Рефераты

Правовая природа приемной семьи на примере Чувашской Республики

p align="left">Так в качестве примера приемной семьи проанализируем центр сопровождения приемных семей, в г. Канаше при школе-интернате. Работают в этом центре сотрудники школы-интерната, это психологи, юристы, педагоги: люди, знающие проблемы ребятишек, попавших в трудную жизненную ситуацию. Те, кто прошел, школу приемных родителей рассказывают, что избежали многих проблем в воспитании своих подопечных благодаря общению со специалистами центра.
Одна из мам, назовем ее Людмилой, рассказывала, что ее собственные дети выросли, в доме стало пусто, и они с мужем решили взять на воспитание девочку. Вначале к занятиям в школе приемных родителей она отнеслась с некоторым скепсисом: своих-то детей успешно вырастила. Но теперь уверена, что если бы она обладала этими знаниями, когда воспитывала собственных детей, в их семье жилось бы комфортнее. Ребятишки, прежде чем попасть к приемным родителям, как правило, успевают столько лиха хватить, что иногда и видавшим виды педагогам страшно становится. Без реабилитации вписаться в новую среду им очень сложно. Психологи службы сопровождения могут подсказать взрослым, как вести себя именно с их воспитанником, чему его обучать и в какой форме, на что делать акцент при выстраивании отношений. К тому же, зная историю конкретного ребенка, они помогают ему адаптироваться в новых условиях. В большинстве случаев проблемы удается решить. И он растет в семье, не держа зла на окружающий его мир. У него есть возможность впитать знания, которые помогут ему ориентироваться в большой жизни и выстроить грамотные отношения уже в обществе. Директор Канашского интерната Хасият Ямалетдинов только вздыхает: большинству его воспитанников приемные семьи не «светят». Подростков берут неохотно, и даже бывает, что уже взятого в семью возвращают назад. Не всегда у взрослых хватает терпения, любви и сил на исправление чужих ошибок. Отказ от него ребенок воспринимает как предательство, а сколько раз можно прощать людей, которым ты поверил? Из маленького обиженного человечка может вырасти «чудовище», которое будет мстить за свои детские обиды, а этого допустить нельзя. Такие службы и нужны для того, чтобы возвращенных детей было меньше.

Сразу после открытия Канашского центра в нем состоялся первый семинар, на котором родители и опекуны просто засыпали специалистов вопросами. Людям и правовые тонкости надо знать, и получить психологическую поддержку, и научиться составлять отчеты для органов опеки. Каждая семья, если только ребенка не усыновляет, получает средства на детей, за которые нужно отчитываться. Приемные родители обязаны вести бухгалтерию и фиксировать все «детские» расходы: на одежду, обувь, еду, кружки-секции, заполнить довольно сложную форму отчета, к которому следует приложить чеки. А еще возникают вопросы, где получать ребенку паспорт и как обеспечить его жильем: знать, куда обращаться, если жилья нет, и что делать, если за ним жилплощадь числится. Оказывается, у детей возникают проблемы в школе, причем не только со сверстниками, но и с учителями. Как их решить, чтобы не вызвать отторжения такого ученика в коллективе? Судя по активной жизненной позиции приемных родителей, работники центра уже востребованы. Семилетнюю Люсю, мама которой умерла, а папу лишили родительских прав, в одном из социально-реабилитационных центров Чебоксар очень полюбили - за то, что бойкая, веселая, красиво поет, танцует. Первая предложенная органами опеки потенциальная мама девочке не понравилась. Казалось бы, что еще нужно, - одинокая женщина, инженер по образованию, живет в собственной двухкомнатной квартире. Но вот не нашла она общего языка с ребенком, не покорила детское сердце. Другие возможные родители из города, на первый взгляд, даже очень подошли, два раза девочка гостила у них на выходных. Чета уже собиралась взять ее под опеку. Но потом вдруг отчего-то Люся такой бардак учинила в квартире, что ее туда больше не пригласили. «Что же они от меня так сразу отказались, - сожалела потом девочка, они бы ко мне привыкли…» Третья семья была из деревни, для Люси она стала родной. Так на примере истории этой девочки специалисты органов опеки и попечительства объясняли слушателям школы приемных родителей, открытой в Центре сопровождения замещающих семей, как непросто взять чужого ребенка на воспитание. В прошлом году в России из разных форм семейного устройства (усыновление, опека и попечительство, приемные семьи) вернули около 6 тысяч детей, в Чувашии - всего 26. Цифры цифрами, а беду ребенка, вновь потерявшего родителей, не измерить.

- У нас есть девочка, которую возвращали три раза, - рассказала «ученикам» главный специалист-эксперт отдела ресурсного обеспечения Минобразования Чувашии Н. Салеева. Причем в последний раз «неудавшаяся» мама, уходя, заявила: «Даже за миллион ее не возьму!» Конечно, с таким потребительским подходом создать нормальную семью не удастся. А есть приемные родители, которые ради ребенка переходят на частичную занятость или вообще жертвуют своей работой, если материальное положение семьи позволяет. Увы, иногда людьми, решившими взять на воспитание чужое чадо, движет денежный интерес, а не желание иметь ребенка. И сейчас, когда безработица, подобное «трудоустройство», впрочем, не мешающее получать пособие в качестве безработного, для некоторых даже очень удобно. К примеру, стоит человек на бирже труда, думает, дескать, возьму какого-нибудь детдомовца, на его содержание идет и пособие, и пенсия, если это сирота, и, нисколько не напрягаясь, буду получать зарплату за его воспитание. Такие попытки стать отцом или матерью не увенчаются успехом: этого кандидата органы опеки быстро «отсеют». Потому как требования к родителям нынче предъявляются строгие: жилищно-бытовые условия (жилье должно соответствовать социальным нормам - 18,5 кв. м на каждого члена семьи, включая приемного ребенка), приличные доходы, в том числе прибыль от подсобного хозяйства, и, конечно, возможность дать хорошее воспитание и образование. И зачастую, как показывает практика, под эти рамки подходят не горожане, а сельские жители: у них большой дом, свое мясо, молоко, овощи. Но и имея все это, соответствовать тем условиям, которые ребенок имел раньше, не так просто. - Мы же думали, что детдомовцы ходят оборванцами, вечно голодные, - призналась жительница Аликовского района, решившая стать приемной мамой. - А у них здесь и пятиразовое питание, всегда есть фрукты, хорошая одежда и обувь.

По данным Минобразования республики, на содержание обычного школьника в год выделяется 25,66 тыс. руб., а на подопечного интерната 174 тыс. руб. (детдомовца - 245,75). Сотрудники Чебоксарского детдома рассказывают, что ребята старше 12 лет не всегда хотят ехать в деревню, говорят, в городе интереснее и трудиться на грядках не надо. Дети теперь сами выбирают себе мам и пап. Большинство мам и пап, конечно, ответственно подходят к своим обязанностям. И все-таки проблемы возникают, но не в финансовых вопросах, а в личных взаимоотношениях с детьми.

- Моей девочке 9 лет, - рассказывает чебоксарка Инна Валерьевна (имя изменено), - сначала все было хорошо, чуть ли не полная идиллия. Внезапно объявилась родная мама, лишенная родительских прав, и пожелала общаться с дочерью. По закону я не имею права запрещать встречаться с родственниками, вот и разрешила. Потом дочка попросилась на выходные к матери. С тех пор отношения между нами стали портиться.

По словам начальника отдела охраны детства администрации Калининского района г. Чебоксары В. Ивановой, родные действительно имеют право на общение, если оно не противоречит интересам ребенка. Был случай, когда семья из сельской местности взяла на воспитание мальчика из детдома, оказалось, в этом же селе живут его дальние родственники, ну и благодаря ребенку завязалась между домами дружба. А в другой раз горе-мать, узнав о том, что дочерей «приютили» чужие люди, исправилась, устроилась на работу, доказала, что хочет и может воспитывать детей. Женщину восстановили в правах, и она вернула дочек. А приемным родителям пришлось подыскать других.

Получается, что ребенка, взятого только на воспитание, могут забрать свои биологические родители. Так что, прежде чем принимать в свою семью кого-то, нужно все еще раз взвесить. Дети-сироты - это не мячики для пинг-понга, ими нельзя бросаться, - предупреждает эксперт Н. Салеева. По итогам курса занятий из 16 слушателей лишь шестеро решились на ту или иную форму устройства ребенка в свою семью. Остальные 10 передумали, и это тоже хорошо, значит, не были готовы к такому серьезному шагу.

Таким образом, анализ работы в данной области позволяет сделать вывод о том, что центры для приемных родителей крайне необходимы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С приемными семьями государство связывает большие надежды. Их пока мало - всего около трех тысяч детей находятся в них, но в последние годы такая форма заботы о ребенке становится все более популярной В приемной семье родители заботятся о ребенке на договорной основе и получают за это деньги. При этом необходимо изначально бороться не с последствиями, а с причинами, по которому дети остаются без попечения родителей. Выбор формы устройства для детей оставшихся без попечения родителей, это уже правые негативные последствия, и проблема которая разрешается на уровне государства. Работа это непростая и однозначно носит индивидуальный характер для каждой семьи.

Необходимо правильно организовать эту работу и иметь помощника в каждом районе края, республики, субъекта из числа социально-активных граждан, а также представителей депутатского корпуса. Необходимо формирование потребности у родителей и ребят к здоровому образу жизни, стремиться к тому, чтобы сделать приоритетным спортзал, а не улицу.

Второй составляющей является присоединение к глобальной инициативе ЮНИСЕФ «Города доброжелательные к детям». Это программа, призванная помочь городу стать более доброжелательным к детям во всех аспектах, касающихся управления, инфраструктуры и услуг. Участие в инициативе способствует выполнению обязательств, принятых Российской Федерацией при подписании Конвенции о правах ребенка. Опыт убедительно показывает, что только в контакте с государственными и муниципальными органами власти, общественностью, СМИ, на основе взаимопонимания и сотрудничества можно и нужно решать практические вопросы, связанные с защитой прав ребенка.

1 сентября 2009 года вышел Указ Президента Российской Федерации «Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», 9 октября 2009г. аналогичный Указ был подписан Президентом Чувашской Республики Николаем Васильевичем Федоровым. Указом Президента ЧР № 73 от 27 октября 2009 года началось становление института Уполномоченного по правам ребенка в Чувашской Республике. Это подтверждает активную позицию Чувашской Республики по защите прав интересов ребенка.

При этом в первую очередь необходимо отметить, что самая благоприятная среда формирования человека -это семья, кровная, приемная или семья, где дети под опекой - но семья. Ни одно государственное учреждение, как бы хорошо оно не обеспечивалось, не заменит тепло маминых рук и заботу отца, братьев, сестер. В Чувашской Республики республике наметилась хорошая тенденция к минимизации устройства детей в детские государственные учреждения (ДГУ).

Приемная семья - форма семейного воспитания. В настоящее время действуют Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423) которые содержат нормативные положения по контролю за созданием и работой с приемными семьями, включая рекомендации по ведению отчетности приемными родителями.

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении. Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение, при отсутствии такового, имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

При создании правовой модели приемной семьи законодатели использовали лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи. Анализ работы в данной области позволяет сделать вывод о том, что для развития института приемной семьи необходимы создавать центры для обучения приемных родителей, и всех лиц желающих принять ребенка в семью.

Кроме того подводя итог вышесказанному и с учетом анализа практической работы с приемными семьями на территории Чувашской Республики следует заметить, что приемная семья является наиболее приемлемой формой устройства детей, ставшихся без попечения родителей в качестве альтернативы детским домам и различным интернатным учреждениям. Жители Чувашии предпочитают не усыновлять детей-сирот, а оформлять над ними опеку или попечительство брать в приемные семьи, это связано с предоставлением государственной поддержкой приемных родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. "Конвенция ООН "О правах ребенка"Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) (Сорокин С.,"Российская юстиция", 1999, N 6)

2. Статус Европейской конвенции об осуществлении прав детей ETS N 160 (Страсбург, 25 января 1996 г.)(по сост.на 15 сентября 2010 г.)

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г. N S-27/2 "Мир, пригодный для жизни детей"

4. Постановление ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-I "О ратификации Конвенции о правах ребенка"

5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.- Российская газета ,23.12.1993 №297

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) - М., Спарк. 2006

7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1).-М.,Спарк, 2002.

8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ)- М., Спарк. 2006

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ)

10. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ) (с изменениями и дополнениями)

11. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ)

12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

13. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

14. Федеральный Закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". //Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822,

15. Федеральный Закон 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008) « О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей » Принят Государственной Думой15 марта 2001 года // Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, N 17, ст. 1643.

16. Федеральный Закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.07.2008)"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (принят ГД ФС РФ 21.05.1999) // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177,

17. Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008)"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)//Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802,

18. Федеральный Закон от 24.04.2008 N48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»//Собрание законодательства РФ,28.04.2008,N17,ст. 1755

19. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"//Собрание Законодательства Российской Федерации 2009.№31 Ст.3125

20. Закон Белгородской области от 14 июля 1997 г. N 124 "О приемной семье" // Думские Ведомости. 1997. N 9.

21. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

22. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями)

23. Закон Чувашской Республики от 6 февраля 2009 г. N 5 "Об опеке и попечительстве"

24. Закон Чувашской Республики от 5 октября 2006 г. N 43 "О патронатной форме устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике"

25. Закон Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. N 68 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике" (с изменениями и дополнениями)

26. Закон Чувашской Республики от 15 июня 1999 г. N 10 "О социальных гарантиях приемной семье" (утратил силу)

27. Закон Чувашской Республики от 5 октября 2007 г. N 61 "Об общественных воспитателях несовершеннолетних"

28. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 апреля 2009 г. N 03-04-06-02/29 О налогообложении ЕСН и НДФЛ выплат, производимых опекунам и приемным родителям по договорам о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

29. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1125 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 944 и утверждении распределения субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в 2010 году бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю"

30. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"

31. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 февраля 2008 г. N 545-18 "О практике приемных семей для граждан пожилого возраста"

32. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (с изменениями и дополнениями)

33. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2010 г. N 277 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 944"

34. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 665 "О внесении изменений в распределение средств федерального бюджета, предоставляемых в 2008 году в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей"

35. Постановление Главы администрации г. Шумерли Чувашской Республики от 27 ноября 2009 г. N 1141 "О внесении изменений в постановление администрации города Шумерля от 20 октября 2009 года N 1002 "Об утверждении административного регламента администрации города Шумерля по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью"

36. Постановление Главы администрации Алатырского района Чувашской Республики от 16 ноября 2009 г. N 597 "Об утверждении Административного регламента администрации Алатырского района ЧР по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приёмную семью"

37. Постановление Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 августа 2007 г. N 186 "Об утверждении административного регламента администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью" Научно-практический комментарий части 1 Гражданского кодекса РФ для предпринимателей , 2-ое изд., М.,1999. 340 с

38. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель/под ред. О.М.Козырь, А.Л.Маковского, С.А.Хохлова. М., 1996 256 с

39. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. -- Изд. 2-е, перераб. и доп. -- М.-Юристъ, 2002. - 336 с.

40. Гражданское право: Учебник. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998, 470 с.

41. Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004

42. Звенигородская Н.Ф. История развития института проемной семьи в России//

43. Государство и право. 2009. N 2. С. 53 - 59.

44. Летова Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. Томск, 2003. 207 с

45. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика... М., 2004, .260 с.

46. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5. С. 53 - 59.

47. Нечаева А.М. Правовая охрана семьи // Закон. 2004. N 4. С. 7.

48. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России (История и современность). М., 1994, 170 с

49. Ошанин М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912. С. 77 - 80

50. Рабец А.М. Семейное право: Курс лекций. Белгород, 1998 , 290 с.

51. Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 1995. 11 января.

52. Скачкова Г.С. Особенности правового регулирования труда приемных родителей // Трудовое право. 2003. N 8. С. 27 - 28.

53. Фетисова О.В. Договор как основание возникновения приемной семьи // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004. С. 164.

54. Чашкова С.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004.

55. Шукуров Р.А. Приемная семья по семейному праву России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Белгород, 2004. 259 с.

56. Вишнякова А.В., Хинчук В.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) - "Юридическая фирма "КОНТРАКТ"; Издательский Дом "ИНФРА-М", 2009 г.

57. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А., Спектор А.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). - "Деловой двор", 2008 г.

58. Уханова Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (постатейный). - "Деловой двор", 2010 г.

59. Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (под общ. ред. С.А. Степанова). - "Проспект; Екатеринбург: Институт частного права", 2010 г.

60. Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С.А.). - 2-е изд., перераб. и доп. - "Проспект; Екатеринбург: Институт частного права", 2010 г.

61. Козлов С.С. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". - Система ГАРАНТ, 2007 г.

62. Гражданский процесс: Учебник 2-е изд. доп., перераб. / Под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова. - Юридическая фирма "Контракт"; Издательский Дом "ИНФРА-М", 2010 г.

63. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - "РГ-Пресс", 2010 г.

64. О Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" (А.М. Нечаева, "Законы России: опыт, анализ, практика", N 7, июль 2009 г.)

65. Обзоры изменений Семейного кодекса РФ, подготовленные компанией "Гарант"

66. Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (В. Лахматова, "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2008 г.)

67. Ахметьянова З.А., Ковалькова Е.Ю., Низамиева О.Н. и др. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) (отв. ред. Низамиева О.Н.). - "Проспект", 2010 г.

68. Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (под общ. ред. С.А. Степанова). - "Проспект; Екатеринбург: Институт частного права", 2010 г.

69. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ. - Система ГАРАНТ, 2009 г.

70. Кучерена А.Г. Собственность в вопросах и ответах. - "Юстицинформ", 2008 г.

71. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ - "Норма", 2006 г.

72. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аерченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - "РГ-Пресс", 2010 г.

73. Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. - Система ГАРАНТ, 2008 г.

74. О приемной семье (А.Ю. Бунина, "Бюджетный учет", N 10, октябрь 2008 г.)

75. Законодательство субъектов Российской Федерации о приемной семье (О.В. Фетисова, "Гражданин и право", N 2, февраль 2007 г.)

76. Юридическая природа договора о передаче ребенка в приемную семью в Российской Федерации (И. Банников, "Право и экономика", N 11, ноябрь 2006 г.)

77. Вопрос: Распространяются ли гарантии при сокращении штата или численности работников (ст. 261 ТК РФ) на опекунов, взявших на воспитание ребенка по программе "Приемная семья"? Кого следует относить к категории "другие лица, воспитывающие детей без матерей"? ("эж-ЮРИСТ", N 26, июль 2009 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"

В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (утв. Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее - опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

3. Орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.

4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление);

б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);

и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);

к) автобиография.

5. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

6. У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

7. Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных п.4. настоящих Правил, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом об отказе в назначении опекуна или заключением о невозможности гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

8. Орган опеки и попечительства на основании заключения о возможности гражданина быть опекуном в течение 3 дней со дня его подписания вносит сведения о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

9. Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

10. При представлении гражданином, выразившим желание стать опекуном, новых сведений о себе орган опеки и попечительства вносит соответствующие изменения в заключение о возможности гражданина быть опекуном и журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

11. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, снимается с учета:

а) по его заявлению;

б) при получении органом опеки и попечительства сведений об обстоятельствах, препятствующих в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации назначению гражданина опекуном;

в) по истечении 2-летнего срока со дня постановки гражданина на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном.

12. Орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе:

а) ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;

в) обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.

13. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется по примерной программе, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.

14. Сведения об обращении в орган опеки и попечительства гражданина, выразившего желание стать опекуном, за подбором ребенка, о выдаче направлений на посещение несовершеннолетнего гражданина, а также результаты таких обращений и посещений (принятие предложения либо отказ с указанием причин отказа) отражаются в журнале учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

15. Формы журнала учета граждан, выразивших желание стать опекунами, заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном, и акта обследования утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

В органы опеки ____________________

От _______________________________

(ФИО полностью)

проживающего(-ей) по адресу: _______

Паспорт: __________________________

(серия, номер, кем и когда выданы)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ____________________________ ___ . _______ 19 ___ года рождения

прошу назначить меня опекуном/попечителем (попечительство на ребенка от 14-ти лет и старше) над ___________________________________.

(ФИО ребёнка полностью, дата его рождения, место нахождения)

Материальные возможности, жилищные условия и состояние здоровья позволяют мне взять под опеку ребёнка. В родительских правах по суду не ограничен(-на) и не лишался(-ась), от обязанностей опекуна не отстранялся(-ась).

Я работаю ___________________________________________________

Необходимо описать характер работы: постоянная/временная, производство/офис/другое, связана ли с длительными командировками или нет, режим работы и удалённость от дома.

Если заявитель пенсионер, то указывается вид пенсионного обеспечения, имеющиеся льготы.

Если заявитель не работает, то указываются причины: «временно, в связи с…» /домохозяйка и т.п., а так же источник существования.

Супруг работает _______________________________________________

(ФИО супруга заявителя (если таковой есть) полностью)

Проживаю в __________________________________________________

Дается краткая характеристика жилья: постоянное/временное; коммунальная/общежитие/ отдельная и т.д.; количество общей и жилой площади, количество комнат; принадлежность жилья: муниципальный фонд/ведомственная/приватизированная /частная собственность.

Совместно со мной проживают: ________________________________

Указываются все фактически проживающие с заявителем лица и степень их родства заявителю. Указывается наличие среди них: несовершеннолетних, иждивенцев, пенсионеров, инвалидов, ограниченно и дееспособных и недееспособных, ограниченных или лишённых родительских прав.

Дополнительно могу сообщить о себе следующее __________________.

Указывается всё, что заявитель посчитает нужным для аргументации успешности выполнения им роли опекуна: образование, опыт воспитания детей, награды, общественная работа, наличие поддержки родственниками и т.п.

С ребёнком установились _____________________________________.

Указывается: характер установившихся взаимоотношений, отношение к ребёнку членов семьи заявителя; если есть, то степень родственных отношений заявителя по отношению к ребёнку. Если ребёнку исполнилось 10 лет, то требуется его письменное согласие.

Дата ________________________ _________________________

(подпись заявителя)

Супруг, другие совместно проживающие члены семьи (если таковые есть) не возражает(-ют) против принятия ребёнка под опеку.

______________________________

________________________________________

(Ф.И.О. супруга полностью) (подписи супруга, других членов семьи)

К заявлению прилагаются следующие документы:

Копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Справка с места работы с указанием должности и заработной платы/копия декларации о доходах, для пенсионеров - справка о размере пенсии.

Копия финансового лицевого счета/свидетельство о регистрации права собственности.

Выписка из домовой книги / свидетельство о собственности на жилище.

Медицинское заключение.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты