p align="left">16.3 Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
Возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим предусматривается при совершении преступления небольшой или средней тяжести впервые, и когда лицо загладило причиненный вред (ст. 76 УК).
Имеются два основания этого освобождения: 1) совершение преступления небольшой или среднейтяжести (ч. 2 и 3 ст. 15 УК); 2)утрата или уменьшение общественной опасности лица.
Второе основание устанавливается на основе совокупности обстоятельств: 1) совершение преступления впервые, 2) утрата общественной опасности лица, устанавливаемой только при заглаживании виновным причиненного потерпевшему ущерба; 3) примирение потерпевшего с виновным. Потерпевшим считается лицо, которому преступлением причинен вред (физический, моральный или материальный). Для наличия примирения не имеет значения, по чьей инициативе оно состоялось. Примирение должно быть надлежаще оформлено (в виде протокола о примирении с потерпевшим либо акта, заявления о примирении с потерпевшим). При наличии в совокупности всех указанных обстоятельств имеется второе основание для анализируемого вида освобождения от уголовной ответственности.
Это освобождение может иметь место на любой стадии уголовного процесса до постановки обвинительного приговора, т.е. до удаления суда в совещательную комнату.
16.4 Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.
Давность означает истечение установленных законом сроков после совершения преступления, вследствие чего исключается привлечение лица к уголовной ответственности. Возможность уголовного преследования за совершенное преступление существует не бессрочно, ее ограничение определенными сроками объясняется рядом причин. В их числе можно назвать снижение эффективности уголовно-правового воздействия по прошествии значительного периода времени, потеря со временем доказательств совершения преступления и др. С течением времени лицо, совершившее преступление, может стать всеми уважаемым человеком, поэтому применять в подобных случаях уголовно-правовое воздействие становится бессмысленным, поскольку некого уже исправлять.
Основаниями освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности являются: 1) утрата или значительное уменьшение общественной опасности лица, совершившего преступление; 2) совершение преступления любой категории тяжести.
Освобождение от уголовной ответственности вследствие истечения срока давности осуществляется только при согласии лица на такое освобождение, Если лицо возражает против этого, то производство по делу продолжается в обычном порядке.
Если давностный срок истекает в стадии судебного разбирательства, то суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК).
В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
1) 2 года после совершения преступления небольшой тяжести;
2) 6 лет после совершения преступления средней тяжести;
3) 10 лет после совершения тяжкого преступления;
4) 15 лет после совершения особо тяжкого преступления.
Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до момента вступления приговора суда в законную силу. Днем совершения преступления считается время выполнения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствия (ч. 2 ст. 9 УК). Днем совершения длящегося преступления для исчисления давности признается время фактического окончания преступления, т.е. прекращение совершения преступления по воле, либо независимо от воли виновного (явка с повинной; смерть нетрудоспособного родителя, от содержания которого лицо уклонялось; задержание лица и др.).
Давность за продолжаемое преступление начинает течь со дня совершения последнего действия, входящего в продолжаемое преступление.
При совершении лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению текут самостоятельно.
Уголовным кодексом предусмотрено приостановление давности, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной. Под уклонением понимаются умышленные действия, специально направленные на то, чтобы избежать уголовной ответственности (перемена места жительства, фамилии, внешности и т.п.). Обычно такое уклонение не является преступным, хотя побег из-под стражи с целью избежать уголовной ответственности является преступлением. В этом случае давность за первое преступление, во время расследования которого лицо содержалось под стражей, не течет, а возобновление ее течения начинается с момента задержания лица либо его добровольной явки.
Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, караемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Срок давности за указанные преступления, являющиеся особо тяжкими, установлен в 15 лет. Это означает, что в течение этого времени не существует каких-либо ограничений в назначении виновному смертной казни или пожизненного лишения свободы. По истечении 15-летнего срока давности в каждом случае суд решает вопрос о возможности или невозможности применить давность к лицу, виновному в совершении преступления, наказуемого смертной казнью или пожизненным лишением свободы. Если суд не сочтет возможным освободить это лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются. Следовательно, если лицо, совершившее указанное преступление, не было привлечено к уголовной ответственности в течение давностного срока, то возможность привлечь его к ответственности сохраняется в любое время по истечении данности.
К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, установленные ст. 353, 356-358 УК, сроки давности не применяются (ч. 5 ст. 78 УК). Данное положение УК основано на международно-правовых, нормах (Международной конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества 1968 г. и др.), в соответствии с которыми на преступления против мира и человечности, военные преступления сроки давности не распространяются.
Тема 17. Освобождение от наказания
17.1 Понятие и виды освобождения от наказания
Применение уголовного наказания не преследует цели возмездия (воздаяния) преступнику. Основное предназначение наказания состоит в восстановлении социальной справедливости, исправлении правонарушителя, предупреждении совершения новых преступлений. Если достижение этих гуманных целей возможно без применения строгих мер уголовно-правового воздействия, закон предоставляет суду право смягчить участь осужденного вплоть до полного освобождения его от отбывания наказания.
Под освобождением от наказания понимается отказ государства от применения или дальнейшего применения к виновному предусмотренных уголовным законом мер принуждения, составляющих содержание назначенного ему наказания.
Основания такого освобождения могут быть различными. В частности, оно допускается, если будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, либо если имеются обстоятельства, свидетельствующие о нецелесообразности или невозможности применения к нему наказания (например, тяжкое заболевание). В отдельных случаях допускается замена неотбытой части назначенного наказания более мягким видом наказания.
Освобождение от наказания, а также смягчение назначенного наказания применяются судом (кроме освобождения от наказания или смягчения наказания на основании актов амнистии или помилования) в случаях и порядке, установленных уголовным законом.
Материальным основанием освобождения от наказания является утрата или значительное уменьшение общественной опасности лица, совершившего преступление. Это общее основание конкретизируется и детализируется применительно к отдельным видам освобождения от наказания.
Действующий УК в гл. 12 «Освобождение от наказания» и гл. 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» предусматривает:
- условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 и 93);
- замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80);
- освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81);
- освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст.80-1);
- отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82);
- освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 и 94);
- освобождение от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92) либо с помещением в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 92).
Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания актами амнистии или помилования (ст. 84-85 УК).
По своей юридической природе одной из специфических разновидностей условного освобождения от отбывания наказания признается условное осуждение.
Освобождение от наказания не тождественно освобождению от уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности влечет за собой освобождение не только от наказания, но и от порицания (осуждения) лица судом в обвинительном приговоре. Вынесение такого приговора, что предшествует освобождению от наказания, уже свидетельствует о частичной реализации уголовной ответственности. Предназначение института освобождения от наказания состоит в стимулировании процесса исправления осужденных и исключении случаев исполнения наказании при обстоятельствах, когда оно нецелесообразно либо когда его применение не представляется возможным. Освобождение от уголовной ответственности осуществляется на более ранних стадиях уголовного процесса и, как правило, в ситуации, когда лицо, совершившее впервые преступление небольшой тяжести, своими активными действиями продемонстрировало готовность исправиться и искупить свою вину.
17.2 Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
Наряду с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания действующее уголовное законодательство предусматривает замену неотбытой части назначенного наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК).
В соответствии с изменённой ст. 80 УК лицу, отбывающему ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания, может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания.
Сущность данной нормы состоит в предоставлении суду права при наличии соответствующих условий заменить неотбытый срок лишения свободы на более мягкий вид наказания. При определении более мягкого вида наказания руководствуются ст. 44 УК, в которой виды наказаний расположены в последовательности, от менее строгого, к более строгому. Так, менее строгим по сравнению с лишением свободы являются арест, ограничение свободы, исправительные работы и т.д.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания может быть произведена при наличии следующих условий (ст. 80 УК): а) только в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения или лишения свободы и содержании в дисциплинарной воинской части; б) при надлежащем поведении осужденного во время отбывания наказания; в) после фактического отбытия не менее одной трети срока лишения свободы, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; не менее половины срока - при осуждении за тяжкое преступление; не менее двух третей срока - при осуждении к лишению свободы за особо тяжкое преступление.
В законе не установлено, какой срок более мягкого наказания может быть определен при замене лишения свободы. Однако независимо от вида нового наказания он не может быть продолжительнее неотбытой части наказания в виде лишения свободы.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания производится с учетом поведения осужденного в период отбывания наказания. Закон не требует, чтобы лицо полностью исправилось или твердо встало на путь исправления. Поскольку применение ст. 80 УК означает не освобождение от наказания вообще, а лишь замену одного наказания другим, более мягким, общественная опасность лица еще не устранена, хотя его поведение демонстрирует положительные изменения в структуре личности виновного.
В отличие от условно-досрочного освобождения от отбывания наказания рассматриваемый институт является безусловным видом освобождения из мест лишения свободы.
17.3 Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
Ст. 80-1 гласит: «Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными». Данный вид освобождения от наказания введён законодателем впервые. Ранее (ст. 77 УК), по этому основанию предусматривалось освобождение от уголовной ответственности. В статье 80-1 предусмотрены два вида этого освобождения от наказания, если вследствие изменения обстановки: I) деяние утратило общественную опасность; 2) само лицо перестало быть общественно опасным.
Оба вида первым основанием освобождения имеют совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые.
Вторым основанием первого вида освобождения от наказания, когда вследствие изменения обстановки деяние перестает быть общественно опасным, является отпадение общественной опасности самого совершенного деяния. Изменение обстановки означают значительные объективные социально-политические, экономические перемены, затрагивающие всю страну в целом, отдельные ее регионы, административно-территориальные образования или предприятия и учреждения (например, введение (или отмена) чрезвычайного положения, установление режима свободной экономической зоны и др.).
Изменение обстановки может проявиться в утрате особенностей места, времени или предмета совершения преступления, только при наличии которых деяние может признаваться преступлением (например, незаконная охота в заказнике, который потом был признан лесом общего пользования).
Характерной особенностью изменения обстановки этого вида освобождения от наказания является масштабность изменения, распространяющаяся на неограниченный круг лиц.
Вторым основанием второго вида освобождения является отпадение общественной опасности лица совершившего преступление, вследствие изменения обстановки. Здесь изменения обстановки также должны быть объективными, однако они не носят такого значительного, масштабного характера, а касаются только обстановки, окружающей лицо, совершившее преступление. Такие изменения могут происходить по воле или помимо воли лица, совершившего преступление. Примером изменения обстановки помимо воли лица является несчастный случай на производстве, в результате чего лицо получает инвалидность и не может осуществлять работу, с которой было связано назначенное наказание.
17.4 Освобождение от наказания в связи с болезнью
Помимо условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены наказания более мягким действующее законодательство предусматривает и досрочное освобождение от наказания, одним из оснований которого является заболевание осужденного. Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, - от дальнейшего его отбывания (ст. 81 УК). Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжкой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть освобождено от отбывания наказания.
Обращает на себя внимание положение закона о том, что при расстройстве психики, лишающей осужденного возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, освобождение от наказания или от его отбывания является обязательным и не ставится в зависимость от тяжести совершенного преступления, вида назначенного наказания и данных о личности осужденного.
Досрочное освобождение от наказания осужденных, заболевших не психической, а иной тяжелой болезнью, имеет свои особенности, вызванные тем, что указанные лица отдают отчет в своих действиях и могут руководить ими. По отношению к ним не исключается применение некоторых мер исправительного воздействия. Поэтому вопрос о досрочном освобождении от отбывания наказания осужденного, заболевшего тяжелой соматической болезнью, хотя и зависит главным образом от медицинского заключения, но решается с учетом ряда дополнительных условий. В частности, суд должен учитывать тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, продолжительность отбытого срока наказания, поведение осужденного и т.д.
17.5 Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
Статье 82 УК предусматривает возможность отсрочки отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Этот институт является выражением принципа гуманизма по отношению к женщине и ее детям. Он применяется при осуждении женщин к реальному лишению свободы.
Основанием применения данного института освобождения от отбывания наказания является нецелесообразность отбывания наказания беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до 14 лет, так как эти причины затрудняют процесс исполнения наказания и достижение его целей, могут отрицательно сказаться на ребенке.
Уголовный кодекс РФ предусматривает два условия, необходимые для предоставления отсрочки отбывания наказания.
1. Это факт беременности женщины, подтвержденный медицинскими документами, или наличия у нее ребенка в возрасте до 14 лет, подтвержденный соответствующими справками. Срок беременности и возраст женщины в законе не оговариваются.
2. Другим условием является осуждение женщины к реальному лишению свободы на срок не свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. К таким преступлениям следует относить не только предусмотренные в разделе VII УК, но и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье человека, например, предусмотренные ст. 206, 277, 295, 317 УК. Осуждение женщины за любое из преступлений, связанных с посягательствами на личность, к менее строгому наказанию, чем пять лет лишения свободы, не является препятствием к предоставлению отсрочки отбывания наказания.
За поведением осужденной, которой предоставлена отсрочка отбывания наказания, осуществляется контроль со стороны уголовно-исполнительной инспекции. Уклонение матери от воспитания ребенка является нарушением условий отсрочки и влечет применение взыскания в виде письменного предупреждения. Если осужденная и после предупреждения продолжает уклоняться от воспитания ребенка, то суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции вправе отменить предоставленную отсрочку и направить осужденную для отбывания наказания в соответствии с приговором. Отказ матери от ребенка и передача его в детское учреждение или другим лицам в соответствии с ч. 2 ст. 82 УК является достаточным основанием для отмены предоставленной отсрочки.
По достижении ребенком 14-летнего возраста суд обязан рассмотреть вопрос о последствиях истечения времени отсрочки (ч. 3 ст. 82 УК). С учетом поведения осужденной во время отсрочки и ее отношения к исполнению материнских обязанностей суд может принять одно из следующих решений: освободить осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания, либо заменить оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания. Если женщина, которой отсрочка была предоставлена при вынесении приговора, после окончания отсрочки была освобождена от отбывания назначенного наказания, то она считается не имеющей судимости (ч. 2 ст. 86 УК).
Если осужденная в период отсрочки отбывания наказания совершает новое преступление, суд назначает ей наказание по совокупности приговоров, по правилам, предусмотренным ст. 70 УК.
17.6 Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора
В соответствии со ст. 83 УК обвинительный приговор не может быть приведен в исполнение, если: а) истек указанный в законе срок, исчисляемый с момента вступления приговора в силу; б) осужденный не уклоняется от отбывания наказания.
Сроки, по истечении которых приговор не может быть обращен к исполнению, устанавливаются в зависимости от тяжести преступления: 2 года - при осуждении за преступление небольшой тяжести; 6 лет - при осуждении за преступление средней тяжести; 10 лет - при осуждении за тяжкое преступление; 15 лет - при осуждении за особо тяжкое преступление.
Течение давности обвинительного приговора приостанавливается, если осужденный уклонится от отбывания наказания. Уклонением признаются всякие действия осужденного, совершенные с целью воспрепятствовать исполнению в отношении него приговора суда (побег из-под стражи или из мест лишения свободы, изменение фамилии, места жительства и т.п.). Время, истекшее со дня вступления приговора в законную силу к моменту уклонения осужденного от отбывания наказания, подлежит зачету в сроки давности.
Вопрос о применении сроков давности к лицу, осужденному к смертной казни или пожизненному лишению свободы, решается судом. Но смертная казнь или пожизненное лишение свободы в таком случае заменяются лишением свободы на определенный срок.
Тема 18. Амнистия, помилование, судимость
18.1 Амнистия
Согласно Конституции РФ (п. «е» ст. 103) объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы. Это общее конституционное положение получило развитие в УК РФ, впервые внего была включена отдельная статья (ст. 84), посвященная амнистии. Она гласит:
1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительных видов наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость».
Таким образом, из закона следует, что акты амнистии издает только Государственная Дума. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Акты амнистии обезличены и распространяются в отношении категорий преступлений или групп лиц, совершивших преступления. Например, амнистия касается лиц, совершивших преступления небольшой тяжести.
Эти два обстоятельства (ч. 1 ст. 84 УК) прежде всего, подчеркивают отличие амнистии от помилования (ч. 1 ст. 85 УК).
Из закона следует, что амнистия есть нормативный акт, имеющий свое функциональное назначение, которое может быть различным. Это:
а) освобождение от уголовной ответственности;
б) освобождение от наказания, на стадии его назначения;
в) освобождение от наказания при его исполнении;
г) сокращение наказания при его назначении или исполнении;
д) замена назначенного наказания более мягким видом наказания;
е) освобождение от дополнительного вида наказания;
ж) снятие судимости.
По своему уголовно-правовому предназначению амнистия двойственна. Она является как разновидностью освобождения от уголовной ответственности, так и видом освобождения от уголовного наказания.
Амнистия распространяется только на те преступления, которые были совершены до вступления ее в законную силу. Поэтому охраняет свое действие постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям», с последующими изменениями и дополнениями. В нем отмечено, что «...амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания».
Это положение относится и к продолжаемым преступлениям: «...амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии».
Акты амнистии не предрешают вопрос о преступности или непреступности деяния подобного рода и не «поправляют» в этой части уголовный закон, не вносят в него какие-либо изменения. Более того, акты амнистии не ставят под сомнение вынесенный приговор.
Следовательно, амнистия - это нормативный акт высшего законодательного органа государственной власти, который, не отменяя преступность и наказуемость тех или иных действий, предусмотренных уголовным законом, и не колебля законности вынесенного приговора, разрешает освободить какую-то категорию лиц, совершивших преступления, от претерпевания или дальнейшего претерпевания мер уголовной ответственности и наказания.
Амнистия имеет многоцелевой характер, издание актов амнистии преследует определенные цели. Чаще всего они оправданы и необходимы из соображений гуманности, которую проявляет государство, а через него и все общество к тем, кто «оступился» в жизни и совершил преступление. Так, например, в преамбуле почти всякого постановлении Государственной Думы подчеркивается: «Руководствуясь принципом гуманизма, Государственная Дума... постановляет».
Акты амнистии часто обусловлены социально-политическими целями. «Юбилейные» амнистии издавались, как правило, в ознаменование революционных или иных праздников. Последними амнистиями подобного рода были амнистии в связи с 50-летием (1995) и 55-летием (2000) Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.
Амнистии могут приниматься с целью направления той или иной ситуации в желаемое для законодателя и общества русло. Наглядным примером служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане».
Одной из основных причин издания актов амнистии являлось и являете перенаселение» мест лишения свободы осужденными.
В юридической литературе выделяют виды амнистии: общие и частичные. Общая амнистия применяется ко всем осужденным, например, за те или иные виды преступлений. Частичная амнистия распространяется лишь на какую-то определенную группу преступников. Например, постановление Государственной Думы от 13 декабря 1994 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе».
Амнистии могут быть с погашением судимости и без ее погашения.
При амнистии можно освобождать виновных от дополнительных наказаний лишь в том случае, когда об этом говорит сама амнистия. Это общее правило.
В тех случаях, когда лицо совершило одновременно несколько преступлений, акты амнистии распространяются на преступления, подпадающие под нее. За те преступления, которые не подпадают под амнистию, лицо подлежит уголовной ответственности или продолжает нести уголовное наказание.
18.2 Помилование
В соответствии Конституцией РФ (п. «в» ст. 89) Президент России наделен правом осуществлять помилование. Основной Закон не раскрывает это понятие. Уголовный кодекс восполнил данный пробел. Согласно ст. 85 УК: «1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость»
Из этих положений уголовного закона вытекает следующее.
1. Акты помилования в отличии от актов амнистии не являются нормативными актами. При помиловании Президент осуществляет помилование, т.е. выносит акт применения права в конкретном случае.
2. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации.
3. Акт помилования всегда выносится в отношении индивидуально определенного лица.
4. Из этих положений закона вытекает, что помилование по своей сути является лишь видом освобождения лица от уголовного наказания.
На основании акта помилования можно:
а) освободить лицо от дальнейшего отбывания наказания;
б) сократить лицу срок назначенного судом наказания;
в) заменить лицу назначенное судом наказание более мягким (в том числе заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет);
г) снять с лица, отбывшего наказание, судимость.
Помилование может применяться к лицам, осужденным за любые преступления независимо от их характера и степени общественной опасности вплоть до квалифицированного убийства. Помилованным может быть любое лицо, например, лицо при особо опасном рецидиве или лицо осужденное к смертной казни.
С ходатайством о помиловании к Президенту РФ обращаются как сами осужденные, так и другие лица.
В ст. 103 Конституции РФ право на осуществление помилования принадлежит только Президенту России. В связи с изданием Указа Президента 1500 о формировании территориальных Комиссий о помиловании в действительности эти конституционные полномочия фактически делегируются и иным лицам, например, Президентам республик и главам субъектов Федерации.
Амнистию и помилование нельзя смешивать с реабилитацией. Реабилитация есть восстановление в правах, восстановление доброго имени, прежней репутации. В уголовном праве реабилитация означает провозглашение невиновности, оправдания лиц, необоснованно репрессированных.
18.3 Судимость
Судимость является одной из стадий реализации ретроспективной уголовной ответственности. Законодатель не дает понятия судимости. Оно неоднозначно трактуется в науке уголовного права и следственно-судебной практике.
Судимость - это возникающий с момента осуждения виновного комплекс ограничений его прав и свобод и возложенных на него законом дополнительных обязанностей в течение установленного законом срока.
Из этого определения вытекает, что: 1) судимость есть стадия реализации ретроспективной уголовной ответственности; 2) содержание уголовной ответственности на этой стадии проявляется в ущемлении и ограничении прав и свобод осужденного, в возложении или возможном возложении на него дополнительных обязанностей; 3) судимость имеет временные пределы. Она начинается с момента вступления обвинительного приговора в силу и прекращается в момент ее погашения или снятия; 4) судимость всегда персонифицирована, поскольку касается судимости конкретного субъекта преступления.
В законе отмечено, что судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания.
Последствия судимости можно подразделить на последствия социального и правового характера, а вторую группу на последствия уголовно-правового, гражданско-правового, трудового и т.д. характера. Поскольку судимость начинается с факта вступления обвинительного приговора в силу, а завершается после отбытия наказания при погашении или снятии ее, то и негативные последствия судимости независимо от их характера могут быть различными с учетом этих двух периодов судимости - судимости при отбытии наказания и судимости после его отбытия.
Последствия социального характера: 1) обязанность лица при заполнении официальных анкет указывать на наличие у него судимости; 2) ограничение для судимых лиц свободы места жительства в соответствии с правовым положением некоторых регионов, например, приграничные районы и населенные пункты; 3) ограничение для судимых лиц права на обучение в некоторых учебных заведениях.
Судимость порождает последствия правового характера. Это последствия в сфере конституционного права: не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда; не призываются на действительную военную службу лица, имеющие судимость за совершение тяжкого преступления; в списки присяжных заседателей не включаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.
Возникают последствия в сфере действия трудового права. Так, при осуждении к определенным видам наказания меняется характер труда осужденных; возникают ограничения в выборе рода деятельности после отбытия наказания (например, лица, имеющие судимость, не могут быть судьями, прокурорами, следователями и. т.д.). В результате судимости могут наступать последствия гражданско-правового характера: возникает ограничение прав на приобретение и хранение оружия; ограничиваются возможности лица в выезде за границу.
Судимость порождает последствия уголовно-правового характера. Она учитывается при рецидиве преступлений; влияет на определение вида исправительного учреждения при повторном осуждении к лишению свободы; лицам отбывающим наказание, при совершении ими нового преступления, ужесточаются правила назначения наказания по совокупности приговоров, и максимальные размеры наказания в виде лишения свободы увеличены до 30 лет; признается отягчающим наказание обстоятельством при совершении нового умышленного преступления; не позволяет применять большинство видов освобождения от уголовной ответственности (ст. 75-77 УК).
Срок окончания судимости определяется днем ее погашения или снятия. Законодатель предусматривает и третий порядок прекращения судимости. Он предусмотрен в ч. 2 ст. 86 УК, где сказано, что лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Этот порядок погашения судимости имеет место тогда, когда освобождение от наказания произошло сразу же после вынесения обвинительного приговора, например, в отношении лиц, заболевших после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания. Положение ч. 2 ст. 86 УК не распространяется на тех лиц, которые освобождаются от наказания в период его исполнения. К этой категории осужденных применяются положения ч. 4 ст. 86 УК.
Погашение судимости означает, что автоматически устраняются последствия факта осуждения лица и претерпевания им мер уголовно-правового воздействия. Для констатации этого факта не нужно решения суда или какого-либо иного государственного органа, а также его процессуальное оформление в виде каких-то документов. Погашение судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (ч. 6 ст. 86 УК).
Судимость погашается (ч. 3 ст. 86 УК) в отношении лиц условно осужденных - по истечении испытательного срока.
В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 86 УК судимость погашается по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания у тех лиц, которые осуждены к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы.
Судимость погашается:
- в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
- в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;
- в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Уголовный кодекс РФ отказался от правила прерывания судимости. За каждое из отбытых преступлений виновное лицо будет иметь самостоятельные сроки погашения судимости.
Снятие судимости означает аннулирование правовых последствий факта осуждения лица и претерпевания им мер уголовно-правового воздействия до истечения установленных законом сроков погашения судимости. Оно осуществляется тремя путями: а) судебное снятие судимости; б) снятие судимости высшим представительным органом государственной власти; в) снятие судимости Президентом страны.
Судебное снятие судимости предусмотрено ч. 5 ст. 86 и ч. 1 ст. 74 УК.
Снятие судимости судом является его правом, а не обязанностью. При этом снятие судимости по ч. 1 ст. 74 УК возможно после истечения половины испытательного срока. Этого нет в ч. 5 ст. 86 УК. Закон не связывает досрочное снятие судимости с каким-либо видом наказания.
Второй и третий пути снятия судимости предусмотрены в ч.2 ст.84 УК и в ст.85 УК. Снятие судимости может быть объявлено Государственной Думой в акте об амнистии или Президентом России при осуществлении им помилования.
19.1 Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних
Несовершеннолетними в уголовно-правовом смысле признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. По достижении 18 лет статус несовершеннолетнего утрачивается, однако в исключительных случаях суд может приравнять к несовершеннолетнему и лицо в возрасте до 20 лет. И тогда к ним применяются все положения отражённые в Главе 14 УК.
Наиболее характерной особенностью уголовной ответственности несовершеннолетних является дифференциация возраста ответственности - 14 и 16 лет.
Прежде чем изложить особенности ответственности, следует упомянуть о пробелах действующего законодательства в части ответственности несовершеннолетних, в частности:
Явным пробелом действующего уголовного законодательства является невозможность применение к несовершеннолетним, на которых распространяется действие части 3 ст. 20 УК, принудительных мер воспитательного воздействийя. Кроме того, несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности после совершения общественно опасного деяния в силу психического отставания, находятся в более привилегированном положении, чем их сверстники с психическими расстройствами не исключающими вменяемости, привлеченные к уголовной ответственности.
Привлечение к ответственности несовершеннолетних имеет определенные особенности, которые в общем виде нашли отражение в ч. 2 ст. 87 УК. Такими особенностями являются:
1) ограничение видов наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему;
2) порядок назначения наказания, отличающийся от соответствующего порядка назначения наказания взрослому преступнику;
3) возможность назначения альтернативы наказанию - принудительные меры воспитательного воздействия;
4) облегченные условия освобождения от уголовной ответственности;
5) либеральные сроки давности привлечения к уголовной ответственности, погашения судимости.
Перечисленные особенности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности призваны учитывать психофизиологические и воспитательные особенности, в связи с которыми формировался характер подростка. Именно на эти обстоятельства обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», подчеркнув необходимость при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним обсуждать возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требования, изложенные в ст. 60 УК (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89 УК (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц).
Только в случае, если несовершеннолетний не в состоянии исправиться без применения наказания, необходимо реальное отбывание назначенного наказания, В упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда РФ на этот счет имеется ясное указание: суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.
Главная особенность ответственности несовершеннолетних состоит в освобождении лиц, не достигших 18-летнего возраста, психика которых отягчена отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, от всех форм уголовно-правового принуждения. Такое правило содержится в ч. 3 ст. 20 УК и выполняет роль нормы гуманистической направленности.
19.2 Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения
В ст. 88 УК новой редакции перечислены система и виды наказания, которые могут быть применены к несовершеннолетнему. Это штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.
Штраф назначается только в том случае, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф может взыскиваться и с родителей несовершеннолетнего или законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего за период от двух недель дошести месяцев.
Срок обязательных работ измеряется в часах и составляет минимум сорок и максимум сто шестьдесят часов. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным трудовых функций, связанных с благоустройством городского хозяйства (озеленение улиц, покраска зданий и т.п.). Работы надлежит выполнять в свободное от учебы или основной работы время, и они не должны носить характер непосильного бремени. Назначение работ, их вид и продолжительность могут быть лишь такими, которые соответствуют реальным физическим возможностям несовершеннолетнего. Соответственно, 15 и 16 летним - не более 2 и 3 часов в день.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
Арест применяется лишь по достижении шестнадцатилетия на срок от одного до четырех месяцев.
Места отбывания лишения свободы с их режимными требованиями законодатель соотнес со статусом осужденных, имея в виду неокрепшую психику несовершеннолетнего. В данной связи в УК предусмотрен один вид места отбывания лишения свободы, предназначенный специально для несовершеннолетних: это воспитательная колония. В воспитательной колонии общего режима отбывают лишение свободы несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола. В воспитательной колонии усиленного режима отбывают наказание несовершеннолетние только мужского пола, ранее уже отбывавшие лишение свободы.
В колониях для несовершеннолетних основной упор при достижении целей наказания делается на воспитательный процесс, что следует из самого наименования учреждений. Акцент на воспитательный процесс подчеркивается также в ч. 7 ст. 88 УК указанием на необходимость учета особенностей личности несовершеннолетнего осужденного при исполнении наказания.
При назначении наказания несовершеннолетнему, т.е. при выборе вида и размера наказания, принимают во внимание следующие обстоятельства:
а) все факторы, предлагаемые ст. 60 УК для учета назначения наказания совершеннолетнему;
б) условия жизни несовершеннолетнего;
в) условия воспитания несовершеннолетнего;
г) уровень психического развития несовершеннолетнего;
д) степень и мера влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту;
е) иные психосоциальные особенности личности несовершеннолетнего, способные оказать влияние на назначение наказания;
ж) смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
Вместо наказания к несовершеннолетнему правонарушителю могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, особенность которых состоит в том, что их назначение не влечет за собой судимости. Назначение принудительных мер воспитательного воздействия - разновидность освобождения лица от уголовной ответственности. Однако следует заметить, чтоэлементы кары при этом присутствуют. Они находят выражение хотя бы уже в принудительности исполнения соответствующих мер, а также в некоторых ограничениях, которые им сопутствуют. Поэтому правильнее было бы говорить об освобождении несовершеннолетнего от наказания.
Для применения принудительных мер воспитательного воздействия закон требует соблюдения ряда условий. Во-первых, несовершеннолетний должен совершить преступление небольшой или средней тяжести. Во-вторых, правоприменителю необходимо прийти к выводу о нецелесообразности применения реального наказания, полагая возможным достижение целей наказания иными средствами.
В случае благоприятного для несовершеннолетнего прогноза ему могут быть назначены следующие меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Из всего перечня принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему можно применить одну или сразу несколько, при этом продолжительность мер, указанных в п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК, устанавливается: при совершения преступления небольшой тяжести на срок от одного месяца до двух лет. А при совершении преступления средней тяжести на срок от 6 месяцев до 3-х лет. Если осужденный систематически не исполняет принудительные меры воспитательного воздействия, тогда они отменяются, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
В ст. 91 УК раскрывается содержание каждой из мер перечисленных в ст. 90 УК.
Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений.
Передача под надзор заключается в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут выражаться в предъявлении осужденному различного рода требований по усмотрению правоприменительного органа. Примерный их перечень содержится в ч. 4 ст. 91 УК.
Закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих на передачу им несовершеннолетнего под надзор. Однако работа по нравственному перевоспитанию подростка требует не столько усилий, сколько желания, поэтому упомянутый Пленум Верховного Суда РФ обязывает суд спрашивать согласия попечителей для осуществления надзора. В случае нежелания родителей или лиц, их заменяющих, несовершеннолетний не должен передаваться на их попечение.
Существуют особенности и при применении такой принудительной меры как возложение обязанности загладить причиненный вред. Вред может быть материальным или моральным. В случае причинения материального вреда самостоятельную ответственность, в силу требований норм ст. 21 и 27 ГК, несут несовершеннолетние, которые в момент причинения вреда, а также в момент рассмотрения судом вопроса о возмещении вреда обладали полной дееспособностью.
19.3 Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания
Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида освобождения несовершеннолетнего осужденного от наказания: освобождение от реального исполнения наказания и освобождение от дальнейшего его исполнения.
Несовершеннолетний может быть досрочно освобожден из воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения на основании положительного прогноза о том, что его нравственное и психофизиологическое состояние не нуждается более в коррекции репрессивными мерами или не нуждается в терапевтическом воздействии, и субъект уже не представляет собой опасность для общества.
Лечебно-воспитательное и воспитательное учреждение - не место исполнения наказания и помещение туда наказанием не является.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы после фактическою отбытия:
- не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
- не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
Сроки давности исполнения обвинительного приговора и привлечения лица к уголовной ответственности для несовершеннолетних уменьшены наполовину по сравнению с предусмотренными в ст. 78 и 83 УК. Сроки погашения судимости для несовершеннолетних также сокращены и составляют:
- один год после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;
- три года после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 95 УК).
В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности виновного суд может распространить либеральные положения правового отношения к преступникам-несовершеннолетним и на лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК). К таким лицам нельзя применять помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних либо помещение в воспитательную колонию.
Тема 20.Принудительные меры медицинского характера
20.1 Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
Установленные Уголовным кодексом РФ принудительные меры медицинского характера - это некарательные меры, которые могут быть назначены судом лицам, совершившим деяния, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК, и имеющим психические отклонения, препятствующие практическому воплощению стоящих перед наказанием целей.
Некарательный характер медицинских мер заключается в том, что они не выражают отрицательной оценки субъекта и его поведения, не влекут судимости, не преследуют цели исправления лица, совершившего преступление. Их назначение обусловлено исключительно медицинскими показателями и главным образом прогнозом опасности для общества лица, совершившего противоправное деяние и имеющего психические отклонения.
Цель применения принудительных мер медицинского характера состоит в излечении лиц, страдающих психическими отклонениями, улучшении их психического состояния, а также в частной превенции. Отличаясь от наказания целями и средствами применения, принудительные меры медицинского характера имеют некоторые схожие моменты с карательным воздействием на лиц, характеризующихся нормальной психикой. Можно выделить такие общие черты: меры медицинского характера в рамках уголовного права назначаются только по определению суда, одним из оснований их назначения является факт совершения общественно опасного деяния. Несмотря на то, что они не содержат отрицательной оценки деяния и его автора, они, тем не менее, составляют разновидность мер государственного принуждения, и, кроме того, применение принудительных мер медицинского характера заключается в некотором ограничении прав лиц, в отношении которых они назначены.
Ограничения прав лиц при применении принудительных мер медицинского характера связаны с определением (приговором) суда и состоят главным образом в изоляции в медицинском учреждении без согласия лица, к которому они применяются. Существующий в психиатрических медицинских учреждениях режим содержания значительно сужает права и возможности находящихся там лиц.
Избрание принудительных мер медицинского характера возможно лишь, если имеются к тому законные основания. В ст. 97 УК они перечислены исчерпывающим образом: совершение общественно опасного деяния, предусмотренного Особенной частью УК; наличие у лица, совершившего преступление, различного рода и степени психических отклонении; возможность причинения такими лицами существенного вреда другим людям или себе; необходимость лечения аномального.
Принудительные меры медицинского характера назначаются судом лицам, совершившим предусмотренные в Особенной части УК деяния в состоянии невменяемости, лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, либо лицам, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, или нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании. Состояние невменяемости, лежащее в основе применения принудительных мер медицинского характера, означает патологическое изменение психических реакций, в результате которых субъект признается больным. Такими болезненными состояниями считаются, например: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. При этом ремиссия, т.е. временное улучшение психической деятельности при фактически неизлеченном заболевании, не влияет на возможность применения принудительных мер медицинского характера. Помимо лиц, совершивших преступление и характеризующихся больной психикой, принудительные меры медицинского характера могут назначаться лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, т.е. характеризующимся не больной, а лишь аномальной психикой. Внешне аномальная психика может выражаться в различного рода психозах, неврозах и т.п. В отличие от лиц, которые характеризуются патологическим (болезненным) состоянием психики и нуждаются в стационарном лечении, лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, проходят лечение амбулаторно (ч. 2 ст. 99 УК). Амбулаторно лечатся и лица, совершившие общественно опасное деяние и страдающие алкоголизмом или наркотической зависимостью. Условия назначения принудительных мер медицинского характера аномальным правонарушителям следующие: 1) совершение ими общественно опасного деяния; 2) прогноз медицинских работников о необходимости лечения таких лиц; 3) общественная опасность аномальных.
Общественная опасность аномального правонарушителя заключается в том, что, будучи оставленным без медицинского присмотра, он может причинить вред или себе, или окружающим.
20.2 Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности
Статья 99 УК устанавливает следующие виды принудительных мер медицинского характера: амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Данные виды принудительных мер медицинского характера представляют собой, по существу, типы медицинских учреждений, которые различаются режимом содержания и интенсивностью медикаментозного воздействия.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст. 100 УК) может быть назначено лицу, совершившему противоправное деяние и не нуждающемуся по своему психическому состоянию в помещении в психиатрический стационар. Причем амбулаторное лечение можно избрать лишь в отношении таких правонарушителей, которые совершили преступления, не относящиеся к категории тяжких или особо тяжких, и не склонны к агрессивным проявлениям.
В отличие от амбулаторного лечения и наблюдения помещение в психиатрический стационар предполагает совершение лицом преступлений, относящихся к тяжким или особо тяжким, и негативный прогноз общественной опасности такого липа.
В психиатрический стационар общего типа помещаются лица, совершившие общественно опасные деяния, как правило, не связанные с посягательством на жизнь граждан, и по своему психическому состоянию не нуждающиеся в интенсивном наблюдении, но в то же время требующие больничного содержания и лечения.
Психиатрический стационар специализированного типа предназначен для лиц, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении и постоянном наблюдении. Выбор данного типа стационара обусловливается склонностью субъекта к совершению тяжких преступлений, побегам и агрессивному поведению.
Психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением служит для лиц, представляющих особую опасность для себя или других лиц и которые требуют постоянного и интенсивного наблюдения.
Контроль за деятельностью учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляют органы местного самоуправления. Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи и, в частности, за соблюдением прав пациентов осуществляется Генеральным прокурором. Кроме того, в психиатрических стационарах создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов. Ее представители принимают жалобы пациентов и их заявления, которые разрешают с администрацией стационара, либо в зависимости от предмета жалобы или заявления направляют в прокуратуру или суд.
20.3 Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера
Согласно ч. 3 ст. 97 УК, порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством России и иными федеральными законами. В частности, имеется в виду, Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Принудительные меры медицинского характера применяются к лицу, совершившему общественно опасное деяние и признанному в установленном порядке невменяемым, которому не назначено наказание. Если субъект совершил преступление в состоянии вменяемости, но, по мнению специалистов, нуждается в лечении от алкоголизма или наркотической зависимости, или психических расстройств, не исключающих вменяемости, то такому лицу суд назначает наказание и принудительные меры медицинского характера, которые могут исполняться параллельно с исполнением наказания либо предшествовать его исполнению. Мера наказания параллельно с принудительной мерой медицинского характера определяется также лицу, которое заболело психической болезнью после совершения преступления.
Если субъекту назначается наказание наряду с принудительными мерами медицинского характера, то, как правило, последние исполняются прежде исполнения наказания.
При изменении психического состояния лица, подвергнутого принудительным мерам медицинского воздействия, суд по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, может изменить вид принудительной меры, прекратить лечение или, напротив, продлить его.
Сроки, в течение которых субъект проходит обязательное лечение, не установлены ни законом, ни иным подзаконным актом. Их продолжительность зависит исключительно от достижения целей, стоящих перед принудительными мерами медицинского характера. Однако, согласно правилу ч. 2 ст. 102 УК, лицо, содержащееся под наблюдением врача-психиатра, подлежит освидетельствованию компетентной врачебной комиссией не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований его дальнейшего содержания в соответствующем учреждении. С учетом решения комиссии суд может изменить меру содержания, прекратить исполнение меры медицинского воздействия или продлить время ее исполнения. Первое продление принудительного лечения можно проводить по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.
При параллельном применении принудительных мер медицинского характера и наказания сроки содержания в психиатрическом стационаре засчитываются в срок отбывания наказания, установленного судом. В ст. 103 УК изложены правила зачета времени применения принудительных мер медицинского характера только в отношении лишения свободы: из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.
Конфискация имущества
(В основе статья Архипенко Т.В. "Российский следователь", 2008, N 23).
В уголовном законодательстве России конфискация имущества была известна давно и рассматривалась до исключения из УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в качестве дополнительного наказания. Уголовно-правовая конфискация определялась как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. По правилам ст. 52 УК РФ конфискация имущества устанавливалась за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. При этом не подлежало конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Конфискация также предусмотрена уголовно-процессуальным законом. Ключевым положением уголовно-процессуальной конфискации является то, что имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, сначала признаются вещественными доказательствами по уголовному делу; затем - при вынесении приговора, а также определения о приостановлении или прекращении уголовного дела - как вещественные доказательства они подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ.
Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности исходит из позиции, согласно которой "термин "конфискация" означает наказание или меру, назначенную судом в связи с уголовным правонарушением или уголовными правонарушениями, приводящую к лишению имущества".
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" вернул конфискацию имущества в отечественную правовую систему. В связи с восстановлением в УК РФ конфискации имущества изменилось название раздела VI "Иные меры уголовно-правового характера" и его структурное содержание. Теперь в раздел включено две главы: гл. 15 "Принудительные меры медицинского характера" и гл. 15.1 "Конфискация имущества".
Иные меры уголовно-правового характера являются мерами государственного принуждения, поскольку они предусмотрены уголовно-правовыми нормами материального, процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Их можно определить как особую уголовно-правовую форму государственного принуждения, содержание которой зависит от вида выбранных мер. Содержание конфискации имущества как формы государственного принуждения состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства определенного имущества.
Иные меры уголовно-правового характера можно сгруппировать по признаку применения таких мер вместо наказания и наряду с наказанием.
Вместо наказания применяются принудительные меры медицинского и воспитательного характера, а также разные виды отсрочек. Конфискация имущества относится к мерам, применяемым наряду с наказанием.
Несмотря на то что раздел VI УК РФ содержит только меры медицинского характера и конфискацию имущества, ученые считают, что данный список гораздо шире. К иным мерам уголовно-правового характера, в частности, относят также меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним при освобождении их от уголовной ответственности или от наказания (ст. ст. 91, 92 УК РФ), условное осуждение, отсрочку исполнения приговора беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ), условно-досрочное освобождение.
С.Г. Келина считает, что кроме вышеперечисленных мер к иным мерам относятся также дополнительные наказания, которые могут применяться по усмотрению суда независимо от того, определены или не определены они в санкции за конкретное преступление, а также судимость. К таким видам дополнительных наказаний относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). "В тех случаях, когда эти дополнительные виды наказаний применяются, будучи не предусмотренными в санкции за соответствующее деяние, они могут рассматриваться как иные меры уголовно-правового характера, так как устанавливаются судом к лицу, признанному виновным в совершении преступления, связаны с определенными правоограничениями, не являются карой, а применяются в целях удержания осужденного от повторного нарушения уголовного закона"
Сходство иных мер уголовно-правового характера с наказанием заключается в следующем:
1) эти меры назначаются судом;
2) являются правовым последствием совершенного преступления;
3) УК РФ предусмотрены основания и порядок их применения;
4) представляют собой государственное принуждение;
5) по своему содержанию эти меры направлены на определенные правоограничения лиц, виновных в совершении противоправного деяния;
6) назначение иных мер состоит в том, чтобы удержать лицо от повторного нарушения уголовного закона, т.е. они направлены на достижение таких же целей, что и наказание, - предупреждение совершения преступления, перевоспитание преступника.
В то же время иные меры уголовно-правового характера принципиально отличаются от наказания. Можно выделить следующие характерные черты комплекса указанных мер:
1) определяются судом по его усмотрению не за каждое совершенное преступление, а по необходимости;
2) иные меры не включены законодателем в санкцию за совершение конкретного преступления, как следствие, могут применяться к лицу, совершившему любое преступление;
3) иные меры лишены свойства кары, возмездия; их цель - исправление преступника и предупреждение с его стороны совершения новых преступлений;
4) применение принудительных мер не влечет судимости.
Таким образом, иные меры отличаются от наказания по основаниям применения, содержанию, целям и юридическим последствиям.
В литературе встречается мнение, что иные меры уголовно-правового характера являются одной из форм реализации уголовной ответственности. Это аргументируется тем, что меры уголовно-правового воздействия и наказание имеют ряд общих признаков, перечисленных выше.
Оппоненты данной точки зрения аргументируют свою точку зрения тем, что уголовная ответственность связана с преступлением, следует за ним и обращена на лицо, виновное в совершении преступления, в то время как такие иные меры, как принудительные меры медицинского характера, применяются и в отношении невменяемых лиц, которые вообще не подлежат уголовной ответственности.
При этом делается вывод, что расширительная трактовка уголовной ответственности, смешение ответственности с принудительными государственно-правовыми мерами, имеющими некарательный характер, недопустимы, так как это ведет к объективному вменению, предполагающему ответственность невменяемых лиц и малолетних.
Но насколько относятся вышеперечисленные рассуждение и приведенные доводы к такой иной мере, как конфискация имущества, включенной законодателем в один раздел вместе с принудительными мерами медицинского характера?
Ведь конфискация имущества будет применяться к лицам, виновным в совершении преступления, одновременно с уголовным наказанием. Законом не указано, возможно ли применение конфискации к невменяемым лицам или к несовершеннолетним. Законодатель не определил цели конфискации имущества, как это сделано применительно к мерам медицинского характера. Вряд ли можно утверждать, что конфискация имущества преследует только цель предупреждения совершения дальнейших преступлений, в силу своей тяжести конфискация явно имеет карательный характер.
Ранее конфискация имущества рассматривалась как вид наказания, заключающийся в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного (ст. 52 УК РФ). Теперь согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества определена как безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства имущества, определенного уголовным законом. Можно отметить, что формулировка изменилась незначительно.
Включая конфискацию имущества в раздел "Иные меры уголовно-правового характера", изменил ли законодатель тем самым ее правовую природу, или такое перемещение фактически представляет собой только технический ход для восстановления указанной меры в уголовном законе и, несмотря на определенные изменения, связанные с порядком применения, конфискация, как и ранее, остается видом уголовного наказания?