Рефераты

Шпоры на госэкзамены

p> Расчетный R восстановления платежеспособности определяют как сумму фактического значения R текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого R между окончание и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления платежеспособности.

32. Сущность и виды финансового планирования. Система финансовых планов

(бюджетирование)

Финансовое планирование на предприятии – это планирование всех доходов и направления расходов ден.средств для обеспечения развития предприятия.
Оно осуществляется посредством составления финансового плана. Выделяют перспективные, текущие и оперативные фин.планы. Сочетание перспективного и текущего планирования представляет собой бизнес-план, который разрабатывается от 3-х до 5-ти лет. Он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечение конкретного инвестора на определённых условиях для создания новых предприятий или финансирования новых производственных программ. Составление бизнес-плана способствует внутреннему управлению предприятием, т.к. он разрабатывается на основе построения целей, способствует их реализации, увязки финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Это заставляет менеджеров анализировать и прогнозировать ситуацию, изучать возможности фирмы, что позволяет принимать более квалифицированные решения. Основная часть бизнес-плана имеет организационный и производственный характер. Данные разделы дают информацию о продукции, планируемой к производству, её качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта, примерной цене продажи, затратах на производство. В состав бизнес-плана входит детально разработанный план производства и маркетинговых исследований. Юридические план используется для решения проблем финансовой обеспеченности нового предприятия, где определяется его форма собственности и вид деятельности. Завершающая часть бизнес-плана – финансовый план, где отражаются данные об объёмах продаж, общей прибыли, объёме инвестиций, использовании собственных средств, срок окупаемости вложений, издержки производства и обращения, процентные отношения доходов и расходов. Прогноз объёма продаж составляется на 3-ри года по конкретному виду продукции: 1-й год – помесячно, 2-й – поквартально, 3-й – в целом на год. Баланс доходов и расходов по конкретному виду продукции составляется для сопоставления выручки от реализации продукции и затрат на её производство во временном разрезе. В состав фин.плана входит план доходов и расходов, баланс активов и пассивов фирмы. План доходов включает: Остаток ден.средств на начало периода в кассе и на счетах; поступление средств; всего наличных средств, издержки; итого расходов, общий доход. План расходов: весь капитал; доходы до уплаты налогов; приобретенные активы; выплаты по займам; резервы; организационные и прочие расходы; итого. Баланс активов и пассивов составляется для оценки в какие виды активов направлять ден.средства и за счет каких пассивов предполагается финансировать приобретение или создание этих активов.

В настоящее время финансовый контроль в РФ осуществляется в нескольких формах:

1)Государственный контроль (по уровню власти). По линии законодательной
(представительной) власти высшим органом финансового контроля является
Счётная Палата Федерального Собрания РФ. В обязанности Счётной Палаты входит организация, контроль за своевременным исполнением доходной и расходной части бюджета – как федерального бюджета, так и по формам бюджета в федерации. Осуществляемый Счётной Палатой контроль распространяется на все государственные органы и учреждения, предприятия РФ, а также на предприятия, которые в своей деятельности используют бюджетные средства.
Контроль, осуществляемый Счётной Палатой проводится как по линии исполнения бюджета РФ в целом, так и по территории РФ, особенной, что касается средств, выделенных территориями на финансирование целевых мероприятий.
Состав Счётной Палаты и её руководства утверждается Федеральным Собранием, а также планы, работы и отчёты Счётной Палаты. Материалы проверок Счётная
Палата предоставляет в Администрацию Президента и в Генеральную Прокуратуру
РФ. Счётная Палата является законотворческим органом в сфере подготовки актов, осуществляемых аудиторской деятельностью в РФ.

2)По линии других ветвей власти формами контроля наделены: Министерство
Финансов РФ; Министерство по налогам и сборам РФ; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю; Государственный таможенный комитет;
Министерство государственного имущества;

Министерство Финансов РФ – обеспечивает на территории РФ единство бюджетной политики, а также единство налоговой, валютной политики и осуществляет контролирующую и координирующую деятельность всех служб и организаций, созданных при Правительстве РФ, а также органов власти по территории РФ. МинФин создаёт специальные департаменты, осуществляющие руководство бухгалтерским учётом и отчётности, налоговой политики, порядок продажи и использования валютной выручки, департаменты по лицензированию банковской, страховой, фондовой аудиторской деятельности и другие. При
МинФине создан Центр Аттестационной комиссии на осуществление обучения и выдачи сертификатов лицам на различные виды финансовой деятельности или финансового контроля. Министерство по налогам и сборам РФ – обеспечивает формирование доходной части федеральных и региональных бюджетов. На него возложен финансовый контроль за правильность определения налогооблагаемой базы по различным видам налогов, своевременность их взыскания, контроль за органами налогового учёта по юридическим и физическим лицам.
Государственный таможенный комитет – обеспечивает исполнение законов по импортно-экспортным операциям, а также контроль за сбором и исчислением таможенных пошлин, движением валюты через границу, культовых ценностей, за исполнением ограничений на ввоз и вывоз различной продукции и сырья.
Министерство государственного имущества – занимается размещением государственного имущества по предприятиям, сбором дивидендов за пользование данным имуществом, устанавливает правила приватизации государственного имущества, проводит торги и размещает государственное имущество в хозяйственных субъектах через конкурсы, устанавливает тарифы за аренду государственного имущества, определяет попеременную плату, квоты на лов рыбы, вывоз редкоземельных элементов и т.д.

3)Президентский контроль (при Администрации президента РФ). Главное контролирующее учреждение – Администрация Президента РФ, которая занимается финансовым контролем за исполнением решений Правительства через бюджеты РФ, а также за использованием выделенных средств из президентских фондов
(социально-культурные фонды). Отсутствие в настоящее время внутриведомственного контроля предполагает создание хорошо отлаженной системы аудиторской службы по РФ. Бюджетным кодексом РФ предусматривается организация обязательных ведомств контроля, коммерческих банков и других хозяйственных субъектов.

В соответствии с действующим законодательством в настоящее время действуют следующие стандарты: 1)Планирование аудита; 2)Изучение и оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля; 3)Аудиторская выборка;
4)Аудиторские доказательства; 5)Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчётности; 6)Документирование аудита; 7)Разъяснение, представленных документов руководством проверяемого экономического субъекта; 8)Порядок составления аудиторского заключения по бухгалтерской отчётности; 9)Внутрифирменный контроль качества аудита.

Формирование бюджета – это процесс, формирования финансовых показателей деятельности предприятия. Техника составления бюджета предусматривает 9-11 шагов, последовательность формирования бюджета определяется руководителем предприятия: 1)Бюджет продаж составляется с учетом: уровня спроса на продукцию предприятия, географию сбыта, категории покупателей, сезонных факторов и прочих аналогичных факторов. Бюджет продаж должен отражать квартальный или месячный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. Цены на продукцию должны планироваться с учетом ожидаемой инфляции. Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потока денежных средств. 2) Расчет коммерческих расходов должен соотносится с объемом продаж. Он производится по группам расходов, учитывая типы продукции, типы покупателей, географию сбыта, вид торговли (реализации). Большую часть коммерческих расходов составляют затраты на продвижение товаров на рынок, рекламу, транспортировку. 3) Бюджет производства – представляет собой план выпуска продукции в натуральных показателях, составляется исходя из бюджета продаж. При его составлении необходимо учитывать производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, величину внешних закупок и др. 4) Бюджет производственных запасов – включает информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета: прогноза о прибылях и убытках – в частности подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции; прогноза балансового отчета – в части подготовки данных по оборотным средствам (сырье, материалы и др.) на конец планируемого периода. 5) Бюджет прямых затрат на материалы – формируется исходя из объема закупок сырья и материалов, из ожидаемого объема их использования и предполагаемого уровня запасов. 6) Бюджет прямых затрат на оплату труда – зависит от вида продукции, трудоемкости изготовления и расценок на оплату труда за один час работы. На предприятиях, где существуют разные формы оплаты труда, выделяют финансовую и сдельную части оплаты труда. 7)Бюджет общепроизводственных накладных расходов – включает все затраты, связанные с производством продукции, за исключением затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда. 8) Бюджет управленческих расходов включает в себя затраты на содержание управленческих отделов ( отдел кадров, АСУ, юридический отдел, плановый отдел и т.д. ), освещение, отопление офисов, сооружений производственного назначения, услуг связи и т.п. 9)Отчет (прогноз) о прибылях и убытках – первый из итоговых документов основного бюджета, показывающий, какой доход должно заработать предприятие и какие затраты понести. 10) Балансовый отчет
(прогнозный) показывает, какими средствами финансирования предприятие обладает, как они используются, и характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату. 11) Составление бюджета потока денежных средств – его основа – составленные бюджеты и в первую очередь прогноз объема продаж.

33. Базовые концепции финансового менеджмента. Основные прогнозно- аналитические методы, используемые в финансовом менеджменте

Концепция представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.

1) Концепция денежного потока предполагает: а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока генерируемого в различные моменты времени; г) оценку риска связанного с данным потоком и способ его учета.

2) Временная ценность денег – неравноценность денежных ресурсов во времени, обусловлена: а) инфляцией; б) риском не получения ожидаемой прибыли; в) оборачиваемость.

3) Концепция компромисса между риском и доходностью, предполагает достижения разумного соотношения между ними.

4) Концепция стоимости капитала показывает минимальный уровень дохода необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника позволяющего не оказаться в убытке.

5) Эффективности рынка – отражает на сколько быстро информация отражается на ценах и степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации всем участникам рынка.

6) Концепция ассимитричной информации способствует существованию рынка капитала.

7) Концепция агентских отношений обусловлена усложнением организации форм бизнеса, т.е. разделением функций владения и управления.

8) Концепция альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей.

Все многообразие методов использования в финансовом менеджменте можно разделить на 2 группы:

1. Не формализованные методы основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне. К ним относятся: методы экспертных оценок, сценариев, психологические и морфологические сравнения и построение аналитических таблиц.

2. Формализованные: а) традиционные методы – относительные и средние величины, сравнение, группировка, графический, балансовый; б) способы детерминированного факторного анализа – индексный метод, метод цепной подстановки, способ абсолютных разниц, интегральный метод, способ логарифмирования; в) способы стахостического факторного анализа – корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ; г) Способы оптимизации показателей – программирование, теория игр, теория массового обслуживания.

34. Источники средств предприятия и методы финансирования. Управление структурой и стоимостью капитала

Основные сферы использования показателей стоимости капитала: стоимость капитала служит мерой прибыльности операционной деятельности.

Показатель стоимости капитала используется как критерий в процессе осуществления реального инвестирования.

Уровень стоимости капитала является основным измерителем уровня рыночной стоимости предприятия.

Стоимость капитала является критерием оценки и формирования соответствующих типов политики финансирования предприятия своих активов.

Поскольку предприятие финансирует свою деятельность из различных источников каждый из которых имеет свою цену, то для обобщенной оценки эффективности авансирования средств необходим общий показатель. Таким обобщающим показателем выступает средневзвешенная цена или средневзвешенная стоимость капитала. Которая отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал.

ССК=[pic]ki * di/100%, где ki-цена i источника, di- доля i источника.
Наращивание экономического потенциала предприятия, как за счет собственных средств, так и за счет заемных. При этом необходимо определять предельную цену капитала. Предельная цена капитала характеризует прирост средневзвешенной стоимости капитала к сумме каждой новой его единицы дополнительно привлекаемой предприятием. ПСК=абсолют.ССК/абсолют.К.

Динамика этого показателя должна быть учтена в процессе управления финансовой деятельностью предприятия.

Оптимальная структура капитала – это такое соотношение использования собственных и заемных средств при котором обеспечивается наибольшая пропорциональность между коэфф. финансовой рентабельности и коэфф.
Финансовой устойчивости предприятия. оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности.

Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости.

Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков.

В зависимости от того за счет каких источников финансируются активы выделяют три подхода: консервативный, умеренный, агрессивный.

35. Методы оценки финансовых активов. Риск и доходность финансовых активов

Фин.актив как любой другой товар может быть охарактеризован с различных позиций. Соответственно он имеет некоторые характеристики: цена, стоимость, доходность, риск. Таким образом каждый момент времени рыночная цена актива существует в единственном числе, а внутренняя стоимость множественна. Можно выделить несколько правил которые позволяют провести различия между ценой и стоимостью актива: стоимость – расчетный показатель, а цена декларированный.

В любой конкретный момент времени цена однозначна, а стоимость – многозначна.

Стоимость – первична, а цена – вторична.

Фундаментальный подход основан на том, что любая ценная бумага имеет внутренне присущую ей ценность которая может быть количественно оценена как дисконтированная стоимость будущих поступлений.

Технократический подход основывается на информации динамики цены актива в прошлом.

Сторонники теории "Ходьбы наугад" считают, что текущие цены меняются совершенно не предсказуемо и не зависит от предыдущей динамики и информации прогнозного характера.

В качестве долговых ценных бумаг - облигации. Они имеют следующие стоимостные показатели:

1) нарицательная стоимость;

2) конверсионная стоимость - это расчетный показатель когда условием займа предусмотрена конвертация в обыкновенные акции;

3) выкупная цена - это цена по которой производится выкуп облигации эмитентом по истечении срока облигационного займа или до этого момента если такая возможность предусмотрена условиями займа;

4) рыночная цена - зависит от доходности и кто является эмитентом.

Соотношение между рыночной ценой и номиналом называется курсом облигаций.

В качестве долевых - акции. Они характеризуются:

1) конверсионная стоимость - расчетный показатель применительно к привилегированным акциям, в условиях эмиссии которых предусмотрена их конвертация в обыкновенные акции;

2) номинальная стоимость - которая обозначена на акции;

3) эмиссионная цена - та цена по которой акция продается на первичном рынке; балансовая стоимость которая определяется как отношение чистой стоимости активов к общему числу выпущенных акций; рыночная (курсовая) стоимость - та цена по которой акция котируется на вторичном рынке. Соотношение дохода акции с рыночной нормой прибыли.

36. Экономическая сущность налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог основывается на принципах: 1) обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения, 2) индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика,3) безвозмездности уплачиваемых сумм, 4) отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

Налоги есть перераспределительные отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками. Именно в процессе производства товаров, работ, услуг формируются доходы субъектов. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством, посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства. Экономическая сущность налогов проявляется по разному. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налогов, то налогоплательщик наоборот, желает низких налогов, что позволяет ему уменьшать свой доход. Принципы налогообложения: П равенства и справедливости должен лежать в основе налогообложения. П эффективности. Он состоит из 1) Налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений. 2) Налоговая система должна содействовать развитию экономики страны. 3) Не должны устанавливаться налоги нарушающие налоговую систему страны. 4) Налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. 5) Налоговая система не должна допускать произвольного толкования.
6) Максимальная эффективность каждого налога выражается в низких издержках государства и общества.

П универсализации – налоговая система должна предъявлять одинаковые требования, должен быть одинаковый подход к исчислению налогов. П одновременности обложения. П стабильности налоговых ставок. П четкого разделения налогов. П удобства и времени взыскания налогов. П разумного сочетания прямых и косвенных налогов. П использования системы льгот.

Налоговое законодательство предусматривает обязательное наличие таких элементов налога, как: Субъект налога – это юридическое или физическое лицо на которое по закону возложена обязанность платить налог Объект налогообложения – это предмет подлежащий налогообложению. Единица обложения – количественная мера измерения объектов обложения (стоимость, площадь, вес товара); Налоговая база; Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы (налогов. ставки – твердые и процентные) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговый период. Порядок и сроки уплаты налога. Функции налогов. Фискальная – отражает предназначение налогов, причину их появления, с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства.
Экономическая включает в себя: Распределительную – в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Стимулирующую – проявляется в введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок. Контрольную – контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.

37. Налоговая политика государства

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных социальных групп общества а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Принципы налоговой политики 1) При формировании налоговой системы большое значение имеет соотношения между прямыми и косвенными налогами.

2) Применение прогрессивных ставок налогообложения.

3) Непрерывность налогообложения. 4) Применение налоговых льгот и их характеристика. 5) Исследование системы вычетов, скидок и их целевая направленность. 6) Степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков. 7) Методы формирования налоговой базы. 8)
Соотношение федеральных региональных и местных налогов.

В современных условиях в государстве с развитой экономикой главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах, бесперебойное пополнение бюджетных доходов – основа экономического роста, повышение благосостояния населения , укрепление обороноспособности, решение экологических и др. проблем общества. Важное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и перераспределительных процессов. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм включает налоговое Планирование , призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей, Прогнозирование – основа для разработки социально – экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период. Регулирование налоговых взаимоотношений осуществляются между центром и субъектами федерации, субъектами федерации и районами, городами, муниципальными образованиями. Контроль – призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Инструменты в налоговой политики : ставки, льготы, налогооблагаемая база.

Теории налогообложения: Классическая теория налогообложения. А. Смит выдвинул 4 основных принципа налогообложения: - равномерность, - определенность, - удобство уплаты, - дешевизна налогового аппарата. По классической теории налоги должны выполнять их основное предназначение т.е. пополнение государственной казны на принципах равенства и справедливости. Кейнсианская теория. По Кейнсу должны быть достаточно высокие и прогрессивные ставки налогообложения. Он отмечал , что излишние сбережения необходимо изымать при помощи налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурсов для инвестиций. Неоклассическая модель.
Наиболее ярким представителем является Лаффер. Он вывел зависимость между доходом бюджета и ставкой налога. Рост ставки налога только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений , дальнейшее повышение ставок ведет напротив к уменьшению налоговых поступлений. В следствии чего прекратится обновление производственных фондов и начнется спад в экономике.

1- нормальная зона

2- запрещенная зона

доход бюдж. 1 2 Доходы бюджета растут max. до определенной максималь

Ставка налога ной ставки налогов, если на

логи растут, то доходы бюджета снижаются.

38. Налоговая система Российской Федерации

Налоговая система представляет собой совокупность определяемых законодательством правил исчисления , уплаты налогов и организации контроля за соблюдением законодательства. Налоговая система является элементом финансовой системы государства, обеспечивающей поступление доходов в бюджеты и внебюджетные фонды. От эффективности налоговой системы зависит полноценность реализации программ, финансируемых из бюджетов и внебюджетных фондов.

Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов хозяйственной деятельности и их организации. Выделяют четыре сектора: - государственный сектор; - коммерческий сектор; -финансовый сектор; - население. Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора.
Первый – полнота охвата источников доходов в целях обложения их налогом.
Второй – минимизация расходов по взиманию налогов.

Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства разнообразных налогов. Существует несколько вариантов классификации налогов: 1 По способу взимания – налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги построены на основе постоянного характера заранее определима сумма налоговых поступлений, взимаются в определенные сроки. Взимаются с доходов или имущества физических и юридических лиц. По косвенным налогам государство непосредственно не устанавливает платежеспособности лица, уплачивающего налог. Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е. на предметы потребления.

2 По поступлению в бюджеты соответствующих уровней выделяют:
Государственные, Местные, Межгосударственные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основе государственных законов. Они поступают в общегосударственный бюджет. Местные налоги взимаются местными органами управления и обеспечивают доходами местные бюджеты.
Межгосударственные налоги взимаются по решению нескольких государств и поступают в общие бюджеты или спец. фонды.

3 По плательщикам она включает три группы налогов: с юридических лиц, с физических лиц, с юридических и физических лиц.

4 По объекту обложения она включает: налог на доходы; налог на имущество; налог на действия (финансовые операции, обороты); ресурсные налоги.

5 По назначению налогов выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет. Специальные налоги предназначены для формирования централизованных целевых фондов они взимаются с конкретных групп плательщиков.

Налоговая система РФ прошла путь от простейшей формы изъятия дохода до сложных схем расчета налоговой базы, применение льгот, методов пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения.
Налоговая система должна строится как единый, взаимосвязанный и комплексный документ в форме Налогового кодекса. Потребовалось изменение налоговой системы РФ, в достижении след. целей:

- усиление справедливости путем выравнивания условий налогообложения для всех плательщиков.

- ослабление общего налогового бремени путем постепенного снижения ставок по основным федеральным налогам.

- упрощение налоговой системы путем установления оптимального состава налогов и сборов.

- обеспечение стабильности налоговой системы

- обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе повышения уровня собираемости налогов и сборов.

39. Косвенные налоги и их характеристика

Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е. на предметы потребления.
К ним относятся НДС, акцизы, Налог с продаж, Таможенные платежи.

НДС используется как инструмент регулирования экономики. С 1992 г. НДС используется в Российской налоговой системе, и стал одним из главных источников бюджетных доходов. С 01.01.01 г. поступления по НДС в полном объеме зачисляются в ФБ. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели;

Объектом налогообложения признаются след. операции реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ

2) передача на территории РФ товаров(выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд. 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Облагаемый оборот рассчитывается исходя из стоимости реализуемых товаров с учетом действующих цен и тарифов, без включения в них НДС. НДС устанавливается в % :10% продукты питания, детские товары, школьн. принадлежн. 20% промышленные товары.

Льготы по уплате НДС: передача на безвозмездной основе жилых домов, объектов социально - культурного и жилищно-коммунального назначения, передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, некоторые финансовые операции связанные со страхованием и перестрахованием.

Порядок исчисления НДС установлен единым для всех плательщиков не зависимо от их организационно-правовых форм видов деятельности, форм собственности. Сумма НДС рассчитывается как разница между суммой налога, начисленной по отгруженным товарам (работам и услугам) и суммами налога , фактически уплаченными.

Акциз. Акцизы включаются в структуру цены подакцизной продукции, определяют уровень цены конечной продукции. Плательщики акцизов: организации, индивид. предприниматели. Объектами налогообложения являются операции по : реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров; Реализации организациями с акцизных складов алкогольной продукции; Ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию
РФ. Ставки устанавливается либо в % к стоимости товаров, либо в твердых ставках за единицу измерения. В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен. Ставки акцизов в соответствии с НК установлены едиными по территории страны. При реализации подакцизных товаров налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров, в зависимости от налоговых ставок. Сроки по внесению акцизов в бюджет, в зависимости от даты реализации. Налог уплачивается – не позднее 15 числа 3 месяца, следующего за отчетным месяцем, если реализация его была с 1 по 15 число отчетного месяца.

- Не позднее 30 числа 3 месяца, след. за отчетным месяцем, при реализации с 16-го по последнее число отчетного месяца. Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней.

Налог с продаж. Цель введения этого налога в практику налогообложения – приток в региональные и местные бюджеты дополнительных финансовых ресурсов.
Плательщиками являются юридические лица, иностранные юр. лица, компании, индивид. предприниматели. Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет физ.лицам. Ставка 5% Сроки уплаты устанавливают соответствующими законами суб. РФ до 15 числа след. за отчетн. месяцем.

Таможенные пошлины. Цель-рационализация товарной структуры ввоза товаров, поддержание соотношение ввоза и вывоза. Ставки ввозных и вывозных тарифов устанавливаются Прав-ом РФ они едины. Адвалорные- т.е. начисленные в % к таможен. стоимости облагаемых товаров. Специфические в определенном размере за единицу облагаем товаров. Комбинированные – 2 первых вида.

40. Прямые налоги и их характеристика

Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации являющиеся юридическими лицами; филиалы и подразделения; филиалы Сберегательного банка
РФ; компании, фирмы которые осуществляют предпринимательскую деятельность.
Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли( или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. В состав доходов от внереализационных операций включаются средства полученные безвозмездно от др. предприятий при отсутствии совместной деятельности: основных фондов, товаров и др. имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, но не ниже их балансовой стоимости.

Ставка налога на прибыль не раз изменялась. Сейчас она установлена 24%
, 6% налогооблагаемой прибыли направляется в федеральный бюджет, областной бюджет 16%, местный 2% Льготы представляются только категориям предприятий, но не отдельным налогоплательщикам. Облагаемая прибыль уменьшается на суммы: направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и на финансирование жилищного строительства на погашение кредитов банков использованных на эти цели и % по кредитам, затрат предприятий учреждений здравоохранения, культуры, народного образования, затрат на проведение научно-исследовательских работ. Ставка налога на прибыль уменьшается в 2 раза, если на предприятии инвалиды составляют не менее 50% среднесписочной численности.

Сроки уплаты: н-р за год 28.03.03 г., за 1 кв. 28.04.03 и т.д.

Платежи за природные ресурсы являются важным методом формирования доходной базы бюджетов всех уровней.

Их Цель: экономическое регулирование природопользования, стимулирование рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Налогообложение природных ресурсов является одной из сложнейших проблем. Платежи за право пользования природными ресурсами и недрами, а также минерально-сырьевыми ресурсами включены в перечень федеральных и местных налогов, и соответственно являются налоговыми платежами. Они зачисляются в Федеральный и местные бюджеты. Налоги выполняют 2 функции – фискальную и экономическую. Фискальная выражается в обеспечении финансовыми ресурсами федерального и местных бюджетов с целью финансирования мероприятий по сохранению и восстановлению потребных природных ресурсов. Экономическая функция предназначена для регулирования воспроизводства процессов природопользования. Фискальная система базируется на рентной и на налоговой системе.

Пользователями недр могут быть индивид. предприниматель, юридические лица. Платежи могут взиматься в форме денежных платежей, в виде части добытого мин. сырья, зачета сумм платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого предприятия.

Земельный налог. Цель стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв, освоение и охрана земель. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.
Земельный налог ежегодно уплачивают собственники земли. Налоговой базой служит кадастровая стоимость земельного участка или нормативная цена.
Ставки в размере от 0,1 до 2% налогооблагаемой базы, через орган
Федерального казначейства, где он централизован.

41. Органы налогового контроля

В РФ контроль за поступлением налоговых доходов в бюджет осуществляют
Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения, Федеральная Служба
Налоговой Полиции Государственный Таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов, Федеральное казначейство, Счетная палата РФ.

МНС – представляет собой единую централизованную систему инспекционных органов входящая в систему центральных органов государственного управления.
Структура МНС организовывается по функциональному и территориальному признаку. Основными подразделениями налоговых органов являются: отделы, и сектора по функциональному признаку организованы областные управления. МНС в рамках управления выделяют отделы: косвенных налогов, единого социального налога, налогообложения физических лиц. Основные задачи МНС:
1) Контроль за соблюдением налогового законодательства. 2) Проверка правильного исчисления полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и др. платежей установленных законодательством РФ, субъектом РФ, местным органом самоуправления.

Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) – это специализированный правоохранительный Федеральный орган исполнительной власти обеспечивающий законность и правопорядок в сфере налогов, и является составной частью сил обеспечения экономической безопасности. ФСНП была создана в 1993 г. для усиления контроля, так же за соблюдением налогового законодательства.
Основные задачи ФСНП: 1) это выявление предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений; 2) обеспечение безопасной деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств, при исполнении ими служебных обязанностей.
ФСНП выполняет 2 функции: - правоохранительную; - контрольную, что обуславливает двойственность задач данной службы: проведение оперативно розыскных мероприятий, производить дознание по делам о преступлениях; по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках, обеспечивать безопасность деятельности МНС. Проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и ФСНП.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) – это Государственный орган правоохранительной власти наделенный специальными властными полномочиями в целях выполнения возложенных задач и функций в сфере таможенного дела и в др. связанных с ним областях в т.ч. в налоговой сфере и в сфере валютного контроля. Полномочия Таможенных органов в сфере налогов распространяются на налогообложения товаров, работ и услуг при их перемещении через таможенную границу РФ.

Кроме налогового контроля за доходами бюджета осуществляется финансовый контроль Система органов финансового контроля включат в себя: 1) Счетную палату ( в субъектах РФ контрольно-счетная палата).2) Министерство финансов
РФ,

3) Департамент государственного финансового контроля и аудита. 4)
Контрольно-ревизионное управление. 5) Управление Федерального казначейства.

42. Налогообложение индивидуальных предпринимателей

Во всех странах с рыночной экономикой большое значение имеет малое предпринимательство. Именно оно создает и поддерживает свободную конкуренцию на товарном рынке, способствует быстрому устранению дефицита.
Благодаря малому предпринимательству создается опора государства и гарантия экономической стабильности в стране.

В соответствии с ФЗ к субъектам малого предпринимательства относят коммерческие организации , в уставном капитале которых доля государственной собственности РФ, субъектов Федерации, общественных организаций не превышает 25%. Для малых предприятий и ИП действуют 3 системы налогообложения. 1- при которой субъекты малого предпринимательства уплачивают все установленные налоги и сборы, пользуясь льготой по ряду федеральных законов. 2 – Упрощенная система налогообложения, учета, отчетности.

3- «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Регулирует налогообложение именно тех видов деятельности, которыми активно занимаются представители малого бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты