Общественная государственная подготовка
в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи
с исполнением ими обязанностей военной службы; отбывающие наказание в виде
обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или
лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение
преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное
следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.).
В законе отмечается, что на военную службу не призываются также
граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В Законе определяется основания для отсрочек от призыва граждан на
военную службу (ст. 24). Отсрочка предоставляется гражданам: признанным в
установленном законом порядке временно не годными к военной службе по
состоянию здоровья (на срок до одного года); занятым постоянным уходом за
отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой
или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону
содержать указанных граждан (это положение сопровождается еще целым рядом
условий); имеющим ребенка, воспитываемого без матери; имеющим двух и более
детей; имеющим ребенка в возрасте до трех лет; поступившим на работу по
специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений
высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в
государственные организации, перечень которых определяется Правительством
(на время этой работы).
Кроме того, отсрочка полагается окончившим государственные,
муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные
учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в
органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции и таможенных
органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных
учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные
учреждения и получившим специальные звания (на время службы в этих
органах); для поступающих на работу в государственные организации, перечень
которых определяется Правительством Российской Федерации; для граждан,
имеющим высшее образование и поступившим на службу в органы внутренних дел,
федеральные органы налоговой полиции и таможенные органы Российской
Федерации, а также для обучающихся в образовательных учреждениях указанных
органов или окончившим данные образовательные учреждения и т.д.
Закон предусматривает ответственность граждан и должностных лиц за
нарушение настоящего Федерального закона (ст. 7).
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата
или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без
уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим
Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с
законодательством.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного
комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при условии
документального подтверждения причины неявки являются:
– заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой
трудоспособности;
– тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери,
родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина
либо участие в похоронах указанных лиц;
– препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или
иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
– иные причины, признанные уважительными призывной комиссией,
комиссией по первоначальной постановке на воинский учет (военным комиссаром
– для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом.
Врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании,
медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан в связи с
постановкой их на воинский учет, призывом на военную службу или
добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы,
члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими
действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо
незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие
исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности,
установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ,
привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством.
2. Порядок прохождения военной службы по контракту
Порядок поступления граждан на военную службу по контракту
определяется в статьях 32 – 34.
Контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с
Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в
котором настоящим законом предусмотрена военная служба, письменно по
типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения
военной службы.
В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность
поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого
гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. Данные
условия включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в
течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие,
должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов
его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения
военной службы.
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его
подписания соответствующим должностным лицом и прекращает свое действие со
дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы,
исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных
случаях, установленных федеральными законами.
В Законе изложены требования, предъявляемые к гражданам, поступающим
на военную службу по контракту.
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен
соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям
военной службы к конкретным военно-учетным специальностям, а также обладать
определенным уровнем образования, профессиональной и физической подготовки.
Для определения этого соответствия проводятся медицинское
освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому
отбору.
На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный
годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными
ограничениями.
Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
– военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о
прохождении военной службы;
– военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие
не менее 12 месяцев;
– граждане, пребывающие в запасе;
– граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие
государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию
по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)
негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального
образования;
– граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
– другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане
в возрасте от 18 до 40 лет.
Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из
числа граждан, не находящихся на военной службе и определение их
соответствия необходимым требованиям осуществляется военными
комиссариатами, а из числа военнослужащих – воинскими частями в порядке,
устанавливаемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с
гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым
назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо
предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в
суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение
преступления, а также с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения
свободы.
Закон предусматривает порядок поступления граждан в военные
образовательные учреждения профессионального образования, заключения
контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в
военных образовательных учреждениях профессионального образования (ст. 35),
определяет порядок прохождения военной службы (ст. 36) и ее сроки для
различных категорий военнослужащих.
Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах
Российской Федерации, органах и пограничных войсках Федеральной пограничной
службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних
дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации и
войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации.
В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения
военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом
Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей,
замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах, указанных
в абзаце первом настоящего пункта.
Законом устанавливается срок военной службы:
– для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – 24
месяца;
– для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или
имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям
подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения
высшего профессионального образования, проходящих военную службу по
призыву, – 12 месяцев;
– для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на
военную службу, – 24 месяца;
– для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – на
срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день
участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных
конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие
ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в
указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы
по призыву.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из
списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть
исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока
его военной службы, за исключением случаев, когда он: находится на
стационарном лечении; проходя военную службу по призыву, по его желанию
остается в воинской части до дня отправки транспортного средства,
осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих,
увольняемых в запас; участвует в походах кораблей; находится в плену, в
положении заложника или интернированного, находится под следствием и т. д.
Руководителю занятия следует подчеркнуть, что в срок военной службы не
засчитываются:
– время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания
дисциплинарного взыскания в виде ареста;
– время самовольного оставления воинской части или места военной
службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.
Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при
условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной
воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в
соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Закон юридически закрепляет приведение к военной присяге (ст. 40-41).
Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не
проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы,
приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской
Федерации и Боевым Знаменем воинской части.
Рекомендуется напомнить утвержденный Законом текст Военной присяги и
порядок приведения к ней.
Приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослужащего к
первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной
военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца, а также
по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов.
До приведения к Военной присяге военнослужащий не может привлекаться к
выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого
дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима
чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за ним не
могут закрепляться оружие и военная техника; на него не может налагаться
дисциплинарное взыскание в виде ареста.
Приведение к Военной присяге осуществляется в порядке, определяемом
общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Закон предусматривает случаи, когда военнослужащий, проходящий военную
службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральные
органы налоговой полиции или таможенные органы Российской Федерации ( п. 2
ст. 44 закона вводится правовая норма, позволяющая военнослужащим
переводиться из Вооруженных Сил РФ переводиться в федеральный орган
исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба и обратно,
или из одного федерального органа в другой);
в) в связи с невыполнением им условий контракта. Военнослужащий,
уволенный по данному основанию, на момент увольнения не выслуживший срок
военной службы по призыву, направляется для прохождения военной службы по
призыву с зачислением двух месяцев военной службы по контракту за один
месяц военной службы по призыву;
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением
указанного допуска;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении
военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на
досрочное увольнение с военной службы:
– в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в
отношении него условий контракта;
– в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно
годным к военной службе;
– по семейным обстоятельствам (в законе подробно рассматривается это
положение).
– в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации или в
связи с избранием его депутатом Государственной Думы РФ, депутатом
законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации,
главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления
либо главой муниципального образования и осуществлением указанных
полномочий на постоянной основе.
Далее руководителю занятия рекомендуется более подробно разъяснить
порядок увольнения военнослужащих той категории, с которой он проводит
занятие.
В заключение рекомендуется отметить, что в принятый Государственной
Думой и утвержденный Президентом Российской Федерации закон «О воинской
обязанности и военной службе» 1998 г., в ходе работы над ним внесены
изменения и поправки, которые учитывают специфику военной службы в условиях
реформирования. При этом сделан акцент на расширение прав военнослужащих и
создание более благоприятных условий для прохождения ими военной службы.
Литература:
– Конституция Российской Федерации. М., 1993.
– Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной
службе» // Красная звезда, 4 апреля 1998 г.
– Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.,1994 г.
– Юридический справочник для военнослужащих. М.: Издательство «БЕК»,
1997 г.
Статус военнослужащих:
дополнительные льготы и гарантии
1. Общая характеристика Федерального закона «О статусе
военнослужащих».
2. Содержание новых прав, льгот, гарантий и компенсаций, введенных
Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Во вступлении руководителю занятия рекомендуется напомнить, что 27
мая 1998 г. Президентом Российской Федерации подписан принятый
Государственной Думой РФ и утвержденный Советом Федерации Федеральный закон
«О статусе военнослужащих».
Необходимость разработки и принятия новой редакции закона «О статусе
военнослужащих» обусловлена рядом причин. Во-первых, за период с января
1993 г., когда был принят и вступил в силу прежний закон «О статусе
военнослужащих», произошли большие изменения в политической и социально-
экономической жизни государства. Во-вторых, вступила в силу новая
Конституция РФ, был принят ряд законов, регулирующих правоотношения в
военной сфере, в том числе такие как «Об обороне», «О воинской обязанности
и военной службе», «О дополнительных гарантиях и компенсациях
военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств
Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи
в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, и их семей», «О ветеранах».
В-третьих, в ходе реализации прежнего Закона выявился ряд пробелов в
правовом обеспечении процессов социальной защиты военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей.
Поскольку за 5-летний период действия прежнего Закона РФ «О статусе
военнослужащих» имелась возможность достаточно хорошо изучить содержание
установленных им прав и льгот, в настоящем материале основное внимание
уделено разъяснению новых положений о правах, льготах и гарантиях,
введенных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» 1998 г.
Общая характеристика Федерального закона «О статусе военнослужащих»
Приступая к изложению первого вопроса необходимо разъяснить
военнослужащим, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» 1998 г.
сохраняет все основные права и социальные гарантии, содержащиеся ранее в
аналогичном Законе 1993 г., а также вводит ряд новых положений,
направленных на усиление социальной защищенности военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей. Он открывает перед человеком
в военной форме более широкие возможности в реализации и защите своих прав,
нежели они были в недалеком прошлом.
Так, например, увеличен удельный вес правовых норм прямого действия, в
закон внесены ряд правовых норм о правах и льготах военнослужащих,
установленных ранее подзаконными актами. Кроме того, установлен ряд
дополнительных льгот, гарантий и компенсаций для различных категорий
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
(сверх имевшихся в прежней редакции Закона). Наконец, более детально
прописан механизм реализации прав и льгот, увеличено число норм
процессуального характера.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в соответствии с
Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и
ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в
области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей.
Законом определено, что военнослужащие обладают правами и свободами
человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим
Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными
законами.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной
защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с
необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых
условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером
обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы,
гарантии и компенсации.
Под льготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральным
законодательством права и преимущества различного характера, а также
освобождение (полное или частичное) от установленных государством
обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации. Вновь
принятым законом установлен широкий спектр социальных льгот для
военнослужащих, реализация которых рассчитана на то, чтобы компенсировать
высокие моральные и физические нагрузки военнослужащих, обусловленные
исполнением служебных обязанностей, а также на то, чтобы сделать военную
службу более привлекательной и престижной в обществе.
Законом даны понятия правовой и социальной защиты военнослужащих. Так
правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление
в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и
компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой
механизм их реализации (ст. 3 п. 2).
Социальная защита (ст. 3 п. 3) военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей, также является функцией государства и
предусматривает:
- реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами
государственной власти, органами военного управления и органами местного
самоуправления;
- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты
указанных лиц;
- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на
создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной
службы и ее роли в обществе.
В ст. 2 п. 3 раскрыт механизм сохранения льгот, гарантий и
компенсаций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за
военнослужащими, перешедшими на военную службу в войска или иные воинские
формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза
ССР (установлено, что льготы сохраняются при условии заключения и
ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров
Российской Федерации);
В Законе дается перечень лиц, на которых распространяются льготы,
гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены настоящим
Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 2
п. 5). К таким лицам закон относит:
-военнослужащих и членов их семей;
-граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других
войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных ВС государств –
участников СНГ, и членов их семей;
-граждан, уволенных с военной службы в ВС Союза ССР, пограничных,
внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах
и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза
ССР, и членов их семей.
Руководителю занятия рекомендуется разъяснить, что к членам семей
указанных лиц закон относит: супруга (супругу); несовершеннолетних детей;
детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по
очной форме обучения; лиц, находящихся на иждивении военнослужащих.
В ст. 2 п. 8 Закона закреплены гарантии социальной защиты
военнослужащих, захваченных в плен, а также интернированных в нейтральных
странах. Устанавливается, что за указанными военнослужащими сохраняются
денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые
выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих,
проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до
полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников,
интернирования военнослужащих или их освобождения.
Устанавливается порядок предоставления льгот и компенсаций лицам,
имеющим одновременно право на получение одной и той же льготы, гарантии и
компенсации по нескольким основаниям: им предоставляются по их выбору
льгота, гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев,
особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья
2 п. 9).
2. Содержание новых прав, льгот, гарантий и компенсаций, введенных
Федеральным законом «О статусе военнослужащих»
Руководителю занятия рекомендуется отметить, что в Законе уделяется
внимание проблеме дополнительных гарантий защиты свободы, чести и
достоинства военнослужащих. Так, ст. 5 п. 3 вводит норму, согласно которой
о задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они
проходят военную службу, должны немедленно уведомляться органы военного
управления и органы военной прокуратуры. В ст.6 п. 3 закреплено право
военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с
военной службы в другом государстве в соответствии с федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее
международными договорами.
Устраняется ограничение на участие военнослужащих в собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, преследующих
политические цели. Введен запрет на участие в указанных мероприятиях,
проводимых на территории воинской части (ст. 7 п. 3).
В ст. 8 п. 5 определено, что религиозные обряды на территории воинской
части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных
средств с разрешения командира. закрепляет право на создание и деятельность
профессиональных союзов военнослужащих в соответствии с федеральным законом
(ст. 9 п. 2).
В ст. 10 Закона рассматривается конституционное право на труд.
Установлено, что:
- государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в
соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который
рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в
календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в
льготном исчислении;
-закреплено положение о том, что время прохождения военной службы
военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью
для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при
установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или
пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие
перечни, утвержденные Правительством РФ;
- введены дополнительные гарантии защиты трудовых прав членов семей
военнослужащих:
- супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в
общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются
весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест
дислокации воинских частей, а также период, когда супруги военнослужащих
были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с
условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению
учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. Указанные
периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по
социальному страхованию;
- одиноким матерям военнослужащих, проходящих военную службу по
призыву, предоставлено преимущественное право на оставление на работе при
сокращении численности или штата работников;
- существенно расширен и конкретизирован перечень видов деятельности,
в которых запрещено участвовать военнослужащим. Установлено, что
военнослужащие не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением
педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не
препятствует исполнению обязанностей военной службы;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через
доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими
организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в
управлении указанными организациями входит в должностные обязанности
военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим
лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое
служебное положение;
- использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей
военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также
другое государственное имущество, за исключением случаев использования
указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- получать гонорары за публикации и выступления, связанные с
исполнением обязанностей военной службы;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки,
денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха,
транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением
обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе
именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке
поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;
- принимать без разрешения Президента РФ награды иностранных
государств, международных и иностранных организаций;
- выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и
юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в
соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по
договоренности органов государственной власти с соответствующими органами
государственной власти иностранных государств либо международными
организациями;
- использовать служебное положение в интересах политических партий и
общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды
отношения к ним;
В статье 11 Закона определяется право на отдых:
- расширены основания, по которым военнослужащим, проходящим военную
службу по контракту, может быть предоставлен отпуск по личным
обстоятельствам до 10 суток:
- в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) отца
(матери) супруга;
- в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в
семье необходимо, – по решению командира воинской части;
Расширен круг категорий военнослужащих, которым кроме основного
отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам
продолжительностью 30 суток. Ранее данный вид отпуска предоставлялся только
военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет
20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного
возраста пребывания на военной службе. Теперь такой отпуск предоставляется
и военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет
20 лет и более, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Законодательно закреплено право супругов военнослужащих на получение
по месту их работы отпуска одновременно с отпуском военнослужащих. При этом
продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию
равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов
военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по
основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы
(ранее данная норма была закреплена Постановлением Правительства Российской
Федерации);
Законом закреплено, что отпуска, установленные для военнослужащих,
принимавших участие в боевых действиях на территориях других государств,
указанных в Федеральном законе "О ветеранах", для военнослужащих,
исполняющих обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и
при вооруженных конфликтах, а также отпуска, установленные для
военнослужащих Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и
отпуска, предоставляемые после космического полета, являются
дополнительными и в счет основного отпуска не засчитываются (следовательно,
проезд военнослужащих к местам проведения данных отпусков и обратно
является бесплатным).
Руководителю занятия рекомендуется разъяснить положения Закона
касающиеся денежного довольствия, дополнительных денежных выплат. В ст. 12
законодательно закреплена обязанность Правительства РФ повышать оклад
денежного содержания военнослужащих пропорционально увеличению минимального
размера оплаты труда в течение года с того срока, с которого федеральным
законом устанавливается минимальный размер оплаты труда.
Установлен порядок выплаты военнослужащим, временно проходящим военную
службу за пределами территории страны, иностранной валюты. Нормы и порядок
таких выплат определяются Правительством РФ.
Ст. 13 закона закрепляет дополнительные денежные выплаты и надбавки,
ранее установленные подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ и
приказами Министра обороны РФ):
- премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех
окладов денежного содержания;
- материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного
содержания (при этом установлено, что военнослужащим, проходящим военную
службу в воинских частях, где в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами РФ для них установлена система
премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и
других показателей, а также военнослужащим, направленным за пределы
территории страны для оказания технической помощи и исполнения иных
обязанностей военной службы, выплата единовременного денежного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|