Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение. Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям: 1) Если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства - нормативный акт; 2) Если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы; 3) Если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя; 4) Если система права имеет первичный характер, то система законодательства - производный (первая служит исходной базой для второй); 5) Если система нрава имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое); 6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.
Законодательный процесс в РФ
Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.
Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1.Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч.1 ст.104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, ВАС РФ. 2.Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. 3.Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:а)принятие закона Гос. Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них: проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы); б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч.4 ст.105 Конституции РФ «ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 К. РФ «ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации»); в)подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч.2. ст.108 Конституции РФ, Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4.Опубликование закона (как правило, ФКЗ и ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).
Ст. 104 Конст. 1. Право законодательной инициативы принадлежит През. РФ, Совету Федерации, членам СФ, депутатам Гос.Думы, Прав. РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конст. Суду РФ, ВС РФ и ВАС РФ по вопросам их ведения. 2. Законопроекты вносятся в Гос.Думу. 3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федер. бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Прав. РФ.
Ст. 105 Конст. 1. ФЗ принимаются Гос.Думой. 2. ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос.Думы, если иное не предусмотрено К. РФ. 3. Принятые Гос.Думой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. 4. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения ФЗ СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Гос.Думой. 5. В случае несогласия Гос.Думы с решением СФ федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос.Думы.
Ст. 106 Конст. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые Гос.Думой ФЗ по вопросам: а) федер. бюджета; б) федер. налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации межд. договоров РФ; д) статуса и защиты гос. границы РФ; е) войны и мира.
Ст. 107 Конст. 1. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется През. РФ для подписания и обнародования. 2. През. РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его. 3. Если През. РФ в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Гос.Дума и СФ в установленном К. РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов Гос. Думы, он подлежит подписанию През. РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Ст. 108 Конст. 1. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным К. РФ. 2. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос.Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию През. РФ и обнародованию.
Юридическая техника: понятие, основные черты
ЮТ - совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных актов.
Основным объектом ЮТ является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
Средствами ЮТ являются способы юридического выражения воли законодателя и документального изложения текста документа. Средствами юридической техники являются также правовые аксиомы, символы, поправки, классификация, примечания, правовая оговорка. Средствами юридического выражения воли законодателя являются нормативное и системное построение, отраслевая типизация. Норма должна быть выражена в форме предписания: гипотеза-диспозиция-санкция. При этом она помещается в соответствующую отрасль права Словесное изложение включает реквизиты (наименование акта, его заголовок, дату принятия, вступления в действие, подписи), структурное построение (определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность), юридическую терминологию (совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия), стиль правового акта (систему приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах).
Юридические термины должны быть однозначными, общепризнанными, устойчивыми, краткими, ясными и простыми. По степени обобщения конкретных показателей применяются абстрактный (при формулировании нормы использует обобщающую формулировку) и казуистический (последовательно перечисляет условия действия нормы) способы.
По способу изложения элементов юридической нормы применяют прямой (дает изложение гипотезы, диспозиции и санкции в одной статье нормативного правового акта), отсылочный (отсылает к другим конкретным статьям конкретного закона) и бланкетный методы (применяет отсылку в общей не конкретной форме. Это делается путем упоминания соответствующих правил, инструкций и иных законодательных актов).
Особыми средствами ЮТ являются правовые презумпции (называются предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми и наличными фактами, подтвержденное опытом) и фикции (являются несуществующие положения, которые признаются в соответствии с законодательством существующими и влекут соответствующие юридические последствия. Пример: исчисление срока безвестного отсутствия или смерти гражданина с момента вынесения об этом судебного решения). Средствами юридической техники являются также правовые аксиомы, символы, поправки, классификация, примечания, правовая оговорка.
Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие норм.-правового акта во времени начинается со вступления его в юридическую силу и заканчивается утратой им юр. силы. Если срок вступления в силу закона не указан, он вступает в действие по истечении 10 дней с момента опубликования. Если акт имеет установленный срок, то это может быть момент подписания, принятия, опубликования и точно указанная дата. В других случаях действие нормативно-правового акта начинается с даты фактического получения акта исполнителями для актов, которые не публикуются, с даты утверждения (регистрации), с возникновением определенных обстоятельств (объявление войны, чрезвычайного положения и т.п.). Утрата юр. силы происходит при источении срока действия, прямой отмене, фактической отмене (принятие другого акта по тому же вопросу, без отмены первого), изменении обстоятельств (война, ЧП). Обратная сила закона распространяется на закон, отменяющий и смягчающий юр. ответственность. По общему правилу закон обратной силы не имеет. Обратная сила закона называется ретроактивностью. Переживание закона (ультраактивность) - это продолжение действий норм закона после его отмены. Оно бывает тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.
Действие НПА в пространстве распространяется на территорию данного гос-ва, т.е. земельную и водную поверхность, воздушное пространство в пределах гос. границы, недра, территориальные воды, континентальный шельф. Кроме этого законы действуют на условной территории за границей государства, т.е. на территориях посольств, консульств, воинских подразделений, дислоцируемых за границей (на военных базах), на территории гражданских кораблей и в салонах летательных аппаратах, находящихся на нейтральной территории и всюду на борту военных кораблей и летательных аппаратов, где бы они ни были.
Действие НПА по кругу лиц распространяется на граждан, иностранных граждан (подданных), лиц без гражданства (апатриды) Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за совершенное преступление или проступок на территории иностранного государства. Некоторые нормативные акты распространяются только на специальных субъектов. Например, только должностное лицо может быть субъектом получения взятки.
Правовое регулирование общ. отношений: понятие, стадии, механизм
ПР - осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения. Предмет ПР - общ-ные отн-ния образующие в силу их специфики особые системы связи между юр. нормами. Правовое регулирование охватывает: 1. Специфическую деятельность гос-ва, связанную с выработкой юрид. установлений и с определением юр. средств обеспечения их действенности. 2. Деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом.
Сфера и пределы ПР указывают на ту область соц. пространства, в которой право способно оказывать прогрессивно-преобразующее воздействие на общественную жизнь, направлять человеческую деятельность и способствовать ее развитию.
Стадии процесса ПР это: регламентация общественных отношений, возникновение правоотношений, реализация норм права. Способы ПР являются дозволение (состоят в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий), обязывание (заключается в возложении обязанности совершать определенные положительные действия), запреты (сводятся к возложению обязанности воздерживаться от запрещенных действий), поощрения (выражаются в награждении субъектов за определенные заслуги) и рекомендации (состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения). Типами ПР является общедозволительные (разрешено все, что прямо не запрещено законом), разрешительный (запрещено все, что прямо не разрешено законом). Механизм ПР - это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Элементами механизма ПР являются нормы права, юридические факты, акты применения норм права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей.
Основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1. Норма права - формулируется правило поведения, котороое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе механизма ПР, как нормы права. 2. Юр. факт или фактический состав с таким решающим показателем, как организационно-исполнительный правоприменительный акт - определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юр. факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юр. «каналу». Получая наиболее полную информацию о ситуации, оценивая и контролируя правомерность выполнения предварительных условий (юр. фактов), правоприменитель находит для урегулирования конкретного общественного отношения соответствующие средства, воплощающиеся в индивидуальном решении. Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе механизма ПР, как юр. факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт. 3. Правоотношение - установление конкретной юр. связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных; выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). 4. Акты реализации прав и обязанностей - реализация субъективных прав и юр. обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь - осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. 5. Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент) - явл. факультативной.Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.
Конституция - основной закон общества и государства
К. (основной закон) является основополагающим учредительным политико-правовым актом, который закрепляет основы конституционного (государственного строя), права и свободы человека и гражданина, Определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий высшие органы государственной власти. К. имеет особый субъект, который ее принимает (это народ или специальный орган от имени народа, однако существовали также октроированные конституции, дарованные монархом). К. имеет учредительный, то есть первичный характер. При ее помощи утверждаются основы общественного и государственного устройства. Важной чертой К. является особый предмет правового регулирования и его всеобъемлющий характер. К. затрагивает все сферы жизни общества, политическую, экономическую, социальную, духовную. В этих областях она устанавливает базовые, фундаментальные основы общественных отношений
К. имеет верховенство над всеми нормативными актами. В признании верховенства содержится идея о подчинении государства К. и праву. С нормами К. должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, а также граждан. К. имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России. Высшая юридическая сила означает, что все законы и иные нормативные акты не должны противоречить К. Все субъекты права обязаны соблюдать К. Она является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства.
К. особо охраняется, ее отличает особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок. Важную роль в охране К. играет конституционное правосудие. К. суд проверяет соответствие нормативных актов К. Неконституционные акты и международные договоры утрачивают силу, не подлежат введению в действие и применению. К. представляет собой единый, обладающий особыми юр. свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и гос-ва, определяет субъекта гос-ой власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
Социальные качества К. перечислены в гл. 1 К.: гуманизм, суверенитет, плюрализм, (идеологический, политический), основы местного самоуправления, положение личности и правовое положение человека и гражданина.
Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды, значение
С. законодательства - это деятельность, направленная на его упорядочение. В ходе С. сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты, выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, проблемы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позже. В ходе этого подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих. Вновь принятые нормативные правовые акты, а также прежние, сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства. Видами С. законодательства являются: учет (сбор государственными органами, юр. лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии), инкорпорация (форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания), консолидация (систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт. Пример: Указ Президента Верховного Совета СССР от 01.10.80г. «О праздничных и памятных днях» объединяет (и заменил 48 ранее действовавших актов по этому вопросу), кодификация (форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт).
Видами инкорпорации являются: официальная - утвержденное собранием и сборником инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты; полуофициальная (официозная) - утверждение сборников специально уполномоченными на то гос.органами; неофициальная - создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов. По способу упорядочения выделяют: предметную, где нормативные правовые акты располагаются по предмету регулирования и хронологическую, где нормативные правовые акты располагаются по времени издания. Видами инкорпорированных актов являются сборник, собрание, свод законов. Сборник - это инкорпорированное издание законов или иных нормативных правовых актов. Собрания - это инкорпорированные издания нормативных актов высших органов гос. власти. Свод законов - это собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения.
Видами кодификации являются всеобщая, комплексная, отраслевая и специальная Всеобщая состоит в полной (сплошной) кодификации нормативного материала. Комплексная - состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений. Отраслевая - состоит в кодификации отдельных отраслей права. Специальная - состоит в кодификации отдельных правовых институтов. Видами кодификационных актов являются основы, кодексы, уставы, положения, регламенты. Основы - обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права (Конст. РФ 93 года не пред-но). Кодексы - обеспечивают детальное по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общ. отношений. Уставы - содержат нормы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Положения - содержат нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и, компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов. Регламенты - содержат нормы, регламентирующие вопросы правового статуса того или иного гос-го органа, а также процедуры его деятельности.
Правовые отношения: понятие, признаки, структура. Виды правовых отношений
ПО - возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Признаки ПО: 1. Формальная определённость (возникает на основе норм права). 2. Наличие у сторон субъективных прав, юр. обязанностей и юр. свободы. 3. Наличие связи конкретных лиц. 4. Обеспеченность возможностью гос-го принуждения. 5. Правоотношения - волевые общ. отношения (для их существования необходимо волеизъявление сторон - участников правоотношения). Структура ПО: 1. Субъективное право - это мера возможного поведения субъектов в правоотношении Признаками СП являются: возможность, т.е. этим правом можно воспользоваться, а можно и отказаться, как мера возможного поведения, это право ограничено определенными рамками Оно осуществляется в интересах управомоченного, т.е. того, кому оно принадлежит и обеспечивается обязанностями других лиц. Элементами структуры субъективного права являются право действовать самому, требовать известного поведения от обязанного лица (право требования) и возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (право притязания), а также возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом (право пользования). 2. Юридическая обязанность - это предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов в правоотношении. Признаки ЮО необходимое, должное поведение (отказаться от юридической обязанности нельзя), мера должного, необходимого поведения (она ограничена определенными рамками), она выполняется в интересах управомоченного, нацелена на удовлетворение интересов управомоченного, ее исполнение обеспечивается государственным принуждением, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения наступает юридическая ответственность. Структура ЮО включает в себя необходимость совершать определенные действия либо воздерживаться от них, необходимость для правообязанного отреагировать на законные требования управомоченного, необходимость нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований, необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.
Субъектами ПО явл. его участники. Это индивиды или организации, которые на основании правовых норм могут быть носителями субъективных прав и юр. обязанностей правоотношений. Субъектами ПО могут быть: 1. Граждане - определённый правовой статус, обуславливающий их политико-правовую связь с гос-ом и дающий возможность обладать всеми правами, свободами и обязанностями, закр-ми в К. и законах той страны, гражданству которой они принадлежат. 2. Иностр. гражд. и лица без гражд. - их возможность иметь права, свободы и нести обязанности ограничена по сравнению с гражданами. Они не обладают избирательным правом, не несут воинской обязанности. 3. Организации: а) гос. органы, правовое положение которых, по сравнению с др. орг-ми, характеризуется наличием компетенции - совокупности прав и обязанностей, предусмотренных спец. нормативн. актами; б) предприятия; в) общ. организации. 4. Государство. 5. Социальные общности (нации, народ в целом).
Классификация ПО происходит по различным основаниям: 1. В зависимости от предмета правового регулирования по отраслевому признаку: государственно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, семейные, трудовые, финансовые и др. 2. По объему содержащихся в них прав и обязанностей простые и сложные правоотношения. В простых правоотношениях его участники обладают правом и, соответственно, обязанностью Сложные правоотношения характеризуются тем, что их участники одновременно обладают правами и обязанностями. 3. По количеству участников различают двусторонние и многосторонние правоотношения. 4. По характеру участников - материальные (финансовые, трудовые, гражданские и др.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.). 5. В зависимости от формы поведения обязанной стороны различают правоотношения активного и пассивного типа. 6. В зависимости от продолжительности действия есть кратковременные (правоотношение мены) и долговременные (правоотношение гражданства). 7. По способу индивидуализации объекта (на общие и конкретные). 8. По способу индивидуализации субъектов в конкретных отношениях (на относительные и абсолютные. 9. По функциям права (на регулятивные и охранительные).
Общие правоотношения - это правовые связи, основанные на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Конкретные правовые отношения - это правовые связи, субъекты которых, во всяком случае, один из них (носитель субъективного права), определены путем поименной индивидуализации. Относительными называются те отношения, в которых поименно определены все участники (носители субъективного права и носители юридической обязанности). Абсолютные - это те, в которых поименно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, а обязанными являются все другие лица. Регулятивные складываются на основе регулятивных норм и проводят регулятивную функцию права. Охранительные - складываются на основе охранительных норм и проводят охранительную функцию права.
Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность
СП - это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Видами СП являются индивиды (физ.лица), т.е. граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды) и коллективы (юр.лица) - государственные и негосударственные организации, государство в целом.
Видами коллективных субъектов права являются само государство, государственные органы и учреждения, общественные, кооперативные, коммерческие организации, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, административно-территориальные единицы, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и ее региональные общины, конфессии, иностранные фирмы, банки, предприятия.
Юр.лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юр.лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Чтобы быть СП, необходимо обладать правосубъектностью - это правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо, как субъект права. Она включает в себя правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правоспособность - это способность индивида иметь в силу норм права субъективные права и нести юридические обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью. Дееспособность есть способность своими действиями осуществлять свои права и обязанности. У юр.лиц дееспособность и правоспособность совпадают. Они возникают в момент регистрации. У физ.лиц (людей) дееспособность связана с достижением определённого возраста (частично с 14-ти, полностью с 18-ти лет). Дееспособность может быть утрачена по решению суда. Причиной может быть алкоголизм, наркомания, игромания, слабоумие. Деликтоспособность означает способность лица нести юридическую ответственность за совершённое правонарушение. Наступает так же по достижении 14-18 лет.
Субъективное право и юр. ответственность: понятие, содержание, взаимосвязь
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль. Структура субъективного права: 1) возможность определенного поведения управомоченного лица; 2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью.
Юр. обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию. Юр. обязанность, являясь обратной стороной субъективного права, имеет следующую структуру: 1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юр. ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.
Различия между субъективным правом и юр. обязанностью: 1) если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юр. обязанность - чужие интересы (управомоченного лица); 2) если субъективное право - мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность - мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).
Взаимосвязь данных категорий проявляется в том, что праву одного субъекта, корреспондируют юридические обязанности одного или нескольких субъектов, либо наличие или реализация СП влечет возникновение ЮО.
Юр. ответственность - необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Меры эти могут быть: личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф); организационного характера (увольнение). Признаки юр. ответственности: 1) устанавливается государством в правовых нормах; 2) опирается на гос-ое принуждение; 3) применяется специально уполномоченными гос-ми органами; 4) связана с возложением новой дополнительной обязанности; 5) выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера; 6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция - часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение); 7) возлагается в процессуальной форме; 8) наступает только за совершенное правонарушение.
Если фактическим основанием юр. ответственности выступает правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием выступают норма права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю. Подобным правоприменительным актом может являться приказ администрации, приговор или решение суда и т.п.
Правовой статус личности. Права и свободы человека и гражданина в РФ: понятие и классификация
Понятие - человек, характеризует его как индивида биологического вида. Личность - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами осознаёт себя, своё место в обществе, своё место перед ним. Гражданин - понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует связь с конкретным гос-ом. Эта связь показывает, что гос-во закрепляет за гражданином максимальный объём прав и свобод, а гр. в свою очередь несёт обязанность перед обществом. К. провозглашает права и свободы человека высшей ценностью гос-ва. В этом конституционном положении выражена идея приоритета прав и свобод человека над интересами гос-ва. Смысл этой нормы - она подчёркивает человека, как первооснову гос-ва, следовательно гос-во - явление вторичное по отношению к обществу и на него возлагается обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы граждан.
ПСЛ включается в себя юр. закрепленное положение личности в обществе. Структурой его являются правовые нормы, правосубъектность, права и обязанности, законные интересы, гражданство, юр. ответственность и правовые принципы. ПС делятся на общий (как гражданина и члена общества), родовой (отражает особенности положения определенных категорий граждан (пенсионеров, студентов, военнослужащих и др,)), индивидуальный статус. Последний фиксирует конкретику определенного лица (пол, возраст, семейное положение и др.). Правовой статус личности базируется на концепции прав человека. Ее принципами являются: свобода выбора образа жизни, в том числе форм государственности, сочетание автономии личности и самоуправления коллективистских начал во взаимоотношениях с обществом и государством, социальная справедливость, отсутствие дискриминации людей, по какому бы то ни было признаку, отказ от насилия при урегулировании социальных конфликтов.
Система прав и свобод личности в России подразделяется на: социально-экономические (права: на собственность, на здоровье и медицинскую помощь, на забастовку, на благоприятную окружающую среду, на индивидуальные и коллективные споры, на предпринимательскую деятельность, на защиту от безработицы, на возмещение вреда, на соц. обеспечение, на гуманные условия труда, на заботу и воспитание детей, на жилище, равноправие мужчины и женщины, на свободный труда и отдых), личные (право на безопасность, на жизнь, на семейную и личную тайну, на защиту чести и достоинства, на неприкосновенность частной жизни, на выбор языка и пользование им, на свободное использование своих способностей, на равенство перед законом и судом, на тайну переписки и связи, на свободу и личную неприкосновенность и др.), политические (сводятся на участие во власти (выборы, референдум), на выражение мнения (митинг, демонстрация, слово), на нахождение на гос., в том числе военизированной службе), культурные (в области культуры права предусматривают участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, право на образование и творчество), права на защиту прав.
Основные обязанности граждан зависят от природы отношения, в частности корпоративные обязанности порождаются членством в различных объединениях. Основные обязанности вытекают из принадлежности лица к гос-ву. Основные обязанности человека носят всеобщий характер, не завися от конкретного правового статуса лица и закрепляются на конституционном уровне. Основные обязанности - конституционно закреплённые и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, гос-ва и иных граждан. 1. Основная обязанность - соблюдение законов и Конст. 2. Платить налоги и сборы. 3. Охранять природу, окр. среду и бережно относиться к природным богатствам. 4. Защита отечества.
Применение права, как особая форма его реализации. Требования, применяемые к правильному применению права
Правоприменение - это государственно-властная творческая, организующая деятельность компетентных roc органов, должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний. Признаки применения нормы права: 1. Право может осуществляться только компетентными органами, которые строго определены законом. 2. Государственно-властный характер (Прокурор осуществляет надзор только в соотв. с законом). 3. Отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальных актах применения права, т.е. они рассчитаны на 1 раз. 4. Осуществление правоприменительной деятельности в строго установленном законом порядке.