Рефераты

Шпоры на госэкзамены

p> Через Фонд софинансирования социальных расходов должны предоставляться
(на долевой основе) средства, обусловленные соблюдением в субъектах
Федерации определенных параметров финансирования приоритетных расходов.

Существующий Фонд компенсаций включает в себя установленные федеральными законами социальные пособия и льготы. Он обеспечивает на всей территории страны социальные гарантии незащищенным слоям населения.

Дополнительным элементом механизма финансовой помощи субъектам
Федерации станут Фонд регионального развития, предназначенный для поддержки инвестиционных программ и проектов и Фонд реформирования региональных финансов, средства которого планируется предоставлять на конкурсной основе регионам, выполнившим заявленные программы бюджетных реформ.

16. Бюджетные полномочия органов государственной власти

Бюджетный процесс – это четко формализованная последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, их рассмотрением и утверждением, исполнением, государственным и муниципальным контролем.
Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями: Президент РФ; органы законодательной, исполнительной и представительной власти; органы денежно-кредитного регулирования, государственного и муниципального контроля; государственные внебюджетные фонды и др. Законодательные и представительные органы гос. власти, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета. Органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение законодательного и представительного органа гос.власти, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, ведомственный контроль за исполнением бюджета. Органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов. Органами государственного и муниципального контроля являются: Счетная палата РФ; контрольные и финансовые институты исполнительной власти, законодательных и представительных органов субъектов
РФ; представительные органы местного самоуправления. В субъектах РФ создаются фин.органы и органы фин.контроля в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Главный распорядитель средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) – это орган гос.власти (орган местного самоуправления), имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов, подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств.
Он осуществляет контроль получателя бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчётности, также контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств. Полномочия распорядителя бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств – это орган гос.власти, местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям. Он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет. Также он осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями.

Осуществление платежей и расчётов, связанных с кассовым исполнением бюджета производится учреждениями ЦБ РФ и уполномоченными кредитными организациями. Функции учреждений ЦБ РФ по кассовому исполнению бюджета:
1)Принимают и зачисляют средства, поступающие в доходы бюджетов.
2)Распределяют в установленных размерах доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов, производит отчисления от поступлений по налогам и другим доходам в местный бюджет. 3)Выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов. 4)Ведут учёт доходов и расходов федерального бюджета и бюджета субъектов РФ и представляют в установленные сроки отчёты о кассовом исполнении этих бюджетов в вышестоящем учреждениям
ЦБ и фин.органам, ведут учёт средств местных бюджетов. 5)Производят расчётное кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на федеральных, субфедеральных и местных бюджетах. 6)Осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.

Бюджетные полномочия Федерального казначейства: 1)Организует исполнение федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений. 2)Осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений. 3)Осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений. 4)Представляет отчёт об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ. 5)Открывает и закрывает в ЦБ РФ и его учреждениях счета для зачисления и выдачи бюджетных средств. 6)Ведёт сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. 7)Осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным полномочием.

17. Социально-экономическая сущность и функции внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные.
Экономические: Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально- сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др. Социальные: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования,
Фонд социального страхования и др.

Пенсионный Фонд (ПФ) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово- кредитными учреждением. Средства фонда формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий; добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Средства ПФР используются на выплату: пенсий: по возрасту; по инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет; пенсий военнослужащим; пособий : на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам.

Фонд социального страхования (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Средства ФСС образуется за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период; добровольных взносов физических и юридических лиц; ассигнований из республиканского бюджета РФ; прочих доходов. Средства фонда направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (содержание санаториев, оздоровительных лагерей); создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Территориальные ФОМС в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции: аккумулируют финансовые средства территориальных фондов; осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования , проводимого страховыми медицинскими учреждениями; проводят финансово- кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств; согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию. Федеральный ФОМС: осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; организует разработки нормативно - методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона; вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование; осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования; участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования; осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы; аккумулирует финансовые средства
Федерального фонда. Источники Федерального и территориального ФОМС: часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ; взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольные взносы; доходы от использования временно свободных финансовых средств; нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов; средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

18. Государственные кредиты и займы. Управление государственным долгом

Государственный долг представляет собой долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами.

Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний долг – долговые обязательства РФ перед иностранными государствами и международными организациями, юридическими лицами в иностранной валюте.
Внутренний долг – долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами в национальной валюте.

Государственный внутренний долг состоит:

- из кредитов полученных правительством РФ;

- государственных займов;

- других обязательств гарантированных правительством РФ.

Гос. кредит осуществляется в форме гос. займов путем выпуска гос. долговых обязательств.

Гос. займы обеспечивают финансирование гос. расходов при недостатке государственных бюджетных средств.

Классификация по способу размещения: свободно размещающиеся, размещающиеся по подписке, принудительное.

Свободно размещающиеся – займы, размещающиеся правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков.

Размещение по подписке – подписчиками выступают правительственные учреждения, корпорации, частные инвесторы.

Принудительное размещение – гос. осуществляет в принудительном порядке размещение займов.

По сроку погашения:

-краткосрочные со сроком погашения до 1 года;

-среднесрочные – до 5 лет;

-долгосрочные – свыше 5 лет.

По видам доходности:

-на процентное, т.е. держатели получат ежегодно твердый доход по утвержденной ставке;

-выигрышный – доход, выплачиваемый при выходе облигации в тираж полгашения.

По месту размещения:

-внутренние займы, в национальной валюте;

-внешние займы, реализуемые на иностранном денежном рынке.

Гос. Займы осуществляются посредством выпуска гос. Ценных бумаг.

Целями выпуска гос. ценных бумаг являются:

1) финансирование текущего бюджетного дефицита;

2) погашение ранее выпущенных размещенных займов;

3) обеспечение кассового исполнения бюджета;

4) обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;

5) финансирование целевых программ, осуществляемые местными бюджетами;

6) финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющие государственные общеэкономические и социальные значения.

Гос. ценные бумаги: облигации, векселя, казначейские обязательства.

Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным не погашенным гос. Займам, полученным кредитам, включая начисленные проценты и выданные государством гарантии.

Гашение гос. долга производится за счет доходов государственного бюджета. Когда доходов не достаточно, для погашения гос. долга выпускаются новые гос. займы. Это называется рефинансированием гос. Долга.

Гос. долг погашается через казначейство и банки, путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, а также проведением тиражей погашения по выигрышным облигациям.

Заимствования, предоставленные иностранными государствами могут оформляться в виде кредитов, заимствования на внутреннем рынке осуществляется посредством векселей, облигаций, казначейских обязательств.

Кредиты обладают меньшей ликвидностью, чем ценные бумаги.

Гос. гарантии – правительство гарантирует облигационные займы местных органов власти, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для кап. вложений; займы специализированных кредитных учреждений, финансирование строительства муниципального жилья и объектов социальной инфраструктуры.

Под управлением гос. долгом понимается совокупность действия государства связанного с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, а также проведением конверсий и консолидации займов.

Способы управления гос. долгом:

1) важную роль в управлении гос. долгом играет вторичный рынок гос. облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Операции на первичном и вторичном рынке осуществляются дилером, среди которых крупные инвестиционные и универсальные банки;

2) погашение займов, выплата процентов по гос. займам за счет бюджетных средств;

3) в ряде стран управление гос. долгом относятся попытки ограничить его рост путем установления лимита, когда гос. долг достигает определенного лимита, ценные бумаги не выпускаются и государство сокращает свои расходы;

4) государство вправе уточнять первоначальные условия займа, касающиеся доходности займа – называется конверсией.

5) часто государство не изменяя доходности облигации превращает краткосрочные обязательства в средние и долгосрочные – это называется консолидацией гос. долга.;

6) способом решения проблемы гос. долга является банкротство, когда государство аннулирует займ или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.

7) важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего гос. долга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по гос. ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.д.

Казначейство, под руководством и в составе Минфина РФ, ответственно за определение и ведение регистрации всех существующих долгов и долговых гарантий, как внешних так и внутренних, определяет уровень, состав, время и условия выпуска внешних и внутренних займов, включая эмиссию гос. ценных бумаг.

В последнее время контроль в области эмиссии гос. ценных бумаг и управление внутренним гос. долгом осуществляет Минфин РФ и Центробанк.

Гос. долг на 1.01.03г. составляет 110,0 млрд.рублей.

19. Состав и структура региональных финансов. Региональная финансовая политика

Региональные бюджеты – предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержание дорог, охраны окружающей среды. Доходы региональных бюджетов РФ формируются за счет собственных и регулирующих доходов. Собственные доходы включают: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы, а также доходы от имущества находящегося в собственности субъектов РФ, доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями, находящиеся в ведении органов гос. власти субъекта РФ. Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределяемых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете. В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников, в т.ч. отчисления от федеральных налогов и сборов
–40%, поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов –более 25%.
Собственные доходы занимают менее 30%. Направления использования средств региональных бюджетов: обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ; обслуживание и погашение госдолга субъекта РФ; проведение выборов и референдумов субъекта РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование гос.собственности субъектов РФ; содержание и развитие предприятий, учреждений, организаций, находящиеся в ведении органов гос.власти субъекта РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных гос. полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос.власти субъекта РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. Главное место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство - около 40%, расходы на социально-культурные мероприятия – более 25%, расходы на управление и содержание правоохранительных органов – 8%.

Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основывается на концепции региональной финансовой политики. Основными целями региональной фин. политики являются: 1) обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве. 2)
Обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты. 3)Выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов. 4)Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение. 5)Становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Главная цель региональной финансовой политики – стабилизация производства и обеспечение экономического роста. Главные цели региональной фин. политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста зарплаты, пенсий, пособий и др. ден. доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ. Одним из главных условий реализации региональной фин. политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью ден., налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных социально-экономических институциональных структур.

20. Муниципальные финансы: состав и структура, особенности формирования и использования

Муниципальные (местные) финансы – это совокупность социально- экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фин. ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного мун. образования, а также хоз. субъектами.
Мун. финансы включают: средства местного бюджета; мун. внебюджетные фонды; гос. и мун. ц.б., принадлежащие органам местного самоуправления; др. ден. средства, находящиеся в мун. собственности. Мун. финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с мун. собственностью, имуществом, находящимся в гос. собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения мун. образования. Органы местного самоуправления могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории мун. образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения.

Местные бюджеты - это централизованный фонд фин. ресурсов отдельного мун. образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляется органом местного самоуправления.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с уставом мун. образования. Местные бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят: местные налоги и сборы
(земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследство или дарение; местные лицензионные сборы). К регулирующим доходам местных бюджетов относят отчисления от акцизов, налога на прибыль (доход) предприятий, подоходного налога с физических лиц.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов. По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих доходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; целевое дотирование населения; проведение муниципальных выборов и местных референдумов и др.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно- коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, новое строительство. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов в мун. собственность, что ведет к увеличению бюджетных расходов. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйств и подведомственности его органам власти различных территориальных образований. Так, городским органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально- культурные учреждениях, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

21. Финансы страховой сферы

Страхование как экономическая категория представляет собой систему форм и методов по поводу формирования и использования ден.средств в результате непредвиденных, неблагоприятных явлений, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. Страховой фонд – это сумма зарезервированных материальных благ в натуральном и ден.выражении. Формы страхового фонда: 1)
Резервный – образуется за счет общегосударственных финансов как в ден., так и в натуральной формах. Средства фонда используют при крупных стихийных бедствиях, авариях, повлекших за собой большие разрушения и человеческие жертвы. 2)Фонд самострахования – образуется в ден. или натуральной форме, однако предпочтение отдается натуральной форме. Средства фонда используются при временных затруднениях хоз.субъекта и нестабильности экономики. 3)Фонд страховщика – образуется только в ден. единицах, расходование средств осуществляется в соответствии с направлением деятельности фонда.

Формы и виды страхования: 1)По форме организации – государственное, акционерное, взаимное. 2)По отраслям страхования – имущественное, личное, страхование ответственности, страхование экономических рисков. 3)По способу вовлечения в страхование – добровольное, обязательное. 4)По ориентации страховых интересов – ориентированное на запросы предпринимательских структур, на запросы семьи и человека. Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сферой экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страхования защита, формируя спрос и предложение на нее. Участниками страхового рынка выступают: продавец
(страховые или перестаховочные компании); покупатель (физ. или юр.лица); посредники (страховые агенты и страховые брокеры). Социальное страхование.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. К основным принципам обязательного социального страхования относятся: устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования. В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования.

При страховании ответственности объектом защиты являются не заранее определенные какие-либо имущественные блага, а благосостояние в целом. страхование ответственности — страхование ущерба. Под ответственностью понимается обязательство возмещения ущерба, причиненного одним лицом другому лицу. Это обязательство возникает только при наличии определенных действий (бездействия) или упущений, при которых будут нарушены какие-либо блага другого лица. Страхование ответственности предназначено для компенсации любого ущерба, нанесенного застрахованным третьему лицу. Ущерб может быть физическим, моральным, финансовым, материальным. К физическому ущербу относятся смерть, инвалидность физическая и умственная, временная нетрудоспособность, затраты по уходу, моральный ущерб. Материальным ущербом считается полное повреждение или частичное уничтожение, порча, незаконное расходование имущества или вещей. Финансовый ущерб — это лишение будущих доходов, возможной прибыли, права пользования чем-либо. Моральный вред может заключаться в нарушении деловой репутации, авторских прав, разглашении тайны частной жизни, врачебной тайны, временном ограничении каких-либо прав.

Личное страхование – это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью. Классификация личного страхования: 1)по объёму риска – страхование на случай дожития и на случай не дееспособности. 2)По виду страхования – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. 3)По количеству лиц, указанных в договоре – индивидуальное и коллективное. 4)По длительности страхового возмещения – кратко-, средне- и долгосрочное. 5)По форме выплаты страхового обеспечения
– с единовременной выплатой и с выплатой в форме ренты. 6)По форме уплаты страховых премий – с уплатой единовременных премий, ежегодная и ежемесячная.

22. Финансовая политика государства в современных условиях хозяйствования

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых у него ресурсов. В ходе мобилизации денежных средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.

Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию.

Финансово-бюджетная политика государства определяется ежегодно в
Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно- кредитного регулирования, контрольно-счетных органов

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечивается системой финансовых планов. В систему фин. планов входят:

-перспективные фин. планы;

-сводные фин. балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях управления.

Перспективное планирование на всех уровнях осуществляется в целях:

*обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;

*прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

*прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;

*определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержаться данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета.

Сводный финансовый баланс –это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный фин. баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Сводный фин. баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Минфина РФ на основе макроэкономических показателей.

Необходимость разработки территориальных сводных балансов обусловлено рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ.
Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и использованного на данной территории. Это позволяет иметь более полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Основная задача территориального сводного финансового баланса - определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе.

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

*достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

*точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

*сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

*повысить качество бюджетного планирования;

*скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

*концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;

*изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

*наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

*осуществлять контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

*активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

*добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование. Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т.е. не более чем на год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты