p align="left">Закрепление кастового строя в законах Ману.
Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.
В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ "давность владения" - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение
Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления
Как независимое государство Германия образовалась на землях восточных франков после распада империи Карла Великого. Ее территория включала пять основных герцогств, возникших на территории племенных союзов: Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию, Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др.
Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодализм здесь побеждает не ранее XI в.
Складыванию основных классов Германии способствовала реформа Генриха Птицелова. После короткого периода относительного единства в X-XI I вв. в Германии начался процесс феодальной раздробленности.
Смена форм и механизмов государственного управления прослеживается как в масштабе всей империи и собственно Германии, так и по отдельным германским княжествам. С XIII в. они эволюционируют, превращаясь в фактически самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Историю Германского государства можно условно разделить на два больших этапа.
В середине X столетия германский король Оттон захватывает север и центр Италии, он объявляет себя "римским" императором. Созданная им империя получила в XII столетии название "Священная Римская империя германской нации", сохранившаяся до 1806 г.
Благодаря политике завоеваний власть первых германских императоров была значительной. Но так продолжалось недолго. Образуется небольшая группа наиболее сильных князей - избирателей трона, так называемых курфюрстов. Наиболее важные должности в центральном правительстве делаются их наследственным леном. Император потерял контроль за назначением сановников.
Складыванию основных классов Германии способствовала военная реформа короля Генриха Птицелова (919-936 гг.). Каждый кто мог являться на войну в качестве конника, зачислялся в привилегированное сословие; все другие - в податное. На вершине привилегированного сословия оказались светские и церковные князья, не зависимые от центральной власти. Вассалы князей именовались графами. От них держали земли так называемые свободные господа. Нижний слой дворянства составляли рыцари. Крестьянство Германии распадалось на три группы:
1) крепостные;
2) чиншевики - это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша);
3) свободные крестьяне.
Феодальная раздробленность Германии была закреплена "Золотой буллой" 1356 г. Избрание германского императора стало делом курфюрстов. При этом одни "князья империи" продолжали вести междоусобные войны. Решение всех важных дел было делом коллегии курфюрстов. Феодальная раздробленность Германии препятствовала возникновению влиятельных органов сословного представительства. На имперские съезды, так называемые рейхстаги, стали приглашать представителей городов.
Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману
Характер семейных отношений - патриархальный. Большие семейные кланы, глава семьи обладал неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние норм обычного права. Об этом свидетельствует указание на 8 разноречивых форм брака, которые ЗМ не могли не учитывать. По сути, они сводились к трем формам: торжественный или правильный брак (приданое жены переходит в собственность мужа); покупка жены (брак с выкупом); умыкание (кража жены).
В Древней Индии в ходу было многоженство, брахман мог иметь 4 жены. Женщина находилась в приниженном, подчиненном положении. По ЗМ женщина не пригодна к самостоятельности: в детстве должна находиться под властью отца, взрослой -- под властью мужа, в старости -- под властью сыновей. Но вместе с этим существовало уважение к матери. Главная обязанность жены -- рождение и воспитание сыновей. Потомство и скот -- главные признаки богатства. Жена не являлась субъектом права и не могла вступать в правоотношения. Для жены развод был невозможен. Дети находились под властью отца. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчины -- 16 лет. Браки совершались по воле родителей. Также, по обычаю, после смерти мужа вдова становилась женой деверя; муж, потерявший жену, должен был жениться на ее сестре.
Для мужа были следующие причины развода: если жена его ненавидит; жена, не рожающая детей, может быть переменена на 8 году, рожающая мертвых -- на 10, только девочек -- на 11, но сварливая -- немедленно.
ЗМ различают право собственности и право владения, значительное внимание уделяется охране частной собственности. ЗМ указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение приношений (только для брахманов-жрецов) -- добавилась давность владения (10 лет). Все эти способы делились по кастам. Приобретать собственность можно было только у законного собственника. Формы собственности: государственная (царская), жреческая, общинная, частная.
В это время основная масса населения Индии жила в условиях патриархального быта. Типичной была большая семья, состоявшая из нескольких поколений родственников. Имущество этой семьи было ее общим достояниям, но управлялось главой. Сельская община выделяла ей участок земли. Отчуждать эту землю можно было только по единодушному согласию всей общины. Распоряжение же всей прочей собственностью семьи, в особенности собственностью богоприобретенной (не наследственной), было делом самой семьи.
Наследование. Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо отходило старшему сыну. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Дочери могли наследовать только имущество матери. Наследование по завещанию индийское право еще не знало.
Германское феодальное право. "Каролина"
В 11-15 вв. существует партикуляризм - возникают многочисленные разнородные правовые уклады (по кругу лиц или по территории): ленное право (споры между сюзереном и вассалами, между вассалами в суде феодала); дворовое право (судились крепостные при дворе господина); служилое (между слугами). Производились записи партикулярного права - Правовые книги (Саксонское зерцало, Зерцало немецких людей - Швабское зерцало), не имеющие официального характера. С 12 в. получает развитие городское право - право Любека, Магдебурга - чаще всего излагалось в письменном виде, являлось наиболее разработанным. Каноническое право регулировало деятельность католической церкви, повлияло на семейное право.
В 15-16 вв. появляются кафедры римского права. В 16 в. стало основным источником норм права во всех германских судах. В отдельных землях продолжается процесс кодификации земельного права.
Каролина - общегерманское уголовно-судебное уложение, составленное в 1532 г. Основное содержание - нормы процессуального права. Каролина определяет широкий круг наказуемых деяний, а также толкует такие понятия как: формы вины, необходимая оборона, соучастие, покушение на преступление, пособничество и др.
В основе ответственности лежит принцип личной вины, различается умышленное и неумышленное деяние. Освобождаются от ответственности: - за убийство - умалишенные (ст. 150); - за кражу дети до 14 лет - порка, а не смерть.
Обстоятельства, освобождающие от ответственности: при убийстве - необходимая оборона (нападение со смертельным оружием + невозможность уклониться от него). Доказать это должен убийца.
Обстоятельства, смягчающие вину: - отсутствие умысла; - возраст до 14 лет; -совершение преступления при исполнении служебного долга.
Отягчающие обстоятельства: - совершение преступления против лица особо высокого положения; - наличие "злого умысла".
Пособничество: - помощь до совершения преступления; - помощь в момент совершения преступления - совиновничество (то же наказание); - помощь после совершения преступления.
Цель наказаний - устрашение. Наказания: - смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное); - членовредительство и телесные наказания; - позорящие наказания; - изгнание из страны; - штрафы.
Преступления и наказания по законам Ману
ЗМ называет 4 самых тяжких преступления: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кража золота брахмана, питье хмельных напитков.
Тяжкие преступления: нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. Ряд преступлений вели к лишению кастовой принадлежности и перемещению в низшие касты -- похищение собственности брахмана либо имущества на хранении, а также лжесвидетельства о земле. При наказании за лжесвидетельство учитывалось, что виновный тем самым как бы убивает 100 ближних людей и родственников, и за это ему уготован ад -- так оценивалось лжесвидетельство об убийстве лошади, высоко ценимой в домашнем хозяйстве; об убийстве человека -- сравнимо с убийством 1000 человек; о земле -- сравнивалось с убийством всех.
Основанием для освобождения от уголовной ответственности была необходимая оборона: "убивающий защищает себя при охране жертвенных даров; защищая женщину и брахмана, по закону не совершает греха" (не имело значения, убит ли гуру, ребенок, старик или брахман). Наказания были публичными. Система наказаний: Смертная казнь (отдача на съедение собакам, разрезание на куски, сожжение, утопление, сажание на кол, и др.). Телесные и членовредительские наказания (отсечение "виновных частей тела", наложение клейма на лоб, на бедро). Штрафы и конфискации (в пользу царской казны).
Брахман от смертной казни освобождался, но за прелюбодеяние казнили. Самым страшным наказанием было изгнание. Но в целом брахманов наказывали строже, чем другие касты. В ряде случаев от наказания можно было откупиться: выкуп за кшатрия составлял 1000 коров, за вайшьи-- 100, за шудру-- 10. Особенности уголовного права. Общая оценка социальной роли наказания велика, особенно в делах управления. Искупление и наказание считались альтернативными средствами в деле погашения вины. Особенно жестокими были наказания за государственные преступления. Существовал культ законности религиозной и правосудной. Процессуальное право. В ЗМ зафиксированы 18 поводов обращения в суд: неуплата долга, продажа чужого, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом; дхарма в споре о границе, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, прелюбодеяние; дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости, битье об заклад. Характер -- обвинительно-состязательный, устный, единый по делам гражданским и уголовным. Начинался с подачи иска и показаний в суде истца и ответчика. Суд был публичным, лжесвидетельство тяжко каралось. Виды доказательств 1.Свидетельские показания. Свидетельским показаниям уделялось значительное внимание в ЗМ (свидетели должны были по статусу быть равными стороне, это правило иногда нарушалось в случае тяжкого преступления). Только при отсутствии надлежащих свидетелей, свидетелями могли быть ребенок, старик, ученик в отношении учителя, родственник, раб и женщина. Женщина могла свидетельствовать в отношении женщины. 2. Клятвы. Брахманы клялись правдивостью (иначе грех падал на 100 поколений), кшатрии-- оружием, вайшьи-- коровами, зерном и золотом, шудра-- всеми тяжкими преступлениями. 3. Вещественные доказательства. 4. Поведение обвиняемого. Если было недостаточно вещественных доказательств, то нужно было следить за тем, как обвиняемый отвечает на вопросы ("по выражению лица, по движениям, по походке, жестам, речи, улавливать его сокровенные мысли"). 5 Ордалии (весы, огонь, вода простая и священная, яд). Применялись публично для доказательства невиновности. 6. Документы. Вынесенное судом решение было окончательным и не пересматривалось.
Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии
В VII в. н. э. произошли крупные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, его место занял феодализм. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно -- "сын неба"-- Тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара в соседний Киото. Становление раннефеодальной монархии явилось результатом крупных реформ, получивших название "Манифест Тайко" 646 г.
Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные - от крестьянина до аристократа и "подлые" - рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.
Свод законов "Тайхоре" был составлен в 702-718 гг. Он действовал свыше пяти столетий. Многие статьи этого свода законов имеют аналогии с китайским кодексом "Тан лин" 651 г. Он имел две части: гражданский кодекс -- Ре и уголовный -- Рицу. Главное содержание -- земельная реформа.
В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде законов Ясутоке Ходзе (XIII в. ) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце, своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным идти на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Мораль рисовала самурая героем-рубакой.
Вспарывание живота (харакири) являлось лучшим доказательством верности господину. В обыденной жизни самураи добивались земных благ: земли, благополучия семье, повышения по службе. Ничто человеческое им было не чуждо. Однако влияние самурайства на политическую жизнь страны нельзя недооценивать, от его поддержки зависело положение, а иногда и жизнь правителей.
Японцы -- законопослушная нация и в своей основной массе верующая. Правосознание народа во многом определялось религией. Вера помогала людям выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тайфунах. Древняя религия японцев -- синтоизм -- вероучение местных, туземных племен, позднее в страну проникает буддизм. Сосуществование двух религий имело положительное значение, являлось разновидностью духовного плюрализма. В вопросах веры японцы -- прагматики. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались при радостных событиях в жизни: при рождении, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т. д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, поминках. Буддизм, как известно, отрицает реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира, мира "вечного блаженства". Он признает равенство всех перед Буддой, что привлекало к нему массы обездоленных и угнетенных.
В Японии действовала хорошо поставленная служба разведки. Монахи, под видом туристов, внимательно изучали устройство, нравы, законы, быт соседних народов. Эта информация обобщалась и учитывалось полезное. Приверженность японцев своим вероучениям, своим духовным ценностям, возможно, объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к разного рода проповедникам, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев разрешался только для торговли и через один порт -- Нагасаки.
Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции
Конец II - начало I тыс. до н. э. В племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, прослеживаются процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появляются рабы. Государственная власть еще не сформировалась, но действуют общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин.
Отношения между людьми регулируются с помощью обычаев. Неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.
В IX-VII вв. до н. э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень. Города самостоятельно ведут внутреннюю и внешнюю политику. Крупнейшие полисы - Спарта и Афины.
Образованию Спартанского государства предшествует завоевание северными племенами долины реки Эврот. Пришельцы превращают местных жителей в рабов (илотов). Для того чтобы держать в повиновении огромную массу людей, спартанцы организуют жизнь в своем государстве на военных началах.
В VII в. до н. э. Спарта ведет успешные завоевательные походы, участвует в организации Пелопоннесского союза, объединившего интересы южных полисов.
В 431 г. до н. э. этот союз сталкивается с Афинским морским союзом. Война заканчивается в 404 г. до н. э. победой спартанцев.
В IV-III в. до н. э. в Спарте растет имущественное неравенство, это приводит к частым
волнениям. Спарта теряет политическую независимость в 146 г. до н. э. после подчинения греческих земель Риму.
Органы Спартанского государства: царь, коллегия эфоров, совет старейшин и народное собрание.
Царь обладал ограниченной военной властью, приносил жертвы богам, рассматривал некоторые судебные дела.
Эфоры были вправе возбудить судебное преследование царя и лишить его власти. Эфоры созывали народное собрание и совет старейшин; вели переговоры с иностранными государствами; руководили мобилизацией войск, осуществляли надзор за царем во время походов; обладали полицейской властью; выступали в качестве судей по гражданским делам.
Совет старейшин (герусия) обсуждал дела, намеченные к рассмотрению в народном собрании; рассматривал дела о государственных преступлениях.
Народное собрание, состоявшее из полноправных граждан, избирало членов герусии и эфоров. Народное собрание решало вопросы войны и мира, выбирало послов, ведало вопросами гражданства, выступало в качестве суда при возбуждении дела об отстранении должностных лиц от должности. Этот представительный орган не играл существенной роли в Спарте.
27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления
Общественно-политический строй Византии имел свои специфические черты. Процесс разложения рабовладельческих порядков шел в Византии медленно.
Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Экономические и социальные позиции занимали сенаторские круги и земельная аристократия.
Экономической основой их господства была крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов Империи, особенно столицы - Константинополя.
Рабы, находясь на самой низкой ступени общественного развития, входили в отношения социальной лестницы. К различным категориям свободных относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - основная специфическая черта общественного строя Византии.
Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода позднеримская форма эксплуатации крестьян - колонат.
В X-XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается. Пресекается обращение свободных в рабство. В XI-XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.
Только к X в. возобладала тенденция к формироанию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого крестьянства от земельных собственников при сохранении контроля со стороны государства.
Медленный характер развития феодальных отношений определил специфику социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Эта сила долгое время не была консолидирована и не складывалась в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система начинает складываться в Византии только к XI--XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству Империи, соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.
На протяжении данного исторического периода сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев подданных. В Византии формирование класса зависимого крестьянства затягивалось из-за сохранения пережитков рабовладельческого строя.
Крестьяне эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы.
Крупные землевладельцы и военная знать (динаты - "сильные") захватывают крестьянские земли, подчиняют себе сельские общины, добиваются нового прикрепления крестьян к земле. С XI--XII вв. идет неуклонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.
С этого времени основная фигура в византийской деревне - феодально зависимый парик. Парики не имели права собственности на землю и были обязаны выплачивать господину ренту в натуральной и денежной формах, а также в форме отработки.
28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты
1. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город - государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.
В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию общества.
Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.
2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы: спартиаты; гипомейены; периэки; илоты.
Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".
Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.
Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов.
Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.
Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.
3. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения Народного собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.
Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием.
Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в . их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью.
Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.
Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.
29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции
1. Королевская власть в Англии уже к началу XVII в. стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и социально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились самостоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществлений своих целей. Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску парламента (1629 г.), а в 1640 г. - к буржуазной революции, получившей название "Великий мятеж". Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа: 1) конституционный этап (1640-1642гг.); 2) первая гражданская война (1642 - 1646 гг.); 3) борьба за углубление демократического содержания революции и вторая гражданская война (1646 - 1649 гг.); 4) индепендентская республика (1649- 1653гг.).
Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции. Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Однако просвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие господствующее положение в парламенте, опасались углубления революции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный.
В конце лета 1642 г- король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война - между роялистами ("кавалерами") и сторонниками парламента ("круглоголовыми"). Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем.
Зимой 1645 г. в соответствии с "Ордонансом о новой модели", принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхождения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война завершилась победой парламента.
Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии - верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войсками сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года: уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны; с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции; было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры ("уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства.
После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (палата лордов была упразднена). Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года. Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и "кавалеров", новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и новое дворянство. После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.
30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга
Спартанское государство образовалось в IX в. до н.э. в результате завоеваний Спартой других общин.
Социальная структура в Спарте к VII в. до н.э. сложилась в следующем виде.
Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Спартиатов насчитывалось около 8 тыс. Их организация была родовой. Все спартиаты делились, по преданию, на три родовые филы, каждая фила делилась на десять об, каждая оба - на десять триакид.
Свою родовую общину спартиаты называли "общиной равных". До самого позднего времени индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась, так как земля считалась собственностью государства.
Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Но это относилось к особой категории участков, так как были участки, которые, по-видимому, отчуждались.
По преданию, мифический царь Спарты Ликург запретил пользоваться при постройке домов какими-либо другими инструментами, кроме топора и пилы, для предотвращения роскоши. Он же запретил пользоваться золотой и серебряной монетой. Разрешалась только железная.
Реформы Ликурга: В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: 1) созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком; 2) создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов). В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: 1) разделение земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ). 2) разделение граждан на филы и обы; 3) замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши. В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов. 1) слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость; 2) с 7 лет детей записывали в отряды - "агелы", где их учили гимнастике, воспитывая "беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать"; 3) с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков; 4) с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими. Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом. Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех "ретрах" Ликурга: 1) запрет писанного законодательства; 2) строительство дома только с помощью топора и пилы; 3) неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству). Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам государства.
31. Конституционная монархия в Англии - формирование, сущность
"Акт о будущем ограничении Короны и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных" ("Акт об устроении") уточнял и развивал ряд положений "Билля о правах" 1689 г., главным образом в области регулирования порядка престолонаследия.
Необходимость подобного документа была вызвана тем, что Вильгельм Оранский не оставил наследников. Акт содержал ряд условий и требований, которым должен был соответствовать претендент на английский престол. Провозглашался запрет на занятие трона приверженцем католицизма. Теперь королем Англии мог стать только сторонник англиканской веры. Кроме того, королю запрещалось покидать страну без согласия парламента, что можно рассматривать как ограничение свободы передвижения монарха.
Он лишался права помилования в отношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импичмента. Помимо регулирования престолонаследия документ уделял большое внимание дальнейшему уточнению прерогатив законодательной, исполнительной и судебной властей. Ограничение королевской власти проявилось в том, что все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи королевских министров (контрассигнатуре), по совету и с согласия которых они принимались. Этот принцип стал важным условием становления института "ответственного правительства". "Акт об устроении" значительно менял статус законодательной и судебной власти, выводя ее из-под влияния короны. Никакое лицо, получавшее плату за должность, подчиненную королю, или пенсию от короны, не могло состоять членом палаты общин.
Судьи, подчинявшиеся ранее королю и ответственные перед ним, не могли теперь быть отстранены от должности по его единоличному желанию, кроме как по представлению обеих палат парламента. Законодательное разграничение полномочий ветвей власти с целью учреждения их независимости друг от друга зафиксировано в "Акте о должностях" от 1707 г. В заключении документа подтверждалась незыблемость принципа подзаконности королевской власти. Таким образом, на рубеже XVII--XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие принципы и институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной инициативы, право парламента вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип несменяемости судей, подзаконности всех ветвей государственной власти, ответственного правительства. Однако окончательного разграничения полномочий законодательной и исполнительной властей не произошло, и Дуализм в политической системе Англии продолжал сохраняться, что способствовало представлению о триедином парламенте (король и две палаты). В условиях дальнейшего социально-политического развития происходило окончательное утверждение парламентской монархии, признаком которой являлось становление "ответственного правительства". Связанные с этим процессом изменения, как правило, не получали оформления в виде конституционных актов, а имели форму "конвенциональных норм" (соглашений). В этом заключается уникальная особенность английского конституционного права. Монарх продолжал оставаться главой государства все больше превращаясь в символическую главу исполнительной власти. Премьер-министр, действовавший номинально "от имени короля", фактически приобрел статус самостоятельной политической фигуры. В политическую практику Англии вошел принцип: "Король царствует, но не управляет". Более четкое оформление на протяжении XVIII в. получили принципы взаимоотношения парламента и кабинета министров.