Экспортный и транзитный потенциал Украины
принципов обеспечат:
1) завершение формирования нормативно-правовой базы относительно
регулирования правоотношений, связанных с международным транзитом
грузов, организацией смешанных (комбинированных) перевозок и
функционированием товарораспределительных (логистических) центров:
. разработка и внедрение проектов законов Украины о транспортно-
экспедиционной деятельности, об источниках финансирования
эксплуатации внутренних водных путей, про смешанные
(комбинированные) перевозки, об электронных документах
и электронном документообороте, про электронную цифровую
подпись и Кодекса внутреннего водного транспорта;
. разработка и принятие нормативно-правовых актов по вопросам
осуществления таможенно-брокерской деятельности в пунктах
пропуска через государственную границу Украины,
регламентирование порядка пересечения государственной границы
Украины транзитными грузами;
. законодательное закрепление правового статуса операторов
мультимодальных перевозок и логистических центров. Разработка
и утверждение положений об операторе смешанных перевозок
грузов и про логистические центры международных перевозок;
. приведение нормативно-правовых актов, которые регулируют
вопрос, связанные с транзитом товаров и услуг, в соответствие с
принятыми Украиной обязательствами по международным договорам;
2) создание на государственном уровне системы отслеживание и
прогнозирование развития международного транзита грузов;
3) завершение формирования нормативно-правовой базы относительно
регулирования правоотношений, связанных с международным транзитом
грузов, организацией смешанных (комбинированных) перевозок и
функционированием товарораспределительных (логистических) центров;
4) разработка и реализация мероприятий по поэтапному
присоединению Украины к международным конвенциям и многосторонними
соглашениям в области транспорта и вступления к международным
транспортным организациям с определением приоритетов, связанных с
интеграцией транспортно-дорожного комплекса Украины в транспортные системы
ЕС и СНГ и дальнейшим развитием транзитных перевозок, в том числе:
. Международной конвенции о согласовании условий проведение
контроля грузов на границах (1982 год);
. Конвенции про общую транзитную процедуру (Женева, 20 мая 1987
года);
. Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных
процедур (Киото, в редакции 2000 года);
. Конвенции ООН с международных мультимодальных перевозок
грузов (1980 год);
. Конвенции о договоре международной перевозки (19 мая 1956
года);
. Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки
пассажиров и багажа (1 марта 1973 года);
. Конвенции про международные железнодорожные перевозки;
. Соглашению о международных перевозках скоропортящихся
продуктов и про специальные транспортные средства, которые
предназначенные для таких перевозок (1 сентября 1970 года);
. Европейскому соглашению о важнейших линиях международных
комбинированных перевозок и соответствующие объекты;
. Европейского соглашения о работе экипажей транспортных
средств, которые выполняют международные автомобильные
перевозки (1 июля 1970 года);
а также конвенций и соглашений по вопросам безопасности движения
и охраны окружающего естественной среды;
5) разработка и реализация мероприятий по предоставлению услуг по
охране перевозок транзитных грузов и обеспечение безопасности
пассажиров, которые перемещаются через территорию Украины;
6) разработка требований и социальных нормативов в сфере
транспортного обслуживания, обеспечение безопасного
функционирования транспортно-дорожного комплекса и снижения
отрицательного влияния транспорта на окружающую естественную среду;
7) реализация мероприятий государственного содействия
развития международного транзита в Украине путем:
. усовершенствование экономических механизмов
стимулирования транспортных и транспортно-экспедиторских
организаций в случае увеличения объемов транзитных перевозок;
. расширения бюджетного финансирования развития инфраструктуры
транзита в рамках программ создания и функционирование
национальной сети международных транспортных коридоров,
развития государственной границы Украины и
Государственной программы развития транспортно-дорожного
комплекса Украины на 2000-2004 года;
8) активизация деятельности посольств Украины за границей,
направленной на привлечение к транзиту грузов территорией Украины;
9) демонополизация в сфере предоставления услуг по организации и
обеспечению транзитных перевозок;
10) разработка проекта Программы развития туристической
инфраструктуры в зонах экономического тяготения за направлениями
национальной сети международных транспортных коридоров.
2. Усовершенствование перемещения транзитных грузов через
государственную границу Украины
Одним из основных заданий является поэтапная реализация международных
требований относительно применения к транзитным грузам более простого и
ускоренного режима их контроля в пунктах пропуска через государственную
границу Украины, ограничение ставок собрания за осуществление контроля
стоимостью фактических затрат на его проведение. С этой целью
предполагается обеспечить:
1) стандартизацию и упрощение документального оформления процедур
пересечения границ в соответствии с международным правом и практикой
организации общего контроля таможнями Украины и соседних государств;
2) определение особых, упрощенных требований относительно грузов и
транспортных средств, которые направляются транзитом через территорию
Украины;
3) бесперебойный пропуск транзитных грузопотоков на основе внедрения
единых технологий работы таможен, железных дорог, морских (речных) портов,
автотерминалов. Определение предельных сроков пропуска грузов через
государственную границу Украины и осуществления контроля за их
соблюдением;
4) решение вопроса о заключении межправительственных соглашений
относительно внедрения организации общего контроля грузов и
согласование режима работы таможен;
5) комплексное обследование и приведение в соответствие с объемами
пропуска грузов инфраструктуры, штатов работников, оснащение пунктов
пропуска через государственную границу Украины;
6) решение со странами СНГ вопросов упрощения процедур таможенного и
других видов контроля относительно транзитных грузов;
7) приведение в порядок организации контроля транзитных транспортных
средств и грузов с целью его упрощения и унификации работы
контролирующих органов и служб (выдача сертификатов, разрешений, виз в
соответствующих государственных органах);
8) внедрение типичной технологической схемы пропуска через
государственную границу Украины транзитных транспортных средств, грузов и
лиц с обеспечением их пропуска в приоритетном порядке;
9) приведение ставок единого сбора, который взимается в пунктах
пропуска на таможенной границе, к размерам, которые ограничиваются
себестоимостью их осуществления (требования ГАТТ).
3. Развитие инфраструктуры международного транзита
С целью повышения транзитного потенциала Украины
предполагается обеспечить:
на первом этапе в 2002-2005 годах:
1) выполнение в полном объеме задач Программы создания и
функционирование национальной сети международных транспортных
коридоров в Украине, в том числе:
. электрификация железных дорог Ковель - Изов, Гребенка - Харьков,
Донецк - Луганск. Приоритетное решение вопросов электрификации
железнодорожных линий для включения железнодорожного транспорта
Украины в систему транзитных перевозок через Транссиб;
. реализация первого этапа организации скоростного движения
пассажирских и рефрижераторных поездов на направлениях
Котовице (Польша) - Мостиська - Львов - Жмеринка - Киев -
Зерновое - Москва; Жмеринка - Одесса; Харьков - Запорожье -
Симферополь;
2) дополнительное финансирование Государственной программы
развития транспортно-дорожного комплекса Украины на 2000-2004 года;
3) выполнение комплекса работ относительно сооружения мостового
перехода на автодороге Ростов-на-Дону - Одесса через рр. Южный Буг в
г. Николаеве (кредит Японского банка международного сотрудничества,
стоимость работ - 1 млрд. гривен);
4) выполнение комплекса работ для обеспечения безопасной
эксплуатации судоходных шлюзов и водных путей и развития транзитных
речных перевозок (государственный бюджет - 9500 тыс. гривен);
5) реализацию программы действий, направленных на поддержание режима
государственной границы Украины и пограничного режима, развитие
Погранвойск Украины и таможенных органов Украины на период к 2005 года;
6) завершение строительства и введение в эксплуатацию
нефтепровода Одесса - Броды и нефтетерминала "Южный";
7) реализацию второй фазы проекта создание Евро-Азиатского
нетранспортного коридора (строительство нефтепровода Броды -
Плоцьк);
8) реализацию задач Национальной программы "Нефть и газ Украины до
2010 года", в том числе реконструкцию газотранспортной системы, развитие
газотранспортной системы;
9) участие в создании в рамках программы ІNOGATE межгосударственных
систем транспортирование нефти и естественного газа, в том числе из
стран Каспийского региона и Средней Азии к европейским странам;
10) реализацию мероприятий по реконструкции и модернизации
газотранспортной системы Украины и увеличение ее пропускной
способности;
11) завершение реализации проекта расширение на территории Украины
Балканского коридора системы магистральных газопроводов (компрессорной
станции "Тарутино" и газопровода Тальне - Ананьев -
Измаил);
12) употребление мероприятий по увеличению мощности газопровода
Торжок - Долина;
13) реализацию мероприятий по модернизации межгосударственных
электрических сетей;
14) употребление мероприятий по созданию технических возможностей для
увеличения объемов транспортирования территорией Украины углеводных
ресурсов из стран Каспийского региона, Средней и Центральной Азии к
европейским странам;
15) принятие мер по переходу на технические и экологические
стандарты, которые отвечают европейским требованиям к подвижному составу и
инфраструктуры международного транзита. Подготовка Программы обновления
железнодорожного подвижного состава для грузовых перевозок;
16) реализацию соответственно государственным и отраслевым
программам мероприятий по пополнению парка большегрузных контейнеров
и подвижного состава, включая обеспечения транспортными средствами для
организации комбинированных перевозок с участием разных видов
транспорта;
17) подготовку и реализацию с участием государства проектов
создание образцов транспортной и дорожно-строительной техники, крайне
необходимой отечественной экономике;
18) создание и укомплектование специализированными
транспортными средствами пунктов быстрой медицинской и технической
помощи на основных направлениях транзитных перевозок;
19) внедрение современных транспортных информационных и
навигационных систем, включая спутниковую, средств идентификации
местонахождение транспортных средств, обеспечение их интеграции в сфере
транспорта и таможенных органов, адаптации к общеевропейским
информационным системам в области транспорта;
20) сооружение железнодорожного участка, который соединит порт Рени с
основной железнодорожной магистралью Одесса - Измаил;
21) разработка перспективной схемы размещения
товарораспределительных (логистических) центров и поэтапную ее
реализацию;
22) создание и укомплектование специализированными
транспортными средствами пунктов быстрой помощи на основных
направлениях транзитных;
23) организацию на основных направлениях транзитного движения
пунктов обслуживание водителей автотранспортных;
24) расширение сети грузовых таможенных комплексов
(автопортов) для обеспечения эффективной и бесперебойной работы пунктов
пропуска на государственной границе Украины с организацией
осуществления в них всех видов контроля, обслуживание экипажей;
определение их юридического статуса;
на втором этапе до 2010 года:
1) проведение работ относительно объединения международных коридоров
в единую инфраструктурно-технологическую систему. Разработка с участием
Российской Федерации проекта Программы развития транспортных
коридоров в 2005-2010 годах с удлинением европейских международных
транспортных коридоров к основным регионам, в которых формируются
экспортные и транзитные грузопотоки;
2) разработку и реализацию мероприятий по поэтапному повышению
допустимых норм осевых погрузок и увеличения полной массы автопоездов
на направлениях международных транспортных коридоров к уровню,
принятого в странах Западной Европы;
3) строительство туннеля на участке Бескид - Скотоводческое;
4) подготовку проекта и построение обходного железнодорожного пути
между станциями Мамалыга (Новоселицький район) - Ларга
(Кельменецький район) Черновицкой области с целью обеспечения
национальной безопасности Украины и усовершенствование перемещение
транзитных грузов;
5) создание лизинговых компаний для пополнения и обновления подвижного
состава транспорта;
6) реализацию соответственно государственным и отраслевым
программам мероприятий по пополнению парка большегрузных контейнеров
и подвижного состава, включая обеспечения транспортными средствами для
организации комбинированных перевозок с участием разных видов
транспорта.
4. Усовершенствование тарифно-ценовой и налоговой политики
Созданию надлежащих условий для увеличения объемов транзитных
перевозок будет оказывать содействие проведение гибкой тарифно-
ценовой и налоговой политики. С этой целью предполагается:
1) осуществление мероприятий по тарифному стимулированию развития
транзита (внедрение единого сбора, сквозных тарифов, тарифных
уступок и т.п.);
2) исследование, разработка критериев и осуществления
интегрированной оценки доходов и затрат при международном транзите
грузов территорией Украины на основе общей для всех участников транзита
маркетинговой стратегии ценообразование;
3) снижение стоимости сопутствующих транзитной перевозкой услуг;
4) подготовка и представление в установленном порядке предложений
относительно льготного налогообложения операций по предоставлению
услуг, связанных с перевозкой (перемещением) грузов и пассажиров
транзитом через территорию Украины;
5) подготовка нормативно-правовых актов относительно тарифов
(включая сквозные) по направлениям прохождения транспортных коридоров.
Разработка методики формирование сквозных тарифов на перевозку транзитных
грузов;
6) осуществление мероприятий по тарифному стимулированию развития
транзитных контейнерных перевозок;
7) усовершенствование организации охраны и сопровождение
подакцизных товаров, которые перемещаются транзитом через таможенную
территорию Украины, разработка и внедрение экономически
обоснованных тарифов на сопровождение этих товаров со скидкой на 20-
30 %;
8) создание системы мониторинга тарифов и цен относительно
предоставления услуг по перевозкам и переработке транзитных грузов на
железных дорогах и в портах иностранных государств, которые
конкурируют с украинскими. Осуществление гибкой тарифной политики с целью
привлечения грузов для следования территорией Украины;
9) разработка и внедрение методик установления гибких тарифов на
транспортирование нефти, естественного газа и аммиака магистральными
трубопроводами Украины с учетом мировых цен на энергоносители.
5. Внедрение современных технологий и обеспечения взаимодействия
всех участников транзита грузов
С целью усовершенствования организации транзитных перевозок
предполагается:
1) повышение качества организации транзитных перевозок к уровню,
который отвечает европейскому стандарту качества ІSO, широкое внедрение
на базе новых информационных технологий принципов транспортной
логистики в организацию транспортного и транспортно-
экспедиторского обслуживания международного транзита;
2) развитие смешанных (комбинированных) перевозок. Разработка и
внедрение на основных направлениях транзитных перевозок комплексных
транспортно-технологических систем пропуска грузопотоков с
обеспечением взаимодействия всех видов транспорта, терминалов, пунктов
пропуска грузов через государственную границу Украины на основе
согласованных графиков движения, режимов работы, технологий перевозок,
переработки и контроля грузов;
3) разработка единой информационной сети, систем связи и передачи
данных для участников процесса доставки транзитных грузов (первый этап);
4) разработка и внедрение систем электронного обмена данными и
электронной обработки данных со созданием условий защиты информации
(первоочередные работы);
5) усовершенствование системы транспортно-экспедиторского
обслуживания транзитных перевозок, повышение роли международных
экспедиторов в обеспечении ними предоставление владельцам груза услуг
финансовых гарантов, в организации доставки транзитных грузов, учреждение
операторских компаний смешанных (комбинированных) перевозок;
6) создание на основных направлениях транзитных перевозок в
смешанном соединении комплексных транспортно-технологических систем
пропуска грузопотоков с обеспечением взаимодействия всех видов
транспорта, терминалов, пунктов пропуска грузов через государственную
границу Украины на основе сквозных тарифов, согласованных графиков
движения, режимов работы, технологий;
7) создание в основных приморских транспортных узлах
наблюдательных советов с включением в них представителей администраций
морских портов, стивидорных компаний, железных дорог и других видов
транспорта, экспедиторов и владельцев груза для обеспечения их четкого
взаимодействия, гармонизации интересов обеспечения оптимальных технологий
накопление судовых партий;
8) проведение исследований и экспериментальной проверки на базе
Ильичевского, Одесского и Ренийского морских портов, а также
Закарпатского транспортного узла (г. Чоп) эффективности деятельности
и дальнейшего расширения сети логистических
товарораспределительных центров;
9) исследование и подготовка предложений относительно
перспективного развития комбинированных перевозок: контейнерных,
контрейлерних;
10) разработка комплексных планов развития морских (речных)
портов и припортовых железнодорожных станций. Реализация планов;
11) разработка и реализация мероприятий по увеличению объемов транзита
грузов на украинском участке р.Дунай и организации смешанных
(железнодорожно-водных) перевозок с использованием р. Тиса;
12) обеспечение приоритетного пропуска поездов с транзитными грузами за
направлениями основных массовых перевозок, сокращение их простоев на
станциях, организация движения экспрессных поездов с транзитными
грузами. Повышение на 30 % скорости доставки транзитных грузов;
13) установление для всех видов транзитных перевозок
гарантированных сроков доставки грузов;
14) создание соответственно мировому опыту конкурентной среды на
рынке услуг относительно гарантирования доставки подакцизных грузов в
таможни назначения;
15) создание в пунктах пропуска через государственную границу
Украины информационно-справочной компьютерной системы;
16) внедрение типичного проекта автомобильного пункта пропуска
модульного типа соответственно европейским стандартам.
6. Международное сотрудничество в сфере транзитных перевозок
Важным направлением деятельности есть расширение международного
сотрудничества в сфере транзитных перевозок.
С этой целью предполагается обеспечить:
1) выполнение мероприятий из интеграции Украины в Европейский Союз
соответственно международным соглашениям Украины "О партнерстве и
сотрудничестве между Украиной и ЕС", "О принципах формирования общего
транспортного пространства и взаимодействия держав - участниц СНГ
в области транспортной политики" в части адаптации национального
транспортного законодательства к международному, внедрению
соответствующих технических и экологических стандартов;
2) проведение активной государственной политики, направленной на
привлечение к транзиту через Украину транснациональных
грузопотоков на направлениях Запад - Восток и Север - Юг;
3) реализацию Основного многостороннего соглашения
относительно международного транспортного коридора ТРАСЕКА (в границах
выделенных ЕС средств);
4) участие в разработке соответственно Программе ТРАСЕКА
региональных проектов:
. гармонизация пограничных процедур;
. единая политика взыскания транзитного собрания и установление
тарифов;
. единая правовая база относительно транзитных перевозок (в
границах выделенных ЕС средств);
5) инициирование создания вместе с соседними государствами
общих транзитных коридоров, операторских компаний транзитных перевозок на
основе согласованных технологий и сквозных тарифов;
6) развитие сотрудничества с странами ГУУАМ в создании зон свободной
торговли и проведения единой тарифной политики с целью увеличения
транзитных грузопотоков;
7) привлечение иностранных инвестиций на реабилитацию
автомобильной дороги Киев - Чоп (кредит ЕБРР на сумму 75 млн. евро и
средства ЕС TACIS - 16,5 млн. евро) и строительство моста в районе пункта
пропуска Ягодин - Дорогуськ (средство ЕС TACІS на сумму 4,69 млн. евро);
8) организацию и проведение обучение специалистов транспорта (в рамках
Программы TACІS) по вопросам перевозок опасных грузов (в границах
выделенных ЕС средств);
9) решение вопроса относительно устранения правовых и технических
барьеров в сфере перевозок морскими судами Украины через проливы
Босфор и Дарданеллы;
10) обработка с Турецкой стороной вопроса относительно заключения
соглашения о паромном соединении;
11) подготовку предложений относительно развития межгосударственных
систем транспортирования нефти и газа для включения в Программу
TACІS-ІNOGATE на 2000-2003 года;
12) создание договорно-правовой базы для увеличения объемов
транспортирования территорией Украины углеводных ресурсов из стран
Каспийского региона, Средней и Центральной Азии к европейским
странам;
13) решение с Молдовой вопроса относительно применения на
железнодорожных пунктах пропуска на украинско-молдавской
таможенной границе скидки при взыскании сбора за осуществление всех
видов контроля из товаров, что дважды вынужденно пересекают границу на
пути к порту Рени;
14) решение вместе с соответствующими органами Русской
Федерации, Польши, Чешской Республики комплекса экономических и
политических вопросов с целью более полное использование транзитного
потенциала украинской транспортной системы, в частности
относительно удлинения железнодорожного коридора от Транссибирской
магистрали транзитом через Украину, Польшу к Чехии с созданием
централизованной информационной системы для передачи документов
железнодорожного транспорта в направления движения грузов и транспортных
средств;
15) обработка во время разработки Концепции сотрудничества стран СНГ
относительно формирования общего транспортного пространства
мероприятий, направленных на более активное использование транспортной
инфраструктуры Украины для пропуска транзитных грузопотоков;
16) развитие международного транспортного и таможенного
сотрудничества в сфере создания общих (объединенных) транзитных систем и
объектов с целью ускорения доставки грузов и более активного
использования транспортной инфраструктуры Украины иностранными
собственниками грузов;
17) разработка проекта и реализацию Программы усиления
координации работы таможен Украины и соседних государств и общего упрощения
и модернизации процедур;
18) подготовку предложений относительно развития инфраструктурных
сетей для включения в Программу TACІ из пограничного
сотрудничества на 2000-2003 года;
19) решение вместе с соответствующими органами Русской Федерации
комплекса экономических и политических вопросов с целью полное
использование транзитного потенциала украинской транспортной
системы;
20) расширение сотрудничества в сфере транзита в рамках
европейских и мировых торговых, транспортных и экспедиторских
организаций, а также с соседними странами с целью улучшения условий
пропуска транзитных грузов.
V. Стоимость работ по выполнению программы и источники ее
финансирования
С учетом ограниченных возможностей государственного бюджета и
других источников финансирования, динамического формирования
межгосударственных транспортно-экономических связей, конъюнктуры на
международных товарных и фрахтовых рынках в Программе
предоставляется преимущество финансированию за счет внебюджетного средства
(правительственный заем по программе Официальной Помощи Развития
(ОДР) Правительства Японии - ориентировочно 1 млрд. гривен),
привлеченные кредиты, инвестиции, в том числе техническая помощь
международных союзов и финансовых организаций (программа ЕС TACІS - 106
млн. гривен, кредиты ЕБРР - 375 млн. гривен и т.п.). Общая стоимость
затрат в целому составляет около 31,2 млрд. гривен. Основная часть
этих средств приходится на мероприятия, связанные с развитием
транспортной инфраструктуры и, в частности, с проведением дорожных работ
с целью повышения допустимых осевых погрузок и увеличение общей массы
автопоездов на маршрутах международных транспортных коридоров к уровню
европейских стандартов (за счет других источников финансирования -
5,75 млрд. гривен).
Основными источниками финансового обеспечения выполнения
Программы являются средства государственного и местных бюджетов,
внебюджетные средства (привлеченные кредиты, инвестиции, в том числе
техническая помощь международных союзов и финансовых организаций
(программа ЕС TACІS, кредиты EБРР и т.п.).
Источникb финансирования Комплексной программы утверждение Украины как
транзитного государства в 2002-2010 годах приведенные в табл.4.2.
Таблица 4.2. Состав источников финансирования «Программы утверждения
Украины как транзитного государства в 2002-2010 годах», млн. грн.
|Источники |Первый этап (2002-2005 г.) |Второй |
|финансирования | |этап (2006|
| | |– 2010 г.)|
| |Всего |в том числе | |
| | |2002 год|2003 год|2004 год|2005 год| |
|Всего в том числе: |21425 |3884 |4427 |5561 |6553 |9761 |
| гос.бюджет |4573 |1003 |1205 |1206 |1158 |- |
| др.источники в т.ч.:|6852 |2881 |3322 |4354 |5395 |9761 |
| кредиты |1460 |100 |1120 |120 |120 |- |
| частные |10636 |1916 |2135 |2927 |3656 |6833 |
|средства | | | | | | |
| инвестиции|4756 |864 |966 |1306 |1619 |2928 |
|в т.ч.: | | | | | | |
| внутренние |2400 |400 |500 |700 |800 |1500 |
| иностранные |2356 |464 |466 |606 |819 |1428 |
Срок окупаемости от реализации задач первого этапа Программы в
зависимости от направления и основных задач составляет от 4,5 до 7 лет, а
капиталоемких - 12 лет. Коэффициент эффективности - 9 %.
Согласно проведенным расчетам, доходы от транзитных перевозок грузов
(без трубопроводного транспорта) возрастут почти на 600-700 млн.
гривен на год, в том числе отчисления в бюджет - на 200-250 млн. гривен.
Экспертная оценка ожидаемой эффективности реализации Программы приведена в
табл.4.3.
Таблица 4.3. Ожидаемая эффективность реализации Программы
|Показатели |Первый этап (2002-2005 г.) |Второй |
| | |этап (2006|
| | |– 2010 г.)|
| |В среднем|в том числе | |
| |за год | | |
| | |2002 год|2003 год|2004 год|2005 год| |
|Увеличение |350 |190 |230 |400 |500 |2500 |
|доходов, млн. грн | | | | | | |
|Увеличение |2-3 |2 |2,5 |3,0 |3,5 |15-20 |
|рентабельности, % | | | | | | |
|Дополнительная |140 |70 |90 |180 |220 |1250 |
|прибыль, млн. грн | | | | | | |
|Дополнительные |59 |30,0 |38,0 |75,0 |93,0 |525 |
|поступления в | | | | | | |
|бюджет, млн. грн | | | | | | |
|Коэффициент |0,17 |- |- |- |- |0,43 |
|эффективности | | | | | | |
Реализация проектов и мероприятий по развитию транзитного
потенциала трубопроводного транспорта будет осуществляться по
отдельным программам. Итак, указанные показатели включают лишь затраты
на развитие системы трубопроводного транспорта в сумме 12,8 млрд. гривен,
которая будет составлять 59 % от всей стоимости затрат, затраты на
развитие автомобильного транспорта - 7,7 млрд. гривен (35 % от
стоимости программы) с учетом увеличения затрат в связи с повышением
осевых погрузок в направлениях международных транспортных
коридоров, на развитие железнодорожного транспорта - 945300 тыс. гривен
(4,5 % от стоимости программы), на развитие морского и речного
транспорта - 111,3 млн. гривен (0,5 %). На проведение работ по
обустройству государственной границы Украины с внедрением новых
информационных технологий предполагается 170,2 млн. гривен, или 0,8 % от
стоимости программы, остаток - научные работы.
Задача второго этапа будут формироваться после выполнения задач
первого этапа с учетом реальных экономических возможностей и
после уточнения потребностей в освоении перспективных транзитных
грузопотоков.
VI. Механизм реализации Программы
С целью обеспечения выполнение задач Программы
устанавливается такой механизм ее реализации.
1. Кабинет Министров Украины:
. образовывает в месячный срок Межведомственную комиссию по
вопросам транзитной политики;
. учитывает в месячный срок потребность введения в состав
указанной Межведомственной комиссии голов профильных
комитетов Верховной Рады Украины, представителей Министерства
топлива и энергетики Украины и других органов центральной
исполнительной власти, которые занимаются вопросами
трубопроводного транспорта;
. определяет в двухмесячный срок по представлению Межведомственной
комиссии по вопросам транзитной политики исполнителей, сроки
выполнения и объемы финансирования отдельных задач этой
Программы.
2. На отраслевом уровне вопросы организации выполнения Программы
решаются постоянно действующими экспертными рабочими группами, которые
создаются при органах центральной исполнительной власти, во главе с
государственными секретарями.
3. Итоги работы отраслевых постоянно действующих экспертных
рабочих групп подаются на рассмотрение Кабинета Министров Украины дважды в
год.
4. Кабинет Министров Украины до 1 марта каждого года подает Верховной
Раде Украины отчет о ходе выполнения Программы.
5. Обеспечивается постоянное научно-техническое сопровождение
Программы и развитие научных исследований в сфере транспортного
обеспечения внешнеэкономических связей Украины, транспортной логистики и
менеджмента с учетом:
. установление специализации главных научных организаций и
учреждений в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономических
связей;
. определение Министерством экономики и по вопросам
европейской интеграции Украины исполнителей отдельных
задач Программы исключительно на тендерной основе;
. осуществление развития научных исследований в сфере
транспортного обеспечения внешнеэкономических связей Украины,
транспортной логистики и менеджмента;
. осуществление постоянного мониторинга показателей внешней
торговли услугами и объемов транзитных перевозок.
VII. Ожидаемые результаты от реализации программы
Реализация Программы даст возможность:
. укрепить геоэкономический потенциал Украины;
. гармонизировать национальное законодательство с
международными нормами и стандартами;
. оказывать содействие ускорению интеграции Украины в
Европейское Сообщество;
. восстановить и укрепить потенциал развития экспорта услуг в
зонах экономического тяготения к международным транспортным
коридорам;
. оказывать содействие эффективному использованию провозной
возможности транспортных систем, стимулировать ее
воспроизведения и усовершенствование на основе внедрения
новых технологий, связи и информатизации;
. улучшить экологическое состояние благодаря развитию
контрейлерних (комбинированных) перевозок;
. стимулировать развитие широкого спектра сопутствующих
транзиту услуг, в частности относительно разных видов
страхования, развития международного туризма, заправки
транспортных средств горючим, организации торговли и питание,
ремонта транспортных средств и их сервисного обслуживания,
создание новых рабочих мест в сфере производства и обслуживание.
Реализация мероприятий Программы даст также возможность
стабилизировать и увеличить в будущем объемы транзитных грузов,
которые транспортируются трубопроводным транспортом.
Заключение
Обеспечении перехода к активной экспортноориентированной стратегии
экономического развития на базе целенаправленного формирования и
эффективной реализации экспортного потенциала Украины в приоритетных
областях экономики является материальным основанием постепенной интеграции
нашей страны в мировое экономическое пространство, служить одним из тех
"локомотивов", которые будут вытягивать украинскую экономику из
глубокого кризиса, в которой она находится, будут обеспечивать структурную
перестройку хозяйства.
Возможности интеграции Украины в мировое хозяйство и существенной
динамизации ее внешнеэкономических связей в значительной мере зависят
от того, насколько правовые и институционные основы внешнеэкономической
деятельности в Украине будут отвечать общепризнанным принципам,
которые сформулированы ООН и ее специализированными организациями.
Исходя из объективной исторической взаимозависимости экономик стран,
которые образовались после распада СССР, активное участие Украины в
экономическом сотрудничестве с Россией и другими странами бывшего
Советского Союза и развитие отношений в связи с существованием
экономического союза стран СНГ является одним из главнейших
внешнеэкономических приоритетов нашего государства. В этом направлении
необходимо предпринять ряд решительных мер относительно восстановления
искусственно разорванных хозяйственных связей, ликвидации экономически
необоснованности таможенных и платежных препятствий для осуществления
экспортно-импортных операций. Вместе с этим требуется осуществить
мероприятия, направленные на радикальную перестройку действующей
системы сотрудничества с этими странами на основах взаимной выгоды и
экономической целесообразности. Первоочередное внимание должно быть
отведено производственной и научно-технической кооперации, созданию общих
предприятий, финансово-промышленных структур, развитию общих объектов
инфраструктуры, взаимодействия на рынках третьих стран.
Украина должна последовательно проводить политику географической
диверсификации своих внешних экономических связей. Этого требуют
интересы экономической безопасности государства, которое не может быть
надежно гарантировано при односторонней зависимости от отдельных стран
или рынков сбыта и снабжение. Экономическая безопасность государства может
быть обусловлена не хозяйственной самоизоляцией, а более равномерным,
сбалансированным развитием экономических связей с разными странами мира.
В отношениях со странами с развитой рыночной экономикой и со странами,
которые развиваются, необходимо вести поиск новых источников
критического импорта и новых рынков сбыта украинской продукции.
Вхождение Украины в мировое экономическое пространство возможное лишь
на базе открытости экономики с одновременным применением комплекса
мероприятий по защите внутреннего рынка. Сценарий отгораживания от
внешнего мира, который отстаивается некоторыми политическими силами,
является опасным и бесперспективным.
В заключение всего сказанного хотелось бы отметить, что Украину по ее
экспортному и транзитному потенциалу можно сравнить с ярчайшим алмазом,
который лишь требует огранки, чтобы засверкать всеми гранями.
Литература:
1. Послання Президента України до Верховної Ради України «Україна:
поступ у XXI століття. Стратегія економічної та соціальної
політики на 2000 - 2004 рр.»
2. Пашков М., Гриценко А. Украина на мировых рынках: Добро
пожаловать или…: Зеркало недели – 2000 - №25.
3. Сухоруков А.І., Шестопалов Г.Г. Економічний механізм реалізації
експортного потенціалу України: Стратегічна панорама – 2000 - №1-
2.
4. Колесников А. Перспективы для транзита: Порты Украины – 2000 -№1.
5. Украина как транзитное государство: Каталог «Импортеры и
экспортеры Украины» - 2000.
6. Закон України «Про Комплексну програму утвердження України як
транзитної держави у 2002-2010 роках»: Відомості Верховної Ради –
2002 - №24.
7. Послання Президента України до Верховної Ради України
«Європейський вибір. Концептуальні засади стратегії економічного
та соціального розвитку України на 2002-2011 роки» -2002.
8. Постанова Верховної Ради України про доповідь Президента України
"Про основні засади економічної та соціальної політики" – 1994.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|