Рефераты

Совершенствование системы информационного обеспечения сотрудников ОВД

, наконец, последняя задача системы информационного обеспечения ОВД сводится к использованию систем поддержки принимаемых решений для оперативного управления силами и средствами, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах.

Правомерность и актуальность указанных задач системы информационного обеспечения подтверждается отечественным и зарубежным опытом создания систем информационного обеспечения и эксплуатации информационных систем. Этот опыт свидетельствует о том, что основным направлением развития системы информационного обеспечения должно быть расширение масштабов использования децентрализованной автоматизированной обработки информации, при этом объем децентрализованной обработки данных должен быть максимально возможным, а объем централизованной обработки только на необходимом уровне. Иными словами, речь идет об оптимальном, целесообразном распределении функций системы информационного обеспечения горрайорганов.

Для полноты картины сделаем небольшой экскурс в историю, а также рассмотрим, как этот вопрос решается за рубежом.

Выяснение историко-правовых и организационных аспектов рассматриваемой проблемы, а также некоторых иных аспектов развития информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел позволит наиболее четко уяснить важность совершенствования системы информационного обеспечения РУВД.

Необходимость в учетных работах возникла еще у древних. Греческий историк Геродот(484-420гг. до н.э.) описывает способ, которым пользовался для подсчета численности своих войск персидский царь Дарий(V в.до н.э.): каждый воин, проходя мимо указанного места, должен был положить камень. Когда войска Дария прошли, они оставили после себя огромные кучи камней. Аристотель (384-322гг.до н.э.) в одном из своих сочинений приводит обычай афинян приносить жрице богини Минервы в дар за каждого новорожденного одну меру пшеницы, а за каждого умершего- одну меру ячменя, что давало возможность жрецам, кормившимся этими приношениями, учитывать число рождавшихся и умерших. Как известно, статистическое изучение любых общественных процессов должно базироваться на всестороннем анализе их материальной природы. Поэтому уголовная статистика, исследуя количественную сторону преступности, должна полностью уяснять ее качественные особенности ее причины, формы борьбы с нею и т.п. Предоставляя материал о структуре и движении преступности, о ее взаимозависимости с другими социальными явлениями (например, с алкоголизмом),о процессе борьбы с преступностью и т.п., уголовная статистика, базируясь на основных положениях уголовного права и процесса, совместно с ними должна изучать причины преступности и вырабатывать мероприятия по борьбе с ней. Только при таком сотрудничестве могут быть достигнуты полезные результаты. Отрыв статистики от этих наук приведет к самым серьезным дефектам, как в самой статистике, так и в уголовном праве и процессе. Основная задача уголовно-правовой статистики заключается в том, чтобы, с одной стороны, дать исчерпывающую характеристику количественной стороны преступлений, с другой - охарактеризовать своими показателями, как осуществляется борьба с преступлениями, проводимая соответствующими государственными органами и общественными организациями. Исходя из перечисленных задач, можно достаточно четко наметить три основных объекта уголовно-правовой статистики. Она характеризует с количественной стороны - преступления (сами факты общественно опасных деяний), преступников (лиц, совершивших такие деяния) и наказания (меры государственного принуждения, назначаемые судом за совершение преступлений).

Сбор и анализ статистической информации с помощью типовых бланков, рассылаемых на места, берут свое начало в МВД России при первом министре внутренних дел В.П. Кочубее с 1807 года. В конце XIX века в русской сыскной полиции возникают и совершенствуются системы учетов, начинают применяться такие научные методы, как антропометрия, фотография и дактилоскопия. Первое антропологическое бюро, работа которого с первых месяцев существования дала положительные результаты, создается в 1890 году в Санкт-Петербурге. В 1907 году в связи с ростом объемов информации при Департаменте полиции было создано Центральное регистрационное бюро, собирающее информацию с мест. Для регистрации и опознания личности преступника служили: справки о судимости за два последних десятилетия; карты, составляемые в сыскных отделениях на всех лиц, задерживаемых в течение дня в различных частях города по обвинению в общеуголовных преступлениях и проступках. Причем регистрационные карты содержали максимальный объем информации - от фотографии и отпечатков пальцев, до адресов дальних родственников и любовниц.

Начиная с 1917 года, когда на Народный комиссариат внутренних дел постановлением правительства "О рабочей милиции" были возложены задачи по созданию и формированию подразделений народной милиции, внедряются новые методы работы. Вместо картотечного учета преступлений и лиц, их совершивших, отчетов и опросных листов, применявшихся в полиции России, вводятся доклады с мест. Разрушается и почти теряется система учета преступлений и преступников. При разгроме сыскных отделений бывшие уголовники старались уничтожить все материалы регистрационных бюро. Лишь через год система начинает возрождаться, когда 25 июля 1918 года Советское правительство приняло Декрет о государственной статистике. Этим документом, были определены организационные основы статистических органов и задачи их деятельности. 23 сентября 1918 года решением Коллегии Народного комиссариата внутренних дел в структуре центрального аппарата создается информационное подразделение и утверждается "Положение о статистическом отделе комиссариата внутренних дел". Этот документ положил начало созданию информационной службы органов внутренних дел. В этом Положении было впервые записано: "Ст.2. Статистический отдел сосредоточивает у себя разработку всех статистических материалов, находящихся в ведении комиссариата внутренних дел, а именно: ... Статистику преступных случаев по родам и видам, раскрытых и нераскрытых преступлений, социального состава привлеченных к дознанию и т.п.".

В момент образования статистический отдел НКВД, как орган, "выполняющий поручения" и "выдающий справки статистического свойства" Комиссариату внутренних дел и другим центральным учреждениям, использовал для сбора, обработки и выдачи информации одноканальную телеграфную, а также телефонную и фельдьегерско - почтовую связь, возможности которой были весьма ограничены.

Среди невероятных трудностей и забот, связанных с революцией, Гражданской войной, интервенцией, борьбой с разрухой, голодом, детской беспризорностью, пристальное внимание уделялось делу учета и статистики в стране. С сентября 1918 года статистический отдел НКВД, территориальные аппараты статистики становятся постоянной составляющей системы органов внутренних дел.

В органах внутренних дел работа с информацией практически всегда регламентируется правовыми актами либо государственными, либо ведомственными. Первое же информационное подразделение - регистрационное дактилоскопическое бюро создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР. Вслед за этим вводится единая система регистрации преступлений и отчетность. Осознается и начинает подчеркиваться важность информационного обеспечения. Переломным моментом стал 1922 год, когда на Первом Всероссийском съезде работников милиции утверждается программа организации учетной и статистической работы. В 1923 году приказом начальника Центрального аналитического управления (ЦАУ) отменяются все ранее действовавшие в этой сфере нормативные акты и устанавливается новая отчетность. В апреле этого же года ГПУ в своем приказе по вопросу дактилоскопирования лиц, задержанных при нелегальных переходах государственной границы, лиц, арестованных по подозрению в контрабанде или бандитизме, предлагало для централизации всего дактилоскопического учета организовать при ОУР дактилоскопическое бюро. С упразднением ЦАУ в 1929 году создается Административно-организационное управление, в компетенцию которого входят и вопросы организации единой системы информации, которые должен был решать статистический отдел. Принятие инструкции, регламентирующей всю работу с информацией во всех подразделениях НКВД, становится важным этапом совершенствования как информационной работы, так и ее правового обеспечения. Стоит заметить, что в дальнейшем с сохранением "традиций" и по сегодняшний день редкий год проходит без изменения или полной замены отчетности в ОВД. С одной стороны, эта бурная деятельность говорит о внимании к информационному обеспечению, а с другой - раздражает людей, едва научившихся заполнять бланк отчетности и привыкших к нему за год, и поэтому ведет, особенно в первый период введения новых бланков отчетности, к ошибкам в их заполнении.

В последующий период (1930-1939 гг.) в связи с реорганизацией органов внутренних дел регистрационно-учетные аппараты были созданы при управлениях и самостоятельных отделах НКВД.

В 1935 году в связи с реорганизацией ОГПУ и объединением в одном ведомстве НКВД СССР органов госбезопасности и милиции приказом от 2 июля 1935 г. объявляется проведение в лагерях, колониях и тюрьмах единовременной дактилоскопической регистрации заключенных. Инструкцией, объявленной этим приказом, предусматривалось, что органы НКВД в целях учета преступников и их преступной деятельности, ведут алфавитную и дактилоскопическую регистрацию. Таким образом, к середине 30-х годов сформировалось третье направление информационно-справочной работы, однако надо заметить, что все три направления - статистический, алфавитный и дактилоскопический учеты - развивались и совершенствовались самостоятельно.

Существенным недостатком являлась разрозненность оперативных учетов, значительно затруднявшая борьбу с правонарушениями в стране. В мае 1941 года регистрационно-учетные аппараты в указанном звене были упразднены, а их функции переданы в 1-й спецотдел. В 1960 году функции 1-го спецотдела были переданы в оперативно - справочную картотеку, образованную при МВД. Однако поиск оптимальных орг. штатных структур, отвечающих требованиям времени, продолжался. В 1962 году оперативно-справочная картотека, в связи с переименованием министерства, преобразована в 1-й спецотдел.

За период с 1918 по 1968 год подразделения информационной службы, совершенствуясь профессионально и структурно, прошли трудный путь, активно участвуя в борьбе с преступностью. своих живых и павших героев.

Первое упоминание об информационном подразделении в Башкирии относится к 1919 г. Приказом № 1 от 03.10.1919 по Комиссариату внутренних дел Башкирской Советской республики на должность заведующего Информационно-Инструкторского отдела с 1 августа 1919 года назначается Каспранский. В штатах Информационно-Инструкторского подразделения в 1920 году уже было 64 сотрудника, правда кроме ведомственной статистики и криминалистических учетов на него было возложено и много других функций.

По положению о Народном Комиссариате внутренних дел Башкирской Советской Социалистической республики на Информационно-Инструкторское управление возлагались:

- выдача справок, как по народному Комиссариату Внутренних дел, так и по другим Комиссариатам:

- регистрации служащих всех Народных Комиссариатов;

- собирание и научная разработка сведений об организационной деятельности учреждений Башкирской Советской Республики, опубликование этих сведений, а также инструкций, приказов и т.п. материалов;

- печатание различных изданий Комиссариата;

- инструктирование и организация различных курсов по вопросам управления;

- обследование положения дел на местах в учреждениях Народного Комиссариата.

Для реализации этих функций сотрудники управления, выезжая в командировки получали мандаты: "Предъявитель сего командируется для ревизии волостных сельских советов и организации Информационно-Инструкторских отделов. Всем Контонным Ревкомам и Исполкомам вменяется в обязанность оказывать всякое содействие в проведении возложенных на него обязанностей, а также всем волостным сельским Советам предписывается командируемому доставлять подводы вне всякой очереди. За установленную плату по 1 руб. 50 коп. с версты".

В последующие годы НКВД и Наркомат Внутренних дел неоднократно реорганизуются, меняется название и положение Информационных подразделений.

Рост информации в органах внутренних дел и необходимость ее оперативной обработки привели и к использованию новых технических средств в информационной деятельности МВД. Первое машинно-счетное бюро было создано в начале 60-х годов в УВД Мосгорисполкома и примерно в это же время в МВД Казахской ССР.

В этом же году функции 1-го спецотдела были переданы в оперативно-справочную картотеку, образованную при МВД. Однако поиск оптимальных организационно-штатных структур продолжался, и в 1962 году оперативно-справочная картотека в связи с переименованием министерства была преобразована в 1-й спецотдел.

С внедрением в деятельность органов внутренних дел появившейся в стране вычислительной техники, начиная с 1968 года, создаются новые структурные подразделения - вычислительные центры, работавшие вначале в основном на машинах типа Минск-22, Минск-32. Единая структура информационной службы, объединившая информационно-статистические отделы органов внутренних дел с вычислительными центрами, появляется лишь в 1971 году, в связи с образованием при МВД СССР Главного информационного центра. Приказом МВД СССР от 17 мая 1971 года утверждается типовая структура информационных центров при МВД-УВД, а также их временных типовых штатов (отмененных в 1985 году).

В ноябре 1971 года на базе ГИЦ создан Главный научно- исследовательский центр управления и информации МВД СССР, введено в действие Положение о ГНИЦУИ (административно-управленческом и научно-исследовательском учреждении, организующем службу оперативной информации и обеспечивающем научную разработку проблем совершенствования системы управления и информации в органах внутренних дел на основе комплексной автоматизации, внедрения средств вычислительной техники и автоматизированных систем розыскного назначения).

В органах внутренних дел Башкирии информационный центр создан Приказом МВД СССР от 05.03.1973 года, в 1978 году была получена, а в 1979 году запущена в эксплуатацию ЭВМ "Минск-22".

В соответствии с Законом "О милиции", к компетенции МВД отнесены функции по формированию справочно-информационных фондов, оперативного и криминалистического учетов. Выполнение этих функций осуществляется ГИЦ МВД РФ, ИЦ МВД, УВД республик, краев и областей РФ во взаимодействии с подразделениями криминальной милиции, милиции общественной безопасности, пенитенциарными учреждениями, другими правоохранительными органами. Вычислительный центр обеспечивает эксплуатацию автоматизированных систем в интересах всех служб и подразделений МВД, решает ряд задач во исполнение программы компьютеризации ОВД, ведет компьютеризация служб министерства и ОВД.

Приказом МВД СССР № 316 Главный информационный центр, включивший в себя и научные подразделения, переименовывается в Главный научно-исследовательский центр управления и информации Министерства внутренних дел СССР. В январе 1972 года Приказом МВД СССР утверждается перспективный план МВД СССР и перспективный план совершенствования деятельности органов внутренних дел РСФСР на 1971-1975 годы, где по сути дела впервые говорится о возможности использования вычислительной техники в деятельности органов внутренних дел. В марте 1972 года Приказом МВД СССР объявляется о создании автоматизированной системы анализа данных об умышленных убийствах и покушениях на убийства, позднее вводится в опытную эксплуатацию автоматизированная информационно-поисковая система всесоюзного учета паспортов разыскиваемых лиц и утраченных паспортов. Однако заметим, что только в 1989 году в Приказе МВД СССР №319 оговаривается необходимость обучения личного состава органов внутренних дел работе с компьютерной техникой, что, несомненно, ограничивало информатизацию органов внутренних дел.

Период 70-х годов характерен активизацией разработок и внедрения в ГУИД МВД СССР автоматизированных систем управления типа "Труд-122", "Производство-222", "Лес-322"; успешно эксплуатируется автоматизированная система оперативного анализа и ежедневного контроля выполнения плана по расширенному перечню номенклатуры производства Главка. Целесообразность и эффективность использования в те годы этих АСУ были доказаны временем, однако интенсивное развитие вычислительной техники и программных средств требовало постоянного их совершенствования и в конечном счете замены. На это обращалось внимание и в литературе.

Несмотря на то, что ЭВМ начинают использоваться в МВД в конце 60-х - начале 70-х годов, внедрение вычислительной техники в деятельность органов внутренних дел вплоть до июля 1991 года, когда Приказом МВД России была утверждена Программа компьютеризации органов внутренних дел РСФСР, велось бессистемно. Приоритет отдавался приобретению и внедрению ЭВМ в деятельность органов внутренних дел без учета как уровня решаемых задач, так и имевшегося программного обеспечения. В результате этого даже информационные центры, не говоря уже об органах, исполняющих наказания, оснащались разнотипной, несовместимой вычислительной техникой, порой списанной в других организациях и устаревшей. В 1992 году из 160 МВД, УВД только в 120 созданы вычислительные центры, имеющие в эксплуатации 54 ЕС и 166 СМ ЭВМ 17 различных модификаций. Эта техника, разработанная еще 10-15 лет назад, морально и физически устаревшая, была уже тогда оперативно и технически бесперспективна. Более того, 45% вычислительной техники ИЦ МВД, УВД к концу 1992 года выработало свой ресурс и подлежало замене. За прошедший период вычислительные центры работали на полную нагрузку, разрабатывая персональное программное обеспечение, несовместимое с программным обеспечением других вычислительных центров МВД, и едва успевали за быстро меняющейся статистической отчетностью. Положительной стороной этого процесса было то, что рос профессиональный уровень сотрудников вычислительных центров. С другой стороны, это приводило к неоправданному удорожанию разработок, дублированию существующего программного обеспечения, а, следовательно, и к нерациональной трате финансовых средств. В разработках практически не использовались такие достижения в области компьютеризации, как сетевые структуры, интегрированная обработка данных и т.п. Автоматизированные системы были разрознены и не взаимосвязаны, отчетность в ГИЦ до сих пор передается на перфолентах, магнитных лентах и дискетах. Создаваемое на вычислительных центрах МВД программное обеспечение обычно уступало лучшему из существовавшего в стране и тем более в мировой практике, но были и разработки на уровне мировых стандартов.

Однако разрабатывалось и эксплуатировалось программное обеспечение и достаточно высокого уровня. К их числу следует отнести разработанное Академией МВД РФ программное обеспечение АРМ руководителя следственного подразделения, следователя, систему регионального криминологического прогнозирования "ИСКРА", экспертную систему для службы БЭП "Диагноз", АРМ эксперта-криминалиста и др., отличающиеся от мировых стандартов в несколько раз меньшей стоимостью.

До сих пор успешно работает введенный в действие начиная с 1985 года Приказом МВД СССР автоматизированный банк данных оперативно-розыскного и профилактического назначения "Центр", "Республика", в котором используется информационно-поисковая карта (ИПК) АБД, служащая для сбора информации о лицах, совершивших преступление, их связях и о характере совершенного ими преступления. С самого начала использования АБД заполнение ИПК на осужденных возлагалось на органы, исполняющие наказания.

К тому же хотелось бы заметить, что основой АБД служит адаптируемая система управления базами данных (ADABAS), введенная в эксплуатацию еще в марте 1971 года в Европе и США, используемая там, в банковском деле, страховании, промышленной индустрии, в деятельности правительственной администрации и других отраслях, связанных с обработкой данных. В настоящее же время на Западе используется уже более совершенное программное обеспечение. У нас же АБД по-прежнему эксплуатируется практически во всех вычислительных центрах МВД РФ, несмотря на то, что информационный фонд по стране составлял в 1991 году 200 млн. документов.

В целях совершенствования информационного обеспечения ОВД, устранения отмеченных выше недостатков в области компьютеризации, обеспечения концентрации усилий информационных центров на важнейших направлениях работы, а, кроме того повышения ответственности за использование автоматизированных систем, издается Приказ МВД СССР №104 от 5 июля 1991. Он отмечает переходный этап компьютеризации органов внутренних дел России от разрозненной, не связанной, устаревшей и программно-несовместимой вычислительной техники, используемой в органах внутренних дел к стройной системе информационного обеспечения МВД России. Это было необходимо для разработки, внедрения, сопровождения и дальнейшего совершенствования типовых автоматизированных банков данных и комплексов автоматизированных систем управления как регионального, так и уровней горрайлинорганов, а также для их совместимости. Этот же Приказ утверждает Программу компьютеризации органов внутренних дел РСФСР на 1991 год и ближайшую перспективу, в которой определяются основные направления создания отраслевой информационно-вычислительной сети, разработки единого унифицированного методического, информационного, организационно-правового и программно-математического обеспечения для перехода к интегрированным базам данных и другим информационным технологиям. В Программе предусматривается выполнение комплекса работ, обеспечивающих межведомственное взаимодействие законодательных, правоприменительных и правоохранительных органов России на основе объединения в информационно-вычислительной сети России локальных и территориальных распределенных ИВС ОВД, юстиции, прокуратуры, суда и арбитража. Остро проявляется отсутствие единой политики в области снабжения и использования технических средств в органах внутренних дел в связи с ростом преступности и экономической нестабильности в стране. В 1992 году Приказом № 207 от 26 июня оговариваются меры по обеспечению единой технической политики в области создания и внедрения информационных систем органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, а главной задачей научно-методического совета по информатике и компьютеризации является выработка в этой области стратегии, приоритетов и согласованной единой технической и финансовой политики. В следующем месяце вышел в свет Приказ об утверждении Типового положения ИЦ в системе МВД, оговаривавший основные задачи и функции информационного центра. Перед ИЦ стояла задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической и архивной информацией, а также задача проведения организационных и научно-технических мероприятий по созданию региональной ИВС, разработке и внедрению компьютерных комплексов на основе разработанных ГИЦ принципов стандартизации информационного, нормативно-правового, математического и технического обеспечения АИС и ИВС общего пользования. Причем ИЦ должен был осуществлять методическое руководство и контроль за деятельностью органов и учреждений в работах по своей линии. К основным функциям ИЦ в этом Приказе относится представление в установленные сроки в ГИЦ статистической отчетности и сведений об основных показателях работы МВД, регламентированных нормативными актами МВД. В то же время при поступлении в МВД новой вычислительной техники и программного обеспечения к ней еще острее проявлялись и проявляются проблемы совместимости применяемых и поступающих новых ЭВМ, нехватки специалистов и площадей для развертывания информационно-вычислительных сетей, т.к. это необходимо осуществлять без прерывания существующего информационного обеспечения и остановки вычислительной техники.

Таков краткий исторический обзор состояния информационной деятельности и использования технических средств в МВД за прошедший период времени.

Для полноты картины рассмотрим, как этот вопрос решался за рубежом.

Несмотря на то, что за рубежом первые попытки использования ЭВМ для нужд правоохранительных органов отмечаются еще в середине 50-х годов, активное их применение начинается лишь с середины 60-х годов. Первенство в использовании вычислительной техники в деятельности правоохранительных органов признается за США, где уже в 1963 году функционировало 117 автоматизированных информационных систем.

В 1965 году опыт использования компьютеров в деятельности правоохранительных органов США обсуждался на международном коллоквиуме, организованном Интерполом, что послужило толчком для ускорения разработки и использования АИС в органах внутренних дел во всем мире.

В конце 70-х годов там же в США рождается идея создания типовых АИС на базе малых ЭВМ для средних и малых департаментов полиции. Разработкой и внедрением нескольких подобных АИС занималась международная ассоциация начальников полиции совместно с Бюро уголовной статистики Министерства юстиции США. К таким типовым АИС относятся: "CASS", "POSSE", "FMIS", "IMIS". Массив данных составляет информация полиции нескольких штатов, использующих эту систему, и кроме того она позволяет выйти на национальный центр информации о преступлениях и преступниках как находящихся на свободе, так и в местах лишения свободы, что говорит об используемых информационно-вычислительных сетях и совместимости как компьютеров, так и программного обеспечения.

Первые попытки использования ЭВМ в правоохранительных органах ФРГ датируются 1956 г., но наиболее активно компьютеры стали применяться лишь с середины 60-х годов. В самом начале автоматизированные системы не были объединены в общегосударственную систему, а разрабатывались разобщено в отдельных регионах. Этот недостаток, а также и другие причины привели к тому, что лишь в 1972 году была введена в эксплуатацию только первая очередь главной полицейской информационной системы ФРГ "INPOL", к которой была возможность подключения 35 удаленных дисплеев. Через десять лет, создав общегосударственную систему, уже появилась возможность подключения более чем 2,5 тысяч дисплеев. В середине 80-х годов эта система считалась одной из самых передовых в Западной Европе. Благодаря системе "Inpol" по запросу с абонентского пункта ЭВМ можно было получить в течение минуты необходимую пользователю информацию, в том числе и о лице, отбывающем наказание. Недостатком этой системы являлось то, что она разрабатывалась на основе традиционных полицейских карточек. По мнению же германских специалистов, более рациональным является поиск по характерным признакам совершенных преступлений (подобная возможность заложена у нас в стране в информационно-поисковой карте АБД).

Наиболее целесообразным, по мнению ряда западных авторов, считается кроме указанного выше, создание региональных массивов данных о преступниках с описанием совершенных ими преступлений и массивов данных о нераскрытых преступлениях (нечто подобное предусмотрено и в АБД).

Информационная система правоохранительных органов Австрии зародилась в середине 60-х годов и включает две части. Первая (AS) служит для решения задач управленческого аппарата. Вторая (EKIS) обеспечивает информацией оперативные подразделения и содержит массивы: различных лиц, попадающих в интересы полиции, в том числе и осужденных уголовными судами Австрии; украденное имущество; угнанный автомототранспорт, зарегистрированный в Вене. Кроме того, для решения задач Интерпола создан и действует специальный массив АDP, обеспечивающий в основном вопросы канцелярской работы.

В Англии начало использования вычислительной техники в правоохранительных органах относится к середине 60-х. В 80-х годах в информационных системах полиции и спецслужб хранилось несколько миллионов специальных досье на граждан этой страны. В настоящее время продолжает расширяться национальный вычислительный центр полиции. Планируется подключение его не только к ЭВМ полицейских управлений, но и к компьютерам остальных ведомств Англии. Производится замена созданных ранее, но еще эксплуатируемых в настоящее время нескоординированных автоматизированных систем сбора и хранения информации различных уровней на единый национальный комплексный банк данных. Продолжает совершенствоваться и информационное обеспечение тюрем. Так, например, в Англии Тюремное управление разрабатывает компьютерную информационную систему LIDS, представляющую собой местный банк данных тюремного управления. Руководитель одной из частных тюрем описывает эту систему следующим образом: в тюрьмах создаются локальные информационные сети, подключение которых к LIDS планируется в ближайшие десять лет. В результате этого как тюрьма, так и Тюремное управление смогут получать интересующие данные о заключенном в любом учреждении или требуемую информацию о неоднократно отбывавшем наказание. Также планируется получение статистической информации из этой системы Министерством внутренних дел Англии.

На основании трудов наших и зарубежных ученых, приводившихся выше, практической деятельности, а также проведенных исследований на вычислительном центре и в практических органах можно заключить, что для того, чтобы создать современную систему информационного обеспечения органов внутренних дел, необходимо совершенствование организационно-правовых основ ее разработки и использования.

Целью внедрения и совершенствования системы информационного обеспечения в органы внутренних дел является повышение эффективности управления на основе обеспечения каждого конкретного сотрудника и в первую очередь, конечно, руководства именно той информацией, которая ему необходима для анализа ситуации и принятия эффективного управленческого решения.

Обновление и уточнение организационно-правовых основ создания и использования системы информационного обеспечения органов внутренних дел находится на первом месте в комплексе мероприятий по совершенствованию управления в органах внутренних дел. Оно опирается на такие государственные правовые акты, как указы и распоряжения Президента и Правительства Российской Федерации, которые должны уточняться и углубляться приказами МВД Российской Федерации, МВД, УВД республик и представлять собой разработку этой деятельности.

2. Современные аспекты информатизации ОВД

С начала 90-х годов ХХ века в России было издано порядка полусотни нормативных актов регламентирующих совершенствование информационного обеспечения, в том числе и в ОВД. Ключевые направления развития системы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел России были определены еще в Программе компьютеризации, утвержденной приказом МВД РСФСР от 5 июля 1991 года № 104, техническом задании на создание информационно-вычислительной сети МВД России (февраль 1992 года), Концепции развития системы информационного обеспечения в борьбе с преступностью, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 12 мая 1993 года № 229. В последние годы были разработаны нормативные акты МВД России регламентирующие совершенствование системы информационного обеспечения деятельности сотрудников ОВД: Приказ МВД РФ от 08.07.2005 № 543 "О реализации подпрограммы "Создание системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации Федеральных округов АДИС-ГИЦ, создание сети программно-технических комплексов АДИС регионального уровня" на базе программно-технических решений АДИС "ПАПИЛОН"; Приказ МВД РФ от 21.01.2005 № 33 "Вопросы Главного информационно-аналитического центра МВД России"; Приказ МВД РФ от 20.11.2004 № 755 (ред. 07.02.2005) "Вопросы Правового Департамента МВД России и Центра правовой информации МВД России"; Приказ МВД РФ от 01.07.2004 № 407 "Об утверждении Инструкции о порядке эксплуатации Автоматизированной информационно-поисковой системе «Нормативные акты МВД России»; Приказ МВД РФ от 08.06.2006 № 420 "Об утверждении Программы создания единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД РФ"; Приказ МВД России от 04.07.2006 №523 «Об утверждении Временной инструкции по информационному взаимодействию подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и ФМС России с интегрированными банками данных».

В ходе корректировки Федеральной целевой программы “Электронная Россия” (ФЦП ЭР) выяснилось, что главной проблемой, мешающей ее эффективной реализации, в том числе и в регионах, помимо неполного финансирования, является недостаточное развитие нормативно-правовой базы в области информатизации. Отсутствие единых технологических стандартов и форматов предоставления и размещения данных в информационных системах государственных учреждений, отметил министр, не позволяет организовать эффективное взаимодействие последних (90% всех государственных информационных ресурсов носят узковедомственный характер). Проанализировав региональные программы и проблемы информатизации, Минсвязи предложило разработать и рассмотреть на заседании Правительства РФ в III квартале 2004 г. концепцию региональной информатизации на период до 2010 г. В настоящее время подготовлена концепция развития законодательства РФ в области ИКТ, содержащий перечень более чем из 60 нормативно-правовых документов.

Основой достижения США и Западной Европой в 90-е годы мирового лидерства явилось использование интеллектуальных технологий и ускоренное развитие высокотехнологичных и инновационных отраслей. Вклад сектора ИКТ и объема информационно-коммуникационных услуг в ВВП в странах ЕС сегодня превышает 15%, а в США достигает 25%.

Идея разработки Программы "Электронная Россия" возникла в начале 2000 г., когда Министерство экономического развития и торговли РФ работало над стратегическим планом развития страны до 2010 г. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом. А без компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя.

В феврале 2001 г. глава правительства РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке программы "Электронная Россия". Через два месяца была готова ее первоначальная версия, которая затем была рассмотрена на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития. После многочисленных согласований с различными ведомствами, выяснения мнения делового сообщества и внесения соответствующих корректив как в содержательную часть программы, так и в ее бюджет, в январе 2002 г. "Электронная Россия" была одобрена правительством. Координатором программы назначили Министерство Рф по связи и информатизации.

Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ) - один из ведущих государственных университетов России в экономической и управленческой области. Помимо ВШЭ, над документом работали Минэкономразвития, Министерство по связи и информатизации, Министерство образования, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Кроме того, в разработке "Электронной России" принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ "Информика", эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители академической науки. Репрезентативность группы, занимавшейся подготовкой программы, позволила учесть потребности всех слоев общества и добиться, чтобы в результате реализации программы эти потребности были удовлетворены максимально полно.

Рассмотрим основные цели программы "Электронная Россия". К экономическим целям можно отнести задачу построения экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг. По замыслу разработчиков, это позволит кардинально сократить отставание России в использовании новых технологий и органично интегрировать нашу страну в мировую экономику. Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Идея такова: в стране с высокой степенью информационной открытости гораздо меньше возможностей для злоупотреблений по отношению к гражданам со стороны представителей власти. Использование ИТ в этой связи как раз и позволит обеспечить такую открытость. Действительно, возможность направить запрос по электронной почте существенно облегчит гражданину общение с государством.

Предпосылками для внедрения программы стал наметившейся разрыв между Россией и развитыми странами в области ИТ. Это в равной степени касается как мизерной доли участия отечественных информационных технологий в ВВП страны, так и низкого уровня компьютеризации населения. При этом внедрению новых технологий препятствуют множество факторов: от слабой готовности государства к их применению и высокой степени монополизма в индустрии, до несовершенства законодательной базы и ничем не оправданных административных барьеров. Учитывая, что степень информатизации экономики становится определяющим фактором конкурентоспособности страны, такое отставание представляет угрозу экономической безопасности государства.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, Россия имеет возможность выйти из нее в короткие сроки, так как она обладает высоким кадровым и образовательным потенциалом, а отечественный сектор информационных технологий растет с каждым годом. Программа "Электронная Россия" призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Выполнение заложенных в программе мер позволит не только повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества, но также поможет сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира.

В рамках "Электронной России" будет проведена полная ревизия, а затем - изменение нормативно-правовой базы, регулирующей сферу ИТ. Приоритеты: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Также предполагается ослабить ограничения, сдерживающие развитие ИТ-индустрии: облегчить процедуры получения необходимых лицензий, повысить инвестиционную привлекательность отрасли с тем, чтобы обеспечить приток капитала в этот сектор экономики.

Большое внимание в программе уделено информатизации государственного управления. Концепция "Электронного правительства" предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. Предполагается значительно расширить объем информации, которую государственный органы будут обязаны предоставлять гражданам, в том числе и через Интернет. В частности, в обязательном порядке планируется публиковать в Интернете проекты законов и постановлений правительства, информацию о формировании и исполнении бюджетов, проводимых тендерах, отчеты о результатах работы госпредприятий и даже итоги проверок, проводимых Счетной палатой и другими контрольными органами.

Помимо этого, в открытом доступе будут представлены различные информационные и статистические базы данных. Их тематика весьма широка - от маркетинговых исследований, справочников по предприятиям и каталогов продукции, до данных о регистрации сделок с недвижимостью или выданных патентах. Простой пример: создание баз данных результатов научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности позволит значительно облегчить поиск информации, необходимой для запуска и модернизации производства.

В программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных органах систем электронного документооборота. Причем эти системы не будут автономными, они смогут взаимодействовать между собой (между различными организациями информация также будет передаваться в электронном виде) и с внешним миром. Планируется внедрить систему дистанционной подачи документов в Министерство по налогам и сборам, в Госкомстат, в Министерство по антимонопольной политике, в таможенные органы и проч. Большую часть государственных тендеров и закупок также предполагается проводить в электронной форме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты