Рефераты

Правовая природа приемной семьи на примере Чувашской Республики

p align="left">а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

8. По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт проверки условий жизни подопечного).

9. В акте проверки условий жизни подопечного указываются:

а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;

б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

10. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:

а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;

б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;

в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).

11. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

12. Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.

13. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также, если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:

а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;

б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);

в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Это производится по желанию приемных родителей, в случае отсутствия у них на момент воспитания приемного ребенка постоянного места работы. Основанием для включения в стаж являются:

- договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении;

- справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2008 г. - об уплате единого социального налога (взноса) [8], [9], [4].

Однако, вышесказанное не значит, что если мы все таки решили стать опекунами или приемными родителями, перед нами встанет очень много вопросов, над которыми необходимо задуматься. "Новый" ребенок, даже собственный, привносит в семью много изменений, радостных и не очень. Приемный же ребенок почти наверняка успел столкнуться с трудностями на раннем этапе жизни. Поэтому необходимо тщательно подготовиться к некоторым проблемам, которые, вполне вероятно, возникнут в период привыкания.

2.2 Правовые способы прекращения изменения договора о передаче детей в приемные семьи

В современном семейном праве России к мерам семейно-правовой ответственности наряду с лишением родителей родительских прав и ограничением родительских прав при виновном поведении родителей должны быть также отнесены отстранение опекунов и приемных родителей от исполнения возложенных на них обязанностей, отмена усыновления (удочерения) по вине усыновителей. Ограничение родительских прав и отмена усыновления при наличии определенных обстоятельств могут быть квалифицированы и как меры защиты прав и интересов детей, и как меры семейно-правовой ответственности родителей и усыновителей. Как справедливо было подмечено А.М. Нечаевой, "ответственность, как правило, крайняя мера [15; 98]. А защита наступает всякий раз, когда нарушается право". Отмена усыновления по вине усыновителя выступает одновременно и мерой защиты семейных прав, прекращающей правовые отношения между усыновителем и усыновленным, и мерой семейно-правовой ответственности. При отмене усыновления по вине усыновителей наряду с сохранением алиментной обязанности у бывшего усыновителя, когда суд сочтет это необходимым в интересах ребенка, наступают так называемые отложенные (проецируемые на будущее время) неблагоприятные последствия: невозможность в будущем быть усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем.

Очевидно, что ограничение родительских прав при отсутствии вины родителей, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) является опасным для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (вследствие психического расстройства или иного хронического заболевания, стечения тяжелых обстоятельств и др.), должно квалифицироваться в качестве меры защиты прав и интересов ребенка. Вместе с тем ограничение родительских прав по основаниям, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав, должно квалифицироваться в качестве меры семейно-правовой ответственности родителей. Отстранение опекуна (попечителя) наряду с освобождением опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, со смертью опекуна или попечителя либо подопечного, истечением срока действия акта о назначении опекуна или попечителя в соответствии со ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" является одним из оснований прекращения опеки или попечительства. В силу закона орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей в следующем случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом (п. 5 ст. 29).

Законодатель не случайно разграничивает категории "освобождение" и "отстранение" опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей. Несложно заметить, что в случае отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на него обязанностей налицо виновное действие (бездействие) отстраняемого лица, в то же время анализ оснований для освобождения от исполнения обязанностей опекуна или попечителя приводит к прямо противоположному выводу. Лицо, отстраненное от исполнения обязанностей опекуна или попечителя, в дальнейшем утрачивает потенциальную возможность стать усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, т.е. налицо неблагоприятные последствия отсроченного характера. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на него обязанностей либо о его отстранении от исполнения возложенных на него обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

Меры семейно-правовой ответственности применяются при наличии состава семейного правонарушения, а их правовые последствия содержат в себе элементы неимущественного характера, влекущие ограничение правоспособности физического лица, так называемое поражение в правах. К мерам семейно-правовой ответственности следует относить наряду с лишением и ограничением родительских прав отмену усыновления (при виновном противоправном поведении усыновителей), а также отстранение от исполнения обязанностей опекуна или попечителя.

Главная проблема заключена в эффективности применяемых мер ответственности в семейном праве, а потому чрезвычайно важная задача - выявление функций, присущих семейно-правовой ответственности, и создание условий для их эффективной реализации. Реализация функций юридической ответственности, в том числе семейно-правовой ответственности, - задача всего юридического сообщества. Необходимо создать условия, при которых ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка влекло бы для родителей, усыновителей, лиц, замещающих родителей, такие неблагоприятные последствия, что добросовестность исполнения обязанностей по отношению к детям стала бы нормой в каждой отдельно взятой российской семье и в обществе в целом.

В качестве правовых последствий такой крайней (исключительной) меры семейно-правовой ответственности, как лишение родительских прав, выступает утрата родителями всех прав, основанных на факте кровного родства с ребенком, но при сохранении имущественной обязанности по содержанию ребенка. Правовые последствия лишения родительских прав предусмотрены в ст. 71 СК РФ. Карательный характер последствий лишения родительских прав в утрате родителями всех прав как имущественного, так и неимущественного характера, основанных на факте родства с ребенком, прежде всего утрате права на личное воспитание ребенка. В силу п. 3 ст. 71 СК РФ вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.

К сожалению, на сегодняшний день не существует статистики, отражающей реальное положение дел при реализации данного положения закона, нет четкого представления о том, как часто суды, рассматривая вопрос о лишении родителей родительских прав, выносят решение о выселении родителей из жилого помещения на основании ст. 91 ЖК РФ. С целью эффективной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей считаем необходимым закрепление в действующем законодательстве положений, обязывающих суды рассматривать вопрос о дальнейшем совместном проживании родителей и ребенка при лишении родителей родительских прав независимо от того, было, заявлено данное требование одновременно с иском о лишении родительских прав или нет. В целях реализации карательной функции лишения родительских прав как меры семейно-правовой ответственности предусмотреть одновременное рассмотрение вопроса о выселении родителей при удовлетворении иска о лишении родителей родительских прав, а в случае невозможности выселения, определения порядка пользования жилым помещением, принадлежащим родителю и ребенку на праве общей собственности. В интересах ребенка считаем целесообразным закрепление в действующем законодательстве России права на компенсацию морального и имущественного вреда и возложение обязанности по его возмещению на родителей, лишенных родительских прав.

Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства (ст. 153.2. СК РФ (введена ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ).

Досрочное расторжение договора о приемной семье возможно:

- по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком или детьми, конфликтных отношений между детьми и др.) (Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 "О приемной семье"; ст. 153.2. СК РФ (введена ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ);[9]

- по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, в случае возвращения ребенка кровным родителям, в случае усыновления ребенка (Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 "О приемной семье"; ст. 153.2. СК РФ (введена ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ);

- в случаях ненадлежащего выполнения приемным родителем своих обязанностей, в том числе при использовании им приемной семьи в корыстных целях или при оставлении ребенка без надзора и необходимой помощи (ст. 8, п. 5 Закона Тюменской области от 25.12.2007 г. № 52 (в ред. от 08.07.2008 г.).

Соответствующие меры должны быть приняты органом опеки и попечительства не позднее чем через 10 дней со дня выявления факта ненадлежащего выполнения приемным родителем своих обязанностей (Закон Тюменской области от 25.12.2007 г. № 52 (в ред. от 08.07.2008 г.).

Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законом порядке (Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 "О приемной семье"). Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора (ст. 153.2. СК РФ (введена ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ).

Так же хочется рассмотреть основания прекращения опеки и попечительства которые предусмотрены ст.ст. 39 и 40 ГК РФ. и их можно разделить на три группы:

1. «Автоматическое» прекращение: достижение несовершеннолетним 14 лет прекращает опеку, достижение 18 лет - попечительство; вступление несовершеннолетнего в брак прекращает попечительство (ст. 13 СК РФ); эмансипация несовершеннолетнего прекращает попечительство (ст. 27 СК РФ); достижение совершеннолетия или приобретение полной гражданской дееспособности несовершеннолетним родителем прекращает опеку над его ребенком;

2. Освобождение от исполнения обязанностей: освобождение от исполнения обязанностей при наличии уважительных причин; возврат несовершеннолетнего родителям или его усыновление; помещение подопечного в соответствующее воспитательное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение (не обязательное основание для всех случаев).

3. Отстранение: опекун (попечитель) может быть отстранен от выполнения своих обязанностей, если он исполняет их ненадлежащим образом, использует опеку (попечительство) в корыстных целях; оставление подопечного без надзора и необходимой помощи (п. 3 ст. 37 ГК РФ); опекуны и попечители могут быть отстранены от выполнения своих обязанностей как при наличии вины в их действиях, или бездействии, так и при ее отсутствии. Примером невиновного поведения может быть ненадлежащее выполнение обязанностей вследствие отсутствия навыков и жизненного опыта. Виновное поведение имеет место при использовании опеки или попечительства в корыстных целях: занятие жилой площади подопечного, незаконное использование его имущества для удовлетворения своих потребностей; иное ненадлежащее выполнение опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей.

Помимо освобождения опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей или отстранения от их выполнения, опека или попечительство прекращаются и по другим основаниям. Так, опека над совершеннолетним гражданином, который ранее был признан недееспособным, прекращается, если судом вынесено решение о признании подопечного дееспособным. Равным образом и попечительство прекращается, если в отношении гражданина, ранее ограниченного в дееспособности, судом будет отменено это ограничение.

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В этом случае гражданин, выполняющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. По достижении несовершеннолетним 18 лет прекращается и попечительство над ним, причем без особого решения, в силу самого факта достижения совершеннолетия. Если несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ), то попечительство над ним также прекращается.

Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится на основании постановления главы местной администрации. Опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию. Как правило, это происходит из-за ухудшения состояния его здоровья или материального положения, а также при невозможности установления психологического контакта с подопечным. Однако, подчеркну, опека или попечительство на этом не прекращаются, так как не исчезают основания, приведшие к их установлению. Просто обязанности опекуна (попечителя) перекладываются на другое лицо или администрацию соответствующего учреждения.

До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно исполняет свои обязанности.

Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам. Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием у него необходимого опыта, так и со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган опеки и попечительства. Жалоба может исходить от любого заинтересованного лица, в т.ч. и от самого подопечного .

Орган опеки и попечительства рассматривает все поступившие жалобы и выносит по ним решения. Если будет установлено, что лицо умышлено выполняло свои обязанности ненадлежащим образом, орган опеки и попечительства может отстранить его от исполнения обязанностей опекуна (попечителя).

В отличие от смерти или признания умершим подопечного, смерть или признание умершим опекуна (попечителя) не приводит к прекращению опеки или попечительства. Просто соответствующие права и обязанности переходит на других лиц.

РАЗДЕЛ 3. Особенности регулирования приемной семьи на региональном уровне на примере Чувашской Республики

3.1 Развитие института приемной семьи в Чувашской Республике

Предоставление широких полномочий субъектам РФ по вопросам законодательного регулирования целого ряда семейных правоотношений вызвало к жизни активный процесс законотворчества, касающегося семьи. В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем Чувашии, как и России в целом, является преодоление негативных явлений социального сиротства, создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Перед органами государственной власти Президентом России поставлена задача сокращения числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Речь идет не просто о сокращении контингента, но и о реализации каждым ребенком своего основного гражданского права, закрепленного ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, - жить и воспитываться в семье.

Поворот государства в сторону политики семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается включением её в число приоритетных направлений Программы по улучшению демографической ситуации в стране, федеральной целевой программы «Дети России». Кроме того, результаты этой работы являются показателями эффективности деятельности глав субъектов Российской Федерации. Так, одним из показателей эффективности деятельности регионов Российской Федерации является доля детей, оставшихся без попечения родителей. Этот показатель в 2007 году в Чувашской Республике составил 0,31%, в Приволжском федеральном округе - 0,432% , в Российской Федерации - 0,477%.

Другим критерием оценки деятельности регионов является доля детей, переданных на семейные формы - усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью.

Политика деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводимая правительством Чувашской Республики, позволила повысить долю детей, переданных на воспитание в семьи, с 80% в 2007 году до 83 % в 2008 году (ПФО - 80%, РФ - 73%).

Основным механизмом развития семейных форм устройства детей указанной категории, является создание условий, мотивирующих и стимулирующих граждан на прием в семью ребенка-сироты.

С этой целью в 2008 году были увеличены суммы ежемесячных выплат на содержание подопечных и приемных детей, а также заработная плата приемных родителей: 3295 руб./мес. - за воспитание 1-2 детей, 4680 руб./мес. - за воспитание 3 и более детей.

Такая форма устройства как приемная семья становится перспективным решением проблем социального сиротства. В настоящее время более 650 детей воспитывается в приемных семьях, из них 167 обрели приемных родителей в 2008 году.

С целью расширения возможностей для помещения ребенка в приемную семью, более грамотного и профессионального подбора, отбора, психолого-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители, осуществления контроля условий жизни ребенка в замещающей семье в апреле 2008 года на базе Чебоксарского детского дома был создан Центр сопровождения замещающих семей, и за истекший год его функционирования более 50 детей обрели семьи, а сам Центр стал координирующим звеном в цепи взаимодействия всех служб, связанных с устройством детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Много внимания Центр уделяет расширению информационного поля по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и профилактике социального сиротства. Важную роль в привлечении кандидатов в замещающие родители и изменении общественного мнения в отношении приемных семей играют СМИ. В связи с распространением негативных стереотипов, касающихся детей-сирот, важно не только информировать население, но и просвещать его, демонстрируя положительный опыт воспитания. Исходя из этого, в течение 2008 -2009 г.г. совместно с Благотворительным фондом «Хевель», ГТРК «Чувашия» и телеканалом «5+» организован цикл телепередач о приемных семьях, взявших детей из интернатных учреждений на воспитание, ряд социальных видеороликов о детдомовцах, желающих обрести семью. Для СМИ были организованы «круглые столы» и «горячие линии» по данной проблематике.

Но общеизвестно, что наилучшим способом защиты права ребенка на семью является предотвращение помещения его в государственное учреждение. Поэтому в целях профилактики социального сиротства, предполагающей раннее выявление семейного неблагополучия, оказание всех видов помощи семьям с детьми, в последние годы первоочередное внимание уделяется расширению профилактической работы с семьями, воспитывающими несовершеннолетних детей, своевременному выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, предупреждению безнадзорности и правонарушений детей.

В 2008-2009 г.г. в Чувашской Республике стало уделяться большее внимание такой серьезной проблеме как обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указом Президента Чувашской Республики от 29.02.2008 г. № 17 поставлена задача, решить в основном проблему обеспечения жилыми помещениями детей данной категории. Соответственно этому Указу, увеличилась сумма финансирования для приобретения жилья сиротам. Так, если в 2006 году 30 детей, оставшихся без попечения родителей, получили жилые помещения по договорам социального найма, в 2007 году - 34, то в 2008 году - 67 человек, за 6 мес.2009 года - 35 человек.

На днях из федерального бюджета поступили дополнительные средства в объеме 11999,8 тыс. рублей на софинансирование расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В текущем году за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных в объеме 56512,0 тыс. рублей, и федерального бюджета, уже поступивших в республику в объеме 22037,45 тыс. рублей, будут обеспечены жильем 92 ребенка-сироты. Вновь поступившие средства распределяются Алатырскому, Вурнарскому, Ибресинскому, Козловскому, Мариинско-Посадскому, Урмарскому, Чебоксарскому, Ядринскому, Яльчикскому районам, городам Алатырь, Канаш, Чебоксары, Шумерля. За счет дополнительных средств федерального бюджета жилье получат еще 17 человек.

В связи с активным развитием семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, наполняемость интернатных учреждений в Чувашской Республике ежегодно снижается, и это позволяет реструктуризировать сеть детских домов и школ-интернатов. За последние 5 лет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и школах-интернатах уменьшилось почти наполовину: с 1173 чел. в 2003 году до 650 чел. в 2008 году, что позволило ликвидировать 3 специальные (коррекционные) школы-интерната (Чурачикскую, Октябрьскую, Батыревскую) и преобразовать 2 школы-интерната в детские дома (Козловский, Порецкий).

В настоящее время в ведомстве Минобразования Чувашии функционируют 15 интернатных учреждений, в том числе 5 - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 школ-интернатов - специального (коррекционного) типа, 1 - санаторного типа (Шумерлинская), 1 - специализированная школа закрытого типа (Убеевская). РГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Козловский детский дом» находится в стадии ликвидации.

Все таки семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья -- источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Международный день семьи учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году с целью, обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи.
Во все времена о развитии страны судили по положению семьи и детей в обществе и по отношению к ним государства.

В Чувашской Республике накоплен позитивный опыт по реализации государственной семейной политики, как одной из основных направлений государственной социальной политики. В республике выполняются в полном объеме все социальные стандарты в отношении семьи и детей, возложенные федеральным центром на субъекты Российской Федерации, выстроена последовательная система по оказанию мер социальной поддержки семей с детьми.

В целях реализации государственной политики в области охраны материнства и детства, улучшения социально-экономического положения семей с детьми реализуются Законы Чувашской Республики «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», «Об организации работы по опеке и попечительству», республиканские целевые программы «Дети Чувашии», демографического развития Чувашской Республики и др. Сегодня важнейшим инструментом реализации семейной политики, поддержки и укрепления семьи как основополагающего социального института являются учреждения социального обслуживания семьи и детей. Сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей состоит из 4 специализированных учреждений для несовершеннолетних, 5 центров социальной помощи семье и детям, 1 социального приюта для детей и подростков, 1 реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 6 отделений по работе с семьей и детьми при центрах социального обслуживания населения. Через эту сеть учреждений в 2009 году предоставлены различные виды услуг около 40 тыс. семьям, около 31,0 тыс. несовершеннолетним.

В республике, в одной из первых в Российской Федерации, безработные женщины и выпускницы образовательных учреждений уже с 1998 года получают пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ими 1,5 лет.

Ведется последовательная работа по выводу из трудной жизненной ситуации семей, находящихся в социально опасном положении. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики утверждены порядок учета таких семей, система их реабилитации.

Опека и попечительство являются самыми распространенными формами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время более 2,3 тысяч детей указанной категории воспитывается опекунами и попечителями, 717 детей воспитывается в приемных семьях, из них 66 обрели приемных родителей в 2009 году.

На базе Чебоксарского детского дома создан Центр сопровождения замещающих семей, что способствует расширению возможностей помещения ребенка в замещающую семью, профессионального подбора, отбора, психолого-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители, осуществления контроля условий жизни ребенка в замещающей семье. Работа по подготовке приемных родителей к воспитанию детей, а также сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жизнеустроенных в семьи, ведется и учреждениями социального обслуживания семьи и детей.

В целях повышения статуса семьи в обществе, утверждения приоритета семейного воспитания детей и здорового образа жизни ежегодно проводятся республиканский конкурс «Семья Года» и слет трудовых династий.
За заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций в республике многодетные родители награждаются государственными наградами Российской Федерации и Чувашской Республики. Доброй традицией стало чествование долгожителей - юбиляров, семейных пар, проживших совместно 50 лет, 60 лет и т.д.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей принимают активное участие и в российских конкурсах проектов (программ), направленных на поддержку семей и детей. В 2009 г. по итогам конкурсов, проводимых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданным при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, победителями стали проект «Колыбель надежды» РГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ленинского района г.Чебоксары» Минздравсоцразвития Чувашской Республики в номинации «Никому не отдам», направление «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» подпрограммы «Дети и семья» республиканской целевой программы «Дети Чувашии» на 2007-2011 годы - в номинации «Не оступись!».

В настоящее время 484 ребенка воспитывается в 295 приемных семьях. Особенно активно институт приемных семей развивается в Красночетайском, Цивильском, Урмарском, Красноармейском, Ядринском районах республики.

Специалисты министерства отмечают, что сейчас уже можно говорить о наметившейся в республике практике создания приемных семей в пределах муниципального образования. Если в предыдущие годы граждане обращались в органы опеки и попечительства с просьбой "подобрать" им ребенка из детского дома, то сейчас они берут на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, которых знают, проживающих в своем микрорайоне, в своей или соседней деревне. Немало среди приемных родителей педагогов: более 40 приемных семей - это семьи педагогов. К примеру, в Ядринском районе в прошлом году три учителя (Людмила Сапожникова, Наталия Албутова, Марина Михайлова) взяли на воспитание по два приемных ребенка, в г. Чебоксары Руфина Герасимова - троих детей. Такие же примеры можно найти в Шумерлинском, Чебоксарском, Вурнарском, Ибресинском, Цивильском, Моргаушском районах. Среди приемных родителей много тех, кто уже вырастил и успешно воспитал двух, трех, четырех и даже пятерых своих детей.

Преимущественно, детей на воспитание берут сельские жители - 85%. И здесь несколько причин, поясняют эксперты. Во-первых, многодетная семья традиционна для сельской местности, и сельчане, действуя по старой поговорке "где двое, там и трое", не испытывают внутреннего страха перед увеличением количества членов своей семьи. Во-вторых, вопрос "Чем бы занять детей?" в сельской местности отпадает сам собой. День жителей деревни расписан по часам, и у каждого члена семьи есть свои обязанности по хозяйству, есть земля, которая требует заботы и ухода и не терпит лени и равнодушия. Приемные дети в семье сельчан - это не только "дополнительный рот", но и "дополнительные руки". В совместном труде, ежедневных заботах дети учатся трудиться, заботиться о других, общаться. Кроме того, жизнь сельчан проходит в тесном взаимодействии с соседями, на виду друг у друга. Как правило, здесь нет деления на "своих" и "чужих", соответственно, у родителей нет озабоченности, что приемный сын или дочь "попадут не в ту компанию". И, наконец, сельчане острее ощущают уход своих повзрослевших детей из "родительского гнезда", и те, кто чувствует себя одиноко в опустевшем доме, часто принимает решение взять на воспитание приемного ребенка.

Что касается государственной поддержки приемных семей, то на содержание каждого приемного ребенка выплачиваются денежные средства - от 4000 до 4570 рублей в месяц в зависимости от возраста ребенка. Труд приемного родителя засчитывается в общий трудовой стаж, выплачивается заработная плата: за воспитание одного-двух детей - 2500 рублей в месяц, трех и более детей - 3600 рублей в месяц. За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего ребенка с ограниченными возможностями здоровья приемному родителю устанавливается надбавка к заработной плате в размере не менее 50% минимального размера оплаты труда. Есть примеры, когда приемные семьи выезжают отдыхать в санатории и на базы отдыха, пользоваться семейными туристическими путевками. Таким образом, бюджет семьи, взявшей на воспитание одного ребенка, возрастает на 6,5-7 тыс. рублей ежемесячно, двух детей - на 10-11 тыс. рублей, трех детей - на 16-17 тыс. рублей.

В конце прошлого года “Грани” рассказывали о двухлетнем Денисе, который “поселился” в детской больнице. Мама-бомж просила отправить его в детдом. Но чтобы устроить его туда, нужны были документы -- ни у женщины, ни у ее сына их не оказалось. Находиться среди больных детей долго малыш тоже не мог, и отдел по охране прав детства горадминистрации обратился через газету к горожанам с призывом взять мальчика на воспитание. Через пару дней после публикации Денис обрел дом, став четвертым ребенком (трое уже взрослые) в семье.

Судьба одного ребенка определена. Но сколько еще таких! Стационарное отделение Новочебоксарского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних никогда не пустует. Здесь живут детки, лишенные родительской заботы, и ждут, как и сотрудники Центра, когда их мамы, папы возьмутся за ум. Это маловероятно, и впереди у каждого, скорее всего сиротский приют. Однако Семейным кодексом устройство ребенка в интернатное учреждение предусмотрено лишь, в крайнем случае, при отсутствии возможности определить в семью. Существуют три формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление, опека и приемная семья. Но усыновляют у нас в основном детей в младенческом возрасте. Тех, кто постарше, берут под опеку родственники. По оценкам специалистов, в ближайшие 2-3 года число детей-сирот в России должно сократиться с 750 до 100 тысяч. И институт приемной семьи может этому сильно поспособствовать. В Чувашии сейчас таких первичных ячеек общества более 200, в них воспитываются 325 ребятишек. Больше всего приемных семей в Цивильском районе -- 29, в них нашел приют, любовь и ласку 51 ребенок. В прошедшем году в преддверии Дня матери на сайте “Граней” прошел опрос. 22 процента принявших в нем участие горожанок (каждая пятая) на вопрос, могли бы взять в семью сироту, став для него приемной мамой, ответили: да, но не знали, как это сделать.

Решение об усыновлении или другие формы, позволяющие взять ребенка в семью - это серьезный шаг, требующий подготовки к этому будущих родителей. Поэтому отделом охраны детства администрации Московского района города Чебоксары совместно с Центром психолого-медико-социального сопровождения "Развитие" в сентябре 2005 года была организована "Школа приемных родителей". Задача Школы помочь гражданам разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность, подготовиться морально и практически к приему ребёнка в свой дом, дать системные знания, необходимые для успешного и надёжного создания новой семьи.

Далее рассмотрим различные примеры приемных детей и родителей, которые имели место быть. ВИЧ-инфицированная жительница Казани не смогла забрать своего младшего брата из детского дома, сообщала «Комсомольская правда». Районный отдел по опеке и попечительству подал кассационную жалобу на решение суда, разрешившего Светлане Изамбаевой опекать 10-летнего брата Александра. По словам адвоката 28-летней женщины Ильнура Шарапова, поводом для подачи кассации стало отсутствие сведений о ВИЧ-статусе Изамбаевой в момент выдачи отделом по опеке и попечительству заключения о том, что Изамбаева является достойным опекуном. 10-летний Александр попал в приемную семью из Чувашии после смерти матери в феврале 2009 года. Светлана пыталась получить право заботиться о брате, однако попечительские органы Чувашии отказали ей, сославшись на постановление правительства РФ, согласно которому пациент с инфекционным заболеванием не может принять ребенка под опеку до снятия с диспансерного учета. Изамбаева пыталась обжаловать это решение в Авиастроительном районном суде Казани, однако ее ходатайство не было удовлетворено. В ходе судебных тяжб осенью 2009 года приемная семья отказалась от опеки Александра, и он был направлен в детский дом. ВИЧ-инфицированная женщина, направила кассационную жалобу в Верховный суд Республики Татарстан. 11 января 2010 года судья удовлетворил жалобу Изамбаевой, отменил предыдущее решение суда и направил дело на повторное рассмотрение в Авиастроительный районный суд Казани. 25 января суд принял решение в пользу Светланы. Светлана Изамбаева заразилась ВИЧ-инфекцией более десяти лет назад. В 2005 году она стала победительницей конкурса красоты среди носителей ВИЧ "Мисс Позитив". В настоящее время женщина, чей муж также ВИЧ-инфицирован, является матерью двоих здоровых детей. Кроме того, Светлана руководит несколькими общественными организациями, которые занимаются поддержкой больных ВИЧ-инфекцией и СПИДом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты