Рефераты

Права человека и Курдистан

p align="left">Важным пунктом стало сохранение контроля курдов над местной милицией, известной под названием пеш мерга, которая, согласно проекту, должна быть преобразована в Национальную гвардию иракского Курдистана. Проект предлагает курдскому парламенту «заниматься вопросами кадрового обеспечения, регулирования и управления» Национальной гвардией. Хотя курдские лидеры и готовы позволить министерству гражданской обороны, расположенному в Багдаде, осуществлять номинальный контроль над гвардией, реальное командование ею должно осуществлять Курдское региональное Правительство.
Документ также запрещает размещение солдат из других районов страны на территориях, занятых курдами, без согласия курдского парламента. «Это гарантирует право курдского народа на самооборону», - сказал Ровщ Шавайс, президент Курдской национальной ассамблеи (регионального парламента). Пеш мерга, длительное время возглавлявшая сопротивление правительству Хусейна, стала единственным видом вооруженных сил Ирака на курдских территориях с момента приобретения ими автономии. Поскольку в годы последней войны американские войска не могли проникнуть в Ирак со стороны Турции, именно пеш мерга воевала на северном фронте против режима бывшего президента. После войны она продолжала обеспечивать безопасность в районах, населенных курдами.
На протяжении трех десятилетий своего правления Хусейн неоднократно отдавал приказы о проведении военных операций против курдов, которые, как он считал, занимались подрывной деятельностью. Курдские официальные лица заявляют, что во время этих операций было убито более 180 тысяч курдов, в том числе - и с использованием химического оружия.
Предложенный проект временной конституции запрещает создание любых вооруженных группировок, не входящих в состав официальных вооруженных сил и сил безопасности страны. Администрация Буша выразила пожелание, чтобы пеш мерга вошла в состав новой иракской армии или подразделений гражданской обороны, находящихся под контролем национального правительства.

Курдские лидеры хотят сохранить собственную судебную систему и собственный уголовный кодекс. Они также хотят, чтобы проект новой конституции Ирака, который будет вынесен на национальный референдум, получил одобрение большинства населения Курдистана.

«Это - наша гарантия от экстремизма», - заявляет Шавайс. - «Если большинство населения Ирака захочет прихода к власти религиозного правительства, мы должны сохранить за собой право иметь светское правительство, которому отдает предпочтение наше население». Чандрасекаран Р. Курдский вопрос в Ираке. // www.islam.ru

Курдские лидеры также хотят, чтобы временная конституция регламентировала процесс возвращения домов выселенным из них курдам, а также пересматривала границы провинции Киркук, которые в свое время были изменены правительством Хусейна в целях победы на выборах.

Кроме того, специальные согласительные комиссии в будущем парламенте должны будут уточнить административное деление страны, т.к. остро стоит вопрос о границах и арабизации. Курдские лидеры отвергают идею сохранения своего автономного региона в тех границах, которые начертил для него еще в 1974 году Саддам Хусейн (что тогда привело к курдскому национальному восстанию). Лидер Демократической партии Курдистана Масуд Барзани уже не раз вступал в острую полемику по этому вопросу с лидерами арабских партий Ирака, а также с представителями оккупирующих держав.

Позиция, занятая курдами - этнической группой, составляющей почти 20% населения страны, может воспрепятствовать принятию временной конституции. Она может привести к очередной неудаче администрации Буша, пытающейся создать суверенное правительство переходного периода. Арабские лидеры противостоят почти что всем требованиям курдов, которые фактически могут привести к созданию автономного мини-государства курдов на севере Ирака со своей собственной армией, собственными законами, парламентом, налогами и судебной системой.

Арабы-сунниты, проживающие в провинциях, расположенных непосредственно к югу от районов, населенных курдами, обеспокоены требованием последних о восстановлении контроля в тех областях, куда правительство Саддама Хусейна переселило большое количество арабов, проводя кампанию по вытеснению курдов. Арабы-шииты, проживающие на юге страны и составляющие 60% ее населения, опасаются, что позиция курдов ослабит правительство переходного периода, которое они надеются взять под свой контроль.

Хотя администрация Буша также не приветствует большинство требований курдов, представитель американской администрации в Ираке Пол Бремер проводил экстренные встречи с курдскими и арабскими политиками с целью достижения компромисса. Но ни одна из сторон не проявила готовности пойти на значительные уступки. Арабы Ирака утверждают, что курды не должны получить никаких особых привилегий, а курды упорно не желают расстаться со многими из тех прав, которыми они обладали на протяжении 12 лет фактической независимости после войны в 1991 году.

«Наша сторона стремится к добровольному союзу с Ираком, однако это возможно лишь при условии, что система правления в стране будет федеративной и демократической. Это позволило бы нам сохранить тот контроль над своей территорией, который мы осуществляли на протяжении более чем 10 лет», - сказал Кабад Талабани, сын курдского лидера Джалала Талабани. Чандрасекаран Р. Курдский вопрос в Ираке. // www.islam.ru

Важный вопрос, от решения которого зависит сохранение целостности Ирака, - найти способ учесть интересы курдов, не вызвав при этом гнев арабов.

Создатели проекта планируют обсудить требования курдов, а также другие поправки, внесенные членами Правительственного совета - арабами. Администрация Буша надеялась на то, что окончательный вариант проекта конституции будет готов к 28 февраля 2004 г., однако как показывает время обсуждения продолжаются до сих пор.

Такое аморфное политическое состояние вопроса о курдском самоопределении не исключает и вариант распада Ирака и независимости Курдистана. Усиление роли курдов в центральных органах Багдада гарантирует их как от попыток реванша арабских элит внутри страны, так и от вмешательства соседних государств. В противоположность этому, гипотетическая независимость Иракского Курдистана чревата сложностями как экономического плана (Курдистан, как известно, не имеет выхода к морю), так и внешнеполитической уязвимостью. Тем не менее, ситуация в Ираке остается неопределенной, и нельзя исключать варианта, что Курдистан получит независимость даже вопреки желаниям самих курдов. Нельзя забывать, что Ирак в современных границах является образованием, искусственно созданным из трех разнородных территорий: шиитского юга, суннитского центра и курдского севера. До сих пор единственным связующим звеном между ними была авторитарная диктатура арабско-суннитского меньшинства. Вопрос в том: может ли единство Ирака держаться на иных основах? Тем более при полном отсутствии демократических традиций в обществе и разгроме старой политической элиты. Нынешние события показывают, что американцам, при всем их старании, трудно будет создать себе практическую опору в арабском обществе Ирака. В то время, когда на юге господствуют фундаменталистские настроения - сунниты, превратившиеся теперь в обыкновенное меньшинство, очевидно, никогда не простят американцам утраты господствующей роли в государстве. В этом отношении можно сделать вывод, что, чем более антиамериканскими будут центр и юг - тем сильнее будут американцы ставить на лояльный им курдский север. Вопрос о независимом Курдистане, как «запасном плане» для Вашингтона, уже открыто обсуждается в американской прессе. Бабакр Х. Курдистан: перспективы курдской государственности. // www.kurdistan.ru

Можно сказать, что курдское национальное движение уникально - нет даже тени стремления к политической реформе. Основные политические партии, как и сорок лет назад борются со своими политически противниками, получая помощь от их врагов. Даже события последнего десятилетия серьезно не повлияли на общую картину. Осман С. Курдское государство: воображение или действительность.// www. kurdistan.ru

Легко спрогнозировать, что курдская проблема, приобретая глобальный характер, будет все более и более обостряться, вовлекая в свою орбиту все больше участников, поэтому уже сегодня становится актуальной задача поиска путей решения этого застарелого конфликта.

Курдская проблема в начале третьего тысячелетия приобретает характер крупнейшей гуманитарной катастрофы на нашей планете.

Речь идет о чудовищной дискриминации, ведущей к уничтожению одного из древнейших этносов, носителей богатейшего культурного наследия.

Решение этой мировой проблемы - вот широкое поле деятельности для многочисленных правозащитных организаций. Вот где можно приложить усилия мирового сообщества, в том числе международных организаций, для реализации провозглашаемых принципов защиты прав человека и национальных меньшинств. Как известно, право любого народа свободно осуществлять свое экономическое, социальное, культурное и политическое развитие декларировано резолюциями ООН и не подлежит обсуждению. К сожалению, ООН не слишком настаивала на его претворении в жизнь ни тогда, когда в Турции запрещался курдский язык, ни тогда, когда Саддам Хусейн травил курдов газами. Однако в настоящее время реально создалась ситуация, когда ООН может и должна приложить все усилия для гармонизации и демократизации национальной ситуации в Ираке.

Публицист Марек Хальтер в статье “Уроки Косова” пишет: “… Впервые в истории главы государств и правительств приняли решение, ссылаясь не на непосредственный экономический или политико-стратегический интерес, а на мораль”. Безусловно, курды также заслужили того, чтобы к решению их проблем международное сообщество подходило с точки зрения морали и справедливости. Ю. Набиев. Права человека и курдская проблема. // www.nabiev.ru

(подтвердить гипотезу о том, что курды, подобно любой нации мира, имеют естественное право на независимое государство, но время для этого еще не пришло, т.к. не однозначен подход международного сообщества и самой политической элиты курдов. Государство не будет настолько сильно, чтобы обеспечить все права человека.)

+

курды-заложники политики.

Глава 3. Политико-правовые аспекты в содержании школьного исторического образования

3.1. Теоретико-методологические основы правового воспитания

В последнее время в России остро встал вопрос о необходимости обновления гуманитарного образования, что связано с модернизационными процессами в обществе и государстве, которые строятся на основе демократических ценностей. Гуманитарное образование позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного судьбой духовных и нравственных ценностей, с широким социальным кругозором, не ограниченного лишь умением быстро извлекать и применять нужную информацию.

Необходимость совершенствования гуманитарного образования, базирующегося на социально-гуманитарных науках, подтверждается и психологами, и социологами, которые констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне ответственности современных подростков и юношей. К неблагоприятным явлениям, носящим все более выраженный характер, относят бытующую в среде подростков немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений.

Даже тот факт, что россияне подвержены огромному влиянию со стороны аферистов, разворачивающих свою деятельность на политическом поприще, в экономической сфере, наживающихся за счет вкладов необразованного населения в финансовые пирамиды, формирующих электорат за счет жалких подачек, свидетельствует о низкой политической, правовой и экономической культуре населения, которому необходим последовательный ликбез. А учитывая, что школа во многом утратила воспитательный характер воздействия на своих питомцев, реально сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм, то необходимо остро ставить вопрос о значимости научных знаний об обществе и о себе в нем.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью». Один из важных путей к решению этой задачи - создание и совершенствование системы обществоведческого образования.

Под обществоведческим образованием понимается необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «я». Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 1. - С. 19

Обществоведческое образование включает в себя несколько учебных курсов (граждановедение, обществознание, политология, правоведение), способствующих реализации приоритетных задач, обозначенных в Национальной доктрине. Осуществление такого образования в современной российской школе позволяет выполнить требование общества о становлении гражданина, который в современных условиях наделяется такими свойствами как: умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умением устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости и насилия над личностью. Н. Элиасберг. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги. // Народное образование. - 2001. - № 4. - С. 117

Условием выполнения образованием своей миссии является модернизация. Новые вызовы российской школе обуславливают необходимость организации эффективного гражданского образования, реализации на практике комплексного подхода, использование всего образовательного арсенала в интересах достижения основных целей учебно-воспитательного процесса. Под гражданским образованием понимается системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений, навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации. О развитии гражданского образования в России. // ПИиОШ. - 2003. - № 7. - С. 21

В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-Р, целью гражданского образования должно стать формирование социально-гражданской компетентности личности. Социально- гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. А.В. Баранников, В.А. Березина. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Инструктивное письмо. // ПИиОШ. - 2003. - № 6. - С.17 В соответствии с Концепцией гражданского образования в общеобразовательных учреждениях социально-гражданская компетентность понимается как гражданственность, включающая в себя:

- понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;

- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;

- действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;

- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

- осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // ПИиОШ. - 2002. - № 4. - С. 19

Стержнем социально-гражданской компетентности является правовая и политическая культура, формируемая посредством правового образования, а оно необходимо в условиях развития правовой системы страны, закреплением в Конституции огромного пласта прав и свобод человека, с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности - с другой. Правовое образование - специфическая область воспитательно-образовательной работы в сфере граждановедения, направленная на формирование развитого правосознания и высокой правовой культуры.

Правосознание определяется как совокупность представлений, чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как общечеловеческой ценности. Правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. Т.Б. Соломатина. Проблемы формирования правосознания молодежи. // Дополнительное образование. - 2001. - № 5. - С.38

Правовая культура - это комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государства и должностных лиц. А. Данилова. Традиции и законы. // Граждановедение. - 2000. - № 50. - С. 7

Правовая культура, являясь частью общей культуры, входит в совокупность социальных достижений общества. Уровень правовой культуры индивида находится в тесной взаимосвязи с состоянием правовой культуры общества в целом. В качестве одного из показателей правовой культуры выступает правовая воспитанность каждого человека, под которой следует понимать «высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле увидеть утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации». Е.В. Марковичева. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 2. - С. 11-12 Деятельным показателем сформированности правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в социальной и политической жизни страны.

А.Ф. Никитин представил правовую культуру личности в виде «дома», в котором три этажа.

На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Так называемый, «смысловой компонент».

Современный взгляд на гражданское образование конкретизирует и расширяет точку зрения Никитина, добавляя к ряду теоретических основ, знания о правах и свободах личности, законодательства Российской Федерации, о правопорядке, существующем в обществе, путях и способах его укрепления.

Второй этаж обозначает отношение к праву как к социальной ценности, выработку установки на законопослушное поведение. Это - эмоциональный компонент, имеющий мировоззренческое значение и играющий роль связующего звена между сознанием и поведением человека.

Третий - социально-активное поведение личности, проявляющееся в осознанном, правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, способности в любых ситуациях действовать юридически верно.

При этом о высокой правовой культуре и развитом правосознании можно будет говорить тогда, когда подобное поведение войдет в культуру, в быт, в привычки человека.

На эффективность перехода правовых знаний в убеждения влияет развитие способности учащихся правильно осознавать соотношение правовых и моральных норм, их умения аргументировать правильность, необходимость законодательных положений, их соответствие нормам общечеловеческой морали.

«Фундаментом» «дома» служат идейно-политические и нравственные убеждения личности.

От добротности «фундамента» зависит дееспособность всех системообразующих элементов.

Все части правовой культуры взаимосвязаны, как и части дома. Отсутствие или разрушение одного звена приведет к падению всей конструкции.

Здание правовой культуры, как и здание дома возводится постепенно.

Строительство этого здания согласовано с Конституцией РФ и законом РФ «Об образовании».

Одним из реальных проявлений сформированности правовой культуры выступает постоянный устойчивый интерес учащихся к правовым аспектам общественной жизни, который способен обеспечить успешность самостоятельного овладения человеком правовыми знаниями по окончании школы, так же как и умениями, навыками правомерного и правозащитного поведения.

Правовая культура подразумевает качественно высокий уровень отношения учащихся к праву. Ее требования выше, чем требования закона. А.Ф. Никитин. Педагогика прав человека. - М., 1993. - С. 42-43

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. Сегодня любой гражданин сталкивается с новым явлением - политическим плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Ныне ему предоставлена возможность участия в альтернативных выборах, на него обрушивается разнородная калейдоскопическая политическая информация, а нередко и целенаправленная дезинформация. Возрастание роли политологии - науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти - определяется тем, что от суммы индивидуальных позиций по отношению к политике, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а значит, и собственная судьба. Становление России как демократического государства невозможно без культивирования демократических ценностей в сознании людей. Политология способствует их привитию. Знания о мире политики являются барьером перед попытками политических манипуляций сознанием и поведением людей, обеспечивают политическую свободу. Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №1. - С. 22

Система образования не может абстрагироваться еще от одной важной составляющей демократического мышления - идеи прав человека. Эта идея имеет давно осознанное, практически во всем мире, значение для обеспечения, во-первых, безопасности и нормальных условий бытия человека, а во-вторых, для умиротворения людей и сообществ как внутри отдельных стран, так и в международных отношениях.

Права человека - не только цель обновляемого гуманитарного образования, но и средство воспитания, особенно в нравственной сфере, т.к. способствуют формированию культуры мира у учащихся. Т.В. Болотина. Проблема прав человека в содержании образования. // Педагогика. - 1999. - № 2. - С. 3 При освоении этой культуры у учащихся проявляются кардинальные качества свободной личности - человеческое достоинство и чувство ответственности, являющееся по своей сути нравственно-правовым.

Существенное значение в работе с правами человека имеет формирование такого высоконравственного качества, как миролюбие. Это качество складывается из особенностей нравственных проявлений, характеризующихся в целом бесконфликтностью, толерантностью, способностью уважать право других людей иметь свою точку зрения, занимать свою социально-политическую позицию.

Следующее нравственное качество, развитию которого способствует осознание прав человека, - любовь к справедливости.

Говоря о воспитательном потенциале прав человека, следует упомянуть такое важное гражданское (личное) право человека как свобода совести. Понимая идеологию, философию прав человека, учащийся проникает верой в истинность каждого права, а следовательно, и в истинность права на свободу совести, религии. Он будет уважать народы другой национальности, расы, веры, культуры.

Нужно учитывать и глубокий интернационализм прав человека, который лежит не на поверхности, а становится очевидным, когда учащиеся прилагают определенные усилия для осмысления сути функционирования системы прав человека. Здесь следует иметь в виду скрытое противоречие между правами человека и правами народов, наций. Суть этого противоречия заключается в том, что в известных условиях реализация права народов на самоопределение может создать трудности для реализации прав отдельных граждан, например: на участие в государственном управлении, на свободное передвижение, на образование, на жилище и т.д. Это противоречие, имеющее место сейчас в некоторых многонациональных государствах, может быть снято путем совершенствования правового механизма реализации народами права на суверенитет, самоопределение. Но и до этого именно права человека самим своим духом побуждают противоборствующие силы избегать экстремизма в своих действиях, искать пути компромиссного решения спорных вопросов. А.Ф. Никитин. Педагогика прав человека. М., 1993. - С.49

Итак, основные цели обучения правам человека можно сформулировать следующим образом:

· воспитание человеческого достоинства;

· формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;

· передача знаний о правах человека в национальном и международном измерениях;

· воспитание понимания неразрывной связи прав человека и сохранении мира на Земле.

Обучение правам человека в общем образовании выполняет следующие функции:

· философско-культурологическую, направленную на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, обыденных предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;

· образовательно-правовую, смысл которой состоит в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знания не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем;

· воспитательно-формирующую, ориентированную на глубокое восприятие и осмысление прав человека, становление нравственных представлений, оценок, требований и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения;

· психолого-развивающую, в процессе которой пробуждается и совершенствуется интерес человека к самому себе, своему внутреннему миру, познанию своего Я, системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;

· коррекционную, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами. Т.В. Болотина. Проблема прав человека в содержании образования.// Педагогика. - 1999. - № 2. - С. 5-6

У учащихся, глубоко усвоивших «дух» и «букву» прав человека, развивается антитоталитарное, демократическое мышление, свободное от специально навязываемых схем, клише. Учителю необходимо вместе с учащимися организовывать поиск синтеза, т.е. неких позитивных выводов, показывающих, что права человека не только опровергают устаревшее, но и созидают то, что реально в нашей стране с ее специфическими условиями.

Итак, права человека - органическая часть политико- правовой культуры личности, формирование которой должно базироваться на разработанных принципах обновления гуманитарного образования, структурным элементом которого является правовое образование.

Основными принципами правового образования являются непрерывность, междисциплинарность, интеркультурность, связь с практической деятельностью.

Непрерывность правового образования в средней школе реализуется через его многоэтапность, выделение трех основных блоков, соответствующих периодам формирования личности с 1-го по 11-й класс.

Принцип междисциплинарности предполагает реализацию правового образования через использование гуманистического потенциала изучаемых предметов (в первую очередь, предметов гуманитарного характера), а также через общность методических подходов к преподаванию. Наиболее эффективно данный принцип реализуется в интеграции правовых модулей в курсы истории, обществознания, литературы.

Принцип интеркультурности выражает универсальность прав человека, что подчеркнуто во Всеобщей декларации, а с другой стороны - мультикультурный (полиэтнический) характер российского общества. В системе правового образования этот принцип реализуется качестве инегрального компонента всего учебно-воспитательного процесса: через освоение многообразия правовых систем различных эпох и народов, через осознание права как социального наследия, несущего на себе отпечаток определенных этнокультурных условий, через приобщение к сотрудничеству в аспекте соблюдения и защиты прав. При этом обращение к базовым нормам международного права, соотнесение с ними национальных норм особенно актуально в условиях быстро меняющегося общества.

Принцип связи преподавания с практической деятельностью выражает неразрывное единство знаний - убеждений - поступков человека, проникнутого духом признания и уважения закона, прав и свобод каждого человека. Данный принцип предполагает включение образование социального окружения ученика (семья, друзья, учителя). Сама школа при этом должна стать правовым пространством, а родители, учащиеся и учителя - равными субъектами правовых отношений. Необходимо добиться, чтобы атмосфера справедливости, доброжелательности, уважения прав человека стала постоянным спутником всего школьного коллектива. Только в таких условиях правовое образование будет эффективно способствовать гуманизации межличностных отношений, а следовательно, и общества, и государства.

Указанные принципы нацелены на выполнение социального заказа общества в сфере воспитания и образования. А. Данилова. Традиции и законы. // Граждановедение. - 2000. - № 5. - С. 7

3.2. Уровень политико-правовых знаний и умений российских школьников

Для того, чтобы определить особенности исторического материала, который может способствовать формированию правовой культуры необходимо выяснить, что дети знают о политико-правовой сфере общества, распределить обнаруживающиеся смысловые блоки по трем сферам правового сознания - когнитивной, праксеологической и аксиологической.

В рамках международной исследовательской программы CIVIC был проведен опрос около 4000 школьников на базе международного теста, включавшего задания политико-правовой направленности. В тестировании принимали участие как девятиклассники, так и учащиеся выпускных классов, что позволило провести сравнительный анализ уровня их обществоведческой подготовки по блоку политико-правовых знаний. Е.И. Жильцова. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 20002. - № 8. - С. 28-29

Выявлялся уровень сформированности понятийного аппарата на основе выделения таких понятий как: политический режим, ветви власти, демократические выборы, право, закон, права человека, права ребенка, политика. Особенное внимание уделялось пониманию принципов гласности и плюрализма мнений, основных положений Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека. Выявлялось также знание отдельных фактов (о налоговой, экологической политике) и осмысление некоторых выводов (например, по проблеме реформирования общества).

Задания подразделялись на две группы. Первую составили так называемые когнитивные задания, предполагающие выбор правильного ответа. Вторую - рейтинговые задания, ориентирующие учащихся на выражение собственного отношения, высказывание своего суждения по определенным политико-правовым проблемам.

Школьникам 11 класса предлагалось меньше заданий на выбор ответов (были исключены задания по таким вопросам, как права ребенка, закон и право, международные организации, политические реформы). Были полностью обновлены задания по таким содержательным позициям, как «Законодательная и исполнительная власть», «Участие граждан в политике». В результате возросло количество заданий, направленных на выявление умений ориентироваться в политической информации, перерабатывая ее на основе полученных знаний.

Более половины девятиклассников успешно справились с тестовыми заданиями. При этом показатели знаний и умений учащихся в области права существенно выше, чем в области политологии.

Большинство школьников осознают сущность права как важнейшего регулятора общественных отношений и деятельности людей (74%); понимают различие между правовым и неправовым законом (73%); знают в основном содержание прав человека и умеют подразделять их на группы (82%). Более половины учащихся имеют представление о важнейших международных документах в области прав человека, а также о Конституции как Основном Законе РФ.

В ответах значительной части девятиклассников обнаруживается сформированность одного из главных для правового компонента обществоведческого курса умений - оценивать социальную деятельность людей с позиции права. Так, 58% тестируемых, проанализировав с этих позиций поведение должностных лиц в различных ситуациях, указали на то, что свидетельствовало о правонарушении. 65% выпускников, сопоставив указанные действия общественно-политических организаций с требованиями закона, правильно оценили их как противозаконные.

Учащиеся одиннадцатых классов справились с тестом лучше и показали более высокие знания как в области права, так и в области политологии. Наиболее заметный позиционный скачок произошел в знаниях о демократии, демократических выборах и роли избирателя. Причем можно говорить об осознанности, глубине, гибкости и оперативности знаний. Так, например, в рейтинговом задании, требующем вывить политическое действие, позволяющее рядовому гражданину наиболее эффективно влиять на политическую власть, на первое место у одиннадцатиклассников вышла позиция «голосование на выборах». Показательно также, что голосование на выборах, по мнению 80% одиннадцатиклассников, является одной из наиболее важных характеристик «хорошего гражданина».

Подобная тенденция наблюдается и по ряду других содержательных линий: права человека, роль СМИ в политике, законодательная и исполнительная власть.

Анализ полученных результатов показал, что у большинства старшеклассников происходит становление ряда специфических для политико-правового компонента обществоведческого курса умений: объяснять, оценивать и прогнозировать политические события и явления с позиции имеющихся знаний; выявить основную идею статьи; анализировать предвыборные партийные документы, выявлять их главную политическую направленность.

Подавляющее большинство одиннадцатиклассников (91%) правильно указывают главную функцию государства - гарантировать мир и порядок в обществе, отрицательно оценивают ситуации, когда люди подчиняются несправедливым законам.

Среди социальных аспектов деятельности государства учащиеся 11 классов называют: обеспечение нормальных жизненных условий пенсионерам; гарантированность работы всем желающим; обеспечение всем бесплатного общего основного образования.

В содержательном блоке «Демократический принцип равенства» наблюдается недостаточная осознанность в вопросе о половом равноправии, т.к. многие считают, что мужчины должны иметь преимущество в получении работы, когда ее не хватает для всех (62%). Е.И. Жильцова. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 20002. -№ 8. - С. 34-35

Исследования подобного рода позволяют увидеть недостатки правового образования и воспитания, определить причины этих недостатков и наметить пути решения этой проблемы.

Для решения задач данной работы необходимо обратиться к опыту, полученному в процессе прохождения педагогической практики в сентябре 2003 года в одной из общеобразовательных школ Нижнего Тагила (МОУ № 33).

По аналогии с международным исследованием был организован констатирующий (формирующий) эксперимент. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: ACADEMA, 2001. - С. 111 Базой исследования являлись учащиеся 9 и 10 классов. Эксперимент позволил определить уровень развития трех составляющих правового сознания - когнитивной, праксеологической и аксиологической. Задания были представлены в виде когнитивных и рейтинговых, и были подготовлены Л.Н. Боголюбовым при сотрудничестве с другими авторами. Задания и тесты по обществознанию: 9 класс (Авторы: Л.Н.Боголюбов, М.Ю. Брандт и др.). М.: Школьная Пресса, 2001 (см. Приложение).

Тестовые задания (когнитивные) взяты из раздела о правах человека, но с их помощью можно проверить и знания о Конституции РФ как Основном Законе государства, гражданском праве (вопросы, относящиеся к гражданскому кодексу и трудовому кодексу).

С помощью рейтинговых заданий, которые были представлены в карточках, проверялось понимание права в современном мире; осознание понятия «закон»; оценка поступков людей с точки зрения права и морали; отношение к понятию «гражданин».

Следует отметить, что девятиклассники справились с работой лучше, чем учащиеся десятого класса. Причем ученики девятого класса опирались на свой жизненный опыт, т.к. по учебно-тематическому плану по предмету обществознание эти вопросы освещаются позднее (со второй четверти), что не скажешь о десятом классе, «проходившим» эти разделы по праву в прошлом году.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты