Рефераты

Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации

13) составить отчет и ликвидационный баланс и представить их на утверждение участникам ликвидируемого, а затем на согласование — в территориальное учреждение Банка России.

Объявление о ликвидации банка дается в соответствии с нормами, содержащимися в Указании Банка России № 602-У от 7.07.1999 г. «О порядке публикации объявления о ликвидации кредитной организации в «Вестнике Банка России».

ОБЪЯВЛЕНИЕ О ЛИКВИДАЦИИ

                      ________________________________________________________

(сокращенное наименование кредитной организации)

Ликвидационная   комиссия   (ликвидатор,   конкурсный   управляющий)

_______________________ (полное наименование банка), расположенного по

адресу: _________________________ (местонахождение банка), уведомляет,

что в соответствии с решением собрания участников/суда №____ (номер протокола обще­го собрания участников/решения суда) от ___ _____ __ г. банк подлежит ликвидации в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, на основании Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором, конкурсным управляющим) назначен________________(Ф.И.О. полностью).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий) находится по адресу:

Телефон _____________________

Ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий) извещает кредиторов ________________________ {наименование банка) о возможности предъявления претен­зий в течение ____ месяцев после опубликования настоящего объявления. 

Претензии направляются по адресу:

___________(почтовый адрес)

Председатель ликвидационной комиссии

(ликвидатор, конкурсный управляющий)

_ _______ __ г.             Печать


Если банк ликвидируется по схеме банкротства, то конкурсный управляющий (ликвидатор) проводит мероприятия, предписанные ему Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

О важности роли лица, отвечающего за ликвидацию организации, свидетельствует ст. 45 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», где сказано, что:

-                     в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей Банк России имеет право аннулировать выданный ему квалификационный аттестат;

-                     неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей, повлекшее убытки для организации, может являться основа­нием для отзыва у него лицензии арбитражного управляющего (с ходатайством об этом Банк России обращается в государственный орган РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению).

Счет ликвидируемого банка.

Закон « О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 46) требует, чтобы в качестве основного счета должника конкурсный управляющий использовал только корреспондентский счет банка-банкрота, открытый в учреждении Банка России, но порядок открытия счета и осуществления расчетов по нему относит к прерогативам Центрального банка. Далее указано, что в течение 10 дней после представления в Банк России документов, подтверждающих право конкурс­ного управляющего пользоваться указанным счетом, на этот счет в порядке, опре­деляемом Банком России, перечисляются остатки средств с корреспондентских счетов банка в других кредитных организациях, а также иные средства банка, включая сумму обязательных резервов, депонированную им в Банке России.

Решение возникающих при этом вопросов регламентируется, в частности, в Положении № 264 (п.п. 13—16), которое предусматривает разные варианты действий.

1. При добровольной ликвидации банка (2-й абзац п. 2 ст. 61 и п. 2 ст. 65 ГК) и принудительной его ликвидации (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) без назначения арбитражным судом ликвидатора ликвидационная комиссия для подтверждения права проводить операции по корреспондентскому счету ликвидируемого банка (основному счету должника) представляет:

-         копию протокола общего собрания участников, принявшего решение о ликвидации банка и создании ликвидационной комиссии, согласованное с территориальным учреждением Банка России;

-         заявление о замене карточки с образцами подписей;

-         нотариально заверенную карточку с образцами подписей председателя (1-я подпись) и одного из членов (2-я подпись) и оттиском печати ликвидационной

-         комиссии.

-         При ликвидации банка по решению арбитражного суда, когда суд назначает ликвидатора (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) или конкурсного управляющего (п. 1 ст. 65 ГК), для подтверждения указанного выше права следует представить:

-         копию определения арбитражного суда о назначении конкурсного управляю­щего (ликвидатора), заверенную арбитражным судом;

-         заявление о замене карточки с образцами подписей;

-         нотариально заверенную карточку с образцами подписей конкурсного управляющего (ликвидатора) и другого уполномоченного лица (2-я подпись) и оттиском печати конкурсного управляющего (ликвидатора).

По заявлению (распоряжению) ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего) на основной счет должника перечисляются все суммы, причитающиеся ликвидируемому банку, включая средства обязательных резервов и остатки средств на корреспондентских счетах банка и его филиалов в других кредитных организациях.

После создания ликвидационной комиссии или назначения конкурсного управляющего (ликвидатора) остатки и все дальнейшие поступления средств на валютные счета банка в других банках на территории РФ (уполномоченных банках) подлежат продаже за рубли на внутреннем валютном рынке страны, а выручка должна быть переведена на указанный выше счет банка (основной счет должника). Остатки валютных средств на корреспондентских счетах банка в зарубежных банках также переводятся на его счет в один из уполномоченных банков и тоже продаются за рубли в установленном порядке.

Если у банка, имевшего лицензию на работу с иностранными валютами, тем не менее не оказалось валютного корреспондентского счета в другом уполномоченном банке, то ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий, ликвидатор) в целях аккумулирования валютных средств может открыть в Сбербанке или Внешторгбан­ке России (или в другом банке, если разрешит Банк России) валютный корреспон­дентский счет с особым режимом работы. Порядок открытия такого счета и режим его работы установлены в положении Банка России № 75-П от 26.04. 1999 г. «О порядке открытия и ведения корреспондентских счетов в иностранной валюте ликви­дационных комиссий (конкурсных управляющих, ликвидаторов) кредитных организаций уполномоченными банками».

Валютные счета ликвидируемого банка в уполномоченных и иностранных банках закрываются по распоряжению ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего, ликвидатора) при завершении ее деятельности.

Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (п. 3, ст. 48) после составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее 6 месяцев после открытия конкурсного производства должен составить промежуточный ликвидационный баланс. Далее уточняется, что сроки составления реестра требований кредиторов и промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего и что промежуточный и окончательный ликвидационные балансы составляются и представляются в Банк России в соответствии с его нормативными актами.

Таким нормативным актом является положение БР № 125-П от 4.10.2000 г. «О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России» (ранее действовало Указание № 85-У от 19.12.1997 г.). Из данного документа, распространяющегося на деятельность как ликвидационной комиссии, так и конкурсного управляющего, есть смысл выделить следующие его основные нормы.

Общие положения

1. Основные понятия, используемые в Положении:

промежуточный ликвидационный баланс — баланс ликвидируемого банка, составленный после окончания срока, установленного ликвидационной комиссией, конкурсным управляющим, ликвидатором (далее — орган, осуществляющий ликвидацию) для заявления требований кредиторами и составления реестра требований кредиторов;

содержит сведения о составе имущества и кредиторской задолженности ликвидируемого банка;

ликвидационный баланс — баланс ликвидируемого банка, составленный после завершения расчетов с кредиторами; отражает данные об итогах деятельности органа, осуществлявшего ликвидацию;

согласование промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса — проводимая Банком России процедура проверки соответствия указанных балансов требованиям законодательства и нормативных актов Банка России; согласование промежуточного баланса дает право начать расчеты с кредиторами, согласование окончательного баланса — завершить ликвидацию банка.

2. Оба баланса составляются по ф. № 101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации» (см. указание Банка России № 7-У от 24.10.97 г. «О порядке составления и представления отчетности кредитными органи­зациями...») с указанием периода, за который составлен баланс.

3. Если банк признан банкротом в соответствии со ст. 51 Закона «О несостоя­тельности (банкротстве) кредитных организаций», то оба баланса представляются в Банк России с учетом данных о ликвидационных процедурах, проведенных до назначения конкурсного управляющего.

4. При добровольной ликвидации банка, а также при принудительной ликвидации банка без признаков банкротства по решению арбитражного суда без назначения им ликвидатора оба баланса утверждаются на собрании участников банка и подписываются (вместе с приложениями) председателем ликвидационной комиссии (конкурсным управляющим, ликвидатором).

При объявлении банка банкротом по решению арбитражного суда и при принудительной ликвидации банка без признаков банкротства с назначением ликвидатора оба баланса (с приложениями) подписывает конкурсный управляющий (ликвидатор).

5. Оба баланса согласовываются территориальным учреждением Банка России по месту нахождения ликвидируемого банка. Решение о согласовании баланса или об отказе в его согласовании территориальное учреждение Банка России должно принять в срок, не превышающий 30 рабочих дней с момента представления баланса с необходимыми приложениями. В случае необходимости территориальное учреждение БР может затребовать дополнительные документы (например, послужив­шие основанием для списания безнадежного ко взысканию имущества банка). Орган, осуществляющий ликвидацию, должен будет представить такие документы в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения соответствующего требования.

При добровольной ликвидации банка оба баланса должны быть согласованы территориальным учреждением до собраний участников банка, на которых будут рассмотрены вопросы об утверждении балансов.

Согласование баланса оформляется специальным грифом.

6. В случае несоответствия баланса предъявляемым требованиям, а также при непредставлении органом, осуществляющим ликвидацию, всех необходимых для его согласования документов территориальное учреждение возвращает баланс на доработку с указанием причин возврата. Участники банка после устранения недостатков должны повторно утвердить доработанный баланс (при добровольной ликвидации банка и при принудительной ликвидации банка без признаков банкротства по решению арбитражного суда без назначения им ликвидатора). Повторно направленные в территориальное учреждение документы считаются вновь поступившими.

Удовлетворение требований кредиторов.

Положение БР № 264 (п.п. 19—24) суммирует положения, содержащиеся этот счет в законодательстве.

При добровольной ликвидации банка, а также при принудительной его ликвидации без назначения судом ликвидатора требования кредиторов удовлетворяю после согласования с территориальным учреждением Банка России промежуточного ликвидационного баланса. При ликвидации банка конкурсным управляют или ликвидатором, назначенным арбитражным судом, требования кредиторов yдовлетворяются после составления их реестра.

Требования удовлетворяются в порядке очередности, установленной в ст. 64 Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди; требования кредиторов 5-й очереди , удовлетворяются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При недостаточности имущества ликвидируемой организации удовлетворения всех признанных требований оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению.

Обязательства банка в иностранной валюте учитываются на его балансе и выплачиваются кредиторам в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у банка лицензии.

При ликвидации банка в порядке конкурсного производства требования кредиторов 1-й и 2-й очередей, заявленные после закрытия реестра требований кpeдиторов, но до окончания расчетов со всеми кредиторами, а также требования кpeдиторов других очередей, заявленные в срок, но не признанные конкурсным управляющим (ликвидатором), в отношении которых имеется решение арбитражного подлежат удовлетворению в порядке, установленном ст. 114 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостатка имущества у  ликвидируемой организации, считаются погашенными.    Погашенными считаются также требования, не признанные ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим, ликвидатором), если кредиторы не предъявили иски в суд (арбитра суд) об удовлетворении их требований либо если суд (арбитражный суд) отказал им в удовлетворении таких требований.

Расходы на содержание ликвидаторов.

Содержание ликвидатора — один из самых острых вопросов, возникаю ходе ликвидации банков. В Положении № 264 (п. 17) по данному вопросу на следующее.

Расходы на содержание ликвидационной комиссии (ликвидатора) при , вольной ликвидации банка, а также в случае принудительной его ликвидации назначения арбитражным судом ликвидатора производятся из средств ликвидируемой организации в пределах сметы расходов, утвержденной ее участниками

В случае принудительной ликвидации банка по решению арбитражного назначением ликвидатора либо конкурсного управляющего (при объявлении банкротом) конкурсному управляющему (ликвидатору) рекомендуется составлять смету расходов на проведение конкурсного производства по согласованию с коми­тетом кредиторов. В смету включаются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи организации и другие расходы конкурсного производ­ства. Расходы конкурсного производства оплачиваются из конкурсной массы по мере их возникновения. Вознаграждение конкурсного управляющего (ликвидато­ра) выплачивается в порядке, предусмотренном в ст. 22, 54 Закона «О несостоя­тельности (банкротстве)».

Несколько лет тому назад Банк России уже подготовил методические рекомендации « О составлении сметы расходования средств кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций» (приложение к документу оперативного характера № 41-Т от 17.12.1997 г.), включающие и схему классификации банков в целях составления смет, и пример составления сметы лик­видационной комиссии. Данными рекомендациями могут воспользоваться как сами банки с отозванными лицензиями (в период до создания ликвидационной комис­сии или назначения конкурсного управляющего), так и ликвидационные комиссии (ликвидаторы, конкурсные управляющие) и комитеты кредиторов, а также терри­ториальные учреждения Банка России.

Завершение работы ликвидаторов.

Здесь целесообразно снова обратиться к Положению № 264 (пп. 25—27).

После утверждения собранием участников организации окончательного ликвидационного баланса и согласования его с территориальным учреждением Банка России либо после вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства территориальное учреждение БР на основании заявления распорядителя счета закрывает счет ликвидационной комиссии (конкурсного уп­равляющего, ликвидатора). Информация об этом в тот же день направляется в Банк России для внесения соответствующего изменения в Справочник БИК РФ.

Территориальное учреждение представляет в Банк России (департамент сани­рования) свое заключение о результатах работы ликвидационной комиссии (кон­курсного управляющего, ликвидатора) с приложением документов, необходимых для подготовки приказа об аннулировании в Книге государственной регистрации кредитных организаций записи о регистрации банка. Перечень таких документов устанавливает Банк России, а готовят их ликвидаторы.

В соответствии с Указанием БР № 408-У от 11.11.1998 г. в данный перечень включены:

-         окончательный баланс с приложениями, указанными ранее;

-         письмо налоговой инспекции о снятии организации с учета;

-         справка о взаиморасчетах организации с Пенсионным фондом;

-         копия заявления организации в Фонд обязательного медицинского страхования о снятии с учета;

-         копии уведомлений, направленных в Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости и Государственный комитет по статистике, о ликвидации организации и снятии ее с учета;

-         акт о передаче архива организации в учреждение Федеральной архивной службы или о размещении архива в ином месте либо об утрате (уничтожении) архива (части архива), если это имело место;

-         акт (акты) об уничтожении печатей организации и ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего);

-         документы, подтверждающие закрытие филиалов и представительств организации (в соответствии с требованиями Инструкции Банка России № 75-И от 23.07.1998 г.);

-         заявление о закрытии корреспондентского счета в территориальном учреждении (РКЦ) Банка России.

В дополнение к документам, указанным выше, ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий) в зависимости от варианта ликвидации представляет:

-         при ликвидации по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК:

-         копию публикации в средствах массовой информации о ликвидации банка и о порядке и сроке заявления требований его кредиторов;

-         при добровольной ликвидации, проводимой участниками:

-         решение (протокол собрания) участников об утверждении окончательного ликвидационного баланса;

-         в случае ведения ликвидационных процедур ликвидатором, назначенным ар­битражным судом:

-         отчет ликвидатора, утвержденный этим арбитражным судом;

-         при добровольном объявлении о банкротстве банка в соответствии со ст. 181— 182 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

-         копии публикаций в «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ» и офици­альном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансо­вому оздоровлению объявления о банкротстве и ликвидации банка;

-         решение (протокол собрания) кредиторов с участием участников ликвидиру­емого банка об утверждении окончательного ликвидационного баланса;

-         при ликвидации банка в порядке конкурсного производства:

-         решение арбитражного суда о признании банка банкротом и открытии конкурсного производства;

-         определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Если в определении арбитражного суда о завершении конкурсного производства имеется указание о направлении такого определения в налоговые органы, во внебюджетные фонды и органы статистики, то конкурсный управляющий уведомления этим органам не направляет и копии таких уведомлений не представляет.

После представления ликвидационной комиссией (ликвидатором, конкурсным управляющим) в территориальное учреждение Банка России перечисленных до­кументов это территориальное учреждение в течение 10 рабочих дней направляет в Банк России заключение о завершении ликвидационных процедур. К заключению прилагаются:

-         подлинный экземпляр ранее отозванной лицензии банка;

-         справка об отсутствии средств на корреспондентском счете в РКЦ Банка России и о закрытии этого счета;

-         перечисленные выше документы, полученные от ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего);

-         копии документов, свидетельствующих о том, что были приняты надлежащие меры к взысканию кредитной задолженности банка перед Банком России (если такая задолженность имела место).

Кроме того, в зависимости от варианта ликвидации к заключению прилагаются документы, ранее представленные ликвидационной комиссией (ликвидатором, конкурсным управляющим) в территориальное учреждение Банка России для согласования промежуточного ликвидационного баланса:

-         при добровольной ликвидации в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК:

-         решение (протокол собрания) участников о добровольной ликвидации;

-         при ликвидации по решению суда:

-         соответствующее судебное решение;

-         при добровольной ликвидации в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)»:

-         решение (протокол собрания) участников об объявлении банка банкротом и его ликвидации;

-         документы, подтверждающие письменное согласие всех кредиторов банка с этим решением.

Заключительные процедуры.

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 48) Банк России в связи с ликвидацией банка (в тексте статьи соответствующих слов нет, но подразумевается только банк-банкрот) делает 2 записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций: в первый раз — о признании банка банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства; во второй — о ликвидации банка на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. На самом деле Банк России должен делать и делает необходимые записи в названную Книгу во всех случаях ликвидации банков, а не только тоща, когда это связано с банкротством и конкурсным произ­водством. В итоге ликвидация банка будет считаться завершенной, а банк прекратив­шим свое существование и в качестве юридического лица с момента, как в указанной Книге появится запись о ликвидации бывшего банка.

После завершения ликвидации банка необходимо распорядиться его документами, часть из которых в соответствии с утвержденной номенклатурой дел должна или может храниться и после завершения ликвидационных процедур. Решая этот вопрос, следует руководствоваться документом БР оперативного характера № 169-Т от 5.08.1998 г. «О размещении архивов и порядке уничтожения документов при ликвидации кредитных организаций».

Также существуют другие методы реорганизации банков, такие как, слияние и присоединение банков.

Слияние двух или более юридических лиц представляет собой такой процесс взаимоотношений между ними, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору это будет означать появление нового банка вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк должен пройти государственную регистрацию и лицензирование.

В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения – переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; с организационно-экономической точки зрения применительно к банковскому сектору – аннулирование лицензии присоединяемого банка (банков) и его (их) ликвидация как самостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией ( в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.


Пример: Банк, в котором осуществляются ликвидационные процедуры – АКБ «СБС-АГРО».

До кризиса 1998 года АКБ "Столичный банк сбережений" (АКБ "СбС-АГРО") являлся одним из крупнейших многофилиальных и социально значимых банков России. По величине активов банк занимал второе место в России, входил в тысячу крупнейших банков мира. Однако сложившаяся к середине 1998 года в банке структура активов и пассивов несла в себе значительные риски. Они оказались несопоставимы с размером капитала банка, что привело к практически полной остановке деятельности АКБ "СбС-АГРО" после августа 1998 года.

Банком принимались меры по стабилизации финансового состояния, но их оказалось недостаточно даже для восстановления платежеспособности. По состоянию на 1 июля 1999 года убыток текущего периода АКБ "СбС-АГРО" составил 14,4 млрд рублей, картотека неоплаченных платежных документов превысила 1,3 млрд рублей, капитал банка приобрел отрицательное значение и составил минус 17,6 млрд рублей.

В целях защиты интересов кредиторов АКБ "СбС-АГРО" 30 июля 1999 года Банк России направил предложение о переходе банка под управление ГК "АРКО".

После проведения обследования банка Советом директоров Агентства в соответствии с Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций" 5 ноября 1999 года было принято решение о переходе АКБ "СбС-АГРО" под управление Агентства и начале реализации программы его реструктуризации.

Целью реструктуризации АКБ "СбС-АГРО" является создание условий для максимально полного удовлетворения требований всех кредиторов банка в ходе его поэтапной ликвидации. Общая сумма финансирования проекта реструктуризации АКБ "СбС-АГРО" (с учетом частичного погашения банком задолженности перед Агентством) по состоянию на 1 июля 2002 года составила 3,7 млрд рублей.

Для перехода банка под управление Агентства было произведено уменьшение уставного капитала банка до 1 рубля путем уменьшения номинальной стоимости акций и последующее увеличение уставного капитала до 1000 рублей путем выкупа Агентством дополнительной эмиссии акций банка.

16 ноября 1999 года АКБ "СбС-АГРО" перешел под управление ГК "АРКО". С 17 ноября 1999 года по 16 мая 2001 года в банке действовал мораторий на удовлетворение требований кредиторов, возникших до перехода банка под управление Агентства.

По состоянию на 3 декабря 1999 года Агентством был сформирован и утвержден реестр требований кредиторов АКБ "СбС-АГРО". Общий объем обязательств банка перед кредиторами оценивался в 62,4 млрд рублей, в том числе 7,5 млрд рублей (12%) составила задолженность перед вкладчиками, 0,8 млрд рублей (1,3%) - перед бюджетной системой, 20,2 млрд рублей (32,4%) - перед иностранными кредиторами. По уточненным показателям реестра требований кредиторов АКБ "СбС-АГРО" на 6 марта 2001 года общая сумма требований к банку составила 52,7 млрд рублей.

По данным независимой оценки, ликвидационная стоимость имущества АКБ "СбС-АГРО" в случае проведения стандартной процедуры банкротства составила не более 3,3 млрд руб., что позволило бы только покрыть затраты на ликвидацию банка и провести частичные расчеты с его вкладчиками на уровне 40% от размера требований.

В этой связи Агентством был предпринят и согласован с кредиторами комплекс мер, направленных на наиболее полное удовлетворение их требований. Он включил в себя работу по удовлетворению требований основного числа частных вкладчиков, максимальное сокращение расходов банка, работу по истребованию задолженности и опротестованию сомнительных сделок, а также заключение мирового соглашения АКБ "СбС-АГРО" с его кредиторами.

Заключение, условия и реализация мирового соглашения

16 ноября 2000 года состоялось первое заседание объединения кредиторов АКБ "СбС-АГРО". На нем были избраны совет объединения кредиторов и орган по рассмотрению споров о размере требований кредиторов.

9 февраля 2001 года на втором заседании объединения кредиторов большинством голосов (63,35%) от общего числа голосов кредиторов принято решение об утверждении мирового соглашения, направленного на проведение варианта "мягкой" ликвидации банка в течение 3 лет.

8 мая 2001 года Арбитражный суд г. Москвы утвердил указанное мировое соглашение.

Мировое соглашение предусматривает единовременное погашение задолженности перед кредиторами первой группы (кредиторы - физические лица). Их требования подлежат удовлетворению путем осуществления денежных выплат в размере десяти процентов от суммы требований, но не более 20 тыс рублей. Остальные требования, кратные тысяче долларов США, удовлетворяется посредством предоставления вкладчикам облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа Российской Федерации (ОВГВЗ). На оставшуюся сумму, не кратную тысяче долларов, вкладчикам выдается рублевый вексель АРКО со сроком погашения 10 месяцев.

В целях ускорения расчетов и расширения географии выплат Агентство осуществляло программу выкупа прав требования у вкладчиков АКБ "СбС-АГРО" на условиях, аналогичных мировому соглашению. Данная программа действовала параллельно с исполнением обязательств АКБ "СбС-АГРО" в рамках мирового соглашения.

Высокие темпы погашения задолженности были обеспечены привлечением к осуществлению расчетов с вкладчиками АКБ "СбС-АГРО" на условиях мирового соглашения банков-агентов, филиальная сеть которых широко представлена в регионах Российской Федерации: ООО "Импексбанк", ОАО "Альфа-Банк", Банк "Первое О.В.К.".

С учетом замедления в конце 2001 года темпов обслуживания кредиторов АКБ "СбС-АГРО" - физических лиц, особенно в регионах Российской Федерации, в связи с осуществлением расчетов с подавляющим большинством вкладчиков в апреле 2002 года программы погашения обязательств через банки-агенты были завершены.

В настоящее время расчеты с вкладчиками в соответствии с мировым соглашением осуществляются непосредственно АКБ "СбС-АГРО"

Необходимо также отметить, что в конце 2001 года Агентством было принято решение об исполнении обязательств АКБ "СбС-АГРО" перед вкладчиками в размере до 5000 рублей путем внесения таких сумм в депозит нотариуса. Всего была передана 21 тысяча вкладов на общую сумму 7,5 млн рублей. В депозите нотариуса средства будут находиться без ограничения срока, что позволит вкладчикам АКБ "СбС-АГРО" обратиться к нотариусу в любой удобный для них момент.

По состоянию на 1 июля 2002 года была погашена задолженность перед подавляющим большинством вкладчиков АКБ "СбС-АГРО" на сумму свыше 5,0 млрд рублей. Выплаты кредиторам первой группы на условиях, аналогичных мировому соглашению, и по мировому соглашению составили 4,0 млрд рублей. Ряд проведенных программ по погашению задолженности перед кредиторами банка позволил сократить число требований частных вкладчиков с 1,1 миллиона до 8 тысяч.

В 2001 году АКБ "СбС-АГРО" в полном объеме погашена задолженность перед кредитором второй группы (по обязательствам, обеспеченным залогом) на сумму 135 млн рублей.

По условиям мирового соглашения обязательства банка по обязательным платежам (третья группа кредиторов), составляющие 1,69 млрд рублей, подлежат удовлетворению в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 года № 348. Начиная с III квартала 2001 года, АКБ "СбС-АГРО" осуществляются плановые ежеквартальные платежи по погашению задолженности кредиторам по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. По состоянию на 1 июля 2002 года удовлетворены требования третьей группы кредиторов в рамках мирового соглашения на общую сумму 282,2 млн рублей.

Четвертой группе кредиторов (юридические лица) выдается вексель "СбС-АГРО" со сроком погашения не менее 25 лет. По данным векселям предполагаются частичные досрочные погашения в размере 0,2% от номинала векселя. Число кредиторов, относящихся к данной группе, составляет около 77 тысяч. На 1 июля 2002 года урегулирована задолженность перед такими кредиторами на сумму 514 млн рублей. Объем оставшихся обязательств банка перед четвертой группой кредиторов составляет 41,95 млрд рублей.

Пунктом 9 Мирового соглашения между АКБ "СбС-АГРО" и его кредиторами было предусмотрено формирование Наблюдательного комитета.

17 мая 2001 года Агентством был сформирован состав Наблюдательного комитета.

К настоящему моменту состоялись четыре заседания Наблюдательного комитета: 20.06.2001, 16.10.2001, 24.01.2002, 29.05.2002.

Программы выкупа прав требования.

В целях снижения социальной напряженности среди вкладчиков АКБ "СбС-АГРО" Агентство в 2000 году провело программу по выкупу их прав требования к банку по договорам банковского вклада на сумму до 20 тыс рублей. Затраты Агентства на ее реализацию составили 690 млн рублей. Данная программа позволила сократить число требований частных вкладчиков почти в 20 раз - с 1,1 миллиона до 58 тысяч. Выплаты производились в 51 субъекте Российской Федерации.

В 2002 году Агентство продолжает выкуп прав требования граждан к банку за счет средств Агентства на условиях, предусмотренных для льготной категории вкладчиков, в том числе: участников Великой Отечественной войны, пенсионеров по инвалидности I-й и II-й групп, пенсионеров по старости, достигших возраста 70 лет, а также лиц, находящихся в исключительных ситуациях. По состоянию на 1 июля 2002 года произведены выплаты 2771 вкладчикам льготной категории на общую сумму 398,3 млн рублей.

Сокращение расходов.

Начиная с 2000 года Агентство проводило планомерное сокращение филиальной сети АКБ "СбС-АГРО". В настоящее время закрыты все 1233 дополнительных офиса банка и все региональные филиалы. Это позволило резко сократить операционные и административно-хозяйственные расходы АКБ "СбС-АГРО" с 4 млрд рублей в 1999 году до 200 млн рублей в 2001 году. Запланированный на 2002 год размер административно-хозяйственных расходов составляет порядка 150 млн рублей.

Возврат долгов и выявление сомнительных сделок.

С целью выявления сомнительных сделок банка и возврата его активов ведется анализ всех крупных операций АКБ "СбС-АГРО" за последние 3 года до перехода банка под управление Агентства.

По результатам такого анализа принимаются меры гражданско-процессуального характера по оспариванию соответствующих сделок (подаются иски о признании сделок недействительными, о взыскании денежных средств и т.п.).

К указанной работе привлечен ряд юридических консультантов, в том числе фирма "Линклейтерз СНГ" (Великобритания).

По состоянию на 1 июля 2002 года вступили в законную силу положительные решения арбитражных судов по пяти сомнительным сделкам на общую сумму более 449 млн руб. и 38,3 млн долларов США. Еще 12 сделок на сумму более 3 млрд руб. и 42,7 млн долларов США находятся на рассмотрении в судах, и по более чем 115 сделкам на сумму свыше 3,5 млрд руб. проводится работа по сбору необходимых документов.

Общая сумма задолженности, взысканной с дебиторов АКБ "СбС-АГРО", на 1 июля 2002 года составила 1,4 млрд руб., в том числе аккредитованными при Агентстве специализированными иностранными и российскими организациями - 658 млн рублей.



3.3 Актуальные проблемы и перспективы из практики ликвидации банков.

После отзыва лицензии. Решение об отзыве или аннулировании лицензии — лишь начало ликвидации банка. Банк России превосходно освоил технику лишения банков лицензий, однако все, что должно следовать вслед за этим,  либо вовсе не следует, либо ведется настолько медленно, что ликвидация каждого банка, если указанный процесс вообще удается довести до конца, занимает много лет и сопряжена с большими издержками.

По данным на 1.07.1997 г. потеряли лицензии около 800 банков, а из Книги государственной регистрации кредитных организаций на 18.07.1997 г. были исключены только 50 из них. Только в 314 банках были начаты ликвидационные процедуры, из них лишь в 127 удалось согласовать промежуточные ликвидационные балансы. И с 1997 г. в этом плане практически ничего не изменилось.

Начало ликвидационных процедур затягивается по многим причинам:

-                     отсутствие у кредиторов заинтересованности подавать в арбитражный суд иски о несостоятельности банков, а у самих участников банков — желания заниматься ликвидацией;

-                     отсутствие у судебных органов практики ведения подобных дел при общей их перегруженности;

-                     затягивание судебных процедур в связи с отсутствием четких методик определения несостоятельности банков;

-                     отсутствие средств для поддержания функционирования банка с момента отзыва лицензии до создания ликвидационной комиссии.

Отдельно следует отметить низкое качество и внутреннюю противоречивость законодательной базы ликвидации банков, особенно до 1998—1999 гг., т.е. до того, как были приняты, освоены арбитражными судами и всеми иными заинтересованными сторонами и стали применяться новые Законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Известно, что особенности прекращения деятельности банков и специфика их ликвидации не были учтены ни в Гражданском кодексе, ни в Законе «Об акционерных обществах», ни тем более в ранее действовавшем Законе «О несостоятельности (банкротстве) предприятий

Значительным шагом вперед стало принятие специального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Однако и этот Закон, обладая рядом несомненных достоинств, не свободен от недостатков (в предыдущих частях учебника и то и другое уже было частично показано).

По-прежнему остро стоит проблема с банковской документацией. Она зачастую отсутствует полностью или частично, а то, что удается обнаружить, находится в бессистемном виде. Затрудняет обработку имеющейся информации и отсутствие в банке на начало работы ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего) программы «операционный день» на электронных носителях. При подобном положении дел восстановить более или менее ясную картину работы банка практически невозможно.

Немало проблем преподносят ликвидаторам правоохранительные органы, на общение с которыми уходит много времени (подборка документов по запросам органов, подчас не имеющих никакого отношения ни к конкурсному производству, ни к самому данному банку, и др.).

Одна из важнейших задач ликвидаторов — прием и учет требований кредиторов. Оказалось, сделать это совсем не просто. К примеру, при составлении промежуточного баланса первое, с чем повсеместно сталкиваются, полная или частичная утрата архива первичных документов и отсутствие работающего «операционного дня». Даже там, где архив первичных документов сохранился, он обычно представляет собой нечто такое, что разобрать в разумный срок невозможно. Тем не менее законы и комитеты кредиторов устанавливают жесткие сроки окончания ликвидационных процедур. К сожалению, Банк России пока не дал рекомендаций, как быть в подобной ситуации ликвидаторам.

Криминальный («предпринимательский») аспект проблемы. В процессах ликвидации банков этот аспект присутствует в явном, неприкрытом виде. Вот что говорил по этому поводу в интервью одной газете в июле 1999 г. Председатель Банка России В.В. Геращенко.

«Конечно, когда банк — банкрот, можно что-то продать и какие-то деньги отдать клиентам. Но это в других странах. У нас эта система ликвидации вся «сырая», вся в «дырках», вся в криминальных структурах.

Институт арбитражных управляющих у нас, мягко говоря, далек от совершенства. Все это знают. За то, чтобы быть назначенным арбитражным управляющим, платят громадные деньги. И зачастую оказывается, что кредитору с арбитражным управляющим хуже, чем было с прежними владельцами».

Немало банков, в которых к началу работы ликвидаторов ничего кроме средств фонда обязательного резервирования (ФОР), накопленных в Банке России, не осталось. Реально в крупных и средних банках, лишившихся лицензий, уже с конца августа 1998 г. полным ходом шло фактическое мародерство: банковские менеджеры и нередко ликвидаторы с неимоверной быстротой растаскивали оставшиеся активы.

По сути процедура ликвидации банков в России превратилась в своеобразную форму «предпринимательской» деятельности. Оказалось, дело это достаточно прибыльное, особенно когда ликвидируется банк с реальными активами. В Главном управлении БР по Москве полагают, что желающих занять место ликвидатора можно разбить на 2 категории: новички, которые ни разу в жизни банки не банкротили, но считают возможным расширить сферу своей деятельности за счет подобной практики; профессионалы, работавшие в банках, в арбитражном суде, многие из которых уже ведут ликвидацию и заинтересованы в том, чтобы сформировать себе «фронт работ» на будущее.

Те, кто уже «набил руку» на этом занятии, ведут по 2—3 ликвидации одновременно; у каждого такого ликвидатора есть своя команда специалистов, которая и выполняет основной объем работы, а сам он лишь «развязывает» проблемы. Никаких ограничений на количество дел, которые одновременно может вести один че­ловек, не существует. Хотя на практике всегда есть взаимосвязь между количеством и качеством ликвидационных процедур.

Главным показателем работы ликвидатора можно, видимо, считать его умение прирастить конкурсную массу, подлежащую распределению между кредиторами и вкладчиками. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев все ограничивается средствами ФОР и суммами на корреспондентских счетах, а этого хватает в лучшем случае на платежи 1-й и 2-й очередности. До 5-й очереди непосредственной кредиторской задолженности банка перед юридическими лицами — дело доходит в исключительных случаях (когда, к примеру, у банка вообще не было обязательств перед физическими лицами). Но и тогда получение 10 копеек с 1 рубля можно считать неплохим показателем. Ликвидаторам пока очень редко удается увеличить конкурсную массу; совсем немного специалистов, способных реально добиться возврата дебиторской задолженности.

С другой стороны, срок, который им отводится (как правило, год с возможным последующим продлением еще на полгода), при кажущейся длительности по сути недостаточен для качественной работы в наших специфических условиях; такая работа требует проведения целой серии серьезных судебных разбирательств, к каждому из которых нужно подготовить иски, необходимые документы и аргументацию. Здесь также следует учесть крайне «неторопливую» манеру работы арбитражных судов. Ликвидаторы банков только в единичных случаях используют возможность приращения конкурсной массы. Да и то лишь тогда, когда можно реально

довести до конца те дела, которые были начаты «при жизни» банка, используя его менеджмент и его возможности.

Представители территориальных ГУ Банка России отмечают крайне невысокую эффективность работы конкурсных управляющих, что выражается в конечном итоге в незначительном проценте удовлетворения признанных требований кредиторов. Так, совокупная сумма признанной кредиторской задолженности по 10 банкам Петербурга, конкурсные производства в отношении которых были завершены в 1997—2000 гг., составившая 875 млн руб., была погашена лишь на 10%. Только 4 банка (из 8 банков, имевших задолженность перед частными вкладчиками) в полном объеме удовлетворили требо­вания кредиторов 1-й очереди — частных вкладчиков, удельный вес которых в общей кредиторской задолженности составлял всего 4%. Конкурсные управляющие осталь­ных банков лишь частично (от 0 до 40%) погасили задолженность.

Причина такого положения очевидна — недостаточный объем средств, аккумулирован­ных в процессе банкротства. Однако это только одна сторона проблемы. Совокупная конкур­сная масса в рассматриваемых петербургских банках составила 131 млн руб. При этом на 62% эта сумма была сформирована за счет средств ФОРов и страхования депозитов, перечисленных Банком России, в то время как на взысканное в процессе конкурсного производства имущество пришлось лишь 38%, т.е. усилиями конкурсных управляющих удалось реализовать только 6% имущества должников, а основным источником наполнения конкурсной массы послужили средства банков, аккумулированные на счетах в Банке России.

Но и это еще не все. Распределение оказывающихся в распоряжении арбитражных управляющих столь незначительных объемов средств показывает следующее: на погашение признанной кредиторской задолженности израсходовано 47% конкурсной массы, на нужды арбитражного управляющего — 53%, т.е. больше половины сохранившихся средств идет на обслуживание конкурсного производства: на выплаты вознаграждений арбитражным управляющим, на текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, на покрытие судебных расходов и прочие требования, подлежащие удовлетворению вне очереди, не говоря уже об имеющих место случаях нецелевого расходования средств ликвидационными комиссиями. В целом по анализируемым банкам расходы ликвидационных комиссий (конкурсных управляющих) составляют около 1/3 от суммы обязательных резервов, а в отдельных банках стоимость конкурсного производства превышает размеры средств, которые Банк России перечисляет на счет арбитражного управляющего. Ликвидаторы фактически перераспределяют средства, оказывающие­ся в их распоряжении, между своими нуждами и требованиями кредиторов.

Реакцией на эту ситуацию можно считать издание Банком России положения № 132-П от 17.01.2001 г. «О проведении Банком России проверок деятельности арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций». Но нужны, видимо, и другие меры.


Перспективы ликвидации банков.

Дальнейшая реструктуризация банковской системы по концепции реформирования российской банковской системы Банка России (БР) должна пойти по пути сокращения численности российских кредитных организаций.

Прежде всего это касается изменений в налоговое законодательство, повышения прозрачности банковской системы, совершенствования банковского надзора, определения роли и перспектив деятельности банков с государственным участием.

В целом, по высказыванию А. В. Турбанова генерального директора АРКО Агенство согласно с выводом, сделанным Банком России, что острая фаза кризиса преодолена, но видимое тактическое улучшение общей ситуации в банковском секторе нельзя переоценивать.

Банковский сектор сегодня крайне неоднороден. После кризиса 1998 года в нем сложилось несколько групп банков, отличающиеся разной динамикой развития. Их появление в значительной степени связано с неравномерным распределением тех денежных потоков, которые появились в экономике благодаря высоким мировым ценам на нефть.

Наибольшее влияние на состояние банковской системы оказывают две группы, находящиеся на противоположных полюсах. Условно их можно обозначить как “лидеры” и “аутсайдеры”.

В первую группу входит порядка 45 – 50 банков, по существу представляющих локомотив банковской системы. Именно благодаря этим кредитным организациям всем банковским сектором достигнута положительная динамика основных показателей.

Вторая группа представляет собой совокупность банков, которые не имеют реальных перспектив для продолжения нормальной банковской деятельности. К ней, по нашим оценкам, относится около 400 кредитных организаций. Это банки, имеющие незначительный капитал, который постоянно сокращается. Также постоянно сужается и их клиентская база.

Предстоящее сокращение числа кредитных организаций - естественный процесс. В его основе лежат результаты макроэкономической стабилизации. Происходящее снижение банковской маржи неизбежно приведет к закрытию неэффективно организованных банков. Вероятно, этот процесс активизируется в конце 2003 года и будет продолжаться в течение еще двух лет. За этот период банковская система может потерять до 30 процентов банков, преимущественно мелких. Сегодня в них сосредоточено чуть более 10 процентов активов банковской системы.

Нежизнеспособные банки должны уйти с рынка как можно скорее. Задача государства, выступающего в роли санатора банковской системы, - сделать этот процесс быстрым и менее болезненным, максимально защитив при этом интересы кредиторов. В противном случае многие из загнивающих банков станут рассадниками противоправной деятельности, посредниками при вывозе капитала и уходе от налогов.

О возможных вариантах развития банковской системы России БР видит три направления развития ситуации. Первое – произойдет объединение крупных банков. При этом речь идет не о поглощении одного банка другим, а о партнерстве. Примера такого сотрудничества в России еще не было.

Второй путь касается небольших региональных банков, которые будут вынуждены для нормального существования специализироваться на работе с узкой и постоянной группой клиентов.

Через 1-2 года БР может запустить механизм ликвидации мелких банков, "не вписавшихся" в обозначенные два пути развития. Подобная чистка банковской системы будет третьим вариантом развития событий, правда уже проводилась. Наиболее "урожайным" оказался 1999 год, когда БР отзывал в среднем по одной лицензии в день. Сегодня отзывается по 1 лицензии в месяц. Для банковской системы это неприятный, но оздоровительный процесс, а позиция Банка России заключается в том, что БР будет подталкивать развитие всех трех направлений.

Дни мелких банков, похоже, сочтены. Атака на них будет вестись почти по всем направлениям. На днях первый заместитель председателя БР Андрей Козлов и директор Всемирного банка (ВБ) по России Джулиан Швайцер презентовали совместный доклад МВФ и ВБ "Оценка финансового сектора РФ". Андрей Козлов отметил, что при подготовке новой стратегии развития банковского сектора России БР будет учитывать рекомендации, содержащиеся в этом докладе. "Мы с выводами доклада согласны: и там, где указывается на ошибки, и там, где указывается на успехи", - заявил Андрей Козлов. При этом он отметил, что согласен и с тем пунктом, в котором говорится о ликвидации ряда банков. "В контексте переходного периода (при вхождении в систему страхования вкладов. - "НГ") ряд банков потеряет свои лицензии на принятие вкладов у населения, и, возможно, многие банки придется ликвидировать", - полагают эксперты МВФ и ВБ. "Я с этим пунктом согласен. Но сколько банков будет ликвидировано, не скажу. Жизнь покажет", - прокомментировал Андрей Козлов эту рекомендацию.

Стоит напомнить, что ранее представители БР называли конкретные цифры. По словам Андрея Козлова, в России должно остаться 5-6 крупных банков, способных обслуживать внешнеэкономическую деятельность крупного отечественного бизнеса, 20-30 менее крупных банков, чья деятельность будет ограничиваться постсоветским пространством, и еще примерно столько же многофилиальных учреждений, которые будут работать исключительно на внутреннем рынке.

К сокращению численности банков БР подталкивают не только МВФ и Всемирный банк, но и представители российского бизнес-сообщества. На своем последнем заседании бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей одобрило деятельность Центрального банка и работу Александра Мамута на посту главы комитета РСПП по проблемам финансового и фондового рынка. "У нас остаются проблемы в банковском секторе, но то, что БР после смены руководства действовал в правильном направлении, сомнений нет", - сказал после окончания заседания бюро вице-президент РСПП Игорь Юргенс. По его словам, к числу проблем относятся прежде всего "Сбербанк и его монополизм", а также "большое количество мелких банков и недостаточные темпы консолидации". "Мелкие банки среду не украшают", - подчеркнул Игорь Юргенс. "Если вы помните, Виктор Геращенко называл Мамута баламутом, когда он от нашего имени говорил о повышении нормы банковского капитала, а сегодня у нас уже больше 40 банков с капиталом свыше 100 миллионов долларов. Поэтому мы считаем, что в части требований к капиталу банков БР еще не очень продвинулся", - заявил вице-президент РСПП.

Банк России пока отказался от идеи увеличить минимальный размер банковского капитала до 5 млн. евро, но, судя по настроению его руководителей и представителей крупного бизнеса, он к этому вернется, и уже очень скоро. Первый шаг по расчистке "поляны" БР уже сделал, утвердив несколько месяцев назад упрощенную схему реорганизации, слияний и поглощений банков. Следующий шаг - повышение требований к капиталу. Кроме того, БР, видимо, согласится с рекомендацией МВФ и ВБ об упрощении процедуры банкротства и ликвидации банков, и ее изменении в сторону административного, а не судебного порядка (т.е. вопрос банкротства будет решать не суд, а тот же БР).

Если эти предложения будут реализованы, то мелких банков в стране не останется. Плохо это или хорошо, вопрос весьма спорный. Но очевидно, что таким административным путем вопросы рынка решаться не должны. "Мы против насильственного сокращения численности банков, - говорит президент ассоциации региональных банков "Россия" Александр Мурычев. - Количество банков должен определять рынок, банки нужно не выдавливать, а создавать условия для их работы". Тем не менее БР, получив поддержку со стороны международных организаций и бизнеса, вряд ли теперь остановится и доведет идею Александра Мамута и Андрея Козлова до конца.


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенное исследование показало, что эффективное управление в проблемных кредитных учреждениях на сегодняшний день особенно актуально.

Острая фаза кризиса российской банковской системы преодолена, но видимое тактическое улучшение общей ситуации в банковском секторе нельзя переоценивать. Все новые и новые кредитные институты, нуждающиеся в антикризисном менеджменте. Финансовые потери не являются неизбежными. При правильной макроэкономической политике с созданием эффективной системы оценки деятельности кредитных институтов, совершенствовании деятельности служб банковского надзора как при лицензировании банков, так и при ежемесячном отслеживании результатов их деятельности, а также при профессиональном проведении инспекционных проверок вероятность появления финансовых проблем можно существенно снизить.

Профилактические меры диагностики состояния коммерческих банков являются необходимыми, так как для поддержания устойчивости функционирования банковской системы нужны не столько кардинальные методы оздоровления, сколько исключение серьезных проблем в массовых масштабах у многих кредитных институтов. Однако на запущенных стадиях проблемности нужны экстренные комплексные методы воздействия. Вместе с тем, решительное хирургическое вмешательство путем вырезания у банков просроченных ссуд с их последующей реабилитацией не может превратиться в постоянную практику, пока не удалены причины бедственного положения банков.

Отправным моментом антикризисного управления в кредитной организации является получение неудовлетворительных данных анализа деятельности. Чем раньше выявлены недостатки в деятельности и определены основные направления работы, тем больше шансов восстановить утраченные возможности кредитной организации.

Раннее выявление и фиксация проблем в большинстве случаев возможны только посредством анализа финансового состояния. К сожалению, современные методики не лишены недоработок, и либо углубленный анализ деятельности кредитной организации позволяет сделать вывод о наступившем кризисе, либо непосредственное проявление все нарастающих кризисных тенденций фиксирует факт проблемности кредитной организации. В настоящей работе предложена методика, представляющая собой переработанную и дополненную базовыми экономическим показателями методику анализа деятельности кредитной организации на основе методических рекомендаций НБРА. По мнению автора, предлагаемая методика позволяет сделать наиболее полный анализ, необходимый для получения данных о деятельности кредитной организации, и выявить признаки проблемности уже на ранних стадиях.

Серьезное влияние на деятельность кредитных организаций оказывает внешняя среда, вызванная проведением макроэкономической политики.          Несмотря на то, что высокие темпы инфляции могут принести относительную временную выгоду коммерческим банкам, в экономике в целом они порождают неопределенность и значительные потери национального богатства, которые со временем обязательно отразятся на состоянии коммерческих банков. Ни одна финансовая система не может оставаться прибыльной в долгосрочной перспективе при наличии значительных проблем у производственного сектора. Убыточный производственный сектор неизбежно со временем потянет за собой и банковский сектор, состояние коммерческих банков напрямую зависит от состояния их клиентов. Даже при том, что некоторые коммерческие банки могут быть и не связаны непосредственно с кредитованием реального сектора экономики, наличие значительных финансовых проблем у большинства клиентов связанная с этим нестабильность обслуживающих их банков со временем неизбежно найдут отражение на межбанковском, валютном и фондовом рынках и распространяется на остальные устойчивые кредитные учреждения.

При выработке мер антикризисного управления проблемными отечественными банками следует учитывать зарубежный опыт развитых стран.

Для преодоления негативных ситуаций в банковской системе необходим комплексный подход, который включает устранение как внешних, так и внутренних причин проблемности банков. Несовершенные внутренние учетные нормы и стандарты могут стать серьезной причиной появления затруднений у кредитных институтов. Совершенствование отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в целях обеспечения максимальной прозрачности и платежеспособности кредитных институтов желательно проводить в соответствии с международными стандартами, но с учетом отечественных условий.

Помимо совершенствования банковского законодательства, необходимо снять юридические вопросы к взысканию долгов, устранить препятствия при рассмотрении дел в суде и недостатки законодательства, которые мешают банкам применять решительные меры к неплатежеспособным заемщикам как при реализации залоговых отношений, так и при реализации имущества заемщика при его банкротстве через суд.

Состояние отечественных банков с отозванной лицензией позволяет сделать вывод о том, что в целом их балансы отражают те же негативные моменты, которые имеются и у проблемных банков других государств (резкий рост вложений в более прибыльные операции, значительная доля просроченной задолженности, очевидный недостаток собственного капитала и значительные объемы полученных убытков по результатам работы). Поэтому для преодоления основных перечисленных недостатков необходимо ужесточение мер надзорного характера, направленных на увеличение собственного капитала банков, соблюдение банками нормативов ликвидности, предотвращение концентрации значительных вложений банков в одной сфере. Кроме того, необходимо пересмотреть порядок начисления резервов по ссудам, возможно процентное установление отчислений от фактических объемов всех выданных кредитов с тем, чтобы устранить предвзятое мнение банка по качеству его активов.

Однако помимо мер, направленных на повышение эффективности работы самого банка, необходимо решить вопрос списания с балансов проблемных банков просроченной задолженности по централизованным кредитам. Предусмотренные на 1998г. объемы списания и отнесение их на внутренний государственный долг способны лишь частично облегчить положение проблемных банков. Необходима комплексная работа по реструктуризации активов проблемных банков, кроме того, БР должен выработать более четкие критерии предоставления стабилизационных кредитов. Решение вопроса переучета БР векселей кредитных организаций могло бы снизить остроту расчетных платежных отношений.

Для отечественной банковской системы в большей степени, чем для иностранных, необходимо повышать уровень профессионализма работников и усиливать требования к соблюдению этических норм. Необходимо также расширение мер материальной ответственности руководства для исключения мошенничества и преднамеренного банкротства.

Разрешение перечисленных проблем способно улучшить состояние платежеспособности проблемных банков, однако для предотвращения дальнейшей роста их числа необходима разработка и принятие комплекса мер по диагностике состояния кредитных учреждений, бухгалтерской отчетности и оздоровлению банков на ранних стадиях проблемности.

Реструктуризация банковской системы РФ по концепции Банка России должна осуществляться путём поглощения неустойчивых мелких банков более крупными. В большинстве случаев местные региональные банки превращаются в филиалы столичных. С другой стороны, иногда происходит объединение небольших местных банков и создание одного крупного с сетью локальных филиалов. Из действующих в настоящее время коммерческих банков около 1/3 отнесено Центральным банком России к категории проблемных. Для многих банков сейчас остро стоит вопрос: банкротство или слияние, и слияние рассматривается как более приемлемая мера.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (Новая редакция инструкции Банка России от 30.01.96    № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций").

2.     Указание Банка России от 31.12.97 № 123-У “О внесении изменений и дополнений к Инструкции Банка России от 01.10.97 № 1 “О порядке регулирования деятельности банков”.

3.     Указание от 29.01.98 № 153-У "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков".

4.     Указание Банка России от 27.03.98 № 192-У "О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков".

5.     Положение Банка России от 01.06.98 № 31-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций".

6.     Инструкция Банка России от 01.10.97 № 17 "О составлении финансовой отчетности" (новая редакция Временной инструкции Банка России от 24.08.93 № 17 "По составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками").

7.     Указание Банка России от 12.05.98 № 225-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 17".

8.     Письмо Банка России от 28.02.97 № 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций".

9.     Приказ Банка России от 25.09.97 № 02-414 "О внесении изменений в письмо Банка России от 28.02.97 № 419 в связи с переходом на новый План счетов бухгалтерского учета".

10.  Инструкция Банка России от 31.03.97 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности".

11.  Письмо Банка России от 28.07.97 № 492 "О применении отдельных положений инструкции Банка России от 31.03.97 № 59".

12.  Указание Банка России от 14.11.97 № 20-У " О внесении изменений в инструкцию Банка России от 31.03.97 № 59".

13.  Письмо Банка России от 02.04.98 № 85-Т "О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям".

14.  Письмо Банка России от 18.11.97 № 05-15-3-1/1193 "О порядке обращений в Банк России по вопросам соблюдения кредитными организациями пруденциальных норм деятельности".

15.  Положение Банка России от 28.08.97 № 509 "Об организации внутреннего контроля в банках".

16.  Положение Банка России от 08.09.97 № 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации".

17.  Письмо Банка России от 22.12.94 № 132 "О публикуемой отчетности коммерческих банков".

18.  Письмо Банка России от 28.05.97 № 457 "О критериях определения финансового состояния банков".

19.  Письмо Банка России от 23.12.96 № 383 "О порядке осуществления пруденциального банковского надзора за Сберегательным банком Российской Федерации".

20.  Письмо Банка России от 18.09.97 № 01-15-973 "О совершенствовании взаимодействия подразделений территориальных учреждений Банка России по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций".

21.  Письмо Банка России от 20.06.97 № 473 "О мерах по усилению контроля за достоверностью отчетности кредитных организаций".

22.  Письмо ЦБР от 28 мая 1997 года №457 “О критериях определения финансового состояния банков”.

23.  Письмо ЦБР от 22 ноября 1996 №363 “О планах санации кредитных организаций” (С изменениями от 30 апреля 1997) (с Приложением № 1).

24.  Письмо ЦБР от 30 апреля 1997 года № 443 “О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями” (с Приложением к письму).

25.  Указание ЦБР от 13 ноября 197 года № 18-У “О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 №513».

26.  Указание “О годовом бухгалтерском отчете и отчетности кредитных организаций, предоставляемой в рамках надзора” от 25 декабря 1998 года № 452-У.

27.  Указание № 429-У от 30 ноября 1998 года “О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 31.03.97 года № 59 “О применении к кредитным организациям мер воздействия  за нарушения пруденциальных норм деятельности”.

28.  Бюллетень банковской статистики // -1999. -№4.

29.  Текущее состояние банковской системы // Банковская Газета. – 1999. - №3 (141) Февраль.

30.  Востриков П., Логинов Л. Особенности реорганизации банков в форме слияния и присоединения // Банковское дело в Москве. –1998. - №2.  – с.14-15.

31.  Геращенко В.В. О ситуации в банковской системе и проблемах ее реструктуризации // Доклад Председателя Банка России на IX съезде Ассоциации российских банков. – 1999.

32.  Ивин Н.И. Санация проблемных банков. Некоторые итоги года // Банковское дело в Москве. –1998. - №2. –с.12-13.

33.  Лунтовский Г.И. Проблема оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт // Деньги и Кредит. –1998. - №6. – с.44-46.

34. Турбанов А.В. Банковская система Российской Федерации: проблемы реструктуризации // Деньги и Кредит. –1998. - №2. – с.3-7.

35.  Л.П. Белых. Устойчивость коммерческих банков. М., 1996.

36.  А.П. Ковалев. Диагностика банкротства. М., 1995.

37.  Г.С. Панова. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М., 1996.

38.  Http://www.arko.ru

39.  Http://www.aton.ru.

40.  Http://www.rbc.ru.

41.  РТР-Вести.RU. 11.07.2003. #"#">http://www.bank.ru.

44.  А.М. Тавасиев «Банковское дело» Управление и технологии. М., 2001г.

45.  В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая, издание 4, «Банковское дело» учебник, М. «финансы и статистика» 2002г.

46.  Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. М., ЮНИТИ, 1996г.

47. Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. М., Финансы и статистика, 2000г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты