Глава 1. Правовое положение несовершеннолетних детей
1.1 Личные неимущественные права несовершеннолетних детей
1.2 Имущественные права несовершеннолетних детей
Глава 2. Участие органов опеки и попечительства в защите
прав и интересов несовершеннолетних детей
2.1 Задачи и функции органов опеки и попечительства
2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства.
Заключение
Список сокращений
Список использованных нормативно-правовых актов Список специальной научной и учебной литературы Список использованной юридической практикиПриложенияВВЕДЕНИЕ
От охраны материнства с помощью административного, трудового законодательства зависит качество семьи, способной выполнять свойственные ей функции. То же самое мож-но сказать о детстве -- особом возрастном периоде в жизни человека, когда закладывается фундамент его физического и душевного здоровья. Создавая условия для нормального развития ребенка в семье, государство тем самым не только охраняет детство, но и особым об-разом способствует охране семьи1.
Общеизвестно, что жизнь ребенка в семье предпо-чтительна со всех точек зрения. Конечно, имеется в виду семья, не приносящая вреда воспитанию несовершен-нолетнего. Ребенок в семье -- одна из важных предпосылок ее правовой охраны. Вот почему в охране семьи государством принимают, должны принимать са-мое активное участие различные государственные органы, специальные задачи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних выполняют органы опеки и попечительства .
Проблемы беспризорных детей в течение нескольких лет исследовались Институ-том социально-экономических проблем народонаселения РАН .
Кто они - беспризорники?
Обследование беспризорников проводилось в 1999 г. В нем участвовали 69 беспризорных, находившихся в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей г. Великий Новгород. Большинство беспри-зорных детей (52%) имеют семью: 28% - полную, 24% - неполную, 36% - живут с другими родственниками, с бабушкой и/или с дедушкой, 16% -в детском доме, приюте. Проживание с родителями не всегда положительно для ребенка. Уже с юных лет эти дети видели то, что, по мнению психологов, оказало влияние на их психику и будет сказываться на всей их дальнейшей жизни. Лишь очень немногие из них могут забыть об этом впоследствии и вести иной образ жизни. Данное обследование выявило новые закономерности: у 45,5% детей один из родителей, а в ряде случаев оба - безработные, у 17,4% детей один из родителей находился в заключении, у 8,9% - родители (или один из них) лишены родительских прав.
Перечисленные выше условия жизни детей предопределяют и причины их бегства из дома. Наиболее часто упоминаются следующие: плохие отношения с матерью и отцом, с учителями, родители алкоголики, умерла мать и "я стал никому не нужен", жестокое отношение, "надоело учиться", "я не люблю своих родителей". Наряду с этим встречаются и ответы другого порядка: "хочется попуте-шествовать", "жить самостоятельно". "Мои родители алкоголики, у меня с ними пло-хие отношения, поэтому убежал из дома. Я уже убегаю не первый раз" (Андрей Л., 13 лет). "Мой отец умер, а мама меня не любит. Я ей совсем не нужен. Она меня часто бьет" (Никита, 12 лет). Очень часто они уходят из дома, чтобы показать матери, что не хотят жить с отчимом. Но есть и другая причина: нередко отчимы сознательно "выживают" де-тей, избавляясь, таким образом, от лишнего претендента на жилье и "освобождая" его для себя и своего собственного ребенка1.
Реализация в Семейном кодексе (гл.11) неоднократно выс-казываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина "интересы детей" на конк-ретные и более содержательные нормы о правах детей кор-респондируется с нормами международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвящен-ной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам роди-тельской заботы. Нестабильная экономическая обстановка в России и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их содержанию и воспитанию. Сегодня сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. Среди различных категорий семей в числе бедных чаще всего оказываются, именно семьи с несовершеннолетними детьми. Россия является участником Конвенции «О правах ребенка2» с 15 сентября 1990 года. Конвенция рассматривает ребен-ка как самостоятельную личность, наделенную соответствую-щими правами, способную в определенной мере к их самосто-ятельному осуществлению и защите. Для определения приоритетных целей и задач по усилению социальной защищенности детей, обеспечению их конституционных прав на выживание, защиту и развитие, разработаны различные нормативные документы государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.
Целью дипломной работы является необходимость выяснить, а как же органы опеки и попечительства обеспечивают защиту прав несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основными задачами, которые мы поставили перед собой, это выяснить статус органов опеки и попечительства, какие задачи они выполняют по защите прав несовершеннолетних детей, чем они руководствуются в своей работе. При изучении данной темы мы использовали следующую нормативно-правовую базу: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, как федерального уровня, так и принятые субъектами Российской Федерации.
Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе мы изучаем права несовершеннолетних детей. Во второй главе мы исследуем вопрос участия органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних детей.
Глава 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ1.1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.Несовершеннолетние дети по Семейному кодексу имеют только права и ни одной юридической обязанности. Такие обязанности, как любовь к своим родителям, послушание, почтение к ним, соблюдение семейных традиций и обычаев и т.п., правом не предусмотрены. Семейные отношения подобного рода могут регулироваться нормами морали, нравственности, этики, религиозными нормами, но никак не юридическими1.В семейном кодексе РФ права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные неимущественные и имущественные права, которые закреплены в главе 11 .К личным неимущественным пра-вам несовершеннолетних детей относятся:· право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК);· право на общение с родителями и другими родственника-ми (ст.55 СК);· право на защиту (ст.56 СК);· право выражать свое мнение (ст.57 СК);· право на имя, отчество и фамилию (ст.58 СК).Одним из самых важных прав ребенка является, предус-мотренное ст.54 СК право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п.2 ст.20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей -- роди-телей, усыновителей или опекунов. Поскольку Положением о паспорте граждани-на РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828, предусмотрена выдача паспорта не в шестнадцать, как ранее, а в четырнадцать лет2, то регистра-ция места жительства или места пребывания несовершенно-летних, достигших возраста четырнадцати лет, производится на основании его паспорта. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании роди-телей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п.3 ст.65 СК). Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда со-вместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка. Решение об его раз-дельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых проце-дур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению, исходя из наилучших интересов ребенка. Например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст.9 Конвенции «О правах ребенка»).Право ребенка жить и воспитываться в семье, также включает в себя право ребенка: знать своих родителей; на заботу родителей; на воспитание своими родителями; на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; уважение его человеческого достоинства.Право ребенка знать, насколько это возможно, своих ро-дителей и право на их заботу вытекает из требований ст.7 Конвенции «О правах ребенка»и обусловлено тем, что возник-новение взаимных прав и обязанностей родителей и детей ос-новывается на происхождении детей от данных родителей (ст.47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о роди-телях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разре-шен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родите-лей с тайной усыновления и тайной биологического происхож-дения ребенка (при применении методов искусственного опло-дотворения человека)1. Право ребенка на забо-ту заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принад-лежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопро-сов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей). В случаях утраты родительского попечения (отсутствие ро-дителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, при-знание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных ст.121 СК) право ребенка на воспитание в се-мье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл.18 СК) порядке. При этом согласно ст.123 СК предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, ос-тавшихся без родительского попечения: передача их на усынов-ление, в приемную семью или под опеку (попечительство).С правом несовершеннолетних детей жить и воспитывать-ся в семье, неразрывно связано и закрепленное ст.55 СК пра-во детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабуш-кой, братьями, сестрами и другими родственниками.Прекратившие совместное проживание родители (независимо от того, расторгли они свой брак или нет) находятся во власти ненависти, желания мстить, чувства вины за происходящее, потребности единолично владеть ребенком, страха потерять его любовь. Чаще всего это происходит бессознательно -- как правило -- с обеих сторон, что можно считать почти повседневным признаком послеразводных отношений. «Агрессивные чувства против бывшего супруга, чувство вины, угрожающее чувству собственной полноценности, и страх после супруга потерять еще и ребенка спрессовываются в неспособность правильно реагировать на продолжающуюся любовь детей к другому родителю, и любовь эта вызывает, ревность и гнев»1. В Кодексе особо подчеркивается, что право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях: - а) рас-торжения брака родителей;- б) признания брака родителей не-действительным;- в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем под-тверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы. Имеется в виду:- проживание одного из родителей в другом государстве;- проживание обоих родителей в другом государстве;- проживание родителей в разных государствах.Понимание, что та или иная степень общения ребенка с родителями ( одним из них) жизненно необходима формирующейся в стадии развития личности, нашло свое отражение в ст.9 Конвенции «О правах ребенка», где сказано: « Государства - участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка». Так, ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обсто-ятельств, поддерживать на регулярной основе личные отно-шения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители, вправе покидать любую стра-ну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее ( ст.10 Конвенции «О правах ребенка».) Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с роди-телями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке -- при лишении или ограничении родительских прав (ст.ст.71 и 74 СК), а также в административ-ном порядке при отобрании ребенка у родителей органом опе-ки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ре-бенка или его здоровью (ст.77 СК).Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей. Исчерпывающий перечень родствен-ников, имеющих право на общение с ребенком, в законе от-сутствует. Статья 66 СК РФ состоит из нескольких пунктов, имеющих самостоятельные значения, неодинаковые цели. Правда, все они, так или иначе, служат осуществлению родительских прав проживающим отдельно от ребенка. Так, п.1 провозглашает общение, п.2 предусматривает право родителей заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Подчеркивая важность данного положения, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 27 мая 1998г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»1, полностью воспроизводит текст СК РФ (п.8). На практике заключение мирового соглашения, нередко происходит особенно тогда, когда предстоит расторжение брака, и родители хотят сразу решить возникающие при разводе проблемы. Подобного рода соглашение чаще всего свидетельствует о желании мирным путем и наименее болезненным для ребенка способом определить его судьбу.Ориентируя на мирное урегулирование крайне сложных вопросов СК РФ, исходит из необходимости защиты:- права родителя, который утрачивает постоянный, ежедневный контакт с ребенком:- права ребенка, который несмотря ни на что, сохраняет право на общение с обоими родителями, если они совместно с ним не проживают. При этом принимается во внимание очевидная истина: несовершеннолетнему нужны мать и отец.Право ребенка на общение со своими родителями и други-ми родственниками в экстремальной ситуации(задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделе-но в п.2 ст.55 СК. Содержание п.2 ст.55 СК согласуется и с нормам международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него, через его ро-дителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при под-готовке и осуществлении своей защиты (ст.40 Конвенции «О правах ребенка»). П.2 ст.55 СК РФ дает примерный перечень таких ситуаций. В качестве при-меров закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечеб-ном учреждении. Для определения иных разновидностей экст-ремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок, воз-можно использовать также понятие трудной жизненной ситу-ации, под которой понимается ситуация, объективно наруша-ющая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособ-ность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, без-надзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самосто-ятельно1. Разделом V Плана действий по улучшению положе-ния детей в РФ на 1995--1997гг. предусматривалось оказание помощи детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах (пострадавшим в результате природных и техногенных катаст-роф, страдающим психическими заболеваниями и т.п.)2.Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что при подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родствен-никами крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предус-мотрено, что родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных пра-вонарушениях (ст.25.3 КоАП), а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст.49 УПК). Это не только согласуется с требованиями Конституции РФ о том, что в РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользо-ваться помощью адвоката (защитника), с момента соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48 Конституции РФ), но и может являться до-полнительной гарантией соблюдения прав ребенка в ходе предварительного или судебного следствия. Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответству-ющими правами, но и устанавливает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепле-ние права ребенка на защиту своих прав и законных интере-сов в ст.56 СК.В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст.16 Конвенции «О правах ребенка»); б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст.19 Конвенции «О правах ребенка»);в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умствен-ному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32 Конвенции «О правах ребенка»);г) незаконного потребления наркотических средств и пси-хотропных веществ (ст.33 Конвенции «О правах ребенка»);д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34 Конвенции «О правах ребенка»);е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст.37 Конвенции «О правах ребенка»);ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.36 Конвенции «О правах ребенка»);Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных про-грамм с целью предоставления необходимой поддержки ребен-ку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществ-ления других форм предупреждения и выявления случаев же-стокого обращения с ребенком, так и законодательные, адми-нистративные, просветительные и иные меры.В РФ целенаправленные мероприятия по защите прав ребенка в соответствии, с требованиями Конвенции «О правах ребенка», осуществляются на основе постановления Правитель-ства РФ от 23 августа 1993г. №848: "О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации об обеспече-нии выживания, защиты и развития детей1". В целях коорди-нации усилий федеральных органов государственной власти по защите прав детей в России, разработаны Основные направле-ния государственной социальной политики по улучшению по-ложения детей в РФ до 2000г. -- Национальный план действий в интересах детей, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995г. №9421. В качестве второго этапа реализа-ции Национального плана действий в интересах детей поста-новлением Правительства РФ от 18 декабря 1997г. №165 ут-вержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998--2000гг.2, в котором предусматривается принятие ком-плексных мер по защите прав ребенка, включая правовые, социальные, организационные и иные аспекты.Семейным кодексом (п.1 ст.56 СК) установлено, что не-посредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменя-ющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК слу-чаях -- органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находит-ся в воспитательном учреждении или в учреждении социаль-ной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст.147 СК).Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с за-коном полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право, самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полнос-тью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства -- с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого со-гласия -- по решению суда.Право ребенка на защиту включает и возможность само-стоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а рав-но при невыполнении или ненадлежащем выполнении родите-лями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В та-ких ситуациях ребенку, предоставлено право, обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнад-цати лет -- в суд. Последствия такого обращения могут заклю-чаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредствен-ной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК), ли-шении или ограничении родительских прав в, судебном поряд-ке (ст.69, 73 СК).Весьма, значительной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установленные п.3 ст.56 СК обязан-ности должностных лиц, организаций и граждан, которым ста-нет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахож-дения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка. Статья 12 Конвенции «О правах ребенка» предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ре-бенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В соответствии с положениями Конвенции «О правах ребенка», ст.57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. В Кодексе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мне-ние. В Конвенции «О правах ребенка» такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяю-щего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор об-разовательного учреждения, формы обучения, организация до-суга и т.п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмот-рении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве1, при раз-решении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст.65 СК), при рас-смотрении иска родителей о возврате им детей (п.1 ст.68 СК), о восстановлении родителей в родительских правах (п.4 ст.72 СК), об отмене ограничения родительских прав (п.2 ст.76 СК) и т. д.Если по обстоятельствам дела, связанного с воспитанием детей, судом будет признано, необходимым опросить ребенка, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздей-ствия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не явля-ется ли мнение ребенка следствием воздействия на него заин-тересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства1.В некоторых случаях, прямо предусмотренных СК, реше-ние может быть принято компетентным органом (орган опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагивают-ся важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени и (или) фамилии ребенка (ст.59 СК); восстановление родителей в родительских правах (ст.72 СК); усыновление (ст.132 СК); изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка (п.4 ст.134 СК); запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст.136); изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления (п.3 ст.143 СК); передача на воспитание в приемную семью (п.3 ст.154 СК). Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.В соответствии со ст.8 Конвенции «О правах ребенка» каж-дый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуально-сти, включая гражданство, имя и семейные связи. Право ре-бенка на имя закреплено в ст.58СК. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляет-ся у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства (ст.7 Конвенции о правах ребенка). В соответствии с п.2 ст. 58 СК имя ребенку дается по соглашению родителей. Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка. Кодекс устанавливает возможность присвоения отчества ребенку в ином порядке в соответствии с нормативными актами субъектов РФ или на основании национальных обычаев. Как следует из п.3 ст.58 СК, фамилия ребенка определя-ется фамилий родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное /не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций). При отсутствии соглашения между родителями относитель-но имени и (или) фамилии ребенка возникший спор разреша-ется органом опеки и попечительства (п.4 ст.58 СК). Не вызы-вает сомнений, что подобные споры должны разрешаться толь-ко исходя из интересов ребенка. Имя, фамилия и отчество ребенка указываются в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении (ст.22 -- 23 За-кона об актах гражданского состояния), а в последующем вно-сится в паспорт гражданина РФ -- основной документ, удостоверяющий его личность. Фамилия, имя и отчество найденному (подкинутому) ребенку записываются в записи акта о рождении по указанию органа опеки и попечительства, медицинской или воспитательной организации, организации социальной защиты населения, органа внутренних дел (п.1,3 ст.19 Закона об актах гражданского состояния). Перечисленные органы обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенкаСемейный кодекс допускает изменение имени и фамилии ребенка. В соответствие с п.1 ст.59 СК (в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997г. №140-ФЗ) изменение имени и фамилии ребенка на фамилию другого родителя возможно, лишь по совместной просьбе родителей до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, и только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом в законе прямо указыва-ется, что изменение имени и фамилии ребенка производится исходя из интересов ребенка. После достижения несовершеннолетним возраста четырнадцати лет вопрос о перемене им имени, вклю-чающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, решается по его собственному заявлению в соответствии с тре-бованиями действующего законодательства (ст.58--63 Закона об актах гражданского состояния). В частности, согласно п.3 ст.58 Закона об актах гражданского состояния перемена име-ни лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечи-теля, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной де-еспособности до достижения им совершеннолетия.При раздельном проживании родителей, что в большин-стве случаев связано с расторжением их брака, родитель, с которым остался проживать ребенок, вправе просить о при-своении ему своей фамилии (п.2 ст.59 СК). Обсто-ятельства, когда учет мнения этого родителя не обязателен, прямо перечислены в законе (п.2 ст.59 СК): невозможность установления его места нахождения, лишение его родительс-ких прав, признание недееспособным, уклонение родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.На практике органы опеки и попечительства дают согла-сие на перемену фамилии ребенка по просьбе одного из роди-телей при вступлении матери (отца) в повторный брак, когда ею (им) выбрана фамилия нового супруга. Однако в таких слу-чаях необходимо выяснять характер сложившихся взаимоот-ношений между ребенком и отчимом (мачехой), их длитель-ность и устойчивость1. Если ребенок счастлив в новой семье и привязан к супругу своей матери (отца), а тот проявляет заботу о его со-держании, воспитании и образовании, как настоящий роди-тель, вопрос может быть решен положительно. Это относится и к случаям, когда ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено. При такой ситуации, исходя из интересов ребенка, орган опеки и попечительства вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой (п.3 ст.59 СК).Во всех случаях перемены имени и (или) фамилии ребенка по совместной просьбе родителей или только по просьбе од-ного родителя, является обязательным согласие ребенка на из-менение его фамилии и имени, после достижения им десяти-летнего возраста (п.4 ст.59 СК), когда он уже может само-стоятельно дать оценку последствий подобного решения для себя, с учетом взаимоотношений с родителями, со сверстника-ми и педагогами в школе и в среде своего общения. Введение в закон этой нормы является дополнительной, существенной га-рантией соблюдения прав несовершеннолетних.
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного кодекса. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода. С 15 сентября 1990г. Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка». В соответствии со ст.15 Конституции РФ данная Конвенция «О правах ребенка» является частью российского законодательства, ее нормы, которые не были инкорпорированы во внутреннее законодательство, подлежат непосредственному применению. В случае противоречия между нормами Конвенции и другими внутренними актами применяются нормы Конвенции «О правах ребенка». В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка, которого Конвенция «О правах ребенка» рассматривает как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. Такой же подход к проблеме прав ребенка содержится и в Семейном кодексе РФ.
1.2. Имущественные права несовершеннолетних детей.
Каж-дый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравствен-ного и социального развития, что требует соответствующих материальных затрат. Создание условий жизни, необходимых для развития ребенка, обеспечивается главным образом роди-телями, несущими основную финансовую ответственность за его достойное содержание (ст.27 Конвенции «О правах ребенка»). Ранее нормы об имущественных правах ребенка в КоБС отсутствовали, что создавало опреде-ленные сложности в решении вопросов, связанных с защитой имущественных интересов детей. Только с принятием СК уст-ранен этот пробел в семейном законодательстве.
Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имуществен-ными правами:
а) правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (то есть совершеннолетних трудоспособ-ных братьев , дедушки, бабушки и др.);
б) правом собственности на полученные им доходы, иму-щество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребен-ка;
в) правом владеть и пользоваться имуществом родите-лей при совместном с ними проживании (по взаимному согла-сию ребенка и родителей).
Порядок и размер предоставления содержания ребенку ро-дителями и другими членами семьи определяются разделом 5 СК "Алиментные обязательства членов семьи" (ст.80--84,86,93--94 СК). Что касается различных денежных сумм, причитаю-щихся ребенку, то право собственности на них признается за ребенком. Согласно п.2 ст.60 СК эти средства поступают в рас-поряжение родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), и должны расхо-доваться ими на содержание, воспитание и образование ре-бенка. Это относится как к алиментам, так и к другим выпла-там -- пенсиям и пособиям. В частности, детям может назна-чаться пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инва-лидности, социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет, социальная пенсия инвалидам с детства, со-циальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, поте-рявшим одного или обоих родителей.
Каждый ребенок имеет право на пособие со стороны госу-дарства. Право на ежемесячное пособие на ребенка согласно ст.16 Федерального закона от 19 мая 1995г. №81-ФЗ - "О госу-дарственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с после-дующими изменениями и дополнениями)1, имеет один из роди-телей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожден-ного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреж-дения -- до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им восемнадцати лет). Это пособие на ребенка на-значается и выплачивается независимо от получения на него пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, али-ментов, других социальных выплат. Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается родителем (усыно-вителем, опекуном, попечителем) в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя, с которым прожи-вает ребенок, или по месту военной службы, службы в каче-стве лиц рядового и начальствующего состава в органах внут-ренних дел одного из родителей (при условии неполучения ежемесячного пособия на ребенка в органах социальной защи-ты населения другим родителем)1.
Законом предусмотрены определенные гарантии соблюде-ния имущественных интересов ребенка и предотвращения воз-можных фактов злоупотреблений со стороны недобросовест-ных родителей (использования полученных на ребенка средств, в своих или любых других целях). Так, согласно п.2 ст.60 СК по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, суд вправе вынести решение о пе-речислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершен-нолетних детей в банках. Решение об этом может быть приня-то судом только исходя из интересов детей. В этой связи необ-ходимо учитывать, что если такое требование заявлено роди-телем, с которого взыскиваются алименты на основании су-дебного приказа или решения суда, то оно разрешается судом по правилам изменения способа и порядка исполнения реше-ния суда2.
Ребенок может иметь на праве собственности любое иму-щество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (ст. 213 ГК). Это не только имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, но и доходы (заработок), получен-ные им, а также имущество, приобретенное на средства ребен-ка. Суммы полученных родителями (лицами, их заменяющими) алиментов, пенсий и пособий также являются собственностью ребенка. Ребенок может стать собственником имущества и по другим основаниям. Например, в результате приватизации жи-лого помещения (бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муни-ципальном жилищном фонде). Так, в собственность несовершен-нолетних передаются жилые помещения, в которых проживают только они. Для этого требуется заявление родителей (усыно-вителей) или опекунов, если ребенок не достиг возраста четыр-надцати лет, и предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Жилые помещения, в которых проживают ис-ключительно несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, передаются им в собственность по их за-явлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. В случае смерти родителей или утраты родительского попечения по другим причинам, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовер-шеннолетние дети, органы опеки и попечительства, руководи-тели учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители в течение трех месяцев офор-мляют договор о передаче жилого помещения в собственность ребенка. Договор о передаче жилого помещения в собственность несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, оформляется по заявлению его законного представителя (усы-новителя, опекуна) с предварительного разрешения органа опе-ки и попечительства или при необходимости по инициативе та-ких органов. Несовершеннолетние, достигшие возраста четыр-надцати лет, оформляют указанный договор самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. В этой связи следует иметь в виду, что оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в кото-рых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов1.