p align="left">-организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, ины-ми преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил;
-руководство, обеспе-чение, координация и контроль за деятельностью подве-домственных таможенных органов;
-обеспечение своевре-менности и полноты поступления таможенных платежей;
-содействие развитию внешнеэкономических связей на тер-ритории подведомственного региона; и ряд других.
Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить все 101 функцию представляется нецелесообразным. Важ-но подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приве-денными выше функциями ГТК условно можно разделить на девять основных направлений:
1. функции по реализации таможенной политики Рос-сийской Федерации на территории подведомственного ре-гиона;
2. функции по организации и осуществлению таможен-ного дела в подведомственном регионе;
3. функции по организации, координации и осуществ-лению контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона;
4. функции по организации, координации и контролю за осуществлением таможенного контроля нижестоящи-ми таможенными органами;
5. функции по организации, координации и контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правона-рушениями в сфере таможенного дела;
6. функции по осуществлению валютного контроля в подведомственном регионе в качестве агента валютного контроля;
7. функции по осуществлению контроля за соблюде-нием законодательства о таможенном деле в подведом-ственном регионе;
8. функции по обеспечению развития таможенной ин-фраструктуры в подведомственном регионе;
9. функции по организации и осуществлению кадро-вой работы в таможенных органах подведомственного ре-гиона.
Данная группа функций РТУ по своей направленнос-ти, казалось бы, совпадает с наименованием аналогичных функций ГТК России. Однако, по содержанию они раз-личны. Структура управления (в том числе и таможенным делом) такова, что по мере движения сверху вниз по системе управления объект управления масштабно изме-няется, изменяется и субъект управления, а управленчес-кие функции конкретизируются с учетом изменения объек-та и субъекта управления.
Для реализации возложенных на них функций и ре-шения поставленных перед ними задач РТУ обладают рядом прав, закрепленных Общим положением о РТУ Российской Федерации:
* по изданию в пределах своей компетенции право-вых актов по таможенному делу;
* по взаимодействию с органами государственной вла-сти Российской Федерации и ее субъектов, органами мес-тного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами;
* по контролю за деятельностью участников внешне-экономической деятельности в подведомственном РТУ регионе;
* по внесению в ГТК России предложений по совер-шенствованию таможенного законодательства и практи-ки его применения;
* по организации борьбы с нарушениями таможенно-го законодательства;
* по контролю за деятельностью нижестоящих тамо-женных органов и др.
Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ГТК России. В на-стоящее время территория России поделена на семь феде-ральных округов и исходя из этого строится и формиро-вание региональных таможенных управлений.
Типовая организационная структура и предельная штат-ная численность региональных таможенных управлений утверждаются ГТК России.
Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобожда-емый от должности Председателем ГТК России. Заместите-ли начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник юридического отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ГТК России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразде-лений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответству-ющими структурными подразделениями ГТК России.
Также как и в ГТК России, в РТУ РФ создается колле-гия, которая состоит из начальника управления (предсе-датель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управле-ния и нижестоящих таможенных органов. При этом, чле-ны коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должно-сти, утверждаются ГТК России по представлению началь-ника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утвер-ждаются ГТК России.
На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управ-ления и находящихся в его непосредственном и оператив-ном подчинении таможенных органов и организаций та-моженной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь при-казами ее председателя -- начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглав-ляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.
РТУ РФ является органом федеральной исполнитель-ной власти, обладает статусом юридического лица и фи-нансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.
2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ.
Организационный фундамент системы таможенных ор-ганов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.
Таможня РФ входит в единую систему таможенных ор-ганов России и осуществляет свою деятельность под об-щим руководством ГТК России и непосредственным руко-водством РТУ, в состав которого она входит. В ряде слу-чаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.
Таможни и их подразделения (таможенные посты, цен-тры таможенного оформления и др.) создаются, как пра-вило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона опреде-ляется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными гра-ницами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангель-ской области, юрисдикция Ростовской таможни -- далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воро-нежская таможня обладает юрисдикцией аж на террито-рии трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовс-кой. Следует также отметить, что в порядке, предусмот-ренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы под-ведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.
Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентраци-ей участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располага-лось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:
портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либе-рализация внешнеэкономической деятельности обуслови-ла необходимость реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внут-ренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важ-ных вопросов, как, например, установление степени пере-работки товара, места его производства, проведение това-роведческих экспертиз и т. д.
Деление таможен России на пограничные и внутрен-ние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.
Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные -- со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в за-висимости от размеров им присваиваются разряды (кате-гории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего госу-дарства.
Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой систе-мы и осуществляет свою деятельность под непосредствен-ным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.
Таможенные посты могут различаться по своему юри-дическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные по-сты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограничен-ной правоспособностью. Так, например, в случае судебно-го обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, -- в качестве ответчика, как пра-вило, выступает таможня, в состав которой входит дан-ный таможенный пост.
По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса РФ часть его разработчи-ков настаивала на исключении таможенных постов из системы таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.
Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.
Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов про-пуска через таможенную границу сочетается с размеще-нием их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.
Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их зада-чей является непосредственное осуществление таможен-ного дела на территории подведомственного региона.
Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависи-мых группы: экономические (фискальные), правоохрани-тельные и организационно-аналитические функции.
Так, таможня претворяет и таможенный пост участву-ет в претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механиз-мов реализации таможенной политики;
-таможня участвует в разработке и реализует, а таможенный пост участвует в реализации программ развития таможенного дела в под-ведомственном регионе;
-осуществляют контроль за соблю-дением всеми юридическими и физическими лицами пра-вил, порядка и условий таможенного дела; осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств;
-осуществляют контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей;
-осу-ществляют контроль за доставкой товаров и транспорт-ных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенны-ми органами;
-осуществляют контроль за целевым исполь-зованием условно выпущенных товаров и транспортных средств;
-начисляют и взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; контролируют деятельность в подведомственном регионе таможенных бро-керов, таможенных перевозчиков;
-выполняют функции агентов валютного контроля; осуществляют борьбу с кон-трабандой, иными преступлениями, нарушениями тамо-женных правил и административными правонарушения-ми, посягающими на нормальную деятельность таможен-ных органов и др.
Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня органи-зует, координирует и контролирует деятельность подчи-ненных таможенных постов;
-обобщает и анализирует прак-тику применения средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную прак-тику;
-осуществляет контроль за единообразным и точным исполнением законодательства структурными подразделе-ниями таможни и нижестоящими таможенными поста-ми; осуществляет проведение проверок финансово-хозяй-ственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства;
-осуществляет контроль за соблю-дением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-ро-зыскной деятельности, производстве по делам о наруше-ниях таможенных правил и административных правона-рушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;
-организует и проводит обучение спе-циалистов в области таможенного дела для государствен-ных органов, коммерческих и некоммерческих организа-ций;
-вносит в вышестоящий таможенный орган предло-жения о создании, реорганизации и ликвидации в подве-домственном регионе таможенных постов;
-проводит атте-стацию сотрудников таможни и нижестоящих таможен-ных постов, приводит их к присяге и др.
Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непос-редственно и во взаимодействии с территориальными орга-нами других федеральных органов исполнительной влас-ти, органами исполнительной власти субъектов Российс-кой Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и не-коммерческими организациями, а также гражданами.
Таможня является юридическим лицом со всеми прису-щими юридическим лицам атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотрен-ных законодательством источников и обладает правом опе-ративного управления в отношении имущества, являюще-гося федеральной собственностью и закрепленного за ней.
Таможенный пост как уже отмечено (за редким исклю-чением) не является юридическим лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.
Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкрет-ная структура и штатная численность таможни и тамо-женного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осу-ществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со ста-тусом юридического лица или непосредственно подчинен-ного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, -- ГТК России.
Территориальный принцип организации и функциони-рования таможен не исключает возможность их спе-циализации -- специализации таможенного дела при оп-ределенных обстоятельствах. Так, например, образован-ная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на та-моженном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области.
Не занимаются таможенным оформлением и контро-лем, но являются также специализированными создан-ные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном и ряде других) так на-зываемые «оперативные» таможни. Эти таможни созда-ны в целях реализации Федерального закона РФ «Об опе-ративно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями.
Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ.
§1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов РФ.
1.1 Понятие государственного таможенного служащего.
Законодательное определение этого понятия отсутству-ет, но определять его нужно опираясь именно на феде-ральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О службе в таможенных орга-нах». Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в по-рядке, установленном законом, обязанности по занимае-мой им должности в таможенных органах и организаци-ях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и кото-рому в порядке, предусмотренном законом, присвоено спе-циальное звание. При этом в Федеральном законе РФ «О службе в таможенных органах» понятие государственно-го таможенного служащего трактуется как «сотрудник таможенного органа».
Определение позволяет выделить следующие призна-ки государственного таможенного служащего:
1) принадлежность к российскому гражданству;
2) замещение должности в таможенных органах и орга-низациях таможенной службы;
3) выполнение обязанностей, определяемых занимае-мой должностью;
4) получение за выполнение этих обязанностей денежно-го вознаграждения за счет средств федерального бюджета;
5) наличие присвоенного в установленном законом по-рядке специального звания.
Лица, занимающие должности в таможенных органах и организациях таможенной службы, но не характеризу-ющиеся хотя бы одним из указанных выше признаков, государственными таможенными служащими не являют-ся.
1.2. Должности и специальные звания таможенных органов.
Под должностью следует понимать обособ-ленную и закрепленную в официальных документах (штат-ных расписаниях, схемах должностных окладов и пр.) часть организационной структуры таможенного органа (организации таможенной службы) с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа (органи-зации таможенной службы), предоставленной лицу -- го-сударственному таможенному служащему в целях ее практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственнос-ти государственного таможенного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой таможенным слу-жащим работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы.
Система должностей в таможенной службе строится по иерархическому признаку, подразделяясь на следующие четыре группы:
1) младший состав,
2) средний начальствующий состав,
3) старший начальствующий состав,
4) высший начальствующий состав.
Перечни должностей государственных таможенных слу-жащих младшего состава, среднего и старшего началь-ствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания, а также квалификационные требо-вания к сотрудникам, занимающим указанные должнос-ти, утверждаются Председателем ГТК России. Перечень должностей государственных таможенных служащих выс-шего начальствующего состава и соответствующие им спе-циальные звания утверждаются Президентом РФ.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» государ-ственным таможенным служащим могут быть присвоены следующие специальные звания:
Специальные звания, присваиваемые государственным таможенным служащим в соответствии с занимаемыми ими должностями подразделяются на первое и очередные. Первое специальное звание до капитана таможенной служ-бы включительно присваиваются начальниками таможен-ных органов и организаций таможенной службы, кото-рым такое право предоставлено Председателем ГТК Рос-сии. Первое специальное звание государственному тамо-женному служащему, назначенному на должность сред-него или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора до полковника таможен-ной службы включительно присваиваются Председателем ГТК России. Специальные звания от генерал-майора таможенной службы и выше присваиваются Президентом РФ по пред-ставлению Председателя ГТК России.
Важным правовым требованием государственной тамо-женной службы является принятие таможенным служа-щим присяги, которую он обязан принять не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального зва-ния. Текст присяги содержится в ст. 19 Федерального за-кона РФ «О службе в таможенных органах». Порядок при-нятия присяги определяется Председателем ГТК России.
Присвоение специальных званий государственным та-моженным служащим осуществляется в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании.
Очередное специальное звание как поощрение за доб-росовестное исполнение должностных обязанностей может быть присвоено таможенному служащему и до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но оно не может быть выше звания соответствующего долж-ности. За особые заслуги очередное специальное звание на одну ступень выше соответствующего должности мо-жет быть присвоено по истечению срока выслуги в специ-альном звании. Очередное звание на одну ступень выше соответствующего должности (до полковника таможенной службы включительно) может быть присвоено таможен-ному служащему, имеющему ученую степень или ученое звание.
Представление к присвоению очередного звания госу-дарственного таможенного служащего, который имеет дис-циплинарное взыскание (кроме объявленного устно) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения им служебной дисциплины, не производится до снятия дис-циплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки.
Начальник таможенного органа, необоснованно задер-жавший представление своего сотрудника к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность. При этом указанный сотрудник имеет право на компенсацию ему положенных видов доволь-ствия, которые он получил бы при своевременном присво-ении очередного специального звания.
1.3 ОБЩЕСЛУЖЕБНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.
Права являются мерой возможного поведения таможен-ных служащих при прохождении ими государственной таможенной службы, а обязанности -- мерой их должного поведения. А общеслужебными рассмотренные ниже права и обязанности именуются потому, что они являются общими для всех государственных таможенных служащих и не зависят от места работы и занимаемой должности.
Для успешного осуществления своей служебной дея-тельности Федеральным законом РФ «О службе в тамо-женных органах» государственному таможенному служа-щему предоставлены следующие права:
1. Право на ознакомление с документами, определяю-щими права и обязанности таможенного служащего по занимаемой должности, а также критерии оценки каче-ства прохождения таможенной службы, способствующие его продвижению по службе.
2. Право на получение в установленном порядке ин-формации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
3. Право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей любых организа-ций независимо от форм собственности.
4. Право на принятие решений и участие в подготовке и принятии решений в соответствии с должностными обя-занностями, что означает возможность участия таможен-ного служащего в обсуждении и решении вопросов дея-тельности как таможенного органа или организации та-моженной службы в целом, так и его конкретных подраз-делений, а также выступать с обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и вносить соответствующие предложения.
5. Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном орга-не, что обеспечивает реализацию конституционного пра-ва граждан на равный доступ к государственной службе.
6. Право на продвижение по службе, а также на увеличение размера денежного довольствия с учетом выслу-ги лет, результатов службы и уровня квалификации.
7. Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотрен-ных на содержание ГТК России.
8. Право на применение физической силы, специаль-ных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК РФ.
Таможенные служащие наделены также рядом прав, сопутствующих их служебной деятельности. Это такие права как:
право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу своих объяснений;
право на проведение по его требованию служебного рас-следования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
право на пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; право на объединение в профессио-нальные союзы и право на участие в собраниях сотрудни-ков таможенных органов.
В ч. 2 ст. 16 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» также указано, что сотрудники та-моженных органов имеют также и другие права в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации.
К общеслужебным обязанностям относятся:
1. Обязанность обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных -- непреклонное требование, предъявляе-мое ко всем государственным служащим.
2. Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан в таможенно-правовой сфере.
3. Обязанность выполнять приказы и распоряжения вы-шестоящих в порядке подчиненности руководителей, от-данные ими в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных.
4. Обязанность в пределах своей компетенции своевре-менно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также обращения государственных орга-нов, органов местного самоуправления и организаций.
5. Обязанность соблюдать установленные в таможен-ных органах правила внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией, выполнять долж-ностные инструкции.
6. Обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимой для исполнения своих должностных обязан-ностей.
7. Обязанность хранить государственную и иную охра-няемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обя-занностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Конкретные обязанности (их еще можно обозначить как функциональные обязанности) государственных таможен-ных служащих зависят от занимаемой должности и опре-деляются должностными инструкциями.
Таможенный служащий должен исполнять свои обя-занности в строгом соответствии с действующим законо-дательством, присягой и контрактом. При исполнении своих служебных обязанностей таможенный служащий находится под защитой государства и никто, кроме орга-нов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его служебную дея-тельность.
Правоограничения государственных таможенных слу-жащих -- это установленные Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» запреты на осуществ-ление действий, несовместимых со статусом государствен-ного таможенного служащего:
1) запрет заниматься другой оплачиваемой деятельно-стью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) запрет совмещать таможенную службу с исполнени-ем обязанностей депутата федерального органа законода-тельной власти, органов законодательной власти субъек-тов Российской Федерации, а также органов местного са-моуправления;
3) запрет заниматься предпринимательской деятельно-стью как лично, так и через доверенных лиц;
4) запрет состоять членом органа управления коммер-ческой организации (за исключением ряда оговоренных в законе случаев);
5) запрет быть поверенным или представителем по де-лам третьих лиц в таможенных органах;
6) запрет на использование в неслужебных целях сред-ства материально-технического и информационного обес-печения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;
7) запрет на получение гонораров за публикации и вы-ступления, связанные с исполнением должностных обя-занностей;
8) запрет на получение от физических и юридических лиц подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, средств на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений, связанных с исполне-нием служебных обязанностей;
9) запрет принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, а также международных и иностранных организаций;
10) запрет выезжать в служебные командировки за пре-делы России за счет средств юридических и физических лиц за исключением служебных командировок в соответ-ствии с международными договорами Российской Феде-рации;
11) запрет на использование своего служебного поло-жения в интересах политических партий и общественных (в том числе религиозных) объединений.
Помимо указанных в Федеральном законе Российской Федерации «О службе в таможенных органах» правоограничений на государственных таможенных служащих рас-пространяется также и абсолютный для всех государствен-ных служащих запрет на организацию забастовок и на участие в их проведении.
§2 ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.
Под прохождением государственной таможенной служ-бы следует понимать совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение государ-ственных таможенных служащих и его динамику. К та-ким фактам относится: поступление на таможенную служ-бу, назначение на должность, присвоение специального звания, заключение контракта, служебная аттестация, перемещение по службе и др.
Понятие «прохождение службы» следует рассматривать в двух аспектах: временном и содержательном. Времен-ной аспект прохождения службы охватывает период вре-мени, начинающийся с момента поступления на таможен-ную службу и заканчивающийся прекращением служеб-ных отношений, т. е. оставлением службы. Содержатель-ный аспект прохождения службы характеризует динами-ку служебно-правового положения таможенного служаще-го в указанный временной период, иными словами -- этапы прохождения таможенной службы. Причем каждый этап прохождения службы должен быть тщательно регла-ментирован в нормативных актах. Иначе не возможно будет обеспечить высокий уровень организации таможенной службы и ее эффективность.
Правом поступления на государственную таможенную службу обладают граждане России, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уров-ню образования и состояния здоровья обеспечивать выпол-нение функций, возложенных на таможенные органы.
При поступлении на государственную таможенную службу и при ее прохождении не допускается установление, каких бы то ни было прямых или косвенных ограни-чений или преимуществ в зависимости от пола, расы, на-циональности, происхождения, имущественного и долж-ностного положения, места жительства и ряда иных об-стоятельств. Гражданин не может быть принят на госу-дарственную таможенную службу и находиться на ней лишь в следующих строго оговоренных в законе случаях:
а) признания его судом недееспособным или ограни-ченно дееспособным;
б) наличия у него неснятой или непогашенной судимо-сти, а также лишения его судом права занимать государ-ственные должности государственной службы в течение определенного срока;
в) наличия у него заболевания, препятствующего вы-полнению должностных полномочий;
г) наличия у него близкого родства или свойства с го-сударственным таможенным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому;
д) его отказа от прохождения процедуры допуска к све-дениям, составляющим государственную или иную охра-няемую законом тайну, если служба будет непосредствен-но связана с использованием таких сведений;
е) его отказа от предоставлении в органы Государствен-ной налоговой службы РФ сведений о полученных им до-ходах и об имуществе, принадлежащем ему на правах частной собственности и являющегося объектом налого-обложения.
Прохождение государственной таможенной службы осу-ществляется на контрактной основе. Контракт о службе заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом (организацией таможенной службы) в лице его начальника с соблюдени-ем установленных требований. В ряде случаев контракт заключается с вышестоящими таможенными органами. Перечень должностей государственной таможенной служ-бы, при назначении на которые контракт заключается с вышестоящими таможенными органами, определяется Председателем ГТК России. Порядок заключения контрак-та и его типовая форма также устанавливаются Председа-телем ГТК РФ. В контракте предусматривается ответствен-ность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Контракт заключается сроком на один, три, пять или де-сять лет, либо до достижения гражданином предельного возраста пребывания на государственной таможенной службе.
Замещение должностей государственной таможенной службы осуществляется путем назначения на должность, либо по результатам конкурса.
Назначение на должность государственной таможенной службы -- это юридический акт компетентного должност-ного лица, определяющий момент официального возло-жения на государственного таможенного служащего осу-ществление функций, обязанностей и прав, определенных данной должностью. Путем назначения замещаются прак-тически все должности государственной таможенной служ-бы, за исключением тех из них, которые замещаются по результатам конкурса. Конкурс представляет собой фор-му замещения должностей, включающий элементы вы-борности. Он имеет целью отбор высококвалифицирован-ных кадров и комплектование ими таможенных органов и организаций таможенной службы. Перечень должнос-тей государственной таможенной службы, замещение ко-торых осуществляется на конкурсной основе, определяет-ся Председателем ГТК России.
При поступлении гражданина на государственную та-моженную службу может устанавливаться испытание сро-ком до шести месяцев в зависимости от уровня его про-фессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. Цель испытания -- проверка профессиональ-ной пригодности. В этом случае гражданин назначается на должность стажером без присвоения ему специального звания. Продолжительность испытательного срока указы-вается в контракте и приказе о назначение на должность. По решению начальника таможенного органа испытатель-ный срок может быть сокращен. Во время испытательно-го срока стажер выполняет обязанности и пользуется пра-вами таможенного служащего в соответствии с занимае-мой им должностью и условиями контракта.
Прохождение государственной таможенной службы свя-зано с периодической аттестацией таможенных служащих, а также с повышением их квалификации в специально созданных учебных заведениях -- Российской таможен-ной академии и ее филиалах.
Аттестация проводится для определения уровня про-фессиональной подготовки и соответствия государствен-ного таможенного служащего занимаемой им должности, либо для решения вопроса о представлении таможенного служащего к государственной награде Российской Феде-рации. Аттестация таможенных служащих должна про-водиться не чаще одного раза в два года, но и не реже одного раза в четыре года. Досрочная аттестация сотруд-ника может быть проведена только по согласованию с на-чальником вышестоящего таможенного органа. Для про-ведения аттестации таможенных служащих в таможен-ных органах и организациях таможенной службы созда-ются аттестационные комиссии.
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который наряду с другими документами, характе-ризующими служебную деятельность, хранится в личном деле таможенного служащего. По результатам аттестации аттестационная комиссия может вносить рекомендации о поощрении таможенного служащего за достигнутые им успехи в службе, об установлении, изменении или отмене ему надбавки к должностному окладу, о включении атте-стуемого сотрудника в резерв на выдвижение, о пониже-нии его в должности, и ряд иных предложений. Итоги аттестации оформляются в приказе по таможенному орга-ну с учетом оценок и рекомендаций аттестационной ко-миссии.
Неотъемлемым условием прохождения гражданином го-сударственной таможенной службы является возможность перемещения его по службе.
Перемещение таможенного служащего по службе производится следующим образом:
* на высшую должность -- в порядке продвижения по службе с согласия самого таможенного служащего;
* на равнозначную должность -- с согласия таможен-ного служащего либо для более целесообразного его ис-пользования с учетом деловых, личных качеств и профес-сиональной подготовки, а также по семейным обстоятель-ствам, состоянию здоровья или возрасту;
* на другую должность в том же таможенном органе или организации таможенной службы, в другой таможен-ный орган в той же местности или на службу в другую местность (перевод по службе) -- по инициативе началь-ника таможенного органа с согласия таможенного служа-щего, если иное не оговорено в контракте;