Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
особенности личности, такие, например, как уровень
агрессивности и коммуникативный контроль, что в свою очередь
оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. То
есть, человеку с определенным темпераментом присущи
определенные стратегии поведения в конфликте.
Для достижения поставленной цели применялся метод
тестирования, для которого были выбраны следующие методики:
1) Личностный опросник определения темперамента В. М.
Русалова.
Служит для диагностики темпераментных особенностей
человека. Состоит из 105 вопросов. В тесте предусмотрена
контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции
испытуемого давать социально-желательные ответы.
Темперамент рассматривается автором как система формальных
поведенческих изменений, отражающих различные блоки
функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число
измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре
функциональной системы:
1. афферентный синтез соответствует эргичности;
2. блок программирования — пластичности;
3. блок исполнения — темпу;
4. обратная связь — эмоциональной чувствительности.
Каждое измерение состоит из двух подизмерений:
1. объективно ориентированного;
2. субъективно ориентированного (или коммуникативного).
Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия
человека со средой: с предметным миром и обществом.
Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента
(в авторской терминологии):
1. Предметная эргичность характеризуется уровнем
потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности,
стремлением к умственному и физическому труду, стремлением
вовлеченности в трудовую деятельность.
2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных
контактах, жажда освоения социальных форм деятельности,
стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в
социальную деятельность.
3. Пластичность — степень легкости переключения с одного
предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних
способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с
предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной
деятельности.
4. Социальная пластичность — степень легкости переключения
в процессе общения с одного человека на другого, склонность к
разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества
готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального
контакта.
5. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота
предметно-двигательных актов при выполнении предметной
деятельности.
6. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных
актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
7. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к
несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым,
планируемым и результатами реального предметного действия,
чувствительность к неудачам в работе.
8. Социальная эмоциональность — эмоциональная
чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к
неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: Вам
предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на
выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь
представить типичные ситуации и дайте первый "естественный"
ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно.
Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы выбрали
ответ "да", поставьте крестик или галочку в графе "да". Если
Вы выбрали ответ "нет", поставьте крестик (галочку)
соответственно в графе "нет".
2) Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).
Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в
отношениях с окружающими и легко ли общаться с ним. Тест
содержит 20 вопросов, к каждому предлагается три варианта
ответа, из которых испытуемый должен выбрать наиболее
приемлемый для себя.
Инструкция: Вам предлагается 20 вопросов, которые представляют
собой типичные жизненные ситуации. К каждому вопросу есть три
варианта ответа. Выберите, пожалуйста тот вариант, который
характеризует ваше поведение наибольшим образом.
По количеству полученных баллов, выделяются три уровня
агрессивности: умеренная агрессивность, излишняя агрессивность
и чрезмерное миролюбие.
4) Методика диагностики самоконтроля в общении
М. Снайдера.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру,
постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести,
управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них
затруднена спонтанность самовыражения, они не любят
непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть
в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем
более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я»,
мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Испытуемому предлагается 10 утверждений, каждое из которых
он должен определить как верное или неверное применительно к
себе.
Инструкция: Я вам прочту десять утверждений, описывающих
реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить
как верное или неверное применительно к себе, и,
соответственно, с номером утверждения поставить букву «В» или
«Н».
В результате набранных баллов определяется степень
коммуникативного контроля ( низкий, средний или высокий).
4) Тест К.Томаса предназначен для изучения стиля поведения
в конфликтной ситуации. К.Томас выделяет следующие стили
регулирования конфликтных ситуаций:
а) соперничество – наименее эффективный способ поведения,
выражается в стремлении добиться удовлетворения своих
интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к
альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации,
достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание – (уход), для которого характерно как
отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции
к достижению собственных целей;
д) приспособление – означающее принесение в жертву
собственных интересов ради другого.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас
описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов
двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной
ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать
пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то
суждение, которое является наиболее типичным для
характеристики его поведения. Количество баллов, набранных
индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у
него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в
конфликтных ситуациях.
Полученные в результате исследования данные соотносятся с
ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа
поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой
шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к
проявлению того или иного стиля поведения.
2.2 Анализ полученных результатов
Данные по каждой методике занесены в таблицу (приложение
5). Полученные данные обрабатывались с помощью множественного
регрессионного анализа, который позволяет выявить зависимость
(влияние) между несколькими независимыми переменными
(составляющие темперамента) и зависимой переменной
(агрессивность; коммуникативный контроль; соперничество;
сотрудничество; компромисс; избегание; приспособление). Данные
обработки в таблице:
Табл.: Степень влияния темперамента на поведенческие
особенности
| |Ур-нь |Ком-й |Соп |Сот |К |И |П |
| |аг-ти |контр.| | | | | |
|R2 |0.2768 |0.1323|0.2415|0.0705|0.2434|0.2275|0.1378|
|F |2.7265 |1.0863|2.2685|0.5405|2.2926|2.0979|1.1390|
|p |0.0129 |0.3860|0.0351|0.8210|0.0333|0.0508|0.3520|
По данным таблицы для каждой независимой переменной
построен график.
Как видно из графика (рис. 1), наибольшее положительное
влияние на уровень агрессивности оказывает социальная
пластичность, а также пластичность и социальная эргичность.
Получается, что, чем больше степень легкости переключения с
одного человека на другого в процессе общения, чем больше
склонность к разнообразию коммуникативных программ, чем больше
разнообразие форм социальных контактов, тем вероятнее высокий
уровень агрессивности. Человек неуравновешен, может быть
жесток по отношению к другим людям, надеется добиться успехов,
надеясь на свои собственные силы и пренебрегая интересами
других. У него высок уровень потребности социальных контактах,
жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к
лидерству, общительность, вовлеченность в социальную
деятельность и, в то же время – высока степень легкости
переключения с одного предмета деятельности на другой.
[pic]
Рис.1. Степень влияния темперамента на агрессивность
Наиболее отрицательное влияние оказывает на агрессивность
социальная эмоциональность, темп и социальный темп. То есть,
человеку с низким уровнем агрессивности присущи низкая
эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере и к
неудачам в общении, низкие показатели скоростных характеристик
выполнения отдельных операций и двигательных актов в процессе
общения. Человек медлителен и невпечатлителен, общение не
является для него особо значимым фактором, он больше обращен
не во внешний мир, а во внутренний.
На степень коммуникативного контроля (рис.2) наибольшее
положительное влияние оказывают социальная эргичность и
социальная пластичность, но это влияние незначимо, так как,
коэффициент регрессии меньше 0,24. Значимого отрицательного
влияния также не оказывает ни одна из составляющих
темперамента.
[pic]
Рис.2. Степень влияния темперамента на коммуникативный
контроль
На стили поведения в конфликте составляющие темперамента
оказывают следующее влияние:
[pic]
Рис.3. Степень влияния темперамента на стиль
«соперничество»
Предметная эргичность оказывает положительное, но
незначимое влияние на выбор стиля приспособления (рис.4), то
есть, человек с высокой потребностью освоения окружающего мира
и стремлением вовлеченности в трудовую деятельность, скорее
будет жертвовать своими интересами ради другого, так как, ему
больше важна именно вовлеченность и занятость. Наибольшее
отрицательное влияние эргичность оказывает на выбор стиля
соперничества (рис.3). Человек, обладающий низким показателем
эргичности с меньшей вероятностью будет стремиться добиться
своего в ущерб интересов другого. Таких людей можно
охарактеризовать как неконфликтных, но, в то же время это люди
не увлеченные, у них нет большой потребности в познании
окружающего мира и чего-то нового.
[pic]
Рис.4. Степень влияния темперамента на стиль
«приспособление»
Социальная эргичность наибольшее отрицательное влияние
оказывает на выбор стратегии приспособление (рис.4), а
положительное, но незначительное – на избегание (рис.6). Если
у человека высок уровень потребности в социальных контактах,
стремление к лидерству, то у него есть склонность избегать
конфликтов, т.к. круг общения представляет для него ценность и
поддержку. Если же, эти показатель низки, то и низка
вероятность выбора им стратегии приспособления (рис.4).
Пластичность наибольшее положительное влияние оказывает на
выбор стратегии соперничество (рис.3), а отрицательное – на
избегание и приспособление (рис.6 и рис.4). То есть, человеку,
который легко переключается с одной деятельности на другую, с
одного типа мышления на другое, стремится к разнообразию
предметной деятельности, свойственна стратегия поведения
соперничество. Он будет стремиться добиться своего в ущерб
интересов другого и ему это легко удается, т.к. он быстро
умеет переключаться. Также на это влияют и высокие показатели
социальной пластичности – легкость переключения с одного
человека на другого в процессе общения, разнообразие
коммуникативных программ, готовых форм взаимодействия, что
обеспечивает легкость в удовлетворении своих интересов в ущерб
другому. Он может быть поверхностен в отношениях с окружающими
и легко вступать в контакт.
[pic]
Рис.5. Степень влияния темперамента на стиль «компромисс»
У человека с низкими показателями пластичности меньше
вероятность выбора таких стратегий, как избегание (рис.6) и
приспособление (рис.4), то есть, человек не намерен жертвовать
своими интересами ради другого; у него есть стремление к
кооперации и к достижению собственных целей.
[pic]
Рис.6. Степень влияния темперамента на стиль «избегание»
Социальная пластичность отрицательное влияние оказывает на
выбор стратегии компромисс (рис.5), то есть, человеку,
которому трудно переключаться в процессе общения, у которого
нет большого разнообразия коммуникативных программ,
нехарактерен данный стиль поведения в конфликте. Положительное
влияние на выбор данной стратегии оказывает влияние социальный
темп. Человек с высокой скоростью речи, богатой мимикой и
жестикуляцией склонен выбирать данный стиль поведения в
конфликте, пытается удовлетворить и свои интересы и интересы
другого человека.
[pic]
Рис.7. Степень влияния темперамента на стиль
«сотрудничество»
В ходе исследования не выявились составляющие темперамента,
которые оказывают значимое влияние на выбор стиля поведения в
конфликте сотрудничества (рис.7). Также не наблюдается
значимого влияния эмоциональности и социальной
эмоциональности, то есть, чувствительности к неудачам в работе
и общении на выбор стратегий.
Вывод по 2-ой главе
В ходе проведенного исследования были выявлены различные
влияния темперамента на поведенческие особенности личности и
выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Наибольшее положительное влияние на агрессивность
оказывают такие составляющие темперамента, как: социальная
пластичность, пластичность и социальная эргичность; наиболее
отрицательное влияние оказывает социальная эмоциональность,
темп и социальный темп.
На коммуникативный контроль значимого положительного и
отрицательного влияния не оказывает ни одна составляющая
темперамента.
Наибольшее значимое влияние на выбор стиля соперничество
оказывает социальная пластичность и пластичность;
отрицательное - эргичность.
Не было выявлено ни положительного, ни отрицательного
влияния темперамента на стиль поведения в конфликте –
сотрудничество.
Положительное влияние на выбор стиля компромисс оказывает
социальный темп, а отрицательное – социальная пластичность.
Выявлены незначительные влияния темперамента на стиль
поведения в конфликте - избегание: положительное – социальная
эргичность, отрицательное – социальная пластичность и
пластичность.
Незначительное положительное влияние оказывает эргичность, а
отрицательное – социальная эргичность и пластичность на выбор
стиля приспособление.
Также не выявлено значимого влияния эмоциональности и
социальной эмоциональности на выбор стратегий поведения в
конфликтной ситуации.
Заключение
В ходе проведенной работы были проанализированы литературные
источники по проблемам изучения личностных детерминант
конфликтного поведения и стилей поведения в конфликте.
Изучение конфликта, как неотъемлемой части социального
взаимодействия и темперамента, как основы психодинамической
организации личности, занимает важное место в социальной
психологии.
Конфликты пронизывают все сферы общественной жизни и,
поэтому, человек сталкивается с ними постоянно, но нельзя
приписывать им только отрицательные функции, т.к. часто в
процессе конфликта можно найти новое, интересное решение
проблемы.
Конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление.
Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам
возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон,
исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая
стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы,
приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта
ясного представления об общей природе и специфике данного типа
конфликта, определенного стиля поведения, выбор которого
зависит от личностных особенностей, в том числе и особенностей
темперамента.
Под темпераментом следует понимать индивидуально
своеобразные свойства психики, определяющие динамику
психической деятельности человека. Конкретные проявления типов
темперамента многообразны. Они заметны в деятельности
человека, во внешней манере его поведения.
Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что
тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно
свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не
выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс
особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые
проявляются при социальном взаимодействии, и особенно ярко в
конфликтных ситуациях.
Для достижение поставленной цели было проведено
эмпирическое исследование и получены результаты, которые
подтвердили гипотезу о том, что с темпераментом взаимосвязаны
некоторые особенности личности, такие, например, как уровень
агрессивности и коммуникативный контроль, что в свою очередь
оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. То
есть, человеку с определенным темпераментом присущи
определенные стратегии поведения в конфликте.
Наибольшее положительное влияние на агрессивность оказывают
такие составляющие темперамента, как: социальная пластичность,
пластичность и социальная эргичность; наиболее отрицательное
влияние оказывает социальная эмоциональность, темп и
социальный темп.
На коммуникативный контроль значимого положительного и
отрицательного влияния не оказывает ни одна составляющая
темперамента.
Наибольшее значимое влияние на выбор стиля соперничество
оказывает социальная пластичность и пластичность;
отрицательное - эргичность.
Не было выявлено ни положительного, ни отрицательного
влияния темперамента на стиль поведения в конфликте –
сотрудничество.
Положительное влияние на выбор стиля компромисс оказывает
социальный темп, а отрицательное – социальная пластичность.
Выявлены незначительные влияния темперамента на стиль
поведения в конфликте - избегание: положительное – социальная
эргичность, отрицательное – социальная пластичность и
пластичность.
Незначительное положительное влияние оказывает эргичность, а
отрицательное – социальная эргичность и пластичность на выбор
стиля приспособление.
Также не выявлено значимого влияния эмоциональности и
социальной эмоциональности на выбор стратегий поведения в
конфликтной ситуации.
Можно сказать о том, что основными составляющими
темперамента, которые влияют на поведенческие особенности,
являются: эргичность, социальная эргичность, пластичность,
социальная пластичность, темп и социальный темп. Другие
составляющие темперамента, по данным исследования, не
оказывают значительного влияния на поведенческие особенности
личности.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб., 1968.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс,
2002.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта. – М., 1992.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
5. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, ТетраСистемс, 2000.
6. Бодалев А.А. Психология личности. – М. 1988.
7. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт! – Новосибирск,
1984.
8. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология –
М., Инфра-М, 2000.
9. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., Гардарики, 2000.
10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С.-П. ПИТЕР,
2000.
11. Зайцев А. К. Социальный конфликт. – М., Академия, 2001.
12. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону, 1992.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.
14. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. - М.,
Прогресс, 1971.
15. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3.- М., "Просвещение",
1970.
16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М. ВЛАДОС ИМПЭ им.
А.С. Грибоедова, 2001.
17. Конфликтология. – СПб., 1999.
18. Кроник В.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология
значимых отношений.– М., 1989.
19. Крутецкий В.А. Психология. – М., Просвещение, 1988.
20. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования
индивидуальности. – М., 1986.
21. Муталимова А. М. Взаимосвязь свойств темперамента и
особенностей межличностных отношений. (кандидатская
диссертация). М., 1998.
22. Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования.–
1991.–№5.
23. Психология. Словарь. - М., 1990.
24. Рогов Е.И. Общая психология. – М., Владос, 1995.
25. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.
26. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. –
М., Наука, 1984.
27. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев, 1991.
28. Социально-психологический климат в служебных коллективах.
Методическое пособие. – М. 2001.
29. Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств
нервной системы и их значение для психологии индивидуальных
различий. //Вопросы психологии. 1963. №5.
30. Уткин Э.А. Конфликтология. – М., Тандем, 2000.
31. Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде.
(кандидатская диссертация). Уфа, 1997.
32. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.,
1996.
Приложения
Приложение 1.
Методика определения темперамента В. М. Русалова.
Инструкция:Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены
на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить
типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в
голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих"
ответов. Если вы выбрали ответ "да", поставьте крестик или галочку в графе
"да". Если Вы выбрали ответ "нет", поставьте крестик (галочку)
соответственно в графе "нет".
1. Подвижный ли Вы человек?
2. Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывая включиться в разговор?
3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
6. Ранимый ли Вы человек?
7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с
друзьями?
8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу
мысль?
10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на
длительное время были лишены возможности общения с людьми?
12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
13. Нравится ли Вам быстро бегать?
14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и
большой сосредоточенности?
16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
17. Часто ли Вы испытываете тревоги, что Вы выполнили работу не
так, как нужно?
18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время
разговора?
19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной
задачи?
21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно
поняли в разговоре?
22. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?
23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями от того. что Вы
сказали им что-то, не подумав заранее?
27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от
Вас большой энергии?
28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные
недостатки в своей работе?
29. Любите ли Вы сидячую работу?
30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом
высказаться?
32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
33. Быстры ли у Вас движения рук?
34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в
обществе малознакомых людей?
35. Легко ли Вам переключиться от одного варианта решения задачи на
другой?
36. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении
негативное отношение близких Вам людей?
37. Разговорчивый ли Вы человек?
38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
40. Беспокоят ли Вас страхи, связанные с работой?
41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши
личные недостатки?
42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной ответственной
деятельности?
43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос
другому человеку.
46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
47. Легко ли Вы "генерируете" новые идеи, связанные с работой?
48. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?
49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое
обещание независимо от того, удобно это Вам или нет?
53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас
люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну
операцию?
55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
56. Много ли в Вашей речи длинных пауз?
57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил, и Вам хочется заняться
каким-нибудь трудным делом?
59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что
сорвалось запланированное дело?
61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела,
связанные непосредственно с работой?
62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи
сил?
65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление не подумав?
69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения
работы?
70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
72. Быстро ли Вы читаете вслух?
73. Вы иногда сплетничаете?
74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей.
75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений
одновременно?
77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
80. Дрожат ли у Вас руки во время ссоры?
81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем как высказать свое
мнение?
82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не
нравятся?
83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?
84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
88. Часто ли Вы волнуетесь но поводу своей работы?
89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы
не опасались проверки?
90.Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках и в компании?
91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи,
связанные с работой?
92. Нравится ли Вам быстро говорить?
93. Легко ли Вам удержаться от реализации неожиданно возникшей
идеи?
94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
96. Вы предпочитаете медленный спокойный разговор?
97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе?
98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудоемкую работу?
99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому
человеку?
100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при
общении с людьми?
101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?
102. Устаете ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
103. Вы предпочитаете работать без особого напряжения?
104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения
внимания?
105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?
Приложение 2.
Методика оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера.
Инструкция: Вам предлагается 20 вопросов, которые представляют собой
типичные жизненные ситуации. К каждому вопросу есть три варианта ответа.
Выберите, пожалуйста тот вариант, который характеризует ваше поведение
наибольшим образом.
I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного
служебного конфликта?
1. Всегда
2. Иногда
3. Никогда
II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
1. Внутренне кипите.
2. Сохраняете полное спокойствие.
3. Теряете самообладание.
III. Каким считают Вас коллеги?
1. Самоуверенным и завистливым.
2. Дружелюбным.
3. Спокойным и независтливым.
IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную
должность?
1. Примите ее с некоторыми опасениями.
2. Согласитесь без колебаний.
3. Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.
V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без
разрешения
возьмет с Вашего стола бумагу?
1. Выдадите ему «по первое число».
2. Заставите вернуть.
3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она)
вернулся
с работы позже обычного?
1. «Что это тебя так задержало?»
2. «Где ты торчишь допоздна?»
3. «Я уже начал(а) волноваться».
VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
1. Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
2. Вам все равно, сколько машин вас обошло.
3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.
VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
1. Сбалансированными.
2. Легкомысленными.
3. Крайне жесткими.
IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
1. Пытаетесь свалить вину на другого.
2. Смиряетесь.
3. Становитесь впредь осторожнее.
X Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди
современной молодежи?
1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения».
1. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать.
3. «И чего мы столько с ними возимся?»
XI.Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять,
досталось другому?
1. «И зачем я только на это нервы тратил?»
2.«Видно, его физиономия шефу приятнее».
3.«Может быть, мне это удастся в другой раз».
XII.Как Вы смотрите страшный фильм?
1. Боитесь.
2. Скучаете.
3. Получаете искреннее удовольствие.
XIII.Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важное
совещание?
1. Будете нервничать во время заседания.
2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
3. Огорчитесь.
XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
1. Обязательно стараетесь выиграть.
2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь
молодым.
3. Очень сердитесь, если не везет.
XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?
1. Стерпите, избегая скандала.
2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?
1. Поговорите с учителем.
2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника».
3. Посоветуете ребенку дать сдачи.
XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?
1. Средний.
2. Самоуверенный.
3. Пробивной.
XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись
в
дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
1. «Простите, это моя вина».
2. «Ничего, пустяки».
3. «А повнимательней Вы быть не можете?!»
XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях
хулиганства среди молодежи?
1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?»
2. «Надо бы ввести телесные наказания».
3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»
XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже
животным. Какое животное Вы предпочтете?
•
1. Тигра или леопарда.
2. Домашнюю кошку.
3. Медведя.
Приложение 3.
Методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера.
Инструкция: Я вам прочту десять утверждений, описывающих реакции на
некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное
применительно к себе, и, соответственно, с номером утверждения поставить
букву «В» или «Н».
1). Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2) Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или
позабавить окружающих.
3) Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4) Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем
это есть на самом деле.
5) В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6) В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя
совершенно по-разному.
7) Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8) Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким,
каким меня ожидают видеть.
9) Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10) Я не всегда такой, каким кажусь.
Приложение 4.
Методика определения стилей поведения в кофликтной ситуации К. Томаса.
Инструкция: Вам предлагается тридцать пар утверждений, которые описывают
поведение в конфликтной ситуации. Из каждой пары вам необходимо выбрать то
утверждение, которое наиболее приемлемо для вас, наиболее точно
характеризует ваше поведение. И напротив номера пары поставить букву ( А
или Б) выбранного вами утверждения.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание
на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих
собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов
другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у
другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем
решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если
он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять
на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если
он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со
временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей
позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из
нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти
навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого
из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы
совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Приложение 5.
Страницы: 1, 2, 3
|