1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран
2. Абсолютная монархия во Франции
3. Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства
4. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность
5. Зарождение государственности в Англии
6. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока
7. Средневековое государство в Англии - органы государственного управления, социальная структура
8. Становление сословно-представительной монархии в Англии
9. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи
10. Великая хартия вольностей 1215г.
11. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство
12. Английский парламентаризм - становление, развитие
13. Государства Древнего Китая
14. Английский абсолютизм
15. Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта
16. Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев
17. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй
18. Социальная структура индийского общества
19. Золотая булла 1356г. - общая характеристика
20. Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика
21. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления
22. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману
23. Германское феодальное право. "Каролина"
24. Преступления и наказания по законам Ману
25. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии
26. Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции
27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления
28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты
29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.
30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга
31. Конституционная монархия в Англии - формирование, сущность
32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин
33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах
34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении)
35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия
36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.
37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления
38. Конституция США - общая характеристика
39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания
40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм
41. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления
42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.
43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение
44. Основные этапы Великой французской революции
45. Основные группы населения в Древнем Риме
46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.
48. Обязательственное право по законам XII таблиц
49. Якобинская диктатура 1793г.
50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме
51. Консульство и первая империя Франции
52. Преступления и наказания в Древнем Риме
53. Кодекс Наполеона 1804г.
54. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления
55. Вторая Французская республика 1848г.
56. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов
57. Парижская коммуна
58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла
59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
60. Каноническое право средневековой Европы
61. Конституция 1946г. Четвертая республика
62. Городское право средневековой Европы
63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
64. Франкское государство династии Каролингов
65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
66. Германское гражданское уложение 1900 г.
67. Имущественные отношения по Саллической правде
68. Революция 1918г. Веймарская республика
69. Преступления и наказания по Саллической правде
70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм
71. Суд и судопроизводство по Саллической правде
72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции
74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии
75. Государственный строй КНР по Конституции 1982г.
76. Средневековое государство в Англии - органы государственного управления, социальная структура
77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.
Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.
Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.
Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно - правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной исторической обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ.
Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств.
Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.
Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-правовых и хронологических исследований.
Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ.
При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались.
Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.
Период-ция: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время. Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. - до падения Римс.империи - середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. -до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее - 20-21вв.
Абсолютная монархия во Франции
Французское королевство, возникшее в IX веке с распадом франкской державы Королингов внесло существенное изменение в социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав. В период с IX-XIII вв. господствуют феодальная раздробленность и соответствующие ей производственные отношения. Они определили классовую структуру общества и антагонистические отношения между феодалами и зависимыми крестьянами.
К началу 16 в. абсолютная монархия в основном оформилась. Абсолютизм хар-ся прежде всего тем, что вся полнота законод., исполнит., военной и судебной власти сосредоточивалась в руках наследного главы гос-ва - короля. Абсолютная монархия вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего соц. - эконом. развития. Концентрация всей полноты гос. власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов. Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью уже в начале 16 в. центральные органы гос-го управл. представляли собой ряд различных учреждений, созданных в разные периоды. В состав гос-го совета входили представители высшей придворной аристократии и "дворянства мантии". Гос-ый совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли спец. советы: совет финансов, совет депеш (сообщения с мест). Функционировали и другие органы: тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел, аппарат канцлера - почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли Генеральный контролер финансов (осуществлял руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, проверял деятельность должностных лиц на местах) и 4 государств. секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Король решал важнейшие внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользую-щихся его особым доверием. Среди них Генеральный контролер и государств. секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали наз. Малым королевским советом. Территория королевства была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интенданства, соответствовавшие территор. Подразделениям фин., военного, церковного, судебного и админ. ведомств. Важное место в механизме абсолютизма во Франции заняла полиция. Наделенная широкими правомочиями, она стала вездесущей. Была установлена цензура книг, просмотр частной кор-респонденции. Основным источником государств. доходов являлись налоги. Одновременно функц. несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. При абсолютизме завершилось создание регулярной армии. Рост эконом ресурсов гос-ва позволил значит увеличить ее численность и улучшить оснащенность. Армия по-прежнему имела ярко выраженный сословный хар-р. Земля, как основное средство производства, стала монопольной собственностью господствующего класса.
Абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.
Феодалы так же понимали, что в условиях обострения классовой борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма. В расцвет абсолютной монархии в стране утвердилось социально- политическое равновесие двух основных эксплуатационных классов - привилегированного и имеющего государственные посты дворянства и набирающей силы буржуазии.
Общая характеристика первобытно - общинного строя. Протогосударства
История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями.
До появления государства существовало первобытное общество. До VIII-III тыс. до н. э. человек не отличался от животного, он жил за счет присвоения природных продуктов. Со временем он научился использовать простейшие каменные орудия, разводить
На смену праобщине приходит родовой строй, состоящий из многочисленных семейно-клановых групп (родов). Позже сложились союзы родов (фратрии), а союзы,
в свою очередь, объединились в племена. Люди перешли к оседлому образу жизни. Земля и орудия труда находились в общей собственности. Отношения людей внутри рода строились на основе равенства. Носителем власти выступало само общество. В первобытном обществе на базе верований, обычаев, обрядов сложились правила поведения, регулировавшие простейшие отношения между людьми, они исполнялись добровольно. Между обязанностью и правом не было существенных различий.
С накоплением знаний и навыков из общей массы варваров выделились группы скотоводов, земледельцев и ремесленников.
Производящее хозяйство позволяло получать большее количество продуктов, чем было нужно для прокорма рабочей силы. Первоначально излишки (прибавочный продукт) делились поровну между членами рода. Некоторое время спустя эти излишки стали менять на недостающие продукты. Увеличение объемов торговли потребовало участия в ней посредников.
Появились купцы. Развитие обмена вызвало расширение производства продукции, возникла необходимость в увеличении количества рабочих рук. Использовать чужой труд стало экономически выгодно. У глав некоторых родов накопились существенные богатства. Постепенно богачи присвоили землю и скот, ранее находившиеся в общей собственности. Имущественное неравенство повлекло неравенство социальное. Общество разбилось на классы (богатых и бедных, свободных и рабов).
Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную.
Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный характер.
Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность
Понятие "Древний Восток" традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период.
При этом выявились важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.
Консервация общинных структур, в свою очередь, в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен.
Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.
Существовала определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно - общинного строя. Эти небольшие по территории так называемые номовые государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда - монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.
Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующее - контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.
Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н.э.).
Зарождение государственности в Англии
К VI в. на территории Британии образуются несколько крупных государств, которые к IX в. объединяются под знаменем Уэссекса. В 1066 г. на английскую землю вступают войска герцога Нормандии Вильгельма, который провозглашается королем Англии. Король становится верховным собственником земли, все феодалы обязаны отбывать в его пользу военную службу, выставлять феодальное ополчение.
Вильгельм попытался подчинить католическую церковь своей власти. Все это создало предпосылки для установления сильной королевской власти. Органами центрального управления выступали Великий совет, королевская курия, Палата шахматной доски.
Опорой главы государства были должностные лица местного управления - шерифы.
При Генрихе II (1154-1189) происходит дальнейшее усиление центральной власти. К королевскому домену присоединяются обширные земельные владения, упорядочивается взимание налогов и сборов, ограничивается юрисдикция церковных судов, реорганизуются вооруженные силы. Со временем формируются и общегосударственные судебные учреждения (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства), появляется институт разъездных судей, которых король отправляет в графства для осуществления правосудия. В королевских судах к разбору гражданских и уголовных дел привлекаются присяжные заседатели.
На местном уровне действуют мировые судьи, судебные собрания сотен и графств, а также суды отдельных феодалов.
Неудачная внутренняя и внешняя политика Иоанна Безземельного (1199-1216) вызывала недовольство во всех слоях свободного населения Англии. Король лишился поддержки в обществе, расстроенном непомерными налогами, злоупотреблениями при их взимании, конфискациями земель, внесудебными расправами, обострением конфликта с церковью.
Иоанн был вынужден пойти на компромисс с союзом дворян и горожан. Отражением этого компромисса стала Великая хартия вольностей, дарованная монархом своим подданным в 1215 г. Хартия подтверждала свободу церкви, устанавливала порядок взимания податей и фиксировала их размер, запрещала конфискацию земель за долги, упорядочивала систему мер и весов, снимала ограничения на въезд и выезд из страны, требовала соответствия наказания в зависимости от тяжести правонарушения, неприкосновенности основного имущества при наложении штрафа, ограничения произвола при привлечении к уголовной ответственности.
Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока
Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.
Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта.
Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.
Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии".
В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.
Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ.
Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.
Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ.
Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона).
Первоначальным источником права был правовой обычай. С возникновением письменности возникают и первые письменные законы. Первый в истории Месопотамии памятник законодательства "Овальная пластинка" Энметены, правителя Лагаша XXIV в. до н.э., и надписи Уруинимгины. Однако эти источники лишь излагают содержание законодательства -- возможно, устного, -- не приводя его текстуально.
Первый дошедший до нас текст законов -- Законы Шульги (прежнее название -- Законы Ур-Намму; недавно было установлено, что их действительным "автором" является сын и преемник Ур-Намму, Шульги). Этот сильно поврежденный текст состоял из "Пролога", за которым следовали конкретные правовые нормы.
Следующий из сохранившихся законодательных памятников принадлежит царю I династии Иссина Липит-Иштару. Дошедший до нас со значительными повреждениями текст написан на шумерском языке, состоит из "Пролога", примерно 43 статей, и "Эпилога".
Законы, происходящие из царства Эшнунны дошли до нас в виде двух (поврежденных) списков на аккадском языке, имеющих незначительные различия. Текст состоит из "Пролога" и 60 статей.
Первые законы Египта были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились. Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI-XV вв. до н.э.) во время официальных приемов держал перед собой "сорок кожаных свитков (с законами)". Кульминацией в развитии клинописного права Древнего Вавилона явились Законы Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные; к тому времени язык древних шумеров вышел из употребления. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи. Законы основывались на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах.
Напротив, в Древней Индии основным источником права были и до сих пор остаются в общинном быту религиозные книги -- веды (Ригведа), дхармасутры и дхармашастры, создаваемые брахманами. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману.
Средневековое государство в Англии - органы государственного управления, социальная структура
Положения Великой хартии вольностей не были обеспечены эффективным механизмом их соблюдения. Во время царствования Генриха III (1216-1272) происходит новое столкновение феодалов с королем, вызванное усилением налогового бремени и притеснениями церкви. В 1258 г. для обсуждения реформы государственного управления собирается парламент. Противостояние оканчивается в пользу короля, но несмотря на эту победу королевская власть, взволнованная ростом крестьянских восстаний, вынуждена пойти на уступки и смириться с ограничением своих прав полномочиями парламента.
К концу XIII в. в Англии складывается сословно-представительная монархия.
Парламент состоял из 2 палат: палаты лордов и палаты общин. Первая включала самых знатных людей королевства, а во второй заседали рыцари (мелкие феодалы) и представители горожан. Парламент давал согласие на взимание налогов, обладал правом уголовного преследования королевских советников, вносил петиции об издании новых законов (с XV в. петиции становятся готовыми законопроектами). Король либо соглашался с законопроектом, либо отвергал его; он имел право приостановить исполнение закона или освободить отдельных лиц от подчинения закону.
По вопросам, не урегулированным законами, монарх издавал указы. Статуты (законы, принятые парламентом и одобренные королем) постепенно приобретают большую юридическую силу, чем все остальные акты государственной власти.
2-я половина XV в. Падение роли парламента в политической жизни, возвышение королевской власти, упадок феодальной юстиции, которая уже не способна конкурировать с общегосударственными судами, к числу которых прибавился канцлерский суд.
В XV в. королевская власть, поддержанная "новым дворянством" и буржуазией, вмешивается в церковные дела. В 1534 г. Генрих VII объявляет себя главой церкви. Реформированная церковь получает название англиканской. Светская власть пересматривает вероучение, секуляризует церковные земли, преследует католиков и сторонников других религиозных течений.
Создаются новые органы власти: тайный совет (высший орган управления, осуществлявший управленческие и судебные функции), Звездная палата (орудие борьбы с противниками короля, разбирала дела о преступлениях, в ее работе не участвовали присяжные заседатели, а процесс был построен на инквизиционных началах), Высокая комиссия (преследовала и судила противников англиканской церкви).
Становление сословно-представительной монархии в Англии
В 1658 г. после смерти Кромвеля к власти приходит его сын, Ричард. В 1659 г. он отказывается от власти, управление государством захватывают высшие чины армии.
В 1660 г. парламент провозглашает главой государства Карла II - сына казненного в ходе революции монарха. Новый король в своей "Бредской декларации" обещает не преследовать участников революции и не пересматривать ее итогов. В реставрированной монархии полномочия короля были урезаны и расширены права парламента. Возобновляется деятельность палаты лордов, тайного совета.
Парламент раскалывается на две группы: тори - приверженцев короля и вигов - сторонников буржуазии, среднего дворянства.
В 1679 г. получившие большинство виги проводят через парламент "Habeas Corpus Act" ("Акт для лучшего обеспечения свободы подданного и для предупреждения заточений за морями"), устанавливающий процедуру проверки законности заключения под стражу подозреваемых в совершении преступления. Акт был направлен на ограждение парламентариев от незаконных преследований за их политическую деятельность.
В 1685 г. королевский трон занимает Яков II, известный своими антибуржуазными, реакционными взглядами. В этих условиях в 1688-1689 гг. тори и виги объединяют свои силы и совершают "Славную революцию". В результате без кровопролития королем
становится штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский. С восшествием на престол этого короля начинает утверждаться новая форма Правления - конституционная монархия.
В. Оранский подписывает "Билль о правах" (1689). Билль утверждает верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, устанавливает свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Определяется срок полномочий парламента (7 лет).
В 1701 г. принимается еще один важнейший конституционный акт - "Акт об устроении", или "Закон о престолонаследии". Он устанавливал порядок престолонаследия (ввиду бездетности В. Оранского и его жены) и содержал дальнейшие уточнения полномочий законодательной и исполнительной власти. Акт устанавливал принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра.
Вводился принцип несменяемости судей. До этого они занимали свои должности, пока это было "угодно королю" и пока они "ведут себя хорошо". Отстранение от должности производилось парламентом. Проводимые меры способствовали эволюции конституционной монархии Англии от дуалистической к парламентарной и формированию парламентаризма.
Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 282 статьи Законов; обширное заключение. Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог, продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным, способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности; имущественные; против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы; изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.
Великая хартия вольностей 1215г.
По мере поглощения нормандских завоевателей коренным населением Англии утихали национальные антагонизмы. Вместе с тем ослабевали и связи, существовавшие между английской знатью и троном.
Антагонизмы обострились при короле Иоанне Безземельном, неудачными войнами и еще более тяжелыми поборами доведшем страну до разорения, а подданных - до бунта. Иоанн под давлением обстоятельств вынужден был подписать документ под названием "Великая хартия вольностей".
Основные положения хартии, которым последующая политическая история Англии придала наибольшее значение, сводились к следующему:
1) король обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами, не вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий;
2) налоги и сборы могут взиматься не иначе как по решению "общего совета королевства" (что означало по существу восстановление баронской курии);
3) всякий арест должен быть основан на показаниях, "заслуживающих доверия свидетелей";
4) ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и так далее "иначе как по законному приговору", вынесенному равными по положению судьями ("пэрами"), и "по законам страны";
5) соблюдение хартии должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом "принуждать и теснить" короля "всеми способами, какими только может".
По окончании смуты Иоанн отказался от хартии. Римский Папа его не поддержал. Но хартия уцелела. В 1216 г. Иоанн Безземельный умер. Его наследник, малолетний Генрих III, уступая баронам, подтверждает хартию.
В 1265 г. коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов, которых было мало, в этом собрании находилось по четыре рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.
Спустя некоторое время армия Монфора потерпела поражение, а сам он погиб в сражении, но парламент уничтожен не был, он превращается в постоянное законодательное собрание Англии.