Общественная государственная подготовка
транспортной авиации, формируются воздушные армии Верховного Главного
командования стратегического назначения и Верховного Главного командования
военно-транспортной авиации; округа ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО; отдельные
корпуса ВВС и ПВО. Единая организационная структура нового вида будет
состоять из: органов военного управления, родов войск ПВО (зенитные
ракетные войска, радиотехнические войска); родов войск авиации
(бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная,
транспортная, специального назначения); специальных войск (части и
подразделения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и
биологической защиты, связи и радиотехнического обеспечения,
топогеодезические, инженерно-аэродромные, метеорологические и др.);
воинских частей и учреждений тыла; других воинских частей, учреждений,
предприятий и организаций.
Создаваемые Военно-воздушные силы предназначены для защиты центров,
районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок
войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, поражения
объектов войск и тыла противника, обеспечения боевых действий Сухопутных
войск и Военно-Морского Флота.
Основными задачами нового вида Вооруженных Сил в современных условиях
являются:
вскрытие начала нападения воздушного противника;
оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов,
флотов, органов гражданской обороны;
завоевание и удержание господства в воздухе;
прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с
воздуха и космоса;
авиационная поддержка Сухопутных войск и сил флота;
поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
нарушение военного и государственного управления противника;
поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок
противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
поражение корабельных группировок противника в море, океане, на
военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
выброска боевой техники и высадка войск;
перевозка по воздуху войск и боевой техники;
ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
контроль за использованием воздушного пространства в приграничной
полосе.
В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране
государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о
полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.
Исторический опыт нашего государства и вооруженные конфликты 2-й
половины XX века подтверждают, что в современных условиях и на ближайшую
перспективу обеспечить национальную безопасность России можно лишь при
наличии сильных Военно-воздушных сил.
Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических
атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и
защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских
и морских рубежах.
Создание военно-морского флота России датируется концом XVII века. По
инициативе Петра I в течение зимы 1695/96 г. в глубине России, под
Воронежем на Дону, под Москвою на Оке, в других городах и селах были
построены сотни гребных судов и два парусных корабля: “Апостол Петр” и
“Апостол Павел”. Появление русского флота под Азовом обеспечило победу, под
впечатлением которой боярская Дума 30 октября 1696 г. приняла решение:
“Морским судам быть...”. С этой даты российский флот ведет отсчет своей
официальной истории. Однако по настоящему морской державой Россия
становится после Северной войны (1700-1721 гг.), в ходе которой шведы были
вытеснены из Прибалтики, а Россия возвратила себе устье Невы. Боевую
летопись флота украсили славные победы при Гангуте (1714 г.), Эзеле (1719
г.), Гренгаме (1720 г.).
Торжество русской флотоводческой школы пришлось на последнюю треть
XVIII - начало XIX столетия. Русские моряки одержали блестящие победы в
Хиосском проливе и при Чесме (1770 г.), в Керченском проливе, у Тендры
(1790 г.), Калиакрии (1791 г.), взяли верх в Гогландском (1788 г.), первом
Роченсальмском (1789 г.) и Красногорском (1790 г.) сражениях, ударом с моря
захватили крепость Корфу (1799 г.), победили в Дарданелльском и Афонском
сражениях (1807 г.). Выдающимися представителями русской национальной школы
военно-морского искусства стали Г.Спиридонов, Ф.Ушаков, Д.Сенявин, С.Грейг.
Блестящей страницей военной истории является победа русской черноморской
эскадры под командованием вице-адмирала П.Нахимова над турецким флотом в
Синопской бухте.
К началу XX века по числу боевых кораблей Россия занимала третье
место в Европе после Великобритании и Франции. 19 марта 1906 года император
Николай II подписал указ о создании подводных сил России в составе
Балтийского флота. Первой базой подводных сил России была определена
Либава. Перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе были созданы
самые большие подводные силы. В годы войны более 350 тысяч военных моряков
за мужество и воинскую доблесть были удостоены правительственных наград.
Около 600 – получили звание Героя Советского Союза, из которых семеро –
дважды.
В послевоенные годы советский Военно-Морской Флот (ВМФ) вырос во
второй по мощи военный флот в мире, который был способен выполнять боевые
задачи на всем пространстве Мирового океана. На момент распада СССР в
составе Военно-Морского Флота было около 1400 боевых кораблей и катеров.
Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов: Северного,
Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии.
Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и
вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие
объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение
поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий
на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих
интересам Российской Федерации. Кроме того задачей Военно-морского флота
является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета
Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими
обязательствами Российской Федерации.
Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского
Флота – предотвращения развязывания войны, в составе стратегических ядерных
сил страны в ВМФ сохранены морские стратегические ядерные силы, которые
имеют определенные преимущества в сравнении с Ракетными войсками
стратегического назначения и стратегической авиацией. При таком базировании
ядерное оружие выводится за пределы территории собственного государства,
что снижает угрозу для мирного населения и главное – подводные лодки
наименее уязвимы, в сравнении с другими видами базирования ядерного
оружия.
Кроме морских стратегических ядерных сил в составе Военно-Морского
Флота имеются силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить
удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и
воспрепятствовать проведению им широкомасштабных и глубоких морских
операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил
Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для
эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах
военных действий.
Основой сил общего назначения Военно-морского флота являются
подводные силы, составляющие ядро ударного потенциала флота, как наиболее
универсальный, мобильный и мощный род сил, способный эффективно бороться с
любым морским противником. Их главным элементом являются атомные подводные
лодки. Из подводного флота бывшего Союза России достались 55 ракетоносцев,
несущих на своем борту почти треть стратегического арсенала СССР. Только
один российский подводный крейсер “Тайфун” несет на своем борту 200
стратегических зарядов.
Россия является морской державой: ее берега омываются водами 12
морей, трех океанов, а протяженность морской границы в два раза больше
сухопутной. Военно-морской флот в современных условиях способен
обеспечивать безопасность и защиту интересов страны в мирное и военное
время на океанских и морских рубежах.
2. Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской
Федерации
Успешное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во
многом зависит от эффективности системы руководства и управления военной
организацией государства. К органам государственного руководства относятся
Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и
Совета Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности. К органам военного
управления относятся специально создаваемые военные органы, осуществляющие
управление процессами формирования и функционирования Вооруженных Сил.
Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими
формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный
Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является
Президент России.
Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава
государства в современных государствах с республиканской формой правления.
В Российской Федерации должность Президента республики была учреждена
в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской
государственности. Президент получил власть из рук народа – избран на
основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России. В
соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации, как и
президенты (главы) других государств является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами. Его полномочия как Верховного Главнокомандующего
определены Федеральным законом «Об обороне» (статьи 4 и 13).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент
Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой
должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом
безопасности Российской Федерации. Только перед Президентом РФ ставится
задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и
государственную целостность, что создает условия для осуществления своих
полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам
государственной власти и должностным лицам.
При вступлении в должность в приносимой присяге Президент Российской
Федерации клянется «...защищать суверенитет и независимость, безопасность и
целостность государства...».
Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и
обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в
сфере вооруженной защиты государства.
Реализуя свои полномочия Президент определяет основные направления
военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место
занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной
организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив
развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.
Среди полномочий Президента немало таких, которые самым
непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он
утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы
строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских
формирований. Только Президенту государства как Верховному
Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ
как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным
является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана
Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по
переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к
функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок
работы органов государственной власти России, субъектов Российской
Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В
условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная
государственная программа оперативного оборудования территории Российской
Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей
государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, Президент
утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.
Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведет
переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в
области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной
безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об
участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию
мира и международной безопасности.
Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные
программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также
утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской
Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации
оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все
программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное
испытание не может быть проведено без санкции Президента.
Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных
формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения
в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской
Федерации.
Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он
утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований до объединения включительно, а также штатную численность
военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими
офицерами в Вооруженных Силах и других войсках утверждается Президентом. Он
же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения
им высших офицерских званий.
Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о
Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения
военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются
Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской
жизни.
Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную
службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих
службу по призыву.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны
наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной
страны и обеспечения безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о
военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного
времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы
исполнительной власти на период военного времени в соответствии с
федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии
против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской
Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть
введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые
подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое
значение для обороны страны. Вводя военное положение Президент наделяет
особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного
самоуправления и организации. При введении военного положения могут
создаваться специальные органы военного управления, власть которых
распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам
предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании
сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и
порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан
(например: свобода собраний, демонстраций, свобода печати).
При введении военного положения Президент Российской Федерации
немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ
Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом
Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами
вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и
воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по
их предназначению.
Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на
него Федеральным законом “Об обороне”, Президент Российской Федерации –
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации
обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет
всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом
состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.
Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.
Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению
защиты конституционного строя, государственного суверенитета,
территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в
выработке военной политики Российской Федерации.
Таким образом, Президент Российской Федерации занимает
самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения
безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия
направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти
по охране государственного суверенитета России, укреплению
обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации, как
Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая
ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их
готовность защитить свое государство и свой народ.
В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ,
представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание,
которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального
собрания в области обороны.
Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и
выступает как орган представительства субъектов федерации. К его ведению
относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и
чрезвычайного положения; а также о привлечении Вооруженных Сил, других
войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к
выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности
использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской
Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о
федеральном бюджете, а также – принятые Государственной Думой федеральные
законы в области обороны.
Государственная Дума является представительным органом всего населения
Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами
Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.
Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает
федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты
деятельности по организации обороны и военному строительству.
Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума
осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по
безопасности и обороне.
Правительство Российской Федерации – один из главных органов,
осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно
возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 114 Конституции РФ оно осуществляет меры по
обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание
деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об
обороне». Согласно этого закона Правительство: разрабатывает и представляет
в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном
бюджете; организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации,
органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и
услугами по их заказам; организует разработку и выполнение
государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного
комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности
организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной
государственной программы оперативного оборудования территории страны
в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;
определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование
гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом
вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и
продукции двойного назначения и др.
Для претворения в жизнь, принимаемых государственными органами власти
решений, относящихся к Вооруженным Силам, необходима постоянная
организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы,
объединенные в системе Министерства обороны РФ. Деятельность этих органов
является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти.
Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах
государственную власть, т. е. военное управление, состоит из:
– центральных органов;
– органов управления объединений, воинских соединений и частей;
– военных комиссариатов (местных органов военного управления);
– начальников гарнизонов (старших морских начальников);
– военных комендантов.
В качестве специфического вида органов управления принято выделять
штабы. Штаб – это основной орган в руках соответствующего командующего
(командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами
флота.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет
Министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб.
Министр обороны является прямым начальником всего личного состава
Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение
задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и
деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также
вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты,
регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.
Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке
предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской
Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской
Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу
вооружения и развития военной техники, а также предложения по
государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте
федерального бюджета. Важное значение имеет координация и финансирование
работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований,
заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной
техники, продовольствия, вещевого и другого имущества,
материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает
с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый
ряд иных полномочий.
Основным органом оперативного управления войсками и силами флота
Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения
по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил
Российской Федерации и координирует разработку предложений по
численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов.
Генеральный штаб разрабатывает также план применения и
мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную
программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он
устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные
сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий
по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на
военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный
штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по
поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил
Российской Федерации и др.
В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд
главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и
подчиненных определенным заместителям Министра обороны или непосредственно
Министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят
управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. В структурном
отношении управление главнокомандующего вида ВС РФ состоит из Командования,
Главного штаба, главных управлений, управлений, отделов. Во главе вида
Вооруженных Сил, Управления главнокомандующего видом стоит
Главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется
непосредственно Министру обороны.
В состав управления военного округа входят: командование, штаб
военного округа, управления, службы и другие структурные подразделения.
Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.
Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности
ее должностных лиц, определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной
для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом
и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных
правовых актов.
Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных
Сил РФ, действует как на основании общих принципов исполнительной власти,
так и специфических, важнейшими из которых являются принципы:
последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.
Централизация выражается в:
- осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из
единого центра;
- подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию;
- наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению
нижестоящими военными органами и подчиненными войсками;
- обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных
лиц для нижестоящих.
Единоначалие – основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил
РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть
единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой
распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него
персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской
части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой
основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы
военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и
права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми
государственно-властными полномочиями.
Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной
власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только
частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области.
Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать
требования и других видов государственной дисциплины.
Таким образом, все сказанное выше позволяет сделать вывод, что
Вооруженные Силы РФ имеют стройную систему руководства и управления,
которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях
обстановки.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
2. Закон РФ «Об обороне». – М., 1996.
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Красная
звезда. – 1997, 27 декабря.
4. Основы (Концепция) государственной политики по военному
строительству на период до 2005 года // Красная звезда. – 1998, 4 августа.
5. Послание по национальной безопасности Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию. – М., 1996.
6. Путь к современной армии. Сборник «Военная реформа». Выпуски №№ 1-
2. – М., 1998.
7. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по общественно-
государственной подготовке. Выпуски №№ 1-3. – М., 1997 - 1998.
Подполковник Марущенко В.В., кандидат философских наук
ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объективные предпосылки принятия Концепции национальной безопасности РФ, ее
сущность и значение.
Россия в мировом сообществе и ее национальные интересы.
Задачи Вооруженных Сил по обеспечению национальной безопасности Российской
Федерации.
Вопросы национальной безопасности страны, особенно ее военные аспекты,
всегда были и остаются чрезвычайно актуальными. Они постоянно находятся в
центре внимания государственного и военного руководства, всего общества,
так как от уровня и надежности безопасности страны зависит ее стабильное и
устойчивое развитие.
Практика государственного строительства последних лет показала –
стране крайне необходим программный документ общенациональною характера,
определяющий политику государства в обеспечении безопасности России. Таким
документом стала Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом
Президента РФ 17 декабря 1997 года.
Объективные предпосылки принятия Концепции национальной безопасности РФ, ее
сущность и значение.
Разработку и принятие Концепции национальной безопасности Российской
Федерации обусловил целый ряд объективных факторов.
Во-первых, кризис в экономической сфере, в системе общественных
отношений, в военной области достиг своих предельных значений. Нарастают
негативные проявления в сфере федеративных межнациональных отношений. Все
это требует уточнения системы официально принятых взглядов на национальную
безопасность России, характер угроз интересам государства, цели и стратегии
государства по обеспечению этих интересов.
Во-вторых, остро ощущается отсутствие духовной основы, способной
объединить общество. Оно нуждается в определенном объединительном стержне,
на базе, которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках
основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей.
В-третьих, вся система обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их
функционирования) должна быть приведена в соответствие с реалиями
международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем
духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать
сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать
устойчивость развития общества и государства.
И, наконец, Концепция национальной безопасности как политический
документ призван стать методологической основой для планирования и
реализации всего процесса государственного строительства в области
обеспечения безопасности, консолидировать усилия федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ,
организаций и граждан по обеспечению национальных интересов и безопасности
России.
Руководителю занятия необходимо разъяснить военнослужащим ключевое
понятие – «национальная безопасность». Согласно Концепции – это «состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз».
Исходя из такого понимания этой важной проблемы и была разработана
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая
представляет собой политический документ, отражающий совокупность
официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области
обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз.
Национальная безопасность – понятие многогранное. Ее можно представить
в виде совокупности таких аспектов, как безопасность экономическая,
технологическая, информационная, интеллектуальная, социальная,
внешнеполитическая, внешнеэкономическая, военная и т.д.
Важнейшей, неотъемлемой частью национальной безопасности является
военная безопасность, основу которой составляет оборона страны. При этом
следует отметить, что все другие слагаемые национальной безопасности в той
или иной мере оказывают влияние на военную безопасность страны. Безусловно,
влияние этих факторов не одинаково: одни из них влияют прямо, другие
косвенно. Но очевидно, что оборона страны обеспечивается лишь единством,
взаимосвязью и сбалансированностью всех видов безопасности.
Каково значение принятой Концепции? В ней сформулированы важнейшие
направления и принципы государственной политики. Она является основой для
разработки конкретных программ и организационных документов в области
обеспечения национальной безопасности на длительную перспективу. Концепция
во многом определяет основные приоритеты военного строительства в нашей
стране, являющегося важнейшей составной частью обеспечения национальной
безопасности.
Структурно Концепция состоит из четырех разделов, в которых
рассматриваются: положение России в современном мире, национальные интересы
РФ, угрозы ее национальной безопасности, а также задачи по обеспечению
национальной безопасности страны. Рассматривая содержание этого документа
необходимо учитывать, что основные его положения прямо или опосредовано
имеют военный аспект. А поэтому военнослужащим необходимо знать содержание
Концепции и четко представлять, какие задачи она определяет Вооруженным
Силам по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Россия в мировом сообществе и ее национальные интересы
Приступая к изложению первого вопроса руководителю занятия
рекомендуется отметить фундаментальное положение, на котором строится
анализ современного внешнеполитического положения страны – усиление
тенденций к формированию многополярного мира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|