p align="left">С 1295 г., когда был созван так называемый образцовый парламент, он превращается в постоянное законодательное собрание Англии. Все наиболее знатные приглашались поименно, а все другие (рыцари и горожане) избирались.
В XIV столетии парламент добился того, что в его компетенцию вошло не только разрешение (вотирование) налогов, но и контроль за их использованием. Кроме того, было установлено, что всякий раз, когда король требует денег, парламент вправе (в качестве предварительного условия) рассматривать жалобы на действия правительства.
В то же время происходит формирование английского местного самоуправления. В графствах возникают местные собрания, в городах - различного рода советы. Руководство ими захватывают землевладельцы, верхи городской аристократии, священники.
Важнейшим элементом местной власти становится с XIV в. так называемая мировая юстиция. Мировые судьи, главным образом местные дворяне, осуществляют суд по уголовным делам, эффективный контроль за действиями честной полиции и ее главы - шерифа.
Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд. Судоустройство
Виды преступлений: 1) против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение; 2) против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма. 3) К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества; 4) против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка; 5) другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка).
З.Х. знают следующие виды наказаний: 1) смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), 2) членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); 3) телесные наказания (нанесение ударов плетью); 4) другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника).
Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника и потерпевшего. Принцип талиона (членовредительства) применяется только при равном социальном положении сторон. Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину.
Судопроизводство: не различается уголовный и гражданский процесс. Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе.
Доказательство: клятва, показание свидетелей, ордалия (испытание водой), велись судебные протоколы (глиняная плитка), в которых писали показания сторон, их клятвы, приговор, имена свидетелей. Ответчик или истец по приказу судьи брали на себя письменные обязательства передававшиеся противоположной стороне, за невыполнение штраф, а иногда и знак бесчестия. Не было норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствовал о различном подходе к разным формам вины, соучастию (недоносительство, укрывательство). В отдельных случаях допускался самосуд - вор, крадущий при пожаре или пойманный ночью с поличным мог быть убит без суда. Особо опасные для всего общества правонарушения карались смертной казнью как в случае умышленного, так и в случае неосторожного причинения вреда.
В ЗХ встречаются свидетельства коллегиального состава суда. Судебные заседания, проводились как во дворце царя, так и на территории храмов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Института представителей или защитников интересов сторон (адвокатов) не было. Также не сообщается о проведении каких-либо следственных или розыскных действий. Поиск и вызов свидетелей, а также письменных доказательств также входил в обязанности сторон. Круг доказательств, принимаемых к рассмотрению судами. К ним относятся свидетельские показания, причём свидетели должны были в свою очередь доказывать свои слова. Кроме того, доказательствами служили письменные документы, в том числе с печатью. Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к "божьему суду". Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул. Отказ от ордалии считался равносильным признанию вины. Вынесение судами решений и приговоров
Рассмотрев все решения и доказательства, суд выносил решение о признании правоты одной из сторон и о наказании другой. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений - от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. В остальных случаях устанавливают либо наказание по принципу талиона (воздаяния равным за равное), либо денежную компенсацию. Решение суда обязательно документировалось (записывалось на специальной глиняной табличке) и скреплялось печатью.
Английский парламентаризм - становление, развитие
Задатки формирования парламентской монархии в Англии произошли тогда, когда "Долгий парламент" принял к обсуждению билль о ликвидации епископата (прекрасно сознавая, что за этим последует столкновение с королем, придерживавшимся формулы "нет епископа - нет короля"), отнял у короля Карла I командование армией и устранил ряд королевских чиновников как наиболее одиозных фигур.
Парламент закрепил за собой право сменять неугодных ему должностных лиц, установил, что парламент должен собираться не менее одного раза в три года. В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам, а если и последние бездействуют - к населению.
Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между сторонниками короля и парламента (1642-164 7 и 1648-164 9 гг.).
Восемнадцатое столетие было временем формирования английской конституционной монархии. Процесс этот подталкивается многими важными переменами. Происходила промышленная революция, выдвинувшая Англию в число наиболее развитых стран мира. Быстро развивалось капиталистическое производство, чтобы затем уступить место крупной промышленности, паровой машине и гигантским фабрикам. Исчезают целые классы населения, вместо них появляются новые классы.
В течение того же XVIII в. получает свое развитие принцип "ответственного правительства".
Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла кабинет, реально влияющий на обстановку в стране.
С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля от принятия решений. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти (ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.
Парламент контролировал не только процесс законотворчества. Он взял на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом возникло "ответственное правительство" - правительство, ответственное перед парламентом (в данном случае - перед его нижней палатой). Правительство составлялось из наиболее популярных руководителей данной партии.
Но основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) "выбирали" мелкие города и деревеньки. Одни из них числились "гнилыми" - это были старые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколько десятков жителей, от силы - несколько сотен. Множество относилось к разряду "карманных": собственниками их были крупные землевладельцы.
Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.
Государства Древнего Китая
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:
1) период Шань (Инь) (XV--XI вв. до н. э.);
2) период Чжоу (XI--III вв. до н. э.), в котором выделяются особые периоды:
а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.);
б) Чжаньго - "Борющихся царств" (V--III вв. до н. э.);
в) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. - Ill в. н. э.).
Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен.
В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники.
Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана.
В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство.
Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI--X вв. до н.э. ) переходном от общинно-родового к классовому обществу. В Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу.
Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.
Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.
Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из "одной партии власти" в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.
В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шана Яна была проведена реформа, которой была узаконена свободная продажа и покупка земли.
Английский абсолютизм
В XV и XVI столетиях в странах Западной Европы складываются абсолютные монархии. Наступает последний этап истории феодализма.
Усилению централизованной власти в Англии способствовало:
1) упорное и продолжительное сопротивление английского населения, которое оказалось против захвата и разграблений земель нормандской знатью. Масса свободных и полусвободных крестьян насильственно переводились на положение крепостных. В течение XIV века в Англии обнаруживается тенденция к увеличению феодальных повинностей крестьян. Вооруженная борьба между англосаксонским населением и нормандскими завоевателями длилась многими десятилетиями. В этих условиях бароны Англии вынуждены были поддерживать королевскую власть и терпеть ее усиление;
2) земельные наделы нормандской знати не составляли единых слитных массивов, они были разбросаны по всей стране. Это не могло не мешать образованию независимых феодальных сеньорий;
3) огромный земельный фонд короля, составлявший около 1/7 части всей пахотной земли Англии, и наличие постоянных налогов;
4) в отличие от порядков, существующих на континенте, вассалы английского короля были обязаны по отношению к нему не только военной службой, но и денежными взносами.
Для определения доходности феодальных поместий и крестьянских дворов в Англии в 1086 г. была проведена перепись населения, земли, скота, орудий труда, получившая название "Книга страшного суда". Сообразно с ее результатами было осуществлено дальнейшее закрепление крестьянства. С этого времени большая его часть переходит в разряд крепостных - виланов. Развитие единого национального рынка, а также обострение социальной борьбы обусловили заинтересованность нового дворянства и городской буржуазии в дальнейшем усилении центральной власти.
Абсолютная монархия установилась в Англии в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений.
Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте.
Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточивалась в этот период полностью в руках короля.
В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской Церковью. Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно обширной. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной Церкви - как с католиками, так и со стороны наиболее радикальных и демократических форм протестантизма. Система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от центральных органов власти.
Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта
В период Нового царства начали происходить изменения в государственном строе государства. В это время для Египта было характерно создание сложного и весьма разветвленного аппарата государственного управления. Государство становится более строго централизованным, так как прежние относительно самостоятельные правители номов теряют последнюю долю своей самостоятельности, полностью подчинившись единому правителю - фараону.
В этот период страна была разделена на два больших округа - северный и южный. Главой каждого из этих округов являлся особый наместник фараона. Все управление номами переходит в руки царских ставленников-чиновников.
Институт власти фараона сложился в Египте еще в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью самого первого фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н. э. Люди всегда считали самого фараона сыном Бога на земле и всегда придавали сакральный характер его власти. Религия в значительной мере своими священными законами и предписаниями помогла утвердиться государственному институту власти фараона со всеми ее атрибутами. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам.
В древнеегипетской практике почти всегда жалование землей сопровождалось наделением титулом и определенной властью.
Институт фараонской власти был наследственным. Однако, как известно, часто в истории Древнего Египта одна династия сменялась другой, что было связано с династическими кризисами в царском доме.
Но личная власть фараона не была столь совершенна и непререкаема. Даже при всем спектре полномочий фараона успешное достижение политической стабильности в Египетском государстве зависело от того, насколько он сможет умело балансировать между выгодами господствующего класса общества, в основном представленного военной и жреческой элитой, и своими собственными интересами. С другой стороны, находившийся у власти фараон был обязан постоянно соблюдать некий кодекс, или набор религиозно-этических норм и предписаний. Иначе этот кодекс можно совершенно точно обозначить как кодекс справедливости, носящий древнеегипетское название "маат".
После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается быстрый рост бюрократического аппарата, вместе с чем значительно возвышается роль чиновников и фараоновских наместников в государственной системе управления.
С достижением наибольшего могущества власти фараона в эпоху Нового царства начинает окончательно утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата всеимперская власть единого для всей территории государства центра.
Сохранился обширный пласт письменных памятников, дающих обширную информацию о системе функционирования института власти и в целом о государственной, социальной и религиозной структурах общества Древнего Египта. В их числе можно назвать "Книгу мертвых", "Речение Ипувера", "Пророчество Нефертити" и др. Все эти произведения позволяют воссоздать относительно целостную картину египетского общества, и все они были составлены и письменно зафиксированы в эпоху Нового царства.
Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона).
Право собственности. Вся земля в Египте - собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.
Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э.в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полу ченного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой.
Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся заключением договора. После вступления в брак женщина сохраняла принадлежащее ей имущество. Родители должны были поддерживать своих детей, а дети были обязаны кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество умерших родителей (и отца, и матери) поровну, дочери наравне с сыновьями. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Египтяне (в том числе и женщины) могли составлять завещания.
Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.
Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.
Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 тыс. лет назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Мехенджо - Даро. Примерно в 3 тысяче л. до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое землевладение, торговля, имущественное расслоение населения .Наука располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии.
Полнее представлены исторические свидетельства по ведическому периоду (втор.полов.2 тысяч. до н.э.- серед.1тысяч.до н.э) когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует проникновение на территорию Индии с севера - запада индоарийских племен. Во второй половине 1 тысячелетия до н.э - 1в.н.э, в магадхо - маурийский период, сложилось и процветало самое крупное государство не только Др.Индии но и всего Др.Востока - империя Маурьев (IV в до н.э - IIв до н.э).
1период - разложение первобытно - общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (2-я пол. 2го тысяч-я до н. э.). 2 период - рабовладельческие гос - ва в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.). 3 период - централизованное гос - во Маурьев (1- е тыс. до н.э. - до 1 в н.э.), период складывания самого крупного на Древнем Востоке гос-ва, этот период назывался - магадхско - маурийский.
Государственно-правовые и общественные институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческой деспотий стран Древнего Востока. В экономическом плане - общинная система, отсутствие гост - ной собственности на землю. Индия - страна многоязычная, многонациональная, народы стояли на разных ступенях общественного развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев - мучеников. Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой - суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального характера: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого человека, а не государственных устоев. История Древней Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность - характерная черта этой цивилизации. Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны - сословия по происхождению.
Правители первых государственных образований (протогосударств), раджи, выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту - налог. Для Магадхо - Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.
Во главе государства стоял царь, передававший власть по наследству одному из сыновей, который назначал наследником еще при жизни. Царь возглавлял мощный государственный аппарат и обладал законодательной властью. Он был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Принцип наследования власти соблюдался строго.
Вместе с тем власть царя нельзя назвать деспотичной. Помощники царя; придворный жрец, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско состояло из царской дружины, отрядов конницы, в которой служили Кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов. Имелись два совещательных органа паришад и раджасабха. Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят. Далее староста и управители деревень. За свою службу они получали земельные наделы.
Важную роль играли царский жрец, выходец из влиятельного брахманского рода, и советы при царе: паришад(совет царских сановников);тайный совет; раджа-сабха, или царский совет. Паришад состоял из военной и жреческой знати. В эпоху Маурьев роль паришада была сведена к выполнению совещательных функций при царе(он приобрел функц.политического совета), а некогда широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения приобрело черты царского совета - раджа-сабхи.
Территориально государство Маурьев делилось на 4 главные провинции, управляемые царевичами и имевшие особый статус; обычные провинции(джанапады), которыми управляли раджуки, крупные чиновники; области(прадеши); деревни. Деревни считались низшей административной единицей.
Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй
Римское государство является последним образцом типа рабовладельческого государства. Периодизация Римского государства следующая:
1) период разложения родового строя и возникновение римского рабовладельческого государства (753--509 гг. до н. э.);
2) период республики (509-27 гг. до н. э.). Период высшей ступени развития рабовладельческого общества и государства в Риме;
3) период монархии (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.). Последний делится на два этапа:
а) принципат (27 г. до н. Э.-284 г. н. э.);
б) доминат (абсолютная монархия) (284--476 гг .н. э.). На данном этапе происходит кризис и разложение римского рабовладельческого общества и государства.
Первоначально территорию Рима занимали три племени (трибы): латиняне, собиняне, эльтруски.
Каждое из них состояло из ста родов, объединенных в 10 курий. Род был единственной сложившейся единицей и, подобно греческому роду, был отцовский.
Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации среди римлян возникает неравенство.
В противовес роду усилилась патриархальная семья, выделились отдельные знатные семьи, члены которых стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на право вступать в Сенат, становиться военными вождями - эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи пополняли слой кабальных рабов и людей, находящихся в различных видах зависимости. Происходит разложение родовой организации римлян.
Этот процесс усугубился тем, что на расширявшейся благодаря завоеваниям территории Рима оказалось новое население из коренных, преимущественно латинян, и добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы получили название плебс, т. е. множество. Плебеи были свободными, добились права частной собственности на землю, занимались ремеслом и торговлей, обязаны были платить налоги, отбывать военную службу, могли приобретать имущество, т. е. обладали гражданской правоспособностью, за исключением права вступать в брак с патрициями.
Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправны, лишены права участвовать в Народном собрании, занимать различные должности и получать свою долю земли из земель государственного фонда. Кроме патрициев и плебеев, существовала еще одна социальная группа - клиенты. Клиент находился в личной и наследственной зависимости от патрона (покровителя).
На становление государства в Древнем Риме большое влияние оказало противостояние патрициев и плебеев в борьбе плебеев за политические права и свободы.
Ранний Рим еще сохраняет черты военной демократии, для решения важнейших вопросов римский народ собирается по куриям. В куриях участвовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, относящимися к культуре, семейными отношениями и делами, касающимися жизни всей общины. На комициях происходили выборы царя, решались вопросы войны и мира, комиции могли судить граждан.
Во главе всей общины стоял царь (реке), который был военачальником, верховным жрецом, вершил суд по делам об измене. Рядом с царем стоит Сенат. Важными полномочиями обладали жреческие коллегии.
Социальная структура индийского общества
Самые первые центры с явными чертами урбанистической культуры и ранние протогосударственные образования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н. э.
Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н. э. по раскопкам в Хараппе и Махенджо-Даро.
Благодаря историко-религиозному памятнику культуры - Ведам - можно понять, что племенам, решившим переселиться на территорию Древней Индии, пришлось вести борьбу с коренным населением.
Устройство городских поселений говорит о высокоразвитой материальной культуре, о высокой степени организации административного управления.
Появившись на территории Индии, индоарии постепенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг.
Будучи изначально по характеру своей деятельности кочевниками-скотоводами, расселившись по этой территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия.
Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым целым, но с другой - уже знакомыми с имущественным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиление роли в обществе родовой и военной знати.
Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы - брахманы (они были хранителями ритуально-культовой практики племени), вторая - правители - военачальники, или, как их еще можно назвать, аристократы -кшатрии. Со временем должность раджи становится наследственным институтом власти.
Правитель являлся главой аппарата администрации, функционирование которого обеспечивалось за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения.
Остальная (большая) часть общества была представлена свободным, но незнатным населением.
В основной своей массе это были ремесленники и крестьяне, рабы и представители завоеванного и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и представителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жрецами-брахманами, власть которых состояла в монополии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии,
непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители. Все это приводит к формированию кастового общественного устройства.
Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как "варна", что можно трактовать как "вид" или "разряд". Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии оформились четыре основные варны.
Из уст Пуруши - первочеловека, по преданию, возникла варна жрецов-брахманов, из его рук - варна кшатриев, из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и наконец из ступней первочеловека возникает четвертая варна неимущих и неполноценных членов общества - варна шудр.
Золотая булла 1356г. - общая характеристика
"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов -- Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья - избиратели большинством голосов определяли выбор императора.
"Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.
"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях.
Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам -- заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы".
Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).
С XIV--XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения -- рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей. Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья -- княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гоф-рата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.
В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель -- императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей -- "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны. Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.
Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика
В Древней Индии понятие "право" было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Источники права Древней Индии: дхармашастры, артхашастры, Законы Ману.
Сочетание морально-этических, религиозных и правовых норм. Отражение варно-кастовой структуры в Законах Ману. Регулирование имущественных и семейных отношений. Уголовное право и судебный процесс. Особенности правового положения брахманов. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. до н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.