Рефераты

Двигатель ЗиЛ-130

ее части по окружности выполнены гнезда по числу цилиндров, в которые

вставляются провода, присоединяемые к свечам зажигания. В крышке размещено

центральное гнездо для крепления провода высокого напряжения от катушки

зажигания. Внутри, против каждого гнезда, расположены боковые контакты, а

в центре — угольный контакт с пружиной для соединения центрального гнезда

с пластиной ротора.

Крепится крышка на корпусе прерывателя двумя пружинными защелками.

Ротор, вращающийся вместе с кулачком, соединяет поочередно центральный

контакт с боковыми контактами, замыкая цепь высокого напряжения через

свечи тех цилиндров, где в данный момент должно происходить воспламенение

рабочей смеси.

Свечи зажигания. Электрический разряд — искра — образуется в

цилиндре между электродами свечи зажигания. Свеча (рис. 29) состоит из

центрального электрода с изолятором (сердечник свечи) и стального корпуса,

в котором он крепится. Корпус имеет нарезную ввернутую часть, которой

свеча ввернута в нарезное отверстие головки цилиндров двигателя, в нижней

части корпуса имеется один боковой электрод. В верхней части корпус свечи

зажигания имеет грани под ключ. Центральный электрод с изолятором

завальцован в корпусе свечи. Для уплотнения между кромками корпуса и

буртиком изолятора проложены уплотняющие прокладки. На центральном

электроде сверху установлен наконечник для крепления провода высокого

напряжения

Для обеспечения нормальных условий работы свечи зажигания

необходимо, чтобы температура нижней части изолятора была в пределах 500

... 600 'С, при которой сгорает нагар и очищается свеча.

Тепловая характеристика свечи зажигания зависит от длины нижней

части изолятора и условий его охлаждения. Чрезмерный нагрев свечи приводит

к калильному зажиганию и разрушению изолятора, а переохлаждение — к

забрызгиванию электродов свечи маслом и нагару.

Выбирают свечи зажигания для двигателя по их обозначениям, где

указаны диаметр нарезной части, длина нижней части изолятора и материал

изолятора. Диаметр нарезной части обозначается буквами М и А, где М

соответствует диаметру 18 мм и А—14 мм. Цифрой обозначено калильное число.

Длина резьбовой части обозначается буквами Н — 11 мм, Д— 19 мм. Если буквы

нет, то длина вверткой части равна 12 мм. Буква «В» обозначает, что

выступает нижняя часть изолятора, а «Т» — что герметизация изолятора

выполнена терыоцементсм.

На двигателях автомобилей ЗиЛ-130 устанавливают свечи АИ, где буква

А обозначает, что диаметр резьбы 14 мм, цифра 11 указывает калильное

число, длина вверткой части корпуса — 12 мм. Большое влияние на работу

свечи зажигания оказывает зазор между центральным и боковым электродами.

Заводы рекомендуют зазоры 0,85 ... 1,00 мм. Уменьшение зазора против нормы

вызывает обильное нагарообразование на электродах свечи зажигания и

перебои в ее работе. При большем зазоре из-за повышения сопротивления

ухудшаются условия искрообразования, отчего также будут возникать перебои

в работе двигателя. Регулируют зазор подгибанием бокового электрода, а его

размер проверяют круглым щупом (рис 30). Центральный электрод подгибать

нельзя так как разрушается керамическая изоляция и свеча зажигания

отказывает в работе.

Выключатель зажигания. Включение и выключение приборов батарейного

зажигания и других потребителей электрического тока осуществляется при

помощи выключателя зажигания. Он (рис. 31) состоит из двух частей; замка с

ключом и электрического выключателя. Замок состоит из корпуса, цилиндра,

пружины и поводка. В задней части корпуса замка расположен выключатель,

состоящий из контактной пластины с тремя выступами и панели с тремя

контактными винтами.

В автомобиле ЗиЛ-130 ключ имеет три положения: первое (головка

ключа расположена вертикально) — зажигание выключено; второе (поворот

ключа по часовой стрелке) — зажигание включено, третье (поворот ключа до

отказа) — включены зажигание и стартер. Во всех случаях вместе с

зажиганием включаются контрольно-измерительные приборы.

3. Основные неисправности и методы ремонта двигателя ЗиЛ-130:

Исправный двигатель должен развивать полную мощность, работать без

перебоев на полных нагрузках и холостом ходу, не перегреваться, не дымить

и не пропускать масло и охлаждающую жидкость через уплотнения.

Неисправность можно определить путем диагностирования по внешним признакам

без разборки двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм имеет следующие признаки

неисправности: появление посторонних стуков и шумов, падение мощности

двигателя, повышенный расход масла, перерасход топлива, появление дыма в

отработавших газах.

Стуки и шумы в двигателе возникают в результате повышенного износа

его основных деталей и появления между сопряженными деталями увеличенных

зазоров.

При износе поршня и цилиндра, а также при увеличении зазора между

ними возникает звонкий металлический стук, хорошо прослушиваемый при

работе холодного двигателя. Резкий металлический стук на всех режимах

работы двигателя свидетельствует об увеличении зазора между поршневым

пальцем и втулкой верхней головки шатуна. Усиление стука при резком

увеличении частоты вращения коленчатого вала свидетельствует об износе

вкладышей коренных или шатунных подшипников, причем стук более глухого

тона характерен при износе вкладышей коренных подшипников. Резкий

непрекращающийся стук в двигателе, сопровождающийся падением давления

масла, свидетельствует о выплавлении подшипников. Прослушивание шумов и

стуков выполняется с помощью стетоскопа.

Падение мощности двигателя вызывается уменьшением компрессии в

результате : нарушения уплотнения прокладки головки цилиндров при слабой

или неравномерной затяжке гаек крепления или повреждения прокладки;

пригорание колец в канавках поршня вследствие отложения смолистых веществ

и нагара; износа, поломки или потери упругости колец; износа стенок

цилиндров.

Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют от руки или компрес-

сометром. Для проверки компрессии от руки вывертывают свечи зажигания, за

исключением свечи проверяемого цилиндра. Вращая коленчатый вал пусковой

рукояткой, по сопротивлению проворачиванию судят о компрессии. Так же

проверяют компрессию и в остальных цилиндрах.

Для проверки компрессии компрессометром следует прогреть

двигатель, вывернуть свечи, полностью открыть дроссельную и воздушную

заслонки. Установить резиновый наконечник компрессометра в отверстие свечи

и провернуть коленчатый вал на 8—10 оборотов. О величине компрессии судят

по показаниям компрессометра. После проворачивания коленчатого вала в

исправном цилиндре величина компрессии должна быть 7,0—7,8 кгс/см2. Таким

образом нужно последовательно проверять компрессию в каждом цилиндре.

О техническом состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов можно

судить по относительной величине утечки воздуха (контролируемой

специальным манометром), подаваемого под давлением в цилиндры двигателя с

помощью прибора К-69. При этом сжатый воздух подают в каждый цилиндр

двигателя через отверстия для свечей зажигания.

Повышенный расход масла, перерасход топлива и дымный выпуск

отработавших газов серого цвета (при нормальном уровне масла в картере)

обычно появляются при залегании поршневых колец или их износе. Залегание

кольца можно устранить без разборки двигателя, для чего в каждый цилиндр

горячего двигателя заливают на ночь через отверстие для свечи зажигания по

20 г смеси равных частей денатурированного спирта и керосина. Утром

двигатель следует пустить, дать проработать 10—15 мин, остановить и

заменить масло.

Отложение нагара на днищах поршней и камер сгорания снижает

теплопроводность, что вызывает перегрев двигателя, падение его мощности и

повышение расхода топлива. Для удаления нагара необходимо выпустить воду

из системы охлаждения, снять приборы, укрепленные на головке цилиндров, и

, отвернув гайки, осторожно отделить головку цилиндров, не повредив

прокладку. Если прокладка приклеилась к блоку или головке цилиндров, то ее

следует отделить, пользуясь тупым ножом или широкой тонкой металлической

полоской.

У V-образных двигателей перед снятием головок цилиндров, кроме

того, необходимо снять все приборы с впускного трубопровода, снять

трубопровод и только после этого снять головки.

Нагар удаляют деревянными скребками или скребками из мягкого

металла, чтобы не повредить днище поршней или стенки камеры сгорания.

Удаляя нагар, следует закрывать чистой ветошью соседние цилиндры. Нагар

снимается легче, если его размягчить, положив на него ветошь, смоченную

керосином.

При установке прокладки 'головки цилиндров ее нужно натереть

порошкообразным графитом.

Трещины в стенках рубашки охлаждения блока и головки цилиндров

могут появиться при замерзании воды или заполнении рубашки охлаждения

горячего двигателя холодной водой.

Газораспределительный механизм имеет две характерные неисправности—

неплотное прилегание клапанов к гнездам и неполное открытие клапанов,

Неплотное прилегание клапанов к гнездам выявляется по следующим

признакам: уменьшение компрессии; периодические хлопки во впускном или

выпускном трубопроводе; падение мощности двигателя. Причинами неплотного

закрытия клапанов могут быть: отложение нагара на клапанах и гнездах;

образование раковин на рабочих поверхностях (фасках) и коробление головки

клапана; поломка клапанных пружин; заедание клапанов в направляющих

втулках; отсутствие зазора между стержнем клапана и носком коромысла.

Неполное открытие клапанов характеризуется стуками в двигателе и

падением мощности. Эта неисправность появляется в результате большого

зазора между стержнем клапана и носком коромысла. К неисправностям

газораспределительного механизма следует отнести также износ шестерен

распределительного вала, толкателей, направляющих втулок, увеличение

продольного смещения распределительного вала и износ втулок и осей

коромысел.

В двигателях ЗИЛ-130 возможно нарушение работы механизма поворота

выпускного клапана в результате заедания шариков и пружин механизма

поворота.

Нагар необходимо удалить при помощи шабера; клапаны, имеющие

незначительные раковины на рабочей поверхности, следует притереть,

сломанную пружину заменить. Нарушенный зазор восстанавливается

регулировкой.

Для притирки клапанов снимают клапанную пружину, под его головку

подкладывают слабую пружину, на рабочую поверхность наносят, слой пасты,

состоящей из абразивного порошка и масла, и при помощи коловорота или

протирочного приспособления клапану сообщают возвратно-вращательное

движение. При изменении направления вращения клапан нужно приподнимать.

Притирку заканчивают, если па поверхности гнезда и рабочей поверхности

клапана появляются сплошные матовые полосы шириной 2—3 мм. Герметичность

посадки клапана после притирки проверяют при помощи прибора или керосина.

Для этого клапан устанавливают в седле, надевают пружину и закрепляют ее

на стержне, переворачивают головку цилиндров и в камеры сгорания заливают

керосин. Появление керосина на стержне и направляющей втулке

свидетельствует о плохой притирке.

Для регулировки зазора между стержнем клапана и носком коромысла

необходимо: снять клапанную крышку, удалив предварительно присоединенные к

ней детали; установить поршень в конце такта сжатия (чтобы клапаны были

закрыты); проверить зазор и при необходимости отрегулировать его> для чего

отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая

регулировочный винт, установить нужный зазор затянуть контргайку и снова

проверить зазор.

Необходимое смещение распределительного вала достигается подбором

толщины распорного кольца. При значительном износе деталей

газораспределительного механизма двигатель подвергается ремонту.

Система охлаждения одна из важных в двигателе. Если она неисправна,

то двигатель перегревается или переохлаждается. Диагностирование системы

охлаждения осуществляется по внешним признакам.

Перегрев двигателя происходит в результате неисправности не только

системы охлаждения, но и систем питания, зажигания и смазки. Недостаточное

охлаждение двигателя и, как следствие этого, закипание охлаждающей

жидкости в системе может возникнуть от недостаточного количества ее в

системе охлаждения, пробуксовки ремня вентилятора при слабом ее натяжении

или в результате замасливания, загрязнения или отложения накипи в системе

и неправильной работы термостата.

Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправной работой

термостата или заеданием жалюзи в открытом положении. Зимой при низкой

температуре воздуха, если не принять предохранительных мер (прикрыть

жалюзи, надеть утеплительный чехол и т. п.), также возможно

переохлаждение двигателя и даже замерзание воды в системе.

Недостаточный уровень охлаждающей жидко с т и в верхнем бачке

радиатора бывает при утечке ее из системы охлаждения или выкипания. Утечка

охлаждающей жидкости из системы может произойти через сальники,

неплотности в соединении патрубков, сливные краники и поврежденные участки

радиатора. Течь при износе сальников обнаруживают по подтеканию

охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса

насоса.

При появлении этой неисправности необходимо слить охлаждающую

жидкость, ослабить ремень вентилятора и снять его, ослабить хомутик,

отсоединить резиновый шланг и осторожно снять водяной насос с тем, чтобы

не повредить прокладку.

Отвернув болт крепления крыльчатки, снять ее. В сальнике может быть

повреждена либо резиновая манжета, либо самоподжимная шайба; поврежденные

детали нужно заменить, насос собрать и установить. В случае повреждения

прокладки головки цилиндров ее заменяют.

Неплотности в соединениях патрубков со шлангами устраняют

затягиванием хомутиков (если резьба затяжного болта хомутика использована

полностью, то под снятый хомутик подкладывают металлическую полоску), а

краники, пропускающие жидкость, притирают. Для этого их снимают с

двигателя, разбирают, на рабочую поверхность наносят притирочную пасту,

вращательным движением притирают до появления матовой поверхности на всех

рабочих частях краника.

Поврежденный радиатор необходимо снять и сдать в ремонт.

Натяжение ремня вентилятора в двигателе 24Д регулируют смещением

генератора. Правильно натянутый ремень прогибается на 8—10 мм при нажатии

рукой с силой в 3—4 кгс. Если ремень натянут недостаточно, то необходимо

ослабить болты крепления генератора и, отклоняя его, добиться нужного

натяжения. Пробуксовка может быть вызвана, кроме того, смазкой, попавшей

на ремень и шкивы.

В двигателе ЗИЛ-130 шкив вентилятора приводится в действие двумя

ремнями. Натяжение одного из них регулируется перемещением генератора, а

второго — перемещением насоса гидроусилителя рулевого управления.

Заедание термостата в закрытом положении прекращает циркуляцию

жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор

остается холодным. При заедании термостата в открытом положении происходит

переохлаждение двигателя. В обоих случаях термостат снимают,

предварительно выпустив жидкость из системы охлаждения и осторожно сняв

патрубок.

Термостат проверяют, опуская его в воду. Нагревая воду, следят за

клапаном термостата и термометром. Клапан должен начать открываться при

температуре 70° С и полностью открыться при температуре 83—90° С. При

осмотре термостата необходимо обратить внимание на отсутствие накипи и

чистоту отверстия в клапане, предназначенном для пропуска воздуха.

Жалюзи заедают из-за недостаточной смазки или неисправности

привода. Трос вместе с оболочкой необходимо снять, промыть в керосине и,

смазав, поставить на место.

В процессе эксплуатации автомобиля на стенках рубашки охлаждения

откладывается накипь, вследствие чего ухудшается отвод тепла от деталей.

Каналы приборов системы охлаждения засоряются накипью и продуктами

коррозии, что приводит к перегреву двигателя и другим неисправностям.

Накипь удаляют промывкой приборов системы охлаждения раздельно, так как

растворы, применяемые для промывки радиатора, нельзя использовать при

промывке рубашки охлаждения блока и головки цилиндров, изготовленных из

алюминиевого сплава.

Перед промывкой радиатор снимают с автомобиля и заполняют его 10-

процентным раствором едкого, натра (каустическая сода), нагретого до 90°

С. Этот раствор выдерживают в радиаторе в течение 30 мин, а затем сливают

и к патрубку нижнего бачка присоединяют смеситель, к которому подводят

горячую воду и сжатый воздух. Для контроля за давлением сжатого воздуха к

патрубку, идущему от нижнего бачка радиатора к отопителю, присоединяют

манометр.

Промывку радиатора выполняют одновременно горячей водой и сжатым

воздухом так, чтобы вода вытекала через патрубок верхнего бачка и давление

в нижнем бачке не превышало 1 кгс/см2. С раствором едкого натра следует

обращаться очень осторожно во избежание ожогов кожи и разъедания тканей

одежды.

Если отложение накипи на стенках рубашки охлаждения и в трубах

радиатора незначительное, ее удаляют при помощи раствора хромпика, не

снимая радиатор с автомобиля. Раствор хромпика приготовляют из расчета 4—8

г на 1 л воды и заливают его в систему.

Раствор с содержанием хромпика менее 3 г на 1 л воды применять

нельзя, так как он вызывает усиленную коррозию деталей системы охлаждения.

Когда система охлаждения заправлена таким раствором, автомобиль

эксплуатируется в течение месяца (при выкипании воды из раствора добавляют

воду, при утечке через неплотности соединения — раствор) Слив раствор,

систему нужно хорошо промыть чистой водой в направлении, обратном

циркуляции, пропустив 10—15-кратный объем воды.

Система смазки имеет два основных признака неисправности: понижение

или повышение давления масла. Ухудшение смазки бывает в результате

попадания сконденсированного топлива, частиц нагара, осмоления и т д.

Диагностирование технического состояния системы смазки осуществляется

контрольным манометром и по цвету масла

Понижение давления масла может быть в результате подтекания масла в

масляной магистрали, износа масляного насоса и подшипников коленчатого

вала, малого уровня масла в поддоне картера, недостаточной его вязкости,

заедания редукционного клапана в открытом положении. Подтекание масла

возникает в месте неплотной затяжки штуцеров и пробок или через трещины в

маслопроводах. Для устранения подтекания штуцера и пробки их нужно

подтянуть, а трубки с трещинами заменить Неисправности насоса,

редукционного клапана и подшипников устраняют в ремонтных мастерских

Малый уровень масла в поддоне может быть из-за выгорания масла,

вытекания его через неплотности сальников коленчатого вала и места

повреждения прокладки.

Загрязненное масло или масло недостаточной вязкости нужно заменить.

Повышение давления масла в системе бывает в результате засорения

маслопроводов, применения масла с повышенной вязкостью, заедания

редукционного клапана в закрытом положении. Засоренные маслопроводы

прочищают (в разобранном двигателе) проволокой, промывкой керосином и

продувают сжатым воздухом.

Для проверки правильности показаний указателя давления масла вместо

одной из пробок центральной магистрали ввертывают штуцер контрольного

манометра И, пустив двигатель, сличают показания контрольного манометра и

указателя давления масла.

Неисправности системы питания заключаются в образовании смеси

несоответствующего качества и, как следствие, повышенном расходе топлива.

К наиболее часто встречающимся неисправностям системы питания относится

образование богатой или бедной смеси.

Богатая рабочая смесь обладает пониженной скоростью горения и

вызывает перегрев двигателя, работа его при этом сопровождается резкими

хлопками в глушителе. Хлопки появляются в результате неполного сгорания

смеси в цилиндре (не хватает кислорода воздуха). Догорание ее происходит в

глушителе и сопровождается появлением черного дыма из него.

Длительная работа двигателя на богатой смеси приводит к перерасходу

топлива и большому отложению нагара на стенках камеры сгорания и

электродах свечей зажигания. Образованию богатой смеси способствует

уменьшение количества поступающего воздуха или увеличение количества

подаваемого топлива.

В изучаемых карбюраторах, имеющих главную дозирующую систему с

пневматическим торможением топлива, в случае засорения воздушного жиклера

происходи! образование богатой горючей смеси. Эта неисправность

устраняется продувкой воздушных жиклеров главной дозирующей системы сжатым

воздухом.

Увеличение количества поступающего топлива возможно в результате

повышенного уровня топлива в поплавковой камере вследствие неплотного

прилегания игольчатого клапана, засорения седла игольчатого клапана,

применения более легких сортов топлива, разработки отверстий жиклеров,

неплотного закрытия клапана экономайзера и неполного открытия воздушной

заслонки.

Уровень топлива в поплавковой камере регулируют одним из описанных

способов При неплотном прилегании клапанов к седлу их следует притереть

или заменить Если отверстия жиклеров разработаны, то жиклеры заменяют.

Неплотно закрывающийся клапан экономайзера необходимо разобрать и

притереть или заменить.

Полное открытие воздушной заслонки регулируют изменением длины

троса привода.

Бедная рабочая смесь также обладает пониженной скоростью сгорания,

двигатель перегревается, и его работа сопровождается резкими хлопками в

карбюраторе.

Хлопки в карбюраторе появляются в результате того, что смесь еще

догорает в цилиндре, когда уже открыт впускной клапан, и пламя

распространяется во впускной трубопровод и смесительную камеру

карбюратора.

Длительная работа двигателя на бедной смеси также вызывает

перерасход топлива, вследствие того, что мощность двигателя в этом случае

падает и чаще приходится пользоваться пониженными передачами.

Образованию бедной горючей смеси способствует либо уменьшение

количества поступающего топлива, либо увеличение количества поступающего

воздуха. Уменьшение количества поступающего топлива возможно в результате

заедания воздушного клапана в пробке горловины топливного бака, засорения

топливопроводов и фильтров-отстойпиков, неисправности топливного насоса,

низкого уровня топлива в поплавковой камере, засорения жиклеров.

Увеличение количества поступающего воздуха возможно из-за подсоса воздуха

в местах соединения отдельных частей карбюратора, а также в местах

соединения карбюратора с впускным трубопроводом и впускного трубопровода С

головками цилиндров. Клапан пробки горловины топливного бака необходимо

осмотреть и удалить пыль и кусочки льда, которые могут образоваться в

зимнее время.

Засоренные трубопроводы продувают насосом для накачивания шин.

Засоренные фильтры-отстойники нужно разобрать, очистить от грязи, промыть

в чистом бензине и продуть сжатым воздухом. При разборке фильтров тонкой

очистки, имеющих керамический элемент, следует быть осторожным, так как он

очень хрупок.

При сборке фильтров особое внимание следует уделять состоянию

прокладок, порванные прокладки нужно заменить. Неисправность топливного

насоса обычно сопровождается уменьшением или прекращением подачи топлива.

Наиболее часто в диафрагменном насосе возможны следующие

неисправности: повреждение диафрагмы; неплотное прилегание клапанов; износ

наружного конца двуплечего рычага; уменьшение упругости пружины.

Поврежденные диски диафрагм заменяют. В случае появления этой

неисправности в пути следует отпустить гайку крепления дисков диафрагмы,

осторожно развести их так, чтобы отверстие не совпадало, и, смазав мылом

собрать и установить на место. Неплотно прилегающий клапан необходимо

разобрать, очистить от грязи, проверить состояние пружины и установить на

место. Если этого окажется недостаточным, то клапан нужно заменить. При

износе наружного конца двуплечего рычага его наваривают. Как временную

меру (в пути) прокладку между насосом и местом его крепления заменяют на

более тонкую, тем самым приблизив рычаг к эксцентрику. Засоренные жиклеры

необходимо продуть.

Применять для очистки жиклеров проволоку или другие твердые

предметы запрещено, так как это приведет к увеличению или изменению формы

отверстия жиклеров. Подсос постороннего воздуха в местах соединения

карбюратора и впускного трубопровода устраняют подтягиванием креплений или

заменой прокладок. Одной из часто встречающихся неисправностей системы

питания является течь топлива через неплотности в соединениях

топливопроводов, что очень опасно, так как может вызвать пожар Для

предупреждения этой неисправности места соединения следует периодически

подтягивать.

Неисправности приборов зажигания обнаруживаются по внешним

признакам, к которым относятся перебои в работе двигателя, затрудненный

пуск его или «выстрелы» из глушителя. Если перебои происходят в одном из

цилиндров, то вероятнее всего, что неисправна свеча или провод, идущий к

ней.

Свечи зажигания могут иметь следующие неисправности: трещину в

изоляторе, отложение нагара, замасливание и нарушение зазора между

электродами. Обнаружить неисправную свечу можно при помощи вольтоскопа.

Яркие, равномерно чередующиеся вспышки газа, видимые в глазке вольтоскопа,

свидетельствуют об исправности свечи; тусклое или неравномерно

чередующееся свечение газа указывает на неисправность свечи. При

отсутствии вольтоскопа работу свечей проверяют поочередно отключением

провода высокого напряжения. Если отсоединенная свеча исправна, то перебои

в работе двигателя увеличиваются. При отключении неисправной свечи перебои

останутся неизменными. Неисправную свечу вывертывают и осматривают. Нагар

удалят чисткой электродов в нижней части изолятора свечи и промывают ее

бензином. Лучшим способом удаления нагара является очистка на специальном

приборе. Зазор между электродами регулируют подгибанием бокового

электрода, а свечу с поврежденным изолятором заменяют.

Перебои в работе различных цилиндров двигателя могут быть вызваны

следующими неисправностями прерывателя-распределителя: обгоранием или

загрязнением контактов и нарушением зазора между ними; замыканием рычажка

прерывателя или его провода на «массу»; трещинами в крышке распределителя

и ротора или плохим контактом центральной клеммы; неисправностью

конденсатора; повреждением изоляции вторичной обмотки катушки зажигания.

Обгоревшие контакты зачищают при помощи пластинки для чистки

контактов или надфилем, а загрязненные — протирают концами, смоченными в

бензине. Зазор регулируют способом, описанным ранее. В случае замыкания

рычажка прерывателя или его провода на «массу» нужно осмотреть провод и

рычажок, протереть их тряпкой, смоченной в бензине, и в случае оголения

провода изолировать его изоляционной лентой.

При наличии трещин в крышке распределителя или ротора их необходимо

заменить, Проверить состояние угольного контакта и пружины. Поломанный

угольный контакт или пружину заменить, а загрязненные прочистить.

Неисправность конденсатора обнаруживают несильному ;искрению на. контактах

прерывателя, вследствие чего они обгорают, двигатель работает с перебоями,

а в глушителе появляются резкие хлопки.

Конденсатор проверяют следующими способами. Провод конденсатора

отсоединяют от зажима и, включив зажигание, размыкают контакты прерывателя

рукой, при этом между ними появляется сильная искра. Незначительное

искрение между контактами при их размыкании после присоединения провода

конденсатора свидетельствует о том, что конденсатор исправен. Если же

искра между контактами остается сильной и после присоединения провода

конденсатора, то конденсатор неисправен. Неисправный конденсатор

необходимо заменить. Конденсатор можно проверить «на искру», для этого

провод высокого напряжения нужно держать на расстоянии 5—7 мм от «массы».

Интенсивная искра между проводом и «массой» при размыкании контактов также

является признаком исправности конденсатора.

Причиной отказа в работе батарейного зажигания могут быть

неисправности катушки зажигания, к которым относятся: повреждение изоляции

обмоток, трещины в карболитовой крышке и повреждение дополнительного

резистора. Повреждение изоляции обмоток катушки зажигания чаще всего

происходит в результате перегрева обмоток. Обмотки перегреваются, если

оставить зажигание включенным на продолжительное время при неработающем

двигателе.

Для проверки наличия тока высокого напряжения используют воль-

тоскоп. Если его нет, то необходимо снять крышку распределителя и включить

зажигание; установить кулачок прерыватели в положение, при котором

контакты будут сомкнуты, провод высокого напряжения от, катушки зажигания

приблизить к «массе» на 4—5 мм и рукой разомкнуть контакты.

Появление интенсивной искры между проводом и «массой»

свидетельствует об исправности цепи высокого напряжения. Если искры нет,

необходимо проверить исправность цепи низкого напряжения, для чего

параллельно разомкнутыми контактам прерывателя включить лампу. При

включении зажигания лампа должна загораться.

4.Техническое облуживание двигателя ЗиЛ – 130:

Ежедневное обслуживание (ЕО):

-очистить двигатель от грязи;

-проверить состояние двигателя внешним осмотром и прослушать его работу

на разных режимах;

-проверить уровень жидкости в радиаторе;

-проверить нет ли подтеканий жидкости и масла;

-проверить уровень масла перед пуском двигателя;

-проверить внешним осмотром герметичность топливопроводов.

Техническое обслуживание №1 (ТО-1):

-проверить крепление опор двигателя;

-проверить герметичность соединения головки цилиндров, поддона

картера, сальника коленчатого вала;

-проверить отсутствие подтекания жидкости во всей системе охлаждения;

-смазать подшипники водяного насоса;

-осмотром проверить герметичность всех приборов системы смазки;

-слить отстой из масленого фильтра;

-сменить масло в картере двигателя;

-проверить уровень масла в картере;

-проверить герметичность всех соединений в системе питания;

-проверить привод дроссельной заслонки;

-промыть воздушный фильтр;

-смазать вал прерывателя распределителя.

Техническое обслуживание №2 (ТО-2):

-подтянуть гаки крепления головки цилиндров;

-проверить зазор между стержнями клапанов и носком коромысла;

-проверить отсутствие подтекания жидкости во всей системе охлаждения;

-смазать подшипники водяного насоса;

-проверить крепление радиатора и жалезей;

-проверить крепление водяного насоса и натяжку ремня;

-проверить действие паровоздушного клапана пробки радиатора;

-заменить фильтрующий элементы;

-осмотром проверить герметичность всех приборов системы смазки;

-слить отстой из масленого фильтра;

-сменить масло в картере двигателя;

-проверить уровень масла в картере;

-проверить с помощью манометра работу топливного насоса;

-проверить герметичность всех соединений в системе питания;

-проверить привод дроссельной заслонки;

-промыть воздушный фильтр;

-прверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора;

-очистить от пыли и грязи и масла поверхность приборов системы

зажигания;

-проверить свечи зажигания и прерыватель распределитель.

5.Технологическая карта неисправностей системы смазки:

|Неисправность |Причина |Способ устранения |

|Двигатель не |1Нет топлива в | |

|запускается |карбюраторе: | |

| |а)засорены топливопроводы|а) промойте и продуйте топливный |

| | |бак, топливопроводы |

| |или фильтры карбюратора и|и фильтры |

| | | |

| |топливного насоса | |

| |б)неисправен топливный |б) проверьте работу насоса и |

| |насос |замените поврежденные детали |

| |2 Ток не проходит через | |

| |контакты прерывателя: | |

| |а) загрязнены, окислены |а) зачистите контакты и |

| |или пригорели контакты |отрегулируйте зазор между ними; |

| |прерывателя; образовался |при ослаблении прижимной пружины |

| |бугорок и кратер на |замените контактную группу, |

| |контактах (эрозия); | |

| |чрезмерно большой зазор | |

| |между контактами или | |

| |ослабление прижимной | |

| |пружины | |

| |б) ослаблено крепление |б) проверьте провода и соединения,|

| |или окислены наконечники |замените поврежденные провода |

| |проводов в цепи низкого | |

| |напряжения, обрыв в | |

| |проводах или замыкание их| |

| |с "массой" | |

| |в) неисправен |в) проверьте, при необходимости |

| |выключатель зажигания: не|замените выключатель или его |

| |замыкаются контакты "15" |контактную часть |

| |и "30/1" | |

| |г) пробит конденсатор |г) замените конденсатор |

| |(короткое замыкание) | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты