Рефераты

Права человека и Курдистан

Права человека и Курдистан

Введение

Актуальность

Общественно-политическая актуальность. Вступая в ХХI век мировое сообщество стремится сделать отношения между основными участниками международных отношений более стабильными и предсказуемыми, освободить их от кровопролитных конфликтов и бремени гонки вооружений. На уровне ООН и других авторитетных организаций, в политических, общественных и ученых кругах обсуждаются стратегии, международные нормы и институты, опираясь на которые государства и народы могли бы навести порядок на планете, достойный человека Разумного.

Естественно, что в XXI веке у государств возрастают национальные интересы. Но стержневой линией всех участников международных отношений должно быть стремление сохранить стабильность, содействовать дальнейшей интеграции, повысит эффективность сотрудничества и тем самым не нарушить целостности, жизнеспособности и продуктивности мировой политической системы. Хозин Г.С. Каким быть международным отношениям в XXI веке. // Международная жизнь. - 2001. - №2. - С. 72

Стабильность мировой системы, решение межгосударственных и внутригосударственных конфликтов с помощью норм международного права, глобализация невозможны без соблюдения новых факторов, определяющих развитие мира в XXI веке, и прежде всего, - становление гуманистической парадигмы, ориентированной на осмысление человеческих ценностей, духовных мотивов и нравственных потребностей социума.

Сегодня, человек - социально-правовая ценность. В иерархии целей общества интересы человека должны быть поставлены на первое место, и государство и общество должны заботиться об охране его прав и свобод.

Большинство сегодня признает факт, что права человека - мощный пласт общечеловеческой культуры, образовавшейся за тысячелетия. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социально-экономических, международных отношений.

Права человека - высшая ценность. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в сфере оценивания существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой и нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа.

Права человека - сложное, многомерное явление, прошедшее длительный путь эволюции - от учения античных стоиков, которое затем соединилось с христианским учением, в соответствии с которым Бог создал человека по своему образу и подобию и все люди равны. Естественное право Средневековья и начало современной эпохи было пронизано идеей равенства, пока она, наконец, не стала частью учения, на котором базируются американские и французские декларации прав человека.

В XIX веке провозглашение основных прав все чаще стало включаться в конституции государств, и сейчас конституционное право почти всех стран содержит такие гарантии. Но до второй мировой войны международных гарантий такого типа не существовало. Институциализация прав человека на международном уровне усилилась после второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, вплоть до геноцида; эти проблемы изменили статус от внутригосударственных до международных.

В процессе эволюции института прав человека сформировалась концепция трех поколений прав человека. Каждый этап выдвигал свое поколение прав человека, призванных преодолеть неустойчивость ситуации и стабилизировать развитие.

Права человека «первого поколения» - политические и личные - называются классическими, т.к сформировались в рамках либерально-буржуазно идеологии XVII- XIX веков. Эти права оградили человека от незаконных вмешательств, в том числе со стороны государства. Ценность категории политических прав в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человека как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса.

В начале ХХ века апологеты неолиберальной доктрины выдвинули идеи социального государства, призванного обеспечить права «второго поколения» - экономические и социальные.

К третьему поколению прав человека относятся «коллективные» права народов - на мир, на развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду. В настоящее время вопрос о правах народа звучит актуально, т.к. конфликтный ХХ век дал не мало примеров нарушения этих прав (апартеид, геноцид).

Современное международное право и права «третьего поколения» - ответ на новый вызов исторического развития, когда войны приносят неисчислимые бедствия. С этим связано возникновение большого числа институтов, призванных обеспечить устойчивость и безопасность общественных процессов, - прежде всего ООН с системой ее многочисленных функциональных структур, а также ряд нормативно-правовых актов по правам человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хельсинский Заключительный акт участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На международные стандарты права, разработанные Западом, отреагировал и мусульманский Восток, некоторые страны которого («исламская группа») поддержали Декларацию ООН, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и др.

Ценность идей о правах человека признается не только политико-правовыми системами, но и системой образования.

Необходимость координации усилий для повышения образовательного потенциала в области прав человека была осознана еще в 1994 г., когда Генеральная Ассамблея ООН объявила Десятилетие образования в области прав человека. ООН призвала все государства, международные организации, национальные органы и неправительственные организации, профессиональные объединения, образовательные учреждения, все секторы гражданского общества к совместным действиям и к объединению усилий для распространения всеобщей культуры прав человека с помощью информации, развития образования, организации учебных курсов.

Международный План действий на десятилетие детально определяет задачи международного сообщества по развитию образования в области прав человека: оценка потребностей и формулирование эффективных стратегий; формирование и совершенствование образовательных программ и развитие образовательного потенциала на международном, региональном, национальном и местном уровнях; распространение во всех уголках мира текста Всеобщей декларации прав человека. Робинсон М. Образование в области прав человека - наше общее дело. // Учительская газета. - 2001. - № 51.

Права человека - структурный элемент правового образования и воспитания, результатами которых становится формирование правовой культуры и правового сознания. А одной из составляющей правовой культуры является «культура мира». Именно культура мира должна придти как манифест, освобождающий человечество от атавизмов современного мира, прежде всего, многоликого насилия над личностью (психического, физического, морального), что находит выражение в 1) государственном и международном терроризме; в качестве защиты от последнего некоторые политики предлагают ограничение и сужение института прав человека, а это, в свою очередь может привести к верховенству «права силы»; 2) в домашнем насилии, жестокости (его источники - в обнищании многих социальных слоев, в житейской безысходности и бытовой неустроенности многих семей); 3) в появлении таких экстремистских молодежных организаций как «скинхэды», т.е. группировки ультраправового направления, проповедующих превосходство одной нации над другой. Культура мира должна включать в себя целый спектр политико-правовых ценностей, являющихся основаниями идеалов гражданского общества и правового государства: юридическое равенство; реализация всего комплекса прав и свобод человека и гражданина; соразмерное соотношение прав и обязанностей человека, гражданина, личности; толерантное отношение к инакомыслящим со стороны общества и государства. Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика. - Екатеринбург. УрГУ, 2002. - С. 13-16

Одним из факторов, влияющим на формирование толерантности, является осознание третьего поколения прав человека и такой актуальной проблемы как право народов на самоопределение, которое сегодня рассматривается как универсальная международная норма. История дала ряд примеров права народов на самоопределение, проявляемое в нескольких формах - от автономии и субъекта федерации до полного отделения от суверенного государства и создания собственной государственности.

В данной работе рассматривается генезис явления права народов на самоопределение и учитываются возможности современного школьного образования для формирования системы взглядов о правах человека, структурным элементом которой является право народов на самоопределение.

Одним из важнейших обстоятельств, объясняющих необходимость преподавания прав человека является ситуация в этой сфере в России. Права человека в России нарушаются ежедневно и повсеместно, гражданами и органами власти, на бытовом и на самом высоком государственном уровне. Среди главнейших причин - исторически сложившееся пренебрежение интересами конкретного человека на фоне приоритета государственных интересов и правовой нигилизм. Экономический кризис, обнищание, криминализация общества только усугубляют положение. На нигилистическое отношение общества к правам человека влияет недостаток систематизированных знаний о правах человека.

К ряду указанных выше обстоятельств, вызванных общественно-политической и исторической ситуацией и объясняющих необходимость преподавания прав человека, следует охарактеризовать процессы, происходящие в научной сфере.

Научная актуальность. В России в последние годы были сделаны некоторые шаги в деятельности преподавания прав человека. Начало было положено введением курса «Человек и общество» и изданием учебника под редакцией В.И. Купцова Человек и общество. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.И. Купцова. М.: Просвещение, 1994, затем началась дифференциация обществоведения на различные предметы - граждановедение, политика и право и др., где отражались аспекты о правах человека. В начале 90-х гг. были сделаны попытки преподавания непосредственно прав человека. Пионером в этом начинании стал Молодежный центр прав человека и правовой культуры в Москве (руководитель В.В. Луховицкий). На счету центра ряд изданных программ, методических разработок и пособий. Сборник «Преподавание прав человека в 5-9-х классах средней школы» Преподавание прав человека в 5-9-х классах средней школы. М., 1997. на сегодняшний день является лучшим пособием по организации ролевых игр на уроках по правам человека. Изданная центром хрестоматия «Права человека» (в 3-х частях) также является очень ценным пособием для проведения уроков в школе. Вышли в свет и вузовские учебники, например, «Права человека» под редакцией профессора Е.Лукашевой, «Международное гуманитарное право», автором которого является член Конституционного суда РФ, профессор О.Тиунов.

Следует отметить активную деятельность Московской школы прав человека, возглавляемую доцентом А.Азаровым.

Вместе с тем преподавание прав человека в России наталкивается на ряд трудностей.

Трудности связаны не только с социальными противоречиями в российском обществе, но и с проблемами научного характера, возникающими из-за отсутствия единства мнений у педагогов о целях и содержании гражданского образования, в рамках которого должно осуществляться просвещение по вопросам прав человека. На федеральном уровне нет общего понимания содержания, основных принципов и особенностей гражданского образования, нет единства по вопросу о базовом понятийном аппарате. Обсуждается вопрос - должно ли оно осуществляться в рамках специального предмета или его нужно интегрировать в содержание других предметов. 62% опрошенных учителей (в рамках исследования CIVIC) ответили отрицательно на вопрос о существовании единого мнения о том, что должно изучаться в рамках граждановедческого курса. Подавляющее большинство (86%) считают, что преподавание данного предмета должно осуществляться в соответствии со стандартами в области граждановедения. 79% учителей полагают, что к данному виду образования нужно подходить широко, что оно должно осуществляться в рамках предметов, относящихся к наукам о человеке и социальным наукам, таких, как история, география, религия, этика, иностранные языки, право.

Ценность граждановедения ( а в рамках его - необходимость правового воспитания со всеми его составляющими) осознается всеми, но на практике оно направлено лишь на формирование знаний об обществе. Лишь 8% учителей полагают, что оно способствует развитию у учащихся независимого (критического) мышления.

Не намного лучше обстоит дело с формированием системы ценностей: всего пятая часть педагогов склонны думать, что гражданское образование в их школе действительно направлено к этой цели. 48% учителей полагают, что такая направленность граждановедения пока что остается скорее в области желаемого, а не действительного. А.И. Матвеев. Международное исследование «CIVIC». Предварительные результаты тестирования российских учителей. // ПИиОШ. - 2002. - № 5. - С. 22-24

Указанная методическая несостоятельность еще больше усугубляет проблему гражданского образования, и его частного звена - правового воспитания, базирующегося на осознании ценности прав человека.

Преодолеть синдром недоверия, внушить людям необходимость отстаивать свои права - трудная задача, требующая настойчивости, терпения, высокой профессиональной подготовки.

Проблемы правового воспитания и образования, роль и значение документов по правам человека, а также функциональные возможности института прав человека по-разному оцениваются в историографии.

Историография

Современную проблематику, в которой разворачивается исследовательский процесс по изучению вопросов прав человека, можно разбить на несколько групп.

К первой группе научных разработок нужно отнести труды, посвященные изучению теории прав человека, включающие эволюцию теоретических взглядов, механизмов защиты прав человека, нормативно-правовую базу. Данные проблемы изучались как в отечественной, так и в зарубежной науке в рамках исследований по истории либерализма, идей правового, демократического государства. Свой научный вклад внесли К.Васак (один из разработчиков концепции трех поколений прав человека), Р.Хиггинс, К.Томушат, А.Робертсон, Д.Трубек. Эти ученые отводили большую роль европейской цивилизации в решении данного вопроса, т.к. Запад - колыбель демократии и стоит на страже соблюдения прав человека как международных норм.

А.Робертсон и Д.Трубек - юристы, анализировавшие документы ООН по правам человека и заявили о декларативности Пактов, о том, что они давали лишь стандарты, к достижению которых государства должны стремиться. Robertson A. Human Rights in the World. Manchester, 1972. p. 35 // Общая теория прав человека (под ред. Лукашевой Е.А.). М.:Норма, 1996

Исследования советских ученых периода 50-80-х гг. базировались на марксистко-ленинской методологии и их подход к проблеме прав человека отличается большой тенденциозностью. Авторы анализировали возможности защиты прав человека в различных государствах. Проблема прав человека затрагивалась при анализе соответствующих документов ООН. Мовчан А.П. Международная защита прав человека. М., 1958. - С. 41-145. Островский Я.А. ООН и права человека. М., 1965. - С. 40-122

Пальму первенства отводили СССР, т.к. в его Конституции реально отражались права и свободы личности, в соответствии с Пактами 1966 г. Большую роль отводят защите социальных, экономических, культурных прав рабочего класса. Именно СССР реально был заинтересован в имплементации Пактов.

В условиях Перестройки наблюдалась тенденция к постепенному отказу от марксистских догм в исследованиях по вопросу прав человека, что было связано с потребностью выхода СССР из международной изоляции, с широким правозащитным движении внутри страны.

С 1990 года начал выходить сборник Российский бюллетень по правам человека, цель которого - освещение проблематики прав человека, свободное от партийных и идеологических пристрастий. Широко освещалась история прав человека, выявлялись противоречивые тенденции в мировой практике защиты прав человека, а также переосмысливался буржуазный опыт решения проблемы прав человека. С 90-х годов права человека рассматриваются и в рамках исследований по проблемам либерализма. Пугачев В.В. От прав гражданина к правам человека. // Российский бюллетень по правам человека. М.: Мемориал, 1991. Выпуск 1. Секеринский С.С., Шолохаев В.В. История либерализма. М., 1998

С середины 90-х гг. в отечественной науке (юридической и исторической) появляются обобщающие труды по данному вопросу. Так, в коллективной монографии «Общая теория прав человека» под редакцией д.ю.н. Лукашевой Е.А. рассматривается целый комплекс проблем: природа, сущность, генезис прав человека, их роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государствами, связь прав человека с правовым и социальным государством. Особое место занимают вопросы обеспечения прав человека, раскрываются конституционные, судебные, административно-правовые способы их охраны и защиты. Особый раздел посвящен международным органам защиты прав человека. Рассматриваются проблемы «гуманитарной интервенции» и гуманитарного права.

Основной вывод, к которому пришли авторы труда - необходимость совершенствования институтов защиты прав человека, в частности, более эффективного функционирования конвенционных органов и создания новой Хартии прав человека, отвечающей современной ситуации. Общая теория прав человека (под. ред. Лукашевой Е.А.). М.: Норма, 1996

Вторая группа исследований сконцентрирована вокруг проблемы политического и гуманитарного измерения прав человека и дополняет первую группу, конкретизируя проблемы и противоречия. В отечественной науке свои позиции по данному вопросу выразили П.А.Цыганков (доктор философских наук), И.Н.Куклина (доктор политических наук). Авторы говорят о соотношении между моралью и политикой в деле защиты прав человека. Их цель - на основе анализа нормативно-правовых документов ООН (Международные пакты) показать ряд противоречий в деле обеспечения и защиты прав человека. Ставят акцент на том, что вопрос, связанный с правами человека инициирован государственной властью, политической элитой, поэтому государству решать защищать права или попирать. Куклина И.Н. Права человека: политическое и гуманитарное измерение. // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 11. - С. 22

Особенно много противоречий выявляются по вопросам гуманитарной интервенции. Почему в одних случаях (например, в Югославии) нарушения прав человека влекут за собой вмешательство, а в других (массовые страдания мирного населения в ходе армяно-азербайджанского конфликта) - остается без последствий. Где принцип равенства всех народностей и принцип неприкосновенности естественных прав (в частности, на жизнь)? Каковы границы между гуманитарным и политическим вмешательством? Ведь любое решение ООН - продукт политического соглашения. Основной вывод авторов - к противоречиям в международных отношениях приводят следующие факторы: политизация проблемы прав человека, нежелание государств подвергаться международным проверкам, недостаток институциональных возможностей ООН, недостатки внутри руководства ООН в сфере прав человека. Поэтому задача мирового сообщества - сделать имеющиеся механизмы более эффективными и во главу угла ставить не политические детерминанты, а гуманистические идеи. Цыганков П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996. - С. 219

Не менее важна проблема гуманитарного права, вопросы которого тесно связаны с изучением проблемы соотношения прав человека и вооруженных конфликтов. Этот аспект отражен в работах В.А. Карташкина, Карташкин В.А. Права человека и вооруженные конфликты. М., 2001 И.А. Ледях «Круглый стол»: «Права человека и стратегия устойчивого развития».//Государство и право. - 1998. - № 11. - С. 117 и в уже упомянутых работах П.А.Цыганкова и И.Н. Куклиной. Это общие работы по данному вопросу. Авторы анализируют Гаагское право, Женевские конвенции и Протоколы к ним, принятые в 1977 году.

В.А.Карташкин отвергает право на гуманитарную интервенцию, осуществляемую во время вооруженных конфликтов (а, согласно Женевским конвенциям, естественные права должны соблюдаться в любой ситуации), но т.к. она признана в международном сообществе, то должна осуществляться законно, по приглашению государства, а цель применения военной силы должна состоять только в пресечении грубых нарушений прав человека и не использоваться в других интересах государства. Вооруженная сила должна использоваться только для спасения жизни людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, но эта военная сила не должна приводить к изменению политического и социально-экономического строя государства.

Авторы придерживаются концепции прав человека как фактора устойчивого развития, предложенной Е.А.Лукашевой. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000 Защита права на жизнь в период вооруженных конфликтов - один из факторов устойчивого и стабильного развития межгосударственных отношений, т.к. сегодня возрастает число вооруженных конфликтов, характерна эскалация насилия и экстремизма, практикуется геноцид, возрастают религиозные и этнические конфликты. Главный вывод ученых - необходимость разработки правозащитных принципов и норм для применения их на национальном уровне, а важной гарантией соблюдения гуманитарных норм международного права является дисциплинарная и уголовная ответственность за их нарушение, предусмотренные Женевскими конвенциями и Протоколами к ним (ст.85).

Для данной работы актуальной является проблема «третьего поколения» прав человека, связанной с коллективными правами, и, прежде всего, с признанном в международных документах права на самоопределение как принципа JUS СOGENS.

Анализу подвергаются документы - Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 1, ст. 1, ст. 27), где фиксируется право народов на самоопределение, в ст. 27 - право меньшинств пользоваться своей культурой, религией, языком. Исследуемые вопросы - соотношение индивидуальных прав и прав народов, соотношение понятий «нация» и «меньшинство», основные права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, возможности ликвидации любой дискриминации, поощрения этнической, культурной, языковой, религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории (1986 г., совещание СБСЕ), ответственность государств за геноцид.

Основные выводы авторов - реализация права народов на самоопределение и создание национальных государств конституирует правовой статус национальных меньшинств, а следовательно: 1) формирование национального государства необходимо, но недостаточно для защиты прав меньшинств, которая требует системы гарантий на государственном и международном уровнях; 2) собственную государственность может создать народ, имеющий для этого исторические предпосылки (этническое единство); 3) государственность должен создать народ, который способен построить государство, отвечающее современным требованиям, среди которых и соблюдение прав человека; Права человека и права народов. Первое межреспубликанское совещание по правам человека. // Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 1. М., 1991. - С. 144) в настоящее время проблема прав человека в национальной сфере сводится к реализации прав национальных меньшинств в виде предоставления территориальной автономии, в виде мер культурно-языковой политики; Перепелкин А.С., Руденский Н.Е. Национальный вопрос и права народов в СССР: опыт социально-политического анализа. // Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 1. М., 1991. - С. 1015) необходима реальная помощь международного характера для разрешения национальных проблем в государствах, принятие сбалансированных международных документов, т.к. в настоящее время государства исходят из политической конъюнктуры и ссылаются на те документы, которые им выгоднее.

Все эти проблемы в той или иной степени отражены в развитии государств Азии, и сегодня все больше говорят об исламском экстремизме, поэтому необходимо эту проблему выделять отдельно, рассмотрев некоторые частные моменты на примере позиций Ирака по вопросу прав человека.

Работы по проблемам ислама, социально-экономического и правового развития мусульманских стран появились в СССР в конце 70-х - начале 80-х гг. Большой методологический вклад внесли Е.А.Дорошенко, Р.Г. Ланда, М.С. Лазарев.

В советских исследованиях затрагивались следующие проблемы: мусульманские идейные течения (Л.Р.Полонская), ислам в международной политике (А.И.Ионова), движение «исламской солидарности» (Р.М.шарипова), дезинтегрирующие национальные процессы в арабских странах, арабский национализм (Г.И.Мирский).

Но в советской научной литературе этого периода практически не освещалась проблематика, связанная с правами человека в исламе и другими гуманитарными аспектами исламского миропорядка.

Н.В. Жданов затронул эти вопросы в своем исследовании, отразив тенденцию нового политического мышления применительно к проблемам мирового порядка. В качестве источников привлекал уставы и документы ООН, ОИК (Организация Исламская Конференция), их специализированных учреждений, тексты договоров и соглашений, выступления глав государств.

В своей работе он коснулся и Ирака, отразив такие аспекты нарушений прав человека в Ираке как: нарушение Конвенций о геноциде (к которой Ирак присоединился в 1959 г.), казни без суда и следствия, применение пыток (нарушение Женевских конвенций), геноцид курдов (химическая атака города Халабаджи), и нарушение их этнических прав.

Основной вывод автора - низкая защищенность человеческой жизни в зоне распространения ислама не связано с исламом как таковым, а отражает общий уровень отсталости обществ в гуманитарной сфере. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 1991. - С. 118-119

В зарубежной историографии тоже изучалась проблема исламского фундаментализма, национальных и этнических конфликтов в арабских странах. Акцент ставился на конфронтацию Запада и мира ислама. Д.Пайпс писал о «возрождении ислама» (прежде всего, политического ислама), развитии по «праведному пути», что ведет за собой экстремизм и национализм. Pipes D. The Muslims are coming! The Muslims are coming! // National Review. - Nov. 19. - 1990. - P. 28-31 Его поддерживал Д.Эспозито, который говорил о том, что ислам - альтернатива зависимости от Запада и позволяет возродить традиционные ценности и самобытность, но ведет за собой национализм и экстремизм. Esposito J. The Islamic Threat. N.Y., Oxford, 1992

Отечественный историк Г.И.Мирский предлагает отказаться от таких радикальных позиций по вопросу исламской идеологии. Он считает, что ислам как религия не предполагает уничтожение «неверных», а «исламский фундаментализм» - не порождение мусульманской религии, а следствие целого комплекса исторических и социально-экономических факторов - своего рода - отторжение «американизации» и «вестернизации». Мирский Г.И. Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия. // Полис. - 1998. - № 2. - С.78

Но тем не менее этнические конфликты остаются фактом, также как фактом остается и использование этих конфликтов властями для решения политических проблем и соответственно углубления их.

Яркий пример - курдская проблема в Ираке. Эта проблема приобрела сегодня большую актуальность. Суть проблемы сводится к противоречию между высоким уровнем стремления курдов к национальному самоопределению и нежеланием правящих кругов стран, разделивших Курдистан, признать законные права курдского народа.

Курды рассматриваются как недомирирующая этническая группа, обязанная подчиняться существующей в этих странах политике в области национальных отношений. Курдский вопрос в Западной Азии - часть сложного узла межгосударственных противоречий, в который вовлечены и различные политические силы внутри государств, и международные силы.

В связи с недавними событиями в Ираке (вмешательство ВС США) вновь обострилось этническое самосознание курдов, которые надеются, что США и их ставленники пойдут навстречу в вопросе о создании курдского независимого государства. В процессе национальной самоидентификации 25 млн. курдов центральную роль играет территориальный вопрос и именно в нем курдский национализм черпает свое историческое оправдание и аргументы в пользу главного лозунга - создание независимого Курдистана.

События в Курдистане оказываются в постоянном поле зрения мировой общественности, научной элиты, СМИ.

В мировом востоковедении существует целый пласт исследований по курдскому вопросу.

Сначала следует осветить вопросы, рассматриваемые в курдоведении в 60-80-е гг. ХХ века.

Большой интерес представляют труды курдских ученых - И. Бешикчи, Д. Небеза, Ш. Исмет-Ванли, М. Изади. Бешикчи И. Строй Восточной Анатолии. Социально-экономический и этнический аспект. Стамбул, 1970.

Ванли И. Курдистан - вопрос курдов. Париж, 1960 Ш. Исмет- Ванли показал, что курдская государственность не только идеал для будущего, но и имеет свою традицию в прошлом, прерванную неблагоприятными моментами в истории. Первое обстоятельное исследование по истории курдов - книга Амина Зеки «Знаменитые курды и Курдистан», изданная на курдском и арабском языках в Ираке. В центре внимания у Зеки стоят отдельные личности и предводители и рассматриваются основные этапы национально-освободительной борьбы курдов, оправдываемой историческими традициями.

Курдский вопрос привлекал внимание и западных ученых - М. ван Брюннессена (Бельгия), Д.Бло (Франция), Р. Олсона (США), Х. Хаузера (Германия). Они объединены идей рассмотрения причин усиления национализма курдов в Западной Азии, рассматривают роль различных политических организаций в Курдистане, цель которых - достижение реальной автономии. M. M. Bruinessen. Agha, Sheikn and State. On the Social and Political Organization in Kurdistan. Uttrecht, 1978.

R. Olson. The Emergence of Kurdish Nationalism. 1880-1925.

Курдоведение - традиционный раздел отечественного востоковедения. Весомый вклад в отечественное курдоведение внесли ученые Санкт-Петербургской, Ереванской и Московской школ. Среди них - М.С. Лазарев, Ш.Х. Мгои, М.А. Гасратян, Дж. Джалил. Эти ученые подробно исследовали источники по культуре, политике; использовали архивные материалы. Они пытались дать периодизацию освободительного движения, использовали большой фактический материал по восстаниям курдов как попыток отстоять независимость. Халфин Н.А. Борьба за Курдистан. М., 1963. Лазарев М.С. Курдистан и курдская проблема. М., 1964. Джалил Джалиле. Восстание курдов 1880 г. М., 1966.

Борьба курдов за независимость рассматривалась в рамках марксистско-ленинской методологии и расценивалась как ответ этнических меньшинств на колонизаторскую политику империалистов, стремящихся расширить сферу своего влияния, не считаясь с историческими особенностями региона.

Национальный вопрос, его внутренние и внешние аспекты, проблемы социально-экономического и политического развития национальных меньшинств, их борьба за свои права, административную и культурную автономию - один из объектов комплексного исследования исторического процесса в странах Азии, что во многом касается таких многонациональных государств как Ирак, где национальные меньшинства составляют около половины населения, а их движение - неотъемлемая черта политической жизни страны (по статистике 1994 года в Ираке проживало 15% курдов из всего населения государства).

Подробный анализ национального движения курдского народа в западноазиатском регионе, в том числе в Ираке в новое и новейшее время (по советской хронологии), эволюция борьбы за права (массовыми движениями, политическими организациями), соотношение социально-классовых сил даны в коллективной монографии «Курдское движение в новое и новейшее время» (редколлегия - М.А. Гасратян, М.С. Лазарев, Ш.Х. Мгои). Достижение определенной автономии рассматривалось как результат борьбы курдских крестьян, рабочей и революционной интеллигенции, авангардную роль играли ДПК (Демократическая партия Курдистана) и коммунисты. В качестве причин поражения автономистского движения выделяли произвол иракских властей. Курдское движение в новое и новейшее время. М.: Наука, 1987. - С. 195-220

В конце 80-х - 90-х гг. в отечественной историографии начали широко освещаться проблемы нарушения прав курдов. Прямо эта проблема не звучала, но затрагивались такие аспекты как геноцид курдов, дискриминация, падение уровня жизни как следствие непрекращающихся межгосударственных конфликтов в Персидском заливе за лидерство.

Звучала и тема нарушения права на жизнь в период вооруженных конфликтов. Так, рассматривался вопрос о курдах в ирано-иракской войне, авантюре Ирака против Кувейта и эти проблемы освещались в отечественной историографии через призму военных действий. Ушаков В., Иноятов И. Кому выгодна эта война ? // Азия и Африка сегодня. - 1988. - № 3. - С. 9-11

Седов И. Война без конца или... // Новое время. - 1988. - № 7. - С. 18-20

Современная историография широко освещает проблему не прикрытого нарушения естественных прав человека на жизнь - геноцид курдов, использовавшийся ираксими властями для подавления восстаний против режима (газовая атака города Халабаджи 16 марта 1988 г., артиллерийские и авиационные удары по Сулеймании в 1991 г.), депортация курдов (с середины 70-х по 1991г. на юг Ирака было депортировано более 700 тыс. курдов), расстрел на границе с Саудовской Аравией депортированных курдов (1978 г.). Данная проблематика отражена в специальных периодических изданиях Боровой Я., Чудодеев А. Глядящие в глаза смерти. // Новое время. - 1991. - № 15. - С. 24-25

Мгои Ш.Х. Тернистый путь к свободе. // Азия и Африка сегодня. - 1998. - № 8. - С. 28-31, а также широко освещается в сети Internet. www.kurdistan.ru, www.aha.ru, usinfo.state.gov, www.hro.org, nomad.web.com

В середине 90-х гг. курдская проблема стала рассматриваться в политическом аспекте - как взаимосвязь между тоталитарным режимом С. Хусейна, политическими организациями Курдистана и политикой западных держав в азиатском регионе, гуманитарной интервенции со стороны США и их союзников (санкции ООН, «свободная зона» курдов под опекой американских вооруженных сил). Как правило, эта проблема увязана вокруг нефтяных месторождений, энергетических ресурсов и стремлением их контролировать. Демченко П. Курды - заложники большой политики. // Эхо планеты. - 1993. - № 15. - С. 5-8 Жигалина О.И. Курдский вопрос как региональный и локальный конфликт. // Восток. - 1995. - № 6. - С. 91-104 Мосаки Н. Нефть и курдская проблема. // Азия и Африка сегодня. - 2002. - № 3. - С. 33-36

С середины 90-х гг. в зарубежной историографии звучит точка зрения, согласно которой страны, поделившие Курдистан, ведут совместную борьбу против национального движения курдов, т.к. оно угрожает территориальной целостности государств, а также вызывает вмешательство сторонних сил (Дж. Кадир, С. Феррат, А. Алим).

Курдская проблема в аспекте современных международных отношений (отношение арабского мира к освободительному движению, гуманитарная интервенция) в зарубежной историографии рассматривается в работах Д. Авни (Франция), М. Бенхольд (Германия). Лазарев М.С. Международная конференция по истории Курдистана. // Восток. - 1996. - № 1.

Проблема самоопределения курдов - часть общей проблемы человеческих прав курдского населения и разрабатывается Жигалиной О.И., Набиевым Ю. Жигалина О.И. приходит к выводу о том, что политика режимов стран проживания курдов, их отказ признать право курдов на создание социального самоуправляющегося макрообразования лишь усугубляет конфликт и способствует консолидации курдов Ближнего и Среднего Востока. Жигалина О.И. Курдская проблема в культурном и геополитическом аспекте. // Восток. - 1999. - № 5.

Юрий Набиев рассматривает подходы политиков и правоведов к проблеме прав человека в Курдистане. Он акцентирует внимание на доминировании политической мотивации в вопросе о правах курдов, а также он - сторонник объединения курдской нации, независимо от вопроса о территориальных границах. Набиев Ю. Курдская проблема и права человека. // www.nabiev.ru Самвел Кочои широко рассматривает примеры нарушений естественных прав курдов со стороны режима С. Хусейна - геноцид, депортация, этнические чистки (особенно, на территории Иракского Курдистана, контролируемой Багдадом) как ответ на желание курдов получить независимость. В то же время он, ссылаясь на данные международных организаций, проводит мысль о том, что на территории Иракского Курдистана, находящегося под юрисдикцией Регионального правительства используются демократические механизмы решения различных проблем, в том числе связанных с осуществлением прав и свобод человека. Кочои С. Иракский Курдистан: геноцид и борьба за самоопределение. // Правозащитник. - 2000.- № 4.

Рассмотрение курдской проблемы вскрывает много различных политических аспектов (в том числе, и вопрос о правах этнических меньшинств в Ираке), затрагивает не только интересы стран региона, но и заинтересованность третьих держав. Переход к однополярности мира вносит свои коррективы в политические подходы при рассмотрении этой комплексной проблемы, связанной с соотношением проблемы государственного самоопределения и права наций на самоопределение. Эта многогранность курдского вопроса диктует необходимость его комплексного решения на региональном уровне при взаимодействии с международным сообществом - это основной вывод научной дискуссии по данной проблеме.

Изучение курдской проблемы формирует взгляд на права человека как на систему, включающую не только знания о трех поколениях прав человека, но и умение использовать весь арсенал средств для их реализации, а также ценностное отношение к правам человека, влияющих на гуманизацию международных отношений. Одним из структурных компонентов данной системы является образование и воспитание в духе прав человека, которые являются базисом политико-правового образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты