На сегодняшний день существование
"Протона" в целом представляется весьма сомнительным - слишком велик комок
накопившихся проблем. На руководителя объединения у рабочих надежд нет
никаких. Единственной надеждой этих специалистов стало внимание к их
проблемам администрации области.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 28 августа 1997 года в программе «Новости»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
В репортаже о бедственном положении жителей одного из домов,
расположенного в центре областного центра, закадровый текст информирует
зрителя о фактах, а видеоряд дает представление о действительно ужасных
условиях проживания героев репортажа. Кроме того, этот телевизионный
материал заканчивается кадром-символом: между двух покосившихся домов четко
просматривается вывеска кинотеатра «Родина». По замыслу репортера он должен
намекать на то, что в своем отечестве забота о человеке все еще находится
едва ли не на последнем месте.
Ведущий: Наш следующий репортаж - о поистине уникальном месте в Орле.
Правда, жители этого места его уникальности совсем не рады.
Корр.(за кадром): Речь идет о домах номер 51 и 53, расположенных в
самом центре города по улице Московской. 51 дом был построен немецким
купцом еще до революции. В той части, которая ближе к улице, он жил сам, а
остальные помещения использовал под мастерские и соляные склады.
Это было в начале века, но кто бы мог подумать, что в конце 90-х годов
в нем будет ютиться более 20 семей без отопления, канализации,
водоснабжения и газа. Эти квартиры жильцы получили в основном после войны -
то-то была радость, но вскоре выяснилось, что именно из-за этих комнатушек
другого жилья им никто не даст - скажите, мол, спасибо и за этот дом,
никак, в самом центре города.
- СНХ -
Жительница: Я работала на Медведевском заводе, потом на пятом и в
электросети. Дали мне эту комнатушку-кладовочку, а потом прорубили два
окна - как хорошо, вот так и живем.
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): За собственными амбициями большинству из нас не
разглядеть истинного счастья. Даже в таких условиях ропщут только молодые.
Очень пожилые люди смотрят уже дальше житейских проблем, тем более, что
привыкли, особенно в последние годы, экономить на самом необходимом - на
тепле, пище, покое. Дрова подберут во время осенней чистки городской зелени
или купят у местной пьяни за десятку - другую, дальше чем могут, помогут
соседи - и дрова распилить, и воды принести, и обед сварить вот на таком
хитром приборе. В 59-м году в дом провели газовые трубы, но пожарная служба
не разрешила заводить газ в квартиры. Не единожды жильцы обращались и в
ЖЭУ, и в городскую администрацию, но принимаемые меры не выходили за рамки
обещаний и косметических ремонтов. Потолок дома держится на честном слове,
пол под ногами дышит. От стен пахнет сыростью, а от квартир - погребом.
Впрочем, этим людям не чуждо чувство зависти - они тоже завидуют -
например, соседям по дому, который сгорел в прошлом году. Им наверное, дали
комнатки в тесной, но хотя бы теплой хрущевской коммуналке, а одиноких
бабушек определили под государственную опеку.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 30 ноября 1997 года в программе «День за днем»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
Автор следующего «сюжета» об орловской организации карате к этому виду
досуга и спорта относится неоднозначно. То, что есть в карате
положительного, вдохновило на съемки и подготовку текста (особенно резюме),
а свое отрицательное отношение к насилию вообще и подобного рода в
частности, репортер выразил посредством монтажа, отобрав для него кадры
удавшихся ударов, нанесенных в большинстве случаев в голову одним приятелем
другому.
Ведущий: Орловская организация «Ояма КиоКушинкай Каратэ-до» провела
учебно-методические сборы.
Корр.(за кадром): Орловская организация киокушин - сильнейшего вида
каратэ существует с октября 1995 года. В ней занимается более полутора
сотен орловцев в возрасте от 7 лет.
Орловские спортсмены уже выезжали на соревнования в Москву, Курск,
Дзержинск.
В воскресенье в спортивном зале коммерческого института прошли учебные
сборы, в ходе которых воспитанники организации демонстрировали свои
общефизические данные, технические нормативы и боевую технику.
Правила Киокушин каратэ максимально близки к правилам действительного
поединка. Степень близости контакта не ограничивается.
Запрещаются удары только в те места, которые невозможно предварительно
подготовить. Защитные средства не используются.
Критерием для оценки поединка является объективное бессилие спортсмена
продолжать бой, а не субъективное мнение судей.
Конечно, жестковато. Но каратэ уже завоевало сердца молодых людей во
всем мире. К этому виду спорта они обратились в надежде реализовать мечту,
свойственную всем мужчинам - стать сильными.
Впрочем, для тех, кто решил заниматься киокушинкай серьезно, каратэ
станет не только и даже не столько умением драться, сколько своеобразным
психологическим щитом в современной, эмоционально перенасыщенной жизни.
Основатели киокушинкай совершенно справедливо полагают, что та боль,
которую нам причиняют незнакомые люди, а порой даже друзья неизмеримо
сильней самого страшного удара.
Конечно, схватка излишне жесткая, но также бесспорно и то, что ребята,
занимающиеся здесь, намного лучше уличных пацанов с сигаретой, рюмкой
портвейна, наркотиками и, в конце концов, с лишним весом.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 12 февраля 1997 года в программе «Новости»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
...Ситуация, открывшаяся взору репортера, была настолько комичной, что
он поделился ею со зрителями: жители Культурного переулка сами себя
завалили пищевыми и промышленными отходами; а тут еще авария на водной
магистрали. Съемки наиболее эмоциональной части рассказа начальника участка
о проблемах устранения аварии водовода велись скрытой камерой, и пусть
звук, записанный посредством встроенного микрофона, был не очень
качественным, зато это был фрагмент живого разговора - с естественной
мимикой и выразительной жестикуляцией. Кроме того, при подготовке «сюжета»
репортер применил прием ассоциативного монтажа, показав водоворот на словах
о бессмысленной трате денег налогоплательщиков. В результате стала ясна
невысказанная вслух мысль о том, что в городе нет настоящего хозяина.
Кстати, спустя год мэр Орла был переизбран.
Ведущий: Сегодня в нашу редакцию позвонили жители Культурного переулка
Орла, выразив негодование творящимся под окнами их домов безобразием. На
место выехал наш корреспондент.
Корр.(за кадром): Беды Культурного переулка типичны для всего города в
целом. По горькой иронии именно его жители устроили под окнами своих же
домов потрясающую своими размерами свалку. К летнему зловонию быстро
привыкли и перестали его замечать. А в редакцию позвонили, сообщив о
вчерашнем порыве водопроводной трубы. Хлынувшая воды затопила и без того
весьма жидкий асфальт Культурного переулка и хлынула в подвалы домов
соседних улиц. Без нормального напора воды остались жители Железнодорожного
и Советского района. И, возможно, не последний день.
По мнению начальника железнодорожного участка водоканала Алексея
Рыкова, устранить течь, а точнее, порыв трубы в тот же день рабочие не
смогли из-за развернувшегося в непосредственной близости от водной
магистрали частного строительства.
- СНХ -
А. РЫКОВ, начальник участка: Ты когда строил, куда смотрел? Сейчас землю
придется кидать туда, к нему, в особняк.
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): Чтобы умерить естественно возникшие по этому поводу
протесты хозяев постройки, водоканальщики пригласили на место работ
представителей городской и районной администраций и, конечно же,
сотрудников милиции. «А иначе никак» - убежденно заметил начальник участка,
и был прав: при устранении одной из аварий в Завокзальном поселке его
рабочие едва не получили серьезные побои - благо вовремя уехали.
- СНХ -
А. РЫКОВ, начальник участка: Сейчас многие стали вести несанкционированное
строительство, не спрашивая ни у кого разрешения. Вот так и
получается: приезжаешь на аварию, а стоит дом или гараж. Приходится
нам делать подкопы. Уходит время и деньги и вызываем недовольство
людей плохой подачей холодной воды.
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): Что же касается конкретно этого водовода, то ни на
какой карте его нет. Местные старики рассказывают, что трубу положили
пленные немцы еще в 46 году. Положили на совесть - более 50 лет труба не
давала о себе знать.
В те годы бережливости никого не надо было учить - за небрежность и
головотяпство расстреливали. Сейчас же времена другие, и деньгам
налогоплательщиков - нашим с вами деньгам - вполне позволительно
безнаказанно утекать столь же быстро и бесполезно, как эта вода. И
удивительно то, что и в этом случае никому не взбредет в голову искать
виновного в утере многих тонн артезианской воды и нарушении водоснабжения
города.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 16 марта 1997 года в программе «День за днем»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
При создании репортажа, посвященного Дню Прав человека, удачно
использовался прием ассоциативного монтажа. Особых высот в обеспечении этих
прав наша страна, увы, не достигла, поэтому, вероятно, этот праздник широко
не отмечался. Соответствующий текст звучит на фоне промерзших насквозь
домов, деревьев, занесенных снегом машин и окаменелых сосулек.
Ведущий: 10 декабря все прогрессивное человечество отметило
международный день защиты прав человека. О том, чем отмечен этот день в
нашей области, репортаж нашего корреспондента.
Корр.(за кадром): Среда 10 декабря не стала праздничным днем. Одну из
версий этого печального факта высказал наш современник, поэт Владимир
Соколов:
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных век.
И не надо мне прав человека -
Я давно уже не человек.
А между тем именно 10 декабря 49 лет назад Сессия генеральной
ассамблеи организации объединенных наций приняла всеобщую декларацию прав
человека, за которую, к слову, Советский Союз голосовать не стал.
Первый пункт декларации утверждает, что все люди от рождения наделены
некоторыми неотъемлемыми правами, которые должны охраняться государством.
Заметьте - охраняться. Мы же реализовывали, да и сейчас реализовываем
только те права, которые нам милостиво дает государство.
Поэтому о своих правах мы мало что знаем. А изучать их необходимо. К
сожалению, еще далеко не все школы вводят в программу изучение важнейших
человеческих прав. Но такие занятия уже четвертый год проходят в
гуманитарном лицее «Магистр».
- СНХ -
Учащиеся лицея «Магистр»: Мы прослушали курс лекций по правам человека и
пришли к выводу, что эти права повсеместно нарушаются. Например, в
Москве было введено ограничение пребывания без регистрации, что
противоречит праву человека свободно передвигаться по своей стране. Да
и вообще о каких правах человека может идти речь, если только что мы
пережили кровавую войну в Чечне и нет уверенности, что эта война не
последняя?
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): В лицее «Магистр» права человека изучают по
написанной специально для этих целей авторской программе.
- СНХ -
Э. Менделевич, преподаватель, сотрудник московской правозащитной газеты
«Экспресс-Хроника»: Лет десять назад текст декларации прав человека
невозможно было нигде купить, а за его прочтение можно было угодить за
решетку. Теперь же мы имеем возможность обучать этим правам
школьников, чтобы по окончании 11 класса они знали свои права и могли
их отстаивать.
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): Права человека - это именно тот фундамент, на
котором строится вся наша жизнь и все другие праздники. Поэтому день 10
декабря заслуживает намного большего внимания, нежели то, каким он был
удостоен в Орловской области, да и в России в целом.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 10 декабря 1997 года в программе «Новости»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
Работа над музыкальным видеоклипом «Вальс бостон» продолжалась более
двух лет. Среди телевизионных материалов, иллюстрирующих главную мысль
автора дипломной работы о соотношении слова и изображения, музыкальный клип
появился потому, что текст песни и видеоряд существуют как бы порознь, но
вместе с тем они теснейшим образом взаимосвязаны. Можно заметить, что в
песне художественные образы свои, а в видеоизображении - свои. Воспринимая
их одновременно, внимательный зритель получает «двойную дозу» информации,
глубже проникается авторским замыслом.
При создании видеоклипа задействованы актеры орловского Театра для
детей и юношества «Свободное пространство», сценарий, съемки и монтаж
выполнил автор дипломной работы.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Видеоклип вышел в эфир 20 декабря 1996 года в программе эфирного дня
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
Заключение
Проблема соотношения слова и изображения сравнительно новая в теории
публицистики. Она возникла с появлением звукового кино и приобрела особую
актуальность с бурным развитием телевидения, с формированием особого,
принципиально нового языка, основанного на использовании двух различных
семиотических систем - изобразительной и словесной.
Сегодня вопросы структуры аудиолингвовизуального языка экранных форм
публицистики еще не получили достаточно полного освещения в работах
исследователей кино и телевидения.
Многие исследователи в своих работах исследуют отдельные стороны
взаимодействия слова и изображения на телевидении и в кино, но единых
принципов соотношения вербальных и иконических элементов в аудиовизуальном
сообщении до сих пор не выработано.
В данной работе сделана попытка более детально рассмотреть структурные
составляющие экранного образа, механизм взаимодействия слова и изображения
на телеэкране, показать на конкретных примерах возможности, которые
открывает перед телепублицистами умелое использование особенностей
функционирования аудиовизуального сообщения.
Проведя собственное исследование, автор дипломной работы пришел к
выводу, что изображение является носителем достоверности сообщаемого с
экрана факта и отличается довольно сложной собственной структурой. Слово
же, связанное с абстрактно-понятийной стороной сообщения, является
выразителем мысли, носителем логических элементов информации.
Большой интерес телевидения к слову - следствие его коммуникативной
природы. Сегодня филологов слово интересует все больше не в чистом виде, а
в определенной ситуации, в определенной обстановке. Думается, во многом это
обусловлено возрождением культуры разговорной речи (а именно в устном
высказывании роль ситуации особенно велика) в эпоху развития телевидения,
где слово немыслимо вне экранного контекста, без его взаимодействия с
изображением.
В целом надо отметить, что сегодня, когда мы наблюдаем процесс
сближения форм кинематографической и телевизионной публицистики, происходит
сближение и структуры кино- и телесообщения: документальное кино все больше
проявляет интерес к звучащему с экрана слову, а телевидение, совершенствуя
изобразительные возможности малого экрана, получает возможность значительно
шире использовать в своих передачах различные иконические элементы.
Сегодня телевидение располагает мобильной аппаратурой, позволяющей
передавать информацию с мест, значительно удаленных от студии, одномоментно
с показываемым событием. Естественно, что в этом случае телевидение
максимально использует одно из главных своих преимуществ - полностью
устраняется временной разрыв между поступлением сообщения и совершением
самого действия.
В этих условиях особенно повышается роль взаимопонимания отдельных
членов творческой группы, иначе было бы просто невозможно добиться
правильного соотношения изображения и звука, без чего, как мы выяснили,
невозможно создание полноценного экранного художественно-публицистического
образа, складывающегося из двух основных элементов: изображения, звукового
ряда и правильного их соотношения.
Сегодня на телевидении нужен журналист-универсал, одинаково хорошо
понимающий природу и специфику как зрительного ряда, так и звука в
средствах массовой информации, умеющий с полной отдачей использовать
поступившие в его распоряжение изобразительно-выразительные средства.
Поэтому нельзя не согласиться с тем, что «важность комплексных
исследований проблематики телевизионного слова неоспорима: они вплотную
приблизят нашу науку к познанию всего многообразия путей, ведущих
телевизионных публицистов к высотам литературно-экранного мастерства»[56].
Думается, в этом направлении еще предстоит многое сделать, чтобы
поддержать на достаточно высоком уровне интерес зрителей к важнейшему
каналу распространения информации - телевидению, усилить действенность
аудиовизуального сообщения, повысить достоверность информации, передаваемой
посредством телевизионного экрана.
Список литературы
& Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и
пропаганды». Москва, 1976 год.
& Багиров Э. Г. «Очерки истории телевидения». Москва, 1978 год.
& Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год.
& Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. «Стилистика газетных
жанров». МГУ, 1979 год.
& Гуревич С. М. «Где твоя ниша?». Журналист, 1993 г. №11
& Егоров В. «Изображение-75». Искусство кино, 1976 год, номер 3.
& Зак М. Е. «Михаил Ромм и традиции Советской кинорежиссуры. Москва, 1975
год.
& Ильин Р.Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год.
& Кликс Р. Р. «Художественное проектирование экспозиций». Москва, 1978
год.
& Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год.
& Костомаров Р. Г. «Русский язык на газетной полосе». МГУ, 1971 год.
& Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год.
& Лукьянов В. Г. «В мире эстетики». Москва, Просвещение, 1983 г.
& Медынский С. Е. «Что у нас в кадре?» Журналист, 1979 год, номер 5
& Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник Московского университета, серия «Журналистика»,
1969 год, номер 2.
& Моль А. «Социодинамика культуры». Москва, 1975 год.
& Монтегю А. «Мир Фильма». Ленинград, 1968 год.
& Образцов С. В. «Эстафета искусств». Москва, 1978 год.
& Розенталь Д. Э. «Стилистика газетных жанров». МГУ, 1981 год.
& Ромм М. И. «Беседы о кино». Москва, 1964 год.
& Саппак В.С. «Телевидение и мы». Москва, 1963 год.
& «С лейкой и с блокнотом. Интервью с В. Песковым». Советское фото, 1980
год номер 12.
& «Сорок мнений о телевидении». Москва, 1978 год.
& «ТВ-репортер». Москва, 1976 год.
& «Школа американской журналистики». Журналист, 1993 г. № 11
& Эльманович Т. В. «Образ факта». Москва, 1975 год.
& Юровский А. Я. «Телевидение - поиски и решения». Москва, Искусство, 1975
год.
& «Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды». Москва, 1980
год.
-----------------------
[1] См., например: Д. Э. Розенталь «Стилистика газетных жанров». МГУ, 1981
год;
Р. Г. Костомаров «Русский язык на газетной полосе». МГУ, 1971 год;
Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. «Стилистика газетных жанров».
М., 1985 г.
[2] Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации». Москва, 1980
год. Стр. 212
[3] Там же, стр. 235
[4] Там же, стр. 233
[5] Юровский А. Я. «Телевидение - поиски и решения». Москва, 1975 год, стр.
26
[6] Там же, стр. 71
[7] Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год,
стр. 23
[8] Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год,
стр. 86
[9] Юровский А. Я. «Телевидение - поиски и решения». Москва, Искусство,
1975 год, стр. 145
[10] Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 5
[11] Монтегю А. «Мир Фильма». Ленинград, 1968 год, стр. 135
[12] Кривенко Б. В. «Язык и стиль средств массовой информации и
пропаганды». Москва, 1980 год, стр. 240
[13] Саппак В. С. «Телевидение и мы». Москва, 1963 год, стр. 143
[14] Там же, стр. 138
[15] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник МГУ, серия «Журналистика», №2, 1969 год, Стр. 20.
[16] Кликс Р. Р. «Художественное проектирование экспозиций». Москва, 1978
год, стр. 296
[17] Багиров Э. Г. «Очерки истории телевидения». Москва, 1978 год, стр. 37
[18] Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год, стр. 71
[19] Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 12
[20] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 33
[21] Моль А. «Социодинамика культуры». Москва, 1975 год, стр. 196-197
[22] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 33
[23] Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год,
стр. 14
[24] Егоров В. «Изображение - 75». Искусство кино, 1976 год, стр. 125
[25] Ромм М. И. «Беседы о кино». Москва, 1964 год, стр. 171
[26] «Сорок мнений о телевидении». Москва, 1978 год, стр. 167
[27] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр.
148
[28] Там же, стр. 66
[29] Образцов С. В. «Эстафета искусств». Москва, 1978 год, стр. 252
[30] Копылова Р. Н. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 116
[31] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 65
[32] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр.
152
[33] Феллини Ф. «Сорок мнений о телевидении». Москва, 1978 год, стр. 149
[34] Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 116
[35] Песков В. М. «С лейкой и блокнотом». Советское фото, 1980 год, №2,
стр. 37
[36] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр.
86
[37] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр.
93
[38] Эльманович Т. В. «Образ факта». Москва, 1975 год, стр. 119
[39] Лосев А. Ф. «Знак и символ». Москва, 1975 год, стр. 14
[40] Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации
и пропаганды». Москва, 1976 год, стр. 55
[41] Моль А. «Социодинамика культуры». Москва. 1975 год, стр. 74-79
[42] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник Московского государственного университета, серия
«Журналистика». 1969 год, № 2, стр. 20-21
[43] Там же, стр. 18
[44] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр.
168
[45] Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год, стр. 224
[46] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр.
23
[47] Медынский С. Е. «Что у нас в кадре?». Москва, Журналист, 1979 год, №2,
стр. 24
[48] Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации
и пропаганды», Москва, 1976 год, стр. 59-60
[49] М. В. Зарва «ТВ-репортер». Москва, 1976 год, стр. 111-112
[50] Багиров Э. Г. «Очерки истории телевидения». Москва, 1978 год, стр. 109
[51] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник Московского государственного университета, серия
«Журналистика». 1969 год, № 2, стр. 19
[52] Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год, стр. 51
[53] Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды».
Москва, 1980 год, стр. 185
[54] Там же, стр. 197
[55] Зак М. Е. «Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры». Москва,
1975 год, стр. 224
[56] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник Московского государственного университета, серия
«Журналистика, 1969 год, №2, стр. 28
Страницы: 1, 2, 3
|