Рефераты

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству

p align="left">При отсутствии возможности устроить ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в Министерство образования РФ для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (то есть для постановки на федеральный учет) и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России.

Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, формируется в Министерстве образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2008 № 347 «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».// Консультант Плюс. на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерство образования ведет учет детей, а также осуществляет их подбор для лиц, обратившихся непосредственно в Министерство образования и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, с выдачей направления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и последующего решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью. Министерство образования также предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов Федерации (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без (попечения родителей.

Функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, исполняет Сектор регионального государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области эта функция исполняется министерством образования Сахалинской области Постановление администрации Сахалинской области 17.12.2009г. № 572-па. «Об утверждении положения о министерстве образования Сахалинской области » // Консультант Плюс..

Административный регламент Административный регламент по исполнению государственной функции по исполнению государственной функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей департаментом образования Сахалинской области// официальный сайт министерства образования Сахалинской области . по исполнению государственной функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, министерства образования Сахалинской области представлен в Приложении А.

Орган опеки и попечительства, орган исполнительной власти субъекта Федерации и Министерство образования, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам Российской Федерации, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения Статьи 122. п. 2 .Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. .

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 122 Семейного кодекса могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом.

В заключении главы можно сделать вывод :

В России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Около девяноста процентов детей являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в России крайне важное значение. В соответствии с международным законодательством ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством .

В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейный кодекс РФ содержит общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, так же кодексом определено, что защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно Семейного и Гражданского кодексов органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Поскольку осуществление функций по опеке и попечительству относится к вопросам местного значения, органы местного самоуправления обязаны

Во многих субъектах РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства возложены на Министерство образования и науки РФ .В Сахалинской области методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Министерство образования Сахалинской области.. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей не допускается.

Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

§ усыновление (удочерение);

§ передача под опеку или попечительство;

§ передача на воспитание в приемную семью;

§ устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Семейный кодекс РФ закрепляет в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, передачу ребенка на воспитание в семью . И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, всех типов.

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения.

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка .

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта Федерации, в Сахалинской области эта функция исполняется министерством образования Сахалинской области.

2 Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

2.1Дети, в отношении которых допускается усыновление

Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками с одной стороны и усыновленным ребенком с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению Статья. 137. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс .

Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение). На это прямо указано в статье 123 Семейного кодекса. Поиски наиболее полного обеспечения интересов детей, передаваемых на усыновление, представляют собой весьма важную социальную проблему. Усыновление является наиболее сложным правовым институтом. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Ошибки при усыновлении могут нарушить также права и интересы как родителей ребенка, так и лиц, желающих его усыновить (усыновителей). Именно поэтому закон подробно регламентирует условия и порядок производства и прекращения усыновления.

Впервые в интересах детей устанавливается судебный порядок усыновления ребенка. Преимущества судебного порядка очевидны: суд независим и подчиняется только закону, он не связан никакими узковедомственными интересами. Судья профессионально сведущ в вопросах права. Судебный порядок усыновления существует во всех цивилизованных странах мира. Цель других новелл - обеспечить надлежащую защиту ребенка и наиболее полную его ассимиляцию в усыновившей его семье.

Закон при усыновлении исходит из основополагающего принципа семейного законодательства - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей Статья. 1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс .Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления. Под интересами ребенка при усыновлении понимается прежде всего обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. Очевидно, каждый случай усыновления сугубо индивидуален. Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы; учесть особенности его характера, психологического склада; определить психологическую совместимость семьи и данного конкретного ребенка и др.

При этом интересы ребенка ни в коем случае нельзя понимать в узком смысле, как обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. Главное - чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку; чтобы каждый из детей рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественной жизни.

Усыновленным может быть только несовершеннолетний ребенок, т.е. лицо, не достигшее 18 лет. Не может быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом Статья. 27. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - по состоянию на 09.04.2009 N 56-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ.// Консультант Плюс. С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным Статья 21 . Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - по состоянию на 09.04.2009 N 56-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ.// Консультант Плюс и необходимость осуществления его воспитания, защита его прав и интересов отпадает, а следовательно, отпадает и цель усыновления - обеспечение ребенку воспитания в семье. Не может быть разрешено усыновление и в тех случаях, когда ребенок до совершеннолетия фактически воспитывался в семье лица, желающего его усыновить. Факт наличия таких отношений не может быть установлен и в судебном порядке.

Правовое положение усыновленных и удочеренных детей одинаково. В под усыновлением понимается также удочерение. В законе нет прямого указания о состоянии здоровья детей, передаваемых на усыновление. Исходя из смысла закона, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии. Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители. Поэтому усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений - о характере недуга и его возможных последствиях. В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребенка. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка. Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на себя обязанности по его воспитанию.

Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них полноценных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении). Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение; принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие Статья. 124. п. 2 . Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс .

Именно в интересах детей в статье 124 Семейного кодекса РФ Статья. 124. п. 3 . Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс закреплено правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается (так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка и о дополнительных усилиях морального и материального характера, которые потребуются от них в будущем для надлежащего воспитания усыновленного ребенка. В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребенка. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

Информация о состоянии здоровья ребенка должна содержаться в специальном медицинском заключении о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка Статья 264 . п. 3 ч. 2 . Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 № 138-ФЗ.

( ред. от 09.03.2010, с изм. от 19.03.2010)// Российская газета - 12.03.2010 , с.-12.. Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на себя обязанности по его воспитанию.

Усыновление всегда носит добровольный характер. Поэтому если нет препятствий к передаче ребенка данному лицу, оно само решает, какого именно ребенка усыновит, при окончательном решении этого вопроса в интересах ребенка компетентным государственным органом. Возможно усыновление одновременно двух и более детей. В этих случаях об усыновлении каждого ребенка выносится отдельное решение. Однако, учитывая то обстоятельство, что при усыновлении прерывается правовая связь ребенка не только с родителями, но и с другими близкими родственниками Статья. 137. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс, разобщение братьев и сестер при усыновлении по общему правилу не допускается Статья. 124. п. 2 . Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс.Оно может быть допущено как исключение в тех случаях, если дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и о своем родстве или один из них по состоянию здоровья подлежит содержанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам данного конкретного ребенка.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства в ред. 11.04.2006 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Консультант Плюс

;

9) лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

10) лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам Пункт введен от 11.04.2006г. N 210. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (с изм., от 10.03.2005 N 123, от 11.04.2006 N 210) // Консультант Плюс..

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, регламентирующие уровень дохода и условия проживания, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Ограничения регламентирующие уровень дохода и условия проживания, не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения названных в законе требований к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенкаСтатья 127.п.3.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. .

Семейный кодекс требует, чтобы разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет Статья 128.п.1.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс.. Вместе с тем по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком может быть сокращена . Перечень подобных причин, даже примерный, в Семейном кодексе не приводится.

Российский закон допускает усыновление детей - граждан России иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, однако с соблюдением ряда дополнительных требований, которые Конституцией РФ Конституция Российской Федерации . Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445. установлены непосредственно в Семейном кодексе, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Статья. 122. п. 3 . Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс.

В соответствии, с Конвенцией о правах ребенка Статья 21. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.// Консультант Плюс, усыновление в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком рассматривается, если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Статья 124 Семейного кодекса РФ отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. В этих целях вводится централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России .Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей только по истечении трех месяцев со дня их постановки на такой учет, независимо от возраста детей и состояния их здоровья. Этот порядок усыновления распространяется и на российских граждан, постоянно проживающих за границей. Исключение составляют только родственники ребенка, желающие его усыновить. Они вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства.

Усыновление иностранными гражданами детей, являющихся гражданами России, производится российским судом с соблюдением норм главы 19 и статьи 165 Семейного кодекса РФ Статья. 165. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс, содержащей коллизионные нормы о подлежащем применению при таком усыновлении праве .

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан РФ или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, согласно, статьи 272 ГПКСтатья. 272. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 № 138-ФЗ.// Консультант Плюс. Вопросы, связанные с процедурой оформления усыновления детей иностранными гражданами (учет иностранных усыновителей, подбор детей и т.п.), решены в Постановлении Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 11.04.2006) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"// "Российская газета" - 18.04.2006..

Согласно, статистики Министерства образования Сахалинской области, в2009 году по Сахалинской области передано на усыновление 563 ребенка, что составляет 15% (2008 -11, 2%) от общего количества детей, состоящих на учете в банке данных, в том числе 65 детей усыновлены из учреждений, подведомственных Министерству образования (Приложение Б). Можно отметить, что значительная часть детей старше 7 лет (47 детей из 57 усыновленных) была усыновлена иностранными гражданами.

2.2 Порядок усыновления ребенка и учет детей, подлежащих усыновлению и лиц желающих усыновить детей

Дела по установлению усыновления рассматриваются судьей единолично Статья 273 . Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 № 138-ФЗ.// Консультант Плюс в закрытом судебном заседании с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. Участники процесса несут уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления Статья 155.Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.04.2010) // Российская газета - 07.04.2010. с-12. .Если усыновление (удочерение) производится с согласия биологического родителя, то оно должно быть выражено в заявлении .

Если усыновление устанавливается по причине уклонения родителя от воспитания и содержания ребенка, то этот факт может быть подтвержден соответствующим документом (справка от судебного пристава-исполнителя об уклонении родителя от уплаты алиментов либо документ из органов внутренних дел о розыске родителя). При отсутствии указанных документов факт уклонения родителя от воспитания и содержания ребенка может быть подтвержден свидетельскими показаниями (в данном случае в качестве свидетелей могут быть вызваны граждане, которым заявитель доверяет и уверен, что они сохранят тайну усыновления). Граждане, вызванные в суд в качестве свидетелей, несут уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления наравне с участниками процесса. В случае, если ребенку неизвестно об установлении факта усыновления (удочерения), его согласие не требуется в целях сохранения тайны усыновления.

При вынесении решения об усыновлении (удочерении) суд принимает во внимание привязанность ребенка к кандидату в усыновители, их межличностные взаимоотношения, утрату родственных связей ребенка с биологическим родителем.

При усыновлении детей, не имеющих каких-либо родственных связей с кандидатами в усыновители (если, эти дети находятся в доме ребенка, детском доме и аналогичных детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) к участию в деле помимо прокурора, органа опеки и попечительства (по месту жительства (нахождения) ребенка) привлекается представитель учреждения, в котором находится ребенок. Личные документы ребенка должны быть представлены администрацией учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Содействие кандидатам в усыновители в сборе необходимых документов оказывают орган опеки и попечительства, региональный оператор государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, а также суд.

На основании заявления и представленных документов региональный или федеральный оператор предоставляет в течение десяти дней кандидатам в усыновители анкету и фотографию несовершеннолетнего воспитанника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При согласии кандидатов в усыновители (на основании анкеты и фотографии) ознакомиться с ребенком оператор выдает направление на посещение одного ребенка.

Первое знакомство с кандидатами в усыновители происходит после получения ими в региональном банке данных направление на посещение ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель органа опеки и попечительства совместно с кандидатами в усыновители посещает вышеназванное учреждение и принимает участие в момент ознакомления с медицинским диагнозом ребенка, его личным делом и участие при встрече кандидатов в усыновители и предложенного им ребенка.

Волеизъявление лиц, желающих усыновить ребенка, выражается в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое, согласно, статьи 263 ГПК подается гражданами Российской Федерации, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, то есть подсудность дел об установлении усыновления определяется исходя из интересов усыновляемого ребенка.

В заявлении об установлении усыновления ребенка указывается:

§ фамилия, имя, отчество усыновителя, место жительства;

§ фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства (нахождения),

§ сведения о родителях усыновляемого ребенка,

§ наличие у него братьев и сестер

§ обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

§ просьба об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), места рождения усыновляемого ребенка, о записи усыновителей (усыновителя) в актовой записи о рождении ребенка в качестве родителей (родителя) - при желании усыновителей (усыновителя).

Усыновление ребенка гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами закон допускает при соблюдении ряда требований, направленных на выявление возможности заявителей (заявителя), быть усыновителями (усыновителем). Поэтому к заявлению об установлении усыновления лица, желающие усыновить ребенка, прилагаются документы, подтверждающие их право быть усыновителями ребенка и необходимые для правильного решения судом дела:

§ копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, состоящим в браке;

§ копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя)- при усыновлении ребенка лицами, состоящими в браке;

§ при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства подтверждающие эти факты);

§ медицинское заключение- о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

§ справка с места работы о занимаемой должности и зарплате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещениеСтатья 2632. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 № 138-ФЗ.// Консультант Плюс .

При усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, иностранными гражданами или лицами без гражданства, требуется представление в суд таких же документов и дополнительно:

§ заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;

§ разрешение компетентного органа соответствующего государства, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории Статья 2632. ч. 2 п. 7 . Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 № 138-ФЗ.// Консультант Плюс.

В соответствии с частью 2 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории России, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об установлении усыновления ребенка в верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Документы, выданные за границей и представленные заявителями в суд, требуют консульской легализации, если только иное не предусмотрено международным договором, участницей которого является Российская Федерация. Документы должны быть переведены на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в стране проживания лица, желающего усыновить ребенка, либо нотариусом на территории Российской Федерации.

После принятия заявления об установлении усыновления ребенка судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка П. 2 ст. 125. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс

Статья 2632. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 № 138-ФЗ.// Консультант Плюс. Такое заключение дается по результатам проведенного органом опеки и попечительства обследования с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

К заключению прилагается:

§ согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется);

§ согласие родителей ребенка на его усыновление (при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, - также согласие их законных представителей, а при их отсутствии - согласие органа опеки и попечительства) или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии со статьей 130 Семейного кодекса усыновление ребенка допускается без согласия его родителей);

§ согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей.

При усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданам или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, к заключению органа опеки и попечительства прилагается дополнительно документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность его передачи на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. При необходимости суд может затребовать и иные сведения как от органа опеки и попечительства, так и от заявителей Статья. 263 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 № 138-ФЗ.// Консультант Плюс .

Дела об установлении усыновления ребенка рассматриваются с обязательным личным участием самих усыновителей (усыновителя). Согласно, пункта 3 статьи 126 Семейного кодекса Статьи 126 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс обязательное личное участие лиц, желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого устанавливаются гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика Статья. 182 Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - по состоянию на 09.04.2009 N 56-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ.// Консультант Плюс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты