Рефераты

Правовая природа приемной семьи на примере Чувашской Республики

п. 35 Типового положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Межу ними практически складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, с одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, а с другой - в контексте соответствующих статей СК - она имеет свои, лишь ей присущие, особенности, отличающие ее от усыновления и опеки:

- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;

- лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-воспитателями. В их роли могут быть бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети - как взрослые, так и несовершеннолетние;

- труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

- воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам.

1.3 Приемная семья как одна из форм устройства детей без попечения родителей

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитание детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

Цель приемной семьи - создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Поэтому Минобразования России в Письме от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа» отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового статуса [9]. На примере этих семей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что успех или неуспех подобного начинания зависит от позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться прежде всего в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта РФ (п. 32 Положения о приемной семье), на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финансирование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей реакции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, определенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и дополнительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъектов РФ» [8].

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 г. с момента принятия СК РФ и в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье". Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем).

Договор о приемной семье содержит:

- сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);

- срок действия такого договора (определяется в договоре);

- условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;

- права и обязанности приемных родителей;

- права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;

- основания и последствия прекращения такого договора (ч. 1 ст. 153.1 СК РФ).

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида (детей-инвалидов).

Поэтому регулированию отношений в приемной семье посвящено разнообразное количество нормативных документов. В первую очередь правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[4].

В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы должны быть максимально полно урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований. Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие указанные вопросы, должны предусматривать:

- определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;

- установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;

- нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;

- порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;

- порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" предусмотрена передача с 1 января 2008 года полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определялся до мая 2009 года Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье". В настоящее время действие данного постановления прекращено в связи с принятием нового в мае 2009 года, о чем речь пойдет ниже [9].

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. В соответствии со ст. 153 Семейного Кодекса РФ приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола: супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

К таким заболеваниям относятся:

- туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно- двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

наркомания, токсикомания, алкоголизм;

- инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Помимо этого следует учитывать, что лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных ГК РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а также ст. 146 Семейного Кодекса РФ. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", утверждены Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. К заявлению должны быть приложены:

- справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

- документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

- копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

- медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт или другой заменяющий его документ. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. На основании заявления и указанного акта орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. При этом должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке. После подбора ребенка (детей) заключается договор о приемной семье.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день приемная семья пока что не получила большого распространения в нашей стране.

РАЗДЕЛ 2. Порядок создания приемной семьи

2.1 Регулирование порядка создания приемной

Приемные родители являются законными представителями принятого на воспитание ребенка, осуществляют права и исполняют обязанности опекуна, и вправе выступать в защиту прав и законных интересов ребенка в любых отношениях без специального полномочия. Приемные родители несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены семейным законодательством и договором о создании приемной семьи.

Приемные родители наделяются теми же правами и обязанностями что и опекуны и попечители. Наделение приемных родителей правами и обязанностями опекунов (попечителей) по отношению к принятым на воспитание детям означает распространение на них полномочий и ответственности. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. При приеме в семью ребенка на попечение родители, создающие приемную семью, имеют право (по направлению органов опеки и попечительства) на подбор детей из домов ребенка, детских домов, образовательных и других учреждений по согласованию с администрацией этих учреждений. Они вправе знакомиться с личным делом ребенка и с состоянием его здоровья с тем, чтобы выбор ребенка носил вполне осознанный характер и не привел в дальнейшем к разрушению приемной семьи, к отказу от ребенка. Администрация детских учреждений в этих случаях несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке в установленном законом порядке. Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой, лишь в определенной части компенсируемой государством.

Так согласно, Семейного кодекса приемные родители имеют право на ежемесячную оплату труда, который является одним из условий договора о передаче ребенка в приемную семью, размер которой в соответствии устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых на воспитание детей. При этом содержание в приемной семье ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка - инвалида компенсируется дополнительной оплатой труда приемных родителей. Приемные родители обязаны:

1. Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.

2. Создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

3. Осуществлять защиту прав и интересов ребенка.

4. Обеспечивать уход за ребенком и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка.

5. Обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

6. Извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

В Положении о приемной семье предусмотрен и ряд льгот, предоставляемых приемной семье. Так, приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми. Дополнительные льготы в зависимости от количества взятых на воспитание детей могут быть установлены законами субъектов РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» в целях развития и поддержки приемных семей в сельской местности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предоставлять дополнительные льготы и оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское хозяйство. Созданию нормальных условий жизни приемной семьи в первую очередь должны содействовать органы местной власти, являющиеся органами опеки и попечительства, которые защищают права и интересы недееспособных лиц.

Если приемные родители изъявляют желание взять в семью трех и более детей, но не могут сделать этого в связи с отсутствием жилищных условий, орган опеки и попечительства при заключении договора передаче детей в семью включает в число своих обязательствах предоставление к конкретному сроку приемным родителям жилой площади в соответствии с установленными нормами.

Особо важен постоянный контроль (не предполагающий вмешательство в жизнь семьи) за выполнением возложенных на родителей обязанностей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для подбора, обучения лиц, желающих стать приемными родителями, взять ребенка на воспитание, а также для осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей могут создавать специальные отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

Родители (родитель), вправе самостоятельно определять способы воспитания своего подопечного. Однако при этом ему следует учитывать, во-первых, мнение ребенка, во-вторых, рекомендации органов опеки и попечительства. Правило относительно учета мнения ребенка касается детей любого возраста, способных самостоятельно его выразить. Подобного рода предписание больше носит рекомендательный характер и имеет педагогическое содержание, ориентирующее на установление в приемной семье благоприятной атмосферы воспитания.

Само собой разумеется, что приемные родители при осуществлении своих прав, исполнении обязанностей по отношению к подопечному не вправе нарушать требования Семейного кодекса, предъявляемые к родителям. Приемные родители, с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения подопечного до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение несовершеннолетним основного общего образования. Приемные родители несут ответственность за вред, причиненный приемным ребенком, не достигшим восемнадцати лет. Так, же приемные родители имеют право требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому оснований (без решения суда о передаче ребенка на воспитание, решения об усыновлении, о передаче под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.), в т.ч. от близких родственников ребенка: родителей, дедушки, бабушки, братьев и сестер.

Представляется, что требовать возврата ребенка приемные родителями не вправе в случаях, если они признаны недееспособными, а также признаны ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Приемные родители обязаны обеспечить качественный уход за ребенком, его лечение, систематический показ специалистам-медикам в соответствии с состоянием его здоровья и медицинскими рекомендациями.

Родители, принявшие ребенка в семью, обязаны обеспечить и контролировать посещение им общеобразовательного учреждения, следить за процессом обучения, а если сам ребенок по состоянию здоровья не может посещать общеобразовательное учреждение, обеспечить получение им домашнего образования. На приемных родителях лежит обязанность своевременного извещения органа опеки и попечительства о возникновении в приемной семье условий, не позволяющих создать благоприятные условия для содержания, воспитания и образования детей.

В чем состоит отличие прав и обязанностей приемных родителей от прав и обязанностей опекунов (попечителей)? Приемные родители исполняют свои обязанности и реализуют права на основе договора с органом опеки и попечительства, в то время как опекуны (попечители) реализуют свои права и исполняют обязанности на основании решения, принятого этим органом.

В одном случае - правоотношение равноправных сторон, возникшее на договорной основе, в другом - реализация властного полномочия, так что отличие очевидно. Не следует забывать и о том, что приемные родители выполняют свои обязанности на возмездной основе. За приемное родительство государство платит, а тот, кто платит, тот и спрашивает, и контролирует, поскольку имеет законное право знать, как осуществляется оплаченная услуга.

Общий принцип содержания ребенка в приемной семье - приравнивание его к детям - воспитанникам домов ребенка, детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в интернатных учреждениях. Содержание ребенка есть непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится, поэтому к главным обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет, либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или приемного родителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами.

С другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он имеет право. Хотя Семейный кодекс не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования - одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого приемными родителями.

Таков еще один аспект жизни ребенка, без разносторонней заботы о котором он нормально существовать не может. Отсутствие такой заботы опять-таки может быть восполнено с помощью приемных родителей, которым предстоит защищать все права и интересы своего ребенка. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на приемных родителей, установленных законом прав и обязанностей.

Приемные родители, которые несут перед обществом ответственность за принятого на воспитание ребенка, обязаны воспитывать его на основе взаимного уважения, организовывать общий быт и досуг, создавать оптимальные условия для получения им образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, защищать его права и интересы.

Согласно Семейному кодексу РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства. Для более полного обеспечения названного права ребенка семейное законодательство вводит наряду с традиционными институтами усыновления и опеки также институт приемной семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью на усыновление, под опеку или в приемную семью. Лишь при отсутствии возможности поместить детей в семью они передаются на воспитание в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью. Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства. Размер ежемесячных выплат на каждого ребенка предусмотрен в Положении о приемной семье и может корректироваться органами местного самоуправления.

Приемные родители, так же как опекуны и попечители, получают от государства на каждого принятого в семью ребенка деньги на одежду и обувь, на питание и на покупку предметов личной гигиены, игрушек, учебников и художественной литературы, а если ребенок передается в семью на срок более года, то выделяются деньги на приобретение мебели.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели. Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка (детей), ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя).

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства, если это было, не во вред ребенку изъятию не подлежат. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

Дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на следующие льготы, которые сохраняются за ними и после передачи их в семью:

1. общедоступное бесплатное начальное, основное и полное образованию;

2. бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

3. обеспечение жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4. право на юридическую помощь;

5. бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений, проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси) на основании единого билета.

6. оплата в период каникул учащимся и студентам вузов, средних специальных и профессионально - технических учебных заведений суточных расходов за время пребывания в пути и проезд к месту жительства семьи, где они ранее воспитывались.

7. выплата учащимся и студентам вузов, средних специальных и профессионально - технических учебных заведений ежегодного пособия в размере месячной стипендии до окончания ими обучения. По достижении 18-летнего возраста и прекращении в связи с этим попечительства студенты высших, средних специальных учебных заведений и учащиеся профессионально-технических училищ, находившиеся под попечительством, зачисляются на полное государственное обеспечение за счет средств учебных заведений и пользуются льготами в течение всего периода обучения.

8. получение в период производственного обучения и производственной практики 100% заработанных ими сумм, а обучающимся в средних специальных учебных заведениях в период производственной практики - стипендии независимо от получаемой ими заработной платы.

9. обеспечение благоустроенным жильем вне очереди по окончании обучения в профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении, а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

10. выплата денежных средств на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также единовременного денежного пособия в сумме двух минимальных размеров оплат труда при трудоустройстве.

Перечисленные нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников интернатных учреждений, на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сохраняются за ребенком, и после передачи его в приемную семью или передаче его под опеку.

Согласно Постановлению правительства РФ от 17 июля 1996 года № 829 «О приемной семье» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано:

- выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание;

- предоставить преимущественное право приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи;

- предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений;

- принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые 2 года после образования от уплаты местных налогов;

- выделять в первоочередном порядке приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кредиты для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв. Вопросы материального и жилищного обеспечения, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.

Правила условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее - подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее - опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - проверки).

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты