Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству
p align="left">Статья. 43-48 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 № 138-ФЗ.// Консультант Плюс.
Для того чтобы вопрос об усыновлении был решен максимально с учетом интересов ребенка, суд может привлечь к участию в деле родителей усыновляемого ребенка, его родственников, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, и других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, достигшего возраста десяти лет ( при условии что присутствие ребенка в суде не окажет на него неблагоприятного воздействия).
Суд, рассмотрев заявление об установлении усыновления ребенка по существу, выносит решение об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении полностью или только в части удовлетворения просьбы усыновителей о записи их в качестве родителей в актовой записи о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка. При удовлетворении судом заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка Пункт 3 Статьи 125 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс
.
Копия решения суда, которым установлено усыновление ребенка, направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган загса по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка (п. 3 ст. 125 СК), которая является обязательной и имеет существенное значение для охраны его прав и интересов, юридически подтверждая факт усыновления.
Порядок государственной регистрации усыновления регламентируется главой V Закона об актах гражданского состояния Статьи 39-47 ФЗ «Об актах гражданского состояния». По состоянию 05.04.2010 N 52-ФЗ//"Российская газета" - 07.04.2010.. Орган загса обязан зарегистрировать усыновление на основании решения суда об установлении усыновления ребенка. По результатам государственной регистрации усыновления ребенка составляется запись акта об усыновлении, усыновителям выдается свидетельство об усыновлении ребенка.
При решении дела об установлении усыновления ребенка суд наряду с требованиями заявителей об усыновлении ребенка разрешает и другие просьбы заявителя:
а) об изменении имени, отчества и фамилии ребенка ;
б) об изменении даты и места рождения усыновленного ребенка; о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителей усыновленного ребенка;
в) по просьбе заинтересованных лиц суд рассматривает вопросы о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного ребенка или родственников его умершего родителя -то есть дедушки и бабушки .
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Семейного кодекса за усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия, следовательно, установление усыновления судом не влечет обязательное изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка. Вопрос об изменении ребенку имени, отчества и фамилии решается судом (п. 2 ст. 134 СК РФ) по просьбе усыновителей при рассмотрении дела об установлении усыновления, однако, как следует из содержания статьи 134 пунктов 3 и 4 Семейного кодекса, суд должен удовлетворить соответствующие просьбы усыновителей, если против изменения фамилии, имени, отчества не возражает усыновляемый ребенок, достигший возраста десяти лет.
О присвоении ребенку новых имени и фамилии, а также об изменении отчества усыновляемого указывается в решении суда об установлении усыновления, на основании которого производятся государственная регистрация усыновления и необходимые актовые записи органом загса по месту вынесения судебного решения или по месту жительства усыновителей и выдается новое свидетельство о рождении усыновленного ребенка Статьи 40. ФЗ «Об актах гражданского состояния». По состоянию 05.04.2010 N 52-ФЗ//"Российская газета" - 07.04.2010.
Статьи 125.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс.. По просьбе усыновителя может быть изменена дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца Пункт 1.Статьи 135.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. .
Просьба усыновителей об изменении даты и места рождения усыновляемого ребенка указывается в заявлении в суд об установлении усыновления ребенка.
При вынесении решения об установлении усыновления суд одновременно должен принять положительное или отрицательное решение по просьбе усыновителей об изменении даты и места рождения ребенка (п.2 ст.135 СК), о чем указывается в резолютивной части решения об усыновлении.
На основании выписки из решения суда орган загса вносит необходимые изменения в актовую запись о рождении ребенка и выдает новое свидетельство о его рождении. Усыновители, по их просьбе, могут быть записаны в книге записей рождений в качестве родителей при усыновлении ребенка (п. 1 ст. 136 СК). Решение о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка принимается судом исходя из интересов ребенка и конкретных обстоятельств дела.
Для совершения записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязательным является согласие ребенка (ст. 57 и п. 2 ст. 136 СК). Отношение ребенка к просьбе усыновителей может не выясняться только тогда, когда усыновление производится в порядке исключения без получения согласия усыновляемого ребенка, то есть в том случае, когда до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителей и считал их своими родителями .
Контроль за условиями жизни усыновленного ребенка осуществляется на основании постановления Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» Постановление Правительства Р Ф от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (с изм., от 10.03.2005 N 123, от 11.04.2006 N 210) // Консультант Плюс от 29.03.2000 г.№ 275. В первый год жизни после усыновления отчеты предоставляются по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления и по истечении шести месяцев после предоставления первого отчета, во второй и третий годы - один раз в год.
При усыновлении ребенка иностранными гражданами функции контроля за усыновленными детьми исполняют компетентные органы (консульский отдел РФ на территории иностранного государства), которые предоставляют отчеты в органы опеки и попечительства РФ по месту нахождения личного дела усыновленного ребенка и в региональный банк данных. Практика работы последних лет подтверждает, что компетентные органы разных государств направляют документы в региональный банк данных субъекта Федерации, а копию - в орган опеки и попечительства о постановке на консульский учет усыновленного ребенка, гражданина России. Компетентные органы предоставляют отчеты об усыновленных детях (агентство по усыновлению). В них входят: фотоматериалы, сопроводительное письмо, в котором агентство указывает, кто установил усыновление (удочерение) данного ребенка и когда это состоялось, и сам отчет, в котором указаны: дата проведения отчета, фамилия координатора проводившего этот отчет, адрес, факс и телефон организации, сведения об усыновителях, домашний адрес, телефон, сведения об усыновленном ребенке, даты прибытия в страну и дата встречи координатора с семьей.
В отчете отражаются сведения о состоянии здоровья ребенка (физическое и умственное развитие, режим дня, посещение учреждения, проведение досуга с перечислением любимых игр, игрушек, любимых тем для бесед, взаимоотношения с родственниками, выводы). Несмотря на сухость отчета, фотоматериалы позволяют сделать вывод о жизни ребенка в семье усыновителей.
Личное дело усыновленного ребенка иностранными гражданами хранится в органе опеки и попечительстве по месту жительства ребенка до его усыновления по достижении усыновленным ребенком 18 лет.
В Российской Федерации создана централизованная система учета детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи.
Постановлением Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» от 04.04.2002 г. № 217 Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 11.04.2006)
"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.04.2002 N 217, от 10.03.2005 N 123, от 11.04.2006 N 210) // "Российской газете" - 18.04.2006.и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2008 № 347 «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2008 № 347 «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» .// Консультант Плюс установлены правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
На основании данных документов органы опеки и попечительства ведут учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения о таких детях, как уже говорилось ранее, поступают от граждан и должностных лиц учреждений, на которых в соответствии со статьей 121 СК РФ возложена обязанность сообщать о таких детях в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей в случае смерти их родителей, лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей, в том числе при их отказе взять детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. учреждений. Согласно, статьи 122 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства в 3-дневный сроксо дня получения сведений о детях, проводят обследование условий жизни этого ребенка. Тщательно проведенный акт обследования и мотивированное заключение- основание для определения дальнейшей судьбы несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей.
При установлении факта отсутствия родителей у несовершеннолетнего специалист ООП регистрирует данные о нем в Журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, с указанием следующих сведений:
§ номера по порядку;
§ даты принятия на учет;
§ источника информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей (учреждения, физического лица).
§ фамилии, имени, отчества, числа, месяца и года рождения;
§ занятие несовершеннолетнего (наименование учреждения, которое посещает несовершеннолетний, если не учится и не работает, указать «не занят»);
§ записи об отце и матери (фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения);
§ места нахождения родителей- адрес (если адрес родителей неизвестен, указывается «неизвестно» и с какого времени прервана связь с родителями);
§ юридического статуса несовершеннолетнего (в графу следует включить дополнительно- если родители помещены на излечение в больницу, в заключение указать адрес нахождения учреждения и дату помещения в учреждение; если родители умерли, указывается дата смерти, номер, серия, кем выдано свидетельство о смерти, в случае лишения родителей родительских прав указывается дата решения суда);
§ адреса проживания несовершеннолетнего в период регистрации сведений о нем в Журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей;
§ сведений о лицах, осуществляющих присмотр за несовершеннолетним в период регистрации сведений о нем (ф., и., о., дата рождения, родственные отношения по отношению к несовершеннолетним и т.д.);
§ формы устройства несовершеннолетнего (движение несовершеннолетнего: больница-приют-опека; приемная семья-усыновление; больница-приют-детский дом-школа-интернат-ПТУ сиротского типа);
§ даты определения формы устройства (даты движения несовершеннолетнего);
§ в графе «Примечание» при наличии имущества несовершеннолетнего указывается информация о принятых мерах по сохранности имущества и т.д.
При невозможности сразу определить ребенку постоянную форму устройства орган опеки и попечительства определяет временное устройство несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, на социальное отделение детской больницы (для прохождения необходимого медицинского обследования и получения рекомендаций для определения типа учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) или в социально-реабилитационное учреждение до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В больших городах нередка ситуация отсутствия мест в социально-реабилитационных учреждениях. В этой ситуации полезна такая форма временного устройства, как «патронатная семья».
Орган опеки и попечительства, как оператор местного банка, по истечении 30 дней со дня первичной регистрации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и не устроенных на воспитание в семью, заполняет анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей, которую в 7-дневный срок передает региональному оператору государственного банка данных о детях для занесения сведений о ребенке в региональный банк. Для своевременного предоставления документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных по истечении месяца в семью, органы опеки и попечительства запрашивают соответствующие организации: органы ЗАГС, органы внутренних дел, родильные дома, паспортные службы, медицинские учреждения, органы опеки и попечительства других муниципальных образований. В анкете указываются наименование органа местного самоуправления муниципального образования как органа опеки и попечительства, дата постановки на учет в местный банк данных, дата передачи сведений в региональный банк данных.
Функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, исполняет Сектор регионального государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в Сахалинской области - это министерство образования Сахалинской области.
Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разделом 2 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (с изм., от 10.03.2005 N 123, от 11.04.2006 N 210) // Консультант Плюс является заключение органа опеки и попечительства о их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных статьями 127-128 Семейного кодекса РФ. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.
При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого органом опеки и попечительства им предоставляется информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также выдается направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).
Кандидаты в усыновители имеют право:
§ получить подлинную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников;
§ обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок.
Они обязаны:
§ лично изучить в документы усыновляемого ребенка,
§ познакомиться и установить с ним контакт,
§ подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.
В некоторых случаях предварительная постановка граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников и т.д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению.
Имеет некоторые особенности учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами России.
Согласно, пункта 2 статьи 126 Семейного кодекса и раздела VII Правил передачи детей на усыновление (удочерение) учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной влаги субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, то есть Министерством Образования РФ. Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории России, обратившихся в этот орган и изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, и предоставляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и направление на посещение ребенка по месту его жительства (нахождения) предоставляются названным выше кандидатам в усыновители лично на основании документов.
Учет иностранных граждан и лиц без гражданств желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, ведется и Министерством образования РФ, если они не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Федерации и обратились непосредственно в указанное министерство.
На 01.01.10 в банке данных Сахалинской области состоит на учете 3729 детей в возрасте до 18 лет, проживающих на территории области, лишенных родительского попечения и подлежащих устройству в семьи (на 01.01.09 на учете состояло 4197 детей, на 01.01.08 - 4854, на 01.01.07 - 5168).
За 2009 год поставлено на учет в региональный банк данных 1111 детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 - 1139, в 2007 - 1158; в 2006 - 1300).
2.3 Опека и попечительство над детьми
Установление и прекращение опеки или попечительства определяются Гражданским кодексом РФ.
Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, обладающее необходимыми нравственными и личными качествами, давшее своё согласие быть опекуном (попечителем), а также имеющее состояние здоровья позволяющее исполнять обязанности по воспитанию ребёнка.
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Не могут быть назначены опекунами и попечителями лица, лишённые родительских прав либо ограниченные в родительских правах, а также лица, больные хроническим алкоголизмом либо наркоманией, лица, отстранённые от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.
При назначении ребёнку опекуна (попечителя), согласно требованиям статьи 146 Семейного кодекса РФ, учитываются отношения между опекуном (попечителем) и ребёнком, отношение к ребёнку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребёнка.
Опекунами и попечителями детей, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещённых в соответствующие воспитательные, лечебные и учреждения социальной защиты или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.
Регулируя порядок установления опеки и попечительства, законодательство не определяет права детей, находящихся под опекой или попечительством.
Таковыми, помимо прав, закреплённых за всеми детьми, являются права на:
§ воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
§ обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
§ причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
§ сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
§ защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).
Также законодателем закреплены и права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно ст. 150 семейного кодекса РФ, опекун (попечитель) ребёнка:
§ имеет право и обязан воспитывать ребёнка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
§ вправе самостоятельно определять способы воспитания ребёнка, находящегося под опекой (попечительством), с учётом мнения ребёнка и рекомендаций органа опеки и попечительства.
§ имеет право выбора, с учётом мнения ребёнка, образовательного учреждения и формы обучения ребёнка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребёнком основного общего образования.
§ вправе требовать по суду возврата ребёнка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребёнка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребёнка.
Однако, несмотря на широкие полномочия, предоставленные законодательством, опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребёнка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребёнка.
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423"Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"(вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных")//"Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572. утверждены «Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», а также ряд других правил, регулирующих осуществление отдельных полномочий органов опеки и попечительства другими организациями, осуществление обязанности опекуна на возмездной основе, создание приемной семьи, осуществление проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных и ведение органами опеки и попечительства личных дел несовершеннолетних подопечных.
Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, осуществляются органами опеки и попечительства, в случае отсутствия или недостаточности возможностей, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства информируют через средства массовой информации граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведут прием граждан, выразивших желание стать опекунами.
Орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе: ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством; организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний; обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью П. 2, 3, 14 Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» //"Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572..Гражданин, выразивший желание стать опекуном, должен представить в орган опеки и попечительства заявление и документы, подтверждающие наличие у него достаточных доходов, жилого помещения, состояние его здоровья, отсутствие склонности к антиобщественному поведению. Правилами установлен перечень таких документов.
У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно .
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования. Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке. Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления заявления гражданина и приложенных документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.
Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта РФ, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения. Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей .В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки (или попечительства) на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством РФ.
Правилами установлено, что договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного, так и в отношении нескольких подопечных. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом Пункт. 2 статья16 Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Консультант Плюс
Пункт. 2, 3, 4 Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423"Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"//"Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572. .
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.
На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия. Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе Статья.152. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.// Консультант Плюс. .
В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
Внеплановая проверка проводится органом опеки и попечительства также по новому месту жительства подопечного, в случае изменения места его жительства, в течение 3 дней со дня получения личного дела подопечного.
При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного. По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке Пункт. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11 Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"//"Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572. .
По состоянию на 31.12.08, в Сахалинской области 6653 ребенка находились под опекой и попечительством (в 2008 г. -6814), из них:
· 875 детей находились под опекой у посторонних граждан;
· 790 детей добровольно переданы родителями под опеку (попечительство).
В течение года устроено под опеку и попечительство 1711 детей (с учетом прибывших из других регионов), что составляет 69% от всех детей, устроенных в семьи. Переданы под опеку из учреждений, подведомственных Департаменту образования 34 ребенка.
Согласно п.5 ст.10 Федерального закона от 24.04.08 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» преимущественным правом быть опекунами или попечителями обладают бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего. В 2009 году 77% детей переданы под опеку и попечительство родственникам.
На 31.12.09 в Сахалинской области создано 373 приемных семьи, в которых воспитывается 469 детей (на 31.12.07 -251 приемная семья и 317 детей, на 01.01.06 - 35 приемных семей и 48 детей). За 2009 год 200 детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы на воспитание в приемную семью, в том числе 38 детей переданы в приемную семью из учреждений, подведомственных Департаменту образования. Количество приемных семей, по сравнению с 2006 годом, увеличилось в 10, 6 раза, количество детей, которые воспитываются в этих семьях, - в 9, 8 раза.
Важным аспектом деятельности по семейному устройству детей является подбор, учет, психолого-педагогическая и правовая подготовка лиц, желающих принять ребенка в семью.Численность граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свои семьи Приложение В. За 2009 год на учет в ООиП поставлено 979 граждан, желающих стать опекунами (попечителями), 181 гражданин, желающий стать приемным родителем, и 332 гражданина, желающих усыновить ребенка. Снято с учета в связи с принятием в семью детей 963 / 164 / 314 граждан соответственно.
В региональном банке данных за 2009 год поставлено на учет 27 граждан, желающих стать опекунами (попечителями), 63 гражданина, желающих стать приемными родителями, 1096 граждан, желающих усыновить ребенка, в том числе 66 иностранных граждан. Снято с учета в течение 2009 года в связи с принятием в семью детей 15 / 37 / 849 граждан соответственно. Отказано ООиП в постановке на учет в качестве претендентов в опекуны пяти гражданам.
Вызывает тревогу статистика по отмене усыновления, опеки и попечительства. Так, по данным формы 103-рик, за 2009 год отменено 56 решений о передаче ребенка под опеку (попечительство), в том числе 21 - в связи с ненадлежащим выполнением опекунами и попечителями обязанностей по воспитанию детей и 35 - по инициативе опекунов и попечителей, а также отменено 6 решений о передаче ребенка на воспитание в приемную семью по инициативе приемных родителей. За 2009 год отсутствует отмена решений об усыновлении ребенка и отмена передачи ребенка на воспитание в семью в связи с жестоким обращением с ним. По информации Министерства образования, 18 детей направлены в образовательные учреждения для детей-сирот повторно, на основании снятия опеки и попечительства или расторжения договора о приемной семье.
В заключение можно отметить, что развитие форм семейного устройства является залогом успешного реформирования системы социальной защиты детей в России. Поддерживая различные формы семейного устройства, в то же время необходимо соблюдать определенный баланс между ними. Увеличение материальной поддержки замещающих (прежде всего приемных) семей привело к сокращению численности детей, устраиваемых на наиболее приоритетные с точки зрения интересов ребенка формы, такие как усыновление и родственная опека. В условиях роста материальной заинтересованности замещающих родителей увеличивается потребность в их более строгом отборе, в том числе за счет введения в федеральном законодательстве нормы об обязательности обучения приемных родителей. Другим обязательным условием четкого функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей.