Общественная государственная подготовка
При сохранении значения военно-силовых факторов в международных
отношениях все большую роль играют экономические, политические, научно-
технические, экологические и информационные факторы. Одновременно
обостряется международная конкуренция в целях обладания природными,
технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта.
Нынешний период развития международных отношений открывает для России
новые возможности обеспечения своей безопасности. Уменьшилась опасность
прямой агрессии против Российской Федерации. Имеются перспективы более
широкой интеграции в мировую экономику. Возросли возможности обеспечения
национальной безопасности страны невоенными средствами – за счет договорно-
правовых, политических, экономических и других мер.
Однако, как отмечается в Концепции, становление многополярного мира –
процесс продолжительный и не простой. На его нынешнем этапе еще сильны
рецидивы попыток создания структуры международных отношений, основанной на
односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем
мировой политики.
Влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни,
затрагивающих интересы нашего государства, значительно снизилось. В этих
условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению его позиций в
политической, экономической и военной областях.
Еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии
государства и общества. Главной причиной этого является сохранение
кризисных явлений в российской экономике. Сократилось производство и
ухудшилась его структура по сравнению с дореформенным периодом. Нарастает
научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается
зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров,
оборудования и технологий. Растет внешний и внутренний государственный
долг. Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального
производства и из научной сферы. Увеличивается количество чрезвычайных
ситуаций техногенного характера. Растет имущественное расслоение общества,
снижается уровень жизни большей части населения. Все еще велик уровень
преступности и коррупции. Сокращается экономический, научный и
демографический потенциал страны. Не достигнуто общественное согласие.
Нарушена прежняя система обороны, а создание новой идет медленно.
Появились большие по протяженности неохраняемые участки государственной
границы.
Однако, несмотря на это Россия имеет все предпосылки для того, чтобы
поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить
процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. Во-
первых, значителен наш экономический и научно-технический потенциал,
определяющий способность страны к устойчивому развитию. Во-вторых,
уникально стратегическое положение России на Евразийском континенте. В-
третьих, значительны запасы сырья и ресурсов. В-четвертых, имеется мощный
потенциал ядерных сил. Все это создает предпосылки для обеспечения надежной
национальной безопасности России в XXI веке.
Далее руководителю занятия необходимо пояснить, что Россия, как и
любое другое государство, имеет свои национальные интересы, обеспечение
которых является приоритетной задачей всех государственных институтов.
Национальные интересы в своей основе отражают «инстинкт
самосохранения» народа как культурно-исторической общности, что
предполагает поддержание стабильности основополагающих общественных и
государственных институтов, обеспечение внутренней и внешней безопасности
государства в конкретно-исторических условиях.
К важнейшим национальным интересам России на современном этапе ее
развития в Концепции отнесены: обеспечение развития человека, повышение
качества и уровня его жизни, общественной и личной безопасности; сохранение
суверенитета, территориальной целостности, незыблемость федеративного
устройства России; единство экономического пространства, преодоление спада
производства и переход к экономическому росту; гарантированная государством
свобода демократического развития общества, установление надежного
гражданского мира и национального согласия.
В документе отмечено, что на сегодня национальные интересы России в
области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем,
связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на
основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного
производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными
сырьем и оборудованием, армию вооружением, население и социальную сферу –
предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю –
конкурентоспособными экспортными товарами.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в
обеспечении гражданского мира, национального согласия и внутриполитической
стабильности государственной власти, ее институтов и правопорядка,
завершении становления демократического общества, а также в нейтрализации
причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных
конфликтов, национального и регионального сепаратизма, ведущих к
дезинтеграции страны.
Национальные интересы России в сфере борьбы с преступностью и
коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого
ограничения экономической и социально-политической основы этих
противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового,
специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и
правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от
преступных посягательств. Интересы национальной безопасности требуют
решительной борьбы с проникновением преступности в армейскую среду. К
сожалению, на сегодняшний день в Вооруженных Силах имеют место факты
злоупотреблений служебным положением, хищений, неуставных взаимоотношений и
других правонарушений, которые отрицательно сказываются на морально-
психологическом состоянии воинских коллективов, подрывают боевую готовность
армии и флота, роняют их престиж в обществе. Поэтому делом чести каждого
военнослужащего должно стать активное участие в работе по искоренению этих
негативных явлений в нашей среде.
Большое значение для общества имеют национальные интересы в области
духовной жизни, культуры и науки, которые во многом определяют ход реформ и
их результат. «Духовное возрождение общества, – отмечается в Концепции, –
его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития
экономики и всех сфер жизни».
Огромное влияние духовные факторы оказывают на военную сферу.
Духовность армии всегда являлась важнейшим показателем развития военного
искусства. Известно, например, высказывание Наполеона о том, что успех в
военном деле на три четверти зависит от духовных элементов и только на одну
четверть от материальных. Применительно к процессам реформирования
Вооруженных Сил Российской Федерации, протекающим в сложных экономических и
политических условиях, можно сказать, что успех реформы во многом будет
зависеть от того, насколько удастся развить духовные силы общества и его
вооруженных сил.
В России, в силу ее исторической специфики, национальных традиций,
геополитического положения, когда мир для нее был случайностью, а не война,
организации духа армии уделялось всегда большое внимание. Это было не
только предметом особой заботы всех без исключения реформаторов, но и
критерием в оценке эффективности проведенных преобразований. Антон
Керсновский, написавший замечательный труд по истории русской армии,
подчеркивал: «Сущностью русской национальной военной доктрины является
превосходство духа над материей».
Все это делает, как подчеркивается в Концепции чрезвычайно важным
утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие
многовековых духовных традиций Отечества.
Национальные интересы в международной сфере требуют проведения
активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций
России как великой державы – одного из влиятельных центров формирующегося
многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются:
- формирование на добровольной основе интеграционного объединения
государств – участников Содружества Независимых Государств;
- развитие равноправного партнерства с другими великими державами –
центрами экономической и военной мощи;
- развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной
преступностью и терроризмом;
- упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми
политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную
роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.
Как отмечается в Концепции, приоритетным направлением
внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность, но
обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства по
защите его конституционного строя от возможных посягательств других
государств. Решение этой задачи немыслимо без крепких Вооруженных Сил, без
достаточной заботы об оборонном комплексе страны.
Исходя из вышесказанного, руководителю занятия необходимо раскрыть
национальные интересы в оборонной сфере. Они заключаются, прежде всего, в
обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной
агрессии со стороны других государств. Реализация этих целей требует
концентрации усилий общества и государства на планомерном военном
строительстве.
В концепции отмечено, что существующая военная организация для
государства обременительна. Необходимо ее реформировать в ходе военного
строительства, которое должно учитывать изменение баланса сил на мировой
арене и эффективно использовать экономические возможности государств для
обеспечения адекватного реагирования на военные угрозы национальным
интересам Российской Федерации.
Развитие новых информационных технологий повышает значимость
национальных интересов в информационной сфере. Это обуславливает
необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких
задач, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального
культурного наследия, норм морали и общественной нравственности,
обеспечение права граждан на получение достоверной информации.
Применительно к военной сфере, реализация этих концептуальных установок
предусматривает разработку комплекса мер по защите войск (сил) от
негативного информационного воздействия и утечки важной военной информации.
Руководителю занятия важно разъяснить слушателям, что национальные
интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на
ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней
и внешней политики государства, реализуются через систему государственного
управления.
Необходимым условием реализации национальных интересов России является
возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и
социальные, задачи, независимо от намерений и позиций иностранных
государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения,
который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую
стабильность в России.
Анализ современного внешне- и внутриполитического положения страны,
национальных интересов в различных сферах позволяет определить задачи
Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению национальной
безопасности страны. Они сформулированы в заключительном разделе Концепции.
3. Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению
национальной безопасности страны
В начале изложения этого вопроса рекомендуется отметить, что
обеспечение национальной безопасности страны путем совместной
целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а
также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных
угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им,
является обязательным и непременным условием эффективной защиты
национальных интересов России.
Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации является создание и поддержание такого экономического,
политического, международного и военно-стратегическою положения страны,
которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества
и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской
Федерации как субъекта международного права, подрыва способности
государства реализовать свои национальные интересы на международной арене.
Говоря же непосредственно об оборонной сфере, необходимо подчеркнуть,
что в документе определены характер и направленность военного
строительства, основные требования к группировкам войск (сил) по решению
оперативно-стратегических задач в будущей войне, направления их
реорганизации, а также основные принципы обеспечения безопасности
государства в оборонной сфере.
Это позволяет сформулировать исходные данные для разработки, как
военной доктрины России, так и различных ведомственных концепций развития
сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации.
Как отмечается в концепции, обеспечение национальной безопасности
России в оборонной сфере является важнейшим направлением деятельности
государства, предметом постоянного общественного внимания. Главной целью
практической деятельности государства и общества в этой сфере является
совершенствование военной организации РФ для обеспечения возможности
адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать в XXI веке, при
рациональных затратах на национальную оборону.
Характер этих угроз требует уточнения задач Вооруженных Сил РФ,
оптимизации их структуры и состава, расширения профессионального ядра армии
и флота, совершенствования правовых основ и механизма планирования военного
строительства, а также разработки современных подходов к его экономическому
и финансовому обеспечению с учетом необходимости формирования системы
коллективной безопасности в рамках СНГ.
Россия не стремится поддерживать паритет в вооружениях и вооруженных
силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа
реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость адекватно
использовать имеющуюся военную мощь для предотвращения агрессии. Необходимо
подчеркнуть, что для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Россия
отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным
средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных
отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия
достаточной для ее обороны военной мощи.
Как зафиксировано в Концепции, Вооруженные Силы Российской Федерации –
основа военной организации государства. Они играют главную роль в
обеспечении национальной безопасности Российской Федерации силовыми
методами.
Важнейшей задачей Вооруженных Сил РФ является обеспечение ядерного
сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной
крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических
обязательств. Для выполнения этой задачи Российская Федерация должна
обладать потенциалом ядерных сил, способных гарантировать нанесение
заданного ущерба любому государству-агрессору либо коалиции государств.
Защита национальных интересов государства, отмечается в Концепции,
предполагает комплексное противодействие военным угрозам регионального и
локального масштаба. Вооруженные Силы России боевым составом мирного
времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно-
космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной
войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в
региональной войне. Одновременно Вооруженные Силы страны должны обеспечить
осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности, как
самостоятельно, так и в составе международных организаций.
Концепция исходит из того, что интересы обеспечения национальной
безопасности России и эволюция геополитической обстановки в мире
предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного
присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.
Размещение в этих государствах на договорной основе и на принципах
партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз) во-первых,
должно продемонстрировать, готовность России выполнить свои союзнические
обязательства. Во-вторых, содействовать формированию устойчивого военно-
стратегического баланса сил в регионах и, в-третьих, обеспечивать
Российской Федерации возможность реагировать на кризисную ситуацию еще в
начальной стадии ее зарождения.
Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности страны
определяют необходимость широкого участия России в миротворческих
операциях. Сегодня наши миротворцы достойно выполняют свои задачи на
Балканах, в Таджикистане и Абхазии, обеспечивая мир и стабильность в данных
регионах.
В обеспечении национальной безопасности страны в оборонной сфере
особую роль играет человеческий фактор, общественный статус
военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как
осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению
престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе
необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и
мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для
проведения военной реформы.
В концепции определены принципы, исходя из которых Россия
рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей
национальной безопасности. Это:
– Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее
распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате
развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию
Российской Федерации как независимого суверенного государства;
– применение Вооруженных Сил РФ должно осуществляться решительно,
последовательно и планомерно, до создания выгодных для Российской Федерации
условий заключения мира;
– использование военной силы должно осуществляться на законной основе
и только тогда, кода все невоенные меры разрешения кризисной ситуации
исчерпаны или оказались неэффективными;
– применение военной силы против мирных граждан либо для достижения
внутриполитических целей не допускается. Вместе с тем по отношению к
незаконным вооруженным формированиям, представляющим собой угрозу
национальным интересам страны, допускаются совместные действия отдельных
формирований Вооруженных Сил РФ с другими войсками, воинскими
формированиями и органами в строгом соответствии с Конституцией и
федеральными законами;
– участие Вооруженных Сил РФ в войнах и вооруженных конфликтах
различной интенсивности и масштаба должно осуществляться для решения
приоритетных военно-политических и военно-стратегических задач, отвечающих
национальным интересам России, а также ее союзническим обязательствам.
Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации имеют своевременное обнаружение угроз и определение их
источников. Это достигается непрерывным отслеживанием, при координирующей
роли Службы внешней разведки России, политических, военных, экономических,
информационных, технологических, социальных и иных внешних угроз, которые
влияют на национальную безопасность Российской Федерации, на состояние и
боевую готовность ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и
органов. Возрастает также значение контрразведывательной деятельности в
обеспечении национальной безопасности России.
В заключение необходимо отметить, что система обеспечения национальной
безопасности России создается и развивается в соответствии с Конституцией
РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ,
решениями Совета Безопасности РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, федеральными программами в этой области.
Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной
безопасности, осуществляющие меры политического, правового,
организационного, экономического, военного и иного характера, направленные
на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ, их
состав и структура определяются соответствующими законодательными актами.
Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности
страны, не установленных федеральными законами, а также применение
противоправных средств обеспечения национальной безопасности.
Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской
Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих
решений по защите национальных интересов страны.
Рекомендуется подчеркнуть, что Россия намерена решительно и твердо
укреплять свою национальную безопасность, опираясь на исторический опыт
развития страны. Имеющиеся у страны ресурсы позволяют обеспечить
национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие
в XXI веке.
По мере поступательного развития России, формирования и укрепления
новой, основанной на равноправном партнерстве системы международных
отношении отдельные положения Концепции национальной безопасности
Российской Федерации будут дополняться, уточняться и конкретизироваться в
ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию страны.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА
ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ И РОЛЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В ЕЕ УСПЕШНОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
1. Объективная необходимость, этапы и цели военной реформы в
Российской Федерации.
2. Содержание и особенности современного этапа военной реформы.
3. Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы.
Вооруженные Силы – составная и неотъемлемая часть российского
общества. И вполне естественно, что кризис, который переживает наша страна,
охватил и военную сферу. Армия и Флот, по оценке государственного
руководства страны, находятся в критическом состоянии, что негативно влияет
на обороноспособность страны, обеспечение ее национальной безопасности.
Исходя из этого в Российской Федерации проводится радикальная военная
реформа. Начало ей, как известно, было положено Указом Президента РФ от 16
июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил
Российской Федерации и совершенствовании их структуры». Сегодня, когда
реформа приобрела масштабный, всеохватывающий характер, каждый
военнослужащий должен четко понимать ее необходимость, сущность и
особенности современного этапа ее осуществления.
Объективная необходимость, этапы и цели военной реформы в Российской
Федерации
Приступая к изложению первого вопроса, рекомендуется напомнить, что
военная реформа призвана кардинально укрепить национальную безопасность
страны, в первую очередь в военной сфере. Это задача большой политической и
государственной важности. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г., обосновал
необходимость военной реформы, ее безотлагательность, определил этапы,
содержание и сроки военных преобразований. Дальнейшим развитием и
конкретизацией этих вопросов является утвержденный 30 июля 1998 г.
Президентом РФ 30-страничный документ «Основы (концепция) государственной
политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005
года». В нем изложены и всесторонне обоснованы принципиальные положения
политики России по военному строительству, а также уточнен порядок
осуществления военной реформы. В документе сформулированы основные тезисы
новой военной доктрины. При этом предусматривается, что с принятием Закона
«О военной реформе» его установки, будут учтены и реализованы в ходе
проведения военной реформы.
Каковы объективные факторы необходимости и безотлагательности военной
реформы?
Во-первых, в военном строительстве необходимо учитывать характер и
особенности существующей в мире военно-политической обстановки. А она после
окончания «холодной войны» существенно изменилась. Появилось немало
позитивных перемен. Не стало прежнего острого и опасного военного и
идеологического противоборства двух систем. Снижена вероятность ядерной
войны и крупномасштабной вооруженной агрессии в отношении России. Наша
страна не рассматривает ни одно государство, ни один народ как своего
потенциального противника.
Однако, все эти перемены не означают полного исчезновения военной
опасности. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»
указывается, что нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией.
А наиболее реальную угрозу для России в оборонной сфере представляют
существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов
вблизи ее государственной границы.
В этих условиях важно определить, какую армию должна иметь наша
страна. К началу военной реформы численность Вооруженных Сил России (не
считая других войск) составляла 1,8 млн. человек. Эта численность и
имевшаяся структура Вооруженных Сил явно не соответствовали современным
задачам. Отсюда – прямая и неотложная целесообразность сокращения и
реформирования армии и флота. Этим и руководствуется правительство,
развернув военную реформу.
Во-вторых, необходимость и безотлагательность военной реформы
диктуется соображениями и экономического характера. Следует признать, что
существующая военная организация для государства обременительна. Экономика
страны в тяжелейшем положении. Россия по ряду ключевых показателей серьезно
отстает от главных центров силы в современном мире. На ее долю приходится
лишь полтора процента мирового экономического производства, но зато шесть
процентов численности Вооруженных Сил. Это значит, что тяжесть содержания
военной организации страны вчетверо выше среднемирового показателя.
В настоящее время на содержание Вооруженных Сил, других войск и
правоохранительных органов расходуется до 40 % доходной части годового
бюджета страны. Это сдерживает экономические преобразования, не позволяет
увеличить капиталовложения на развитие промышленного и
сельскохозяйственного производства. Выдержать такую нагрузку наша экономика
не в состоянии.
С кризисным состоянием экономики связано недофинансирование армии и
флота. Практически нет средств на боевую подготовку и оснащение войск новым
вооружением. Не изжиты задержки с выплатой денежного довольствия
военнослужащим. Это крайне негативно сказывается на боеспособности и
боеготовности армии и флота. Жизнь требует безотлагательно привести
Вооруженные Силы, другие войска в соответствие с экономическими
возможностями государства. В результате реформы создается новая модель
взаимодействия военной организации государства с экономикой, политикой и
обществом.
В-третьих, объективная необходимость и безотлагательность
реформирования военной организации государства связана и с рядом
демографических ограничений.
В настоящее время при значительных людских ресурсах на военную службу
приходит лишь четвертая часть призывников. Вследствие этого в армии и на
флоте отмечается большой некомплект рядового и сержантского состава, что
снижает уровень боевой готовности.
Ситуация с комплектованием воинских частей усугублялась наличием
воинских формирований у других министерств и ведомств, также постоянно
претендовавших на призывной контингент. Жизнь поставила перед
необходимостью резко уменьшить число федеральных ведомств, имеющих воинские
формирования, решительно переходить к смешанной, а затем и контрактной
системе комплектования частей. При сокращении Вооруженных Сил эта
перспектива становится вполне реальной, позволяющей в ближайшие годы
перейти к профессиональной армии.
Таким образом, Россия самой жизнью поставлена пред объективной и
насущной необходимостью кардинальной военной реформы. Изменения в
геополитической ситуации, в государственном устройстве, экономике, в
духовной и демографической сферах требуют глубоких преобразований военной
организации государства.
Руководителю занятия рекомендуется напомнить, что военная реформа –
понятие широкое и многообразное. Это комплекс политических, экономических,
правовых, собственно военных, военно-технических, социальных и иных мер,
направленных на качественное преобразование Вооруженных Сил, других войск,
воинских формирований, военных органов, оборонного производства и связанных
с ним государственных органов и организаций. Все эти преобразования
призваны обеспечить достаточный уровень обороны и безопасности государства
с приемлемыми затратами.
Реформирование военной организации рассчитано на длительный срок.
Военная реформа осуществляется в два этапа.
На первом этапе (до 2000 г.) проводится оптимизация структуры, боевого
состава и численности Вооруженных Сил. В этот период разрабатывается и
утверждается новая военная доктрина, активно ведутся научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по вооружениям
нового поколения, средствам боевого управления и связи, технологиям
двойного назначения.
На втором этапе (до 2005 г.) предусматривается обеспечение
качественного совершенствования сокращенных Вооруженных Сил, повышение их
боеспособности, переход на контрактный принцип комплектования, продолжение
разработки образцов вооружений следующих поколений.
Предполагается, что в течение ближайших восьми лет военная организация
государства будет в основном реформирована. А в последующие годы начнется
масштабное перевооружение армии, флота и других войск на образцы техники,
которая будет служить в XXI веке.
Таким образом, военная реформа призвана повысить обороноспособность
страны, привести армию, флот и другие войска в соответствие с требованиями
времени. В результате реформы будут повышены качественные параметры
Вооруженных Сил, их возможности по решению стоящих и перспективных задач.
Улучшатся условия службы всех категорий военнослужащих, возрастет
благосостояние их семей, повысится престиж военной службы и социальный
статус человека в погонах. Основной акцент в проводимой реформе делается на
повышении качественных параметров Вооруженных Сил
Итогом военной реформы должны стать численно сокращенные армия, флот и
другие войска, при этом они будут кардинально реорганизованы, хорошо
обучены и оснащены технически. Их высокая боеспособность и боеготовность
обеспечат надежную защиту нашего Отечества.
2. Содержание и особенности современного этапа военной реформы
Руководителю занятия рекомендуется разъяснить слушателям, что
современный этап военной реформы – это ее первый этап. Главная его задача и
основное содержание – это оптимизация структуры, боевого состава и
численности Вооруженных Сил.
В чем же конкретно это выражается и каковы особенности развернувшегося
реформирования военной организации нашего государства? Как практически
осуществляется военная реформа?
Следует, прежде всего, отметить, что идет процесс заметного сокращения
Вооруженных Сил. Это важная особенность нынешнего этапа военной реформы. В
1997 г. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 200 тыс. военнослужащих.
Штатная численность армии и флота к концу 1998 г. составила 1,2 млн.
военнослужащих. Она – вполне оптимальна. Количество гражданского персонала
в течение полутора лет (с начала реформы и до конца 1998 г.) уменьшилось с
600 до 300 тыс. человек, т. е. вдвое. Сокращается численность и всех других
войск.
Значительно сокращено количество министерств и ведомств, имеющих в
своем составе воинские формирования. А там, где воинские формирования
сохраняются, они переводятся на контрактную основу. Отныне призывной
контингент будет направляться только в пять силовых структур: Вооруженные
Силы, Федеральную пограничную службу (ФПС), Внутренние войска (ВВ),
Железнодорожные войска (ЖДВ) и ФАПСИ (войска правительственной связи).
Сокращение Вооруженных Сил и других войск при всей своей масштабности
и сравнительно коротких сроках не носит обвального характера. Оно
осуществляется в целом продуманно и организованно. Разумеется, при этом
возникает немало и проблем. Скажем, в течение нынешнего этапа военной
реформы (до 2000 г.) из Вооруженных Сил будет уволено почти 300 тысяч
офицеров, прапорщиков и мичманов. 60 % из них еще не имеют права на
получение военной пенсии, а 70 % – не имеют гражданских специальностей.
Творческий потенциал большинства увольняемых военнослужащих еще далеко не
исчерпан. В связи с этим правительство разработало и осуществляет
Федеральную целевую программу переподготовки и обеспечения занятости
военнослужащих, уволенных с военной службы. Созданы и работают в основном в
крупных городах различные курсы.
Сокращение Вооруженных Сил при всей своей значимости – не главное в их
реформировании. Главное состоит в оптимизации структуры и боевого состава,
в улучшении управляемости и технической оснащенности войск. Поэтому
осуществляется крупная организационная перестройка Вооруженных Сил. Это
одна из основных особенностей современного этапа военной реформы.
Во второй половине 1997 г. произведено объединение Ракетных войск
стратегического назначения (РВСН), Военно-космических Сил (ВКС) и войск
ракетно-космической обороны (РКО). Создан по существу качественно новый вид
Вооруженных Сил (хотя он и сохраняет название Ракетные войска
стратегического назначения). В ходе интеграции РВСН, ВКС и РКО значительно
укреплены элементы, реально работающие на боеспособность и боеготовность. В
то же время устранены параллельные, дублирующие звенья. До конца 1998 г.
расформировано около 200, сформировано и переформировано свыше 50 воинских
частей, учреждений и организаций, сокращено несколько тысяч должностей
военнослужащих, в том числе свыше 2,5 тысячи должностей офицеров и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|