p> Особенности безработицы в российской переходной экономике
Переход к рыночной экономике предполагает формирование и рынка труда.
Это означает ликвидацию свойственной плановой экономике скрытой
безработицы, неизбежное вытеснение из производства значительной части
занятых. Так и произошло во всех бывших социалистических странах.
Роль государства в переходной экономике
Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой
системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы,
необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований.
Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике,
умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка
привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном
процессе.
На деле, роль государства при некотором изменении его функций в
переходной экономике возрастает. Если в прежней «истоме всесильное
тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет
функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающемся кризисом
плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно
способствовать формированию новой будущей системы.
Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике: во-
первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической
либерализации, формирования институтов рыночной инфраструктуры, проведение
антимонопольной политики и т.п.; во-вторых, руководство процессом
приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, опенка
приватизируемого государственного имущества в т.д., в-третьих, крайне
важное, - чего особенно недостает российской переходной экономике, —
обеспечение правовой основы всех преобразований; в-четвертых, умелое
проведение макроэкономической политики— кредитно-денежной, налоговой,
политики доходов в Др.
Конечно, правильная макроэкономическая политика государства не сможет
устранить полностью макроэкономическое неравновесие, свойственное
содержанию переходной экономики. Но она может обеспечить оптимальный
вариант преобразований, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее
разрушительных форм (например, гиперинфляции). Глубинной задачей такой
политики на начальном этапе переходного процесса является преодоление спада
производства и обеспечение экономического роста. Ряд стран Центральной и
Восточной Европы решили эту задачу уже в 1993—1994 гг. Предварительным
условием ее решения является создание благоприятной атмосферы для
экономического роста: заинтересованности в производственных инвестициях,
приемлемой ставки процента, низких темпов инфляции и т.п. Такие задачи
решала российская экономика в 1995—1996 гг.
Центральной задачей начального этапа перехода от плановой системы к
рыночной является преодоление развернувшегося инфляционного процесса,
обеспечение финансовой стабилизации. В целом борьба с инфляцией ведется по
двум основным направлениям: прекращение Центральным Банком финансирования
дефицита государственного бюджета (т.е. по сути, чистой эмиссии денег) и
обеспечение жесткой кредитно-денежной политики. В свою очередь, эти
направления реализуются через два различных механизма: ортодоксальный и
гетеродоксальный. Ортодоксальный механизм (примененный в России) опирается
в своем осуществлении на контроль за предложением денег и валютным курсом.
Гетеродоксальный (примеиеиный в большинстве стран Центральной и Восточной
Европы) добавляет к этим двум «якорям» (денежная масса и валютный курс) еще
один — политика (деяндексация) доходов.
9. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Их роль в расширенном воспроизводстве
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими
товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства
определяются экономическим строем общества, природой и функциями
государства. Финансы - историческая категория. Они появились одновременно с
возникновением государства при расслоении общества на классы. В условиях
капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий
характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с
образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в
процессе распределения и перераспределения национального дохода. Располагая
огромными фондами денежных средств, государство оказывает воздействие на
процесс воспроизводства, аккумулирует ресурсы не только бюджетной системы,
но и многочисленных внебюджетных фондов. Финансы предприятий различных форм
собственности, являются основой финансовых отношений. В развитых зарубежных
странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества.
Выпуск акций – одна из мощных форм мобилизации капитала. Она позволяет
трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без
акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка
корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко
ограничило бы возможности их роста. Финансы предприятий обслуживают
кругооборот огромных фондов денежных средств. Таким образом финансовые
отношения охватывают две сферы: экономические денежные отношения, связанные с формированием и
использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых
в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных
фондах; экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот
децентрализованных денежных фондов предприятий.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с
формированием, распре- делением и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и
значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в
экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают
финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и
по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью
которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных
производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и
перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода,
орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и
фондов.
10. Финансовый рынок. Его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
Переход к рынку не возможен без финансового рынка. Финансовый
рынок–совокупность эконо- мических отношений, связанных с распределением
финансовых ресурсов, куплей, продажей временно свободных денежных средств и
ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-
кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются
государственные предприятия, различных форм собственности и отдельные
граждане.
Главной функцией финансового рынка, являются обеспечение движения
денежных средств от кредиторов к заемщику и обратно. Финансовый рынок
выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов
предприятий и объединений, а также населения между собой, между субъектами
хозяйствования и отраслями экономики.
Основными составляющими финансового рынка являются:
Кредитный рынок
Рынок ценных бумаг
Денежный рынок
Кредитный рынок предполагает перераспределение денежных средств путем
их предоставления владельцами ссуду на основе платности, срочности и
возвратности. Кредит – это форма движения ссудного капитала. На рынке
капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности
национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в
свободных финансовых ресурсах. Рынок ссудных капиталов как один из
финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений,
связанных с процессом обеспечения кругооборота ссудного капитала. Основные
участники этого рынка:
1)первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на
различных началах мобилизуемых банками и превращаемых в ссудный капитал;
2)специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций,
осуществляющих непосредственное привлечение денежных средств, превращение
их в ссудный капитал и последующую временную передачу его заемщикам на
возвратной основе за плату в виде процента;
3)заемщики в лице юридических, физических лиц и государства.
Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитных ресурсов,
рынок ссудных капиталов может быть дифференцирован на четыре базовых
сегмента: денежный рынок; рынок капиталов; фондовый рынок; ипотечный рынок.
Каждый из перечисленных сегментов рынка имеет специфические особенности
в части его организации и функционирования, что на практике привело к
созданию коммерческих банков, специализированных финансово-кредитных
институтов(инвестиционных, ипотечных и т.п.) По форме существуют следующие
виды кредита:
Коммерческий кредит - одна из форм кредитных отношений в экономике,
породившая вексельное обращение и активно способствовавшая развитию
безналичного денежного оборота. Потребительский кредит – главный отличи-
тельный его признак, целевая форма кредитования физических лиц.
Государственный кредит -основной признак, непременное участие государства в
лице органов исполнительной власти. Осуществляя функции кредитора,
государство через центральный банк производит кредитование. Международный
кредит рассматривается как совокупность кредитных отношений функционирующих
на международном уровне. Ростовщический кредит специфическая форма кредита.
В современных российских условиях получил определенное распространение
Рынок ценных бумаг – это совокупность отношения финансового рынка,
связанного с выпуском и обращением ценных бумаг. Создание рынка ценных
бумаг в России проходило достаточно сложно, наполнение рынка ценными
бумагами осуществлялось медленно из-за отсутствия процесса приватизации.
Процесс формирования рынка ценных бумаг занял около пяти лет и имеет
следующую структуру:
- на первичном рынке ценных бумаг осуществляется продажа всех
существующих видов ценных бумаг. Реализация на первичном рынке происходит
через фондовые магазины, а также действующую систему посредников(брокеров и
коммерческие банки)
- вторичный рынок – фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж
осуществляют перепродажу ранее выпущенных ценных бумаг.
Денежный рынок предполагает выпуск в обращение денежной наличности
путем расчета ее количества на основе расчета ВВП. При этом с
корректировкой на инфляцию и стагнацию.
При формировании финансового рынка особое внимание уделяется рынку
ценных бумаг. При формировании рынка ценных бумаг он распределяется на
биржевой и перераспределительный. Развитие рынка ценных бумаг
регламентируется количеством инвесторов и нормативно-законодательными
актами. При формировании рынка ценных бумаг особое место уделяется
облигациям. Государство выпускает их совместно со сбербанком для
аккумулирования свободных денежных средств на счетах государства для
выполнения особых задач. При размещении облигаций необходимо помнить сроки:
краткосрочные до 1 года; среднесрочные от 5 до10 лет; долгосрочные от 15 до
20 лет
Размещением занимается Центробанк бумажным и безбумажным способом.
Выпускаются бескупонные облигации ГКО, векселя ГКВ и Казначейские
обязательства КО.
К числу ценных бумаг относятся депозитные сертификаты – именные и на
получателя. Условия выпуска регламентируются Центробанком.
Финансовый рынок предполагает тесное взаимодействие капитала с рынком
ценных бумаг.
Финансы- выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями
в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации
продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании
централизованных денежных средств и их распределении. Главным материальным
источником денежных фондов выступает национальный доход страны – вновь
созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом
потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Без
участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы –
неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального
дохода. С помощью финансов осуществляется вторичное распределение или
перераспределение национального дохода. Таким образом, финансы - это
распределительная категория, но вместе с тем следует отметить, что
распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем
использования цен и кредита. Финансы и кредит взаимосвязанные категории, в
сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на
расширенной основе. Расширенное воспроизводство включает непрерывное
возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной
части – национального дохода, воспроизводство рабочей силы и
производственных отношений. Сущность финансов проявляется в их функциях.
Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную,
осуществляемые ими одновременно. Распределительная функция финансов
заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов.
Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди
участников материального производства. Перераспределение национального
дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением
средств, а также с наличием наряду с производственной непроизводственной
сферы, в которой национальный доход не создается. В результате
перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы
в отраслях непроизводственной сферы ( налоги).
Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом
формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно
отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в
контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их
по целевому назначению.
Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства
через финансы в процесс воспроизводства. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий часть хозяйственного механизма.
11. Управление финансами. Государственные органы управления финансами
Органы управления финансами и их функции. 1)Минфин РФ: подготавливает
предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ,
развитию бюджетного федерализма и механизма внебюджетных отношений с
субъектами РФ; участвует в разработке прогнозов социально-экономического
развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективы; участвует в
подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной,
инвестиционной, налоговой политики; разрабатывает проекты федерального
бюджета, исполняет фед. бюджет; проводит с участием ЦБ РФ гос. политику в
области эмиссии и размещения гос. ц.б.; подготавливает предложения по
формированию и использованию средств гос. внебюджетных фондов и целевых
бюджетных фондов и др. 2) Министерство по налогам и сборам РФ: проводит
непосредственно и организует работу гос. налоговых инспекций (ГНИ) по
осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства;
разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и др. налоговых
документов; производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях
проверки ден. документов, регистров бух. учета, отчетов, планов, смет и др.
документов; осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы НИ в
субъектах РФ; координирует работу по взаимодействию с органами гос. власти
и управления всех уровней и др. 3)Учреждения ЦБ РФ: Принимают и зачисляют
средства, поступающие в доходы бюджетов; распределяют в установленных
размерах доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов,
производит отчисления от поступлений по налогам и другим доходам в местный
бюджет; выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих
бюджетов; ведут учёт доходов и расходов федерального бюджета и бюджета
субъектов РФ и представляют в установленные сроки отчёты о кассовом
исполнении этих бюджетов в вышестоящем учреждениям ЦБ и фин.органам, ведут
учёт средств местных бюджетов; производят расчётное кассовое обслуживание
учреждений и организаций, состоящих на федеральных, субфедеральных и
местных бюджетах; осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных
средств. 4)Министерство гос. имущества РФ: координирует деятельность
соответствующих фед. органов в области управления и распоряжения фед.
собственностью; организует и контролирует реализацию программы
приватизации; организует учет фед. имущества и ведение его реестра; создает
комиссии по приватизации фед. имущества; осуществляет преобразование гос.
унитарных предприятий в ОАО; разрабатывает и издает в пределах своей
компетенции предусмотренные законом, программой приватизации нормативные
правовые акты, регулирующие процесс приватизации гос. имущества и др.
5)Счетная палата РФ: организация и осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей фед. бюджета и гос. внебюджетных
фондов по объемам, структуре и целевому назначению; оценка обоснованности
доходных и расходных статей бюджетов; контроль за законностью и
своевременностью движения средств фед. бюджета и средств внебюджетных
фондов в ЦБ РФ; регулярное представление Совету Федерации и Гос. Думе
информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых
контрольных мероприятий и др. 6)Федеральное казначейство РФ: организация
бюджетного и фин. исполнения фед. бюджета и гос. внебюджетных фондов,
исходя из принципа единства кассы; ведение сводного реестра распорядителей
средств фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов и фед. внебюджетных средств;
управление доходами и расходами фед. бюджета; организация и ведение
операций по счету гос. казны; управление и обслуживание гос. внутреннего и
внешнего дога совместно с ЦБ РФ; организация осуществления взаимных
расчетов между фед. бюджетом и бюджетами субъектов РФ и др.
12. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции
Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов
власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой
деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий,
учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль
за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе
формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической
эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности
произведенных расходов. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и
права как государства и его учреждений, так и всех других экономических
субъектов. Государственный финансовый контроль пред- назначен для
реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой
стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение
бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за
финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений,
государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со
стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь
сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и
др. платежи. Система финансового контроля включает следующие элементы: ведомство главного ревизора- аудитора (счетная палата) с подчинением
непосредственно парламенту или президенту. Главная цель этого ведомства –
общий контроль за расходованием государственных средств; налоговое ведовство с подчинением правительству или министерству
финансов страны, контролирующее поступление налогов; контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и
ревизии подведомственных учреждений; негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой
основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых
операций; службы внутреннего контроля.
Финансовый контроль можно классифицировать по разным критериям:
- времени проведения(предварительный, текущий, последующий); субъектам контроля(президентский, контроль представительных органов
власти, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский) сфере финансовой деятельности(бюджетный, налоговый, валютный,
кредитный, страховой) форме проведения (обязательный - внешний, инициативный - внутренний) методам проведения (проверки, обследования, надзор, анализ хоз.
деятельности, наблюдение, ревизии.
Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов
созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Гос.
Думы, Счетная палата РФ.
В настоящее время Комитет Гос. Думы и соответствующие подкомитеты
проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.
13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев
Понятие “финансовая система” является развитием более общего понятия
“финансы”. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в
каждом звене финансов эти отношения проявляются по разному, имеют свою
специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс
воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Таким образом, каждое
звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых
отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер
финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды
денежных средств.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды;
государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных
форм собственности.
Первые три блока относятся к централизованным финансам и используются
для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и
используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.
Бюджетная система РФ включает три звена: республиканский бюджет РФ, или
федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими
доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не
включаются в федеральный республиканский бюджет.
Второе звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Они
имеют строго целевое назначение - расширять социальные услуги населению,
стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными
ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников
формирования, назначения и масштабов использования подразделяются на
централизованные и децентрализованные, а также на: экономические
внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды
конверсии. Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное
значение в их состав входят :
Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых
взносов работодателей, дотации из федерального бюджета и ресурсов,
получаемых от собственных инвестиций
Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту,
инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных
пенсий, а также пособий на детей.
Фонд социального страхования создан с целью реализации государством
социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого
социального налога, дотаций Федерального бюджета, кредитные ресурсы,
собственные средства, полученные в результате использования свободных
средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и
родам, на рождение ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное
лечение.
Фонд отделения медицинского страхования финансирует учреждения
здравоохранения с целью предоставления минимального объема медицинских
услуг гражданам РФ на всей территории государства. ФФОМС осуществляет
финансирование федеральных программ, связанных с научными исследованиями в
сфере медицины, перераспределение ресурсов между территориальными фондами
медицинского страхования. ТФОМС аккумулирует ресурсы, полученные от части
ЕСН, Федерального бюджета и ФФОМС.ТФОМС осуществляет финансирование
объектов здравоохранения, находящихся на территории.
Децентрализованные внебюджетные фонды создаются для решения
территориальных, межотраслевых задач:
Фонд научно- исследовательских и опытно конструкторских разработок,
создан для научно-исследовательских работ. Источником формирования являются
отчисления от реализации продукции предприятий и организаций.
Государственный фонд конверсий- источником служат бюджетные
ассигнования . Средства направляются предприятиям военно-промышленного
комплекса для переоснащения для выпуска гражданской продукции
Фонд содействия развития малых форм предпринимательства.
Фонд развития жилищной сферы, создается региональными и местными
органами.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений,
складывающихся в процессе привлечения или использования финансовых ресурсов
при условии, что государство выступает в качестве заемщика, кредитора или
гаранта. От кредита, гос. Кредит отличается тем, что привлекаемые
финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов.
Основной объем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан
с ролью государства как заемщика. Используя гос. Кредит как основной
финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие
отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос.
Кредита, является привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.
Финансы фондов страхования – это общественные отношения, которые
складываются в процессе перераспределения и использования денежных фондов
мобилизации с целью снижения отрицательного влияния всех видов рисков. В
настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования
как инструментам регулирования экономических и социальных процессов.
Финансы предприятий различных форм собственности являются базисным
звеном финансовой системы. В данном звене создается главным образом
национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4
звеньев пере- распределяется в интересах государства. Финансы предприятий
всех форм собственности обслуживают сферу негосударственных финансов, от
них зависит фин. состояние государственных финансов Сфера полномочий
Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными
денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная
палата обязана также контролировать состояние внутреннего и внешнего долга
РФ.
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с
Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания
федеральных законов.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения
федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов,
денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность
министерств и ведомств, специальных органов финансового контроля.
Министерство финансов разрабатывает и контролирует финансовую политику
страны, поступление и расходование бюджетных средств и средств
федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля,
использование государственных инвестиций.
Контрольно – ревизионное управление Минфина и его органы на местах
осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных
предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов
всех уровней и внебюджетных фондов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную
политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя
жесткий контроль за поступлением и использованием государственных средств.
Государственная налоговая служба – обеспечивает единую систему контроля
за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты налогов и др. обязательных платежей.
Органы налоговой полиции - обеспечивают экономическую безопасность РФ
и укрепляют дисциплину в области налогообложения, выявляют, предупреждают и
пресекают налоговые преступления и правонарушения, обеспечивают
безопасность налоговых инспекций, его сотрудников.
Федеральная служба страхового надзора Росстрахнадзор (существуют
территориальные и группам областей) – осуществляют надзор за страховой
деятельностью и регулируют единый страховой рынок, контролируют
обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.
Центральный банк России – организует и контролирует денежно-кредитные
отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих
банков.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными
подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и др.
органов государственного управления за финансово-хозяйственной
деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.
К негосударственным видам финансового контроля относятся
внутрихозяйственный и аудиторский контроль.
- Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим
предприятием, его экономическими службами. Он подразделяется на оперативный
и стратегический. Оперативный проводится главным бухгалтером в процессе
хозяйственной деятельности; стратегический предполагает разработку решений
по использованию финансовых ресурсов
Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый
контроль, устанавливает достоверность бухгалтерской и финансовой
отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций
нормативным актам, действующим в РФ. Аудиторская проверка может быть
обязательной и инициативной.
14. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. В бюджете
ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения.
Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование
затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств
удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные
сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и
безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет
бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования
затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов,
которым располагает правительство страны для финансирования
государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых
социально-экономических функций. Функции гос.бюджета: распределительная –
проявляется через формирование и использование централизованных фондов
денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и
управления; контрольная – предполагает возможность и обязательность
государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных
средств. Виды бюджетов: 1) Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный
бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные
бюджета субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е.
бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты. 2) Федеральный
бюджет создается для выполнения центральными органами власти их
обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального
дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными
слоями населения. 3) Региональные бюджеты — предназначены для финансового
обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления
субъекта Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития
регионов, пропорционального развития производственной и непроизводственной
сфер на подведомственных территориях.
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов
государства. Самым важным источником государственных доходов являются
различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие
категории: 1)Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и
импортные тарифы; 2)Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе
отчисления из заработной платы на социальное страхование; 3)Налоги на
собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения,
сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на
наследство. Государственные расходы также могут быть разделены на четыре
категории: 1)Потребление в государственном секторе; 2)Государственные
инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как
затраты на дорожное строительство или строительство портов; 3)Трансферты
частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по
безработице, льготы ветеранам и другие платежи; 4)Проценты по
государственным долгам. Расходы показывают направление и цели бюджетных
ассигнований.
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета
превосходят его доходы. Причины бюджетного дефицита: спад общественного
производства; рост предельных издержек общественного производства; массовый
выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот «теневого» капитала в
огромных масштабах; возможной причиной бюджетного дефицита являются
огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери
произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному
учету. Источники покрытия бюджетного дефицита: в экономических системах с
фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь
двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это
государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем
с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье
денег.
15. Основные звенья и процессы бюджетного федерализма, проблемы его реализации и перспективы совершенствования
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между
центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного
самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.
Принципы:
1)законодательное разграничение полномочий по расходам между органами
власти всех уровней;
2)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми
ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3)обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех
звеньев бюджетной системы;
4)наличие единых для каждого звена БС формализованных прозрачных
методов регулирования бюджетов;
5)самостоятельность и равноправие каждого бюджета, выражающееся в
самостоятельности бюджетного процесса
Все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отеношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной
власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих
бюджетов.
Взаимоотношения бюджетов субъектов РФ с федеральным бюджетом и местных
бюджетов с региональными бюджетами строятся на использовании единой
методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление
государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи
территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и
региональных налогов.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и
регулирующих.
Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе
полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Регулирующие доходы - это федеральные и региональные налоги и иные
платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на
долговременной основе по разным видам таких доходов.
К регулирующим доходам относят:
-трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных
фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по
установленным правительством методике и формуле.
-дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия
текущих расходов.
-субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной
основах для осуществления целевых расходов.
-субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого
уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов,
дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования
доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из
других бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.
Основным каналом предоставления финансовой помощи из федерального
бюджета является Фонд финансовой поддержки регионов. Важнейшим направлением
развития бюджетного федерализма в 1999-2001гг. стало совершенствование
распределения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки
регионов-субъектов РФ (ФФПР). В результате выработана новая методика
распределения, в соответствии с которой, размер трансферта зависит от
величины рассчитываемых по всем субъектам РФ удельных (душевых) валовых
налоговых ресурсов (ВНР). Они приводятся к сопоставимому виду посредством
формулы:
ВНРiпр=(а*ИНПi)/ИБРi, где
ВНРiпр – приведенные удельные валовые налоговые ресурсы i-го субъекта
федерации, а - прогнозируемый на год средний уровень налоговых доходов
субъектов РФ в расчете на душу населения; ИНПi – индекс налогового
потенциала i-го субъекта РФ; ИБРi – индекс бюджетных расходов i-го субъекта
РФ.
Определение размера трансфертов проводится в два этапа. Первая часть
ФФПР (80% от общего объема) распределяется между субъектами РФ, для которых
приведенные удельные ВНР меньше среднероссийского показателя,
пропорционально их отклонениям от этого уровня.
На втором этапе оставшиеся 20% общего объема ФФПР распределяются
между наименее обеспеченными субъектами федерации так, чтобы довести
бюджетную обеспеченность этих территорий до одного и того же, максимально
возможного при данном объеме ФФПР, уровня. В результате общая величина
трансфертов таким субъектам РФ складывается их двух частей.
Методикой предусмотрено также выделение субъектам РФ в пределах
рассчитанных сумм трансфертов целевых средств на закупку и доставку
продукции в районы с ограниченными сроками завоза и на компенсацию
повышенных тарифов на электроэнергию для территорий Дальнего Востока и
Архангельской области.
Таким образом, основу методики составляет определение для каждого
субъекта РФ индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных
расходов (ИБР).