Рефераты

Правовая природа приемной семьи на примере Чувашской Республики

Правовая природа приемной семьи на примере Чувашской Республики

НОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Cтудентки Бусаровой Олеси

Научный руководитель:

Заведующая кафедрой ГПД

Ж.Н. Коркунова

Рецензент:

Председатель коллегии адвокатов

« Профессионал», адвокат

Крашенииникова М.А.

«Допустить к защите»

Директор ЧФ НОУ ВПО АПУ

_________________В.И.Выгловская

«____»__________________2011 г.

Чебоксары 2011

НОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ

УТВЕРЖДАЮ

Директор Чебоксарского филиала

НОУ ВПО «Академии права и управления (институт)»

_______________В.И.Выгловская

« » ____________2010 г.

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

СТУДЕНТКЕ

Бусаровой Олесе Владимировне

Тема работы: « Правовая природа приемной семьи»

Научный руководитель: Заведующая кафедры гражданско-правовых дисциплин ЧФ НОУ ВПО « АПУ» Коркунова Жанна Николаевна

Целевая установка: Изучение и исследование эффективности приемной семьи, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные вопросы, подлежащие исследованию:

1. Изучить правовые аспекты современного российского законодательства по вопросам приемной семьи.

2. Проанализировать отличие приемной семьи от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Изучить правовые основы порядка создания приемной семьи.

4. Охарактеризовать новые тенденции в развитии законодательства о приемных семьях на примере Чувашской Республики.

Основная литература:

Конвенция о правах ребенка ( Нью-Йорк,20 ноября 1989г.) Конституция РФ,Семейный кодекс РФ, ФЗ от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», ФЗ от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Сроки предоставления законченной работы 10 декабря 2010 г.

Дата выдачи задания: 28 сентября 2010 г.

Научный руководитель _____________Ж.Н.Коркунова

Задание получила _______________О.В. Бусарова

НОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ

УТВЕРЖДАЮ

Научный руководитель работы

_____________Ж.Н. Коркунова

« 18 » октября 2010г.

ПЛАН

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ:

НА ТЕМУ: ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

студентки Бусаровой Олеси Владимировны

Введение.

РАЗДЕЛ 1. Общая характеристика приемной семьи.

1.1. История развития приемной семьи.

1.2. Понятия и признаки приемной семьи.

1.3. Приемная семья как одна из форм устройства детей без попечения
родителей.

РАЗДЕЛ 2. Порядок создания приемной семьи.

2.1. Регулирование порядка создания приемной семьи.

2.2.Правовые способы прекращения и изменения договора о передаче детей в приемные семьи.

РАЗДЕЛ 3. Особенности регулирования приемной семьи на региональном уровне на примере Чувашской Республики.

3.1. Развитие института приемной семьи в Чувашской Республике.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Студентка Бусарова Олеся Владимировна ____________

18.10.2010г.

НОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ

УТВЕРЖДАЮ

Научный руководитель работы

_____________Ж.Н. Коркунова

« 28 » сентября 2010г.

ГРАФИК

написания и оформления выпускной квалификационной работы

на тему: Правовая основа приемной семьи

студентки Бусаровой Олеси Владимировны

п/п

Выполняемые работы и

мероприятия

Сроки

выполнения

Отметка о выполнении

и решение

руководителя

1

Выбор темы и согласование ее с

руководителем

28.09.10 г.

выполнено

2.

Подбор литературы, ее изучение и

обработка. Составление библиографии по основным источникам

05.10.10 г.

выполнено

3.

Составление плана дипломной работы и согласование его с руководителем

18.10.10 г.

выполнено

4.

Разработка и предоставление на проверку 1-го раздела

28.10.10 г.

выполнено

5.

Накопление, систематизация и анализ практических материалов

09.11.10 г.

выполнено

6.

Разработка и предоставление 2-го и 3-го раздела

23.11.10 г.

выполнено

7.

Согласование с руководителем выводов и предложений

26.11.10 г.

выполнено

8.

Переработка (доработка) работы в соответствии с замечаниями и предоставление работы

02.12.10 г.

выполнено

9.

Разработка тезисов доклада для защиты

03.12.10 г.

выполнено

10.

Ознакомление с отзывом и рецензией

08.12.10 г.

выполнено

11.

Завершение подготовки к защите с учетом отзыва и рецензии

10.12.10 г.

выполнено

Студентка_________ Бусарова О.В. «27» сентября 2010г.

НОУ ВПО «Академия права и управления (институт)»

Чебоксарский филиал

ОТЗЫВ

Научного руководителя на выпускную квалификационную работу

на тему « Правовая основа приемной семьи»

студентки Бусаровой Олеси Владимировны

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Выпускная квалификационная работа «Правовая основа приемной семьи» представляет собой самостоятельное творческое исследование правовых вопросов создания и развития института приемной семьи, как формы устройства детей оставшихся без попечения родителей. Исследование эффективности различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в плане их характеристики с законодательной и практической точек зрения представляется достаточно важным, что еще раз позволяет подчеркнуть актуальность выбранной темы исследования.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений. Объем работы соответствует требованиям и составляет __ листов машинописного текста.

В выпускной квалификационной работе автором подчеркнута актуальность темы, имеется цель, поставлены задачи и вопросы, подлежащие рассмотрению. Объектом и предметом исследования выступают правоотношения, возникающие при создании приемной семьи, проведен анализ создания приемных семей на территории Чувашской Республики.

Целью ВКР является формирование общих выводов о правовой природе приемной семьи, как форме устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, исследование проблем теории и практики для развития института приемной семьи на примере Чувашской Республики.

Для достижения цели исследования автором были поставлены следующие задачи: исследовать правовые аспекты современного российского законодательства по вопросам создания приемной семьи, проанализировать отличие приемной семьи от иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, раскрыть новые тенденции в вопросах создания приемных семьей на примере Чувашской Республики.

Выпускная квалификационная работа изложена юридически грамотным языком и логически последовательно, имеются достаточно источников и несколько приложений. В работе автора имеются сноски на труды ученых и юристов, использованы информационные материалы по Чувашской Республики.

Тема выпускной квалификационной работы раскрыта, работа имеет аргументированные выводы о новых тенденциях в вопросах создания приемных семьей на примере Чувашской Республики. В качестве небольшого недостатка автора следует указать на отсутствие в источниках судебной практики. Работа свидетельствует о том, что автор выполнил, поставленные перед собой задачи и достиг цели.

Выводы: Выпускная квалификационная работа, выполненная студенткой Бусаровой Олесей Владимировной является самостоятельным творческим исследованием, отвечает предъявленным требованиям, заслуживает высокой положительной оценки и может быть рекомендована к защите.

Научный руководитель:

Заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин

НОУ ВПО «АПУ» Чебоксарский филиал Ж. Н. Коркунова

НОУ ВПО «Академия права и управления (институт)»

Чебоксарский филиал

Рецензия

на выпускную квалификационную работу

студентки Бусаровой Олеси Владимировны

на тему « Правовая основа приемной семьи»

Выпускная квалификационная работа «Правовая основа приемной семьи» представляет собой творческое исследование правовых вопросов создания и развития института приемной семьи, как формы устройства и воспитания детей оставшихся без попечения родителей.

Структура выпускной квалификационной работы определена кругом исследуемых проблем, ее целями и задачами. Работа написана на весьма актуальную тему. В работе автором раскрыты актуальные вопросы истории возникновения института приемной семьи в России, раскрыты правовые аспекты создания и развития приемной семьи.

Автором был изучен большой объем учебной и законодательной литературы, научных и аналитических статей, изучены информационные материалы, регулирующие вопросы создания приемной семьи, а также проведен анализ создания приемных семей на территории Чувашской Республики.

Выпускная квалификационная работа из 3 глав, введения и заключения, списка литературы и приложений. Выпускная квалификационная работа изложена юридически грамотным языком и логически последовательно. В работе автора имеются сноски на труды ученых и юристов. В содержании выпускной квалификационной работе автором раскрыты вопросы истории развития приемной семьи, даны понятия и признаки приемной семьи, порядок создания приемной семьи.

Достоинством работы является наличие подробного анализа развития института приемной семьи в Чувашской Республике. Автором сделаны опреденные выводы о новых тенденциях в развитии приемной семьи. Небольшим недостатком работы является отсутствие судебной практики в приложениях, что в целом не влияет на содержание ВКР.

В целом выпускная квалификационная работа, выполненная студенткой Бусаровой О.В. отвечает всем необходимым требованиям, заслуживает высокой положительной оценки и рекомендуется к защите.

Председатель КА «Профессионал»

член квалификационной комиссии при АП ЧР,

адвокат М.А.Крашениникова

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Общая характеристика приемной семьи

1.1 История развития приемной семьи

1.2 Понятия и признаки приемной семьи

1.3 Приемная семья как одна из форм устройства детей без попечения родителей

РАЗДЕЛ 2. Порядок создания приемной семьи

2.1 Регулирование порядка создания приемной

2.2 Правовые способы прекращения и изменения договора о передаче детей в приемные семьи

РАЗДЕЛ 3. Особенности регулирования приемной семьи на региональном уровне на примере Чувашской Республики

3.1 Развитие института приемной семьи в Чувашской Республике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ВВЕДЕНИЕ

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Постановление о приемной семье более мягкое, нежели правовая основа для усыновления. Конечно, главным требованием для приемных родителей были и остаются их добропорядочность и огромное желание взять на воспитание неродного ребенка. Первостепенное значение в этом плане приобретает семья, защита прав детей и в, первую очередь, детей оставшихся без попечения родителей.

Как мы все знаем, 2008 год был в нашей стране Годом семьи. Это инициатива Президента России, о которой он объявил 26 апреля 2007 года в своем Послании Федеральному Собранию. Органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано осуществить ряд мероприятий в рамках проводимого Года семьи и уделить особое внимание вопросам социальной поддержки семей, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей. Год семьи, по словам Президента РФ Дмитрия Медведева, является «основой для подготовки долгосрочной государственной политики в этой сфере, которую необходимо проводить комплексно, системно и разумно. Если мы поработаем хорошо, то результаты Года семьи ощутят на себе практически все российские семьи». По его словам, Год семьи - не единовременная акция, а результат долгосрочной политики государства, направленной на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи в обществе. В связи с этим в законодательстве в последнее время появилось и появляется много новых норм, направленных на совершенствование законодательства о семье, с перспективой на обеспечение тем самым стабильности и благополучия в семьях.

Приемная семья - сравнительно новая для России форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. По сути, это промежуточная форма между семейным и общественным воспитанием ребенка. С одной стороны, несовершеннолетний попадает в семью приемных родителей в качестве ее равноправного члена, но с другой стороны, сама приемная семья приобретает фактически статус государственного или муниципального учреждения в отношении материального обеспечения. Приемная семья как новая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как показывает практика, себя оправдывает. Тем не менее, она еще недостаточно распространена в России. Незначительное количество существующих приемных семей можно объяснить многими причинами: наличием пробелов в законодательных актах федерального значения, регулирующих отношения, связанные с приемной семьей; наличием противоречий по вопросам организации и деятельности приемной семьи в нормативных актах РФ и ее субъектов; отсутствием во многих субъектах РФ правовых актов о приемной семье; недостаточной правоприменительной практикой в этой области.

Основными формы устройства таких детей, согласно Семейному Кодексу РФ, являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемные семьи. Следует отметить при этом, что количество детей, оставшихся без попечения родителей в стране - один из показателей ее благополучия и стабильности. Поэтому исследование эффективности форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в плане их характеристики с законодательной и практической точек зрения представляется нам достаточно важным.

Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, самой темой: «Правовая природа приемной семьи », так как действующий Семейный Кодекс РФ впервые на законодательном уровне ввел само понятие.

Объект исследования: правоотношения, возникающие при создании приемной семьи на основе изучения нормативных актов.

Предмет исследования: система организации приемной семьи над детьми в России, на примере Чувашской Республики.

Цель исследования: сформировать общую картину правовой природы приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации путем исследования теоретических аспектов и практических наработок в формировании законодательного развития института приемной семьи на примере Чувашской Республики.

Задачи исследования:

1. Осветить правовой аспект современного российского законодательства по вопросам создания приемной семьи.

2. Проанализировать отличие приемной семьи от других существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Рассказать о технологии принятия ребенка в приемную семью.

4. Охарактеризовать новые тенденции в развитии законодательства о приемных семьях на примере Чувашской Республики.

При этом при написании работы нами использовались такие общенаучные методы исследования как исторический, логический, метод системного анализа. Используемые методы в процессе исследования обусловили структуру работы. В первом разделе нами анализируются теоретические аспекты развития института приемной семьи в России, в том числе дан краткий обзор дискуссионных моментов на основе нормативно-правовых актов федерального уровня, во втором разделе - основное внимание уделено анализу законодательства и правовое регулирование порядка создания приемной семьи, в третьем разделе - рассматривается правовая природа приемной семьи на территории Чувашской Республики.

При анализе института приемной семьи нами исследовались выводы, содержащиеся в комментариях к Семейному кодексу РФ под редакцией П.В. Крашенинникова, диссертационных трудах Р.А. Шукурова, учебной литературе по гражданскому и семейному праву.

РАЗДЕЛ 1. Общая характеристика приемной семьи

1.1 История развития приемной семьи

Приемная семья не является новеллой законодательства современной России. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны. Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение.

После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках», в соответствии с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.

Другой нормативный акт - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» определил исследуемые отношения как патронат. Получив законодательное название «патронат», этот институт в своей сути не претерпел изменений. Также с помощью патроната решалась проблема воспитания детей оставшихся без попечения родителей, в другой семье. Впоследствии опять институт патроната был предан забвению. И вновь к нему обратились лишь в 1987 г., когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем Постановлении от 31 июля 1987 г. N 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставили задачу осуществить поиск оптимальной формы воспитания, содержания и обучения детей-сирот.

Согласно постановлению Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. N 401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как Кодекс четко установил новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы. После введения в действие Семейного кодекса РФ возник вопрос о том, как поступить с ранее созданными домами. При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Они будут нами определены при исследовании субъектного состава, предмета, содержания договора о приемной семье. Следует отметить, что СК не содержит определения понятия «приемная семья».

Письмом Минобразования РФ от 30 января 1997 г. органам опеки и попечительства было рекомендовано проявить к детским домам семейного типа «особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью». В конце 2000 г. в России существовало 383 приемные семьи вместе с неупраздненными детскими домами семейного типа. «Бережное» отношение к детским домам семейного типа проявилось в том, что они были реанимированы» Федеральным законом от 2 января 2000 г. путем включения таких домов в список учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, о чем уже было сказано выше.

Сегодня правовые положения о приемной семье закреплены в главе 21 СК. В различных регионах России приемные семьи распространены по-разному. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором. В приёмной семье 2010 может воспитываться один или несколько детей, но не более восьми, включая кровных. Приемный родитель по договору получает оплату и ему засчитывается трудовой стаж. Формально, приемные родители являются опекунами взятых детей. Им выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. По исполнении приемному ребенку 18 лет, ему выделяется жильё, если он имеет на это право. Приемная семья обязана отчитываться перед органами опеки за воспитание и расходование средств. При оформлении ребёнка из другого района или города могут возникнуть трудности, т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местных бюджетов.
Возможны контакты приемных детей с кровными родителями и родственниками. Статья Семейного Кодекса РФ ( от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 21 ), действующие и в 2010 году и непосредственно относящиеся к понятию "приемная семья" 2010 г.[8]

1.2 Понятия и признаки приемной семьи

При создании правовой модели приемной семьи законодатели использовали лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Следует отметить, что СК не содержит определения понятия "приемная семья". В связи с этим в юридической литературе по вопросам семейного законодательства развернулась дискуссия, в ходе которой авторы пытались сформулировать само понятие «приемная семья».

Так, по мнению М.В. Антокольской, "приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления".[1; 76]. Л.Ю. Михеева определяет "приемную семью как вид опеки". [13] Р.А. Шукуровым приемная семья определяется как "форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являющаяся особым социальным институтом общества, основывающаяся на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на условиях, установленных законом и договором; наделенная законом, определенным объемом правосубъектности; представляющая собой также способ совместного проживания лиц вне зависимости от регистрации брака приемными родителями, связанными общим бытом, досугом; формирующими свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи; имеющими взаимные права и обязанности". [28:167] Е.Ю. Валявина также определяет приемную семью как форму воспитания детей. Т.И. Дружинина называет приемную семью "самостоятельной, приоритетной формой семейного воспитания". О.В. Фетисова полагает, что приемная семья есть "форма устройства детей". С.Ю. Чашкова смешивает эти понятия, в одном случае называя приемную семью формой воспитания, а в другом случае - формой устройства. Говоря о формулировке понятия «приемная семья» исходя из требований законодателя, как нам представляется, следует согласится с позицией, высказанной Н.Ф. Звенигородской. По ее мнению «взгляд на приемную семью как форму воспитания детей не соответствует, во-первых, позиции законодателя, во-вторых, узок, не точен, в-третьих, не учитывает различий в понятиях "устройство", "воспитание" и "форма". Если мы проанализируем ст. 151 СК и ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", где приемная семья определяется как "форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами) или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью", то установим, что законодатель последовательно определяет в разных нормативных актах приемную семью как форму устройства детей».[8]

Дав определение приемной семьи можно выделить черты сходства или отличия от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. По своим признакам к приемной семье ближе опека. Родители-воспитатели приобретают право на воспитание приемного ребенка и обязанности делать все по защите его интересов. Семейный кодекс российской Федерации в п. 2 ст. 153 наделяет приемных родителей по отношению к принимаемому на воспитание ребенку правами и обязанностями опекунов. Однако и в том и в другом случае возникает совершенно самостоятельный правовой статус. Воспитанник в приемной семье, так же как и подопечный в семье опекуна, имеет право получать все причитающиеся ему пособия, платежи. Ребенок же в приемной семье находится полностью на государственном обеспечении в соответствии п. 1 ст. 155 Семейного Кодекса РФ. Разница в двух формах устройства детей особенно проявляется в том, что опекуны исполняют свои обязанности безвозмездно, а приемные родители делают это за плату. К тому же основанием возникновения приемной семьи является договор, а опека возникает из административного акта. Особенностью приемной семьи является также более широкий круг льгот и преимуществ, которые органы опеки обязаны предоставить приемной семье. Приемная семья и усыновление схожи в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью.

По вопросу о сходстве и различии указанных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, хотелось бы отметить еще один момент. Прекращение правовой связи кровных родителей со своим ребенком при усыновлении не оставляет места для спора о его воспитании, поскольку все желания на этот счет подлинных родителей правового значения не имеют. А при опеке и передаче детей в приемную семью в случаях, если есть родители, возникает ситуация, когда с правовой точки зрения несовершеннолетний имеет двух несущих за него ответственность лиц. Одно из них реально пользоваться своими правами не может, другое ими пользуется, не будучи на самом деле родителем. В таких случаях возможно возникновение конфликтных ситуаций, разногласий между кровными родителями и лицами, имеющие права на воспитание ребенка. Такая потенциально опасная ситуация отмечается многими учеными и практиками, занимающимися вопросами устройства детей.

А.М. Нечаева, подчеркивает "в подобного рода ситуации родитель имеет преимущественное право на воспитание своих детей, если, конечно, эта презумпция не противоречит интересам несовершеннолетнего". [16; 98] Существование такой презумпции - еще одна черта сходства приемной семьи и опеки, сходство между ними и в упрощенном порядке прекращения правоотношений по воспитанию путем вынесения соответствующего постановления органами управления. От обычного детского учреждения приемная семья отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Юридическая разница между двумя этими формами устройства детей заключается в том, что в приемной семье обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются на физическое лицо, а при передаче в учреждение - на юридическое лицо (соответствующее учреждение). В последнем случае администрация учреждения обязана представлять интересы ребенка и исполнять функции его законного представителя.

Передача ребенка в приемную семью не разрывает и тех его связей с родителями, которые основываются на брачно-семейном законодательстве (алименты, наследство и проч.). Это означает, что воспитанник продолжает носить фамилию кровных его родителей, отчество по имени своего кровного отца. Можно согласиться с А.М. Нечаевой, что в некоторых случаях это обстоятельство может служить помехой для более прочного слияния с вновь обретенной семьей, мешает развиваться чувству братства между воспитанниками [17; 189]. Кроме того подобная ситуация влечет для некоторых детей и иные последствия. Так, например, в одной из приемных семей, биологической бабушкой воспитывается малолетний, который юридически имеет только мать. Биологический отец никогда не признавал, ребенка своим проживает отдельно от своих родственников и возражал против установления опеки над ребенком, мать мальчика отбывает наказание в местах лишения свободы. В другой семье отец ребенка с матерью не проживал никогда и ребенка не воспитывал до 1,5 лет, ребенок проживал под опекой в семье родного деда. Отец мальчика, после того как ребенка бросила родная мать признал свое отцовство и забрал ребенка в свою новую семью, выехав в другую местность. Малолетний в такой ситуации практически лишен связи с семьей, где он проживал длительное время, органы опеки не в состоянии отследить судьбу ребенка, так как формально отец не лишен родительских прав и намерен воспитывать ребенка самостоятельно.

Тем не менее, возникающие в приемной семье отношения, по существу, практически ничем не отличаются от естественных, основанных на кровном родстве. Что касается формальной стороны отношений по воспитанию, то родитель-воспитатель, как и усыновитель, является законным представителем своего воспитанника, защищает его права и интересы во всех учреждениях, в том числе и в суде, без особого на то правомочия. На него, так же как и на усыновителя, распространяется правило: "Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей".

Следует отметить, что СК не определяет характер правоотношений, возникающих между приемными родителями и органами опеки и попечительства. Вместе с тем ст. 152 Кодекса указывает, что "размер оплаты труда приемных родителей... устанавливается законами субъектов Российской Федерации". В следующих разделах работы нами будут исследованы особенности нормативно - правового регулирования «приемной семьи» путем анализа федерального и регионального законодательства на примере Чувашской Республики [8].

Так же, приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая, осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

И наконец, усыновление (удочерение) - это такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут.

В соответствии с п. 2 Положения о приемной семье общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек. Эта норма обусловлена необходимостью создать детям условия, приближенные к семейным. При воспитании в приемной семье большего количества детей возникает риск ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей по договору. Следуя ст. 57 СК РФ, законодатель закрепил в ст. 154 СК РФ положение о праве ребенка выражать свое мнение при передаче его в приемную семью. Ребенок (дети), достигший возраста 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия [9].

Пункт 23 Положения о приемной семье дополнительно указывает, что устройство ребенка в приемную семью требует также согласия администрации воспитательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Такое условие не предусмотрено СК РФ, более того, оно ограничивает возможности реализации права ребенка на воспитание в семье, а потому не подлежит применению. При передаче в приемную семью не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Дети, воспитывающиеся в приемной семье, имеют все права, которые принадлежат детям, находящимся под опекой или попечительством (ст. 148 СК). Обязанности органа опеки и попечительства по материальному обеспечению приемной семьи определяются разделом IV Положения о приемной семье (ст. 152, 153 СК). Орган опеки и попечительства вправе контролировать исполнение приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей). Так, в соответствии с Положением о приемной семье органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества, в том числе жилого помещения ребенка (детей) обеспечивают контроль над его использованием и сохранностью, а приемные родители ведут учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей).

Вместе с тем указанное Положение не закрепляет каких-либо правил контроля над исполнением приемными родителями обязанностей по воспитанию детей - не определена периодичность проверок, их содержание и т.п. Соответствующие нормы, к сожалению, отсутствуют и в общих положениях об опеке и попечительстве, закрепленных в гражданском, а также в семейном законодательстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты