Рефераты

Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации

15 августа 2000 г. Арбитражный суд г. Москвы утвердил Мировое соглашение, заключенное между ОАО "Банк Российский кредит" и его кредиторами.

С 16 августа 2000 г. Банк приступил к расчетам с кредиторами в соответствии с утвержденным Мировым соглашением.

9 октября 2000 г. апелляционная инстанция Арбитражного суда г. Москвы признала законным заключение Мирового соглашения ОАО "Банк Российский кредит" с кредиторами. Апелляционная инстанция оставила в силе определение суда первой инстанции от 15 августа и отклонила апелляционные жалобы более 50 кредиторов.

11 октября 2000 г. суд США по делам о банкротстве Южного округа штата Нью-Йорк вынес решение, запрещающее кредиторам подачу исков и принудительное исполнение судебных решений против банка "Российский кредит" на территории США, тем самым утвердив мировое соглашение ОАО "Банк Российский кредит" с его кредиторами-нерезидентами.

1 декабря 2000 г. Федеральный арбитражный суд Московского округа рассмотрел кассационные жалобы частных вкладчиков об определении утверждения Мирового соглашения. Жалобы остались без удовлетворения.

27 декабря 2000 г. определением Головинского межмуниципального суда САО города Москвы прекращено сводное исполнительное производство по исполнительным листам, выданным судами общей юрисдикции Российской Федерации, а определением от 10 апреля 2001 г. Арбитражный суд города Москвы прекратил сводное исполнительное производство по исполнительным листам, выданным арбитражными судами Российской Федерации.

Основные условия мирового соглашения:

Требования кредиторов, отнесенных к первой группе (требования кредиторов - физических лиц), погашаются путем единовременного денежного платежа в полном объеме, если сумма требования по новым обязательствам не превышает 30 тысяч рублей. В противном случае сумма единовременного денежного платежа составляет 20 процентов суммы требования по новым обязательствам, но не менее 30 тысяч рублей. Оставшаяся часть требования новируется в векселя Банка со сроками погашения 6, 12 и 18 месяцев.

Обязательства банка по обязательным платежам (вторая группа) погашаются Банком равными долями на протяжении 10 лет. Требования кредиторов, отнесенных к третьей группе (юридические лица), реструктурируются в зависимости от валюты обязательств путем выплаты денежных средств в размере, не превышающем 10% от возникших обязательств Банка, и выдачи векселей со сроками погашения до 10 лет.

По состоянию на 1 июля 2002 г. объем переоформленных обязательств перед кредиторами - физическими лицами составил 1 691 млн руб. (93% от общей суммы обязательств), в наличной денежной форме выплачено с учетом погашенных векселей 1 512 млн руб. Задолженность перед кредиторами - юридическими лицами переоформлена на сумму 18 638 млн руб. (89% от общей суммы обязательств), в том числе денежные выплаты составили 301 млн руб. и 56,2 млн долл. США. В бюджет перечислено 2 548 млн руб. в рамках погашения задолженности по обязательным платежам.

С 1 апреля 2002 г. ОАО "Банк Российский кредит" обслуживает клиентов филиалов Анапский, Барнаульский, Благовещенский, Брянский, Владивостокский, Воронежский, Ессентукский, Железногорский, Златоустовский, Ивановский, Ижевский, Иркутский, Казанский, Калининградский, Калужский, Камчатский, Кировский, Краснодарский, Липецкий, Магаданский, Нижегородский, Новосибирский, Обнинский, Омский, Орловский, Пермский, Ростовский, Рязанский, Самарский, Санкт-Петербургский, Саранский, Саратовский, Смоленский, Ставропольский, Старооскольский, Сургутский, Таганрогский, Томский, Тульский, Хабаровский, Череповецкий и Ярославский через филиалы банка-агента ОАО "Импэксбанк", расположенные в тех же городах.



3.     Признание банка банкротом и его ликвидация.


3.1 Основание признания банка банкротом.

          Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций закрепил такое важное правило, в соответствии с которым дело о банкротстве может быть возбуждено ( арбитражным судом) только после надлежаще проведенного отзыва у банка лицензии. Правом отзыва лицензий у банков обладает лишь Банк России.

         Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить опре­деленного должника банкротом. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением име­ют конкурсные кредиторы:

-                     в связи с неисполнением денежных обязательств — сам должник, кредитор и прокурор;

-                     в связи с неисполнением обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы.

В данном Законе (ст. 2) конкурсные кредиторы определены как кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

В то же время Закон допускает подачу такого заявления в арбитражный суд и иными лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом).

В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 35) вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают:

-         сам банк-должник. Заявление должно отвечать требованиям, содержащимся на этот счет в Законе «О несостоятельности (банкротстве)». Копия заявле­ния направляется в Банк России;

-         кредиторы банка, включая граждан, имеющих право требования к нему по любому договору банковского счета;

-         Банк России;

-         прокурор (в случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

-         налоговый или иной уполномоченный орган — в отношении невыполнения банком обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды.

Перечисленные лица (кроме Банка России) имеют право направить в Банк России заявление об отзыве у банка лицензии, если могут подтвердить, что у банка обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств банка перед заявителем, с другой — что их размер соответствует критериям банкрота, установленным в ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Если по истечении 2 месяцев ответ Банка России не получен, указанные лица могут направить свои заявления о признании банка банкротом непосредственно в арбитражный суд. Копии заявлений направляются в Банк России и в банк, о судьбе которого идет речь.

Когда в арбитражный суд поступает заявление о признании банкротом банка, судья прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает Банку России представить либо заключение о целесообразности отзыва у банка лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа. Банк России обязан откликнуться на такое предложение в месячный срок. Если он представил в арбитражный суд копию своего приказа об отзыве лицензии, то тем самым появляется основание для возбуждения производства по делу о банкротстве (в соответствии со ст. 40 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» указанная копия приказа БР составляет обязательный элемент пакета документов, прилагаемых к заявлению о признании банка банкротом). Если Банк России представил заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, то заявление о признании его банкротом возвращается заявителю. Наконец, если в отведенный законом срок заключение Банка России не получено, то арбитражный суд все равно возвращает заявление направившему его лицу, но в этом случае такое лицо получает право требовать в арбитражном суде, чтобы Банк России возместил ему убытки, причиненные тем, что не принял ни таких мер, которые могли воспрепятствовать доведению банка до банкротства, ни решения об отзыве у него лицензии.

С заявлением в арбитражный суд может обращаться и Банк России. Так, в Положении № 264 записано, что если основанием для отзыва лицензии послужило неудовлетворительное финансовое положение банка, неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, то территориальное учреждение Банка России в течение 1 дня с даты отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с заявлением о признании банка банкротом, сразу предлагая также кандидатуру арбитражного управляющего. Если после этого в течение 45 календарных дней не будет получено документальное подтверждение того, что производство по делу о банкротстве банка возбуждено, то Банк России обязан в 5-дневный срок снова обратиться в арбитражный суд с тем же заявлением (ч. 2 ст. 37 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Арбитражный суд, возбуждая дело о банкротстве банка, принимает во внимание в первую очередь следующие нормы законодательства

Таблица  3.1.

Признаки банкротства и условия возбуждения дела о банкротстве банка

 

 

По Закону «О несостоятельности

(банкротстве) »

 

По Закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных органи­заций»

 

Признаки банкротства

 

 

 

 

 

 

Рассмотрение

 дел о банкротстве

 

Юридическое лицо считается неспо­собным удовлетворить денежные требования кредиторов и/или испол­нить обязательные платежи, если со­ответствующие обязательства и/или обязанности не исполнены им в те­чение 3 месяцев с момента наступ­ления даты их исполнения


Дело о банкротстве может быть воз­буждено, если требования к должни­ку — юридическому лицу в совокуп­ности составляют не менее 500 МРОТ, если иное не предусмотрено Законом


Кредитная организация считается не­способной удовлетворить денежные требования кредиторов и/или испол­нить обязательные платежи, если со­ответствующие обязанности не испол­нены ею в течение 1 месяца с момен­та наступления даты их исполнения.




Дело о банкротстве может быть воз­буждено, если требования к кредит­ной организации в совокупности со­ставляют не менее 1000 МРОТ и

если эти требования не исполняются в течение 1 месяца с момента наступ­ления даты их исполнения.


 

Следует также иметь в виду состав лиц, участвующих в рассматриваемом про­цессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2

 Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве банка

 

По Закону «О несостоятельности

 (банкротстве)»

По закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

Лица, участвующие в деле о банкротстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве

·   должник;

·   арбитражный управляющий;

·   конкурсные кредиторы;

·   налоговые и другие органы (в отношении обязательных платежей);

·   прокурор (в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению);

·   государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных настоящим Законом);

·   иные лица (в случаях, предусмотренных настоящим Законом);

 

 

 

·  представитель работников должника;

·  представитель собственника;

имущества должника – унитарного  предприятия;

·  иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и настоящим Законом;

 

 

·   лица, указанные в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;

·    Банк России (при возбуждении производства по делу о банкротстве банка по заявлению Банка России);

 

 

 

 

 

 

 

 

·  Лица, указанные в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;

·  Банк России (в случаях когда заявление о признании банка банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом)

 

 

Необходимо иметь в виду по меньшей мере следующие статьи Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

• наблюдение — процедура обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника (предполагает назначение временного управляющего);

• внешнее управление (судебная санация) — процедура, имеющая целью вос­становление платежеспособности должника (предполагает передачу прав управле­ния должником внешнему управляющему);

• конкурсное производство — процедура, имеющая целью соразмерное удов­летворение требований кредиторов ликвидируемого должника (предполагает на­значение арбитражного управляющего, ликвидатора);

• мировое соглашение — утверждаемое арбитражным судом соглашение между комитетом кредиторов' и должником, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или прекращении таких обязательств тем или иным законным способом, а также иные условия, которое может быть заключено между сторонами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (но только после погашения долгов кредиторам 1-й и 2-й очередей) и тем самым стано­вится основанием для прекращения производства по делу о банкротстве на этапах наблюдения или внешнего управления, а на этапе конкурсного производства — основанием для того, чтобы решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не исполнялось.

При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение (ст. 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным (трудно понять, чем отличается деятель­ность временной администрации банка, о которой речь пойдет дальше, от внеш­него управления), а в отношении мирового соглашения — неудачным. В Законе «О реструктуризации кредитных организаций» (ст. 23) эта ошибка исправлена: банк, ликвидируемый по решению и под руководством АРКО, и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение.



3.2 Процедуры ликвидации банка

 

Временное управление банком. Арбитражный суд, принявший заявление о признании банка банкротом, в своем определении по этому вопросу указывает ввести в банке процедуру наблюдения и назначить лицо, которому будет поручено наблюдение, — временного управляющего (ст. 41 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Далее временное управление в общем случае ведется на основаниях и в порядке, предусмотренных в ст. 56—67 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Последствия введения наблюдения

1. Введение наблюдения не является основанием для обязательного отстране­ния руководителя и иных органов управления должника. Они могут продолжать выполнять свои полномочия, но с ограничениями, указанными ниже.

2. Органы управления должника с согласия временного управляющего могут совершать только такие сделки, которые связаны с:

-         передачей недвижимого имущества в аренду, залог, внесением названного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ или распоряжением таким имуществом иным образом;

-          распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% активов должника;   

-          получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гаран­тий, уступкой прав требований, переводом долга, а также учреждением дове­рительного управления имуществом должника.

3. Органы управления должника не вправе принимать решения о: его реорганизации и ликвидации; создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов; размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; выходе из состава участников долж­ника — юридического лица; приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

4. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности, в случае если тот не принимает необходимых мер к сохранению имущества должника, чинит препятствия работе временного управляющего, допускает иные нарушения требований законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.

5. С момента введения наблюдения арест имущества и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Временный управляющий, его права и обязанности

Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандида­тур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии — из числа лиц, зарегистри­рованных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих, и действует либо до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, либо до признания должника банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, либо до утверждения мирового соглашения, либо до принятия решения об отказе в признании должника банкротом.

Временный управляющий имеет право:

-         предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании не­действительными сделок, а также о применении последствий недействитель­ности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с на­рушением требований, установленных Законом;

-         обращаться в арбитражный суд с ходатайством принять дополнительные меры к обеспечению сохранности имущества должника;                  

-         обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

-         получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

-         Временный управляющий обязан:

-         принимать меры к обеспечению сохранности имущества должника;

-         анализировать финансовое состояние должника;

-         определять наличие признаков фиктивного и/или преднамеренного банкрот­ства должника;

-         устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований,

-         уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;

-          созвать первое собрание кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и пред­ложения о возможности/невозможности восстановления его платежеспособности.

Окончание наблюдения

         1. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов, если иное не вытекает из существа дела, принимает решение признать должника банк­ротом и открыть конкурсное производство, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

2. Если первое собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения либо ни одно из таких решений не представлено в арбитражный суд в установленный срок, то арбитражный суд, убедившись в наличии признаков банкротства, принимает решение об этом и соответственно об открытии конкурсного производства.

3. Даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо если ни одно решение собрания не представлено в арбитражный суд, то последний вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях: когда имеются основания полагать, что решение собрания принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления пла­тежеспособности должника; когда после проведения собрания появились обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; в иных случаях, предусмотренных Законом.

4. Наблюдение прекращается с момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляю­щего или конкурсного управляющего.

Несколько иначе решаются вопросы наблюдения и временного управления бан­ком в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и нормативных актах Банка России. В данный Закон включена целая глава III «Временная администрация», в соответствии с которой Банк России вправе не только само­стоятельно назначать и прекращать деятельность временной администрации по управлению проблемным банком, но и трактовать ее функции и полномочия так широко, что они перекрывают функции и полномочия как уполномоченных представителей БР в банках (о них речь уже шла ранее), так и временных управляющих, назначаемых арбитражным судом. Между тем в тексте Закона прямо не указано, что временная администрация либо его руководитель — это участник дела о банкротстве банка, хотя из смысла Закона вытекает именно такой вывод.

Временная администрация, основания ее назначения и срок действия.

1. Временная администрация является специальным органом управления банком и назначается Банком России.

2. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов банка могут быть ограничены либо приостановлены.

3. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1) банк не удовлетворяет денежных требований отдельных кредиторов и/или не исполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 рабочих дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;

2) банк допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушает хотя бы один обязательный норматив, установленный Банком России;

3) банк нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;

4) банк не выполняет в установленный срок требования Банка России о замене руководителя либо о финансовом оздоровлении или реорганизации;

5) в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у банка лицензии.

4. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев. После отзыва у банка лицензии Банк России вправе продлить указанный срок свыше 6 месяцев, но лишь до формирования органов, которые будут проводить реорганизацию или ликвидацию банка, в том числе до назначения арбитражного управляющего. Общий срок действия временной администрации не может превышать 18 месяцев.

Руководитель временной администрации.

Временную администрацию возглавляет руководитель, имеющий аттестат руководителя временной администрации. Ст. 6 Закона разъясняет, что такой аттестат выдает Банк России, причем только лицу, имеющему лицензию арбитражного управляющего (выдается Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению) и отвечающему квалификационным требованиям Банка России.

Прекращение деятельности временной администрации.

Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

• в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

• при передаче дел арбитражному управляющему;

• по другим основаниям, предусмотренным Законом и нормативными актами Банка России.

Порядок прекращения деятельности временной администрации устанавливает­ся нормативными актами Банка России.      

Конкурсное производство.

Принципиальные характеристики конкурсного производства в его общем смысле даются в главе VI Закона « О несос­тоятельности (банкротстве)».

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом означает реше­ние открыть в отношении данного должника конкурсное производство. Срок кон­курсного производства, как правило, не превышает 1 года. Впрочем, арбитражный суд вправе продлить его на 6 и больше месяцев.

Последствия открытия конкурсного производства.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

-         • срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обя­зательных платежей должника считается наступившим;

-         • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных фи­нансовых санкций по всем видам задолженности должника;

-         • сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к све­дениям, носящим конфиденциальный характер либо являющимся коммерческой тайной;

-         • снимаются ранее наложенные на имущество должника аресты и иные ог­раничения на распоряжение указанным имуществом. Наложение новых арестов на данное имущество и введение иных ограничений в этой части не допускается;

-         • все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках кон­курсного производства.

С этого момента органы управления должника отстраняются от управления и распоряжения имуществом (если они не были отстранены ранее).

Конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и выполнения связанных с этим иных полномочий. По ходатайству конкурсного управляющего, если оно одобрено собранием или комитетом кредиторов, арбитражный суд может назначить несколько таких управляющих.

Конкурсный управляющий действует до завершения конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.

Если решение о признании должника банкротом принято по окончании на­блюдения, то с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника прекращаются. Последние в течение 3 дней с момента назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника.

Конкурсный управляющий, в частности:

-         принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку (привлекая оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов) и принимает меры к обеспечению его сохранности;

-         анализирует финансовое состояние должника;

-         предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о взыскании;

-         уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;

-         заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

-         отказывается от исполнения договоров должника;

-         принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

-         передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.

Конкурсная масса.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного произ­водства и выявленное после его начала, составляет конкурсную массу. Из имущества, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, а также иное имущество, предусмотренное Законом.

Счет должника в ходе конкурсного производства.

Конкурсный управляющий обязан использовать в своей деятельности только 1 счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие счета должника подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки средств с них должны быть перечислены на основной счет должника. На этот счет зачисляются и деньги, поступающие в ходе конкурсного производства.

С основного счета должника ведутся выплаты кредиторам и оплачиваются расходы в следующей очередности.

1. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

2. Требования кредиторов удовлетворяются в такой очередности:„

-         1-я очередь — требования граждан, перед которыми должник несет от­ветственность за причинение вреда жизни и здоровью;

-         2-я очередь — оплата труда и выплата выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), выплата вознаграждений по авторским договорам;

-         3-я очередь — требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

-         4-я очередь — обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;

-         5-я очередь — требования других кредиторов. С данного счета:

-         выплачивается вознаграждение конкурсному управляющему;

-         оплачиваются текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

-         оплачиваются публикации-сообщения о признании должника банкротом, а также уведомление кредиторов должника;

-         производятся иные расходы на ведение конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в любое время представляет собранию и комитету кредиторов по их требованию отчет об использовании средств должника.

Завершение конкурсного производства.

Арбитражный суд, рассмотрев отчет конкурсного управляющего о результатах проделанной работы, выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение 10 дней с момента вынесения указанного определения должен представить его в орган государственной регистрации юриди­ческих лиц. Данное определение является основанием для внесения в государствен­ный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента, когда такая запись сделана, полномочия конкурсного управляющего прекращаются, кон­курсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

Особенности ликвидации банков.

Эти особенности установлены в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», но главным образом — в документах Банка России. Рассмотрим важнейшие из них.

Ликвидационная комиссия, ликвидатор, конкурсный управляющий.

В соответствии с п. 12 Положения БР № 264 при добровольной ликвидации банка (2-й абзац п. 2 ст. 61 ГК), а также при принудительной его ликвидации (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) без назначения арбитражным судом ликвидатора участники банка сами назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и согласовывают ее состав (ликвидатора) с территориальным учреждением Банка России, устанавли­вают порядок и сроки ликвидации организации.

В состав ликвидационной комиссии должны входить участники банка (персональный состав определяется общим собранием участников), а также могут быть включены кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица (за исключением лиц, указанных в абзацах 3 и 4 п. 3 ст. 19 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Работники Банка России не могут быть членами ликвидационной комиссии (за исключением случаев, когда Банк России сам является кредитором ликвидируемого банка).

Если банк объявляет о добровольном банкротстве (п. 2 ст. 65 ГК), то его участни­ки, как и в предыдущем случае, по согласованию с территориальным учреждением Банка России назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). При согласова­нии состава ликвидационной комиссии (ликвидатора) территориальное учреждение Банка России проверяет выполнение требований ст. 181 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» о наличии письменного согласия всех кредиторов банка на добровольное объявление о его банкротстве и ликвидации. В дальнейшем председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) выполняет обязанности конкурсного управляющего.

При принудительной ликвидации банка с назначением арбитражным судом ликвидатора (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) последний ликвидирует банк в порядке, установленном в Законе «О несостоятельности (банкротстве)», если иное не будет предусмотрено решением арбитражного суда.

Если банк объявлен банкротом решением арбитражного суда (п. 1 ст. 65 ГК), то ликвидировать его будет в порядке конкурсного производства конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом.

В Положении (п. 18) расписаны также обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора):

1) поместить в печати объявление о ликвидации банка, указав свой адрес, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее 2 месяцев) предъявления кредиторами требований к ликвидируемому банку;

2) решить вопросы создания подразделений ликвидационной комиссии по месту расположения филиалов банка;

3) выявить всех кредиторов ликвидируемого банка и персонально уведомить их о ликвидации банка;

4) принимать меры к сохранению наличного имущества, в том числе путем востребования имущества, находящегося в обороте;

5) выявлять и взыскивать дебиторскую задолженность;

6) принимать меры к реализации заложенного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств третьих лиц (гарантии, по­ручительства, страховки) по указанным кредитам;

7) оценить наличное имущество, составить список активов и пассивов;

8) рассматривать требования кредиторов;

9) составить промежуточный ликвидационный баланс;

10) при недостаточности у ликвидируемого банка денег продавать с публичных торгов на аукционной основе его имущество для удовлетворения признанных требований кредиторов;

11) выплачивать кредиторам ликвидируемого банка деньги по признанным требованиям на основании утвержденного участниками промежуточного ликвидационного баланса, согласованного с территориальным учреждением Банка России;

12) передать оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество участникам, имеющим обязательственные права в отношении имущества этой организации (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты