по дисциплине: Система Государственного Управления (СГУ)
Тема: «Таможенные органы в Российской Федерации»
Омск - 2008 г.
Содержание
Введение. .
Глава 1. Организация, система и структура таможенных органов
§1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция.
1.1. Единая система таможенных органов РФ
1.2 Основные функции таможенных органов РФ.
§2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус
2.1. Государственный таможенный комитет РФ;
2.2. Региональное таможенное управление;
2.3. Таможня, таможенный пост.
Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ.
§1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов РФ
1.1. Понятие государственного таможенного служащего.
1.2. Должности и специальные звания в таможенных органах. .
1.3. Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов.
1.4. Правоограничения государственных таможенных служащих.
§2. Прохождение службы в таможенных органах.
§3. Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов
§4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц
Заключение
Приложения
Используемая литература.
Введение
Тема данной курсовой работы «Таможенные органы Российской Федерации».
Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.
В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены: организация, система и структура государственных таможенных органов, а также правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах.
Выбранный мной материал для исследования я считаю актуальным, потому что таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему таможенной политики, направленную на регулирование экономической и внешнеторговой деятельности в Российской Федерации; рассмотреть правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах РФ.
Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:
- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
- содействие проведению структурной перестройки;
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
- стимулирование развития национальной экономики;
- содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.
Таможенный Кодекс РФ регулируют компетенцию таможенных органов, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможен-ную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных плате-жей, таможенного оформления, таможенный контроль и др.
В федеративных государствах таможенные органы составляют, как правило, компетенцию федеральной власти. Конституция РФ относит таможенное регу-лирование к ведению федеральных органов (п. "ж" ст. 71). Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан со ст. 8 Конституции РФ, закреп-ляющей единство экономического пространства, свободное перемещение това-ров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.
Одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и фи-нансовых средств является отсутствие внутренних таможенных границ. Консти-туция РФ (ч. 1 ст. 74) закрепляет: "На территории Российской Федерации не до-пускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Таким образом, Основной закон гарантирует основы конституционного строя (в данном случае - единство экономического пространства) через установление конкретных ограничений в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного само-управления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (пп. "ж", "з" ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
Обложение пошлинами и сборами товаров при перемещении между раз-личными территориями России активно использовалось субъектами вплоть до принятия ныне действующей Конституции РФ в целях защиты местного товар-ного рынка. Статья 74 Конституции сделала невозможным принятие подобных решений органов государственной власти субъектов РФ в будущем.
Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государст-венной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с п. "в" ст. 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов та-моженного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.
Глава 1. Организация, система и структура таможенных органов
§1 Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция
Таможенные органыРоссии -- это государственные орга-ны, регулирующие правоотношения, возникающие, изме-няющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.
Эмблема таможенных органов представляет собой факел и кадуцей золо-тистого цвета, расположенные накрест в поле ярко-зеленого геральдического щита. Щит изображается на фоне золотистого цвета, орла, Государственного герба Российской Федерации.
Флаг таможенных органов символизирует государственную принадлеж-ность морских и речных судов, плавающих под ним. На судне, находящемся в кампании (плавании), поднимается вымпел, который носится постоянно, в тече-ние всей кампании, в любую погоду, на ходу и на якоре.
Эмблема таможенных органов может размещаться на зданиях и сооруже-ниях таможенных органов, на автотранспортных средствах, морских, речных и воздушных судах таможенных органов, в залах заседания коллегий (советов) та-моженных органов, в рабочих кабинетах руководителей таможенных органов.
Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы яв-ляются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти опреде-лена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и ут-верждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.
Исходя из понимания федеральной исполнительной вла-сти как деятельности, состоящей в практической реали-зации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что та-моженные органы осуществляют исполнительную и распо-рядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической орга-низации и осуществлении таможенного дела в стране.
Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов испол-нительной власти, является то, что действующим законо-дательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Однако, это отдельная тема курса и она будет рассмотрена нами позднее.
Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.
Компетенция таможенных органов-- это система влас-тных полномочий, функций и задач, возлагаемых госу-дарством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным орга-нам определенные полномочия для выполнения возложен-ных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объек-там и обязанностей перед личностью, обществом и госу-дарством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компе-тенции таможенных органов.
Реализация компетенции таможенных органов осуществ-ляется в различных правовых формах-- путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правопри-менения и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.
Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними за-дач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обя-зательные для исполнения всеми субъектами-участника-ми правоотношений, урегулированных нормами таможен-ного права (государственными и муниципальными орга-нами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами -- как российскими, так и инос-транными).
Правоприменение в деятельности таможенных органов -- это властно-регулятивные действия должностных лиц та-моженных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, уста-навливающих процедуру правоприменительной деятельно-сти, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с на-рушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридичес-кой ответственности (вплоть до уголовной).
Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.
1.1 ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональ-ной общностью совокупность самостоятельных звеньев, ха-рактеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вы-шестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет опре-деленную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные орга-ны в целом.
Эта система имеет четыре звена: ГТК России, регио-нальные таможенные управления, таможни и таможен-ные посты. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что таможенные посты за редким исключением не явля-ются юридическими лицами и, следовательно, не облада-ют правоспособностью в полном объеме. А раз так, то их, на наш взгляд, не следовало бы выделять в качестве са-мостоятельного звена системы таможенных органов. В то же время, четырехзвенная структура системы таможен-ных органов имеет законодательное закрепление и отра-жена в ст. 8 ТК РФ.
Взаимоотношения в системе таможенных органов ос-новываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности ниже-стоящих органов системы таможенных органов вышесто-ящим. Децентрализация проявляется в наличии у каж-дого таможенного органа строго определенной компетен-ции по осуществлению таможенного дела на подведом-ственной ему территории и сочетании единого централи-зованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возло-женных на них функций.
Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные орга-ны и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воз-душные суда -- опознавательный знак (эмблему таможен-ных органов).
Деятельность таможенных органов должна осуществ-ляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, рос-сийскими законами и международными договорами Рос-сийской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие сво-их должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможен-ной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным дого-вором, нормы которого нарушены. А непосредственно ви-новные в этом таможенные служащие несут дисципли-нарную, административную, уголовную или иную ответ-ственность в соответствии с законодательством Российс-кой Федерации.
1.2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Деятельность таможенных органов как органов испол-нительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.
Под функциями органа исполнительной власти следу-ет понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене ин-формацией организационно-правовых воздействий орга-на, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, эконо-мической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направ-ленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отража-ют материальное содержание управленческой деятельнос-ти, перечень их содержится в актах, регулирующих пра-вовое положение органа в общей системе государствен-ных органов.
Классификация функций управления в научной и учеб-ной литературе проводится различными авторами не од-нозначно. Основными критериями классификации явля-ются объект и субъект управления.
Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направлен-ные на защиту экономического суверенитета и экономи-ческой безопасности России, активизацию связей россий-ской экономики с мировым хозяйством, обеспечение за-щиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и госу-дарственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Субъектами управления в сфере таможенного дела яв-ляются таможенные органы России, составляющие еди-ную систему, в которую входят:
* Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России);
* региональные таможенные управления Российской Федерации;
* таможни Российской Федерации;
* таможенные посты Российской Федерации.
Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.
Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечиваю-щие (функциональные).
Основные функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Среди них:
* участие в разработке и реализации таможенной по-литики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, переме-щаемых через российскую границу;
* защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопаснос-ти государства, являющейся экономической основой су-веренитета России;
* содействие осуществлению мер по защите государ-ственной безопасности, общественного порядка, нравствен-ности населения, жизни и здоровья человека, защите ин-тересов российских потребителей ввозимых товаров;
* применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспе-чение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;
* осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;
* ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
* осуществление валютного контроля в пределах сво-ей компетенции;
* борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Рос-сии; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, историчес-кого и археологического достояния народов России и за-рубежных стран, объектов интеллектуальной собственно-сти, исчезающих видов животных и растений; содействие в борьбе с международным терроризмом;
* выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участие в разра-ботке международных договоров, затрагивающих таможен-ное дело; осуществление сотрудничества с иными органа-ми, занимающимися вопросами таможенного дела.
К обеспечивающим функциям таможенных органов от-носятся кадровая, финансово-плановая, материально-тех-ническая и другие функции организационного характера.
Перечень функций таможенных органов конкретизи-рован и детализирован в Положении о ГТК России, а также в общих положениях о других таможенных органах Российской Федерации
Возложенные на них функции таможенные органы вы-полняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, уч-реждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обя-заны оказывать содействие таможенным органам в реше-нии возложенных на них задач, в том числе путем созда-ния надлежащих условий для этого. Это касается, преж-де всего, финансовых и налоговых органов, органов по-граничной службы, транспортных органов и многих дру-гих, которые тесно связаны в функциональном отноше-нии с таможенными органами.
§2 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ПРАВОВОЙ СТАТУС.
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Государственный таможенный комитет Российской Фе-дерации (ГТК России) в соответствии с Таможенным ко-дексом РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. Положением о ГТК России является ор-ганом федеральной исполнительной власти, осуществля-ющим непосредственное руководство таможенным делом в стране.
Как федеральный орган исполнительной власти ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной влас-ти, органами исполнительной власти субъектов Российс-кой Федерации, а также органами местного самоуправле-ния. Вместе с тем, в отдельных случаях (например, в слу-чаях обжалования в ГТК решений, действий или бездей-ствия нижестоящих таможенных органов) ГТК России может вступать в непосредственные отношения с должно-стными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также с физически-ми лицами.
Основные задачи ГТК России вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федера-ции и мер по ее реализации и сводятся к: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической бе-зопасности и единства таможенной территории страны;
защите экономических интересов России; организации применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом при-оритетов развития российской экономики и необходимос-ти создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях; организации и совер-шенствованию таможенного дела в России; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, кон-троль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечению участия России в меж-дународном сотрудничестве по таможенным вопросам.
В соответствии с задачами ГТК России выполняет 64 функции, которые можно разделить на следующие группы:
1. Организационные функции. К ним, в частности, относятся: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правово-го, экономического и организационного механизма ее ре-ализации и претворение ее в жизнь; подготовка проектов правовых актов о таможенном деле; в соответствии с зако-нодательством России создание региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лабораторий, вычис-лительных центров, баз материально-технической базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных и иных предприятий и организаций, деятельность которых способ-ствует решению задач таможенных органов России.
2. Фискальные функции. В процессе осуществления сво-ей деятельности ГТК России вносит в установленном по-рядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении то-варов, перемещаемых через российскую таможенную гра-ницу; участвует в разработке мер экономической полити-ки в отношении товаров, перемещаемых через российс-кую таможенную границу, включая лицензирование, ре-гулирование цен и другие нетарифные меры, осуществля-ет их реализацию; организует взимание таможенных по-шлин и налогов и иных таможенных платежей в отноше-нии товаров, перемещаемых через российскую таможен-ную границу; обеспечивает своевременное и полное внесе-ние в федеральный бюджет таможенных пошлин и нало-гов; выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квали-фикационных аттестатов, аннулирует или отзывает их, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сбо-ров и других платежей.
3. Функции таможенного оформления и таможенного контроля. К этим функциям относятся: непосредственная организация таможенного оформления товаров и транс-портных средств; осуществление мер по его совершенство-ванию и упрощению; обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны тамо-женного контроля, организация системы охраны объек-тов таможенной инфраструктуры; организация осуществ-ления таможенного контроля и принятие мер по его со-вершенствованию и упрощению без ущерба эффективнос-ти такого контроля; участие в разработке и организации соблюдения разрешительного порядка перемещения от-дельных товаров и транспортных средств через таможен-ную границу России; участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для России материалов, а также куль-турных ценностей.
4. Функции валютного контроля. К этой группе можно отнести следующие функции ГТК России: организация осуществления валютного контроля (в пределах компетен-ции); выполнение функций органа валютного контроля.
5. Правоохранительные функции. К ним относятся:
обеспечение участия российских таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопас-ности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и рас-тений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; организация борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения российскими таможенными органами в соответствии с действующим законодательством функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; организация ведения борьбы с нарушениями таможенных правил и административны-ми правонарушениями, посягающими на нормальную де-ятельность российских таможенных органов; обеспечение оказания содействия российскими таможенными органа-ми борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах России в дея-тельность международной гражданской авиации; осуще-ствление контроля за соблюдением должностными лица-ми российских таможенных органов законности при про-изводстве по делам о контрабанде и об иных преступлени-ях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производ-стве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов России.
6. Функции по ведению таможенной статистики. В дан-ную группу можно включить следующие функции ГТК России: организация ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статисти-ки России; представление Президенту РФ, Правительству РФ и другим федеральным органам исполнительной вла-сти данных таможенной статистики по вопросам, отне-сенных к их ведению, а также субъектам Российской Федерации в части, непосредственно к ним относящейся;
обеспечение информирования государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан по-средством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли по формам, принятым в международной практике; организация ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а так-же работы по подготовке о ее разработке, изменении и дополнении.
7. Функции, направленные на защиту прав и интере-сов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении ими таможенного дела. К этой группе функций ГТК относятся: создание условий для реализа-ции прав граждан, предприятий, учреждений и органи-заций на обжалование решений (в том числе норматив-ных актов), действий и бездействия таможенных органов России и их должностных лиц; обеспечение своевремен-ного и полного рассмотрения жалоб и обращений; приня-тие мер по устранению причин, порождающих ущемле-ние прав и интересов граждан, предприятий, учрежде-ний и организаций; создание системы обеспечения заин-тересованных лиц информацией и оказания им консуль-таций по таможенным вопросам в соответствии с законо-дательством России; обеспечение в пределах компетенции опубликования наиболее важных правовых актов по та-моженному делу; проведение информационно-разъясни-тельной работы по состоянию и развитию таможенного дела в России с использованием различных средств мас-совой информации, в том числе иностранных; создание системы принятия и функционирования предварительных решений по вопросам применения законодательных ак-тов по таможенному делу в отношении конкретного това-ра или хозяйственной операции.
8. Функции по международному сотрудничеству в сфе-ре таможенного дела. Здесь можно выделить следующие функции ГТК: разработка проектов международных дого-воров России по вопросам таможенного дела, проведение в установленном порядке переговоров по их заключению, представление предложений о заключении таких догово-ров; участие в разработке проектов других международ-ных договоров России в части, касающейся таможенного дела; внесение в Правительство РФ предложений о присо-единении России к международным договорам по вопро-сам таможенного дела; участие в деятельности междуна-родных организаций, занимающихся вопросами таможен-ного дела; организация участия России в деятельности Совета таможенного сотрудничества; обеспечение выпол-нения международных обязательств России в части, каса-ющейся таможенного дела; обеспечение сотрудничества и взаимодействия с таможенными и другими компетентны-ми органами иностранных государств; обеспечение изуче-ния и анализа таможенной политики иностранных госу-дарств и состояния таможенного дела в этих государствах.
9. Функции по реализации кадровой и социальной по-литики в сфере таможенного дела. К этой группе функ-ций ГТК относятся: обеспечение подготовки, переподго-товки и повышения квалификации должностных лиц та-моженных органов, подготовка специалистов для работы в таможенных лабораториях, других подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях; утвержде-ние учебных программ для подведомственных учебных заведений; организация системы обучения специалистов в области таможенного дела для предприятий, учрежде-ний и организаций; развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов, таможенных ла-бораторий и других подведомственных предприятий, уч-реждений и организаций; содействие реализации мер пра-вовой и социальной защиты должностных лиц таможен-ных органов, работников таможенных лабораторий и дру-гих подведомственных предприятий, учреждений и орга-низаций.
Из приведенных функций ГТК России видно, что эти функции носят в основном организационный и контроли-рующий характер (организация, обеспечение, осуществле-ние контроля). Это еще раз подчеркивает, что ГТК являет-ся функциональным центром системы таможенных орга-нов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звень-ев системы, способствуя реализации задач и функций, сто-ящих перед таможенными органами страны в целом.
Возложенные на него функции ГТК выполняет непос-редственно, а также через региональные таможенные уп-равления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные за-ведения, научно-исследовательские учреждения, вычис-лительные центры и другие предприятия и организации.
В процессе осуществления возложенных на него функ-ций ГТК России в случаях, предусмотренных Таможен-ным кодексом РФ и иными законодательными актами, наделен правом издания нормативно-правовых актов по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации, предпри-ятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.
Возложенные на ГТК России функции и задачи опре-деляют его внутреннюю организационную структуру, со-стоящую из руководства ГТК, которое, в свою очередь, состоит из Председателя ГТК, его заместителей и колле-гии ГТК, а также -- из аппарата ГТК, в состав которого входят управления и отделы, создаваемые в соответствии с функциями и основными направлениями деятельности ГТК России.
ГТК России является органом, руководство которым осуществляется на принципах сочетания коллегиальнос-ти и единоначалия.
Возглавляет ГТК России председатель, который осуще-ствляет общее руководство системой таможенных органов. Председатель ГТК России назначается на должность и ос-вобождается от должности Президентом РФ и имеет ранг федерального министра. Председатель ГТК имеет замес-тителей, назначаемых и освобождаемых от должности Правительством РФ по представлению Председателя ГТК России. Обязанности между заместителями распределя-ются Председателем ГТК.
Наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью по руководству таможенным делом, решаются на заседа-ниях образуемой в составе ГТК России Коллегии ГТК, возглавляемую Председателем ГТК и состоящую из его заместителей и ряда иных руководящих работников сис-темы таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии претворяются в жизнь прика-зами Председателя ГТК России и являются обязательны-ми для всех нижестоящих звеньев таможенной системы.
Основной объем оперативной работы по руководству де-ятельностью системы таможенных органов ложится на управления и отделы ГТК России.
Управления и отделы ГТК, сформированные по функ-циональному принципу, обеспечивают подготовку проек-тов управленческих решений по осуществлению таможен-ного дела в стране, а также руководство и контроль за практической реализацией этих решений территориаль-ными органами и организациями таможенной системы
Структура аппарата ГТК России представлена следую-щими основными управлениями: управление тарифного и нетарифного регулирования, управление федеральных та-моженных доходов, управление организации таможенного контроля, правовое управление, управление таможенной статистики и анализа, управление безопасности, управле-ние внешних связей, управление валютного контроля.
Помимо основных, направленных на непосредственное руководство таможенным делом в стране, в структуре ГТК России действует ряд вспомогательных (обеспечивающих) управлений и отделов, назначение которых -- обеспечение нормальных условий для функционирования системы та-моженных органов, развития таможенной инфраструкту-ры, создание социально-бытовых условий для обеспече-ния выполнения должностными лицами и иными работ-никами системы таможенных органов и организаций та-моженной службы своих должностных обязанностей. К ним, например, относятся: финансовое управление, управление материально-технического снабжения, управле-ние социального развития, главное управление кадров, отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью, и ряд других.
Как уже было сказано ранее, в настоящее время идет процесс модернизации таможенной службы в соответствии с потребностями адаптации таможенного дела в России к международным стандартам. Этот процесс включает в себя и перестройку центрального аппарата ГТК России. Ряд управлений и отделов преобразовываются в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Помимо этого создаются и новые структурные единицы.
ГТК России является юридическим лицом со всеми при-сущими статусу юридического лица признаками. Финан-сирование деятельности ГТК России и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств фе-дерального бюджета, направляемых на содержание феде-ральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федера-ции источников.
2.2 РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВАЛЕНИЕ.
Региональное таможенное управление Российской Фе-дерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосред-ственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном под-чинении РТУ находятся все расположенные на террито-рии подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ГТК Рос-сии. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона организациями таможенной службы (тамо-женными лабораториями, учебными заведениями др.)
Необходимость создания РТУ как промежуточного зве-на в системе управления таможенным делом в стране обус-ловлена в первую очередь огромными размерами таможен-ной территории России. Руководить таможнями и тамо-женными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координа-ции работы нижестоящих звеньев таможенной системы. При этом следует отметить, что границы таможенных ре-гионов могут как совпадать, так и не совпадать с грани-цами субъектов Российской Федерации и административ-но-территориальных единиц.
Правовой статус РТУ закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Феде-рации, утвержденным Приказом ГТК России от 10 янва-ря 1996 г. № 12. Данное Положение определяет задачи управления и основные его функции.
Основными задачами РТУ являются:
-реализация тамо-женной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;
-разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;
-разработка и реали-зация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономичес-кой безопасности страны;
-обеспечение в подведомствен-ном регионе защиты экономических интересов России в пределах компетенции таможенных органов;
-организация таможенного дела в подведомственном регионе;
-обеспече-ние соблюдения единообразного применения и осуществ-ление контроля за исполнением в подведомственном ре-гионе законодательства о таможенном деле и других пра-вовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;