Рефераты

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание

Введение

1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

2 Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Дети, в отношении которых допускается усыновление

2.2 Порядок усыновления ребенка и учет детей, подлежащих усыновлению и лиц желающих усыновить детей

2.3 Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей

Заключение

Глоссарий

Список используемых источников

Приложения

Введение

Одним из последствий трансформационного экономического спада современной России стало увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рост бедности и безработицы, распространение социальных болезней, прежде всего алкоголизма, повлекли за собой расширение социального слоя неблагополучных семей, в которых насилие по отношению к собственным детям и пренебрежение вопросами ухода за детьми и их воспитания стало нормой. Государство отреагировало на резкий рост социального неблагополучия значительным расширением сети институциональных учреждений, прежде всего детских домов.

Во второй половине 1990-х - первой половине 2000-х годов наблюдалась определенная стабилизация негативных социальных явлений: показатели выявляемости сирот, в том числе социальных, и распространенности институционального устройства по-прежнему были очень высоки, но росли не так быстро, как в течение первой половины 1990-х годов. Одновременно происходило смещение акцента в системе социальной защиты детей в сторону семейных форм устройства. Постепенно получал распространение институт приемной семьи, законодательно утвержденный в качестве новой формы профессиональной замещающей семьи Семейным кодексом Р.Ф. В соответствии с нормой о возможности развития регионального законодательства в субъектах Федерации стали появляться законы, способствующие появлению и развитию новых форм семейного устройства детей. Однако качественного изменения ситуации удалось достичь, лишь начиная с 2006 года, когда на высшем государственном уровне был провозглашен курс на деинституционализацию системы защиты детей, понимаемую, в первую очередь, как устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях интернатного типа, в семьи граждан. Во многих регионах ставка была сделана на развитие патроната и особенно приемной семьи. Количество детей в приемных семьях с 2006 по 2007 годы выросло почти вдвое, достигнув 38, 5 тысячи. Это в значительной степени связано с материальным стимулированием приемных семей. Также уделялось внимание материальной поддержке опекунов и попечителей, традиционно несущих на себе основную тяжесть нагрузки, связанной с устройством и воспитанием сирот.

Несмотря на достигнутые успехи, острота проблемы социального сиротства и институционализации системы социальной защиты детей сохраняется, чему способствует высокий уровень социального неблагополучия и маргинализация ряда социальных групп. Воспроизведению социального сиротства (ежегодно в стране выявляется свыше 100 тыс. детей-сирот, в том числе социальных) способствует невысокая эффективность системы социальной защиты детей - большая часть ее усилий направлена на помощь детям, оставшимся без попечения родителей, а не на раннюю профилактику семейного неблагополучия и сиротства. В результате в большинстве случаев выявление социальных сирот происходит очень поздно, на стадии, когда семью, в которой они жили, очень трудно, а зачастую и невозможно реабилитировать. К тому же у большинства детей на момент выявления уже имеются многочисленные проблемы со здоровьем, а также в развитии и воспитании, что в свою очередь негативно сказывается на перспективах их успешного устройства в замещающие семьи.

Характерной особенностью российской системы институциональной защиты детей является охват институциональными формами не только сирот. Согласно официальной статистике, в 2007 году в учреждениях интернатного типа (дома ребенка, воспитательные, образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на полном государственном обеспечении находились 181, 6 тыс. детей. Помимо учреждений, в которых воспитываются сироты, существует значительное число школ-интернатов общего типа и школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии, в которых в 2007 году обучались в общей сложности 270, 9 тыс. человек, при этом формально считается, что они проживают в семьях.

Негативные последствия высокого уровня вовлеченности детей в систему институционального воспитания российское общество ощущает уже сегодня -подавляющее большинство экспертного сообщества уверено, что внесемейные формы воспитания отрицательно влияют на формирование и развитие личности.

Выпускники учреждений интернатного типа, как правило, отстают от сверстников в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, плохо адаптируются к самостоятельной . Раннее выявление кризисных семей и работа с ними - по существу важная часть работы по семейным формам устройства: эти меры позволяют сохранить ребенка в кровной семье или вернуть его в такую семью. По статистике 17, 2 % воспитанников государственных сиротских учреждений - детдомовцы во втором поколении.

Актуальность исследования, заключается в том, что Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства, что делает тему работы «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей по российскому семейному законодательству». Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, что позволяет говорить об актуальности проблемы.

Цель исследования: изучить формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

§ Осветить правовой аспект современного российского семейного законодательства.

§ Проанализировать эффективность существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

§ Провести анализ правовой природы усыновления, отграничение его от родительских правоотношений; нормативной базы, регламентирующей создание и осуществление деятельности приемной семьи, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

§ Исследовать проблемы установления опеки (попечительства), систему прав и обязанностей опекунов (попечителей) и нормативные акты регулирующие формы устройства детей.

Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего - интересов ребенка.

Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, регулирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Основная гипотеза: несмотря на существующие формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, они малоэффективны и требуют изменений.

Методы исследования: общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы научного исследования.

Теоретической основой служат научные труды ученых в области философии, социологии, теории государства и права, семейного, гражданского, административного права.

Нормативную и информационную основу исследования составило российское и зарубежное семейное законодательство, регулирующие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Структура выпускной квалификационной работы :

В первой главе работы освещен правовой аспект современного российского семейного законодательства, проведен анализ эффективности существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, правовой природы усыновления, отграничение его от родительских правоотношений, нормативной базы, регламентирующей создание и осуществление деятельности приемной семьи, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Во второй главе исследованы проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, система прав и обязанностей опекунов (попечителей) и нормативные акты регулирующие формы устройства детей.

По результатам исследования сделаны выводы, которые представлены в заключении.

1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1.1Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2005 г. их общее количество составило более 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным, не более десяти процентов) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в России крайне важное значение.

В соответствии с требованиями ст. 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством ст. 20 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.// Консультант Плюс .

13 июня 1990 года СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация стала правопреемницей Союза в отношении данной Конвенции.

Согласно Конвенции, семейное воспитание является приоритетным для всех

государств, подписавших этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора ст. 3, п. 2 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.// Консультант Плюс .

Государства-участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

г) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;

д) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.

В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Федеральной целевой программой "Дети-сироты" Федеральная целевая программа "Дети-сироты" на 1998-2000 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1207 (СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4705), на 1998-2000 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1207, было предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Конкретными целями и задачами программы являлись предупреждение социального сиротства, психологическая поддержка и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Логическим продолжением этой программы стали утвержденные постановлениями Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 Федеральная целевая программа "Дети-сироты" (2001-2002 годы) Федеральная целевая программа "Дети-сироты" Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 (2001-2002 годы) СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3712 и от 3 октября 2002 г. N 732 подпрограмма "Дети-сироты" в составе Федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы . СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3984. , Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» (с изменениями от 05.05.2007 24.03.2008) .// Консультант Плюсутвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» .

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до двадцати трех лет. В нем же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров Статья 4. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс . Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета (в отношении детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) и бюджетов субъектов РФ Статья 5 . Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс .

В статье 121 Семейного кодекса Статье 121 Семейный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 мая 2008 года. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2008. - 64 с. - (Кодексы. Законы. Нормы. вып. 46 (79)). - ISBN 978-5-379-00828-4. содержатся общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Используемое в ней понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В статье дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:

а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;

б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Законодательное определение терминов "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" дается Законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс. В нем установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке Статья. 1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс.

Семейным кодексом РФ Семейный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 мая 2008 года. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2008. - 64 с. - (Кодексы. Законы. Нормы. вып. 46 (79)). - ISBN 978-5-379-00828-4. определено, что защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:

а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Согласно статьи 121 Семейного кодексаСтатьи 121 п. 2 . Семейный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 мая 2008 года. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2008. - 64 с. - (Кодексы. Законы. Нормы. вып. 46 (79)). - ISBN 978-5-379-00828-4. и статьи 34 Гражданского кодексап. 1 ст. 34 . Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - по состоянию на 09.04.2009 N 56-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ.// Консультант Плюс органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти ст. 2, 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 33. Ст. 3368; 2005. N 1. Ст. 12, 17, 25. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Поскольку осуществление функций по опеке и попечительству относится к вопросам местного значения п. 16 ч. 1 ст. 14, п. 13 ч. 1 ст. 15, п. 21 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"),, органы местного самоуправления обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе ст. 121-123, 125, 140, 142, 145, 147, 150, 151 Семейный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 мая 2008 года. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2008. - 64 с. - (Кодексы. Законы. Нормы. вып. 46 (79)). - ISBN 978-5-379-00828-4., в Гражданском кодексе РФ Статьи. 31-41 Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - по состоянию на 09.04.2009 N 56-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ.// Консультант Плюс, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в рассматриваемой сфере деятельности.

В Семейном кодексе не называются структурные подразделения органов опеки и попечительства и стоящие перед ними задачи. Указанные вопросы решаются в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Как правило, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены в них за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрации) письмо Министерства образования РФ от 4 июля 1995 г. N 14/196-6 "Об укреплении службы по защите прав и интересов несовершеннолетних детей"//Вестник образования. 1995. N 8. Ряд функций по опеке и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей, реализуются путем принятия муниципальных правовых актов.

Высшим должностным лицом муниципального образования является глава муниципального образования, который наделен полномочиями:

а) подписывать и обнародовать в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

б) издавать в пределах своих полномочий правовые акты Статьи. 7, 36 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ по состоянию на 05.04.2010 N 40-ФЗ //"Российская газета" - 07.04.2010..

Так, в Москве организация и осуществление опеки и попечительства отнесены к предмету ведения муниципальных образований Статьи 8 п. 2 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"//Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2002. N 55. При этом необходимое взаимодействие с муниципальным образованием осуществляется управой района г. Москвы, как территориальным органом исполнительной власти города, подведомственным Правительству Москвы Пункт 2.2.6.9 Положения об управе района города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП//Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2003. N 1. В реализации государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания принимает также участие Министерство образования Сахалинской области Положение о министерстве образования Сахалинской области утверждено постановлением администрации Сахалинской области от 17.12.2009г. № 572-па. "Об утверждении Положения о министерстве образования Сахалинской области".

.

Во многих субъектах РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Архангельской области от 18 декабря 1996 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области" Закон Архангельской области от 18 декабря 1996 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области"//Ведомости Архангельского областного собрания второго созыва. 1996. N 5; Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области" Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области"//Призыв. 1997. N 81; Закон Ленинградской области от 31 марта 1997 г. N 7-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области" Закон Ленинградской области от 31 марта 1997 г. N 7-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области" (в ред. Закона Ленинградской области от 11 июля 2001 г. N 43-ОЗ)//Вестник правительства Ленинградской области. 1997. N 4; 2001. N 9.; Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" (в ред. Закона г. Москвы от 21 июня 2001 г. N 35)//Ведомости Московской городской Думы. 1997. N 6; 2001. N 8.; Закон Мурманской области от 16 июня 1997 г. N 7-01-ЗМО "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Мурманской области" Закон Мурманской области от 16 июня 1997 г. N 7-01-ЗМО "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Мурманской области"//Мурманский вестник. 1997. 20 июня.; Закон Пензенской области "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области" Закон Пензенской области от 28 июня 1997 г. N 44-ЗПО "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области"//Пензенская правда. 1997. 22 июня.; Закон Ростовской области Закон Ростовской области от 17 октября 1997 г. N 46-ЗС "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области" (в ред. Закона Ростовской области от 16 августа 2000 г. N 98-ЗС)//Наше время. 1997. 28 окт.; 2000. 23 авг "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области"; Закон Тюменской области Закон Тюменской области от 10 декабря 1997 г. N 135 "Об особенностях организации работы по опеке и попечительству в Тюменской области"//Тюменские известия. 1997. 18 дек., Кировской области Закон Кировской области от 10 марта 1998 г. N 35-ЗО "Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кировской области"//Вятский край. 1998. 18 марта., в Сахалинской области распоряжение администрации Сахалинской области от 09.07.2009 № 480-ра «Об органах исполнительной власти Сахалинской области, являющихся органами опеки и попечительства» Распоряжение администрации Сахалинской области от 09.07.2009 № 480-ра «Об органах исполнительной власти Сахалинской области, являющихся органами опеки и попечительства» .// Консультант Плюс;

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства возложены на Министерство образования и науки РФ Пункт . 1 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280//СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2562 .В субъектах РФ методическая помощь органам опеки и попечительства оказывается соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. Так, в Сахалинской области методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Министерство образования Сахалинской области Положение о министерстве образования Сахалинской области утверждено постановлением администрации Сахалинской области от 17.12.2009г. № 572-па.// Консультант Плюс, Распоряжение администрации Сахалинской области от 09.07.2009 № 480-ра «Об органах исполнительной власти Сахалинской области, являющихся органами опеки и попечительства». .// Консультант Плюс.

Не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей Статьи 121. п. 1 . Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. .Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью, т.е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей Статьи 126. п. 1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны Статьи 122. п. 1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. .

Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

§ усыновление (удочерение);

§ передача под опеку или попечительство;

§ передача на воспитание в приемную семью;

§ устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Семейный кодекс РФ закрепляет в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, передачу ребенка на воспитание в семью Статьи 123. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. . И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, всех типов.

Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения Статьи 1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2010 в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №315-ФЗ от 17.12.2009) .// Консультант Плюс .

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения Статьи 1, 50 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) Собрании законодательства РФ - 28.12.2009 .

С принятием Семейного кодекса появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то есть тех, которые прямо не указаны в ст. 123 Семейного кодекса, но могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т. П.). Поэтому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.

В соответствии с Семейным кодексом Статьи 123. п. 2 .Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. до определения наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Как установлено п. 1 ст. 122 Семейного кодекса, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) и иные граждане (соседи, родственники и т.д.) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей Статьи 122. п. 1 .Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс..

При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно, Семейного кодекса Статьи 122. п. 3 .Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться федеральным законом. Введения в действие Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" установленный постановлением Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и осуществлении контроля за его формированием и использованием» №217 от 04 апреля 2002 года.. .// Консультант Плюс. установленный постановлением Правительства РФ №217 от 04 апреля 2002 года. стало основанием централизованного учета детей.

Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации и Министерством образования РФ.

На первоначальном этапе по результатам обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и установления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета установленной формы. В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации Статьи 122. п. 3 .Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. .

На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта Федерации. В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов Федерации, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, согласно п. 3 ст. 122 Семейного кодекса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты