Рефераты

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

p align="left">В крупном городе становление территориального общественного самоуправления приобретает особый смысл, так как активность населения, его инициативы помогают решать многие социальные проблемы; интенсивное развитие территориальных образований является, чуть ли не единственным способом преодоления дефицита местной инициативы, свойственной крупным городам.Киселева А. М. Указ. соч. С. 80.

На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы. Взаимодействие территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления наделяют территориальное общественное самоуправление широким объемом прав, которые обеспечивают им возможность активно участвовать в решении своих уставных задач, вопросов местного значения; содействуют созданию ТОСов, процессу их организационного оформления, оказывают организационную помощь в осуществлении их функций; оказывают им материальную помощь и поддержку; стимулируют активность ТОСов и их членов путем установления различных мер поощрений за достигнутые успехи. Руководители КТОСов принимают участие в работе органов местного самоуправления, с право совещательного голоса. Взаимодействие территориального общественного самоуправление с населением происходит по следующим направлениям: контакты с органами власти по поводу решения проблем населения; решение жилищно-коммунальных проблем; социальная и консультационная помощь населению; организация детских спортивных мероприятий; информирование населения о деятельности на территории; финансовая поддержка малообеспеченных семей, работа с инвалидами, пенсионерами; содействие трудоустройству молодежи.

3.3 Рекомендации по улучшению функционирования института территориального общественного самоуправления

Главная идея местного самоуправления заключается в обеспечении участия населения в реализации его функций и задач. В этом отношении в Российской Федерации существует немало реальных трудностей, главными из которых были и остаются недостаточная материальная обеспеченность и очень слабое участие непосредственно населения в осуществлении задач местного самоуправления. Как известно, люди оценивают государственную политику, прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд, через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и др. Ведь гражданин - это житель конкретного села, поселка, города, где на практике идет процесс формирования правового государства, институтов гражданского общества. На сегодняшний день организацией, являющейся выразителем интересов населения, выступает институт территориального общественного самоуправления.

В правовой регламентации территориального общественного самоуправления есть ряд спорных моментов. Различное толкование системообразующих понятий, правовая неурегулированность его статуса, компетенции и взаимоотношений органов территориального общественного самоуправления с властными структурами всех уровней, позволяет региональным органам власти различно трактовать муниципально-правовые отношения, возникающие в процессе организации и деятельности территориального общественного самоуправления. Как следствие этого в различные нормативно-правовые акты субъектов РФ закладываются понятия организационно-правовых форм территориального общественного самоуправления - от общественных объединений до низовых структур органов местного самоуправления.

Так в нашем регионе территориальное общественное самоуправление утвердилось в качестве исходного «низового» звена местного самоуправления и играет определенную роль, как в выработке, так и в реализации муниципальной социальной политики в интересах местных сообществ. В п. 5 ст. 27 Федерального закона установлено, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом. По сложившемуся в юридической литературе определению юридического лица, им может быть, созданная в предусмотренной законом форме организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности и вправе выступать в качестве истца и ответчика в суде, арбитраже и третейском суде. Согласно ст. 27 Федерального закона 2003 г. под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Другими словами, самоорганизация - это деятельность, это еще не организация как общественное формирование. Поэтому юридическим лицом может быть орган ТОС, но не само территориальное общественное самоуправление.

Спорным является вопрос и о том, могут ли быть закреплены в Законе исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление. Ведь ТОС - это самоорганизация как определил законодатель. Самоорганизуясь, граждане сами определяют перечень вопросов, решение которых берут на себя. Разрешение проблем целесообразно начать с приведения в полный порядок нормативно-правовых актов РФ всех уровней в сфере местного самоуправления.

Отсюда, первая рекомендация - устранить вышеперечисленные неясности и неточности в действующем законодательстве.

Для того чтобы форма непосредственной демократии - ТОС - была адекватна политической и экономической ситуации, целесообразна разработка федеральных и дальнейшая реализация региональных программ по развитию института ТОС, обеспечивающих необходимые для этого условия, - это вторая рекомендация.

Рекомендация, заложенная в решении от 7 июня 2006 г. № 366 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске», о приведении уставов ТОС в соответствии с данным решением до сих пор не реализована в некоторых КТОСах. Сами председатели отмечают, что уставы устарели и нуждаются в изменениях и дополнениях. Так в уставе КТОС «Центральный-9» нет четкости по поводу сроков полномочий органов ТОС, нет четкости в самой структуре органов. В большей степени он дублирует примерный устав территориального общественного самоуправления, который находится в Приложении к Положению о ТОС г. Омска, тем самым перечисляет общие положения и не отражает специфики данного ТОС,

Третья рекомендация - необходимо привести уставы органов территориального общественного самоуправления в соответствие с федеральным и региональным законодательством.

Положительные изменения наметились в финансировании ТОС. Но пока сохраняется проблема финансово-ресурсной ограниченности.

Следующая рекомендация - создать материальную и финансовую базу для полноценного функционирования данного звена местного самоуправления. Так как на увеличение объема финансирования из средств местного бюджета рассчитывать не приходится, поскольку в настоящее время само местное самоуправление испытывает недостаток финансовых средств. Поэтому органы ТОС должны в полной мере задействовать возможности, предоставленные законодателем. А именно использовать статусы юридических лиц для ведения предпринимательской деятельности, средства от которой пойдут на реализацию уставных целей. Следующим источником могут быть средства, полученные от участия органов ТОС в конкурсах на предоставление муниципальных грантов. Именно на этот источник финансирования на сегодняшний день возлагаются большие надежды. Пополнить свои финансовые основы органы ТОС могут с помощью привлечения средств предприятий, учреждений, находящихся на самоуправляемой территории.

Существенные изменения наблюдаются во взаимоотношениях с органами муниципальной власти, они определяются обновленной нормативно-правовой базой, регламентирующей совместную работу, ростом взаимодействия по разным вопросам (чаще всего методическим, консультационным). Но при этом говорить о расширении сфер совместной деятельности органов ТОС и городской администрации пока еще рано.

Пятая рекомендация - уточнить и расширить формы взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления, определить основные принципы наделения ТОС отдельными полномочиями органов местного самоуправления. В законе не определены формы взаимоотношений органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, за исключением того, что последние могут вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, а ведь перечень возможных форм шире. Например, органы местного самоуправления могут передавать отдельные полномочия органам ТОС, могут принимать решения по согласования с органами ТОС и т.д. Так органы ТОС самостоятельно могут организовывать культурные, спортивные мероприятия, осуществлять контроль над деятельностью ЖЭУ, РЭУ. При решении финансово-материальных проблем у органов ТОС будут возможности и для реализации таких направлений в работе, как экологический контроль, организация экономического и юридического консультирования, борьба с наркоманией.

Недостаточно отработаны механизмы взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с малым и средним бизнесом, с предприятиями которые находятся на самоуправляемой территории; СМИ еще не уделяют должного внимания территориальному общественному самоуправлению, хотя городская газета «Вечерний Омск» старается публиковать новости о деятельности КТОСов.

Шестая рекомендация - налаживать отношения с представителями бизнес - структур, со средствами массовой информации.

Чаще всего ТОСы узнают о деятельности друг друга на административных совещаниях и заседаниях, а также на информационных мероприятиях администрацией округов или города.

Отсюда следующая рекомендация - производить обмен опытом между КТОСами, использовать зарубежный опыт.

Сложности процедур, присущие организации и деятельности ТОС подтверждают, что законодателем как федерального, так и регионального уровней совершенно не принимается во внимание тот факт, что рядовые жители, которые вышли на улицу, чтобы решить свои наболевшие вопросы - это простые люди, не имеющие юридического образования. Большинство людей, которые принимают участие в ТОС - это люди преклонного возраста, люди, не имеющие нужной квалификации в решении проблем.

Седьмая рекомендация - пополнить дефицит квалифицированных кадров в органах ТОС, также привлекать молодых людей, которые активны и мобильны. Ведь именно такие люди способны внести изменения и достичь поставленных целей. На сегодняшний день квалифицированных специалистов, которые могли бы заниматься вопросами самоуправления достаточно, но проблема в том, что интересы территорий, на которых они проживают, не превалируют в их шкале ценностей. Для того чтобы их привлечь к самоуправлению необходимы экономические стимулы, а так же практическая значимость тех проблем, которые нужно решать.

Тяжело организовать даже жителей одного подъезда для решения совместных проблем. Некоторые общие дела не возможно осуществить в силу того, что частные интересы не всегда совпадает с общественными потребностями. Но все же наметился рост формирующейся потребности жителей участвовать в решении проблем своей территории, что свидетельствует о росте гражданского потенциала населения.

Следующая рекомендация - комитетам самоуправления необходимо грамотно задействовать гражданский потенциал населения. Для этого добровольность и общедоступность участия населения в осуществлении полномочий ТОС, обеспечение открытости деятельности органов ТОС перед обществом, учета общественного мнения, востребованность на практике проводимых мероприятий органами ТОС.

На перспективу, можно порекомендовать: во-первых, разработать и принять федеральный закон о территориальном общественном самоуправлении; во-вторых, - наделить ТОС властными полномочиями, нормативно закрепив его в виде «низового» звена местного самоуправления.

В крупном городе территориального общественного самоуправления приобретает особый смысл, так как активность населения, его инициативы помогают решать многие социальные проблемы; интенсивное развитие территориальных образований является, чуть ли не единственным способом преодоления дефицита местной инициативы, свойственной крупным городам. На сегодняшний день, говорить о высокой повсеместной активности КТОСов в решении социальных задач рано. Однако уже сейчас видны тенденции, которые могут в будущем превратить некоторые из них в реальные институты гражданского общества, действительно защищающие права человека. Если бы повсеместно действовали институты ТОС, это позволило бы решить значительную часть муниципальных проблем, или снять их остроту. Право граждан на реализацию своих интересов посредством форм муниципальной демократии должно гарантироваться и защищаться. Только тогда, когда люди почувствуют реальную заинтересованность в местном самоуправлении, а последнее приобретет необходимую стабильность, в том числе финансовую и компетенционную, может достаточно быстро вырасти активность населения, появится позитивный опыт его участия в осуществлении местного самоуправления.

Итак, основная цель территориального общественного самоуправления г. Омска заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов. Основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления. Их формирование происходит с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической инфраструктуры, географического положения территории и др. КТОСы принимают собственный устав, и считаются учрежденными с момента его регистрации уполномоченным органом местного самоуправления. Взаимодействие территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления г. Омска заключается в том, что органы местного самоуправления наделяют территориальное общественное самоуправление широким объемом прав; содействуют созданию ТОСов, процессу их организационного оформления, оказывают организационную и материальную помощь в осуществлении их функций; стимулируют активность ТОСов и их членов. Руководители КТОСов принимают участие в работе органов местного самоуправления, с право совещательного голоса. Взаимодействие территориального общественного самоуправление с населением происходит по следующим направлениям: контакты с органами власти по поводу решения проблем населения; решение жилищно-коммунальных проблем; социальная и консультационная помощь населению; организация детских спортивных мероприятий; информирование населения о деятельности на территории; финансовая поддержка малообеспеченных семей, работа с инвалидами, пенсионерами; содействие трудоустройству молодежи.

В функционировании данного института имеется ряд проблем, для устранения которых были разработаны некоторые рекомендации: устранить неясности и неточности в действующем законодательстве; разработать федеральных и продолжать реализацию региональных программ по развитию института ТОС; привести уставы органов территориального общественного самоуправления в соответствие с федеральным и региональным законодательством; уточнить и расширить формы взаимодействия КТОСов с органами местного самоуправления; комитетам необходимо налаживать отношения с представителями бизнес-структур, со средствами массовой информации; производить обмен опытом, использовать зарубежный опыт; пополнить дефицит квалифицированных кадров в органах ТОС; комитетам самоуправления необходимо грамотно задействовать гражданский потенциал населения. На перспективу, можно порекомендовать: во-первых, разработать и принять федеральный закон о территориальном общественном самоуправлении; во-вторых, - наделить ТОС властными полномочиями, нормативно закрепив его в виде «низового» звена местного самоуправления.

Заключение

Реформирование системы местной власти России на различных исторических этапах обуславливалось не только ее внутренними причинами, но и в значительной степени политическими факторами, вписываясь в тенденции централизации либо децентрализации системы управления, а также адекватностью действующему политическому режиму.

Доминирование внешних факторов реформирования местного самоуправления над внутренними и зависимость от политических кризисов подменяют объективное развитие системы местного самоуправления в России ее искусственными изменениями, а также сохраняют повторяемость задач реформ в силу их нерешенности на предыдущих этапах. Это является едва ли не главной причиной слабости системы местного самоуправления в России. Второй важной причиной низкой эффективности местного самоуправления в России являются отчуждение власти от общества и отсутствие реальных прав и механизмов прямого участия в самоуправлении населения.

Социально-экономические и общественно-политические кризисы в государстве дают дополнительный импульс двум противоположным тенденциям централизации и децентрализации: стремлению территорий и местных сообществ к самоуправлению и стремлению государства к усилению вертикали управления, т. е. самоуправление стремится заменить управление, а управление - самоуправление.

Несмотря на наличие законов, множества монографий и статей о местном самоуправлении единое понимание содержания «местного самоуправления» до сих пор отсутствует. С учетом мнений различных исследователей, считается целесообразным раскрыть данное понятие в следующих аспектах: местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, и основополагающий принцип организации власти; местное самоуправление - одна из разновидностей социального управления, которая существует наряду с государственным; местное самоуправление - форма народовластия, разновидности публичной власти на местном уровне; местное самоуправление - право граждан местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами; местное самоуправление - одна из форм реализации прав и свобод. Деятельность местного самоуправления основывается на таких принципах, как самостоятельность, законность, народовластие, гласность, научность, доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, сочетание местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением. Перечисленные аспекты и принципы местного самоуправления не являются исчерпывающими. Они могут изменяться и дополняться по мере развития местного самоуправления, а также обоснования новых взглядов на сущность местного самоуправления.

Самоуправление связано с активным участием граждан в решении вопросов своего жизнеобеспечения. Поэтому российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления именно граждан, проживающих на территории муниципального образования. А осуществление ими полновластия в рамках действующего законодательства при решении вопросов местного значения, а также права на участие в управлении своим муниципальным образованием через выборные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц получило название народовластия. Народовластие основывается на следующих признаках: население является особым субъектом местного самоуправления, которое осуществляет свою власть непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; население, осуществляя деятельность местного самоуправления, направляет ее на особый объект - вопросы местного значения; население осуществляет функции местного самоуправления самостоятельно; население осуществляет право собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности; население муниципального образования осуществляет контроль над органами и должностными лицами местного самоуправления, исходя из своих интересов.

Местное самоуправление как свободно реализуемое право граждан на решение вопросов местного значения может осуществляться в формах непосредственной либо представительной демократии. При этом непосредственная демократия представляет собой осуществление публичной власти непосредственно населением муниципального образования, принятие им общеобязательных решений по вопросам местного значения, участие в работе органов муниципального образования при решении вопросов местного значения; представительная демократия - это осуществление власти населением муниципального образования через депутатов представительных органов и деятельность выборных органов и должностных лиц муниципального образования. И та и другая представляют собой формы организационной деятельности местного самоуправления. При чем непосредственная демократия занимает особое место, в силу того, что местное самоуправление строится на основе принципа - первичным субъектом является житель, а органы местного самоуправления - вторичны. При всей значимости прямой демократии на муниципальном уровне совершенно очевидно, что основная нагрузка по решению вопросов местного значения приходится на систему органов местного самоуправления, обязательными элементами которой являются представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация.

Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление. В городе Омске оно появилось задолго до появления первого нормативного правового акта о территориальном общественном самоуправлении. Основная его цель заключается в объединении населения, совместно проживающего на определенной территории для защиты его прав и интересов. Основной формой реализации этой цели является организация специальных органов, ответственных за решение текущих вопросов территориального значения и взаимодействия с местными органами власти. В Омске основной организационной формой структур самоуправления стали комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС), которые впервые возникли в Центральном административном округе в 1992 г. Их формирование происходило с учетом особенностей соответствующих микрорайонов, количественного состава населения, социально-экономической инфраструктуры, географического положения территории и др. КТОСы принимают собственный устав, и считаются учрежденными с момента его регистрации уполномоченным органом местного самоуправления. В городе Омске действует более 70 КТОСов, в которых работает около 1000 человек. Развитие территориального общественного самоуправления, представляющего собой субъективное право граждан на участие в осуществлении публичной власти на местном уровне, объективно отвечает интересам местного самоуправления и должно способствовать его укреплению и совершенствованию.

Органы территориального общественного самоуправления взаимодействуют с органами местного самоуправления. Это взаимодействие заключается в том, что органы местного самоуправления наделяют территориальное общественное самоуправление широким объемом прав, который обеспечивает им возможность активно участвовать в решении своих уставных задач, вопросов местного значения; содействуют созданию ТОСов, процессу их организационного оформления, оказывают организационную помощь в осуществлении их функций; оказывают им материальную помощь и поддержку; стимулируют активность ТОСов и их членов путем, в частности, установления различных мер поощрений за достигнутые успехи. Руководители КТОСов принимают участие в работе органов местного самоуправления, с право совещательного голоса. Взаимодействие территориального общественного самоуправление с населением происходит по следующим направлениям: контакты с органами власти по поводу решения проблем населения; решение жилищно-коммунальных проблем; социальная и консультационная помощь населению; организация детских спортивных мероприятий; информирование населения о деятельности на территории; финансовая поддержка малообеспеченных семей, работа с инвалидами, пенсионерами; содействие трудоустройству молодежи.

Как известно, люди оценивают государственную политику, прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд, через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и др. Ведь гражданин - это житель конкретного села, поселка, города, где на практике идет процесс формирования правового государства, институтов гражданского общества. На сегодняшний день организацией, являющейся выразителем интересов населения, выступает институт территориального общественного самоуправления.

В правовой регламентации территориального общественного самоуправления есть ряд спорных моментов. Различное толкование системообразующих понятий о территориальном общественном самоуправлении, правовая неурегулированность их статуса, компетенции и взаимоотношений органов территориального общественного самоуправления с властными структурами всех уровней, позволяет региональным органам власти различно трактовать муниципально-правовые отношения, возникающие в процессе организации и деятельности территориального общественного самоуправления. Как следствие этого в различные нормативные правовые акты субъектов РФ закладываются понятия организационно-правовых форм территориального общественного самоуправления - от общественных объединений до низовых структур органов местного самоуправления.

Так в нашем регионе территориальное общественное самоуправление утвердилось в качестве исходного «низового» звена местного самоуправления и играет определенную роль как в выработке, так и в реализации муниципальной социальной политики в интересах местных сообществ.

Для устранения выше перечисленных недостатков были разработаны следующие рекомендации. Устранить неясности и неточности в действующем законодательстве. Целесообразно разработать федеральные и продолжать в дальнейшем реализацию региональных программ по развитию института ТОС, обеспечивающих необходимые для этого условия Необходимо привести уставы КТОСов в соответствие с федеральным и региональным законодательством. Создать материальную и финансовую базу для полноценного функционирования данного звена местного самоуправления. Уточнить и расширить формы взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления, определить основные принципы наделения ТОС отдельными полномочиями органов местного самоуправления. КТОСам необходимо налаживать отношения с представителями бизнес-структур, со средствами массовой информации. Производить обмен опытом между КТОСами, использовать зарубежный опыт. Пополнить дефицит квалифицированных кадров в органах ТОС, а также привлекать молодых людей, которые активны и мобильны. Ведь именно такие люди способны внести изменения и достичь поставленных целей. Комитетам самоуправления необходимо грамотно задействовать гражданский потенциал населения. На перспективу, можно порекомендовать: во-первых, разработать и принять федеральный закон о территориальном общественном самоуправлении; во-вторых, - наделить ТОС властными полномочиями, нормативно закрепив его в виде «низового» звена местного самоуправления.

На сегодняшний день, говорить о высокой повсеместной активности КТОСов в решении социальных задач рано. Однако уже сейчас видны тенденции, которые могут в будущем превратить некоторые из них в реальные институты гражданского общества, действительно защищающие права человека. Если бы повсеместно действовали институты ТОС, это позволило бы решить значительную часть муниципальных проблем, или снять их остроту.

Право граждан на реализацию своих интересов посредством форм муниципальной демократии должно гарантироваться и защищаться. Только тогда, когда люди почувствуют реальную заинтересованность в местном самоуправлении, а последнее приобретет необходимую стабильность, в том числе финансовую и компетенционную, может достаточно быстро вырасти активность населения, появится позитивный опыт его участия в осуществлении местного самоуправления.

Список использованных источников и литературы

Источники:

1. Европейская хартия местного самоуправления от 11 апреля 1998г. № 155-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

3. О референдуме Российской Федерации: федер. конст. закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. - 2004. - 30 июня.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

4. Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 12.07.2006) // Российская газета. - 1996. - 4 дек.

5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 2002. - 15 июня.

6. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Российская газета. - 2007. - 7 марта.

7. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 18. - Ст. 2003.

8. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления: указ Президента РФ от 2 ноября 2007 г. № 1451 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 45. - Ст. 5462.

9. О выборах в органы местного самоуправления Омской области: закон Омской области от 7 июля 2003 г. № 456-ОЗ (ред. от 24.11.2008) // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. - 2003. - № 2135. - Ст. 1957.

10. О наименованиях органов местного самоуправления в Омской области: закон Омской области от 9 февраля 2005 г. № 609-03 (ред. 05.04.2006) // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. - 2005. - № 1 (42). - Ст. 2472.

11. Об Уставе города Омска: решение Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. № 92 (ред. от 18.03.2009) // Бюллетень Омского городского Совета. - 1995. - № 2.

12. Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске: решение Омского городского Совета от 7 июня 2006 г. № 366 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 9.

13. Об утверждении положения о порядке проведения собрания, конференции граждан: решение Омского городского Совета от 20 сентября 2006 г. № 397 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2007. - № 12. - Ст. 2.

14. Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Омске: решение Омского городского Совета от 20 июля 2005 г. № 272 (ред. от 11.07.2007) // Бюллетень Омского городского Совета. - 2005. - № 6. - Ст. 7.

15. Об утверждении положения об опросе граждан на территории города Омска: решение Омского городского Совета от 21 июня 2006 г. № 372 // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 15.

16. Об утверждении общегородской целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 годы»: решение Омского городского Совета от 7 июня 2006 № 367 (ред. от 14.05.2008) // Бюллетень Омского городского Совета. - 2006. - № 10. - Ст. 10.

17. О конкурсе «Лучший орган территориального общественного самоуправления города Омска»: постановление Администрации города Омска от 4 марта 2009 № 140-п // Третья столица. - 2009. - 12 марта.

18. О создании малого координационного Совета по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления города Омска: постановление Администрации города Омска от 6 февраля 2009 № 71-п // Третья столица. - 2009. - 12 фев.

19. Об утверждении положения о поощрении активных участников территориального общественного самоуправления города Омска: постановление Мэра города Омска от 17 апреля 2007 № 263-п // Третья столица. - 2007. - 26 апр.

Литература:

20. Авакьян С.А. Особенности Российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Вестник Московского университета. - 2008. - № 2. - С. 61-75.

21. Авакьян С.А. Особенности Российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Вестник Московского университета. - 2008. - № 3. - С. 64-74.

22. Андреева О.А. Политико-правовое обеспечение представительства на уровне местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 5. - С. 19-22.

23. Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 4. - С. 37-40.

24. Аппатов Ю.М. Правовые аспекты организации местного самоуправления в Российской Федерации // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 1. - С. 38-40.

25. Бабинов Ю.А. Гражданское общество и демократия участия / Ю.А. Бабинов, А.А. Чемшит, В.Ф. Шрейдер. - Севастополь: Изд-во СевНГУ, 2006. - 418 с.

26. Бабун Р.В. Современные проблемы местного самоуправления // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 6(22). - С. 14-23.

27. Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: монография / В.А. Баранчиков. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 190 с.

28. Белоусова Е.В. Правовые аспекты территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 4. - С. 18-19.

29. Белоусова Е.В. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм реализации непосредственной демократии // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 4. - С. 20-21.

20. Берестова И.А. Проблемы реализации полномочий органов территориального общественного самоуправления // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2008. - № 7. - С. 20-24.

31. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие / Н.С. Бондарь. - М: Норма, 2008. - 592 с.

32. Бучакова М.А. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления: учеб. пособие / М.А. Бучакова. - Омск: Омская академия МВД России, 2007. - 111 с.

33. Васильев В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления // Журнал Российского права. - 2008. - № 11. - С. 29-40.

34. Вильямский В.С. Основы организации муниципального управления / В.С. Вильямский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 384 с.

35. Волох О.В. Публичная служба как институт народовластия / О.В. Волох // Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: сб. науч. ст. - Омск, 2006. - С. 8-11.

36. Гулидов П.В. Органы местного самоуправления как одна из основных форм осуществления народовластия в системе местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 7. - С. 23-26.

37. Гущин В.Э. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления // Закон. - 2005. - № 3. - С. 99-101.

38. Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации / А.Н. Дементьев. - М.: Норма, 2007. - 320 с.

39. Джагарян А.А., Шевченко Н.В. Представительские начала в природе контрольного органа муниципального образования // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 6. - С. 15-20.

40. Дитятковский М.Ю. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: монография / М.Ю. Дитятковский. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2007. - 302 с.

41. Захаров И.В. Представительство населения на муниципальном уровне: конституционно-правовые аспекты // Власть и управление. - 2007. - № 5. - С. 22-25.

42. Захаров В.М. Историко-правовой анализ развития непосредственного осуществления населением местного самоуправления в России // История государства и права. - 2009. - № 2. - С. 12-14.

43. Захаров М.С. Местное самоуправление. О процедурах непосредственного народовластия // Закон и право. - 2008. - № 6. - С. 80-84.

44. Захаров И.В. Учет интересов населения - основной принцип организации местного самоуправления в России // Российский юридический журнал. - 2008. - № 4. - С. 84-87.

45. Ефименко Е.А. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума в РФ, правовой режим, особенности, недостатки // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 3. - С. 27-31.

46. Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2007 г. // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2 (18). - С. 4-23.

47. Киселева А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе // Социологические исследования. - 2008. - № 10. - С. 73-80.

48. Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал Российского права. - 2008. - № 6. - С. 11-20.

49. Курманов Э.Р. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления по уставному нормотворчеству // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 10. - С. 24-27.

50. Маслова Н.Е. Власть первичного уровня. Исторические предпосылки формирования местного самоуправления в России // Российское предпринимательство. - 2008. - № 3. - С. 145-148.

51. Матвеев М.Н. Власть и общество в системе местного самоуправления в России в 1993-2003 гг.: монография / М.Н. Матвеев. - Самара: Самар. ун-т, 2006. - 352 с.

52. Методическое обеспечение деятельности органов ТОС в рамках реализации общегородской целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 гг.» // Бюллетень о ходе реализации общегородской целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 годы» в 2007 году / А.В. Голев, Т.Н. Кишкина, Б.Р. Мухамедшин. Выпуск 1. - Омск: Департамент информационной политики и общественных отношений Администрации города Омска, 2008. - С. 10-16.

53. Мищенко В.В., Капустян Л.А. Территориальная организация населения региона: состояние и направления рационализации // Экономика и управление. - 2008. - № 6 (38). - С.153-157.

54. Морозова Л.Д. Местное самоуправление в России - сочетание государственных и общественных начал // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 38-40.

55. Морозова Л.Д. Создание условий общественному самоуправлению - конституционная обязанность власти // Закон и право. - 2008. - № 9. - С. 39-40.

56. Морозова Л.Д. Территориальное общественное самоуправление как реальная демократия населения // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 29-31.

57. Мокрый В.С. Государственное и местное самоуправление: реализация реформ: учеб. пособие / В.С. Мокрый. - М.: КноРус, 2008. - 210 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты