Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
Министерство здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
Факультет социальной работы, педагогики и психологии
Направление 521000 психология
Кафедра социальной психологии
Допущена к защите
Зав.кафедрой_________
проф. Е.А. Петрова
« » июня 2004г.
Выпускная квалификационная работа
«Влияние особенностей темперамента
на поведение личности
в конфликтной ситуации»
Выполнила
Студентка 4 курса
дневного отделения
Фролова Светлана Игоревна
Научный руководитель
канд. психол. наук., доцент
Семенов Алексей Валерьевич
Москва 2004
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы личностных детерминант
конфликтного поведения 7
1.1 Современное состояние изучения психологии конфликта. 7
1.2 Стили поведения личности в конфликтной ситуации. 18
1.3 Психологические теории темперамента 27
Вывод по 1-ой главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на
поведение личности в конфликтной ситуации 40
2.1 Методический инструментарий и ход исследования. 40
2.2 Анализ полученных результатов 46
Вывод по 2-ой главе 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 59
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в
современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни
общества и большой интерес представляет проблематика
социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено
широким распространением конфликтов в общественной жизни.
Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они
являются необходимым условием общественного развития. Каждый
стремится добиться поставленной цели, часто не обращая
внимания на других, что порождает соперничество и
напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам
возможностей и особенностей человеческой личности. Практически
все общественные науки обращаются к этому предмету
исследования; проблема личности стоит в центре и философского,
и социологического, и психологического знания.
В отечественной психологии выделяется задача,
заключающаяся в исследовании различных свойств личности,
которые формируются и проявляются в деятельности человека и
оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из
этих свойств является темперамент – центральное образование
психодинамической организации человека, преимущественно
врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее
устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими
особенностями человека.
Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают
другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном
заведении, на работе, в магазине и т.д.
Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и
членами этой группы, каждый из которых имеет свои
индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики,
коммуникативные особенности, склонность к агрессивному
поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.
При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей.
Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей,
каждый человек ведет себя определенным образом. Как при
общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то
прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной
ситуации, то есть, у каждого человека существует так
называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.
Исходя из этого, объектом исследования является поведение
личности в конфликтной ситуации, его характеристики и
особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента, уровня
агрессивности и основных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение
человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения
в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие,
как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения
в конфликте;
4) установить влияние темперамента на агрессивность,
коммуникативный контроль и выбор стратегий поведения в
конфликте.
Гипотеза: так как темперамент является центральным
образованием психодинамичекой организации человека, которое
формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее
влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые
особенности личности, такие, например, как уровень
агрессивности и коммуникативный контроль, что в свою очередь
оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. То
есть, человеку с определенным темпераментом присущи
определенные стратегии поведения в конфликте.
Выборка, на которой проводилось исследование, представляет
собой группу студентов Российского государственного
социального университета, факультета социальной информатики;
количество человек – 66, из них: 41 – девушек и 25 – юношей,
возраст –17-19 лет.
Для исследования были применены следующие методы:
1) Психологические методы: методика В. М. Русалова на определение
темперамента; методика Ассингера на выявление агрессивности;
методика Снайдера «Коммуникативный контроль»; методика Томаса
на определение стилей поведения в конфликте.
2) Методы математической обработки: программы «Statistica6»,
«MatLab».
Научная актуальность данного исследования состоит в том,
что проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в
конфликтной ситуации не до конца изучена. Муталимовой А. М. В
1998 году было проведено исследование на выявление
взаимосвязей свойств темперамента и особенностей межличностных
отношений, но не стилей поведения в конфликтной ситуации.
Теоретической основой моей работы явились фундаментальные
труды по изучению темперамента таких ученых, как:
Ананьев Б. Г., Выготский Л. С., Гиппократ, Ковалев А. Г.,
Мерлин В. С., Мясищев В. Н., Небылицын В. Д., Павлов И. П.,
Русалов В. М., Сеченов И. М., Теплов Б. М.
И работы в области конфликтологии: Анцупов А. Я., Бабосов Е.
М., Бородкин Ф. М., Гришина Н. В., Зазыкин В. Г., Здравомыслов
А.Г., ., Коряк Н. М., Крогиус Н. В., Скот Д. Г., Шипилов А. Н.
и др.
Практическая значимость: результаты данной работы могут
быть применены в повседневном общении, так как каждый человек
сталкивается с конфликтными ситуациями. Наблюдая за поведением
другого человека, зная его темперамент, можно предположить,
как он будет себя вести в конфликтной ситуации и выбирать
подходящие стратегии поведения. Также это актуально в
организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной
жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит
взаимодействие личности и группы.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы личностных
детерминант конфликтного поведения
1.1 Современное состояние изучения психологии конфликта.
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные
ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой
безнадежные, стремление доказать свою правоту, обиды.…В
результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление
негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты
рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует
избегать [16].
Представители ранних школ управления, в том числе
сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт
- это признак неэффективной деятельности организации и плохого
управления. В наше время теоретики и практики управления все
чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты
даже в самой эффективной организации при самых лучших
взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо
только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их
регулирования в современном обществе столь велика, что во
второй половине ХХ века выделилась специальная область знания
- конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли
социология, философия, политология и, конечно, психология.
Психологические исследования конфликтов занимают
центральное место среди исследований других наук, посвященных
данной проблеме. Это связано, в первую очередь, с широтой
объектного и предметного полей, а самое главное,
непосредственным выходом на личностный аспект конфликтов -
определением психологических механизмов и личностных
детерминант конфликтного поведения. Разнообразие
психологических исследований конфликтов требует их
систематизации и углубленного анализа, что необходимо так же
для определения места настоящего исследования в их континиуме.
Следует отметить, что систематизация психологических
исследований конфликтов связана с теми же трудностями, что и
систематизация в рамках междисциплинарных исследований -
отсутствие общего основания. Поэтому мы будем анализировать
проведенные психологические исследования, используя различные
основания [31].
В первую очередь хотелось бы остановиться на
исследованиях конфликта в рамках психологических парадигм, в
основном разработанных в западной психологии. К основным можно
отнести: :
психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни,
Э. Фромм) ;
экзистенциальное (Л. Бинсвангер, Р. Ленг, В. Франкл);
социотропное (В. Макдугалл, С. Сигеле);
динамическое (К. Левин);
социометрическое (Дж. Морено);
интеракционистское (Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани);
необихевиористское (Н. Миллер, Дж. Доллард) направления.
Исследованиям фрейдистской (психоаналитической)
ориентации присуща биопсихологическая трактовка причин
конфликтов. Согласно ей, конфликты есть следствие
несоответствия моральных общественных условий и обстоятельств,
с одной стороны, требованиям природных инстинктов - с другой.
Как считал 3. Фрейд, конфликт возникает тогда, когда сила
воздействия общественных условий существенно превышает
способность человека к сублимации. Такие конфликты могут
выражаться в неврозах, преступном поведении и т.д.
Вслед за 3. Фрейдом, австрийский психолог А. Адлер
рассматривал источник конфликтов в незащищенности личности
перед окружающим миром, осознании своей неполноценности и
несовершенства, в стремлении укрепиться путем превосходства
над другими. По его мнению попытки освободиться от чувства
неполноценности ведут к невротическим срывам, к конфликтам
[31].
По мнению К. Хорни, конфликт возникает в системе
взаимоотношений индивида с социальным окружением, а не как
эффект конфронтации с этим окружением ищущих выхода,
изначально заложенных в организме психических сил.
Э. Фромм, полемизируя с 3. Фрейдом, утверждал, что в
процессе своего развития человек приходит к обособлению и
индивидуализации. Это осуществляется в постоянном конфликте
личности с социальной средой. По Э. Фромму индивид может
избавиться от одиночества и чувства собственной "ничтожности"
только "бегством от всякой свободы", что связано с
бессознательной деятельностью, которая может быть изучена в
основном психоаналитическими методами [31].
Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт
борьбы за выживание обеспечивает существование и развитие
вида, В. Макдугалл неправомерно распространил его на общество.
Созданная им теория инстинктов социального поведения
определили социотропное направление в психологических
исследованиях конфликтов.
Исследуя проблемы групповой динамики, К. Левин с этой
точки зрения рассматривал и проблему конфликта. По мнению К.
Левина, основой конфликта являются психические состояния
личности (фрустрация, напряженность, дискомфорт), которые
отражают степень неудовлетворенности объектами окружающей
среды, на которые направлены потребности личности.
В соответствии с психологической теорией социометрии,
разработанной Дж. Морено, межличностные конфликты определяются
состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями
и антипатиями по отношению друг к другу.
По мнению представителей шилеракционистского направления
основные причины конфликтов кроются в процессе социального
взаимодействия.
Представители этого направления рассматривают конфликты
преимущественно как ролевые, т. е. конфликты, которые
возникают вследствие того, что к носителям одной роли
различные группы предъявляют неодинаковые, зачастую
противоречивые требования. Основой понимания конфликта в
рамках необихевиористской ориентации является теория
"фрустрации-агрессии", сформулированная в 40-е годы Н.
Миллером и Дж. Доллардом. Ключевое место в этой теории
занимает предположение о том, что любое условие,
препятствующее достижению цели может вызвать фрустрацию и
привести к появлению агрессии - стремлению разрушить либо
устранить препятствие. Агрессивное поведение может остаться
нереализованным вследствие сдерживания возможными негативными
последствиями для личности либо осуществиться в форме
"смещенной агрессии", направленной не на непосредственный
источник фрустрации, а на любой объект [31].
Психологические исследования конфликтов можно
классифицировать по их предмету [12]. По мнению Н. В. Гришиной
таковых предметов всего три:
1. социально-психологические аспекты социальных
конфликтов, которые как всякое социальное явление, в качестве
вторичных содержат психологические компоненты;
2. межгрупповые конфликты, возникающие при непосредственном
взаимодействии малых групп;
3. межличностные конфликты, возникающие во взаимодействии
отдельных личностей.
В обсуждении результатов исследований конфликтов на основе
их предметов следует особо выделить психологические механизмы
конфликтов. Иногда их называют собственно психологическими
конфликтами. По мнению В. С. Мерлина основным психологическим
механизмом конфликта является дезинтеграция" личности [20].
В новейших неофрейдистских теориях существенное значение в
развитии личности придается не столько самим мотивам, сколько
бессознательным формам реагирования на неудовлетворение
мотива. Неудовлетворение или подавление мотива вызывает
различные формы агрессивных реакций против реального или
воображаемого "виновника" неудовлетворения. Направленность
этих агрессивных реакций на различных "виновников" создает
установки и отношения личности.
Важная роль в психологических исследованиях конфликта
посвящена анализу и описанию внутренних условий конфликтности
личности и конфликтного поведения. Весомый вклад в разработку
этой проблемы внес В. С. Мерлин [20]. По мнению В. С. Мерлина,
«внутренние условия психологического конфликта сводятся к
противоречию между различными мотивами и отношениями
личности».
Другая группа внутренних условий, по мнению В. С.
Мерлина, вязана с субъективной неразрешимостью ситуации.
Существуют и другие точки зрения на психологические
механизмы конфликтов. В ряде исследований отмечалось, что
таковая имеет когнитивную (Афонькова В. М.), мотивационную и
ценностно-ориентационную (Семенов В. А. , Ершов А. А. и др.),
личностную (Гришина Н. В. , Ковалев Г. А.) и социально-
психологическую основы (Зотова О. И. , Козер Л. и др.
Психологические исследования конфликтов, объединенные по
предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченности
как внутриличностные, межличностные, индивид-группа и
межгрупповые.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип
конфликта.
Психологические исследования межличностных конфликтов
являются в настоящее время наиболее распространенными (Анцупов
А. Я. , Гришина Н. В. , Крогиус Н. В. , Моисеев Д. Л. ,
Шипилов А.Н. и многие другие). Исследуя межличностные
конфликты А. В. Филипов отмечал, что причины их возникновения
неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, это
могут быть сугубо психологические - антипатия, активная
неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой
стороны, причина конфликта может иметь реальную
производственную или организационную основу. Однако,
недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень
культуры профессионального общения, организационного
взаимодействия приводят к тому, что производственный или
организационный конфликт достаточно быстро (а порою -
стремительно) переходит в межличностный.
По данным Н. В. Гришиной, межличностные конфликты часто
имеют внутриличностное происхождение.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью
соответствует данному нами определению. Здесь участниками
конфликта являются не люди, а различные психологические
факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или
являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности,
чувства и т. п.
Внутриличностные конфликты могут принимать различные
формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой
конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему
противоречивые требования. Социальное поведение вообще
детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько
личностными особенностями человека.
Межгрупповые конфликты (Бородкин В. М. , Каменев Н. П. ,
Храмов В. О. , Чекалин В. И. , Шаленко В. Н. , Шепель В. М. и
др. ) в психологических исследованиях представлены
ограниченно, в основном связаны с анализом причин
производственных конфликтов. В таких конфликтах могут
участвовать противоборствующие группировки в рамках одного
подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных
единиц (бригад, отделов, цехов и пр.); объединения лиц
различного служебного ранга и работающих в разных
подразделениях.
Конфликты "индивид-группа" также изучены недостаточно. В
психологических исследованиях таких конфликтов перспективным
является рассмотрение группы как субъекта деятельности. Тогда
можно довольно продуктивно проводить некоторые аналогии между
группой и индивидом, ведь группа также обладает определенными
представлениями, нормами поведения, системами ожидания, также
осуществляет постановку целей. Но при этом необходимо
учитывать специфику группы как противника в конфликте
(Филиппов А.В.).
Следующим основанием классификации психологических
исследований конфликтов является опора на четыре подхода -
организационный, деятельностный, мотивационный и когнитивный.
Организационный. В нем конфликт рассматривается в основном
как процесс или следствие определенных рассогласований в
функционировании организации (в том числе и малой группы) или
нарушений социально-психологических связей, обеспечивающих
стабильность данной системы. (Дубовская Е. М. , Кричевский Р.
Л. , Журавлев Л. Л. , Зазыкин В. Г. , Китов А. И. , Ершов А.
А. , Зотова О. И. , Бойко В. В. , Рубахин В. Ф. и многие
другие).
Деятельностный связан с изучением закономерности отражения
в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для
совместной деятельности в коллективе, где эти конфликты имеют
место. (Ковалев А. Г. , Зазыкин В. Г. , Крогиус Н. В. и др. ).
Что касается мотивационного и когнитивного подходов, то,
по мнению А. Я. Анцупова, в отечественной психологии они
являются, несмотря на свои различия, частями одного подхода -
личностного. Теоретической основой этого подхода является
рассмотрение личности как центрального звена конфликтного
взаимодействия. Не организация (социальная среда) и
деятельность (система взаимодействий), а именно личность со
своими намерениями, целями, ценностями, особенностями
социально-перцептивных процессов, эмоциональных проявлений,
способов общения чаще всего является объектом исследований
психологов. Среди публикаций теоретического и эмпирического
плана можно выделить направления, где изучаются:
1. мотивы и цели, преследуемые в конфликте (Ю. А. Алешина, Л. Я.
Гозман, М. Л. Гомелаури, Е. М. Дубовская, А. А. Камынин, В. А.
Сысенко и др);
2. познавательные процессы в конфликте (С. Е. Аксененко, А. Н.
Алексеева, В. В. Заболотин, В. Л. Зливков, А. Н. Ковалев, Н.
В. Крогиус,
А. И. Тащева, Н. И. Фрыгина и др);
3. эмоциональные состояния противоборствующих сторон (С. А.
Агарков, Н. В. Аликина, А.Ф.Быстрицкая, В.К.Васильев,
В. П. Галицкий, А. И. Китов, М. А. Новиков, Н. Ф. Феденко и
др.).
Анализ личностных аспектов конфликтного поведения
показал, что имеется немало внутренних условий конфликтности
личности. Часть из них носит внешний, ситуативный характер, а
значительная часть - внутренний, обусловленный индивидуальными
способностями личности.
В изучении эмоциональных состояний противоборствующих
сторон следует выделить исследования негативных психических
состояний, в частности, сильных психологических стрессов.
Психологические стрессы в свою очередь являются внутренними
условиями личности, определяющими ее отношения и
взаимодействия. Длящиеся негативные психические состояния у
участников конфликтов могут привести к повышению их
агрессивности, которая в подавляющем большинстве случаев
направлена на оппонента и на формирование «образа врага».
Существуют различные определения конфликта, но все они
подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму
разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты
могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит
отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие
согласия между двумя или более сторонами - лицами или
группами.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) –
столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с
другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в
межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях
индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными
эмоциональными переживаниями. [13]
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей,
всю совокупность социальных отношений, социального
взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов
социального взаимодействия, субъектами и участниками которого
выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные
группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает
противоборство сторон, то есть действия, направленные друг
против друга [32].
Личность формируется и развивается в сложном и
многогранном процессе взаимодействия с социумом, в системе
общественных отношений, среди которых наиболее значительными
для нее являются ее отношения с другими личностями, т. е.
межличностные отношения. В процессе взаимодействия с другими
людьми проявляются две основных тенденции - устойчивость,
стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной
стороны, и их изменчивость - с другой. Один полюс личностного
бытия человека в межличностной сфере составляет стереотипность
его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и
установок, константность действий в изменяющихся условиях
среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция
сохранения и репродуцирования прошлого опыта, но другой,
противоположный ему полюс включает в себя вариабельность
поведенческих стратегий, смену убеждений и установок,
трансформацию прошлого опыта, выработку новых личностных черт
и самопреобразование.
В процессе взаимодействия этих полюсов человек
адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям
существующих в ней межличностных отношений. Повседневная жизнь
убеждает нас в том, что конфликты возникают практически во
всех без исключения сферах человеческого общежития. Самым
общим социально-психологическим механизмом их возникновения
является ситуационная несовместимость взаимодействующих
индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий
одного из них ожиданиям другого (других) [5].
К сфере субъективных причин возникновения межличностных
конфликтов относятся личностные особенности взаимодействующих
индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, в чувствах
уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и
т. п.
Причины межличностных взаимодействий чаще всего возникают
и сильнее всего эмоционально переживаются участниками именно
межличностные конфликты. Их значительно более широкая
распространенность, острота выражения и эмоциональная
насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех
ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение.
Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной
степени воздействующие на межличностные отношения индивидов:
а) личностные особенности индивида, включая его
темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации,
его интересы, потребности и представления о самом себе;
б) социальные роли, выполняемые индивидом в той или иной
общности (группе);
в) эмоциональные отношения индивида с социальным
окружением;
г) восприятие и оценка индивидом своего социального
окружения;
д) поведение индивида по отношению к другим людям.
1.2 Стили поведения личности в конфликтной ситуации.
Стиль – способ осуществления определенных интересов, образ
действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манера
общения.
В конфликтологии с 70-х годов XX века признано
существование следующих пяти стилей конфликтного поведения:
избегание, приспособление, соперничество, компромисс,
сотрудничество. Описали и систематизировали признаки различных
стилей американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн. Система
позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль
разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной
ситуации связаны с общим источником любого конфликта —
несовпадением интересов двух и более сторон.
Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется
той мерой, в которой мы хотим удовлетворить собственные
интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой
стороны (действуя совместно или индивидуально). Если
представить это в графической форме, то получим сетку Томаса —
Килменна, позволяющую определить место и название для каждого
из пяти основных стилей разрешения конфликтов.
Выбор конфликтного поведения зависит как от интересов
участвующих в конфликте сторон, так и от характера
предпринимаемых ими действий. Сам стиль поведения в конфликте
определяется, во-первых, мерой осуществления собственных
интересов (личных или групповых) и степенью активности или
пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения
существенно влияют стремление удовлетворить интересы других
сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия
приоритетны для отдельных лиц, социальных групп –
индивидуальные или совместные.
Каждый человек может в какой-то степени использовать все
эти стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые
стили могут быть наиболее эффективными для разрешения
конфликтов определенного типа. Ниже кратко описан каждый из
упомянутых стилей.
Как показывает сетка, человек, использующий стиль
соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению
конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в
сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые
решения. Согласно описанию динамики процесса Томасом и
Килменном, мы стараемся в первую очередь удовлетворить
собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других
людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы
используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно
сильна, то нам это удается.
Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот
стиль:
. исход очень важен для нас, и мы делаем большую ставку на свое
решение возникшей проблемы;
. мы обладаем достаточным авторитетом для принятия решения и
представляется очевидным, что предлагаемое нами решение —
наилучшее;
. решение необходимо принять быстро и у нас есть достаточно
власти для этого;
Страницы: 1, 2, 3
|