Двигатель ЗиЛ-130
| |д.) обрыв в первичной |д) замените катушку: |
| |обмотке катушки зажигания| |
| | | |
| |3. Не размыкаются | |
| |контакты прерывателя: | |
| |а) нарушен зазор между |а) отрегулируйте зазор между |
| |контактами прерывателя |контактами |
| |б) сильно изношена |б) замените контактную группу |
| |текстолитовая подушечка | |
| |или втулка рычажка | |
| |прерывателя | |
| |4Нарушен порядок |4Проверьте, присоедините провода в|
| |присоединения проводов |порядке зажигания |
| |высокого напряжения к | |
| |контактам крышки | |
| |распределителя зажигания | |
| |5Зазор между электродами |5Очистите свечи и |
| |не |отрегулируйте зазор между |
| |соответствует норме или |электродами |
| |замаслились свечи | |
| |зажигания | |
| |Повреждены свечи |6.Замените свечи новыми |
| |зажигания (трещины на | |
| |изоляторе) | |
| |Неправильная установка |7. Проверьте, отрегулируйте момент|
| |момента зажигания |зажигания |
| | | |
| |8.Воздушная заслонка |8.Устраните негерметичность |
| |карбюратора остается |пускового устройства карбюратора |
| |закрытой при | |
| |первых вспышках в | |
| |цилиндрах | |
|Двигатель работает|Нарушена регулировка |1.Отрегулируйте холостой ход |
|неустойчиво или |холостого хода двигателя | |
|глохнет на | | |
|холостом ходу | | |
| |2.Неисправен карбюратор: | |
| |а.)засорены жиклеры или |а.)продуйте жиклеры и каналы |
| |каналы карбюратора |карбюратора |
| |б.)попадание воды в |б.)удалите воду из карбюратора, |
| |карбюратор |слейте отстой из топливного бака |
| |в.)нарушена герметичность|в.)замените диафрагму |
| |диафрагмы пускового | |
| |устройства | |
| |3.Слишком раннее |3.Проверьте, отрегулируйте |
| |зажигание |момент зажигания |
| |в цилиндрах двигателя | |
| |Велик зазор между |Проверьте, отрегулируйте |
| |электродами свечей |зазор между электродами |
| |зажигания | |
| |Подсос воздуха через |Замените поврежденный шланг |
| |поврежденный шланг, | |
| |соединяющий впускную | |
| |трубу с вакуумным | |
| |усилителем тормозов | |
|Двигатель |1.Ослабли пружины |1.Замените пружины, проверьте |
|неравномерно и |грузиков регулятора |работу центробежного регулятора на|
|неустойчиво |опережения зажигания в |стенде |
|работает при |датчике-распределителе | |
|большой частоте |зажигания | |
|вращения | | |
|коленчатого вала | | |
|Перебои в работе |1. Повреждены провода в |1. Проверьте провода и их |
|двигателя на всех |системе зажигания, |соединения. Поврежденные провода |
|режимах |ослаблено крепление |замените |
| |проводов или окислены их | |
| |наконечники | |
| |Износ или повреждение |2.Замените контактный |
| |контактного уголька в |уголек |
| |крышке | |
| |прерывателя-распределител| |
| |я зажигания | |
| |Сильное подгорание |3.Зачистите центральный контакт |
| |центрального контакта | |
| |ротора | |
| |прерывателя-распределител| |
| |я зажигания | |
| |4.Трещины, загрязнение |4.Проверьте, замените ротор |
| |или |или крышку |
| |прогары в роторе или | |
| |крышке | |
| |прерывателя-распределител| |
| |я | |
| |Износ электродов или |Проверьте свечи, очистите |
| |замасливание свечей |от нагара, отрегулируйте зазор |
| |зажигания, значительный |между электродами, поврежденные |
| |нагар; трещины на |свечи замените |
| |изоляторе свечи | |
|Двигатель не |1.Неполное открытие |1.Отрегулируйте привод дроссельных|
|развивает полной |дроссельных заслонок |заслонок |
|мощности и не |карбюратора | |
|обладает | | |
|достаточной | | |
|приемистостью | | |
| |2.Загрязнен воздушный |Замените фильтрующий |
| |фильтр |элемент |
| |Неправильная установка |Проверьте, отрегулируйте |
| |момента зажигания |момент зажигания |
| |Заедание грузиков |Проверьте, замените поврежденные |
| |регулятора опережения |детали |
| |зажигания, | |
| |ослабление пружин | |
| |грузиков | |
| | | |
| |Неисправен топливный |Проверьте работу насоса и замените|
| |насос |поврежденные детали |
| |6.Неисправен карбюратор: | |
| |а.)неисправен |а.)проверьте подачу насоса, |
| |насос-ускоритель |замените поврежденные детали |
| |б.)засорены главные |б.)продуйте жиклеры сжатым |
| |жиклеры |воздухом |
| |в.)не полностью открыта |в.)отрегулируйте привод воздушной |
| |воздушная заслонка |заслонки; |
| |г.)уровень топлива в |г.)отрегулируйте установку |
| |поплавковой камере не |поплавка |
| |соответствует норме | |
| |д.)нарушена герметичность|д.)замените диафрагму |
| |диафрагмы экономайзера | |
| |мощностных режимов | |
| |7.Нарушены зазоры в |7.Отрегулируйте зазоры |
| |клапан | |
| |ном механизме | |
| |8.Не совпадают |8.Переставьте зубчатую шестерню, |
| |установочные |совместив установочные метки |
| |метки фаз | |
| |газораспределения | |
| |9.Недостаточная | |
| |компрессия в цилиндрах: | |
| |а.)поломка или залегание |а.)очистите кольца и канавки |
| |поршневых колец; |поршней от нагара, поврежденные |
| | |детали замените; |
| |б.)плохое прилегание |б.)замените поврежденные клапаны, |
| |клапанов к седлам; |отшлифуйте седла; |
| |в.)чрезмерный износ |в.)замените поршни и гильзы |
| |цилиндров и поршневых | |
| |колец | |
|Стук коренных |1. Слишком раннее |Отрегулируйте установку |
|подшипников |зажигание |момента зажигания |
|коленчатого вала | | |
| |2.Ослаблены болты |Затяните болты рекомендуемым |
| |крепления |моментом |
| |маховика | |
| |3.Увеличенный зазор между|Прошлифуйте шейки и замените |
| | |вкладыши |
| |шейками и вкладышами | |
| |коренных подшипников | |
|Стук шатунных |1.Чрезмерный зазор между |Прошлифуйте шейки и замените |
|подшипников |шатунными шейками |вкладыши |
| |коленчатого вала и | |
| |вкладышами | |
|Стук поршней |Увеличенный зазор между |Замените поршни и гильзы |
| |поршнями и цилиндрами | |
| |Увеличенный зазор между |Замените поршни с кольцами |
| |поршневыми кольцами и | |
| |канавками на поршне | |
|Стук впускных и |Увеличенные зазоры в |Отрегулируйте зазоры |
|выпускных клапанов|клапанном механизме | |
| | | |
| |Поломка клапанной пружины|Замените пружину |
| | | |
| |3.Чрезмерный зазор между |3.Замените изношенные |
| |клапаном и направляющей |детали |
| |втулкой | |
| |4. Износ кулачков |4. Замените распределительный вал |
| |распределительного вала |и регулировочные шайбы |
|на прогретом |Попадание под |Очистите клапан от посторонних |
|двигателе |редукционный клапан |частиц и заусенцев, |
|недостаточное |масляного насоса |промойте масляный насос |
|давление |посторонних частиц | |
|масла на холостом | | |
|ходу | | |
| |Заедание редукционного |Замените клапан |
| |клапана масляного насоса | |
| |Изношены шестерни |Отремонтируйте масляный |
| |масляного насоса |насос |
| |Чрезмерный зазор между |Прошлифуйте шейки и замените |
| |вкладышами и коренными |вкладыши |
| |шейками коленчатого вала | |
| |Чрезмерный зазор между |5.Замените распределительный вал |
| |шейками | |
| |распределительного | |
| |вала и корпусами | |
| |подшипников | |
| |Применение моторного |6.Замените масло другим, |
| |масла несоответствующей |рекомендуемым |
| |марки | |
| |и качества | |
|Чрезмерное |1. Заедание редукционного|1.Замените клапан |
|давление масла на | | |
|прогретом |клапана масляного насоса | |
|двигателе | | |
| |2.Пружина редукционного |2.Замените пружину |
| |клапана имеет большую | |
| |жесткость | |
|Повышенный расход |Подтекание масла через |1.Подтяните крепления или замените|
|масла |уплотнения двигателя |прокладки и сальники |
| |Засорена система |Промойте детали системы |
| |вентиляции картера |вентиляции картера |
| |Износ поршневых колец или|Расточите цилиндры и замените |
| | |поршни и кольца |
| |цилиндров двигателя | |
| |Поломка поршневых колец |Замените кольца |
| |Закоксовывание прорезей в|5.Очистите прорези и пазы от |
| | |нагара, замените моторное |
| |маслосъемных кольцах или |масло рекомендуемым |
| |пазов в канавках поршней | |
| |из- | |
| |за применения не | |
| |рекомендованного масла | |
| |Износ или повреждение |6.Замените маслоотражательные |
| |маслоотражательных |колпачки |
| |колпачков клапанов | |
| |Повышенный износ стержней|7.Замените клапаны, отремонтируйте|
| |клапанов или направляющих|головку блока цилиндров |
| |втулок | |
|Повышенный расход |Не полностью открыта воз |Отрегулируйте привод воз |
|топлива |душная заслонка |душной заслонки |
| |карбюратора | |
| |Повышенное сопротивление |Проверьте и отрегулируйте |
| |движению автомобиля |давление в шинах, тормозную |
| | |систему, углы установки колес |
| |Неправильная установка |3.Отрегулируйте момент зажигания |
| |момента зажигания | |
| |Высокий уровень топлива в| |
| | | |
| |карбюраторе: | |
| |а.)нарушена герметичность|а.)проверьте, нет ли посторонних |
| |игольчатого клапана или |частиц между иглой и седлом |
| |его прокладки |клапана, при необходимости |
| | |замените клапан или прокладку |
| |б.)заедание или |б.)проверьте и при необходимости |
| |повышенное трение, |замените поплавки |
| |препятствующее | |
| |нормальному передвижению | |
| |поплавков | |
| |в.)Засорены воздушные |в.)Очистите жиклеры |
| |жиклеры карбюратора | |
|Перегрев двигателя|1.Недостаточное |1.Долейте охлаждающую жид |
| |количество |кость в систему охлаждения |
| |жидкости в системе | |
| |охлаждения | |
| |2.Неправильная установка |Отрегулируйте установку |
| |момента зажигания |момента зажигания |
| |Сильно загрязнена |Очистите радиатор струей |
| |наружная поверхность |воды с внутренней стороны |
| |радиатора | |
| |4.Неисправен термостат |Замените термостат |
| |5.Неисправен насос |Проверьте работу насоса, замените |
| |охлаждаю |его или отремонтируйте |
| |щей жидкости | |
|Быстрое падение |Поврежден радиатор |Отремонтируйте радиатор |
|уровня жидкости | |или замените |
| |Подтекание жидкости из |Замените кран или радиатор |
| |крана или радиатора | |
| |отопителя | |
| |Подтекание жидкости через|Замените сальник |
| | | |
| |сальник насоса | |
| |охлаждающей | |
| |жидкости | |
| |4.Повреждена прокладка |4.Замените прокладку |
| |головки блока цилиндров | |
| |Подтекание жидкости через|Проверьте герметичность блока и |
| | |головки блока цилиндров, |
| |микротрещины в блоке или |при обнаружении трещин замените |
| |в |поврежденные детали |
| |головке блока цилиндров | |
| |6.Низкое давление |6.Проверьте пробку и при |
| |открытия |небходимости замените |
| |клапана пробки | |
6. Охрана труда и техника безопасности при ремонте и техническом
обслуживание:
Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля
следует проводить на специально оборудованных постах.
При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует
затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую
передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.
Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на
неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка
карбюратора, реле-регулятора и т. д. ) следует проверить и застегнуть
обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под
головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.
На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать — работают
люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий,
необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах,
связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо
дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач
установить в нейтральное положение. При пуске двигателя вручную следует
остерегаться обратных ударов и применять правильные приемы захвата
пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачивать ее снизу
вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на
его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель
не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя
открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка
сливается.
Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запрещается. При
обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо
пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с
провертыванием карданных валов, необходимо дополнительно убедиться в
выключении зажигания, поставить рычаг переключения передач в нейтральное
положение и освободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова
затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в коробке передач.
При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить
их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также
следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить
упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на
одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.), запрещается. Нельзя
подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и
другие посторонние предметы.
Инструмент, применяемый при работах по техническому обслуживанию и
ремонту автомобиля, должен быть исправным. Молотки и напильники должны
иметь хорошо насаженные деревянные ручки. Отвертывание и завертывание гаек
должно производиться только исправными ключами соответствующих размеров.
После выполнения всех работ перед пуском двигателя и троганием
машины с места нужно убедиться, что все принимавшие участие в работе люди
находятся на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на
свои места.
Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тормозных
систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение
посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение
лиц, участвующих в проверке, на подножках, крыльях запрещается.
При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует
выполнять следующие требования:
при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину
с малой скоростью и следить за правильным положением колес относительно
направляющих реборд осмотровой канавы; поставленную на осмотровую канаву
или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и
установить упоры под колеса; пользоваться переносными лампами в осмотровой
канаве можно только с напряжением не выше 12 В; не курить и не зажигать
открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на
раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих;
перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей,
неубранного инструмента или оборудования; следует остерегаться отравления
скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами
горючего.
При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним
Бензин— легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает
раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с
тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко
воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с
этилирозапным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество —
тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя
использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды.
Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы
системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой
таре с надписью «Этилированный бензин — ядовит». Для удаления пролитого
бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода.
Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем
теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.
Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость
содержит в себе сильнодействующий яд — этилен-гликоль, попадание которого
в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и
перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться.
Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи
шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится
непосредственно в систему охлаждения. После обслуживания системы
охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При
случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть
немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.
Тормозные жидкости и их пары также могут вызвать отравление при
попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно
соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует
тщательно вымыть руки.
Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми
пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной
стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при
попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании
кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной
струей воды.
Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и
ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить
покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с
кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой
водой с мылом.
Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе
окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать
тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить
водители и принимать меры по предупреждению отравлений отработавшими
газами.
Приборы системы питания двигателя должны быть правильно
отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления
выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ,
связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении,
необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в
помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.
Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем
двигателе, в таких случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы
нередко приводят к смертельным отравлениям.
При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и
наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения,
используемого при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, должно
быть не более 12 В. Во время работы с инструментом, питаемым током
напряжением 127—220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться
резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место
даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой
неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной
розетки работу следует прекратить.
При монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила:
монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу
(помосте), а в полевых условиях — на разостланном брезенте или другой
подстилке; перед демонтажем шины с обода колеса воздух из камеры должен
выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен
осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин; производить монтаж
шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не
соответствующие размеру обода колеса, запрещается; во время накачивания
шины необходимо применять специальное ограждение или страхующие
приспособления, при выполнении этой операции в полевых условиях нужно
колесо положить замочным кольцом вниз.
Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения
пожара в парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью
электрооборудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля
его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к тушению
пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный
огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае
возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную
команду.
7.Экология и охрана окружающей среды:
Автомобильный парк, являющийся одним из основных источников
загрязнения окружающей среды, сосредоточен, в основном, в городах. Если в
среднем в мире на 1 км2 территории приходится пять автомобилей, то
плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше.
Во всех странах мира продолжается концентрация населения в крупных
городских агломерациях. С развитием городов и ростом городских агломераций
всё большую актуальность приобретает своевременное и качественное
обслуживание населения, охрана окружающей среды от негативного воздействия
городского, особенно автомобильного, транспорта. В настоящее время в мире
насчитывается 300 млн. легковых, 80 млн. грузовых автомобилей и примерно 1
млн. городских автобусов.
Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов,
нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом
атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных
и крупнейших городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом,
но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. Согласно
данным статистики в США, все виды транспорта дают 60% общего количества
загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность – 17%, энергетика –
14%, остальные – 9% приходятся на отопление зданий и других объектов и
уничтожение отходов.
Эффективным мероприятием по снижению вредного влияния
автомобильного транспорта на горожан является организация пешеходных зон с
полным запретом въезда транспортных средств на жилые улицы. Менее
эффективное, но более реальное мероприятие – это введение системы
пропусков, дающих право на въезд в пешеходную зону только специальным
автомобилям, владельцы которых живут в конкретной зоне жилой застройки.
При этом должен быть полностью исключён сквозной проезд автотранспорта
через жилой квартал.
Для снижения вредного влияния автомобильного транспорта требуется
вынос из городской черты грузовых транзитных потоков. Требование это
зафиксировано в действующих строительных нормах и правилах, но практически
соблюдается редко.
Один из основных источников шума в городе – автомобильный
транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Наибольшие
уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней
интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.
В условиях сильного городского шума происходит постоянное
напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога
слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ.
Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ.
Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра
звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери
слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных
особенностей человека.
Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и
неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение
автомобиля, а 85% «летит на ветер». К тому же камеры сгорания
автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор,
синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу. Даже
невинный азот из атмосферы, попадая в камеру сгорания, превращается в
ядовитые окислы азота.
В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
содержится свыше 170 вредных компонентов, из них около 160 – производные
углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива
в двигателе. Наличие в отработавших газах вредных веществ обусловлено в
конечном итоге видом и условиями сгорания топлива.
Отработавшие газы, продукты износа механических частей и покрышек
автомобиля, а также дорожного покрытия составляют около половины
атмосферных выбросов антропогенного происхождения. Наиболее исследованными
являются выбросы двигателя и картера автомобиля. В состав этих выбросов,
помимо азота, кислорода, углекислого газа и воды, входят такие вредные
компоненты, как окись углерода, углеводороды, окислы азота и серы, твёрдые
частицы.
Состав отработавших газов зависит от рода применяемых топлива,
присадок и масел, режимов работы двигателя, его технического состояния,
условий движения автомобиля и др. Токсичность отработавших газов
карбюраторных двигателей обуславливается главным образом содержанием окиси
углерода и окислов азота, а дизельных двигателей – окислов азота и сажи.
К числу вредных компонентов относятся и твёрдые выбросы, содержащие
свинец и сажу, на поверхности которой адсорбируются циклические
углеводороды (некоторые из них обладают канцерогенными свойствами).
Закономерности распространения в окружающей среде твёрдых выбросов
отличаются от закономерностей, характерных для газообразных продуктов.
Крупные фракции (диаметром более 1 мм), оседая поблизости от центра
эмиссии на поверхности почвы и растений, в конечном счете, накапливаются в
верхнем слое почвы. Мелкие фракции (диаметром менее 1 мм) образуют
аэрозоли и распространяются с воздушными массами на большие расстояния.
В таблице основных загрязнителей воздушной среды, составленной
Организацией Объединённых Наций, окись углерода, помеченная силуэтом
автомобиля, стоит на втором месте.
Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в
углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Но дело не
только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси
углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. В
этом наборе весьма коварна окись углерода. Из-за высокой токсичности её
допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м3.
Известны случаи трагической гибели людей, запускавших двигатели
автомобилей при закрытых воротах гаража. В одноместном гараже смертельная
концентрация окиси углерода возникает уже через 2-3 минуты после включения
стартера. В холодное время года, остановившись для ночлега на обочине
дороги, неопытные водители иногда включают двигатель для обогрева машины.
Из-за проникновения окиси углерода в кабину такой ночлег может оказаться
последним.
Список литературы:
1. Автомобиль: Учебник водителя третьего класса / Калисский В. С.,
Манзон А. И. 1979 г.
2.Автомобиль категории С: Учебник водителя / Калисский В.
С., Нагула Г. Е. 1987г.
3.Отечественные автомобили. М., «Машиностроение», 1977г. /
Анохин В. И .
4.Устройство и эксплуатация автомобилей: Учеб. Пособие
/Полосков В. П., Лещев П. М.,
1987г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|