Рефераты

Теория государства и права

p align="left">Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе - презумпция невиновности и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общ. отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юр. делу (например, при аналогии права).

Публичное и частное право

Впервые разделили право на публичное и частное еще римские юристы. Ульпиан писал, что публичное право обращено к статусу, состоянию Римского государства, а частное право относится к отдельным лицам и их интересам. Отсюда следует, что критерием разграничения частного и публичного права служит характер интересов, защищаемых правом. Публичное право состоит из норм, закрепляющих интересы государства как концентрированного выражения и воплощения общества, частное право - из норм, регулирующих отношения, связанные с интересами отдельных лиц.

Публичное право содержит нормы, которые, как правило, носят императивный характер, то есть предписывают лицам определенную форму поведения. Частное право основано на соглашении сторон, которое влечет юридические последствия. Частное право выделяет из массы конкретных, индивидуальных отношений самые общие, абстрактные нормы. Основными институтами частного права являются: право собственности, право на вещи, договоры и иные обязательства, семейные правоотношения, право наследования.

Публичное право состоит из отраслей права, которые касаются общества в целом, отражают государственные интересы. К ним, в частности, относятся такие отрасли права, как государственное или конституционное, административное, уголовное, международное и др. Можно сделать вывод, что частное право - это совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц, а публичное право - это нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Частное право - область свободы и частной инициативы, а публичное - сфера власти и подчинения. В литературе выделяют следующие критерия в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному: 1. Интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, гос-ые). 2. Предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные). 3. Метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации). 4. Субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное - частных лиц с государством либо между гос. органами). В настоящее время в правовой системе России всё больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Правовая система общества: понятие, элементы, виды

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую идеологию (правовую).

Правовую систему нельзя отождествлять и с правовой надстройкой Правовая надстройка раскрывает место правовой реальности под углом экономического базиса общества. Охватывая все правовые явления, правовая надстройка возвышается над экономическим базисом через политику.

Элементами системы права являются: 1) нормы права; 2) правовые институты (совокупность норм, регулирующих определенную сторону однородных общественных отношений); 3) подотрасль совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений); 4) отрасль (совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования).

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: право (законодательство), юридическая практика, господствующая правовая идеология.

Для того чтобы сгруппировать разные правовые системы используется понятие правовой семьи. Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития.

В основном выделяют такие правовые системы, как: 1. Романо-германская (Италия, Франция, Испания) (её признаки): а) единая иерархически построенная система источников писаного права, главное место в которой занимают нормативные акты (законодательство); б) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создаёт общие юр. правила поведения, правоприменитель же (судья, адм. органы) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; в) имеются писаные конституции, обладающие высшей юр. силой; г) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; д) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); ж) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; з) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; и) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; к) особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

2. Англо-саксонская (общего права) (Англия, США, Канада) (её признаки): а) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); б) юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер: в) ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судам, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; г) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом; д) главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; е) отсутствуют кодифицированные отрасли права; ж) отсутствуют классическое деление права на частное и публичное; з) статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; и) юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

3. Семья религиозного права (Иран, Ирак, Индия, Пакистан) (её признаки): а) главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юр. предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; б) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов; в) весьма тесное переплетение юр. положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; г) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; - отсутствует деление права на частное и публичное; д) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; е) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; ж) во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).

4. Семья традиционного права (Мадагаскар, Африка, Дальний Восток) (её признаки): а) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; б) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; в) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; г) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше; д) судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; ж) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; з) юр. доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; и) архаичность многих ее обычаев и традиций.

Эффективность права: критерии и пути ее повышения

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Цель является началом правореализующей деятельности. Здесь отражается уровень правового развития общества и одновременно его недостаточность. Кроме цели необходимы средства ее достижения. Такими средствами выступают нормы права и правоприменительные акты. Важнейшим вопросом эффективности права является механизм его реализации.

Результат зачастую бывает вовсе не такой, как предполагалось. Чтобы достигнуть желаемого результата надо либо предварительно апробировать юр. средства на определенном регионе, либо использовать опыт других государств, которые уже использовали эти средства. Сами по себе юридические средства не могут привести к реальному результату. Для этого необходимы реальные (материальные) средства, скрывающиеся за юр-ми. Абсолютизация юр. средств, воздействующих на общественные отношения через поведение людей, недопустима.

Путями повышения эффективности сегодня являются: совершенствование правотворчества, правоприменения и правовой культуры субъектов права.

Правотворчество должно включать высокий уровень законодательной техники, выражать общественные интересы и закономерности общества. Юр. и информационные средства должны создавать положение, когда соблюдать закон выгоднее, чем нарушать.

Важными являются правовые гарантии механизма правового регулирования. Нужно поднять вероятность законных действий и запланированных общественных результатов.

Вероятность воспрепятствования позитивным действиям надлежит снизить. Все это дополняется действенностью применения права, реального правового регулирования. При этом совершенная нормативная регламентация обеспечивает стабильность и единообразие в правовом регулировании, а правоприменение учитывает индивидуальные особенности данного случая. Правотворчество и правоприменение должны оптимально сочетаться для гибкости и универсальности правового регулирования. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также способствует качеству правового регулирования, укрепляет законность и правопорядок. Окончательным критерием целесообразности, результативности и эффективности права может служить только практика, которая является критерием истины.

Система права: понятие и элементы

Системой права называется внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Признаками системы права является то, что она складывается в соответствии с потребностями общественного развития, состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей, характеризуется наличием прямых и обратный связей, должна быть внутренне не противоречивой, согласованной. Элементами системы права являются такие вещи, как норма права, правовой институт, подотрасль и отрасль права.

Норма права - это содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное, структурно организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения. Правовой институт - это совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений. Отрасль - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования. Обыкновенно отрасли права делятся на: 1. Профилирующие (конституционное, уголовное гражданское, административное уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное. Профилирующим отраслям соответствуют конституция и отраслевые кодексы). 2. Специальные земельное, семейное, финансовое, трудовое, уголовно-исполнительное (тюремное). Данные отрасли по объему регулирования гораздо уже. Это ставшие самостоятельными бывшие подотрасли права. Все они регулируются кодексами). 3. Комплексные (экологическое, жилищное). Их характеризует разнородность методов правового регулирования при наличии определенного предмета.

Важным разделением отраслей является деление на материальное (состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, уголовное, гражданское и др.) и процессуальное (состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное).

Черты, системы права:

а) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли; б) ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство; в) она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; г) имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Система права и система законодательства, их соотношение

Система права - это объективное правовое явление, она формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм Право не существует вне законодательства. В законодательстве правовые нормы получают внешнее проявление. Первичным элементом системы права является норма права, состоящая из гипотезы (указание на условия, при наличии которых эта норма должна действовать), диспозиции (собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн. или простые и сложные) и санкции (меры ответственности за нарушение диспозиции). Первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта. Она не всегда содержит гипотезу, диспозицию и санкцию. Диспозиция может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта или в совершенно другом акте. В одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права. Если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы. Если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя. Если система права имеет первичный характер, то система законодательства - производный (первая служит исходной базой для второй). Если система нрава имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое). Система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства: Отраслевое законодательство содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношении, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное законодательство). Внутриотраслевое законодательство выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства). Комплексное законодательство включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное, военное законодательство). Они регулируют не вид, а сферу общественных отношений, где есть разные виды отношений.

Норма права: понятие и признаки. Виды норм права

Норма права - это содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное, структурно организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.

К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Логической нормой называется выявляемое логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную структуру. Логическая норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза - часть нормы, указывающая на конкретные (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма. Диспозиция - часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права. Санкция - часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие вследствие нарушения диспозиции. Виды норм права классифицируются на отправные и нормы - правила поведения. Отправными нормами права являются нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные, нормы-дефиниции и коллизионные нормы Нормы-правила поведения - нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.

Виды норм права: 1. По функциям права: а) регулятивные - устанавливают субъективные права и обязанности юр. лиц, условия их возникновения и действия (заключение брака); б) охранительные - определяют условия применения к субъекту мер гос-го принудительного воздействия, характера и содержание этих мер (клевета - лишение свободы или штраф). 2. По отраслям права: конституционное, гражданское, уголовное и др. 3. По характеру содержащихся в юр. нормах правилах поведения: а) обязывающие нормы - обязывают совершать какие-либо действия (платить за проезд); б) запрещающие - устанавливают запрет (убийство); в) управомачивающие - представляют участникам правоотношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих потребностей (подать иск). 4. По степени определённости изложения элементов правовой нормы в статьях норм.прав. актов: а) абсолютно-определённые - с абсолютной точностью определяют условия своего действия, прав и обязанностей, меры юр. ответственности за нарушение прав и обязанностей (в УПК как выносится решение суда); б) относительно-определённые - содержат неполный перечень сведений об условиях их действия, правах и обязанностях, мерах юр. ответственности (наказание от 2 до 5); в) альтернативные - предусматривается несколько вариантов (или штраф или арест). 5. По юр. силе: законы (основные, обыкновенные, кодифицированные), подзаконные акты (указы, постановления). 6. По специализации норм права: а) закрепительные - выражают определённые элементы регулируемых общ. отношений в общем виде (ст. 14 УК разъясняет, что такое преступление и его признаки); б) дефинитивные - содержат научно-сформулированные определения понятий (в ГК, что такое сделка); в) нормы-принципы - устанавливают общие или отраслевые правовые принципы или задачи определённой системы юр. норм (задачи УК - в ст.2, принципы - в др. ст.). 7. По предметам действия норм: а) общие - делятся на всех; б) специальные - в отношении определённого круга лиц. В зависимости от силы норм. Актов нормы могут распространяться на всю терр. РФ, т.е. нормы федеральных законов и нормы распространяющиеся на её определённую часть (нормы актов местных органов власти). 8. По способу установления правил поведения: а) императивные - не допускают отступлений от установленного ими правила поведения (срок иск. давности - 3 года); б) диспозитивные - представляют субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей (в ГК исполнение обязательств по частям).

Структура нормы права и характеристика ее элементов

Структурой нормы права называется способ взаимосвязи ее элементов, каковыми являются гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотезой называют структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия. Например. Гипотезой нормы права, по которой судья вправе отказаться принять заявление по гражданскому делу, являются несоблюдение истцом установленного законом порядка предварительного внесудебного разрешения спора, неподсудность дела данному суду, подача заявления недееспособным лицом. Диспозицией называют структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание поведения субъекта права, имеющее юридически значимый характер. Гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, а диспозиция - ядро юридической нормы Она указывает форму поведения субъекта права, которая непосредственно влечет за собой юридические последствия Пример диспозиции: «Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности» (ч.2 ст.222 ГК). Санкцией называют структурный элемент нормы права, который указывает на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права Санкция есть заключительный элемент юридической нормы, она завершает ее структурную организацию. Только при наличии всех своих элементов норма права обретает реальный характер и влечет за собой определенные правовые последствия. Пример санкции: за подмен ребенка, совершенный из корыстных или иных низменных побуждений наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев.

Способами изложения правовых норм в статьях являются прямой, отсылочный и бланкетный. Прямой способ изложения состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагают гипотезу, диспозицию и санкцию Отсылочный способ изложения отсылает к другим родственным статьям того же нормативно-правового акта. Пример: умышленное убийство наказывается лишением свободы. В данной статье не определено, что такое убийство, но это сделано в другой статье. Бланкетный способ изложения устанавливает ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в статье не содержится, нет также прямой отсылки к другой статье этого закона. Здесь есть гипотеза и санкция, а диспозиция называется, но не раскрывается. Например, карается нарушение правил вождения или эксплуатации машины, повлекшая несчастный случай. Здесь подразумевается использование правил вождения или эксплуатации (безопасности).

Формы (источники) права: понятие и виды

Формами права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Понятие источников права шире. Оно включает то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права, а также то, где содержатся нормы права. Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точкой, то применительно к юр. явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле -- это и есть форма права.

Видами форм права являются: 1. Нормативно-правовой акт, т.е. юр. акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права. 2. Договор нормативного содержания. Это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права. 3. Правовой прецедент (судебный или административный) - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем. 4. Правовой обычай - санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе.

Главными формами права являются нормативно-правовой акт, нормативный договор, правовой прецедент и правовой обычай. Дополнительными формами права являются: доктрина, т.е. юридическая наука, включающая различные научные труды (трактаты, монографии, статьи и т.д.), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам, правосознание, т.е. совокупность идей, чувств, эмоций и т.п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Оно выступало формой права в первые годы советской власти, общие принципы права, т.е. исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания. Для религиозного права источниками являются религиозные тексты. Они характерны для мусульманского права (Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописаний Мухаммеда).

Нормативно-правовые акты: понятие и признаки. Система нормативных актов в РФ

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.).

НПА - важнейший источник права РФ. Он имеет наибольшее распространение, исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией, принимается в четко обозначенном процедурном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия, он может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии. Как и всякое право, нормативный правовой акт подкреплен силой государства и при ее помощи может быть осуществлен принудительно. Установленная форма данного акта обязательно является письменной.

НПА - это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права, вводящее их в действие, изменяющее или отменяющее правило общего характера. Он характеризуется тем, что: 1) Содержит общеобязательные правила поведения, т.е. нормы права; 2) Односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; 3) Обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; 4) Неконкретностью адресата; 5) Действием, независимым от исполнения; 6) Является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.

По юр. силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и гос-го устройства, учреждающий федеральные органы гос-ой власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конст.; 3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества: 4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юр. нормы. Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые в отличие от первых принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); 2) постановления и распоряжения Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения, распоряжения, постановления местных органов гос-ой власти и управления; 5) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 6) локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Ст. 76 Конст. 1. По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей терр. РФ. 2. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются ФЗ и принимаемые в соотв. с ними законы и иные НПА субъектов РФ. 3. ФЗ не могут противоречить ФКЗ. 4. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, ГФЗ, авт. область и авт. округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА. 5. Законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым в соотв. с ч.1,2 наст. ст. В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует ФЗ. 6. В случае противоречия между ФЗ и НПА субъекта РФ, изданным в соотв. с ч.4 наст. ст., действует НПА субъекта РФ.

Закон в системе нормативно-правовых актов: понятие и виды

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон является обладающим высшей юр. силой нормативным актом, который принят в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирует наиболее важные общественные отношения.

На территории РФ действуют такие законы, как Конституция (Основной закон), конституционные законы и обычные законы.

Эти законы различаются по сфере действия на федеральные и законы субъектов РФ. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территорий субъектов РФ.

Действие законов РФ на территории всех субъектов РФ является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории РФ.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям: а) по их юр. силе (Конституция, федеральный конституционный закон, ФЗ, закон субъектов Федерации); б) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); в) по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); г) по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.

Законотворческая деятельность Федер. Собрания воплощается в таких видах законодательных актов, как: основы законодательства, регламент, кодекс, договоры нормативного содержания, законы.

Основы законодательства - законодательный акт, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства, образующие целостное единство. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, которые предусмотрены Федеративным договором.

Регламент - законодательный акт. Закрепляющий порядок деятельности палат Федер. собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму деятельности Совета Федер., Гос. Думы и их рабочих органов.

Кодекс - это законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права соответствующей отрасли права. В нем систематизированы юридические нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.

Договоры (соглашения) нормативного содержания регулируют отношения РФ и ее субъектов по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением гос-ой воли росс. общества. Этим обусловлена их высшая юр. сила по сравнению со всеми другими актами. Высшим законом является Конст. (Основной закон), которая закрепляет основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования гос-ва, общества, граждан. Она является юр. базой всего текущего законодательства.

Признаки закона: 1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ «регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа; 4) он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных норм. актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Правотворчество: понятие, субъекты, принципы

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Эта активная творческая деятельность создает нормы, которые воплощаются в нормативных актах. При помощи этого государство управляет обществом, формирует стратегию его развития, устанавливает общеобязательные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, качество принимаемых нормативных актов есть показатель цивилизованности и демократии.

Принципами правотворчества являются: научность (издание нормативных правовых актов на основе изучения всех черт сложившейся ситуации (социально-экономической, политической и др.), профессионализм (предписывает заниматься правотворчеством компетентным людям, т.е. юристам, экономистам, управленцам и др.), законность (предписывает действовать в рамках и на основе Конституции и иных законов), демократизм (характеризует степень участия граждан в правотворческом процессе), гласность (требует открытости правотворческого процесса для общества, отдельных людей, свободной циркуляции информации).

В зависимости от субъектов правотворчества различают 1. Правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования). 2. Правотворчество государственных органов (парламентской ассамблеи, например, Государственной Думы). 3. Отдельных должностных лиц (президент, министр). 4. Правотворчество органов местного самоуправления. 5. Правотворчество общественных организаций.

Правотворчество включает в себя создание законов и подзаконных нормативных юридических актов. Подзаконными являются указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министров и министерств. Нормы права можно издавать на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации, местном.

Правотворческий процесс складывается из ряда стадий. 1. Стадия законодательной (нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение. 2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п. 3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов. 4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять. 5. Принятие нормативного акта. 6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты