Рефераты

Права человека и Курдистан

p align="left"> Из 40 девятиклассников с тестовыми заданиями справились 35 человек (87,5%), т.е. те, кто ответил хотя бы на 3 вопроса из 5 предложенных. Но для выделения процентного соотношения по каждому параметру учитывались и ответы тех, кто ответил и на меньшее количество вопросов.

Конституцию, как Основной Закон государства понимают 23 человека из 40 (57%); права человека могут классифицировать 50%; на вопросы, связанные с правовыми нормами, относящимися к гражданскому и трудовому законодательству, ответило 50% учащихся.

Из учащихся десятых классов (40 человек) с тестом справились 25 человек (62%). Процентный показатель для каждого объекта проверки высчитывался также как и для учащихся девятых классов. Правильное понимание Конституции наблюдается у 15 человек (37,5%); умение выделять и группировать права человека проявляется у 13 человек (32,5%); неплохие знания гражданского и трудового законодательства показали 15,5 учащихся (38,75%).

Низкий показатель знаний о правовой сфере общества у десятиклассников связан с низкой мотивацией к выполнению данного задания, т.к. работа выполнялась анонимно и не предполагала оценивания, которое отразилось бы на успеваемости, а также не носила обязательного характера.

Все девятиклассники высказали свои оценочные суждения по вопросам, предложенным в карточках. Некоторым учащимся предлагалось подумать над ситуацией выбора действия, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом. (Задание: Отношение к закону, действующему в государстве, может быть различным. Возникает вопрос: обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым? Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом?). Ученики пришли к выводу о том, что закон необходимо соблюдать в любом случае, даже если он противоречит нравственным нормам. Роль любого законодательства видят в сохранении стабильности государства. Другая ситуация о соотношении моральных и юридических норм представлена в виде серии реплик пассажиров автобуса по поводу некультурного поведения молодых людей. Предлагалось ответить на вопрос - оправдана ли реплика: «Милиции на вас нет!». В ответах прозвучали резонные замечания о низком моральном облике части современной молодежи, а также доводы о невозможности применения суровых мер наказания по отношению к подросткам (т.е. реплика «Милиции на вас нет» оправдана). Другой вопрос из ряда заданий на совместимость понятий право и мораль ориентировал учащихся на мысль о том, что повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. Высказывания по данной проблеме указывают на то, что дети осознают, что правовые знания являются частью морального облика человека, и сложившиеся моральные устои и ценности заставляют человека задумываться о последствиях, т.е. мораль ориентирует личность на стремление к соблюдению законности, а законы, в свою очередь, гарантируют защиту. (Задание: Юристы часто подчеркивают мысль, что повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. Объясните, почему. Какая здесь связь? В чем она находит свое проявление?).

Важным критерием для выявления деятельностно-коммуникативного и ценностно-ориентационного компонента правового сознания является понимание роли права как общечеловеческой ценности. Некоторые действительно считают право ценностным аспектом человеческой жизни, отводя праву защитную функцию в вопросе о соблюдении прав и свобод человека. Другие определяют право как один из механизмов государственного воздействия на жизнь людей, считая, что право - это система общеобязательных норм, установленных государством и охраняемых его силой. Интересны высказывания по вопросу о гражданских качествах. Гражданина наделяют такими характеристиками, как самостоятельность, ответственность за принятые решения, причем соотносят данное представление с качествами, необходимыми гражданам современной России.

Такой параметр, как права человека слабо отражен в заданиях, но тем не менее эти задания позволяют выделить смысловые единицы, на которые можно опираться при формировании фонда знаний и умений по вопросу о правах человека.

Особую трудность вызвало задание, основанное на характеристике Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной во Франции в 1789 году. Знания о естественных правах человека оказались поверхностными, т.к. дети не осознают это понятие, что проявилось в их нежелании аргументировать точку зрения о том, что Декларация трактует права человека, как элементы, родившиеся вместе с появлением человека и, следовательно, права человека - мера его свободы, а не возведенная в закон воля господствующих классов, а также не видят связь теории естественного права с идеей правового государства, что свидетельствует о непонимании теории естественного права, которая и лежит в основе либеральной концепции о правах человека.

Учащимся десятых классов были предложены те же вопросы для рассуждения. Часть учащихся отказалась от ответа на проблемный вопрос, т.к., как уже было сказано выше, работа не носила обязательный характер.

На вопросы о соотношении морали и права многие ответили, что право - безусловно, прогресс в развитии общества и влияет на благополучие людей, т.к. во многом связано с гарантией соблюдения и защиты прав человека. С другой стороны, и сам человек должен следовать «букве закона» во имя сохранения мира и стабильности, даже, если закон противоречит некоторым нравственным убеждениям. Существуют и оригинальные ответы, в которых определяется возможность для преодоления противоречия между несправедливыми нормами закона и необходимостью сохранения своей нравственной позиции. Этот путь видится в возможности использования неформальных связей с государством на основе деятельности особых обществ, где принимаются решения рекомендательного характера, которые представляются государственным чиновникам с целью совершенствования законов. Интересно отношение к понятию «гражданин». Гражданственность понимается как свобода в своих действиях при достижении совершеннолетия, но при этом повышается уровень ответственности и самостоятельности.

Рейтинговое задание, требующее выявить связь между естественно-правовой теорией происхождения прав человека и правовым государством вызвало затруднения в ответе, о чем свидетельствует отказ детей работать с этой карточкой. (Задание о Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной во Франции в 1789 году с вопросами о том, какие права декларация относит к естественным и неотчуждаемым, в чем состоит связь теории естественного права с идеей правового государства и др.).

Проведенные исследования (в МОУ №33 и в рамках проекта CIVIC) позволяют сделать ряд выводов, ориентирующих на поиск путей решения некоторых проблем, связанных с формированием правового сознания учащихся школы.

Одной из причин поверхностности знаний учеников о политико-правовой сфере общества является отсутствие в деятельности учащихся по овладению этими понятиями личностного смысла.

К педагогическим причинам следует отнести недостаточно яркое проблемное, приближенное к реальной жизни раскрытие этих вопросов в учебной литературе. Кроме того, отсутствует педагогически обоснованный комплекс наглядных средств обучения: схем, таблиц, диаграмм, фрагментов из видеозаписей. Е.И. Жильцова. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC. // ПИиОШ. - 2002.- № 8. - С. 31

К другим причинам можно отнести недостаточную методическую компетентность педагогов, вынужденных перестраивать свою деятельность в соответствии с социальным заказом.

Итак, к основным проблемам относятся: отсутствие единства мнений по вопросу содержания, основных принципов и особенностей гражданского воспитания и образования; особенностей формирования базового понятийного аппарата; наличие кадровой проблемы. Но опыт, имеющийся в различных регионах России, заставляет по-новому оценить потенциал и возможности гражданского образования и позволяет создать систему педагогических, дидактических и методических программ, способствующих становлению гражданско- правовой культуры личности. Необходим такой отбор содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и праксеологического (деятельностно-практического) компонентов содержания. Структурным элементом гражданско-правовой культуры является уже упомянутая «культура мира», формирование которой может осуществляться не только в рамках граждановедческих курсов, но и в рамках исторической дисциплины.

3.3. Интеграция материала о правах человека в содержание школьного исторического образования

Основная роль в преодолении указанных противоречий, безусловно, принадлежит школе, которая является начальным звеном правового образования и воспитания. В содержании школьного образования заложен огромный потенциал, благодаря включению интегративных связей.

Учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при условии установления и правильного использования многообразных связей между знаниями и умениями, получаемыми в отдельных темах, курсах, а также между различными учебными предметами. Чем шире и многообразнее эти связи, тем глубже понимание исторического процесса, тем оперативнее, подвижнее знания и умения учащихся. На основе этих связей складывается система знаний, на базе которой формируется целое мировоззрение. Л.Н. Боголюбов. Межкурсовые и межпредметные связи при изучении истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. - 1965. - № 1. - С. 36 Таким образом, формируется и исторический стиль мышления. Само историческое мышление понимается как умственная деятельность человека, обращенная на осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего. В процессе исторического познания у учащихся вырабатываются следующие качества:

- умение описывать явление в его существенных эмпирических проявлениях;

- интерес к историческому факту, его анализу и истолкованию;

- установка на выяснение причины и условий возникновения явления, его развития, значения и следствий;

- установка на выяснение закономерности исторических явлений и связанных с ними процессов;

- подход к познанию и осмыслению явления с позиций историзма;

- выяснение тенденции развития, заложенной в каждом историческом явлении.

И.Я. Лернер подчеркивает, что развитие исторического мышления будет способствовать методологической установки личности. Содержание этой установки ученик осознает не только при объяснении исторического процесса, но и как метод его познания. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М.: Просвещение, 1982. - С. 19-21

Историческое мышление является частью политико-правовой культуры учащихся, и, соответственно, школьный курс истории предоставляет большие возможности для ее развития. Дело в том, что многие современные правовые и политические понятия пришли к нам из далекого прошлого и изучаются на уроках истории в связи с экономическими, социальными, культурными, религиозными, внешнеполитическими проблемами.

Поэтому, оставаясь в целом в рамках школьной программы, можно изменить традиционные подходы к изучению истории. Если раньше большее значение придавалось развитию производительных сил, классам и классовой борьбе в различных обществах и государствах, то теперь следует акцентировать внимание на личностных и правовых аспектах истории, сохраняя в то же время остальные.

Главная задача исторической дисциплины - показать эволюцию правовых норм, борьбу людей за свои права.

Предлагаемые публикации в специальных периодических изданиях позволяют обобщить имеющийся опыт внедрения политико-правового материала в содержание исторического образования.

В данной работе акцент поставлен на формирование системы прав человека в мире, т.к. данный институт находится в тесной взаимосвязи с политическими и правовыми механизмами функционирования общества.

Развитие идей прав человека можно отражать как в курсе отечественной истории, так и в истории зарубежных стран. При этом учитывается потенциал интегративных связей - межпредметных (история, право, политология) и межкурсовых. Создание целостной картины о правах человека средствами истории формирует взгляд на данный институт как важнейшее культурно-историческое явление. Создается возможность посмотреть на правовую культуру в историко-хронологической последовательности, показать зарождение и развитие права, его соотношение с обычаями, традициями, моралью на разных этапах общественного развития.

Основные компоненты системы политико-правовых знаний человека могут быть встроены в содержание исторических курсов по следующей схеме:

· регулирование поведения людей в первобытном обществе;

· древневосточное и античное право;

· право средневековых цивилизаций;

· западноевропейское право эпохи буржуазных революций;

· русское право и право Российского государства;

· международное право.

История в данном контексте рассматривается как продвижение общества к осознанию личных и коллективных прав и свобод. За критерий прогресса или регресса любого общества берется при этом сужение или расширение прав и свобод человека данного общества. Этот же критерий положен в основу сравнения стран и народов в степени и скорости их продвижения к идеалу свободной личности, открытого общества и правового государства. А. Данилова. Традиции и законы. // Граждановедение. - 2000. - № 50. - С. 7

Данный подход к преподаванию истории позволяет в целом сохранить структуру, основной фактический материал и понятийный аппарат, комплекс умений, рекомендованных программой по истории для общеобразовательных школ, разработанных на основе стандарта школьного исторического образования.

Такое структурирование материала соответствует и требованиям к уровню подготовки учащихся в рамках стандарта правового образования, где обозначены такие пункты как: усвоение системы знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; создание представления о наиболее значимых явлениях истории становления и развития права (зарубежного и отечественного), создание условий для ценностного отношения к праву как явлению культуры; формирование четких ценностных ориентиров гуманистической направленности (соответствующее отношение к человеческой жизни и здоровью, правам человека, чести, достоинству); формирование осознанного отношения к праву как к средству защиты личности и общества; формирование четкой установки на законопослушание, негативную оценку нарушения правопорядка. Требования к уровню…. Включение данных компонентов в контекст исторического образования повышает педагогический потенциал правовых знаний.

Опора на стандарт при внедрении данного материала в содержание исторического образования позволяет учитывать и психологический фактор - соответствие возрастным возможностям учащихся, т.к. не возникает условий «перегрузки» детей теоретическими знаниями.

Таким образом, внедрение основных политико-правовых аспектов в каждый исторический курс предполагает обращение к программе, где обозначены основные понятия и факты, подлежащие усвоению.

В Таблице 2 представлен содержательный аспект правового образования, интегрированного в историю (модель интеграции политико-правовых аспектов), определены основные линии интеграции, соответствующие трем составляющим исторического сознания, которое является одним из средств формирования правовой культуры. Содержание материала адекватно современным образовательным требованиям, обозначенным в стандарте по историческому и правовому образованию, а также отвечает реальному уровню развития современной российской общеобразовательной школы, ощущающей недостаток в средствах обучения и компетентных кадрах.

Последовательное внедрение указанного правового материала в исторические курсы способствует формированию представления о преемственности в развитии политико-правовой мысли, в утверждении прав человека как общепризнанного международного правового стандарта, в создании институтов международного регулирования и защиты прав человека.

Соответствие требованиям к отбору содержания должно содействовать реализации основных задач правового образования - формированию правовых знаний (в частности, знаний о правах человека), отношения к праву (и правам человека) как социальной ценности, а также формированию навыков правомерного поведения. Тем самым, обеспечивается единство трех инвариантных компонентов политико-правового и исторического сознания - когнитивного, аксиологического и праксеологического.

Наибольший потенциал для формирования системы знаний о правах человека заложен в курсах новой и новейшей истории. При этом можно учитывать уровень знаний и умений, сформированных в процессе изучения истории России и обществоведческих курсов. Знания учащихся по другим учебным предметам можно использовать не только в качестве опорных, но и для выдвижения проблемы, предварительного изучения отдельных понятий, для углубления и закрепления знаний. В практике обучения используются два варианта привлечения опорного материала в процессе объяснения новых знаний - это так называемая текущая связь и обстоятельное повторение опорных знаний до объяснения нового учебного материала (ретроспективные связи).

Текущая (сопутствующая) связь заключается в том, что в процессе объяснения нового материала учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данному вопросу из материала других предметов. Нет смысла применить текущую связь в тех случаях, когда учащиеся плохо знают соответствующий материал по другим предметам: повторять в таких случаях лучше до объяснения нового материала - это дает возможность повторно кратко объяснить то, что ученики забыли, прерывая объяснение новой темы.

Повторять опорный материал удобнее с помощью таблиц, схем, других видов наглядных средств обучения, которые в свое время применялись в других учебных предметах или курсах. Белый Н., Вельдбрехт Д. Методическое обеспечение межпредметных связей. // Народное образование. - 1984. - № 10. - С. 51

Курс новой истории имеет важное значение для формирования системы политико-правовых знаний у учащихся, т.к. именно в этот период начинается постепенная институциализация прав человека. В данном разделе уместно введение понятий - демократия, общественный договор, правовое государство, разделение властей и других, входящих в структуру стандарта - как основных вех на пути к осознанию прав человека через становление либерально-буржуазной идеологии.

Каждый раздел в новой истории стран Европы и Америки имеет свой потенциал для включения элементов прав человека в содержание материала. Англия - один из примеров формирования гражданского общества и правового государства, а в рамках этого процесса шла борьба человека за свои права. Подводя итоги историческому развитию Англии следует обратить внимание на то, что к концу XVII века английский парламент прочно укрепил свои позиции и английская монархия перешла в статус ограниченной. Более того, к этому времени были приняты основные документы, которые впервые в мировой истории устанавливали правовой статус человека. Помимо «Великой хартии вольностей», которая уже изучалась раньше (основные статьи этого документа защищают интересы феодалов и одновременно ограничивают королевскую власть. Некоторые статьи охраняют права рыцарей, горожан и даже крестьянское имущество. Огромное значение имеет 39 статья, где обозначена презумпция невиновности. Важно обратить внимание, что впервые в истории власть ограничивалась законом, а не обычаем или моральными нормами; впервые в средние века свободные люди (на зависимых крестьян это не распространялось) получали определенные гарантии от произвола властей), появляются «Петиция о правах» (1628) - укрепила в сознании англичан убеждение в том, что у гражданина есть фундаментальные права, которые не может нарушить ни одно правительство; «Habeas Corpus Act» (1678). В переводе с латыни означает « иметь тело») - это положение требует от властей доставить арестованного гражданина в суд и объяснить причину его задержания, а, если у властей нет достаточных оснований для задержания, то гражданин должен быть отпущен. «Английский билль о правах» (1689) - ограничивал власть монарха, придавая решающую власть парламенту, а также декларировал такие традиционные права англичан, как право на суд присяжных, запрещение жестоких наказаний, право обращения с петициями к властям. В этих документах постепенно фиксировалась мысль о том, что основные права не могут быть отменены государством. О. Качина. Судебники, писцовые книги. // Граждановедение. - 2003. - № 33. - С. 7

При изучении Великой французской буржуазной революции происходит ознакомление учащихся с главными достижениями революции в развитии демократических идеалов и ценностей. Оценивается Декларация прав человека и гражданина, разработанная Маратом и принятая Учредительным собранием 26 августа1789г. В документе проводится мысль о естественных и неотчуждаемых правах и свободах человека - свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению, право личной собственности.

Следующим элементом содержания курса новой истории является раздел, связанный с изучением американской революции и ее вклада в развитие демократического общества. «Билль о правах» или 10 поправок к Конституции, принятой в 1791 году четко определяет и гарантирует права и свободы, которые сегодняшние американцы считают фундаментальными и неотъемлемыми: свобода совести, собраний, печати, право на защиту личной жизни, равенство перед судом и законом.

Именно в XVIII веке законодательно оформилось первое поколение прав человека, которое получило название классических прав, и было закреплено в конституциях. Главное внимание уделялось личным и политическим правам.

Элементы знаний о правовом государстве внесены в разделы о формировании идей Просвещения, где выделены взгляды Вольтера, Монтескье, Руссо, Локка на общественно-политические процессы, раскрываются теория общественного договора, идея правового государства и разделения властей.

Важные моменты в развитии правового сознания людей и привития демократических ценностей внесены в курс новейшей истории. Развитие общества в ХХ веке вызвало новый этап борьбы людей за свои права. Это не только право на жизнь и свободу, но право на достойную жизнь человека. Так рождается второе поколение прав человека - права эпохи индустриального общества. «Железный» XIX век влечет за собой права, связанные с трудом людей, уровнем их повседневной жизни, их обеспеченностью в старости, их защищенностью от произвола работодателей. То есть отражается становление социальных, экономических прав, а позднее в эту группу войдут культурные права.

В основу формирования второго поколения прав человека была положена идея обеспечения стабильного, без социальных потрясений и революций развитие общества. Главная угроза этому - разрыв между верхами и низами общества - богатыми и бедными. Неимущие, голодные, обездоленные люди не найдут другой формы протеста, кроме бунта, применения насилия против угнетателей. Для того, чтобы в обществе царил мир, государство, общество в целом, должно позаботиться о смягчении контрастов, защите законом простого человека, его быта, труда, охране его здоровья.

Развитие социального законодательства впервые можно отметить в истории Англии. В 30-е годы поколение социальных прав стало формироваться в других странах. В этот период подобные законы были приняты в США. С 1935 года в стране были введены два типа социального страхования - по старости и по безработице. Эти вопросы целесообразно освещать при изучении «нового курса» Ф. Рузвельта, который был вызван многими противоречиями и в результате привел к становлению демократического общества, где главной социальной силой являлся и является «средний класс».

Для укрепления понимания того, что права человека - фактор стабильности государства и мирового сообщества в целом, а их нарушение ведет к ломке демократических форм власти, следует подробнее останавливаться на особенностях становления тоталитарных режимов в Германии, Испании, Италии.

История ХХ века - время становления интернациональных основ политики и права, период развития международных политико-правовых институтов, базирующихся на широкой нормативно-правовой базе, которая активно формируется после окончания второй мировой войны, ставшей катализатором развития международного права.

При отборе материала о правах человека нужно ориентироваться на проблемы, отраженные в учебниках, такие как: появление ООН и принятия Всеобщей декларации прав человека (1948), принятие Женевских конвенций и Пактов о правах человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), ставшие реакцией мирового сообщества на гигантский катаклизм. При этом целесообразно будет включать материал, отсутствующий в учебниках, но имеющий значение для достижения поставленных целей.

Наиболее полно второе поколение прав человека находит свое выражение в понятии «государство благоденствия», становление которого пришлось на 40-50-е годы, расцвет - на начало 60-х - начало 70-х годов. Базой для политики такого государства служила концепция неолиберализма.

Для данной работы большую значимость представляют проблемы новейшей истории, которые можно рассматривать как факторы, повлиявшие на возникновение третьего поколения прав человека - «коллективных прав» народов на здоровую окружающую среду, на развитие, на самоопределение. Включение материала о праве народов на самоопределение возможно при характеристике этнических процессов в мире в ХХ веке, а также в разделах о странах Азии и Африки после второй мировой войны, где рассматриваются национально-освободительные движения и антимонархические революции.

В учебниках очень поверхностно рассматриваются проблемы модернизации азиатских стран, вышедших из колониальной и полуколониальной зависимости. А в связи с выбранными подходами к преподаванию истории (культурологический, цивилизационный) было бы целесообразно скорректировать схему исторического процесса и уделять больше внимания специфике азиатских регионов, т.к. важнейшим итогом исторического развития ХХ века стало крушение колониальных империй, модернизация ранее отсталых в экономическом отношении государств, их приобщение к индустриальной цивилизации.

При изучении положения в освободившихся и развивающихся странах, где проживает большая часть населения мира, учащиеся приходят к пониманию многообразия современного мира, обращают внимание на то, что в целом путь развивающихся государств был самобытным и синтезировал национальные культурные, исторические традиции с достижениями европейских стран, а не просто осваивал элементы европейской цивилизации. В то же время они учатся видеть за различной национальной и региональной спецификой общие проблемы, которые характерны для многих народов мира. Одна из таких общих проблем - отношение к праву народов на самоопределение. Эта норма (право народов на самоопределение) считается универсальной и закреплена во многих документах международного характера. Данный аспект не отражается в школьных учебниках и учебных пособиях по истории, а между тем, он играет важную роль для развития праксеологической составляющей как исторического, так и политико-правового сознания, т.к. контроверзы данного материала предоставляют возможность для формирования аналитико-синтетических умений, умений сравнивать и оценивать. Этот аспект имеет принципиальное значение для осознания того, что называют обеспечением достойной жизни человека (соблюдение всех трех поколений прав человека).

В учебниках рассматриваются проблемы экономического и политического развития Китая, Индии, Турции, Египта, Ирана. Но без внимания остаются проблемы национальных меньшинств, для которых характерна целая волна национально-освободительных движений, поднимающих актуальные вопросы развития. Так, в учебниках упоминается факт революции в Ираке, а как известно, в процессе революции не прекращалось национально-освободительное движение народа против монархии. Можно зацепиться за этот факт и преломить его под национально-освободительное движение курдов во главе с Мустафой Барзани, выступавшего за предоставление автономии курдам. Автономия - одна из форм проявления права народов на самоопределение.

Изучая проблему права народов на самоопределение можно показать каким образом происходит становление национальных государств (стадии самоопределения или различные его формы), увидеть нарушения естественных прав человека со стороны властей (геноцид, апартеид, дискриминация), выявить противоречия между правами отдельной личности и правами народов (суть этого противоречия заключается в том, что в известных условиях реализация права народов на самоопределение может создать трудности для реализации прав отдельных граждан, например: на участие в управлении государственными делами, на свободное передвижение, на образование, на жилище и т.д.), определить границы действия международных норм, проследить как взаимодействуют политика и право.

ХХ век дал несколько примеров самоопределения народов. В учебном процессе, как правило, рассматриваются европейские народы, но не меньший потенциал заложен в изучении проблем Востока. На примере курдского народа можно показать эволюцию понятия «право на самоопределение», противоречия между правомерными притязаниями курдов и политическими механизмами решения данной проблемы.

Как известно, многие народы могут ссылаться на исторические традиции в своих претензиях на национальный суверенитет - обладание территорией, связь с этой территорией историческими узами (косовские албанцы, палестинцы, курды). Важный критерий - международные нормы, закрепляющие право народов на самоопределение по принципу JUS СOGENS.

Обращаясь к международным документам и к историческим прецедентам можно выделить несколько форм самоопределения народов - от участия в политической жизни представителей национальных меньшинств и создания автономии до полноправного члена федерации и конфедерации и отделения в самостоятельное государство.

Рассматривая основные вехи борьбы курдов за независимость, высказывания самих курдских лидеров можно закрепить понимание основных аспектов права народов на самоопределение, т.к. история курдского народа показывает последовательный путь к обретению независимости, который еще далек до завершения - от полного отсутствия экономической, социальной, культурной независимости в рамках одного государства до создания автономии (1974) и стремления обрести статус члена федеративного государства (в частности, будущего федеративного Ирака) с последующим отделением в самостоятельное государство, при условии, если данное государство окажется способным реализовать все права человека (а сами курдские лидеры говорят, что время для этого пока еще не пришло).

История курдов дает пример и нарушения естественных прав человека (в частности, права на жизнь) - газовая атака города Халабаджи (1988 г.). Эта катастрофа произошла во время ирано-иракской войны, а это - уже нарушение международно-правовых норм со стороны государства (в частности, нарушение положений Женевских конвенций). Отсюда вытекает еще одно противоречие, которое можно использовать в учебном процессе - действие норм международного права (резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в отношении Ирака) и реальная помощь международного сообщества курдам (призывы курдов о защите их естественных прав оставались без внимания).

Механизмы решения курдского вопроса на протяжении ХХ века при участии международного сообщества, курдских политических лидеров показывают не достаточную эффективность международно-правовых норм и доминирование политического фактора в решении данного вопроса.

Следующее противоречие, вытекающее из истории борьбы курдского народа - в случае полного отделения от суверенного государства встает вопрос о другом общепризнанном принципе - территориальной целостности.

Таким образом, изучив более детально лишь один аспект (право народов на самоопределение) на примере курдов можно подвести детей к осознанию противоречивости всей идеологии прав человека: во-первых, права человека, отраженные во Всеобщей декларации прав человека (а именно этот документ подробно изучается в курсе права), абсолютно минимальны, они не способствуют радикальному решению задач, встающих перед миром; во-вторых, идеология прав человека используется некоторыми странами Запада для вмешательства во внутренние дела других стран; в-третьих, идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов; в-четвертых, когда идет борьба за выживание нации, права человека могут и обождать (главное-род, семья, племя, кровные узы); в-пятых, под претензией доктрины «прав человека» на универсальный характер скрывается претензия на универсализм политической определенной модели.

Использование в процессе обучения контроверз, иных острых материалов по правам человека способствуют формированию у учащихся основ демократического миропонимания, развивает способность учитывать разнонаправленные суждения, точки зрения, позиции, спокойно, корректно относиться к ним. На возможность использования такого рода контроверз обратил внимание А.Ф.Никитин. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека Пособие для учителей. - М., 1993. - С. 60-62

Несмотря на указанные противоречия, было бы целесообразно обратить внимание детей на возможности решения проблемы дискриминации курдов и других меньшинств, стремящихся к самоопределению, ссылаясь на релевантные международные документы, где обозначены механизмы защиты основных прав.

Важно отметить, что современная эпоха решительно заявила о запрещении всех форм дискриминации - по полу, по цвету кожи во всех сферах человеческого бытия. В 1992 году в рамках Совета Европы была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, а на базе этой декларации в 1995 году была принята Конвенция Совета Европы по защите прав меньшинств. Важно обратить внимание еще и на документы, относящиеся к исламской концепции прав человека, в частности, на Арабскую Хартию о правах человека (1994), Исламскую декларацию прав человека. От стран, присоединившихся к данным документам или ратифицировавших их, требуется способствовать терпимости и диалогу между всеми людьми, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности. Использование этого материала способствует формированию толерантности у детей, качества, являющегося одной из целей гражданского образования.

Таким образом, курс новейшей истории, при условии внесения в него корректив, способствует формированию целостного взгляда на систему прав человека. При этом целесообразно опираться на знания детей, полученные в курсе новой истории и права. Выдвижение единых аспектов в этих предметах позволяет увидеть динамику непосредственного воплощения идеи прав человека в истории.

Знания о правах человека, полученные в курсах новой и новейшей истории будут являться опорными для изучения соответствующих проблем в курсе истории России ХХ века (основываясь на концентрической системе обучения истории) и обществоведческих курсов («Введение в обществознание» или «Политика и право»). Особенно широко стремление к идеалам правового и демократического государств, к добру и справедливости можно рассматривать в контексте общественных движений в России. Особенно четко прослеживается стремление реализовать идею двух поколений прав человека в советское время в 70-е - 90-е гг. ХХ века.

Идеи демократического и правового государства с механизмами защиты прав человека широко декларировались в СССР, но на этот институт смотрели очень тенденциозно и подчиняли его идеям марксизма ( в реальности - псевдомарксизма ).

Но структура курса позволяет увидеть, что наиболее здравомыслящие люди, принадлежащие к интеллигенции боролись за реализацию положений Конституции 1977 года о гарантиях прав человека. Можно представить деятельность этих людей, как подвиг, как попытку научить советский народ мыслить рационально и уметь бороться за свои права. В частности, такой подвиг отражен в движении правозащитников (в любом учебнике упомянуто имя А.Д. Сахарова), идеи которых лишь спустя четверть века стали программными для политического либерализма конца ХХ - начала XXIв. в России, для формирования «нового мышления» демократической политики Президента СССР М.С. Горбачева и Президентов России Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.

Большую пищу для размышлений дает история современной России, которая обозначена в Конституции как демократическое, правовое, социальное государство. Хотя проблемы современного российского общества формируют скептицизм по отношению к конституционным принципам, тем не менее задача истории выделять положительное, выявлять потенциал, на который можно опираться, и способствовать формированию личности, которая будет готова использовать имеющийся потенциал и расширять его.

Система политико-правовых знаний, отраженная в содержании исторического образования на первоначальных этапах становится базой для более полного усвоения этих понятий в специальных граждановедческих курсах (в разных школах такие курсы называются по-разному, но отражают фактически одинаковую проблематику). Для достижения наибольшего коэффициента познавательной составляющей личности целесообразно использовать уроки межпредметных связей (уроки анализа и синтеза), позволяющих закреплять и обобщать знания. Интегрированные уроки можно проводить в форме лекций, конференций, семинаров, игр. При поэтапном переходе от лекций к семинарам активно развиваются коллективные формы обучения: работа в группах. При этом надо стремиться к переходу от монологической речи членов группы к диалогу в группах, а затем - к диалогу между группами. Варианты интегрированных уроков приведены в Приложении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты