Рефераты

Теория государства и права

p align="left">Ассоциация - объединение государств, которые соединились для решения вопросов, относящихся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов). Примером является АСЕАН (ассоциация стран Тихоокеанского региона).

РФ имеет уникальное гос-ое устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации. В соответствии с К. РФ «состоит из республик, краев, областей, ГФЗ, авт. области, авт. округов - равноправных субъектов РФ» (ст.5, п.1). «Федеративное устройство РФ основано на ее гос-ой целостности, единстве системы гос-ой власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос-ой власти и органами гос-ой власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ» (ст. 5, п.3). Многообразие субъектов подобного федеративного гос-ва требует многоаспектной политики парламента, правительства, высших судебных органов, других федеральных ведомств и учреждений: необходимо всесторонне учитывать специфические интересы всех субъектов федерации, умело интегрировать общие и индивидуальные вопросы государственно-правового строительства страны. От этого зависит эффективность и гармония экономической, социальной, духовной, религиозной, национальной жизни федерации в целом. Специфика территориально-национальной федерации состоит в том, что такое государство должно не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех ее субъектов, как национальных, так и территориальных.

Политический режим: понятие и разновидности

Политический (государственный) режим - это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму гос-го устройства. Согласно одной точке зрения, понятие «политический режим более широкое, чем понятие «гос-ый режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны гос-ва, но и со стороны политических партий, общественных организаций и т.п. Согласно другой точке зрения, данные понятия можно расценивать как тождественные. В зависимости от особенностей набора методов и средств гос-го властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Признаки демократического режима: 1) Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общ. жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы). 2) Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства. 3) Выборность и сменяемость центральных и местных органов гос-ой власти, их подотчетность избирателям, гласность. 4) Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса. 5) Во всех сферах общественной жизни господствует закон. 6) Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. 7) Политический плюрализм, в том числе многопартийность. 8) Разделение властей и т.д.

Антидемократический режим (олицетворяет осуществление государственной власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами; правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека и гражданина здесь практически не защищены, в обществе царит беззаконие), который в свою очередь может подразделяться на подвиды - а) фашистский (крайнее проявление тоталитаризма, во главе стоит вождь; существует одна правящая партия, одна офиц. идеология; все нации и расы не равны; присуща милитаризация, вся промышленность поставлена на военные рельсы), б) тоталитарный (присущ социалистическим и фашистским гос-ам. Характеризуетсяся одной идеологией, которая формируется одним полит. движением или полит. партией, во главе гос-ва стоит вождь - представитель правящей партии; по существу существует одна полит. партия; террор по отношению к населению), в) авторитарный (режим, при котором гос. власть не формируется и не контролируется народом, существуют представительные органы они реальной роли в жизни не играют; все решения принимаются на высшем уровне, но они заранее формируются в парламенте во главе с лидером; оппозиция устраняется, иногда разрешается деятельность близких по духу, родственных полит. партий и профсоюзов; решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат; устанавливается полное преимущество гос-ва перед правом; личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами) и т.п.

Между двумя полюсами (демократическим и антидемократическим режимами) в реальной жизни могут быть смешанные режимы с элементами того и другого. Политический режим в РФ является либерально-демократическим (власть осуществляется с участием народа, в основе гос-ва лежат принципы гуманизма, демократии; признаются все формы собственности; существует огромное кол-во общ. организаций по интересам; допускается и приветствуется оппозиция). Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод, которые признаются высшей ценностью. Между тем демократия в РФ - еще недостаточно сформировавшийся режим. Российская демократия - в определенной мере демократия меньшинства, и это вызвано главным образом политической пассивностью большинства населения. Ее также можно охарактеризовать как управляемую демократию.

Функции государства: понятие и основания классификации. Формы осуществления функций государства

Функции государства - особый механизм гос-го воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Признаки функций государства: 1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни. 2. Непосредственная связь между сущностью гос-ва и его социальным назначением. 3. Направленность деятельности гос-ва на выполнение крупных конкретных задач и достижение целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества. 4. Осуществление функций в определенных формах (чаще всего правовых) с применением властно-принудительных методов. Функции делятся между собой: 1. По сфере деятельности на: а) внутренние и внешние. 2. По видам ветвей гос-ой власти на: а) законодательные, б) исполнительные, в) судебные. 3. По времени действия на: а) постоянные, б) временные. 4. По значению на: а) основные (главные), б) неосновные (неглавные). Внутренними функциями государства являются: политическая, экономическая, социальная (предоставление благ малообеспеченным, пенсионерам, инвалидам, а также всем в здравоохранении и образовании), налогообложение и финансового контроля, экологическая и правоохранительная (творчество, применение и охрана права).

Внешними функциями гос-ва являются функция обороны (охрана границ и готовность отразить агрессию извне), функция поддержания мирового порядка (борьба за мир, разоружение, урегулирование конфликтов), функция интеграции в мировую экономику (реализация экономического сотрудничества), функция сотрудничества с другими государствами для решения глобальных проблем (освоение космоса, мирового океана, загрязнения окружающей среды), сырьевой, демографической и др. проблем.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют при этом правовые и организационные формы. Правовые связаны с принятием правовых актов и влекут юридические последствия. К правовым формам относят: правотворчество, правоприменение и правоохранительную деятельность.

К организационным нормам относят три вида организационной деятельности: 1. Организационно-регламентирующая. 2. Организационно-хозяйственная. 3. Организационно-идеологическая. Организационно-регламентирующая - это текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов. Организационно-хозяйственная - это оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д. Организационно-идеологическая - это повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения.

Внутренние и внешние функции государства

Функции государства - особый механизм гос-го воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом.

Внутренние функции государства - это основные направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. Внутренние функции современного Рос. государства: 1) Ф. охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст.2 К. РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»). 2) Экономическая (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.). 3) Ф. налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.). 4) Ф. соц. защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.; кроме того, гос-во призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.). 5) Экологическая (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.). 6) Культурная (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Внешние функции гос-ва - это основные направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование гос-ва в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. Внешние функции современного Рос. гос-ва: 1) Ф. обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов). 2) Ф. поддержания мирового порядка (это деятельность Рос. гос-ва по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов). 3) Ф. сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Понятие государственного аппарата (механизма). Виды государственных органов в РФ

Механизм гос-ва - система гос-ых органов, призванных осуществлять задачи и функции гос-ва. Понятия «механизм гос-ва» и «гос-ый аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под гос-ым аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» гос-го аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые гос-ый аппарат осуществляет свою деятельность.

Характерные черты механизма гос-ва: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов; б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами; в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы; г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Структура механизма гос-ва включает в себя: 1) гос-ые органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций; 2) гос-ые учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.; 3) гос-ых служащих (чиновников), специально занимающихся управлением; 4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности гос-го аппарата.

Орган гос-ва - это звено гос-го аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа гос-ва: 1) представляет собой самостоятельный элемент механизма гос-ва; 2) образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов); 3) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы; 4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения; 5) состоит из гос-ых служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован; 6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.

1. По форме реализации гос-ой деятельности органы гос-ва классифицируются на: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы. 2. По принципу разделения властей на: законодательные, исполнительные и судебные. 3. По иерархии на: федеральные, республиканские и местные. 4. По срокам полномочий на: постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей). 5. По порядку осуществления компетенции на: коллегиальные (Гос. Дума Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент). 6. По правовым формам деятельности на: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные. 7. По характеру компетенции на: органы общей (правительство) и специальной компетенции (министерства) и т.п.

Аппарат гос-ва есть система гос. органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию гос. органов. Принципы: 1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина - соответствующие обязанности гос. служащих признавать, соблюдать и защищать их. 2) Демократизм - широкое участие граждан в формировании и организации деятельности гос. 3) Разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. 4) Законность - обязательность соблюдения всеми гос. служащими Конституции, законов и подзаконных актов. 5) Гласность - обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных гос. органов. 6) Федерализм - выражает единство системы гос. власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ. 7) Профессионализм - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности гос. аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов гос. жизни в интересах населения страны. 8) Сочетание коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал гос. аппарата. 9) Сочетание выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос. управлении. 10) Иерархичность - органы гос-ва занимают в гос. аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Основные теории происхождения гос-ва. Современный взгляд на происхождение гос-ва

Единого мнения на этот счет нет. Теории: 1. Патриархальная (учит, что государство результат исторического развития семьи т.к. в последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят в конечном счёте к образованию государства, сторонники Аристотель, Михайловский). 2. Теологическая (Фома Аквинский и др., учит, что государство и право созданы богом). 3. Насилия (учит, что государство и право возникают в результате акта насилия, завоевания одного племени другим. Сторонники Гумплович, Дюринг, Каутский). 4. Договорная (естественно-правовая) - государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном» первобытном состоянии, сторонники Гоббс, Радищев, Руссо, Дидро и др.). 5. Марксистско-ленинская (учит, что государство и право возникли из-за роста производительности труда, который повел к разделению людей на классы, классы делятся на имущих и неимущих. Гос-во создано имущими для подавления неимущих). 6. Психологическая (происхождение государства и права обусловлено стремление одних людей командовать, а других подчиняться. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть гос-ая. Сторонники Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фромм). 7. Органическая (учит, что государство состоит из людей, как организм состоит из тканей и клеток. Сторонники Спенсер и др.) 8. Божественного возн-я ГиП (религиозн. - з-ны шариата, Моисея).

Главными закономерностями возникновения гос-ва заключается то, что процесс его возникновения был достаточно длительным, гос-во возникало по объективным причинам, на определенном этапе развития общества, не возникнуть оно не может Гос-во возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникающие внутри общества, а также между обществом и природой противоречия объективно примирены быть не могут. Возникнув на определенном этапе развития общества, государство будет в обозримом будущем неизменным его спутником.

В современной теории права, прежде всего, различают восточный и западный пути возникновения государства. На Востоке причиной возникновения была такая географическая особенность, когда условием выживания отдельных родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ, превышающих возможности отдельных маленький общин. Жизнь в долинах рек, где были постоянные разливы, требовалось строительство ирригационных систем. Их надо было также эксплуатировать и защищать. В результате выделяется слой управленцев, которые контролировали особые резервные фонды, где концентрировался избыточный продукт. Постепенно управленцы стали привилегированной замкнутой социальной прослойкой Они персонифицировали власть, т.е. использовали ее в своих интересах.

Западный путь был связан с классовым разделением общества. Здесь происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов. Важную роль играют отношения купли-продажи.

Основные теории происхождения права. Современный взгляд на происхождение права

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох).

Естественно-правовая теория: 1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право); 2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы); 3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от бога.

Историческая школа права: 1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; 2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.; 3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Нормативистская теория права: 1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; 2) по Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзе считал, что юр. наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты -- решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Марксистская теория права: 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть; 3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Психологическая теория права: 1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; 2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); 3) все правовые переживания делятся на два вида - переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют игорное право, детское право и т.д.

Социологическая теория права: 1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего; 2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений - физических и юр. лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория живого права; 3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Нормативное регулирование. Понятие и виды социальных норм

Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей при помощи общих правил (норм), которые распространяются на все случаи данного рода и на всех субъектов права Социальные нормы служат регулятором определенных форм общественных отношений. Норма - руководящие начала, правила и образцы поведения. Нормы - социальные (регулируют отношения людей) и технические (регулируют отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства). Социальные нормы являются правилами или образцами поведения, они носят общий и общеобязательный характер. Эти правила создаются сознательной волевой деятельностью людей, они обеспечиваются соответствующими средствами и объединениями людей, а содержание норм обусловлено уровнем развития общества. Соц. нормы различным образом взаимодействуют. В своей совокупности они всесторонне воздействуют на общественную жизнь, на различные её сферы. Характер связей между социальными нормами не одинаков Он определяется степенью распространённости того или иного вида соц. норм на различные сферы общ. отношений. Нормы воплощаются в практические формы поведения, в привычки, традиции и ритуалы. Нормы могут быть формально определенными (право), либо неопределенными. У норм есть локальные варианты. Например, у морали есть корпоративные и местные вариации, которые именуются нравами. Например, гусарские, голливудские, уголовные или студенческие нравы. Они могут носить позитивный (полезный) или негативный (вредный) характер.

Социальные нормы делятся на 3 вида: 1. В сфере регулирования общ. отношений: а) нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленных и охраняемых гос-ом; б) нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле и т.д. Они охраняются силой общ. мнения и внутренним убеждением человека; в) нормы традиции - исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщённые правила, связанные с традициями: семейными, национальными; г) обычаи - правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определённых действий и закрепившиеся как устойчивые нормы; д) политические нормы - общ. правила поведения, регулирующие отношения между классами, соц. группами, связанные с осуществлением гос. власти, способами организации и деятельности гос-ва; е) экономические нормы - общ. правила поведения, регулирующие общ. отношения, связанные с потреблением; ж) корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие общ. отношения внутри разл. общ. орг-ий между их членами. 2. По способу образования: а) стихийно образованные (традиции); б) образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права). 3. По способу закрепления: а) письменные (закрепляются в спец. закреплённых актах); б) устные (нормы морали, обычаи).

Соотношение права и морали

Право (в юр. смысле) - система общеобязательных, формально-определённых юр. норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права: волевой характер, общеобязательность, нормативность, связь с государством, формальная определённость, системность. Мораль - система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.

Право и мораль - разновидности социальных норм, они, разными способами регулируют поведение людей. Эти регуляторы служат для упорядочения общественной жизни, основаны на свободе воли человека, они показатели социального и культурного развития общества. У них есть единство, отличия, они практически взаимодействуют. Между ними возникают противоречия, так как поведение индивида рассматривается точки зрения различных норм и методов регулирования. Правовые нормы установлены, санкционированы, признаны государством. Это определенные и записанные в специальных государственных актах правила, которые обеспечены принудительной силой государства. Право есть система норм. Критерии права для оценки поведения «можно-нельзя», «законно-незаконно». Мораль формируется стихийно, не фиксируется в письменных документах, ее нормы более расплывчаты и абстрактны

Сфера действия морали шире, она не является системой норм, ее действие основано на внутреннем убеждении в справедливости норм и на общественном мнении. Критерии морали для оценки поведения «красиво-некрасиво», «морально-аморально» Мораль и право совместно упорядочивают общественные отношения, их требования в главном совпадают, например, преступление осуждает также и по моральным и по правовым нормам. Иногда налицо противоречия. Могут существовать ситуации, когда разрешенное правом деяние запрещается моралью, а иногда мораль одобряет незаконный поступок. Единство права и морали заключается в том, что они являются надстроечными категориями, представляют собой разновидности социальных норм, обусловлены одним и тем же экономическим базисом общества, им свойственна общая цель, которая заключается в утверждении общечеловеческих ценностей в обществе, общим предметом регулирования обоих является человеческое поведение, они исходят, в конечном счете, от общества. Различия будут по происхождению, по форме выражения, по сфере действия, по времени введения в действие, по способам обеспечения, по формам ответственности.

По происхождению: мораль возникает вместе с обществом, право - вместе с государством. По форме выражения: мораль существует только в сознании людей, а право в специальных документах, в нормативных правовых актах, имеющих письменную форму. По времени введения в действие: моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, а правовые в точно и конкретно установленный срок. По способам обеспечения: моральные нормы обеспечиваются общественным мнением, а нормы права государственным принуждением. У морали специального аппарата нет, а государственное принуждение осуществляет специальный аппарат, содержащийся государством и управомоченный осуществлять легальное насилие. По формам ответственности: нарушение моральных норм влечет за собой общественное порицание, а правовых - штраф, лишение свободы, конфискацию имущества и в некоторых случаях даже смертную казнь.

Понятие и признаки права. Современные подходы к правопониманию

Право (в юр. смысле) - система общеобязательных, формально-определённых юр. норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права: а) волевой характер; б) общеобязательность - нормы права распространяют свое действие на все субъекты, находящиеся в сфере действия данной нормы (общий характер), а также в том, что требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме; в) нормативность, г) связь с государством, д) формальная определённость - право содержится в определенных формах (нормативных правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецедентах и правовых обычаях), д) системность.

Подходы к пониманию права: 1. Нормативный (видит в праве систему общеобязательных, формально определенных норм исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения). 2. Философский (считает право системой естественных неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства). 3. Социологический (видит в праве те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает»).

Подходы к сущности права: а) классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких, целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); б) общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.); в) религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Социальная роль права и его функции

Социальная роль права заключается в обеспечении с его помощью порядка и определенности в общественных отношениях, ограждении личности от произвола, в гарантировании свободы. Существование благодаря праву в обществе свободы дает человеку возможность активно действовать. Незаконное вмешательство в сферу правомерной деятельности пресекается при помощи механизмов юридической ответственности. Право дает оптимальное соотношение свободы и справедливости. При помощи права формируются гражданское общество и правовое государство. Функции права - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Если исходить из широкого понимания функций права, то надо выделить такие функции, как: Экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления). На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную (правовое воздействие, направленное на охрану общезначимых и вытеснение отношений, чуждых данному обществу).

К функциям права относят: 1. Регулятивно-статическую (закрепляет и стабилизирует общественные отношения (например, статус). Реализуется она с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа Субъекты права сами по собственной инициативе проявляют активность). 2. Регулятивно-динамическую (определяет будущее поведение людей. Это устанавливается с помощью обязывающих норм в активных правоотношениях. Охранительная функция осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантируется государственным принуждением. Она реализуется путем применения специальных охранительных норм и действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Это имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы в порядке права притязания). 3. Охранительную (позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков).

Принципы (основные начала) права

Принципы права - это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование. К ним относятся общеправовые принципы, межотраслевые, отраслевые.

К общеправовым принципам (действуют во всех отраслях права) относятся: демократизм, законность, гуманизм, справедливость, равенство граждан перед законом, взаимная ответственность государства и личности, и др. Демократизм в правотворчестве выражается в широком участии людей и их различных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы государственной власти и в других формах) формировании подконтрольности, доступности правоприменительных органов гражданам, а также в уровне юридической помощи населению. Законность - точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативных правовых актов. Гуманизм (человеческий, человечный) - состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага человека как критерии оценки общественных отношений. Справедливость - это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием, реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением и т.п. Равенство граждан перед законом состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Взаимная ответственность государства и личности - состоит в том, что юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм права, но и государство (его органы и должностные лица) - за нарушение своих обязанностей перед личностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты