Рефераты

Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

. мы чувствуем, что у нас нет иного выбора и что нам нечего

терять;

. мы находимся в критической ситуации, которая требует

мгновенного реагирования;

. мы не можете дать понять группе людей, что находимся в тупике,

тогда как кто-то должен повести их за собой;

. мы должны принять непопулярное решение, но сейчас нам

необходимо действовать и у нас достаточно полномочий для

выбора этого шага.

Стиль избегания реализуется тогда, когда мы не отстаиваем

свои права, не сотрудничаем ни с кем для выработки решения

проблемы или просто избегаем разрешений конфликта. Мы можем

использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь

важна для нас, когда мы не хотим тратить силы на ее решение

или когда мы чувствуем, что находимся в безнадежном положении.

Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда мы

чувствуем себя неправым и предчувствуем правоту другого

человека или когда этот человек обладает большей властью. Все

это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать

собственную позицию. Мы можем попытаться изменить тему, выйти

из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или

отсрочит конфликт. Мы не делаем попыток удовлетворить

собственные интересы или интересы другого человека. Вместо

этого мы уходим от проблемы, игнорируя ее, перекладывая

ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки

решения или используя иные приемы.

Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях,

когда мы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет

серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход

может быть полезным также, если мы пытаемся принять решение,

но не знаем, что предпринять, и принимать это решение сейчас

же нет необходимости. Этот стиль подходит также для тех

случаев, когда мы чувствуем, что для решения конкретной

проблемы мы не располагаем достаточной информацией.

Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль

уклонения “бегством” от проблем и от ответственности, а не

эффективным подходом к разрешению конфликтов, в

действительности уход или отсрочка могут быть вполне

подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Вполне вероятно, что, если мы постараемся игнорировать ее, не

выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему

или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт

разрешится сам собой. Если нет, то мы сможем заняться им

позже, когда будете больше готовы к этому.

Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает

то, что мы действуем совместно с другим человеком, не пытаясь

отстаивать собственные интересы. Мы можем использовать этот

подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого

человека и не очень существен для нас. Этот стиль полезен

также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх,

поскольку другой человек обладает большей властью; таким

образом, мы уступаем и смиряемся с тем, чего хочет оппонент.

Томас и Килменн говорят, что мы действуем в таком стиле, когда

жертвуем своими интересами в пользу другого человека, уступая

ему и жалея его. Поскольку, используя этот подход, мы

откладываете свои интересы в сторону, то лучше поступать,

таким образом, тогда, когда наш вклад в данном случае не

слишком велик или когда мы делаем не слишком большую ставку на

положительное для нас решение проблемы. Это позволяет нам

чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого

человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если

вы будете чувствовать себя обиженным. Если мы считаем, что

уступаем в чем-то важном для нас, и чувствуем в связи с этим

неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае,

вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той

ситуации, когда мы чувствуем, что другой человек не собирается

в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не

оценит сделанного нами. Этот стиль следует использовать тогда,

когда мы чувствуем, что, немного уступая, мы теряете мало. Или

же мы можем прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент

необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом мы

предполагаем, вернуться к этому вопросу и отстоять свою

позицию.

Стиль приспособления может немного напоминать стиль

уклонения, поскольку мы можем использовать его для получения

отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в

том, что мы действуем вместе с другим человеком; мы участвуем

в ситуации и соглашаемся делать то, чего хочет другой. Когда

же мы применяем стиль уклонения, мы не делаем ничего для

удовлетворения интересов другого человека. Мы просто

отталкиваем от себя проблему.

Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу

другого человека, мы можем смягчить конфликтную ситуацию и

восстановить гармонию. Мы можем и в дальнейшем

довольствоваться итогом, если считаем его приемлемым для себя.

Или же мы можем использовать этот период затишья для того,

чтобы выиграть время, так, чтобы потом можно было добиться

окончательного желательного для нас решения.

Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому

стилю, мы активно участвуем в разрешении конфликта, и

отстаиваете свои интересы, но стараемся при этом сотрудничать

с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной

работы по сравнению с большинством других подходов к

конфликту, поскольку мы сначала “выкладываем на стол” нужды,

заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако,

если у нас есть время и решение проблемы имеет достаточно

важное для нас значение, то это хороший способ поиска

обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех

сторон.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже

ситуациях:

. решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет

полностью от него устраниться;

. у нас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой

стороной;

. у нас есть время поработать над возникшей проблемой (это

хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных

проектов);

. и мы, и другой человек осведомлены в проблеме, и желания обеих

сторон известны;

. мы и наш оппонент хотим поставить на обсуждение некоторые идеи

и потрудиться над выработкой решения;

. мы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг

друга;

. обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или

хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на

равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к

решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих

сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны

должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь

объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг

друга и затем выработать альтернативные варианты и решения

проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой

подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей

является самым трудным, однако он позволяет выработать

наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и

важных конфликтных ситуациях.

В середине сетки находится стиль компромисса. Мы немного

уступаем в своих интересах, чтобы удовлетворить их в

оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами,

мы сходимся на частичном удовлетворении своего желания и

частичном выполнении желания другого человека. Мы делаем это,

обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного

решения.

Такие действия могут в некоторой мере напоминать

сотрудничество. Однако компромисс достигается на более

поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; мы

уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает и в

результате мы можем прийти к общему решению. Мы не ищем

скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля

сотрудничества. Мы рассматриваем только то, что говорим друг

другу о своих желаниях.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда

мы и другой человек хотим одного и того же, но знаем, что

одновременно это для нас невыполнимо. Например, мы вместе

хотим занять одну должность или, находясь в отпуске вдвоем, мы

хотим провести его по-разному. Следовательно, мы вырабатываем

некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных

уступках. Применяя стиль компромисса, мы рассматриваем

конфликтную ситуацию, как нечто данное и ищем способ повлиять

на нее или изменить ее, уступая или обмениваясь уступками.

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса

наиболее эффективен:

. обе стороны обладают одинаковой властью и имеют

взаимоисключающие интересы;

. мы хотим получить решение быстро, потому что у нас нет времени

или потому что это более экономичный и эффективный путь;

. нас может устроить временное решение;

. мы можем воспользоваться кратковременной выгодой;

. другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

. удовлетворение вашего желания имеет для нас не слишком большое

значение, и мы можем несколько изменить поставленную вначале

цель;

. компромисс позволит нам сохранить взаимоотношения, и мы

предпочитаем получить хоть что-то, чем все потерять.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже

последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем

выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем

достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если

сотрудничество не возможно, и если никто не хочет

односторонних уступок.

Таким образом, конфликт – это сложное, но необходимое

социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален,

неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия

двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого

конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное

решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от

каждого субъекта ясного представления об общей природе и

специфике данного типа конфликта, осмысленного стиля

поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими

сторонами.

1.3 Психологические теории темперамента

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение

черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) -

характеристика индивида со стороны динамических особенностей

его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма,

интенсивности, составляющих эту деятельность психических

процессов и состояний. [23].

Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном

опыте человека на основе генетической обусловленности его

типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль

его деятельности. Темперамент относится к биологически

обусловленным подструктурам личности.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие

психические различия между людьми - различия по глубине,

интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной

впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие

динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической

жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и

сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.

Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и

практики признают, что темперамент - биологический фундамент,

на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения,

преимущественно врожденного характера, поэтому свойства

темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с

другими психическим особенностями человека [26].

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально

своеобразные свойства психики, определяющие динамику

психической деятельности человека, которые одинаково

проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее

содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом

возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные

особенности, которые

1. регулируют динамику психической деятельности в целом;

1. характеризуют особенности динамики отдельных психических

процессов;

2. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в

развитии на протяжении длительного отрезка времени;

3. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем

тип темперамента;

4. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной

определенностью отличить свойства темперамента от всех других

психических свойств личности [21].

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий

врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди

различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови,

флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав.

Исходя из его учения, врач античности Клавдий Гален (II в. до

н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он

изложил в известном трактате “De temperamentum”. Согласно его

учению тип темперамента зависит от преобладания в организме

одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше

время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат.

sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. - phlegma -

“флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика

(от греч. melan chole - “черная желчь”). Эта фантастическая

концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении

многих столетий [26].

Оригинальная концепция о связи между физиологическими и

психическими процессами разрабатывается последователями

И.П.Павлова в школе П.К.Анохина. Основу которого составляет

утверждение, что между физиологическими процессами, с одной

стороны, и психическими процессами с другой, "вклиниваются"

еще " процессы организации физиологических процессов", или "

системных информационных процессов" или психики [21].

Систематизируя типы нервной системы в 1935г., И.П.Павлов

выделил некоторые фундаментальные свойства нервных процессов

- возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила

возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной

клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в

способности выдерживать длительное или кратковременное, но

сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное

состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная

работоспособность нервной системы при реализации торможения и

проявляется в способности к образованию различных тормозных

условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и

торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли

данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила

одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность - нервных процессов- проявляется в быстроте

перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность

нервных процессов проявляется в способности к изменению

поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни.

Мерой этого свойства нервной системы является быстрота

перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния

к активному, и наоборот.

Инертность- противоположность подвижности. Нервная система

тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется,

чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по

количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4

классическим типам темперамента [21]:

1. сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

1. сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

2. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения -

холерик;

3. слабый тип- меланхолик.

Павловская типология получила дальнейшее развитие в

работах ряда советских исследователей (А. Г. Иванова -

Смоленская, В. К. Федоров, В. К. Красуский и др.).

Многолетнее экспериментальные исследования, проведенные в

школе Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына, показали, что

проявления каждого из основных свойств нервной системы

образует некий синдром, т.е. совокупность коррелирующих друг с

другом показателей.

Впервые мысль о существовании общих и частных свойств

нервной системы у человека была высказана Б.М.Тепловым еще в

1956г. Он писал, что "у человека менее всего можно ожидать

полного совпадения типологических параметров в разных

анализаторах, а также в первой и второй сигнальных системах "

[29].

В настоящее время не существует единого мнения

относительно структуры психодинамических свойств человека.

Темперамент является центральным образованием

психодинамической организации человека. Л.С.Выготский [21] к

темпераменту относил особенности склада всех прирожденных и

наследственных реакций, наследственностью конституцию

человека. Согласно его представлениям, темперамент - это та

сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных,

эмоциональных и рефлекторных реакциях человека. Л.С.Выготский

выделил две основные характеристики темперамента: 1)телесную

выразительность; 2)характер и темп движения.

Б.Г.Ананьев относил к темпераменту те "индивидуальные

особенности организма", которые определяются деятельностью

"двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового

аппарата" [21]. Он рассматривал темперамент как "совокупность

физиологических и психических особенностей человека" . В

качестве ведущих характеристик им были выделены сила, скорость

и устойчивость психических процессов. Другими важнейшими

показателями темперамента он считал чувствительность и

впечатлительность человека, особенности переживания человеком

собственных поступков и действий.

В последние годы весьма продуктивные исследования

проблемы темперамента проводятся в школе В.С.Мерлина. Автор

отмечает, что "свойства темперамента представляют собой

определенную динамическую систему" и далее: "свойства

темперамента можно определить также как энергетическую

характеристику психических свойств" [20]. Основными

показателями темперамента, по Мерлину, являются: эмоциональная

возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность,

реактивность непроизвольных движений (импульсивность),

активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность

- ригидность, резистентность и субъективация. В связи с этим,

по мнению В.С.Мерлина, нельзя изучать отдельные его свойства,

не соотнося их с определенными свойствами.

Каждый тип темперамента представляет собой специфическое

и постоянное отношение между свойствами, т.к. составляющие его

свойства могут быть у разных людей одного и того же типа не

вполне одинаковыми .

Итак, каждое отдельное свойство темперамента обеспечивает

приспособление определенного индивидуума к специфическому

широкому кругу условий и требований деятельности, соотношение

свойств необходимо для успешного приспособления любого

человека, независимо от его индивидуальности.

В.М.Русаловым темперамент рассматривается как система

формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки

функциональной системы в понимании П.К. Анохина [21]. Число

измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре

функциональной системы:

1. афферентный синтез соответствует эргичности;

2. блок программирования — пластичности;

3. блок исполнения — темпу;

4. обратная связь — эмоциональной чувствительности.

Каждое измерение состоит из двух подызмерений:

1. объективно ориентированного;

2. субъективно ориентированного (или коммуникативного).

Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия

человека со средой: с предметным миром и обществом.

Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента

(в авторской терминологии):

1. Предметная эргичность характеризуется уровнем

потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности,

стремлением к умственному и физическому труду, стремлением

вовлеченности в трудовую деятельность.

2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных

контактах, жажда освоения социальных форм деятельности,

стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в

социальную деятельность.

3. Пластичность — степень легкости переключения с одного

предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних

способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с

предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной

деятельности.

4. Социальная пластичность — степень легкости переключения

в процессе общения с одного человека на другого, склонность к

разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества

готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального

контакта.

6. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота

предметно-двигательных актов при выполнении предметной

деятельности.

7. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных

актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)

8. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к

несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым,

планируемым и результатами реального предметного действия,

чувствительность к неудачам в работе.

9. Социальная эмоциональность — эмоциональная

чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к

неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев склонны отождествлять

темперамент с типом нервной деятельности, возражая против

связи темперамента в первую очередь с эмоциональной

возбудимостью [21]. А.Г.Ковалев, исходя из описанных четырех

типов темперамента, делает такой вывод: "...Темперамент

характеризует человека со стороны тонуса, динамики и

уравновешенности его поведения".

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне

определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е.

особенности темперамента, составляют важную сторону

индивидуально психологических различий.

Особое значение в структуре темперамента имеет тот его

компонент, который обозначается как общая психическая

активность индивида. Сущность психической активности

заключается в стремление личности к самовыражению,

эффективному освоению и преобразованию внешней

действительности; конечно при этом направление, качество и

уровень реализации этих тенденций определяется другими

особенностями личности: ее интеллектуальными и

характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и

мотивов. Степень активности распространяется от вялости,

инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до

высшей степени энергии, мощной стремительности действий и

постоянного подъема - на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент

темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих

второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в

котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и

специального речедвигательного аппарата). Среди динамических

качеств двигательного компонента следует выделить такие, как

быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других

признаков мышечного движения. Совокупность особенностей

мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента,

которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому

часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя .

Третьим основным компонентом темперамента является

“эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс

свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения,

протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и

настроений. По сравнению с другими составными частями

темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает

разветвленной собственной структурой. В качестве основных

характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность.

Импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность

выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к

эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для

эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не

существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с

которой эмоция становится побудительной силой поступков и

действий без их предварительного обдумывания и сознательного

решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно

принимается скорость, с которой прекращается данное

эмоциональное состояние или происходит смена одного

переживания другим [21].

Под темпераментом следует понимать индивидуально

своеобразные свойства психики, определяющие динамику

психической деятельности человека, которые одинаково

проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее

содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом

возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип

темперамента. Конкретные проявления типа темперамента

многообразны. Они не только заметны во внешней манере

поведения, но словно пронизывают все стороны психики,

существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере

чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере

умственной работы, особенностях речи и т.п.

Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что

тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно

свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не

выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс

особенностей личности, в том числе и поведенческих.

Вывод по 1-ой главе

Изучение конфликта, как неотъемлемой части социального

взаимодействия и темперамента, как основы психодинамической

организации личности, занимает важное место в социальной

психологии.

Конфликты пронизывают все сферы общественной жизни и,

поэтому, человек сталкивается с ними постоянно, но нельзя

приписывать им только отрицательные функции, т.к. часто в

процессе конфликта можно найти новое, интересное решение

проблемы.

Конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление.

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам

возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон,

исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая

стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы,

приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта

ясного представления об общей природе и специфике данного типа

конфликта, определенного стиля поведения, выбор которого

зависит от личностных особенностей, в том числе и особенностей

темперамента.

Под темпераментом следует понимать индивидуально

своеобразные свойства психики, определяющие динамику

психической деятельности человека. Конкретные проявления типов

темперамента многообразны. Они заметны в деятельности

человека, во внешней манере его поведения.

Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что

тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно

свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не

выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс

особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые

проявляются при социальном взаимодействии, и особенно ярко в

конфликтных ситуациях.

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния особенностей

темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

2.1 Методический инструментарий и ход исследования.

Исследование проводилось в один этап на студентах МГСУ II

курса (возраст 17-19 лет) факультета социальной информатики.

Всего приняли в исследовании 66 человек, из них: 25 юношей и

41 девушек.

Объектом является поведение личности в конфликтной

ситуации, его характеристики и особенности, а предметом –

взаимосвязь темперамента, уровня агрессивности и основных

стратегий поведения в конфликте.

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение

человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения

в конфликте. Поставлены следующие задачи:

1) подобрать методики для исследования;

2) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие,

как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения

в конфликте;

3) установить влияние темперамента на агрессивность,

коммуникативный контроль и выбор стратегий поведения в

конфликте.

Гипотеза: так как темперамент является центральным

образованием психодинамичекой организации человека, которое

формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее

влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты