p align="left">2. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V - VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда, записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп: служилая знать - приближенные короля; свободные франки (общинники); полусвободные (литы); рабы.
Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Особенностью V - VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.
В ходе завоевательных войн VI - VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются. Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей. Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феодальньх отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую. Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и май-ордом становится фактическим главой государства. На рубехе VII - VШвв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингсв.
57. Парижская коммуна
На первых выборах президента, проведенных по Конституции 1848 г., побеждает Луи Бонапарт (племянник Наполеона Бонапарта). В Национальном собрании большинство мест получают монархисты. Законодательный орган принимает декреты об отмене всеобщего избирательного права и ликвидации других демократических институтов. Луи Бонапарт устанавливает режим личной диктатуры. В 1852 г. появляется новая конституция, во многом напоминающая Конституцию 1799 г. Во Франции восстанавливается императорская власть. Переворот 1851 г. нисколько не затронул государственный аппарат.
Летом 1870 г. Луи Наполеон Бонапарт начал войну против Пруссии, намереваясь помешать объединению Германии. После поражения под Седаном в Париже вспыхивает восстание. 4 сентября 1870 г. законодательный орган под прямым давлением народных масс заявляет о смещении императора со своего поста (Сентябрьская революция). В тот же день в городской ратуше Парижа провозглашается республика (третья по счету) и объявляется о формировании правительственных органов.
Поражение в войне с Германией (Франция уплатила огромную контрибуцию, отдала земли Эльзаса и Лотарингию), неспособность властей справиться со сложившейся ситуацией - толкнуло трудящихся Парижа на восстание. 18 марта 1871 г. парижане создают коммуну, власть в городе переходит к Центральному комитету Национальной гвардии. Правительство буржуазии бежит в Версаль. ЦК Национальной гвардии организует выборы в Совет Парижской коммуны. 19 апреля 1871 г. Совет Коммуны принимает Декларацию к французскому народу, которая провозглашает "конец старого правительственного и клерикального мира, конец милитаризма, бюрократизма, эксплуатации, ажиотажа, монополий и привилегий, которым пролетариат обязан своим рабством, а родина - своими несчастиями и поражениями". Коммуна принимает решение об отделении церкви от светской власти. Наиболее нуждающимся семействам выдаются денежные пособия, запрещаются вычеты из зарплаты, проводятся другие меры по улучшению положения нуждающегося населения.
Версальское правительство разворачивает в Париже активную подрывную деятельность (шпионаж, подкуп, диверсии). Во второй половине мая 1871 г. версальцы, используя преимущество в военной силе, захватывают Париж, начинаются казни и репрессии в отношении коммунаров.
58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла
Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществу, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии. Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии. Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства -- с другой.
Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715-- 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание -- бенефиций (от лат. beneficium -- благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета--вассалитета между крупными и мелкими феодалами. С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению процесса расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян, широкое распространение получают отношения покровительства, господства и подчинения, возникающие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт -- клиентеллы, патроната. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр. Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда были непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления. Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными. Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовали три формы прекария: precaria data ("прекарий данный") -- своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. По договору precaria remunirato-ria ("прекарий возмещенный") прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение; precaria oblata ("прекарий подаренный"), уже попавший "в экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом. Возникла новая феодальная форма колоната, отличающаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3) колон ведет самостоятельно хозяйство, но должен платить подати натурой церкви или отрабатывать барщину 3 дня в неделю. Происходят изменения и в правовом статусе рабов. Ослаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными. В IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиций по наследству. На смену бенефицию приходит феод. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях.
59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
После окончания войны с Пруссией встал вопрос о будущем государственном строе страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание.
31 августа 1871 г. Национальное собрание, большинство в котором составляли монархисты, принимает закон, по которому оно приобретает учредительные функции. Однако политика Второй империи развеяла монархические надежды крестьянства (а это 70% населения страны). Рабочие были за республику. Монархическому большинству пришлось отказаться от восстановления монархии. В 1875 г. принимается Конституция Третьей республики. Ее составляли 3 закона: Об организации сената (24 февраля 1875 г.); Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г.); Об отношениях между государственными властями (16 июля 1875 г.).
Эти акты определяли структуру и компетенцию высших органов государства, Устанавливался республиканский строй.
Глава государства - президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и Палаты депутатов. Он мог переизбираться. Президенту предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов. Президент являлся главнокомандующим вооруженных сил. С согласия сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий.
Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием. Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались на основе косвенного избирательного права особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат являлся постоянно действующим учреждением.
Каждые 3 года он обновлялся на 1/3. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно.
В 1884 г. принимаются поправки к Конституции о запрещении пересматривать республиканскую форму правления; изменении порядка комплектования сената.
В начале 30-х годов XX века в ответ на активизацию деятельности партий фашистского толка происходит объединение коммунистических, социалистических, радикальных организаций. Сплотивший антифашистов Народный фронт одерживает победу на выборах 1936 г. С сер. 30-х гг. парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями.
Роль парламента стала заметно снижаться. В сентябре 1939 г. правительство без согласия парламента объявляет войну Германии. В 1940 г. Франция терпит поражение в войне. Управление страной переходит к немецким оккупационным органам. На юге до 1942 г. сохраняются остатки французской власти (правительство Виши).
60. Каноническое право средневековой Европы
Источники права - обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В Ш в. появляются сборники обычного права (одним из них является труд Бомануара "Кутюмы Бовези"). В XV в. многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказало каноническое и римское право.
Каноническое право возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.
Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов.
Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое
всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской
жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: "церковь живет по римским законам" (ecclesia vivit legae romanae).
Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т. п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т. д.
61. Конституция 1946г. Четвертая республика
В 1943-1944 гг. управление борьбой с захватчиками сосредоточено в Комитете национального освобождения, возглавившем движение Сопротивления. Позже он реорганизуется во Временное правительство во главе с генералом де Голлем. Летом 1944 г. Франция освобождается от оккупации. После освобождения встает вопрос о будущем государственном строе, принятии новой конституции. После первого Учредительного собрания формируется правительство, состоящее из коммунистов и социалистов. Проект их конституции отклоняется на референдуме.
В 1946 г. новый состав Учредительного собрания разрабатывает второй проект конституции. Он проходит - утверждение на референдуме и становится Конституцией Четвертой республики.
В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Также провозглашались равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища; право на организацию профсоюзов, стачек; право на социальную помощь матерям, детям, инвалидам и др. Конституция предусматривала учреждение парламентской республики.
Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет на основе всеобщего прямого избирательного права. Национальное собрание обладало правом принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет должен был представлять в течение 2 месяцев.
Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом сроком на 7 лет и мог переизбираться еще на один срок. Президент подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов, утверждает некоторые правительственные декреты. Акты президента действительны только при наличии контрасигнатуры министра.
Непосредственное государственное управление страной осуществляет Совет министров во главе с председателем. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем госаппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.
62. Городское право средневековой Европы
Большое значение во Франции в период Средневековья имело городское право, которое рассматривалось как своего рода обычное право.
Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами.
В хартиях и основанных на них внутренних регламентах городов предусматривалось поддержание мира и порядка, признавались важные права и свободы граждан, не защищенные обычным феодальным правом (право на жизнь и имущество горожан, неприкосновенность жилища и т. п.), регламентировалась торгово-ремесленная деятельность.
Постепенное развитие внутренней (а особенно международной) торговли выявило и очевидные недостатки городского права, носившего местный партикулярный характер. Поэтому с XII в. в отношениях между купцами начинают использоваться нормы международного морского и торгового права, позаимствованные из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах (Пизе, Барселоне и др.). Со временем такие сборники стали составляться и во Франции. Наибольшую известность из них получил Реестр торговых и морских обыкновений, составленный в XIII в. в Олероне и применявшийся во многих портовых городах Франции и Англии.
63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
В 1789 г. декларация прав человека и гражданина устанавливала основополагающие положения уголовного права и уголовного процесса: "Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества, никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное..."
В 1791 г. в развитие положений Декларации прав человека и гражданина принимается Уголовный кодекс.
В 1808 г. издается "наполеоновский" Уголовно-процессуальный кодекс, установивший смешанную форму уголовного процесса (на досудебных стадиях преобладают розыскные начала, а на стадии судебного разбирательства - состязательные).
В 1810 г. издается "наполеоновский" Уголовный кодекс. УК Франции 1810 г. состоит из Общей (книги 1-2) и Особенной (книги 3-4) частей. В первой книге устанавливаются наказания уголовные и исправительные, во второй - основания ответственности, формы соучастия; в третьей - преступления и проступки, разделяемые на два вида: частные и публичные правонарушения; в четвертой книге описываются полицейские нарушения и наказания (административные правонарушения).
В 1958 г. принимается новый Уголовно-процессуальный кодекс. В 1981 г. во Франции отменяется смертная казнь. В 1994 г. вступает в силу новый Уголовный кодекс Франции, сохранивший смешанную форму процесса и усиливший демократические начала организации процесса. В 2000 г. проводится реформа уголовного процесса, связанная с принятием "закона, укрепляющего защиту презумпции невиновности и права потерпевшего".
Развитие правового регулирования трудовых и социальных отношений.
В 1791 г. принимается Закон Ле Шапелье, запрещавший профессиональные союзы рабочих, стачки и собрания.
В 1864 г. Луи Бонапарт отменяет Закон Ле Шапелье.
1874-1898 гг. Запрещается труд детей до 13 лет, регламентируется продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, устанавливается ответственность работодателя за производственный травматизм рабочих.
В 1884 г. Парламент Третьей республики узаконивает создание рабочих союзов, преследующих экономические цели.
В 1910 г. принимается Трудовой кодекс Франции.
В 1946 г. принимается новая Конституция, закрепившая широкий круг прав трудящихся.
В 1973 г. издается новая редакция Трудового кодекса.
64. Франкское государство династии Каролингов
Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг.). К 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и др. При нем была записана Салическая правда - запись обычного права салических франков. Становление государства франков происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией. Оно несет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникло в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества. В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии: * с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов, * с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов. Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровингов в 751 г., а прекратила свое существование в Х в. Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715 - 741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть. Для упрочения государственной централизации и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание - бенефиции. Бенефициарий - держатель бенефиция -был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно военную, иногда административную. Отказ от службы измена королю лишали права на пожалование. Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию системы вассалитета - феодальной иерархической лестницы, особой системы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отношения. С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные земельные собственники, получали иммунитет - привилегии, заключавшиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения. В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати - укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.
65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. Пруссия была единственным немецким государством, введшим у себя всеобщую воинскую повинность и всеобщее обязательное обучение.
Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии. Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в том числе Ганновера, Гессен-Кастеля, Франкфурта - на-Майне.
В Центральной Европе возникло, по сути дела, новое государство, получившее название северо - германского союза. В Союз не вошли южно-германские государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция.
В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией. В этой войне Франция была разгромлена. Прусский король был коронован императором объединенной Германии, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.
Конституция - в 1867 г. Господство Пруссии было юридически оформлено в Конституции. Конституция германской империи вошла в силу в 1871г.
К ведению общеимперских органов было отнесено - зак-во об армии и флоте, налогах, системе мер и весов, монеты, пути сообщения, почта-телеграф и т.д.
Король Пруссии одновременно являлся кайзером Германии, был носителем верховной власти. Его полномочия осуществлялись через канцлера.
Кайзер назначал канцлера, высшим чиновником был главкомом ВС, он объявлял войну и мир. Бундесрат - союзный совет, занимал 2-е место по объему прав. Он имел законодательные и административные полномочия. Это был орган представителей государств, вошедших в империю. Число голосов в нем зависело от размеров гос-ва. У него было права рассматривать законопроекты, толковать К, имел приоритет в законодательном процессе, также это был имперский суд по особо важным преступлениям. Рейхстаг - нижняя палата - избиралась всеобщими выборами (1 депутат на 100 тыс. Избирателей).
Для принятия решений требовалось абсолютное б-во голосов. Закон принимался этими 2-мя палатами (бундесратом и рейхстагом). Также рейхстаг утверждал бюджет, но не имел права контроля за исполнительной властью. Канцлер (глава прав-ва) отвечал перед кайзером.
66. Германское гражданское уложение 1900 г.
ГГУ состоит из 5-ти книг, 2-я из них отведена обязательствам. Вводится письменная форма заключения сделок, из которых вытекают обязательства сторон. Сделки с землей и недвижимым имуществом следовало фиксировать в ипотечных книгах.
Должник не имел право исполнять свое обязательство по частям. Уложение содержит подробное разъяснение о договоре личного найма, но в то же время проявляет большую заботу об интересах наймодателя. Естественно, в 1-ю очередь оно защищает интересы собственника средств производства.
ГГУ состоит из 5 книг - общие вопросы права, обязательства, вещное право, брачно-семейное право, наследственное право. Структура кодекса строилась по пандектной системе, т.е указания общего характера о применении права даются в начале свода и предпосылаются каждому разделу.
Это было одной из причин его громоздкости (2885 параграфов). Для понимания его положений требуется хорошая юридическая подготовка.
Первая в истории Германии единая для всей страны кодификация гражданского права, оказавшая значительное влияние на законодательство других стран. В Германии дольше, чем в других странах, существовала правовая раздробленность. Создание в 1871 г. единой Германии не повлекло автоматически создания единой правовой системы. Это объясняется особенностями социально-экономического и политического развития. Низкий уровень торгового оборота, невысокая интенсивность экономических связей между отдельными частями Германии были причиной того, что не только юнкерство (крупные землевладельцы в восточной и центральной провинциях Пруссии)стремилось сохранить старое законодательство, но и некоторые группы буржуазии не возражали против этого. Отдельные германские государства, стремившиеся сохранить в возможно более широком объеме свою автономию, тоже высказывались против создания общегерманского права. Вместе с тем широкие буржуазные слои испытывали потребность в едином для всего государства и современном законодательстве. Наряду с буржуазией наиболее прогрессивные юристы выступали за создание единого ГК.В 1873 г. был издан закон об установлении компетенции империи в области разработки единого гражданского права,и в 1874 г. бундесрат назначил комиссиюдля составления кодекса. Комиссия состояла из судебных чиновников и теоретиков права. Созданный ею проект был закончен и опубликован в 1887 г. Он был подвергнут резкой критике, и в результате длительного обсуждения в печати было признано невозможным представить его на законодательное обсуждение. Причина неудачи заключалась в том, что в основе проекта лежало старое "общее право", не соответствующее новым социально-экономическим отношениям.В декабре 1890 г. была создана новая комиссия, в состав которой были включены адвокаты, представители политических партий, промышленники. Эта комиссия закончила свою работу к 1895 г. Второй проект подвергся рассм. отрению в рейхстаге, бундесрате, в него были внесены некоторые изменения, и 18 августа 1896 г. проект был утвержден. Однако новый кодекс вступил в законную силу лишь с 1 января 1900 г., поскольку отдельным государствам, входившим в состав Германии, было дано время для приведения своего законодательства в соответствие с новым кодексом.ГГУ в значительной степени базируется на римском праве. В то же время в нем содержатся положения германского права. В ГГУ вошли также выработанные на рубеже двух веков юристами новые правила, способствующие развитию буржуазных отношений.ГГУ построено по так называемой пандектной системе (см. Пандекты). В соответствии с ней единые для всех институтов нормы находятся в общей части (первой книге). Кроме того, ГГУ содержит еще четыре книги: вторая книга посвящена обязательственным отношениям, третья - вещному праву, четвертая - семейному и пятая - наследственному праву.Одновременно с ГГУ был издан Закон о введении ГК в действие, в котором содержались правила о времени вступления в силу ГГУ, нормы международного частного права, положения об отношениях кодекса с нормами старого имперского законодательства.ГГУ свойственны следующие отличительные черты: отсутствие общих юридических определений; параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество специальных юридических терминов. Одна из наиболее характерных черт ГГУ - наличие в нем так называемых "каучуковых" параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как "добрая совесть", "добрые нравы", имеющие моральное, а не правовое содержание.ГГУ верно отражает черты своего времени. Это буржуазный по своей сущности кодекс, причем он утверждает более высокий уровень развития капиталистических отношений, нежели Кодекс Наполеона. И в то же время ряд статей ГГУ несет на себе следы компромисса, заключенного между буржуазией и юнкерством.
ГГУ состоит из 5-ти книг , 2-я из них отведена обязательствам. Вводится письменная форма заключения сделок, из которых вытекают обязательства сторон. Сделки с землей и недвижимым имуществом следовало фиксировать в ипотечных книгах. Должник не имел право исполнять свое обязательство по частям. Уложение содержит подробное разъяснение о договоре личного найма, но в то же время проявляет большую заботу об интересах наймодателя. Естественно, в 1-ю очередь оно защищает интересы собственника средств производства.
ГГУ состоит из 5 книг (общие вопросы права, обязательства, вещное право, брачно-семейное право, наследственное право. Структура кодекса строилась по пандектной системе, т.е указания общего характера о применении права даются в начале свода и предпосылаются каждому разделу. Это было одной из причин его громоздкости (2885 параграфов). Для понимания его положений требуется хорошая юридическая подготовка.
67. Имущественные отношения по Саллической правде
"Салическая правда" -- важнейший источник сведений о жизни и нравах франков. Он был составлен, по-видимому, при Хлодвиге. В "Салической правде" подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов -- "Правды" имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен. "Салическая правда" отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни. Время записи и редактирования этого "обычного" (от слова "обычай") народного права -- VI--IX века. Аллод и собственность (имущественные отношения). Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, - это уже новое. "Огороженное место" неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту, будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса. Но, однако, не верно то, что огороженная земля была частной собственностью. Против этого говорит правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается). Не случайно, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли. Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. удебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания. Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к сыну. Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет - брат или сестра умершего, но не "соседи", как это было раньше. В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально- экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет ещё однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин "свой" в отличие от термина "чужой". Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчёл, свиней и пр. Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчётов. Два, три солида стоила у франков корова "здоровая, зрячая и рогатая". Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придаётся особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. Наказуема была высоким штрафом (45 - 63 сол.) не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются ещё в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказание за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.
68. Революция 1918г. Веймарская республика
Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918 г. создали в Германии революционную ситуацию. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии -- Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен -- присоединились к восставшим.
9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало. В создавшейся обстановке имперское правительство сочло передать власть социал-демократам, потому что эта партия исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919 г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.).
Веймарская конституция 1919г. Коалиция трех партий -- социал-демократической, демократической и партии центра -- составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и самое главное -- приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел.
Конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом - рейхстаг. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Особенное внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики.
Президент избирался всеобщим голосованием (ст. 41). Его власть во многом походила на монархическую. Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет "опасным для существующего порядка". Конституция постановляла, что "чиновники назначаются пожизненно", если они служат безупречно. Конституция объявляла частную собственность социальной обязанностью и поэтому обеспеченной должной защитой.
69. Преступления и наказания по Саллической правде
Судебник "Салическая правда" -- важнейший источник сведений о жизни и нравах франков. Он был составлен, по-видимому, при Хлодвиге. В "Салической правде" подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов -- "Правды" имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен. "Салическая правда" отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни. Время записи и редактирования этого "обычного" (от слова "обычай") народного права -- VI--IX века.
Основное внимание в СП уделяется преступлениям и наказаниям. Определения преступления "правда" не дает, но из смысла статей, посвященных преступлениям вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все преступления можно свести к 4-м видам: *Преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др. *Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж). *Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство). *Нарушение предписаний короля. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы. Цель наказания - возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд - за убийство, пеня - за менее тяжкие). Выкуп был высок, и платился семье убитого, родственникам и казне. Размер выкупа зависел от тяжести преступления, национальности, сословия (штраф за убийство королевского слуги в 3 р. больше, чем за убийство простого свободного человека). Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство в одинаковых формах. Дело возбуждалось по инициативе истца. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, состязательным, отличался строгим формализмом. 3 вида доказательств: соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями "доброй славы" обвиняемого), свидетельства очевидцев, ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало испытание "котелком", от которого также можно было откупиться), к ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников). Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под предводительство выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации.
70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм
В 1923 г. Германия снова попадает в ситуацию глубокого кризиса. Механизмы политического строя Веймарской республики оказываются несовершенными.
Партия Гитлера возникла в 1919 г. Официально она получила название "национал-социалистической рабочей партии". Программа данной партии была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от представителей промышленного пролетариата до мелкой буржуазии.
Результатом выборов в ноябре 1923 г. был приход к власти фашистской партии. Формирование фашистского режима завершилось весной-летом 1933 г. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Эти законы могли не соответствовать Конституции. Установлению фашистской диктатуры способствовали три обстоятельства:
монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в обещаниях гитлеповской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, рабочий класс Германии оказался расколотым и потому безоружным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.
Получив власть, национал-социалисты ликвидировали все буржуазно-демократические свободы. Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных "фюреров", которых назначали сверху. В подчинении партийного центра находились "штурмовые отряды" (СА), "охранные отряды" (СС) и некоторые особые воинские части, состоящие из сторонников Гитлера. Политическая власть представляла собой пирамиду жесткого тоталитарного режима. Контролировались все сферы жизни.
Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе "фюрера". В августе 1934 г. был издан закон, который уничтожал должность президента, а его правомочия передавал "фюреру", который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, "фюрер" пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но имел чисто декоративный характер.
В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, соответственно, земельные ландтаги, упразднялось.
Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально Веймарская конституция не была отменена, однако она прекратила свое действие.
Законом от 27 февраля 1934 г. были учреждены хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни. Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными.
С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к "большой войне", которая должна-была обеспечить германской нации господство над всем миром. В 1939 г. Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В этом же году начинаются военные действия против Польши.
71. Суд и судопроизводство по Саллической правде
Судебник "Салическая правда" -- важнейший источник сведений о жизни и нравах франков. Он был составлен, по-видимому, при Хлодвиге. В "Салической правде" подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов -- "Правды" имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен. "Салическая правда" отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни. Время записи и редактирования этого "обычного" (от слова "обычай") народного права -- VI--IX века. Судебная власть: В период родового строя верховные судебные функции должны были принадлежать собранию рода, и виновный отвечал непосредственно перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургеров. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы.
Судебный процесс: Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство было одинаковым. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. 3 вида доказательств в судебном процессе: соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями "доброй славы" обвиняемого), свидетельства очевидцев , ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало "испытание котелком" , от которого также можно было откупиться), к ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников. Судебный процесс начинался по инициативе потерпевшего.
72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
В 1923 г. Германия снова попадает в ситуацию глубокого кризиса. Механизмы политического строя Веймарской республики оказываются несовершенными.
Партия Гитлера возникла в 1919 г. Официально она получила название "национал-социалистической рабочей партии". Программа данной партии была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от представителей промышленного пролетариата до мелкой буржуазии.
Результатом выборов в ноябре 1923 г. Был приход к власти фашистской партии. Формирование фашистского режима завершилось весной-летом 1933 г. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Эти законы могли не соответствовать Конституции. Установлению фашистской диктатуры способствовали три обстоятельства:
монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, рабочий класс Германии оказался расколотым и потому безоружным - коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.
Получив власть, национал-социалисты ликвидировали все буржуазно-демократические свободы.
Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных "фюреров", которых назначали сверху. В подчинении партийного центра находились "штурмовые отряды" (СА), "охранные отряды" (СС) и некоторые особые воинские части, состоящие из сторонников Гитлера. Политическая власть представляла собой пирамиду жесткого тоталитарного режима. Контролировались все сферы жизни.
Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе "фюрера". В августе 1934 г. был издан закон, который уничтожал должность президента, а его правомочия передавал "фюреру", который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, "фюрер" пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но имел чисто декоративный характер.
В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, соответственно, земельные ландтаги, упразднялось.
Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально Веймарская конституция не была отменена, однако она прекратила свое действие.
Законом от 27 февраля 1934 г. были учреждены хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни. Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными.
С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к "большой войне", которая должна - была обеспечить германской нации господство над всем миром. В 1939 г. Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В этом же году начинаются военные действия против Польши.
73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции
В IX-XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как "первый среди равных" (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами.
Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Такая
форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально - вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой характер.
Становление сеньориальной монархии (IX--XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешне-политического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции эта форма государства наиболее точно отражала существующую социальную политическую реальность. В условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть.
Образование сословно-представительной монархии.
В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно - представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.
Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели.
В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.
Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии -- вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).
Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших "королевские случаи", существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.
На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие -- римско-католическая церковь. Французская корона никогда не соглашалась с притязаниями папства на мировое господство, но, не чувствуя необходимой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. Такое положение не могло сохраняться бесконечно, и к концу XIII -- началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии. Король Филипп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII, потребовав от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространив королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа издал в 1301 году буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной и переносом под давлением французских королей резиденции римских пап в г. Авиньон (1309--1377 тт.) -- так
называемое "авиньонское пленение пап".
Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV--XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: "Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги".
В 1303 году была выдвинута формула: "король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора.
Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: "всякое правосудие проистекает от короля", в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т. д.
Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения -- Генеральные штаты и провинциальные штаты.
74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии
В1644 г. к власти в Китае пришла маньчжурская деспотическая монархия - династия Цин. Верховной властью обладал император. Его власть была неограниченной и наследственной. Высшими органами государственной власти являлись Императорский секретариат и Военный совет. Территория страны делилась на провинции, области, округа и уезды. Провинции возглавляли два губернатора (военный и гражданский). Судебная власть осуществлялась администрацией.
В 30-40-е гг. XIX в. европейские страны предпринимают попытки давления на закрытый Китай с целью получения новых рынков сбыта, источников сырья ("опиумные войны" Англии 1840-1842 гг.). В госаппарате процветают коррупция и взяточничество, устарели оснащение и подготовка в армии. В 1842-1844 гг. Англия, США, Франция подписывают с Китаем неравноправные для него торговые договоры. Страна начала превращаться в полуколониальную. Следствием происходящего стало восстание в 1850 г. религиозной секты тайпинов - Тайпинское восстание.
Создается дисциплинированная повстанческая армия. В марте 1853 г. тайпины захватили Нанкин. Он был переименован в "Небесную столицу". Повстанцы создают "земельную систему Небесной династии" - программный документ преобразования китайского общества и государства, основанный на идеях "крестьянского коммунизма" (уравнительное распределение земли, отмена арендной платы за землю, борьба с коррупцией). В результате разногласий внутри движения в 1864 г. Нанкин переходит к цинским войскам. Прошедшие потрясения подтолкнули цинское правительство к проведению реформ.
В провинциях создаются комитеты по восстановлению порядка. Создаются капиталистические предприятия (заводы, мастерские). Все это проходило на фоне господства феодального порядка, конкуренции иностранного капитала.
После поражения в войне с Японией (1895) активизируется деятельность патриотических сил. В 1898 г. Буржуазная партия реформ под руководством Кан Ювэея добивается принятие императором Китая серии радикальных указов, касающихся реформирования экономики, управления, образования (100 реформ). Осенью этого же года происходит государственный переворот, в результате которого эти указы были отменены, а сторонники реформ арестованы и сосланы. В начале XX в. начался новый революционный подъем. В 1911 г. началась Синьхайская революция, приведшая к свержению императорской власти и установлению республики. Президентом Китайской республики становится Юань Шикай.
75. Государственный строй КНР по Конституции 1982г.
За годы первой мировой войны в Китае вырос национальный капитализм. Общество надеялось на освобождение от иностранного господства. В 1919 г. первыми стали выражать недовольство студенты, затем к ним присоединились рабочие, национальная буржуазия. В стране стала распространяться коммунистическая идеология. В1924 г. коммунисты захватили Гоминьдан.
Но в результате контрреволюционных переворотов первая гражданская война (1924-1927) закончилась ничем. Контрреволюционные силы возглавил генерал Чан Кайши. В 1927 г. началась вторая гражданская война. Создаются революционные базы - территории, контролируемые революционными силами.
7 ноября 1930 г. открывается I съезд рабочих и крестьянских депутатов. Принимается проект временной конституции.
Избирается центральное правительство Китая во главе с Мао Цзэдуном. В 1937 г. создается единый национальный блок для борьбы с Японией. В 1944 г. Чан Кайши изменяет состав правительства, насаждаются идеи фашизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана. В 1945 г. после поражения Квантунской армии соотношение сил изменилось в сторону народных армий. Развязанная Гоминьданом новая гражданская
война (1946-1949) не остановила Народную Армию. В1949 г. Чан Кайши признал свое поражение.
21 сентября 1949 г. на первой сессии Народной политической конференции избирается Центральное народное правительство, а 1 октября 1949 г. торжественно провозглашается создание Китайской Народной Республики.
Общая программа (временная конституция) провозгласила КНР "государством новой демократии".
В 1953-1954 гг. состоялись выборы в парламент - собрание народных представителей. 15 сентября 1954 г. на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей принимается Конституция КНР. Высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а между его сессиями - постоянный комитет ВСНП. В 1958 г. Коммунистическая партия Китая выдвигает курс на досрочное построение социализма ("большой скачок").
Политика "большого скачка" обострила политическое и социальное положение в стране. В 60-х гг. часть руководства страны выступает против проводимой политики "большого скачка" Под лозунгом "культурной революции" Мао Цзэдун проводит "чистку" партии для устранения противников. Для законодательного закрепления "культурной революции" в 1975 г. принимается Конституция.
В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, провозгласившая диктатуру народа (пролетариата). Закреплялось право частной собственности. Расширялись права и обязанности граждан.
76. Средневековое государство в Англии - органы государственного управления, социальная структура
Положения Великой хартии вольностей не были обеспечены эффективным механизмом их соблюдения. Во время царствования Генриха III (1216-1272) происходит новое столкновение феодалов с королем, вызванное усилением налогового бремени и
притеснениями церкви.
В 1258 г. для обсуждения реформы государственного управления собирается парламент. Противостояние оканчивается в пользу короля, но несмотря на эту победу королевская власть, взволнованная ростом крестьянских восстаний, вынуждена пойти на уступки и смириться с ограничением своих прав полномочиями парламента.
К концу XIII в. в Англии складывается сословно-представительная монархия.
Парламент состоял из 2 палат: палаты лордов и палаты общин. Первая включала самых знатных людей королевства, а во второй заседали рыцари (мелкие феодалы) и представители горожан. Парламент давал согласие на взимание налогов, обладал правом уголовного преследования королевских советников, вносил петиции об издании новых законов (с XV в. петиции становятся готовыми законопроектами). Король либо соглашался с законопроектом, либо отвергал его; он имел право приостановить исполнение закона или освободить отдельных лиц от подчинения закону.
По вопросам, не урегулированным законами, монарх издавал указы. Статуты (законы, принятые парламентом и одобренные королем) постепенно приобретают большую юридическую силу, чем все остальные акты государственной власти.
2-я половина XV в. Падение роли парламента в политической жизни, возвышение королевской власти, упадок феодальной юстиции, которая уже не способна конкурировать с общегосударственными судами, к числу которых прибавился канцлерский суд.
В XV в. королевская власть, поддержанная "новым дворянством" и буржуазией, вмешивается в церковные дела.
В 1534 г. Генрих VII объявляет себя главой церкви. Реформированная церковь получает название англиканской. Светская власть пересматривает вероучение, секуляризует церковные земли, преследует католиков и сторонников других религиозных течений.
Создаются новые органы власти: тайный совет (высший орган управления, осуществлявший управленческие и судебные функции), Звездная палата (орудие борьбы с противниками короля, разбирала дела о преступлениях, в ее работе не участвовали присяжные заседатели, а процесс был построен на инквизиционных началах), Высокая комиссия (преследовала и судила противников англиканской церкви).
77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.
После Первой мировой войны Япония значительно увеличила свои колониальные владения. Укреплялись позиции крупных финансово-промышленных концернов - дзайбацу.
В 1940 г. правительство принца Коноэ объявило о создании "Новой политической структуры". Распускаются политические партии. В стране устанавливается режим всеобщей полицейской слежки, подавления любого инакомыслия, пропагандируется шовинизм. В экономической сфере создается "Новая экономическая структура". Все предприятия объединяются по территориально-отраслевому признаку под руководством лица, назначаемого правительством. Забастовки объявляются государственным преступлением.
В декабре 1941 г. Япония нападает на военную базу США Перл-Харбор. После поражения во Второй мировой войне на территории Японии устанавливается оккупационный режим. Армию Японии демитализируют, проводится чистка госаппарата. Для ликвидации крупного землевладения в 1946-1949 гг. проводится аграрная реформа.
В промышленности и банковской сфере декартелизуются крупные концерны. В социально-трудовой сфере создаются профсоюзы, вводится 8-часовой рабочий день. 3 мая 1947 г. вступает в силу новая Конституция, которая утвердила либерально-демократические преобразования в области государственного строя. Конституция 1947 г. установила в Японии либерально-демократическую парламентарную монархию. Императору отводилась роль "английского" монарха - "царствовать, но не управлять". По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. Законодательная власть вручается парламенту, состоящему из палаты представителей (избирается на 4 года) и палаты советников (избирается на 6 лет с обновлением на 1/ 2 каждые 3 года). Избирательное право имеют все граждане, достигшие 20 лет.
Высший орган исполнительной власти - правительство (кабинет министров). Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов, а затем номинально назначается императором. Премьер министр формирует кабинет, назначает министров.
Судебная власть находится у Верховного суда (ВС) (состоит из главного судьи и 14 судей) и судов низшей инстанции. Главного судью назначает император по представлению кабинета министров. ВС Японии выполняет также функции конституционного суда. В судебную систему входят также апелляционные суды, основные местные суды и дисциплинарные (первичные) суды.