Рефераты

Экспортный и транзитный потенциал Украины

взаимного товарооборота может стать квотирование объемов взаимных

межгосударственных поставок продукции и услуг по целью более полного

удовлетворение спроса и повышение эффективности взаимного товарообмена.

Данный процесс необходимо согласовывать с формированием национальных

бюджетов. Только тогда он обеспечит для всех стран Содружества обоюдную

выгоду и гарантированную прибыль от развития взаимного товарооборота.

Кроме этого, необходимо создать систему межгосударственной координации

инвестиционного кредитования зарубежных стран, которые бы использовало

выделенные государствами СНГ средства на приобретение товаров, выработанных

на территории Содружества.

Реализации предложенных мероприятий во многом препятствуют

экономические трудности. При этом в особенности мешают неплатежи,

недостатки в развития рыночной инфраструктуры, дефициты бюджетов стран СНГ

и т.п. Попытки изолированно, самостоятельно преодолеть бюджетные,

платежные, валютный, технологический и прочие кризисы означают выбор самого

трудного и продолжительного пути. И хотя эти проблемы обнаруживаются в

отдельных странах СНГ по-разному, они представляют опасность для всех

участников Содружества. Возможности улучшения использование экспортного

потенциала каждым отдельным государством СНГ ограниченные. Настоящий успех

в этом деле могут принести лишь скоординированные усилия.

3.Транзитный потенциал Украины – проблемы и перспективы

Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются

расширением хозяйственных связей и международной кооперации. Это

способствует постоянному росту транснациональных грузопотоков, в том числе

между странами Западной Европы и Азии, Северной Европы и Ближнего Востока.

К 2005 году они могут вырасти на 15—20 %. Географическое положение Украины,

развитая транспортная сеть, наличие незамерзающих портов должны

способствовать тому, чтобы объемы транзитных грузопотоков через ее

территорию увеличивались.

Каждая тонна транзитного груза в среднем приносит сегодня 50—55 гривен

дохода. Для Украины развитие транзитных перевозок означает существенное

увеличение поступлений в бюджет, является одним из реальных источников

финансирования транспорта. Это неоднократно отмечалось в выступлениях

Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы, решениях правительства.

Общие объемы перевозок транзитных грузов по Украине составляют около

190 млн тонн в год, а с учетом переработки транзитных грузов в портах —

более 223 млн тонн. Трубопроводами транспортируется более 80 % (154 млн

тонн), железной дорогой — 17,7 % (33,4 млн тонн), автотранспортом — 0,7 %

(1,4 млн тонн).

Технологические мощности национальной транспортной инфраструктуры

разрешают ежегодно перевозить железными дорогами, внутренним водным и

автомобильным транспортом и перерабатывать в портах свыше 60-70 млн. т и

доставлять трубопроводами до 200 млн. т товаров. Однако фактические объемы

транзита составляют лишь 200 млн. т, то есть имеющийся транзитный потенциал

Украины используется на 70 %, а транспорт общего пользования (без

трубопроводов) – только на 50 %.

За последние годы наблюдаются тенденции к определенному росту

транзитных перевозок. Но на отдельных видах транспорта, по ряду направлений

и групп грузов допущены снижения объемов перевозок.

Товарная структура и основные направления грузопотоков международного

транзита через территорию Украины

Основные транзитные грузопотоки через территорию Украины – это

транспортировка газа (105 млн. т), нефти и нефтепродуктов (54 млн. т)

магистральными газо– и нефтепроводами из России, на которую приходится

около 80 % объемов всего транзита, в европейские страны.

На транспорте общего пользования главные направления транзитных потоков

проходят:

между пунктами на северо-восточных и западных границах в прямом

железнодорожном и автомобильном сообщениях – 19 млн. т, или 54,3 %;

между пунктами на северных, восточных и частично на западных границах и

морскими портами Украины – 17 млн. т, или 45,7 %.

Почти 95 % транзитных потоков входит в Украину через железнодорожные

переходы. В основном, это экспортные грузы из России, Беларуси,

Казахстана (железная руда – 36 %, каменный уголь – 16 %, нефтепродукты – 10

%), которые направляются в Словакию, Венгрию, Австрию, Чехию, Румынию, а

также через порты в другие страны мира.

Автомобильные транзитные перевозки, в основном, осуществляются по

автомагистралям, которые проходят по направлениям: Северо-Восточная Европа

– запад Украины – Россия, Беларусь; морские порты Украины – Россия,

Беларусь, Кавказ, Молдова и другие страны. В номенклатуру грузов, которые

перевозятся, входят продукты питания, одежда, обувь, мебель,

фармацевтическая продукция, контейнерные грузы, в том числе те, которые

прибыли через морские порты.

Товарная структура транзитных перевозок на железнодорожном транспорте

приведена на рис. 3.1.

[pic]

Рисунок 3.1. Объем и структура транзита грузов железнодорожным

транспортом в 1999 г., %

В последнее время соответствующими министерствами и ведомствами приняты

меры, направленные на стабилизацию и увеличение объемов перевозок

транзитных грузов. Так, приняты законы Украины «О транзите грузов», «О

введении единого сбора, который применяется в пунктах пропуска через

государственную границу Украины», другие, необходимые для организации

транзитных перевозок, постановления правительства. Украина присоединилась к

ряду европейских конвенций и соглашений.

В течение 1998—1999 годов подписано более 100 двусторонних соглашений в

области транспорта, многосторонние соглашения, касающиеся развития

транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия, эксплуатации железнодорожной

паромной переправы между портами Варна, Поти (Батуми), Ильичевск.

Широкое применение получила практика предоставления скидок. По льготным

ставкам в морских портах обрабатывается 70—80% грузов, железной дорогой

перевозится до 90% грузов. На ряде направлений введены «сквозные» тарифы.

Курсируют прямые контейнерные поезда на направлении Одесса — Москва,

Будапешт — Москва. Проведены экспериментальные контрейлерные перевозки.

Минтранс и Государственная таможенная служба вводят в эксплуатацию

новую электронную систему учета транзитных грузопотоков.

Продолжается работа по развитию инфраструктуры, в первую очередь на

направлениях международных транспортных коридоров. За прошедший год в их

создание вложено 614 млн грн., в том числе в дорожное хозяйство — 249 млн

грн., железнодорожный транспорт — 235 млн грн., морской транспорт — 40 млн

грн. Отремонтировано более трех тысяч километров автомобильных дорог и

железнодорожных путей. После ввода электротяги на участках Красное —

Жмеринка (коридор №3) завершена электрификация направления от восточной до

западной границы Украины. Электрифицирован ряд площадок коридора №9.

Вступили в строй новые контейнерные терминалы в Ильичевском и Одесском

морских портах, перегрузочный комплекс в Ильичевском порту.

Эти и другие меры способствовали тому, что в 1999 году, по сравнению с

1996 годом, объемы транзитных перевозок железнодорожным транспортом выросли

на 8,5%, а переработка транзитных грузов в морских портах — на 25,6%.

По полученным данным, от перевозки транзитных грузов в 1999 году

получен доход 8 млрд. грн., а с учетом переработки грузов в

морских портах — 8,4 млрд. грн.

Но следует признать, что за последние годы объемы транзитных перевозок

через Украину возрастают медленными темпами, а иногда продолжают

уменьшаться. Так, на автомобильном транспорте за последние три года они

уменьшились в 2,6 раза. При этом на долю украинских автоперевозчиков в

транзитных перевозках приходится лишь 20%.

На железнодорожном транспорте транзитные перевозки до сих пор не

достигли уровня 1995 года, почти в три раза уменьшился транзит

подакцизных товаров, который приносит наиболее весомый доход.

В морских портах переработка транзита возрастает в основном за счет

нефти и нефтепродуктов. Транзит генеральных грузов почти не возрастает, а

контейнерных — уменьшается. Практически остановились транзитные перевозки

речным флотом.

В морских портах перерабатывается (1999 г.) около 35 млн. т транзитных

грузов, из них 17,6 млн. т передаются с/на железнодорожный транспорт. Из

этих грузов свыше 16 млн. т – экспорт России и других государств, и 1 млн.

т – импорт, который поступает в эти страны через украинские порты. Почти 15

млн. т транзитных нефтепродуктов, которые перерабатываются в портах,

направляются трубопроводами.

Распределение объемов переработки транзитных грузов по товарной

номенклатуре и по странам отправления приведено на рис. 3.2. и рис.3.3.

[pic]

Рисунок 3.2. Структура транзитных грузов, переработанных морскими

портами Украины в 1999 г., %

[pic]

Рисунок 3.3. Транзит грузов по странам отправления в 1999 г., %

Приведенные данные свидетельствуют, что основой транзита грузов

территорией Украины являются сырьевые материалы и товары первичной

переработки. Удельный вес высокотарифных, в частности контейнерных, грузов

остается низким. Транзитные потоки главным образом формируются в странах

СНГ.

Наши ближайшие соседи: Российская Федерация, Беларусь, страны

Прибалтики— проводят скоординированную транзитную политику, направленную на

увеличение грузопотоков через собственную территорию. По сравнению с 1990

годом российский экспорт через украинские порты уменьшился почти в 5 раз.

Значительное количество транзитных грузов, которые проходили по Украине,

пошли в обход через Беларусь на Прибалтику, Новороссийский морской порт.

Анализ внешнеторговых связей между государствами, расположенными на

направлении "Запад – Восток", которые примыкают к зоне международных

транспортных коридоров (далее – МТК) и проходят по территории Украины,

свидетельствует о возможностях роста объемов транзитных перевозок грузов в

этом направлении.

В перспективе до 2010 г. возможный товарный поток в зоне МТК в Украине

в связях стран СНГ со странами Западной и Центральной Европы оценивается в

158 млрд. USD, а в направлении "страны Западной Европы – страны Азии" и в

обратном направлении – в перспективе до 2010 г. в зоне МТК в Украине могут

достигать 44,5 % объемов, прогнозирующиеся в направлении "Западная Европа –

страны СНГ".

На среднесрочную перспективу в основном сохранится существующая

структура транзитных потоков с приоритетом в западном направлении, то есть

это будут потоки, зарождающиеся в России и других странах СНГ и

направляющиеся в Европу через пограничные железнодорожные станции и морские

порты и газо– и нефтепроводами.

Эти потоки, которые уже сейчас составляют свыше 90 % всего транзита

через Украину, при благоприятных условиях могут увеличиться. Однако

тенденции, складывающиеся на рынках транзитных услуг в период до 2010 года

на этом направлении, очень противоречивые. С одной стороны, прогнозируемый

рост экономики стран СНГ, разработка месторождений нефти Каспия

способствуют росту перевозок, с другой – строительство Россией нового

газопровода через Беларусь, сооружение и реконструкция российских морских

портов в Черном и Азовском морях могут существенно уменьшить транзит через

Украину.

Общие экономические интересы стран СНГ требуют согласованной транзитной

политики, по которой их транспортные системы развивались бы не как

конкурирующие, а взаимодополняющие. Если такая политика будет

реализовываться на практике, то до 2010 года можно ожидать роста

транзитного потока на 25-35 %, если нет – то не более чем на 15 %.

Обратные потоки транзитных грузов на этом направлении при завершении

строительства и ввода в действие нефтепровода Одесса – Броды и терминала

могут вырасти на 50-60 %.

Исходя из этого, основной перспективой развития международного транзита

в Украине является его увеличение в направлении Европа – Азия (в

направлении МТК "TRACEKA"), Север – Юг (коридор Балтийское море – Черное

море), а также увеличение молдавского и белорусского транзита.

Существуют реальные потоки грузов для транзитных автомобильных

перевозок между странами Южной и Юго-Восточной Европы и России, а также для

развития транзита внутренним водным транспортом (р. Днепр,

воднотранспортная система Волга – Дон), транзитных перевозок в

комбинированном сообщении с участием различных видов транспорта.

Возникают вопросы: в чем мы не дорабатываем, и какие первоочередные

меры необходимы для стабилизации обстановки, обеспечения дальнейшего роста

транзитных грузопотоков?

Прежде всего, необходимо повысить качество обслуживания

грузовладельцев, улучшить состояние подвижного состава и транспортной

инфраструктуры. В последние годы на всех видах транспорта подвижной состав

практически не обновлялся, уровень его износа составляет 60—70

%.

Мы живем за счет материальной базы, созданной в предыдущие годы, но уже

сегодня ощущается острый дефицит полувагонов, цистерн, окатышевозов. Не

хватает современных морских судов, автомобилей международного сообщения,

контейнеров и подвижного состава для интермодальных перевозок.

Попытки решить эти вопросы за счет собственной производственной

деятельности приводят только к «латанию дыр». Тем более, что финансовая

ситуация транспортных предприятий осложняется необходимостью покрывать

убытки от перевозок пассажиров, пользующихся льготами. Убытки эти

составляют более чем миллиард гривен, и они не компенсируются из бюджета.

Разработан ряд правительственных программ пополнения и обновления

подвижного состава, но они финансово не обеспечены, и в ближайшее время

тяжело рассчитывать на существенное улучшение дел.

Поэтому руководителям подотраслей транспорта, и в первую очередь

железнодорожникам, следует искать другие возможности решения проблемы. Это,

прежде всего, создание лизинговых компаний, привлечение иностранных

кредитов, продление срока эксплуатации подвижного состава за счет

восстановительного ремонта на отечественных заводах, более широкое

использование подвижного состава грузовладельцев.

Хотелось бы найти понимание со стороны Министерства финансов и

Министерства экономики в части выполнения решения совещания при премьер-

министре Украины, касающегося обновления подвижного состава путем

использования возможностей лизинговых компаний.

Что касается инфраструктуры, то руководству подотраслей и Укравтодору

следует обозначить наиболее «узкие места», ограничивающие пропускную

способность наших транспортных путей, и сконцентрировать инвестиции для их

ликвидации.

Прежде всего, это касается участков международных транспортных

коридоров. Существует железнодорожный участок Одесса — Измаил, где скорость

движения составов — 20 км в час. Он ограничивает деятельность нескольких

дунайских портов, которые могли бы приносить за счет транзита миллионные

доходы, значительно перекрывающие стоимость реконструкции железной дороги.

К сожалению, на протяжении нескольких лет Укрзализныця и Укрморречфлот не

сумели решить этот вопрос.

Состояние большинства автомобильных дорог не позволяет реализовать

технические возможности автотранспорта. Не организован сервис для экипажей,

нет достаточного количества пунктов техпомощи, слабо используются

возможности привлечения средств предприятий и предпринимателей.

Высокая степень износа портовых сооружений и технического оборудования

существенно уменьшает скорость и качество переработки грузов. Зачастую из-

за этого грузовладелец меняет порт переработки.

Но проблема не только в этом. Из-за несогласованных действий

железнодорожников и портовиков массовыми стали задержки грузов на подходах

к морским портам. В прошлом году на железных дорогах в длительном простое

находилось около 53 тысяч поездов. Железная дорога обвиняет в этом порты,

порты — железную дорогу...

В стране изменяется общественный строй, а организация производства

остается без изменений десяток лет. Службы и специалисты, призванные решать

эти вопросы, вместо поиска конструктивных решений передают их в арбитражные

суды.

Недостаточен уровень транспортно-экспедиционного обслуживания

транзитных перевозок, что особенно проявилось после отказа от

лицензирования такой деятельности. Рынок экспедиторских услуг формируется

стихийно — сегодня в Украине существует около 3 тысяч экспедиторских фирм.

Только в регионе одесского транспортного узла функционирует около

тысячи в основном мелких экспедиторских фирм. Многие из них даже не

зарегистрированы, не способны квалифицированно обслуживать потребителей,

предлагают не всегда легальные схемы услуг, уклоняются от налогов.

По данным СБУ, на территории Украины работает большое число иностранных

фирм, которые, используя отечественные трудовые и материальные ресурсы,

заботятся, прежде всего, о собственных интересах. При этом используются

такие схемы деятельности, когда значительные валютные средства находятся и

обращаются в банках иностранных государств, прибыль не облагается налогами.

Из-за этого они конкурентоспособнее украинских экспедиторов.

В последние годы много сделано для обеспечения выверенной, гибкой

тарифной политики. Это дает результаты. Но тут еще большое поле для

дальнейшей работы. Необходимо дифференцированно подходить к снижению

тарифов и цен. Снижать их там, где это нужно для того, чтобы занять

достойное место на рынке транспортных услуг.

Ставки портовых сборов у нас более высокие, чем в Новороссийске, в

портах Турции и Израиля, практически составляющих нам конкуренцию.

Плата за судозаход контейнеровоза в порты Одесса и Ильичевск в 2—3 раза

выше, чем в большинстве европейских портов.

Сегодня, чтобы привлечь иностранных грузовладельцев, мы должны

учитывать их интересы на всей технологической цепочке перевозок.

Рентабельность услуг, которые регулируются железнодорожными тарифами,

составляет 3—5%, а рентабельность услуг на других составляющих

транспортного процесса — от 50 до 100%. У нас самые низкие железнодорожные

тарифы в странах СНГ, а затраты грузовладельцев на перевозку тонны груза

выше, чем у соседей.

Тот, кто за счет повышения стоимости услуг имеет позитивный результат,

должен понимать, что это временная ситуация, не отображающая негативных

последствий.

Успешное решение задач улучшения организации транзитных перевозок без

соответствующего нормативно-правового обеспечения невозможно. Здесь следует

отметить отставание главных управлений Минтранса: в первую очередь,

правового обеспечения и внешних связей.

Так, не завершена работа над рядом основополагающих документов:

проектом закона «О морских портах, нет кодексов автомобильного

транспорта, внутреннего водного транспорта, части правил перевозок грузов

железной дорогой.

Украина не присоединилась к ряду важных международных конвенций и

европейских соглашений, которые непосредственно касаются проблем

международного транспорта. Это прежде всего: европейское соглашение «О

важнейших линиях комбинированных перевозок и соответствующих объектах»;

международная конвенция «О согласовании условий контроля грузов на

границах». Особенно остро это проявляется в области автотранспорта: из 16

важнейших конвенций и соглашений Украина присоединилась только к 6, что уже

сегодня тормозит развитие транзитных автоперевозок.

Нужно констатировать, что указ Президента Украины «О упорядочении

взимания сборов в пунктах пропуска через государственную границу Украины» и

соответствующее постановление Кабмина, возлагающее координацию деятельности

государственных контрольных органов по взиманию сборов в пунктах пропуска

на Государственную таможенную службу, выполняются не в полной мере.

Неупорядоченными и длительными остаются процедура контрольно-

проверочных операций и механизм оформления документов на транзитные грузы.

В особенности это относится к автомобильным и контейнерным перевозкам.

Так, в Ильичевском морском порту при оформлении транзитного груза

некоторые контрольные службы необходимо посетить два — три раза. Оплата в

банке производится как по единому документу, так и отдельно по разным

сборам и налогам.

Контрольными службами, действующими в большинстве морских портов, не

выполнено требование снизить на 30 % ставки сборов за проведение контроля

грузов. Кое-где эти сборы даже возросли на 7—16 %.

Стоимость обработки контейнера в Ильичевском порту составляет в среднем

200 долларов США. При этом стоимость перегрузки — 88,5, а стоимость

контрольных процедур — 111,5 доллара США (55,8 %).

Нередко функции контроля и оформления документов на транзитные грузы

переданы негосударственным коммерческим структурам, которые самостоятельно

устанавливают более высокие тарифы. На приграничных пунктах Чоп, Ягодин,

Шегини, Краковец созданы так называемые грузовые терминалы, принадлежащие

разным коммерческим структурам. Плата за въезд автомобиля на такой терминал

составляет от 80 до 120 грн. даже в том случае, когда водитель не

пользуется никакими услугами. Это в 2—3 раза больше, чем на аналогичных

терминалах Венгрии, Словении, Италии. И таких примеров много. Необходимо

выполнять законы Украины «О транзите грузов», «О введении единого сбора,

который взимается в пунктах пропуска через государственную границу

Украины», навести, наконец, надлежащий порядок на границе.

В Украине нет ни одной специализированной организации, систематически

занимающейся прогнозированием транзитных перевозок, изучением тяготеющих к

Украине грузопотоков, разработкой обоснованных тарифных, экономических,

организационно-технических мероприятий для их привлечения. Есть отраслевые

институты, которым под силу подобная работа, но для нее необходимо найти

источники финансирования.

В министерстве, в государственных администрациях, на предприятиях

должны быть специалисты, отвечающие за создание благоприятных условий для

развития транзита. Должны быть созданы отделы, которые бы квалифицированно

выполняли функции заказчика. Что касается оплаты: любая работа по

организации подготовки производства должна финансироваться за счет

собственной хозяйственной деятельности предприятий. Соответствующие главные

управления Минтранса должны обеспечить координацию деятельности всех видов

транспорта при транзитных перевозках, придерживаясь приоритетов развития

транспортной инфраструктуры, проведения единой тарифной политики.

4.Комплексная программа утверждения Украины как транзитного государства

в 2002-2010 годах

Программа разработана с целью привлечения дополнительных поступлений

в бюджеты всех уровней за счет увеличения объемов транзитных

перевозок пассажиров и грузов через территорию Украины.

І. Общие положения

Современные тенденции развития мировой экономики

характеризуются постоянным расширением хозяйственных связей и

международной экономической кооперации. Поэтому приоритетным направлением

в политике развитых стран стали интеграционные процессы, которые

предусматривает создание условий для свободного перемещения товаров,

услуг, капиталов, рабочей силы. Это обуславливает постоянное возрастание

транснациональных потоков и международного транзита грузов. Для многих

государств перевозки транзитных грузов через свою территорию стало

важным источником экспорта услуг, валютных поступлений в бюджет,

создание дополнительных рабочих мест. Вопрос развития транзита сядут

видное место в европейской транспортной политике. Подтверждением

этого есть развитие международных транспортных коридоров на

основных направлениях транснациональных перевозок.

Выгодное географическое положение Украины на пути основных

транзитных потоков между Европой и Азией, наличие незамерзающих

черноморских портов, развитой сети железных дорог, автомобильных дорог,

трубопроводов в широтных и меридиональных направлениях создает все

необходимые предпосылки для увеличения объемов транзита грузов.

В связи с будущим присоединением Украины к Мировой организации

торговли обеспечение свободного транзита грузов и его развитие будут

оказывать содействие повышению эффективности внешней торговли,

равноправному вхождению Украины к системе международного разделения труда,

созданию стабильного источника валютных поступлений бюджет. На

современном этапе увеличения объемов международного транзита

территорией Украины может стать важным фактором стабилизации и

структурной перестройки ее экономики. При этом следует учитывать, что

транзит как вид экспорта транспортных услуг есть

одним из наиболее эффективных, а инвестиции в эту сферу транспортной

деятельности дают быструю отдачу.

Как свидетельствует международная практика, эффективное

функционирование транзитной системы зависит от национального

законодательства, которое отвечает общепринятым международным

нормам, его стабильности, оптимальной тарифно-ценовой и налоговой

политики в этой сфере, развитой транспортной инфраструктуры

международного значения и оборудованных на высокому техническому

равные пунктов пропуска через границы, использование прогрессивных,

построенных на логистических принципах технологий перевозок и переработки

грузов, современных систем организации документооборота,

расчетов, информационного обеспечения.

Технологические мощности национальной транспортной

инфраструктуры дают возможность каждый год перевозить железными

дорогами, внутренним водным и автомобильным транспортом и перерабатывать

в портах свыше 60-70 млн. тонн и доставлять трубопроводным

транспортом близко 200 млн. тонн транзитных грузов. Однако

фактические объемы транзита составляют лишь 200 млн. тонн, то есть

имеющийся транзитный потенциал Украины используется на 70 %, а

на транспорте общего пользования (без трубопроводов) - лишь на 50 %.

По оценкам международных экспертов ООН и ЕС и прогнозами Совета по

изучению продуктивных сил Национальной академии наук Украины, до

2010 года можно ожидать увеличение товарообмена за направлениями

европейской вехе "Север - Юг" на 25-30, евразийской - на 30-35 %.

В связи с этим возможно соответствующее увеличение транзитных

перевозок территорией Украины. Прогнозные оценки их объемов в 2005-2010

годах приведен в табл.4.1.

Таблица 4.1.Объемы транзитных перевозок территорией Украины, млн. тонн

|Годы |Вид транспорта |Всего |

| |железнодорожный|автомобильный |трубопроводный | |

|1995 |40 |2,3 |152,1 |194,5 |

|1996 |30,7 |3,2 |168,9 |202,8 |

|1997 |32,2 |2,8 |163,3 |198,3 |

|1998 |33,2 |2,2 |169,8 |205,2 |

|1999 |33,3 |2,1 |162,9 |198,3 |

|2005 |41,1 |3,5 |178 |222,6 |

|(прогноз) | | | | |

|2010 |47 |5 |195 |247 |

|(прогноз) | | | | |

Транспортная система страны в основном способна обеспечить такое

возрастание транзитных перевозок. Тем не менее, несоответствие

показателей транзитных перевозок в Украине международным требованиям

относительно скорости, непрерывности, целости грузов, тарифов и цен на

услуги не обеспечивает не только их возрастание, а и стабилизации при

существующих объемах.

Основные причины, которые сдерживают развитие транзита грузов в

Украине, состоят в неустроенности системы контроля грузов на границе и

взыскание собрания, высокой стоимости услуг, которые предоставляются

таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами,

многочисленных бюрократических преградах при оформлении транзитных

перевозок, низкой скорости доставки грузов, неблагоприятной

криминальной обстановке, недостатке комплексного, в том числе

информационного, обслуживание на пути транзита, отсутствия

комплекса правовых актов, которые регулируют транзитные перевозки и их

экспедиционное обслуживание.

Эти проблемы и призванная решить общегосударственная

Комплексная программа утверждения Украины как транзитного государства в

2002-2010 годах (далее - Программа), направленная на обеспечение

интеграции Украины в европейскую и мировую экономические системы.

Принятие такой Программы обуславливается необходимостью проведения

единой транзитной политики на общегосударственном и региональном уровнях

(18 областей Украины, а также Автономная Республика Крым и город

Севастополь есть пограничными), координации деятельности

министерств, других органов центральной исполнительной власти,

значительными объемами научных исследований и капиталовложений для

модернизации инфраструктуры транзита.

Положениями Программы учтены международные требования к

обеспечению свободного транзита грузов, опыт европейских государств в

организации транзитных перевозок.

II. Цель и основные направления Программы

Целью Программы является оптимальное использование имеющееся

и дальнейшее развитие транзитного потенциала Украины путем создания

благоприятных условий для участников транзитных перевозок, увеличение

валютных поступлений от экспорта транспортных и других услуг.

Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных

на нормативно-правовое обеспечение транзита грузов территорией

Украины, адаптацию национального законодательства к международному

транспортному праву, технико-технологическую модернизацию

транспортной инфраструктуры международного значения и пунктов

пропуска через государственную границу Украины,

усовершенствование тарифно-ценовой и налоговой политики в сфере

международного транзита, внедрение логистических технологий в

организацию транзитных грузовых, информационных и финансовых потоков, а

также государственное стимулирование привлечения дополнительных объемов

грузов к транзиту через Украину.

Основными направлениями Программы являются следующие:

. создание правовых основ дальнейшего развития транзитных

перевозок грузов;

. поэтапный переход на принципы международной транспортной и

таможенной политики в сфере транзита грузов;

. приведение технического состояния основных транзитных

линий, терминалов, пунктов пропуска через государственную

границу Украины к уровню, который обеспечивает соблюдение на

этих объектах международных технико-эксплуатационных,

коммерческих и экологических требований;

. внедрение новых технологий организации перевозок и пропуска

грузов через государственную границу Украины, развитие

смешанных (комбинированных) перевозок, обеспечение

четкой координации деятельности всех участников транзита;

. проведение взвешенной тарифно-ценовой политики, которая бы

оказывала содействие повышению конкурентоспособности транзитных

услуг в Украине и привлечении дополнительных транзитных грузовых

потоков;

. развитие международного сотрудничества в сфере транзитных

перевозок;

. создание экономических механизмов стимулирования развития

транзита.

III. Этапы выполнения Программы

Программа будет выполняться поэтапно.

На первом этапе (2002-2005 года) предполагается выполнить задачи на

таких направлениях:

. нормативно-правовое обеспечение транзита грузов через

Украину, приведение национального законодательства в

соответствие с международными транспортными соглашениями и

конвенциями;

. устранение технических барьеров на пути транзита грузов и

прежде всего "узких" мест на маршрутах международных

транспортных коридоров и в пунктах пропуска через государственную

границу Украины;

. усовершенствование тарифно-ценового и налогового регулирования

для стимулирования транзита;

. завершение работ из создания в полном объеме системы

учета, анализа и прогнозирования транзитных перевозок;

. улучшение подготовки и повышение квалификационного уровня

кадров в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической

деятельности.

На втором этапе (2006-2010 года) предполагается выполнить задачи на

таких направлениях:

. обеспечение перехода в основном на технические и экологические

стандарты, которые отвечают европейским требованиям к подвижному

составу и инфраструктуры международного транзита;

. внедрение современных информационных транспортных систем,

интеграция их в общеевропейские;

. пополнение современным подвижным составом транспортно-

дорожного комплекса, осуществление реконструкции и

развитие систем магистрального трубопроводного транспорта;

. широкое внедрение на базе новых информационных технологий

принципов транспортной логистики.

ІV. Основные задачи утверждения Украины как транзитного государства

1. Государственное регулирование в сфере международного транзита

Государственная политика в сфере международного транзита

будет осуществляться на принципах обеспечения свободного, безопасного и

беспрепятственного пропуска товаров, пассажиров и транспортных средств

территорией Украины, гарантии прав участников транзита, создание

надлежащих условий потребителям транзитных услуг. Реализацию этих

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты