Cовершенствование организации перевозок контейнеров
решать все вопросы с таможенной службой самостоятельно.
В свою очередь порт принимает на концентрацию грузы компании,
следующие в каботаже в сроки, оговоренные конвенционными извещениями при
перевозках типа ПСЖВС и межпортовом сообщении. Обеспечивает компанию
необходимой информацией, связанной с прохождением ее грузов через порт.
Извещает об отгрузке грузов в адрес ее получателей с указанием следующих
реквизитов: наименование груза, номер коносамента, название судна и дата
отгрузки. Производит подработку, упаковку/переупаковку и
маркировку/перемаркировку грузов, прибывших в порт в нетранспортабельном
состоянии, по заявке и за ее счет. По отдельному поручению производит
страхование груза и оказывает другие транспортно-экспедиторские услуги,
непредусмотренные договором. Производит первичную регистрацию документов в
«АСУ-ГРУЗ» и таксировку перевозочных документов согласно Прейскуранта 11-01
и калькуляции Перевозчика по грузам, принятым к перевозке, выписывает
коносаменты на грузы, отправляемые в межпортовом сообщении. Производит
отгрузку грузов на судно только после оплаты всех платежей по коносаменту и
накладной (при перевозках в ПСЖВС). Обеспечивает наличие материально-
технической базы для выполнения обязательства по договору подряда.
Осуществляет обработку транспортных средств по Узловому соглашению,
Правилам перевозки грузов, нормам и условиям, объявленным Сводом обычаев
порта, иным документам, действующим на транспорте. В случае необходимости
производит другие работы и услуги по грузопереработке:
предоставляет рабочую силу и перегрузочную технику для выгрузки вагонов,
загрузки грузов в контейнеры, которые отгружаются за пломбами компании
(счет груза производит представитель компании);
размещает грузы и контейнеры на складских площадях порта или его
субподрядчика.
Оплата за переработку и перевозку грузов морем производится по ставкам
Прейскуранта 11-01 с повышающим коэффициентом, действующим на момент
грузопереработки. Оплата за хранение грузов на таможенном складе временного
хранения производится по ставкам СВХ.
При изменении ставок Прейскуранта 11-01 и повышающего коэффициента
порт оставляет за собой право изменения тарифов без согласования с
компанией.
Все работы, непредусмотренные аккордными ставками Прейскуранта 11-01,
связанные с сохранением качества груза, ремонтом тары, перегрузом из вагона
в контейнеры и прочими услугами, выполненные по заявкам компании,
оплачиваются по фактически выполненному объему работ и по ставкам
калькуляции.
При переработке тяжеловесных, крупногабаритных грузов, грузов
нетранспортабельных, тара, упаковка которых не соответствует ГОСТам,
расчеты производятся по отдельному согласованию стоимости работ и услуг и
выполняются по отдельной заявке компании.
Все, неучтенное договором, разрешается на основании Кодекса торгового
мореплавания, Свода обычаев порта и других нормативных документов,
действующих на территории России (с применением материального и
процессуального права РФ независимо от норм о применимом праве,
установленных правовыми актами РФ).
Порт не несет ответственности за сроки доставки грузов в порт
назначения.
1.5. Специализация контейнерной площадки, находящейся на территории ОАО
«ВМТП».
Под специализацией контейнерной площадки понимают определенный порядок
расстановки контейнеров, отвечающий требованиям наиболее удобной
подгруппировки их в комплекты для погрузки в вагоны в соответствии с
установленным для данного пункта планом формирования и на автомобили в
соответствии с районированием грузовладельцев. Этот порядок позволяет
производительно использовать погрузочно-разгрузочные машины и быстро
разыскать нужный контейнер, с тем чтобы не задерживать вагоны и автомобили
под грузовыми операциями.
В основу специализации контейнерной площадки Торгового порта положены
следующие принципы. Площадка делится на участки, расположенные вдоль фронта
погрузочно-разгрузочных работ. На участке, находящемся со стороны
железнодорожного пути, размещают контейнеры, подлежащие погрузке в вагоны
(участок отправления), и на участке, расположенном вдоль автомобильной
дороги, — прибывающие контейнеры, подлежащие вывозу на склады
грузополучателей (участок прибытия). Такое размещение контейнеров создает
необходимые условия для выполнения сдвоенных операций, когда после выгрузки
одного контейнера из вагона обратным движением стрелы или тельфера крана
грузят другой контейнер в вагон. Тем самым сводятся к минимуму порожние
рейсы крана.
Участок отправления подразделяется на секции по направлениям и
станциям назначения в соответствии с планом формирования контейнеров, а
участок прибытия—на секции по районам города и крупным грузополучателям.
Такая специализация облегчает подгруппировку контейнеров по направлениям,
осуществляемую в процессе завоза на площадку. Вместе с тем предотвращается
засылка контейнеров не по назначению.
При недостаточных размерах контейнерной площадки, когда невозможно
выделить участки для всех отгружаемых и прибывающих контейнеров,
применяется скользящая специализация по отправлению и прибытию. Площадка по
всей ширине делится на секции по направлениям и станциям назначения. В этих
же секциях размещают контейнеры, подлежащие вывозу. Причем транзитные
контейнеры устанавливают ближе к железнодорожному пути, а местные, как
прибывшие, так и подлежащие отправлению,—на любом свободном месте в
остальной части секции.
При наличии двух и более кранов между смежными районами,
обслуживаемыми разными кранами, выделяется участок для размещения на нем
транзитных контейнеров, подлежащих передаче из одного района в другой. Для
порожних контейнеров, отгружаемых по регулировочным заданиям, на площадках
выделяют один специальный участок; на площадках, куда поступают порожние
контейнеры,—участки под каждым краном. В пунктах массовой погрузки,
получающих порожние контейнеры по сетевым регулировочным заданиям,
необходимо предусмотреть также специальную площадь для остановки их в
резерв МПС. При отсутствии такой площади резервные контейнеры следует
устанавливать на свободных местах участков, отведенных под прибывающие
груженые контейнеры. В торцовой части площадки выделяют участок для ремонта
контейнеров.
Контейнеры размещают группами в два ряда поперек площадки. Каждой
группе присваивают порядковый номер, что облегчает розыск нужного
контейнера. Между группами должны быть проходы шириной 0,6—0,7м, а между
контейнерами в группе—зазоры до 10 см. При круглосуточной работе площадки
контейнеры можно устанавливать дверями наружу в сторону прохода, в
остальных случаях обязательно дверями внутрь—друг к другу.
2. Организация экспедиторской работы на железнодорожном транспорте.
2.1. Основные функции и задачи железнодорожного экспедитора.
Возложение транспортно-экспедиционного обслуживания грузооборота на
перевозчика — железную дорогу или на грузоотправителя/получателя
определяется ТУЖД.
Согласно ст. 3 Устава «грузоотправителем» считается как «физическое
или юридическое лицо, которое выступает от своего имени», так и лицо,
выступающее «от имени собственника груза», то есть экспедитор.
«Грузополучателем» считается физическое или юридическое лицо,
управомоченное на получение груза. Таким «управомоченным» может быть
экспедитор в соответствии с заключенным им с фактическим грузоотправителем
и получателем договором транспортной экспедиции.
Транспортно-экспедиционное обслуживание на железнодорожном транспорте
стандартизировано (ГОСТ р 51133-98).
Уставные нормы усиливают требования к экспедиторам в отношении
стандартизации. Например, в ст. 15 они обязывают экспедитора располагать
надлежащим оборудованием, сооружениями и устройствами для бесперебойной,
сохранной обработки вагонов, контейнеров, обеспечения сохранности грузов и
исполнения природоохранных требований.
Транспортно-экспедиционное обслуживание дифференцируется ТУЖД по ряду
важных факторов.
а) По видам отправки (ст. 9).
. Повагонной отправкой считается груз, предъявляемый по одной накладной,
для перевозки которого по объему или роду груза требуется отдельный
вагон. Соответственно, контейнерной отправкой считается такая, для
которой требуется один контейнер.
. Отправка в двадцати/сорокафутовом контейнере считается контейнерной —
крупнотоннажной.
. Мелкой отправкой считается груз, предъявляемый по одной накладной, общая
масса которого не превышает 10 т и под перевозку которого по объему или
роду груза не требуется отдельного вагона.
. Правила перевозок предусматривают также отправки:
малотоннажные - от 10 до 20 т, занимающие не более половины четырехосного
вагона; групповые — из нескольких вагонов; маршрутные — с числом вагонов,
соответствующим весовой норме маршрутного поезда (не менее 50 вагонов).
. Железные дороги и экспедиторы практикуют объединения разрозненных партий
грузов разных владельцев в сборные повагонные, сборные групповые и
сборные маршрутные отправки.
б) По скорости перевозки грузов: «грузовой» и «большой» (ст. 20).
Скорости перевозок грузов: «грузовую», «большую», или неуставную
«пассажирскую» выбирает и указывает в транспортной железнодорожной
накладной грузоотправитель.
в) По возложению исполнения ряда отдельных операций или только на
железную дорогу (в основном, выполняемых на местах общего пользования) по
ценам (сборам), которые предусмотрены в Тарифном руководстве, или только на
грузоотправителей и получателей (на местах необщего пользования, а также в
местах общего пользования по операциям с такими грузами, как опасные,
скоропортящиеся, негабаритные и др. — ст. 28).
г) На работы и услуги, которые выполняются железными дорогами по
просьбам клиентуры, или клиентурой - по просьбе железных дорог с оплатой по
соглашению сторон (ст. 8).
е) На основе имущественной принадлежности вагонов и контейнеров.
На железнодорожном транспорте России разрешаются (ст. 10) перевозки
грузов в вагонах и контейнерах с их имущественной принадлежностью:
а) организациям железнодорожного транспорта;
б) юридическим или физическим лицам на правах собственности;
в) юридическим или физическим лицам на правах аренды (ч. 2 гл. 34 ГК
РФ -аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и
технической эксплуатации);
г) «в хозяйственном ведении», согласно договорам «менеджмента»,
межотраслевого взаимообмена контейнерами и вагонами, «общего парка» и др.
Подвижной состав, предназначенный для перевозок грузов по,
железнодорожным путям общего пользования, должен удовлетворять требованиям
соответствующих стандартов, а также требованиям Правил технической
эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных МПС. Подробная характеристика
вагонов, базирующаяся на Государственном стандарте, содержится в
справочнике МПС — «Вагоны широкой колеи железных дорог Российской
Федерации».
Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте — нормативный
правовой акт, издаваемый в соответствии с Уставом и содержащий обязательные
для железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей условия перевозок
грузов с учетом их особенностей в целях обеспечения безопасности движения,
сохранности грузов и подвижного состава, а также экологической безопасности
(ст. 3).
Совпадение перечней операций, выполняемых станцией отправления и
прибытия, обусловливает возможность приема и сдачи груза по единой
технологии.
Отделение перевозочной работы от транспортно-экспедиционного
обслуживания нашло выражение в том, что требование оплаты сборов за
погрузку и выгрузку грузов отправителями и получателями согласно Тарифному
руководству (прейскурант 10-01) не связывается с уплатой ими провозной
платы.
Об операторских перевозочных функциях экспедитора при организации
перевозок грузов в контейнерах в смешанных сообщениях говорилось выше.
Экспедитор обязан проверить пригодность контейнера дня перевозки
конкретного груза, поскольку согласно ст. 27 Устава железнодорожного
транспорта РФ (УЖТР РФ) это является обязанностью грузоотправителя.
Необходимо проверить полноту очистки помещения от ранее выгруженного
груза, состояние кузова, пола, запорного устройства, для обеспечения
сохранности перевозимого груза. Обнаруженные неисправности устраняются до
начала погрузки, причем грузоотправитель (или его экспедитор) вправе
отказаться от контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, а
железная дорога обязана подать взамен исправные, пригодные для перевозки
таких грузов контейнеры.
Экспедитор обязан контролировать процесс укладки груза с тем, чтобы
обеспечить сохранность как груза, так и самого контейнера. При этом
руководствуются следующими правилами загрузки:
. распределять вес груза равномерно по всему полу контейнера;
. класть тяжелые предметы на дно контейнера, легкие — на них сверху:
. заполнять прокладочными материалами свободное пространство («просвет»)
между грузом и стенами контейнера;
. наклеивать специальные этикетки для маркировки контейнеров, загруженных
опасными грузами;
. обеспечивать расположение центра тяжести груза как можно ближе к центру
контейнера, в противном случае информировать об этом перевозчика;
. при загрузке придерживаться пределов грузоподъемности контейнера и
трейлера (никогда их не перегружать); масса груза в контейнере
определяется разностью между номинальной массой брутто и массой его тары,
указанными на трафарете;
. закрывать и запирать двери контейнера, закрепить ручку дверного запора
контейнера (проволокой), осторожно натягивать тент крыши;
. наложить пломбу установленного образца в порядке, предусмотренном
Правилами перевозок.
Этот перечень не полный. В зависимости от характера товара погрузочные
инструкции могут меняться. В частности, рекомендуется, чтобы вес каждого
места, по возможности, не превышал 300 кг. (Предельная масса 1500 кг).
Перевозчики, как правило, требуют передачу вместе с контейнером с полным
использованием его вместимости следующих документов:
1. Упаковочный лист, а также план размещения груза в контейнере.
Упаковочный лист содержит наименование отправителя и получателя, номер
коносамента, спецификацию груза, его вес и объем, число мест, вес и объем
каждого места. План — расположение мест в контейнере. Рекомендуется, а в
отдельных случаях требуется, вложение в контейнер заверенного печатью
счета-фактуры на погруженный груз. В России этот документ носит название
«Свидетельство (сертификат) об укладке и креплении груза».
2. Свидетельство о загрузке контейнера опасными грузами с указанием по
каждому контейнеру фактического отправителя и получателя, ярлыка опасности,
классификации груза, его веса нетто. На расписке о приеме/сдаче такого
контейнера - маршрутной карточки должен быть поставлен штамп — является ли
груз ядовитым или взрывоопасным. (На основании этого перечня составляется
план размещения контейнеров с опасными грузами на терминале отдельно от
других грузов).
3. Перечень рефрижераторных контейнеров с указанием по каждому контейнеру
его номера, типа, размера, требуемой температуры, веса брутто, вида
перевозимого груза.
Экспедитор по поручению грузовладельца обеспечивает контроль за
движением контейнеризированного груза, инспектирования состояния как груза,
так и контейнера. Поэтому ему предоставляется право получения от
грузоотправителя любой интересующей его информации как о грузе, так и о
контейнере, содержащейся в памяти ЭВМ, путем передачи экспедитору кода для
входа в межкомпьютерную связь продавца и покупателя. При приемке
экспедитором контейнера помимо обязательного визуального осмотра контейнера
в отношении его пригодности для перевозки контейнерного груза нужно
проверить наличие:
. навешиваемой в обязательном порядке на дверь контейнера таблички о
допущении контейнера к эксплуатации по условиям безопасности в
соответствии с Международной конвенцией по безопасным контейнерам 1972 г.
(КБК);
. таможенной таблички о пригодности контейнера для перевозок грузов под
таможенными печатями и пломбами в соответствии с Таможенной конвенцией,
касающейся контейнеров, 1972 г.;
. знака Регистра РФ.
Отсутствие таких табличек и знака может послужить основанием для
штрафа перевозчика. При отправке контейнера с грузом экспедитор должен
руководствоваться официально публикуемыми перечнями станций железных дорог,
автостанций, открытых для операций с такими контейнерами (в установленных
пределах грузоподъемности). Как правило, при контейнерных перевозках
грузоотправитель или его экспедитор обязан сам составить перевозочный
документ установленной формы, предусмотренный на железнодорожном транспорте
(транспортную железнодорожную накладную формы ГУ-29К). В перевозочном
документе указываются номер контейнера, его тип и масса согласно трафарету,
наименование груза, его масса нетто, оттиски пломб. Грузоотправитель несет
ответственность за правильность сведений, содержащихся в транспортном
документе.
4. Особенности документооборота на железнодорожном транспорте.
Исполнение обязательства, связанного с предоставлением
грузоотправителем, с одной стороны, заявки на перевозку груза и принятием
заявки железной дорогой, с другой, влекут за собой обязательства
грузоотправителя предъявить груз к перевозке вместе с накладной, а также
обязательства железной дороги принять этот груз для перевозки до
определенной станции назначения и выдать груз его получателю.
Принятие железной дорогой от грузоотправителя накладной вместе с
грузом удостоверяет заключение конкретного договора перевозки. По этому
договору у железной дороги возникает обязательство перевезти груз
своевременно и в сохранности на станцию назначения и выдать его
грузополучателю, указанному в накладной. У грузоотправителя возникает
обязательство уплатить железной дороге установленную провозную плату за
перевозку груза.
В договорные отношения между грузоотправителем и железной дорогой
вступает грузополучатель в качестве третьего лица. Устав предоставляет ему
право требовать выдачи груза или переадресовки груза и обязывает
грузополучателя уплатить платежи, причитающиеся железной дороге, и получить
груз. В отдельных случаях грузоотправитель и грузополучатель могут
совпадать в одном лице.
На перевозку грузов заполняется комплект транспортных перевозочных
документов, состоящий из транспортной железнодорожной накладной (ТЖДН),
дорожной ведомости (Д8), корешка дорожной ведомости и квитанции приема
груза к перевозке. На железнодорожном транспорте уже давно используется
принцип сопроизводимой матрицы при заполнении документов методом
однократной записи на базе проформы накладной.
Накладная сопровождает груз на всем пути его следования. Железная
дорога обязана выдать накладную вместе с грузом. С правовой точки зрения,
прием накладной вместе с грузом является фактом признания железной дорогой
накладной в качестве доказательства договора перевозки; передача накладной
вместе с грузом грузополучателю подтверждает факт передачи ему прав,
которые создаются для него и предоставляются ему по договору перевозки,
заключенному между грузоотправителем и железной дорогой.
Дорожная ведомость является, согласно ст. 3 Устава, перевозочным
документом. Она следует с грузом и является документом, на основании
которого проводятся расчеты между железными дорогами по провозной плате;
расчеты по провозной плате с грузополучателем, по штрафам за просрочку
доставки груза железном дорогой и по другим сборам. Дорожная ведомость с
распиской в ней грузополучателя в получении груза является документом,
удостоверяющим, что договор перевозки железной дорогой выполнен.
Оформление перевозки дорожной ведомостью имеет практическое значение
для определения даты суток, в которые была произведена погрузка
контейнеров.
В удостоверение приема груза к перевозке на основании накладной
грузоотправителю выдается грузовая квитанция. Для него она является
доказательством факта заключения договора перевозки и наличия определенных
прав, возникающих из этого договора. Имея на руках грузовую квитанцию,
грузополучатель может узнать на станции назначения о прибытии груза,
предъявить ее для получения груза (квитанция доставляется грузополучателю
банком по условиям аккредитива/инкассо).
Если у грузополучателя, указанного в накладной, нет квитанции,
железная дорога обязана выдать ему груз, поскольку все отправки именные.
Отправка груза на предъявителя не допускается. Грузовая квитанция дает
право на предъявление претензии к железной дороге на несохранность груза,
право на указание о переадресовке груза.
В подтверждение приема груза для перевозки железная дорога обязана
проставить на ТЖДН календарный штемпель станции отправления. Квитанция о
приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе
корешка дорожной ведомости.
Вместе с накладной грузоотправитель должен обязательно предъявить
документы, предусмотренные Правилами перевозок грузов для соблюдения
санитарных, ветеринарных или других административных правил. Все документы
должны быть перечислены в графе 4 оборотной стороны накладной с указанием
их наименования и номера. При непредставлении документов станция обязана
отказать в приеме груза к перевозке.
Взаимные отношения железных дорог по совместной перевозке определяются
на основании письменных документов, образцы бланков которых предоставлено
утверждать, публиковать и распространять только МПС РФ (накладные,
квитанции о приеме груза, дорожные ведомости и корешки к ним, ведомости
подачи и уборки вагонов, учетные карточки, памятки приемосдатчиков и др.).
На отдельные виды перевозок (маршрутные, контейнерные отправки,
опасные грузы) предусмотрено составление специализированных накладных,
учитывающих особенности таких перевозок.
Значение накладной состоит в том, что заключившие договор стороны —
железная дорога и грузоотправитель приняли на себя обязанность и
ответственность за выполнение требования Устава, условий прямых
международных сообщений и Правил перевозок грузов, обеспечивающих сохранную
и своевременную доставку груза.
Сведения, подлежащие включению в накладную, должны быть внесены
грузоотправителем в соответствующие графы на пишущей машинке, причем
никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются.
Правила заполнения накладной утверждаются МПС РФ.
При заполнении накладной экспедитору надлежит пользоваться Алфавитным
списком железнодорожных станций (книга 2) Тарифного руководства №4, Единой
тарифно-статистической номенклатурой грузов в разделе Б части 1 Тарифного
руководства №l и частью 2 этого Руководства Прейскуранта №10-01 для расчета
провозной платы, а также знать статистические коды обслуживаемых
грузоотправителей и грузополучателей, иметь под рукой справочные
руководства грузоподъемности подвижного состава, степеней негабаритности,
принятых сокращений по видам упаковки и др.
Изменение сведений, внесенных в накладную железной дорогой, заверяется
подписью и штемпелем станции. Правила заполнения накладной и комплекта
перевозочных документов содержатся в Правилах перевозок грузов. Их
требуется неуклонно соблюдать.
Имущественную ответственность, предусмотренную ст. 113 Устава, за
достоверность сведений, внесенных в ТЖДН, а также за последствия, возникшие
вследствие недостоверных, неточных и неполных сведений, указанных в ТЖДН,
несет грузоотправитель.
Отсутствие в накладной каких-либо сведений, предусмотренных проформой
накладной, не может служить поводом к признанию ее недействительной,
поскольку она принята дорогой вместе с предоставленным грузом.
Станция отправления должна удостовериться в том, что накладная
подписана лицом, уполномоченным на это (наличие служебного удостоверения
компании, организации и т.д., наличие доверенности у экспедитора).
Железная дорога имеет право, но не обязана проверять правильность
сведений, указанных грузоотправителем в накладной. Устав предоставляет
право железной дороге проверять данные накладной и после заключения
договора перевозки в отношении как наименования груза, так и его
количества.
Сведения, содержащиеся в накладной, поскольку она подписывается
грузоотправителем, считаются для железной дороги достоверными при выдаче
груза грузополучателю. Если сама железная дорога внесла свои сведения о
грузе и его количестве в накладную, то они могут быть оспорены получателем
груза при условии представления доказательств, опровергающих эти сведения.
Параграф 2, ст. 12 раздела II СМГС требует, что если выяснится, что
сведения, помешенные в накладной отправителем, не соответствуют
действительности, то станция, производившая проверку, должна об этом
составить коммерческий акт и сделать отметку об этом акте в накладной.
Международные правила транспортной экспедиции (например, регламентации
ФИАТА) также предусматривают строгие санкции к клиентуре в связи с
неправильной, недостаточной информацией о свойствах грузов вплоть до
возложения на нее ответственности за все ущербы (порчу) грузу и средствам
транспорта.
2.3. Особенности функционирования ТЭК в рыночных условиях.
В приложении №1 приведен образец договора транспортной экспедиции,
отвечающего правовым нормам экспедирования содержащимся в Гражданском
кодексе Российской Федерации.
Однако на практике экспедиторские предприятия отходят от этой рамочной
проформы в сторону ее расширения.
К этому их вынуждает ряд обстоятельств временного характера.
Применение администрацией МПС системы договорных скидок с
железнодорожных тарифов за объявление объемов предстоящих перевозок грузов
с авансированием провозной платы.
Условия скидок МПС РФ не содержат санкции к экспедиторам за «торговлю
полученными от перевозчика скидками.
Это привело к тому, что ряд экспедиторских компаний, в том числе и
весьма авторитетных, вместо усилий по увеличению объемов перевозок в
результате работы с потенциальными грузоотправителями по увеличению
размеров продаж товаров вступают на более легкий путь: продажи другим
экспедиторам полученных от МПС «скидочных кодов» с извлечением в свою
пользу спекулятивной разницы.
Договоры транспортной экспедиции соответственно содержат: детальный
механизм передач отправительских кодов; инструкцию по оформлению
перевозочных документов; порядок расчетов по провозным платежам и др.
Все это завершается в договоре предупреждением экспедитора (а не
наоборот) к клиенту: «В случае перевозки по выделенному экспедитором коду
объема грузов большего, чем заявлено и оплачено клиентом или его
субклиентом, клиент оплачивает полный тариф за эти перевозки и штраф в
размере 20% от тарифа за перевозки сверх согласованного объема. Получается,
таким образом, что вопреки всему тому, о чем говорилось в учебнике,
отдельные экспедиторы у нас в России «борются» с ростом объемов перевозок
грузов, их маршрутизацией и т.д.
Многие наши экспедиторские фирмы, расположенные в центре и в портах, в
целях удержания своих доходов отказываются от услуг субагентов на периферии
и возлагают на клиента выполнение экспедиторских операций локального
характера.
Договоры утяжеляются требованиями передачи в центр экспедитору
огромных массивов информации, часто дублирующих движение информации
перевозчиков, что приводит к росту транспортных издержек.
Случаи неплатежей экспедиторам понесенных ими транспортных расходов,
банкротств клиентуры. Договоры содержат требования предоплат, авансирования
расходов, оплат пений и неустоек.
Включение в договоры условий разрабатываемого Закона о транспортно-
зкспедиторской деятельности, а также положений процессуального
законодательства.
Разработка Федерального закона о транспортно-экспедиторской
деятельности вступила в завершающую фазу.
Закон о транспортно-экспедиторской деятельности будет стимулировать
развитие транспортно-экспедиторского обслуживания в России путем
привлечения в эту сферу многочисленных средних и мелких предпринимательских
структур, т.к. он создает правовые гарантии осуществления их деятельности.
Кроме того, Закон призван упорядочивать взаимоотношения между
транспортно-экспедиторскими предприятиями перевозчиками различных видов
транспорта и потребителями транспортно-экспедиторской деятельности как
организующие компоненты транспортной отрасли России.
Закон должен предусматривать государственное регулирование транспортно-
экспедиторской деятельности в части допуска на рынок транспортно-
экспедиторских услуг и контроля за этой Деятельностью, в то же время
исключать непосредственное вмешательство в хозяйственную деятельность
транспортно-экспедиторских предприятий.
2. Постановка задачи по доставке контейнеров в западные регионы РФ.
3.1. Транспортные характеристики универсальных контейнеров.
Под грузовым контейнером для международных (а также внутренних)
перевозок понимается единица транспортного оборудования многократного
использования. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную
перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, что достигается
достаточной прочностью контейнера в течение установленного срока службы.
Контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные контейнеры предназначены в основном для тарно-штучных грузов
широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов.
Специализированные —для ограниченной номенклатуры или грузов отдельных
видов: сыпучих, жидких, скоропортящихся, опасных.
Независимо от назначения все контейнеры стандартизированы по массе
брутто, габаритам, присоединительным размерам, а также по конструкции
присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и
автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных
машин. Это позволяет осуществлять с минимальными затратами времени и труда
смешанные перевозки различными видами транспорта, реализуя принцип «от
двери до двери».
Основными типами контейнеров, используемых в перевозках, являются
контейнеры типоразмеров IC и ICC, а также IA и IAA. Контейнеры типоразмеров
ICC и IAA имеют высоту 2591 мм (8,5 футов), а контейнеры типоразмеров IC и
IA — 2438 мм (8,0 футов). Это обстоятельство обусловливает и более высокий
тариф на перевозку по территории РЖД при одной и той же статнагрузке.
Важнейшими эксплуатационными параметрами контейнеров являются
внутренние размеры, такие как ширина дверного проема (2286 мм), высота (для
ICC и IAA—2261 мм, для IC и IA—2134 мм) и внутренний объем, а также масса
перевозимого груза, которая вместе с тарой контейнера составляет массу
брутто.
Основные внешние отличительные признаки контейнеров, которые должны
знать грузоотправители и грузовладельцы, следующие.
Контейнеры массой брутто 20 и 24 т (IC и ICC) имеют одинаковую длину
(20 футов, что чуть более б м), а контейнеры массой брутто 30,5 т (IA и
IAA) в 2 раза длиннее.
Вся необходимая информация о параметрах контейнера нанесена на его
боковые стенки, двери и крышу в виде маркировочного кода. Структура
маркировочного кода состоит, как правило, из двух строк, хотя форма
представления может быть иной. Структура маркировочного кода и содержит 17
знаков: 6 букв латинского алфавита и 11 арабских цифр. В маркировочном коде
заложены следующие сведения.
Первая строка — это кодовое обозначение владельца контейнера, которое
состоит из четырех букв латинского алфавита, последняя из которых — буква U
обозначает признак транспортного оборудования под названием «Контейнер
грузовой». Первые три буквы — соответственно буквенный код владельца,
официально включенный в международный реестр контейнеровладельцев.
Например, все контейнеры бывшего МПС СССР (ныне разделенные между
государствами СНГ и Балтии) имеют код владельца SZDU. Новые контейнеры
Украины и России маркируются кодами UZUU и RZDU. После кодового обозначения
владельца следует серийный номер контейнера из шести цифр. Седьмая цифра,
так называемое контрольное число, служит для проверки правильности
информации о коде владельца и серийном номере контейнера. При исключении
любой буквы или цифры из кода и номера контейнера (например, после ремонта)
будет иметь место несовпадение контрольного числа.
Вторая строка маркировочного кода также состоит из двух частей —
буквенной и цифровой.
Буквенная часть содержит две прописные (в некоторых случаях — три)
буквы латинского алфавита, составляющие кодовое обозначение страны
владельца контейнера (закодированное в первой строке маркировочного кода).
Три буквы кода страны имеют контейнеры выпуска до 1984 г. При этом в
качестве третьей буквы могла быть использована латинская буква «X».
Идентификация кодового обозначения страны содержится в международном
стандарте ИСО 3166-88 «Коды для представлений названий стран». Кроме того,
каждое государство имеет и цифровые трехзначные коды, которые на контейнере
не отражены.
На контейнерах ныне разделенного парка бывшего МПС СССР дополнительно
нанесены двузначные цифровые обозначения железнодорожных администраций,
принятые в системе ОСЖД. Все буквенные коды и цифровые обозначения
государств, вошедших своими материалами в настоящий справочник, приведены в
его второй части.
Цифровые сведения второй строки маркировочного кода состоят из четырех
цифр и содержат обозначения размера и типа контейнера (по две цифры на
каждую позицию).
Первые две цифры указывают на размеры контейнера как по длине, так и
по высоте.
Первая обозначает длину: 1 — 10 футов (2991 мм,ГОХ),2— 20 футов (6058
мм), 3— 30 футов (9125 мм), 4— 40 футов (12 192 мм). Вторая обозначает
высоту: 0 и 1—2438 мм; 2 и 3—2591 ым; 4 и 5—более 2591 мм (хотя пока такая
высота для контейнеров не применяется), и наличие паза для Г-образных
прицелов типа «гусиная шея»: 0 и 2 — без такого паза; 1 и 3 — с пазом.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|