Совершенствование системы информационного обеспечения сотрудников ОВД
p align="left">Программа "Электронная Россия" разделена на три больших этапа.
В течение 2002 г. был проведен анализ уровня информатизации России во всех сферах: государственной, бюджетной, коммерческой, общественной. Также проведен аудит законодательно-правовой базы информационных технологий и изучен опыт их успешного внедрения. Реализовываются первые проекты перехода к электронному документообороту в органах государственной власти, а так же проекты модернизации системы образования.
На втором этапе (2003-2004 гг.) была продолжено развитие проектов и начнется работа по продвижению России на мировых рынках в качестве поставщика услуг и решений в области информационных технологий. Разработана и внедряется информационная единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного Интернета, а также база для подготовки и переподготовки специалистов.
Третий этап (2005-2010 гг.) ознаменуется массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики. Кроме того, будут созданы предпосылки для реализации прав граждан на доступ к информации. По результатам предыдущих этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота как на внутри- , так и на межведомственном уровне.
Необходимо отметить, что успех информатизации в нашем государстве, а также в органах внутренних дел во многом зависит от конечного пользователя, его профессиональной подготовки и инициативы. Это связано с тем, что как бы сверху не насаждались информационные технологии, пока сам пользователь не поймет необходимость и выгоды именно для него использования современных информационных технологий в работе, не станет требовать персональных настроек и создания своих учетов, ощутив на деле их эффективность, информатизация остановится лишь на уровне руководителей, а, следовательно, будет недостаточно эффективной.
Создание задачи с помощью различных инструментальных средств сотрудником ОВД низового уровня управления (оперативного уполномоченного, инспектора, участкового уполномоченного и т.п.) можно разделить на следующие основные этапы:
Формулировка задачи и ее описание. На этом этапе, исходя из ограничений и возможностей инструментальных средств (СУБД), разрабатываются таблицы, формы и пр., сначала на бумаге, а затем на ПК.
Описание задачи (ввод в ПК всех параметров разрабатываемой задачи, т.е. определение входящих в запись полей, их типа, размера, вхождения в индексы, а также связей между базами). Для последней операции актуальным является соблюдение ограничения целостности данных. Это означает реальность существующих между таблицами связей и наличие уникального и непустого первичного ключевого поля. Кроме того, все взаимосвязанные таблицы должны входить в состав одной задачи.
Реализация задачи. На данном этапе производятся следующие операции: ввод новых записей; коррекция базы данных; решение задач поиска информации и получение результатов в требуемом виде. Именно здесь выявляются недоработки и ошибки в замысле задачи, рождаются новые требования к информационному обеспечению, в связи, с чем разработчик осуществляет коррекцию описания задачи, ее таблиц, форм и пр.
Для создания автоматизированной информационной системы применяются различные СУБД. Например, многие федеральные учеты ГИАЦ МВД России основаны на СУБД «Oracle», автоматизированная информационно-поисковая система оперативно-розыскного назначения «УР-УВД, ГРОВД» была разработана с использованием инструментального средства «КРОНОС».
На региональном уровне в министерстве внутренних дел все шире внедряются распределенные базы данных, кластерные вычислительной системы.
Так, например, в Республике Татарстан внедрен комплекс средств автоматизации дежурной части “Патруль”, межрегиональная автоматизированная дактилоскопическая система “Папилон”, информационно-поисковая система “Марафон”, которая является ядром единого информационного пространства.
В Чувашской Республике главным принципом организации информационных потоков РИАС является актуализация и обработка информации на месте ее первичного получения от физических или юридических лиц силами специалистов органов власти, непосредственно задействованных в сборе информации. Формирование общереспубликанского ИБД осуществляется на основе объединения информации из этих первичных источников.
В Республике Башкортостан эксплуатируются высокопроизводительные комплексы программ «КУСП» (ПИАК), «Статистика», «АДМ. нарушения», «Жалоба», АИПС «Оружие-МВД», АИС "ОСК" и т.д. находящихся в сети и реализованных - на инструментальном средстве «FAKT».
Зарождением автоматизированной информационной сети в МВД по Республики Башкортостан можно считать 1987 год, когда на основе ЕС1036 была создана вычислительная сеть с установкой около 60 мониторов. Для этой сети была разработана и внедрена система информационного обеспечения управленческой информацией руководства МВД по Республики Башкортостан.
С началом процесса оснащения МВД по Республики Башкортостан компьютерами, разрабатывается интерфейс, объединяющий их в единую сеть с ранее установленной вычислительной техникой. Производится переориентация на новое программное обеспечение подразделений МВД и принимается решение о создании автоматизированного рабочего места учетного работника.
Для реализации этого решения в вычислительном центре МВД по РБ разрабатывается программный комплекс, получивший в дальнейшем название "Инструментальное средство FAKT".
Инструментальное средство FAKT - интегрированный, технологический программный комплекс, обеспечивающий создание банков данных по различным видам учетов и ориентированный на решение учетно-статистических, информационно-поисковых и розыскных задач, снабженный системой защиты данных, поисково-аналитическими режимами работы, надежными сервисными функциями обслуживания.
Инструментальное средство в последней версии эксплуатируется горрайорганами МВД Республики Башкортостан более 8 лет.
FAKT снабжен обширными возможностями интерактивной подстройки к требованиям пользователя (изменение структуры данных, экранных и отчетных форм), генератор запросов позволяет удовлетворить самые сложные запросы.
Повышенное внимание уделено помехозащищенности и надежности хранения данных, реализованы технологии распределенного взаимодействия задач, возможность выборочного копирования информации, создания резервных копий, работает поисковый генератор с поиском по любой совокупности признаков с возможностью задания сложных формул (с использованием операторных скобок, макро средств, запоминанием транзакций запроса и возможностью его повторения в любое время, возможностью многократного уточнения запроса и отката к предыдущему запросу).
Разработан аппарат для вывода на печать списков с произвольным набором реквизитов или частей реквизитов. Реализована возможность дополнительного санкционирования доступа в одноранговых сетях и на одиночном компьютере.
Для сотрудников ОВД в ИЦ МВД по РБ разработан достаточно широкий спектр задач, позволяющий накапливать, проводить, анализ и осуществлять поиск требуемой информации. Эти задачи объединены, на основе Программы создания единой информационно-телекоммуникационной системы информационно-вычислительной системы МВД по Республике Башкортостан. В структурном отношении в составе информационно-вычислительной системы МВД по РБ выделены три основные составляющие:
Информационно-технологическая, интегрирующая базовые информационные технологии и обеспечивающая системный подход к ведению и развитию комплекса информационно-технологических услуг ИВС.
Телекоммуникационная, обеспечивающая интеграцию функциональных и технических возможностей сетей связи и передачи данных, входящих в ИВС, унификацию технических решений и средств.
Информационная безопасность, интегрирующая методы и средства обеспечения информационной безопасности.
Рассмотрим более подробно эти составляющие.
1. Информационно-технологическая
Министерством внутренних дел Республики Башкортостан была проанализирована практика применения вычислительной техники и программного обеспечения органами внутренних дел Республики.
Информационно-вычислительная сеть МВД по РБ в настоящее время объединяет в себе более 30 автоматизированных информационных систем (баз данных), в которых насчитывается более 25 млн. документов, что позволяет обеспечивать информационную поддержку повседневной оперативно-служебной деятельности ОВД Республики, и построена на базе программных продуктов корпорации Microsoft с использованием контроллера домена второго уровня.
Для повышения эффективности использования автоматизированных информационных систем, Информационном центром МВД по РБ разработаны и размещены на Web-сервер методические рекомендации по использованию и организации доступа практическими работниками ОВД Республики автоматизированных информационных систем и баз данных:
Клички
Карточки учета преступлений (Формы 1)
Карточки учета лиц (Форма 2)
Несданные уголовные дела
Нераскрытые преступления прошлых лет
Учет утерянных паспортов
Розыск оружия по РФ
Номерные вещи
Запросы ОСК и другая информация.
Кроме того, на Web-сервере ИЦ публикуется ежедневная суточная информация дежурной части МВД по РБ, статистические таблицы, инструкции, правовая информация и научная базы данных "СНТИ" МВД РФ. Данная информация доступна не только в локальной вычислительной сети ИЦ, но и для пользователей удаленного доступа ИВС МВД по РБ.
На Web-сервере за 2006 год было выполнено более 1 млн. запросов. Дополнительно по телефонам (круглосуточно) Диспетчерской службой ВЦ было исполнено более 80 тыс. запросов, что подтверждает актуальность информации, хранящейся в базах данных Информационного центра и используемой в оперативно-служебной деятельности ОВД РБ.
С использованием каналов связи и WEB-технологии в АИС "ОСК" за 2006 год было исполнено более 150 тыс. запросов. Успешно эксплуатируется программное обеспечение (ПО) баз данных: «ЕГРЮЛ», «АДМ. нарушения», «Жалоба», АИПС «Оружие-МВД». Согласно требованиям Указания МВД РФ №1/4777 от 22.07.2004 г. изменены обязательные реквизиты в карточке «Выданные российские паспорта», производится планомерная ежедневная выгрузка в центральную базу АИПС «ИБД-Ф» ГИЦ МВД РФ.
2. Телекоммуникационная
Продолжается объединение подразделений МВД по РБ, так в г. Уфе по высокоскоростным оптоволоконным каналам связи в единую информационную сеть. В настоящее время к оптоволоконным каналам связи подключены и уже работают локально-вычислительные сети (ЛВС) практически почти во всех этих подразделениях, в том числе и Главного управления службы судебных приставов по РБ. Все работы согласованы с требованиями Программы Создания ЕИТКС ОВД.
С развитием оптоволоконных технологий, внедрение на ее основе каналов передачи информации является в настоящее время наиболее перспективным. При этом решается сразу несколько проблем - увеличение скорости доступа к базам данных; централизованное ведение всех баз данных, легкость в их обновлении и осуществление контроля над использованием информации; повышение защищенности сети от несанкционированного доступа; суммарная экономия средств.
После подключения в 2003 году ЭКЦ к Серверу ИЦ «Папилон» по оптоволоконному каналу связи, появилась возможность слить локальные базы данных «Папилон» в единую базу данных ЦАДИС «Папилон» МВД по РБ. Общий объем ЦАДИС «Папилон» составляет более миллиона информационных документов. Согласно Плана мероприятий проводится работа по созданию единого автоматизированного дактилоскопического комплекса «Папилон» с использованием станций бескраскового дактилоскопирования ДС-7 («живой» сканер) и станций удаленного доступа, работающих по коммутируемым каналам связи в РБ и оптоволоконным каналам в г. Уфе. В настоящее время успешно работают «живые» сканеры в большинстве горрайорганов.
3. Обеспечение информационной безопасности
Информационной безопасности развития ИВС МВД по РБ всегда уделялось особое внимание. В МВД Республики Башкортостан проводится комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты информационных массивов от несанкционированного доступа, тиражирования и предотвращения случаев их хищения.
ИЦ МВД по РБ активно сотрудничает с другими подразделениями МВД по РБ в комплексе организационно-технических мероприятий, направленных на эффективность защиты информационных массивов от несанкционированного доступа, тиражирования и предотвращения случаев их хищения. ИВС МВД по РБ, использующая информацию служебного характера организована с использованием программных продуктов корпорации Microsoft. Каждый пользователь имеет свое имя и пароль.
Доступ пользователей к информационным ресурсам ИВС МВД по РБ основан на технологии «клиент-сервер», с использованием Web-интерфейса, что не позволяет определить тип СУБД, на которой построена база данных, ее структуру, получить прямой доступ.
Для выполнения запросов каждый пользователь проходит дополнительную регистрацию, т.е. повторяет ввод имени и пароля, после чего получает доступ к информационным массивам. Все обращения к базам данных ИЦ через WEB-сервер фиксируются в специальном лог-файле, позволяющем в случае необходимости подробно проследить действия пользователя.
При проведении ежеквартальных сверок в ИЦ МВД по РБ начальники подразделений и органов внутренних дел Республики Башкортостан в обязательном порядке предоставляют справочную информацию о сотрудниках, работающих с базами данных ИВС МВД по РБ и ИБД (с указанием специальных званий, должностей и Ф.И.О). В случаях увольнения или перемещения по службе данной категории сотрудников своевременно меняется пароль доступа к информационным массивам вычислительной сети МВД по РБ.
В настоящее время информационно-вычислительная система (ИВС) МВД по РБ функционирует порядка 40 автоматизированных поисковых систем, из них федерального значения следующие базы данных:
АИС «РОЗЫСК ЛИЦ РФ». Автоматизированная информационная система учета лиц, находящихся в федеральном розыске;
АИС «РОЗЫСК АМТ РФ». Автоматизированная информационная система учета (ГУ ГИБДД РФ) автотранспортных средств, находящихся в федеральном розыске;
АИС «АВТОПОИСК». Автоматизированная информационная система учета (ГИЦ МВД РФ) автотранспортных средств, находящихся в федеральном розыске;
АИС «РОЗЫСК ОРУЖИЯ РФ» Автоматизированная информационная система учета огнестрельного оружия, находящегося в федеральном розыске.
АИС «ПАСПОРТ РФ» Автоматизированная информационная система учета похищенных и утраченных личных паспортов граждан;
Перечисленные базы данных являются полной копией баз данных ГИЦ МВД РФ, кроме этого Информационный центр формирует базы данных коллективного пользования республиканского значения:
«АСУН РБ». Автоматизированная система учета населения РБ;
АИС «РОЗЫСК ЛИЦ РБ». Автоматизированная информационная система учета лиц, находящихся в республиканском розыске;
АИС «ПАСПОРТ РБ». Автоматизированная информационная система учета похищенных и утраченных личных паспортов граждан по РБ;
АИС «ОСК». Автоматизированная информационная система учета лиц, ранее судимых (требования о судимости);
АИС «АВТОМОБИЛЬ». Автоматизированная информационная система учета автомототранспортных средств и их владельцев, зарегистрированных на территории РБ;
АИС «РОЗЫСК АМТ РБ». Автоматизированная информационная система учета автомототранспортных средств, находящихся в республиканском розыске;
АИС «ОРУЖИЕ». Автоматизированная информационная система учета владельцев огнестрельного оружия;
АИС «ФОТОТЕКА». Автоматизированная информационная система учета фотографий на ранее судимых лиц;
АДИПС «ПАПИЛОН». Автоматизированная дактилоскопическая информационно-поисковая система учетов совместно с ЭКУ МВД по РБ;
АИС «НППЛ». Автоматизированная информационная система нераскрытых преступлений прошлых лет;
АБД «ИПК-ЛЦ». Автоматизированная база данных на лиц попавших в поле зрения милиции;
АБД «ИПК-ПР». Автоматизированная база данных на совершенное преступление;
АБД «НОМЕРНЫЕ ВЕЩИ». Автоматизированная база данных учета похищенных и изъятых номерных вещей;
АБД «КЛИЧКИ». Автоматизированная база данных учета кличек;
АБД «АНТИКВАРИАТ». Автоматизированная база данных учета антиквариата;
«ДОСЬЕ-МОШЕННИК». Автоматизированная система учета - досье «мошенник»;
«ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ». Автоматизированная система учета - опознавательные карты на неопознанные трупы;
«УГОЛОВНАЯ СТАТИСТИКА Ф1». Автоматизированная система учета преступлений по карточкам (на зарегистрированное преступление форма 1);
«УГОЛОВНАЯ СТАТИСТИКА Ф2». Автоматизированная система учета лиц, совершивших преступления по карточкам (на лицо, совершившее преступление форма 2);
«УГОЛОВНАЯ СТАТИСТИКА Ф 6».
АИПС «ПИАК». Автоматизированная информационно-поисковая система учета сообщений, поступивших из дежурных частей ОВД.
АИПС «ПИАК GSM» Автоматизированная информационно-поисковая система учета похищенных и утраченных сотовых телефонов.
В Информационном центре МВД по РБ продолжается постоянное совершенствование системы информационного обеспечения ОВД, внедрена и действует безбумажная технология обработки документов первичного учета преступлений. Статистические карточки учета преступлений и лиц, их совершивших, подписанные следователем или дознавателем, начальником ОВД, прокурором поступают в штаб горрайоргана внутренних дел и хранятся в органах внутренних дел у сотрудника по учетно-регистрационной дисциплине и статистической работе органов внутренних дел.
Сотрудники по учетно-регистрационной и статистической работе после регистрации их в Едином журнале учета преступлений и лиц сверяют показатели, отраженные в учетных документах с материалами уголовного дела и вносят данные карточек в базу данных «уголовная статистика». Информация по уголовным делам из ОВД передается электронной почтой в Информационный центр при МВД по РБ для постановки их на централизованный учет. Поступившая в ИЦ статистическая информация записывается в базу данных, при этом протокол записи отправляется в ОВД. Зональные инспектора отдела статистики анализируют поступающую почту и протоколы обработки информации.
Во время записи происходит проверка на правильность заполнения. Весь процесс регистрируется, а протоколы записи документов направляются в горрайорганы и зональным инспекторам Информационного центра, курирующим это направление. Всего к концу 2006 года в центральную базу Информационного центра поступило более 150 тысяч статистических карточек учета преступлений и лиц, их совершивших. На основе полученных данных в ИЦ формируется большое количество статистических таблиц и списков, позволяющих получить подробную оценку оперативной обстановки как в районах Башкортостана, так и в республике в целом. Ежемесячно в автоматическом режиме формируется почти 10 тыс. различных регламентных таблиц и списков, техническое задание для которых поступает со всех служб и органов МВД по РБ. Эта информация публикуется на WEB-сервере, а поэтому доступна всем пользователям корпоративной сети министерства, включая и удаленных. Помимо регламентных статистических справок и списков ежедневно выдается оперативная статистическая информация, которая также формируется по запросам подразделений МВД по РБ.
Кроме возможности просмотра обработанной статистической информации, для удаленных пользователей с помощью WEB-сервера обеспечен доступ непосредственно к базам данных статистической информации, а именно: «Учет преступлений», «Лица, совершившие преступления», «Нераскрытые преступления прошлых лет», «Форма 6» и др.
В целях осуществления контроля за поступлением на учет сведений о результатах рассмотрения уголовного дела в суде (справок формы 6) подготавливаются и направляются в Управление судебного департамента списки непредставленных на учет справок формы 6. Обрабатывается более 20 тыс. алфавитных карточек, 20 тыс. справок формы 6 о результатах рассмотрения уголовного дела в суде. Обрабатывается более 5 тыс. статкарточек о результатах расследования уголовного дела из числа нераскрытых преступлений прошлых лет.
В том числе постоянно ужесточается контроль за достоверностью и своевременностью представления первичных информационных документов, необходимых для формирования централизованных криминалистических и розыскных учетов. Обеспечение своевременности объявления лиц в федеральный розыск является приоритетным направлением деятельности отдела оперативного учета.
Разработаны новые технические задания и запущено в эксплуатацию программное обеспечение по учетам: «Номерные вещи», «Сверка файлов федерального розыска», «Автоматизированная выгрузка ИПК-ПР в ГИАЦ». На WEB-сервере ИЦ начата публикация сведений о поступивших документах и задолженностях по учетам: «Досье-Мошенник», «Утраченное и выявленное оружие», «Розыск АМТ по РБ», «Криминал-И», «Адмпрактика-И», «Утраченные паспорта», «Приостановленные УД, по которым не объявлен розыск преступников». Кроме этого, там же размещены обновленные методические рекомендации по ведению централизованных розыскных и криминалистических учетов.
Продолжается формирование и ведение учетов похищенных номерных вещей и документов общегосударственного обращения, утраченного и выявленного незарегистрированного оружия, похищенного автомототранспорта. Вся информация, подлежащая постановке на централизованные учеты, направлена в ГИАЦ МВД России.
Говоря о работе со специальными учетами, необходимо отметить, что в последние годы ежегодно проверяется более 25 тыс. требований, в ОВД республики направляется более пятисот уведомлений об оперативной проверке, ставится на учет порядка 1,5 тыс. ИПК-С, более трех тыс. карточек оперативного учета. Сотрудники ИЦ подготавливают отчеты различных форм и в установленные сроки направляют их в ГИАЦ МВД России.
В связи с ростом хищений сотовых телефонов и низкой раскрываемостью преступлений данного вида в целях повышения эффективности работы по раскрытию данных преступлений, Информационным центром МВД по РБ на Интернет-сервере для всех ОВД республики открыт доступ к базам данных «Номерные вещи» и «Пиак-GSM», в которых концентрируется информация о похищенных сотовых телефонах.
Работа по обработке дактилоскопических карт полностью автоматизирована. Всего в РЦАДИС МВД по РБ более миллиона дактокарт. Учитывая всевозрастающие объемы дактилоскопической информации, подлежащей обработке, в отделе постоянно принимаются меры по разработке более эффективной технологии обработки дактокарт по трем направлениям: поиск более эффективной технологии обработки бумажного носителя дактилоскопической информации; разработка более эффективной технологии автоматизированного контура обработки материала; повышение эффективности использования РЦАДИС «Папилон» в раскрытии и расследовании преступлений. Целью создания АДИС МВД по РБ было повышение результативности и эффективности использования дактилоскопических учетов путем проведения автоматизированных проверок на региональном уровне и на межрегиональном уровне с использованием возможностей единого информационно-технологического пространства АДИС-ПФО, федеральной АДИС-ГИЦ и ЦДС. Это обеспечит более полное и оперативное решение информационных задач по раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, установлению личности неизвестных граждан, неопознанных трупов.
АДИС МВД республики Башкортостан предназначена для автоматизации оперативно-справочных дактилоскопических массивов ИЦ и дактилоскопических учетов ЭКЦ при МВД республики Башкортостан и обеспечивает:
- накопление и актуализацию дактилоскопических массивов, в том числе с использованием станций территориального уровня в горрайорганах внутренних дел (с возможностью удаленного доступа) и с проведением проверок по БД;
- проверку следов рук (пальцев, ладоней), изымаемых с мест нераскрытых преступлений по БД ИЦ и ЭКЦ;
- исполнение запросов (в том числе оперативных) - проверку дактокарт лиц и дактокарт неопознанных трупов по БД ИЦ и ЭКЦ.
Основной задачей разработки являлось создание программно-технического комплекса (ПТК) АДИС МВД республики Башкортостан, позволяющего формировать и вести автоматизированные банки данных дактилоскопической информации в едином информационно-технологическом формате с АДИС-ПФО, федеральной АДИС-ГИЦ и ЦДС.
В настоящее время региональная АДИС МВД по республике Башкортостан обеспечивает:
повышение результативности дактилоскопических учетов при совместном использовании автоматизированных дактилоскопических массивов ИЦ и дактилоскопических учетов ЭКЦ при МВД по РБ;
ускорение обработки дактилоскопической информации при постановке на учет и уменьшение времени ответа на запросы по сравнению с ручным контуром;
снижение уровня ошибок при обработке дактилоскопической информации по сравнению с ручным контуром;
улучшение визуального качества хранимой дактилоскопической информации;
возможность получения копий дактокарт (в том числе, ветхих дактокарт);
улучшение надежности и избирательности (точности) поиска дактилоскопической информации;
возможность установления личности и неопознанных трупов по нескольким отпечаткам пальцев рук, по фрагменту одного отпечатка;
автоматическую проверку дактокарт по всем разделам базы данных АДИС МВД республики Башкортостан при постановке на дактилоскопический учет и при исполнении запросов, включая проверку по БД следов;
автоматическую проверку следов рук (пальцев, ладоней), по всем разделам базы данных АДИС МВД Башкортостан области и ведение автоматизированной дактилоскопической следотеки;
возможность создания единой региональной сети станций АДИС, предназначенных для ввода, проверки дактилоскопической информации по локальной БД и удаленного доступа к центральной БД АДИС МВД республики Башкортостан;
взаимодействие в едином информационно-технологическом пространстве с АДИС-ПФО, АДИС-ГИЦ, ЦДС, другими АДИС регионального уровня (с возможностью использования прямого удаленного доступа при наличии каналов связи и регламента);
возможность применения оптоэлектронных устройств бескраскового дактилоскопирования - «живых сканеров» для обеспечения оперативных проверок лиц.
Пофамильная оперативно-справочная картотека информационного центра насчитывает на конец 2006 года более 1,5 миллиона учетных документов (увеличилась за год на 40 тысяч единиц хранения). Проверки на судимость производят специально закрепленные приказом сотрудники, которые несут персональную ответственность за выдаваемую информацию. При наличии информации в базе данных ОСК, программой предусмотрена передача требований ф.№157 по электронной почте в ИЦ. Срочные запросы направляются также по МСПД «Дионис» и по факсу.
В настоящее время добавлен реквизит «фанат» в экранную форму программного обеспечения АИПС «Адмпрактика» для учета лиц, привлеченных к административной ответственности, за правонарушения, совершенные болельщиками на спортивных сооружениях, по пути движения на футбольные матчи в качестве зрителей или в отношении болельщиков других команд. В горрайорганы РБ разосланы изменения с инструкцией АИПС «Адмпрактика». В настоящее время, обновленное программное обеспечение функционирует во всех горрайорганах РБ. В базе данных АИПС «Адмпрактика» зарегистрировано более миллиона административных правонарушений. Ежемесячно конвертируются и загружаются в базу данных сведения о дорожно-транспортных происшествиях и административных протоколах, регистрируемые подразделениями ГИБДД. По линии ГИБДД зарегистрировано более 500 тыс. сообщений.
Центральная база данных АИС «Адмпрактика» позволяет организовать тематический просмотр всех сообщений отраслевыми службами с принятием ими соответствующих решений, выполнять оперативные запросы, производить сотрудниками отделений ЛРР проверку лиц при решении вопросов о выдаче лицензий, принимать меры согласно существующему законодательству к владельцам огнестрельного оружия, совершившим административные правонарушения.
С 2005 года Информационный центр:
- размещает на WEB-сервере МВД по РБ ежемесячные аналитические таблицы о ритмичности представления органами внутренних дел сведений о зарегистрированных административных протоколах в центральную базу Информационного центра;
- вносит предложения руководителям оперативных зон о выявленных нарушениях и заслушивает во время сверок отдельных начальников ОВД, где работа по формированию базы данных административных правонарушений организована недостаточно хорошо.
В соответствии с Письмом от 6 июня 2005 года и сетевого План-графика организационных и практических мероприятий по реализации требований приказов МВД России №437 - 1999 г. и №229 - 2003 года, ежемесячно направляется отчет в ГИАЦ МВД РФ о формировании базы данных «Оружие-МВД» в ИЦ МВД по РБ.
В настоящее время во всех подразделениях ЛРР ОВД установлена новая версия программного обеспечения, и базы данных подразделений ЛРР ОВД республики приведены в соответствие с требованиями ГИАЦ МВД РФ. Ежедневно по электронной почте из подразделений ЛРР ОВД республики поступают документы для загрузки в Республиканскую базу данных «Владельцы оружия». Идет планомерная выгрузка карточек в АИПС «Оружие-МВД» ГИАЦ МВД РФ через Сервер «Оружие-МВД». С Сервера, установленного в Информационном центре, АИПС «Оружие-МВД» в центральный ссылочный массив (ЦСМ) направлена вся информация, что составляет порядка 90 тысяч карт первичного учета. В 2006 году выгружено более 10 тыс. записей.
Проводится работа с сотрудниками подразделений ЛРР ОВД по выяснению расхождений информации в базе данных «Владельцы оружия» ИЦ и представляемыми отчетами РС-1 в отдел ЛРР МВД по РБ. В отделе ЛРР МВД по РБ установлен Сервер «Оружие-МВД», на котором формируется массив нарезного оружия, находящегося у граждан республики. В июне 2005 года в ОЛРР МВД по РБ передан персональный компьютер (АРМ) «Оружие-МВД» для организации запросов в автоматизированном режиме к ЦСМ «Оружие-МВД». АРМ «Оружие-МВД» установлен в отделе оперативно-разыскной работы ИЦ МВД по РБ для организации запросов в автоматизированном режиме к ЦСМ «Оружие-МВД». За 2006 год в автоматизированном режиме направлено порядка 5 сотен запросов на установление принадлежности оружия. Разработана и внедрена технология проведения перекрестных сверок учетов «Владельцы оружия», «Административные нарушения», «Лицо, совершившее преступление - Форма 2», «Судимость-ОСК».
В соответствии с решением Оперативного совещания при руководстве МВД Республики Башкортостан от 28 февраля 2004 года «Об организации работы с устными и письменными обращениями граждан в МВД Республики Башкортостан» и для автоматизации данного учета сотрудниками Информационного Центра разработано программное обеспечение для учета обращений и заявлений граждан, поступающих в отделы делопроизводства и режима (ОДИР) или принятых выездными комиссиями в ОВД республики. В течение 2005 года программное обеспечение ОДИР было установлено на компьютерах подразделений делопроизводства и режима практически во всех горрайорганах РБ. Ведется централизованная база данных по учету заявлений и обращений граждан в МВД по РБ.
В 2006 года в базу данных ИЦ МВД по РБ по задаче «Обращения и заявления граждан» поступило порядка 8 тыс. карточек. Для обеспечения информирования руководства МВД разработаны аналитические таблицы.
С начала 2006 года введено в БД "Автомобиль" порядка 300 тыс. документов, откорректировано около 150 тыс., записано в БД «Федеральный розыск автомобилей» около миллиона документов. В течение 2006 года велась работа по сопровождению задачи "Автомобиль". Производится регулярный контроль за расходованием спецпродукции - государственных номерных знаков - выдаваемых в РЭПах ГИБДД МВД по РБ. Производится работа по выявлению нарушений в заполнении карточек учета АМТ и их устранения.
В соответствии с Указанием ГУ по ПФО МВД России от 2004 года «О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) Антитеррор» УБОП при МВД по РБ в мае 2004 года было получено программное обеспечение и один персональный компьютер. Полностью запущено ПО, которое работает без выхода в ИВС МВД. Разработана и размещена на WEB-сервере ИЦ аналитическая таблица по преступлениям террористического характера (код-Террор) и список с указанием статей УК РФ и фабулы.
Банк данных системы научно-технической информации (СНТИ) МВД России (БД «СНТИ МВД РФ»), содержащий материалы об опыте деятельности органов внутренних дел России, правоохранительных органов зарубежных стран, а также сведения о научно-исследовательских работах и диссертационных исследованиях, проводимых в системе МВД РФ, установлен и опубликован на WEB-сайте в Intranet сети МВД Республики Башкортостан с 2003 года. К банку данных обеспечен доступ пользователей информационно-вычислительной сети МВД по РБ, включая органы внутренних дел республики. На отчетный период число пользователей, имеющих право доступа к данной информации, составляет более 2 тыс., в том числе более 400 пользователей работают по коммутируемым каналам связи. Информация об обновлении БД СНТИ публикуется на WEB-сайте МВД Республики Башкортостан в разделе "НОВОСТИ". В органы внутренних дел и подразделения МВД по РБ направляются информационные письма. Целям активизации использования БД СНТИ служит также расширение информационной сети МВД по РБ: в ближайшее время планируется подключение Уфимского Юридического Института МВД РФ и Учебного Центра МВД по РБ по оптоволоконным линиям связи, и как следствие, увеличение количества пользователей банка данных и возможностей более эффективного использования научно-технической информации.
В последнее время все шире в органах внутренних дел республики используются компьютерные правовые системы - это связано с тем, что сотруднику ОВД необходим доступ к максимально полному информационному массиву, содержащему сведения о документах различной ведомственной принадлежности во всех их взаимосвязях, отражающему эволюцию законотворческого процесса и его актуальное состояние. Кроме того, существенным является незамедлительное получение требуемого нормативного акта в актуальном состоянии, возможность получения консультационной и дополнительной информации о связи искомого материала с другими нормативными актами, порядку действия, источникам официального опубликования, правовой анализ документа, формы правовых документов и т.п. К таким АИС относят информационные правовые системы ГАРАНТ и КонсультантПлюс.
Информационная правовая система - организованная на основе современных информационных технологий совокупность нормативно-правовых документов и сопутствующей правовой информации, позволяющая реализовать процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, анализа и распространения правовой информации. К сопутствующей нормативно-правовым актам обычно относят консультационный материал, комментарии, статьи, монографии, проекты НПА и т.п.
Лучшие современные ИПС представляют собой уже не только огромные массивы нормативных документов (например, блок нормативных документов ГАРАНТ - Максимум), которые обладают развитыми средствами поиска необходимой правовой информации, но и имеют системы поддержки принимаемого решения, позволяющие оперативно решить возникшую перед следователем правовую проблему. Постоянное совершенствование поисковых и аналитических возможностей, обеспечивает эффективный доступ следователей к информационно-правовым ресурсам. Дальнейшее развитие современных информационных технологий хранения больших объемов информации с использованием высокой скорости ее обработки и передачи позволяют обеспечить требуемую полноту, достоверность и получение правовой информации в режиме реального времени.
ИПС позволяют не просто найти нужный документ, но и провести его правовой анализ, вскрыть взаимосвязи с другими нормами, выявить взаимозависимость различных разделов права. При этом процедура поиска необходимой информации максимально проста, доступна пользователю любой квалификации, и создана для того, чтобы даже при минимуме информации по сути интересующей проблемы были найдены нормативные документы.
Эффективность ИПС напрямую зависит от задач, решаемых с помощью этих систем и учета наиболее важных особенностей законодательства страны, где ИПС используется - именно эти особенности рождают требования к подобным системам.
К основным задачам, решаемым сотрудником ОВД при использовании ИПС можно отнести: возможность использования фрагментов правовых документов для составления собственных служебных документов; эффективную обработку правовой информации; удобный поиск требуемых документов; возможность обращения при работе к большому объему документов и аналитических материалов; составление подборок документов по интересующей теме или за определенный период; экономия ресурсов по систематизации и анализу информации.
Неотъемлемой функцией ИПС двадцать первого века стали аналитические функции: систематизация документов на основе анализа содержания нормативных актов; возможность формировать запрос описанием ситуации; отражение смысловых связей между документами, включая неявные; возможность просмотра документа в том виде, как он выглядел на интересующую дату и т.д.
При рассмотрении требований к ИПС, прежде всего, следует отметить то огромное количество правовых документов, которые изданы в России за последние десять лет. Число их продолжает неуклонно расти, при этом далеко не все издающиеся документы, даже открытого характера, публикуются, те же, что публикуются, могут поступать в печать с большими опозданиями, т.е., ко многим важным документам отечественного законодательства не организовано широкого доступа. Эту задачу и призваны решать информационные правовые системы, распространяя полную и оперативную правовую информацию, в том числе ту, которая еще не появилась в печати. Большое количество издающихся в России правовых документов отражается и на требованиях к технологии ИПС, которая должна справляться с хранением и обработкой любого объема информации, предоставляя при этом эффективные средства поиска нужных документов.