Экспортный и транзитный потенциал Украины
. недостаточное развитие отечественных систем сертификации и
контроля качества экспортных товаров на фоне повышения требований
к потребительским и экологическим характеристикам, а также к
безопасности продукции, которая реализуется на рынках промышленно
развитых стран;
. опережающий, сравнительно с продукцией обрабатывающей
промышленности и АПК, рост цен на товары и услуги естественных
монополий;
. недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта в
большинства украинских предпринимателей, слабая
скоординированность их деятельности на внешних рынках;
. разрыв традиционных производственных связей на постсоветском
экономическом пространстве и со странами Восточной Европы без
завоевания новых постоянных "ниш" на других сегментах мирового
рынка;
. сохранение элементов дискриминации украинских экспортеров за
границей, применение методов ограничительной деловой практики, в
частности, картельных соглашений для вытеснения или недопущения
Украины на перспективные, емкие рынки;
. низкий мировой рейтинг надежности Украины для кредитов и
инвестиций, которая затрудняет использование иностранных
финансовых ресурсов для развития экспортного потенциала страны;
. несоответствие отдельных норм украинского законодательства
принятым в международной практике принципам установления
ответственности поставщика за недоброкачественную продукцию.
Из сказанного высшее вытекает вывод о необходимости неотложного
формирования целостной системы мероприятий государственного стимулирования
экспорта. Они должны быть отображены в специальной национальной программе
развития и реализации экспортного потенциала Украины.
Тактическая цель этой программы будет состоять в наращивании экспорта
на традиционных рынках для более скорого возрождения отечественного
производства и дальнейшей перестройки национальной экономики, а
стратегическая - в повышении эффективности и масштабов экспортной
деятельности страны на основе расширения ассортимента и улучшение качества
продукции, рационализации товарной и географической структуры экспорта,
использование прогрессивных форм международного торгово-экономического
сотрудничества.
Главными программными задачами должны стать, во-первых, формирование в
Украине благоприятных экономических, организационных, правовых и других
условий для развития и более эффективного использования ее экспортного
потенциала. А во-вторых - это также создание механизмов государственных
финансовых, налоговых, информационно-консультативных, маркетинговой,
дипломатической т друг видов помощи отечественным экспортерам.
Формирование эффективного механизма развития и реализации экспортного
потенциала страны нуждается в решение ряда превентивных задач, таких как:
. обеспечение функционирования механизмов кредитования и
страхования экспорта с участием государства, а также
предоставление государственных гарантийных обязательств
относительно экспортных кредитов;
. согласование мероприятий в сфере внешнеэкономической деятельности
с целями и задачами вышеупомянутой Национальной программы, а
также проведение в случае потребности экспертизы законопроектов и
других нормативных актов относительно их влияния на развитие
отечественного экспортного потенциала;
. широкое привлечение украинских деловых кругов к проведению общих
мероприятий стимулирования экспорта;
. создание системы внешнеторговой информации и информационно-
консультативных служб, которые имели бы региональные и
заграничные представительства;
. организация оперативной работы государственных органов
относительно активного продвижения украинской продукции на
внешние рынки и защиту интересов отечественных экспортеров за
рубежом.
Следует отметить, что в 1998 г. была разработанная правительственная
программа развития экспортного потенциала. Но она, к сожалению, служит
примером неудачных попыток решения этой проблемы. Вместо выделения
соответствующих приоритетных задач и выполнения их на тендерной основе, что
разрешило бы существенным образом модернизировать производство и сделать
продукцию конкурентоспособною на мировых рынках, программа предусматривает
целевую раздачу государственного средства конкретным предприятиям под
далеко не конкретные цели. Перед властными структурами страны неоднократно
относились вопрос относительно падения объемов украинского экспорта,
отсутствия эффективной системы кредитования, страхование, стимулирование,
информирование и других средств поддержки предприятий-экспортеров со
стороны государства. Но, к сожалению, и по сей день никаких действенных
шагов в данном направлении не сделано.
Свидетельством этого является постановление Кабинета Министров "О
мероприятиях по развитию внешних рынков сбыта украинских товаров (работ,
услуг)" от 23.04.99 г. № 659. Она пестреет декларациями типа "внести" или
"подготовить предложения". Так, например, в соответствии с этим документом
МЗЕЗТОРГ, МИД, Минэкономики и Минюст имели в месячный срок подготовить и
внести предложения относительно ратификации подписанного еще 15 апреля 1994
г. главами государств СНГ Соглашения о создании зоны свободной торговли.
Упомянутое постановление содержит также поручение о внесении на протяжении
3-х месяцев изменений и дополнений к Правилам определения страны
происхождения товаров, утвержденных еще 24 сентября 1993 г. решением Совета
глав Правительств стран СНГ и т.п. Если и в дальнейшем правительство будет
таким образом развивать внешние рынки сбыта отечественных товаров, то
ожидать каких-то положительных сдвигов в данном вопросе напрасно. Это еще
раз подчеркивает актуальность принятия комплекса действенных мероприятий
экономического характера относительно государственной поддержки украинского
экспорта. Наиболее эффективным из них есть финансовое содействие
государства отечественным экспортерам, в том числе с привлечением средства
государственного бюджета. Его осуществление связано с использованием
механизмов кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов.
Предоставление государственных гарантий и т.п. При этом мероприятия по
стимулированию экспорта за счет госбюджета должны отвечать нормам и
требованиям СОТ, которые определяют принятый в мировой практике порядок
предоставления государственной поддержки экспорта, а также учитывать
согласованные условия будущее присоединение Украины к этой авторитетной
мировой организации.
Доминирующими задачами в области финансового содействия экспорта должны
стать:
. предоставление государственных гарантий относительно кредитных
ресурсов, которые привлекаются уполномоченными банками для
обеспечения оборотными средствами производителей, ориентированных
на реализацию своей продукции за границей;
. предоставление государственных гарантийных обязательств и
страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических
рисков для обеспечения защиты экспортеров.
Целесообразным для усовершенствования в дальнейшем механизме финансовой
поддержки украинского экспорта есть изучение возможностей кредитования с
участием государства экспортноориентированных научно-исследовательских и
экспериментальных работ, освоение наукоемкой и высокотехнологической
продукции, закупки оснащения для развития экспортного производства (кредиты
на продолжительный период в зависимости от срока окупаемости проектов). В
этом контексте также следует рассмотреть возможность предоставления
кредитов на производство экспортной продукции с продолжительным циклом
изготовления, включая закупку сырья и материалов, которые не вырабатываются
в Украине.
Другими средствами финансового содействия государства отечественным
экспортерам, возможность практического применения которых целесообразно
рассмотреть, являются: предоставление банкам государственных гарантий под
финансирование на основе коммерческого кредита экспортных поставок;
обеспечение гарантий относительно кредитов для участия в международных
тендерах и торгах; страхование операций по освоению внешних рынков;
предоставление связанных кредитов странам-импортерам украинской продукции
(как это практикуют банки Германии, Японии и др.).
Учитывая хронический дефицит госбюджета, наиболее целесообразным
сегодня, по нашему мнению, есть осуществление стимулирования отечественного
машино-технического экспорта.
В связи с необходимостью организации системы страхования экспортных
кредитов и предоставление государственных гарантий под них назревшая
потребность создание в стране специального экспортно-импортного общества.
Такие общества с помощью перераспределения рисков среди страховых компаний
(в т.ч. и заграничных) смогли бы повысить достоверность возвращения
государственных экспортных кредитов, а также пополнить собственные
средства, которые в будущему можно было бы использовать для того, чтобы
страховать экспорт в условиях ограниченной государственной поддержки, а
потом - вообще без нее.
Одним из важнейших направлений поддержки украинского экспорта, в
особенности товаров с высокой степенью обработки, есть усиление
стимулирующего влияния налоговой системы Украины на отечественных
производителей. В связи с этим целесообразно выучить и апробировать формы
налогового поощрения экспортеров с целью внесения в существующие
законодательные акты соответствующих корректив, среди которых:
. отмена НДС на изделия, которые изготовляются по лицензиям как для
внешнего, так и внутреннего рынка, так как иначе лицензионная
продукция машиностроения не станет конкурентоспособной
(украинское предприятие-лицензиат несет дополнительные,
сравнительно с лицензиаром, производственные затраты в виде
уплаты НДС и таможенной пошлины на импортные комплектующие);
. снижение косвенных налогов на экспорт услуг и приведения
механизма регулирование такого налогообложения в соответствие к
требованиям СОТ;
. освобождение экспортеров от уплаты налога на рекламу экспортных
товаров;
. снижение размеров государственной пошлины, которая платится при
рассмотрении в арбитражных судах исков, связанных с производством
и следующим экспортом товаров и услуг.
В дальнейшем с улучшением экономической ситуации в стране появится
возможность употребить ряд мероприятий по укреплению заграничной
инфраструктуры сбыта и обслуживание экспортированного оснащения (создание
сбытовых фирм, дилерской сети, сервисных центров и т.п.).
Кроме того, целесообразно исследовать возможности стимулирования
использование промышленного оборудования для производства экспортной
продукции путем снижения ставки налога на имущество (ли его частичной
компенсации через уменьшение других обязательных платежей).
Известно, что транспортные затраты, которые входят в стоимость в т.ч.
заграничных поставок отечественного оснащения и материалов, существенным
образом превышают аналогичные международные показатели. Это приводит к
снижению конкурентоспособности украинской экспортной продукции. Поэтому в
Украине необходимо продолжать работу относительно усовершенствования
существующей системы транспортных тарифов.
На современном этапе экономических преобразований важное значение
приобретают целенаправленные усилия органов государственной власти
относительно усовершенствования нормативной базы, организационного и
другого обеспечения экспортной деятельности украинских производителей.
С послаблением вмешательства государства, в том числе в внешнеторговое
предпринимательство, существенным образом увеличивается роль
опосредствованных (неадминистративных) форм ее участия в реализации
общенациональных целей и задач в сфере экспортной деятельности.
Предложенная (в дополнение к механизму экономической поддержки
отечественных экспортеров) система организационно-правовых и специальных
мероприятий стимулирования экспорта будет оказывать содействие более
эффективному выполнению, возложенных на государство функций относительно
его развития, а также расширению участия Украины в мировом разделении
труда.
Соответствующие функции, в основном освещенные и обоснованные в Законе
Украины "О внешнеэкономической деятельности". Однако в нем не нашли
достаточного отображения такие важные для экспортеров вопросы, как
бартерная и клиринговая торговля, ценообразование во внешнеторговой
деятельности, гарантии партнерам по сотрудничеству, порядок решения
хозяйственных споров и прочие аспекты, которые требует дополнительной
разработки соответствующих нормативных документов.
Кроме того, нужно разработать еще ряд законопроектов, которые прямо или
опосредствованно будут оказывать содействие развитию экспорта. Среди них -
законы о сотрудничестве на компенсационной основе, про пограничную и
прибрежную торговлю, о внешнеэкономических операциях с лицензиями, о
лизинге и франчайзинге, об офшорных зонах на территории Украины и т.п.
Проблема реализации украинского экспортного потенциала требует
коренного улучшения информационного обеспечения внешнеэкономической
деятельности. Первоочередной задачей в связи с этим является создание
системы внешнеторговой информации. Для ее эффективного функционирования
нужно сформировать разветвленную сеть информационно-консультативных служб,
которые могли бы оперативно информировать клиента в удобной для него форме.
Наиболее перспективными проектами в области информационного обеспечения
экспорта являются:
. создание Украинского информационно-консалтингового центра
содействие экспорта, в который концентрировалась бы полная база
данных по вопросам коммерческих заявок и предложений
отечественных предприятий их торговых партнеров, база нормативно-
правовых актов и т.п.;
. создание Украинского информационного центра ВТО по
стандартизации, сертификации и устранению технических барьеров в
торговле;
. создание с использованием возможностей научно-исследовательских
центров и украинских заграничных учреждений системы
информатизации относительно современных достижений отечественной
и заграничной науки и техники, а также передового
предпринимательского опыта;
. создание автоматизированной системы информационно-аналитического
обеспечения внешнеторговых связей Украины на основе внедрения
аналитических программных систем новой генерации, которые можно
охарактеризовать как системы интеллектуального анализа данных с
целью поддержки аналитических разработок.
Для повышения конкурентоспособности отечественных изделий на внешних
рынках необходимо организовать в стране эффективную систему сертификации
продукции, которая экспортируется. Целесообразным в связи с этим было бы
также создание государственной инспекции из качества экспортных товаров.
Это учреждение смогло бы не только стать на помехе проникновению на внешние
рынки недоброкачественных изделий, а и оказывала содействие бы выпуску
конкурентоспособной продукции с учетом требований иностранных потребителей
к качеству. Важным аспектом этой деятельности есть участие Украины в работе
международных и региональных организаций, которые проводят сертификацию, с
целью взаимного признания результатов испытаний экспортированных товаров.
По мере того как будет укрепляться экспортный потенциал страны, будет
возрастать важность доступа отечественных экспортеров на внешние рынки, в
обеспечении которого доминирующая роль принадлежит государству. В связи с
этим на уровне международных отношений еще большее значение будет
приобретать деятельность межправительственных комиссий по торгово-
экономическому сотрудничеству. В рамках этих организаций можно
рассматривать те долгосрочные перспективы динамики и структуры торговых
потоков, которые не вызовут антагонизма у партнеров. Положительное влияние
на решение вопроса, который рассматривается, может справить реализация
мероприятий, предусмотренных Программой экономического сотрудничества между
Украиной и Россией на 1998-2007 гг.
Ожидаемое присоединение Украины к ВТО будет оказывать содействие
предсказуемости доступа отечественной продукции на внешние рынки,
устранению торговой дискриминации и применению общепринятой в мире правовой
базы для защиты интересов украинских экспортеров за границей. При этом
заграничные торговые представительства Украины должны играть важную роль.
Им надо активнее проводить мониторинг рыночной конъюнктуры за границей
относительно украинских товаров.
С целью избежания осложнений "торгово-политического" характера в случае
дискриминации отечественных экспортеров и возникновение угрозы применения
странами-импортерами защитных мероприятий торгпредства Украины должны
эффективно использовать дипломатические каналы для урегулирования
конфликтных ситуаций. При значительном количестве антидемпинговых
расследований относительно украинских экспортеров целесообразно
устанавливать тесные рабочие контакты уполномоченных государственных
структур конфликтующих сторон. Это дает возможность предотвратить эскалации
конфликта и введения компенсационных таможенных пошлина. Нужно также
активизировать деятельность относительно разъяснения, убеждение, а в случае
необходимости - и принуждения украинских экспортеров придерживаться
общепринятых правил поведения на мировом рынке. Таким образом, можно будет
избегнуть многих торговых споров и противодействий отечественному экспорту.
Кроме того, назревшая потребность создания в стране Центра содействие
доступа украинских экспортеров на внешние рынки. Эта структура выполняла бы
юридическо-консультативные функции, помогая тем самым решать проблемы
украинских производителей при работе на внешних рынках (антидемпинговые
процедуры, защитные мероприятия импортеров). Данный Центр также
анализировал бы условия соглашений и контрактов экономических операторов,
которые стремятся получить доступ к национальной системе кредитования и
страхования экспорта.
Эффективная защита украинских производителей должна основываться на
поддержке, в первую очередь, конкурентоспособных отечественных предприятий
обрабатывающей промышленности для обретения ними навыков маркетинга,
накопление финансовых ресурсов и других материальных и нематериальных
активов, важных для выхода на внешние рынки. При таком подходе защита
внутреннего рынка Украины выступает как важный элемент национальной
стратегии в сфере экспорта. Развитие же экспортного потенциала, в свою
очередь, создает долгосрочные стимулы к модернизации и повышению
конкурентоспособности национальной экономики. Последняя, в результате,
становится менее восприимчивой к давлению импорта.
Для осуществления предложенного комплекса мероприятий по развитию и
реализации экспортного потенциала Украины нужны ежегодные бюджетные
ассигнования, объем которых целесообразно определять, исходя из
существующей мировой практики, и корригировать с учетом современного
состояния национальной экономики и сформированной структуры украинского
экспорта.
Содействие развитию экспортного потенциала Украины является важнейшим
элементом государственной промышленной и структурной политики. Поэтому
можно (на основе анализа абсолютных показателей и динамики затрат на
поддержку экспорта за границей) рекомендовать выделять ежегодные бюджетные
ассигнования на содействие украинскому экспорту в размере 0,3% от объема
ВВП, рассчитанного по итогам года, который передует принятию госбюджета.
Рекомендованный показатель вычислен как средняя для 22-х стран удельный вес
(часть) чистых государственных затрат на содействие экспорту в добавленной
стоимости обрабатывающей промышленности. Применение для Украины более
широкой базы расчетов с использованием показателя ВВП обусловлен переходным
характером национальной экономики, которая испытывает острый дефицит в
коммерческом кредитовании и страховании экспорта, а также в других
средствах его стимулирования.
В современных условиях решения проблемы развития и в особенности
эффективной реализации отечественного экспортного потенциала зависит не
только от внутриэкономической ситуации, а и от изменений в мировой
хозяйственной среде. Поэтому при разработке политики украинского
государства в сфере экспорта необходимо учитывать объективные изменения в
геоэкономической и геополитической ситуации, интересы отдельных стран-
партнеров по внешнеэкономическим связям, международные правовые нормы и
правила торговли, конкурентные преимущества своей страны и его ведущих
предприятий, способных активно участвовать в мировом торгово-экономическом
сотрудничестве.
Таким образом, успех в реализации экспортного потенциала может быть
достигнутый лишь при ориентации отечественных отраслевых комплексов и
предприятий на выпуск тех видов конкурентоспособной продукции и услуг,
которые смогут найти свои "ниши" на внешних рынках. В связи с этим
возникает необходимость коренного восстановления основных фондов в сжатые
сроки, стимулирование развития наукоемких технологий, преобладающего
выпуска продукции с высокой степенью обработки. В частности, для
производства высококачественных конкурентоспособных товаров, которые дадут
возможность Украине хотя бы "засветиться" на мировом рынке, нужно внедрить
в начале ХХІ столетие как минимум 10-12 макротехнологий, которые определяют
в данное время потенциал 7-ми наиболее развитых стран мира. Без этого
неминуемыми будут дальнейшая деградация отечественного производственного
потенциала, технологическая стагнация, а в конечном итоге - полная потеря
конкурентоспособности украинской продукции и сползания Украины на периферию
мирового хозяйственного развития.
Однако сегодня Украина не имеет собственных инвестиционных ресурсов в
объеме, достаточном для форсированного переведения своей промышленности на
рельсы инновационно-конкурентного развития. Так, размер капитальных
вложений в 1999 г. находился на равные 1958 г. и составлял 23 % от
показателей 1990 г., хотя в большинства областей экономики изношенность
основных фондов достигает около 80 %. Поэтому закономерными выглядят
многочисленные попытки украинских производителей привлечь иностранные
инвестиции для решения данной проблемы. К сожалению, главной формой
привлечения заграничного средства являются кредиты. Такую практику едва ли
можно признать стратегически оправданной из-за ряда причин. Во-
первых, эти кредиты являются в основному краткосрочными, даются под немалые
проценты и требуют значительных затрат на обслуживание долга. Во-вторых,
существует большой риск, который заново построенные или модернизованные
предприятия могут оказаться неконкурентоспособными еще к появлению на рынке
их продукции.
В этой связи более эффективными сравнительно с кредитными формами
инвестирования являются прямые иностранные инвестиции в реальный сектор
экономики. Однако минувшие года свидетельствуют, что по разной причине в
Украину поступило всего лишь 2,5 млрд долл. США инвестиций. В то же время,
по расчетам Минэкономики, для структурной перестройки национального
хозяйства страны нужно 150-200 млрд долл. США на 10-15 лет. Как видим,
сравнительно с потребностями Украины помощь международных финансовых
организаций мизерна и направляется в основном на покрытие дефицита бюджета,
а не на структурные превращения в экономике. И ожидать каких-нибудь
глобальных движений в этом плане в ближайшему будущему наивно.
Подтверждением такого пессимизма являются данные ежегодных отчетов Мирового
экономического форума о состоянии конкурентоспособности 53-х стран, за
которыми ведется наблюдение. Кстати, эта информация предназначена в
основном для международных деловых структур. В ней характеризуется
благоприятность условий инвестирования в разных странах. Показатели
конкурентоспособности имеют здесь первостепенное значение, так как
характеризуют возможности конкретной страны эффективно использовать
вложенный в ее экономику капитал. В указанном отчете за 1997 г. Украине
отводилась предпоследняя, а Росси - последняя позиция. В 1998 г. эти две
страны лишь поменялись местами.
Если данная экономическая ситуация сохранится и в дальнейшем, то в
ближайшее время Украина в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке не
сможет обеспечить реализацию вне своих экономических пространств
отечественной продукции, в особенности изделий с высокой степенью
обработки. В связи с этим жизненно важным для страны является сохранение
позиций украинских производителей на традиционных для них внешних рынках
сбыта. Решение этой проблемы требует более тесного экономического
сотрудничества Украины с государствами СНГ, и с Россией в частности.
Общеизвестно, что мировая экономика все большее интернационализируется.
Благодаря этому создаются условия для концентрации и лучшего использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, всестороннего учета
региональных особенностей и факторов производства, расширение рынков
товаров, услуг, капитала и работы. В результате ускоряется социально-
экономическое развитие, повышается эффективность общественного производства
государств, которые активно принимают участие во внешнеторговом процессе,
значительно уменьшается существующая между ними разность в уровне и
качества жизни население. Учитывая это, большинство стран стремится
образовать региональные экономические группировки, которые дают возможность
более полно и эффективно использовать внутренние и внешние факторы
возрастания экономики. Так, если в 1985 г. в мировом сообществе
функционировало 3 интеграционных образования, то в
данное время - уже 7. Соответственно количество стран, которые принимают в
них участие, увеличилась с 35 до 60, а их частица в мировому ВВП выросшая
за этот период с 27,8 % до 74,2 %, и в мировом экспорте - с 43,3 % до 75,4
%.
Учтя опыт функционирования этих интеграционных группировок, государства
СНГ могли бы более эффективно использовать преимущества интеграции своих
национальных экономик и повысить собственный рейтинг в системе
международного разделения труда. По расчетами МЕК СНГ, на страны
Содружества приходится ныне около 10 % промышленного и 4,5 % экспортного
мирового потенциала, а также приблизительно 25 % существующих в мире
запасов основных видов естественных ресурсов. Научно-технический потенциал
государств-участников СНГ, выраженный в форме интеллектуальной
собственности, составляет не менее 500 млрд долл. США, а платежеспособный
спрос на наукоемкую продукцию в них может достичь до 2005 г.
150-200 млрд долл. США.
Страны Содружества имеют довольно развитые транспортно-коммуникационные
системы. В СССР железной дороги перевозили 1/2 мировых объемов грузов и 1/4
- пассажиров. По оценкам ряда международных организаций, годовая прибыль от
эксплуатации транспортно-коммуникационных систем СНГ может составить 100
млрд долл. США. По производству электроэнергии страны Содружества находятся
на 4-му месте в мире (10 % мирового производства). Однако используется этот
потенциал неэффективно. Некоторые государства СНГ в данное время не имеют
нормального энергообеспечения, а энергоемкость общественного производства в
них почти в 1,5 раза превышает аналогичные показатели в развитых странах
Европы.
Развитие национальных хозяйств и интеграционных сообществ в особенности
интенсивно происходит там, где экономика ориентирована на расширение
взаимовыгодных торгово-экономических отношений.
Причем объем товарообменных операций между интеграционными группировками и
индустриально-развитыми странами составляет значительную величину, часть
что в общем товарообмене, например, ЕС составляет 23%. Это свидетельствует
о высокой конкурентоспособности продукции этих стран и эффективное
использование преимуществ территориального разделения труда и кооперации
производства. К сожалению, этого нельзя сказать об Украине и государствах
СНГ. На них приходится лишь 4,2 % объема товарооборота между развитыми
странами и интеграционными группировками.
В развития последних существует еще одна важная тенденция, которая
обуславливает их эффективность. Эта сравнительно высокая часть взаимной
торговли между странами, которые интегрируются. Так, в ЕС объем внутренней
торговли к общему объему экспорта превышает 62 %, а в СНГ - лишь 27 % при
сокращении части товаров с высокой степенью обработки и ухудшении
использование научно-технического потенциала. В данное время в странах
Содружества практически нет платежеспособного спроса на наукоемкие
технологии и продукцию, которая приводит к старению технологической базы,
постепенной потери преимуществ, которые раньше были в развитии
авиакосмической техники, военно-промышленного комплекса, ядерной физики,
энергетики, станкостроения, биотехнологий, образования, культуры и
искусства.
Эта очень тревожная тенденция, которую надо преломить в кратчайшие
сроки. Необходимо, чтобы государства-участники СНГ согласовали и
сосредоточили свои усилия на развитии взаимовыгодных торгово-экономических
и производственно-технологических связей, создании зон свободной торговли,
на организации эффективной системы содействия развития научно-технического
и производственного потенциалов, на повышении конкурентоспособности
производства, улучшении управления внешнеэкономической деятельностью.
Более тесное межгосударственное экономическое сотрудничество дало бы
возможность этим странам без дополнительных инвестиций увеличить
производство продукции базовых областей более чем в 1,5 раза; снизить
суммарные по СНГ производственные затраты в электроэнергетике - на 20 %, в
металлургии - на 15 %, в машиностроении - почти на 25 %. За счет улучшения
координации внешнеэкономической деятельности стран Содружества появится
возможность улучшить суммарный торговый баланс СНГ на 15-20 млрд долл. США.
В данное время в мировой хозяйственной практике используется великое
множество моделей экономической интеграции. Однако любое региональное
экономическое сотрудничество начинается с введения режима свободной
торговли на многосторонней основе. Данную стадию прошли ЕС, которое
объединяет ныне 15 держав; РЕВ, который включал почти все страны
социалистической ориентации; государства многих других интеграционных
объединений в Европе, Америке и Азии. Это поясняется тем, что режим
свободной торговли дает возможность реализовать основное условие
эффективности межгосударственных взаимодействий - экспорт избыточных и
импорт дефицитных факторов производства.
Соглашение о создании зоны свободной торговли на экономическому
просторные СНГ была подписана главами государств еще 15.05.1994 г. К
сожалению, и по сей день эта зона здесь еще не сформирована. Режим
свободной торговли на экономическом пространстве СНГ, несмотря на важность
его введения, все же нужно рассматривать как переходный этап на пути к
более высоким формам межгосударственного экономического сотрудничества,
которые дадут возможность завершить реформирования и провести структурную
перестройку национальных экономик, создать развитую рыночную
инфраструктуру, обеспечить в значительной мере выравнивание условий
хозяйствование для субъектов внешнеэкономической деятельности. Этому
процессу может успешно оказывать содействие прежде всего восстановления
практически разрушенных в данное время рациональных научно-технических и
производственных связей между странами Содружества.
Создание эффективной системы содействия развития экспортных
потенциалов в странах СНГ может осуществляться по таким основным
направлениям:
. кредитно-страховая поддержка инноваций и развития приоритетных,
экспортоориентированных производств;
. предоставление налоговых льгот производителям приоритетной
продукции и ее экспортерам;
. разработка и финансирование программ развития приоритетных
экспортоориентированных проектов в рамках специально созданных
фондов;
. административно-организационная поддержка национальных
производителей;
. урегулирование платежно-расчетных отношений между предприятиями
стран Содружества, включая возможность частичного или полного
погашения задолженностей в имущественной форме и ценными
бумагами, а также переоформление части дебиторской задолженности
в государственный долг стран СНГ;
. развитие межгосударственного лизинга;
. разработка и принятие межгосударственных документов относительно
координации рынков ценных бумаг, установление единых принципов
залоговых операций, страхование рисков, валютного и экспортного
контроля;
. разработка и внедрение новых систем обслуживания торгово-
экономических отношений стран СНГ, в т.ч. механизма клиринга;
. создание благоприятных условий для:
а) организации и функционирование двусторонних и
многосторонних торгово-промышленных палат, бизнесов-центров и
представительств;
б) развития разных форм общего предпринимательства, таких как
транснациональные финансово-промышленные группы, лизинговые
компании и прочие;
. поощрение прямых инвестиций национальных инвесторов у страны СНГ;
. использование бюджетных форм поддержки национальных
производителей и экспортеров.
Одной из конструктивных мер для преодоления тенденции к уменьшению
Страницы: 1, 2, 3, 4
|