p align="left">Права ребенка по распоряжению принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяются гражданским законодательством и зависят от объема его гражданской деес-пособности (ст.26 и 28 ГК). Так, малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе согласно ст.28 ГК самостоятельно совершать только следующие сделки:
а) мелкие бытовые сделки (в законе понятие такой сделки не дается, поэтому принадлежность сделки к мелкой бытовой определяется в каждом конкретном случае. Как правило, эти сделки направлены на удовлетворение обычных, каждоднев-ных потребностей малолетнего или членов его семьи и незна-чительны по сумме: покупка продуктов питания, школьных принадлежностей и т. д.);
б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо го-сударственной регистрации (принятие в подарок игровой при-ставки, компьютера, одежды и т. д.);
в) сделки по распоряжению средствами, предоставлен-ными законным представителем или с согласия последнего тре-тьим лицом для определенной цели или для свободного распо-ряжения (то есть дети могут получать деньги от родителей или других законных представителей и расходовать их на свои нужды или по целевому назначению. Посторонние лица могут представлять ребенку денежные средства только с согласия законных представителей (родителей, усыновителей, опеку-нов).
Все другие сделки за малолетних совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны (п.1 ст.28 ГК) с соблюдением ограничений, установленных законом. Так, на-пример, они не вправе осуществлять дарение (за исключени-ем подарков стоимостью до пяти, установленных законом, ми-нимальных размеров оплаты труда) от имени и за счет имуще-ства малолетних (п.1 ст.575 ГК).
В случае совершения ребенком в возрасте от шести до че-тырнадцати лет, сделки с превышением предоставленных ему ст.28 ГК правомочий она признается законом недействительной (ничтожной) (п.1 ст.172 ГК). Однако в интересах ребенка такая сделка может быть по требованию законных представителей (ро-дителей, усыновителей, опекуна) признана судом действитель-ной, если она совершена к выгоде малолетнего (п.2 ст.172 ГК).
Характерно, что имущественную ответственность по всем сделкам малолетнего (включая сделки, совершенные им само-стоятельно), несут его родители (усыновители или опекуны), если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают и за вред, причиненный малолетними (п.2--3 ст.28 и ст.1073 ГК).
Что касается несовершеннолетних детей в возрасте до шести лет, то ГК не наделяет их дееспособностью вообще, а поэтому их права по распоряжению принадлежащим им на праве собственности имуществом полностью осуществляют их родители (усыновители, опекуны) с соблюдением предусмот-ренных законом ограничений.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе согласно ст.26 ГК самостоятельно:
а) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, раз-решенные малолетним (п.2 ст. 28 ГК);
б) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. Однако суд, при наличии достаточных оснований по ходатайству родителей (усыновителей), или попечителей, либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться сво-ими доходами, за исключением случаев, когда такой несовер-шеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме (вступ-ление в брак или эмансипация -- п.2 ст.21 и ст.27 ГК);
в) осуществлять права автора произведения науки, лите-ратуры или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
г) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
д) быть членами кооперативов (по достижении шестнадца-ти лет).
Все остальные сделки несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершаются только с письменного согласия своих законных представителей -- роди-телей (усыновителей) или попечителей (п.1 ст.26 ГК). В случае нарушения этого требования сделка, совершенная несо-вершеннолетним, может быть признана судом недействительной по иску родителей (усыновителей) или попечителя (ст.175 ГК), за исключением сделок несовершеннолетних, ставших полнос-тью дееспособными.
В отличие от малолетних, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с требованиями ст.26 ГК. Они также могут быть привлечены к самостоятельной имущественной ответственнос-ти за причиненный ими вред в порядке, установленном граж-данским законодательством (ст.26 (п.3) и 1074 ГК).
Правомочия родителей по управлению имуществом ребенка также определяются гражданским законодательством. В соот-ветствии с его положениями, родители малолетних (несовер-шеннолетних в возрасте до четырнадцати лет) не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а родители несовершеннолетних в возрасте от че-тырнадцати до восемнадцати лет -- давать согласие на совер-шение сделок по отчуждению имущества ребенка (включая обмен, дарение имущества, сдачу его внаем (в аренду), в без-возмездное пользование или в залог), иных сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, вле-кущих уменьшение имущества (п.2 ст.37 ГК). Например, пред-варительное разрешение органов опеки и попечительства не-обходимо для совершения сделок (договоров купли-продажи, мены, дарения и др.) в отношении жилых помещений, собствен-никами которых являются несовершеннолетние. Более того, предварительное разрешение органа опеки и попечительства необходимо для совершения сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают несовершенно-летние лица, независимо от того, являются ли они собствен-никами, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющими право пользования данным жилым помещением: Указанное правило распространяется так-же на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права. Законом так-же установлено, что средства от сделок с приватизированны-ми жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администра-цией детских или иных воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка1.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст.292 ГК отчуждение жилого помещения, в котором прожи-вают несовершеннолетние члены семьи собственника, допус-кается с согласия органа опеки и попечительства. Указанное требование касается и осуществления сделок с жилыми поме-щениями, собственниками которых по различным основаниям, в том числе и на праве долевой собственности, являются несо-вершеннолетние1. Однако само по себе наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка не является для суда достаточным подтверждением законности сделки. Как указала судебная коллегия по граж-данским делам Верховного Суда РФ в своем определении от 29 августа 1997г., критерием оценки действительности сделки является только реальное соблюдение имущественных прав ребенка.
Рассматривая вопрос о даче согласия на совершение сделок (в частности, договоры купли-продажи, мены) с жилыми по-мещениями, в которых проживают несовершеннолетние, орган опеки и попечительства изучает ряд документов, предоставляе-мых заинтересованными лицами: а) заявление родителей; б) запрос нотариуса; в) копии финансовых лицевых счетов жи-лой площади; г) копии свидетельств о собственности на жилье (отдельно по месту продажи и по месту покупки жилых поме-щений); д) копии справок из налоговой инспекции об отсут-ствии задолженности по уплате налога на недвижимость; е) за-явление несовершеннолетнего старше четырнадцати лет о со-гласии на данную сделку; ж) справки бюро технической инвентаризации, удостоверяющие балансовую стоимость жилых помещений на момент обраще-ния; з) разрешение на регистрацию в населенном пункте субъекта Российской Федерации в случае выезда семьи по ново-му адресу из ОВД (форма 6); и) выписку (справку) из домовой книги с места регистрации несовершеннолетнего по месту жи-тельства
Без разрешения органов опеки и попечительства родители согласно п.1 ст.37 ГК вправе производить только необходи-мые для содержания ребенка расходы (то есть на питание; на приобретение одежды, школьных принадлежностей, книг, иг-рушек; на лечение, отдых и т. п.) за счет сумм, причитающих-ся ребенку в качестве дохода, кроме доходов, которыми несо-вершеннолетние вправе распоряжаться самостоятельно.
В целях защиты имущественных прав несовершеннолет-них и предупреждения возможных злоупотреблений со сторо-ны родителей (лиц, их заменяющих) п. 4 ст. 37 ГК предусмот-рено, что родители (лица, их заменяющие) не вправе совер-шать сделки со своими несовершеннолетними детьми, за исключением передачи им имущества в качестве дара или в без-возмездное пользование. Это ограничение распространяется и на близких родственников родителей.
Впервые в семейном праве законодательно закреплен прин-цип раздельности имущества родителей и детей, то есть ре-бенок не имеет права собственности на имущество родите-лей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (п.4 ст.60 СК). Тем не менее дети и родители, прожи-вающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Одновременно предус-мотрено, что в случае возникновения права общей собствен-ности родителей и детей (в результате, например, привати-зации, наследования), их права по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом определяются гражданс-ким законодательством (п.5 ст.60 СК). Общая собственность родителей и детей может быть долевой или совместной. Каж-дый из видов общей собственности имеет соответствующий пра-вовой режим. Правовой режим общей долевой собственности определен в ст.ст. 244--252 ГК, а совместной собственности -- ст.ст.253--259 ГК. Так, в общую собственность (совместную или долевую) родителей и детей могут передаваться занимаемые ими жилые помещения путем приватизации. Не включение детей в приватизационные документы может иметь место толь-ко с разрешения органа опеки и попечительства1. Это обус-ловлено тем, что несовершеннолетние, проживающие совме-стно с нанимателем и являющиеся членами его семьи, имеют равные с ним права, вытекающие из договора найма жилого помещения. Поэтому в случае приватизации занимаемого по-мещения они наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это поме-щение2.
В завершение рассмотрения вопроса об имущественных правах детей необходимо отметить, что с принятием Семейно-го кодекса они имеют собственную правовую основу (ст. 60 СК) и хотя их перечень выходит за рамки семейных отношений, так как они регулируются в большей степени гражданским за-конодательством, тем не менее их наличие у ребенка позволя-ет говорить о нем как о самостоятельном субъекте семейных правоотношений.
Сделки с недвижимостью в жилищной сфере, в которых участвуют несовершеннолетние собственники (сособственники) жилья или в ходе которых так или иначе затрагиваются их права и интересы, представляют значительную сложность для практиков -- нотариусов, работников муници-пальных образований (органов опеки и попечитель-ства), органов государственной регистрации, судей, риэлтерских компаний. Наиболее часто проблемы возникают вследствие несовершенства законода-тельства -- нечеткости, противоречий, пробелов, что не способствует формированию единой право-применительной практики и, в конечном счете, не-гативно сказывается на защите прав и интересов не-совершеннолетних субъектов права.
Из вышеизложенного в первой главе делаем вывод что под реализацией личных неимущественных и имущественных прав ребенка следует понимать действия ребенка или его законных пред-ставителей, состоящие в распоряжении по своему и/или усмотрению законных представителей, опреде-ляемому интересами ребенка, принадлежащими ему по Семейному кодексу РФ правами (юридическими воз-можностями) в соответствии с их назначением и не нарушающие права и законные интересы других лиц. В отличие от совершеннолетних лиц осуществление прав ребенка связано с поведением его законных пред-ставителей, а иногда и учреждений, на которые зако-ном возложены обязанности по охране прав несовер-шеннолетних детей. Степень и границы участия этих лиц в реализации прав ребенка определяются интере-сами последнего. До тех пор, пока их действия, связан-ные с реализацией прав ребенка, не нарушают его ин-тересов, они участвуют в этом процессе1.
В этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90-х гг. претерпела значительные изменения прогрессивного характера. Глава 11 Семейного кодекса позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних.
Глава 2. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ.
2.1. Задачи и функции органов опеки и попечительства.
Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родитель-ского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родите-лей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.
В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осу-ществлять заботу о. своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государ-ственные учреждения. Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении.
Еще большую опасность для детей представляют уклонение роди-телей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление роди-телями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабиль-ности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей пли находящих-ся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помо-щи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны
Решение этих проблем возложено на систему органов опеки и попечительства.
Статус органов опеки и попечительства определяется на основании Конституции РФ (ст.132) и Федерального закона от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного са-моуправления в Российской Федерации» (п.1 и 4 ст.6)1. Выполнение функций по опеке и попечительству возлагается на эти органы п.9 ст.53, п.7 ст.64, п.7 ст.75 Закона РФ от 6 июля 1991г. «О местном самоуправлении в РСФСР2.
Органы местного самоуправления рассматриваются как органы опеки и попечительства и п.2 ст.121 Семейного кодекса РФ. Постановления, касающиеся опеки и попечительства (назначение опекуна или попечителя, его освобождение, отстранение от должности и другие вопросы), глава местной администрации выносит единолично. Его постановление обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, общественными организациями как любое другое постановление административного органа. При этом не имеет значения, где оно вынесено. Оно действительно на всей территории Российской Федерации и не нуждается в подтверждении. Подготовку проекта постановления главы местной администрации проводят специально уполномоченные на то лица (в отношении несовершеннолетних - инспектор по охране прав), осуществляющие свою деятельность в одном из структурных подразделений данной административной единицы. Постановление главы местной администрации, действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке и попечительству, могут быть обжалованы на общих основаниях.
В своей работе органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами, как федерального уровня, так и принятыми субъектами федерации в пределах их компетенции. Так, например, в г. Костроме действует Закон Костромской области « Об организации работы по опеке и попечительству в Костромской области» от 5 ноября 1998 года. №439 (Северная правда от 8 декабря 1998г.), он закрепил выполнение функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на органы управления образования. Важную роль в правоприменительной деятельности органов опеки и попечительства играют инструктивно-методические рекомендации по вопросам опеки и попечительства, другие ведомственные акты (директивные документы), значительная часть которых устарела и нуждается в обновлении.
Основными задачами органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних являются (В Законе Костромской области №439 от 05.11.1998г. данные задачи закреплены в преамбуле закона.):
1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;
2. Защита личных и имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних.
Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В наше время официальное признание получил термин "дети, оставшиеся без попечения родителей". В п.1 ст.121 СК к числу несовершеннолетних детей, нуждающихся в защите, в первую очередь отнесены те, кто остается без родительского попечения. Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в п.1 ст.20 Конвенции «О правах ребенка».
К таким детям относятся: круглые сироты, т.е. те дети, у кого умерли оба родителя либо мать, не состоявшая в браке с отцом ребенка; дети, чьи родители лишены родительских прав или ограни-чены в родительских правах в судебном порядке; несовершеннолетние, родители которых по объективным причинам не могут о них заботиться, защищать их права и интересы, так как признаны недееспособными, страдают серьезным психическим, инфекционным заболеванием, находят-ся в длительной командировке, экспедиции, местах лишения свободы и т.п.; дети, о которых родители заботиться не хотят, а потому от-казываются от своего ребенка, находящегося, например, в ро-дильном доме, больнице, любом другом медицинском учрежде-нии, в образовательном, воспитательном учреждении, а также в учреждении, призванном оказывать социальную защиту, В таких случаях приходится говорить о невыполнении родитель-ских обязанностей по причине сугубо субъективного свойства.
Данный перечень признаков принадлежности ребенка к ка-тегории оставшихся без родительского попечения не является исчерпывающим, так как не исключаются непредсказуемые, жизненные ситуации, когда несовершеннолетний остается один без помощи со стороны лиц, обязанных о нем заботиться. Это в большинстве своем дети, которых называют социальными сиротами, чья беззащитность: во-первых, вызвана обстоятельствами, которые возникают при жизни родителей, а во-вторых, обусловлена явлениями социального плана (алкоголизм роди-телей, деградация их личности и т.п.). Отсутствие в п.1 ст.121 СК ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение.
Нормы, направленные на защиту имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, помещены в ГК РФ (см. главу 3 "Граждане (физические лица)", ст.ст.31-40). Тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели - обеспечения воспитания несовершеннолетних, составили предмет главы 20 Семейного кодекса РФ (ст.ст.145-150).На смену ст.133 КоБС РСФСР, пришли ст.ст.28 п.1,37,292 и 575 ГК РФ. Содержание указанных статей состоит в следующем: действия опекунов, попечителей несовершеннолетних, а также их родителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами несовершеннолетних поставлены под жесткий контроль органов опеки и попечительства, каковыми признаются органы местного самоуправления. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п.2 ст.37 ГК РФ). Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства (п.4ст.292 ГК РФ). При этом под жилым помещением следует понимать любое помещение, предназначенное для жилья: квартиру, дом, часть дома, комнату. Дарение от имени малолетних граждан их законными представителями не допускается (ст.575 ГК РФ). Это означает, что имущество, принадлежащее лицу, не достигшему 14 лет, и оцениваемое в сумму, превышающую 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, не может быть подарено. Отсутствие возражений со стороны органа опеки и попечительства не сделает такую сделку законной. Анализ ст.575 ГК РФ приводит к убеждению, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может под контролем законных представителей и органов опеки совершить сделку, направленную на безвозмездное отчуждение его имущества1.
Согласно ч.2 п.1 ст.121 СК основными функциями органов опеки и попечительства применительно к защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
1) выявление таких детей;
2) ведение их учета;
3) выбор формы устройства таких детей;
4) последующий кон-троль, за условиями их содержания, воспитания и образования.
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, обычно происходит по месту их фактического нахождения. Информацией о детях могут располагать должностные лица образовательных учреж-дений (дошкольных, общеобразовательных); учреждения здравоохра-нения по месту лечения, смерти родителей детей; жилищные органы по месту жительства детей и их родителей; правоохранительные орга-ны (предварительного следствия, прокуратуры); органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти родителей, ро-ждения детей и др.
На должностных лиц соответствующих учреждений, располагающих сведениями об оставшихся без родительского попечения детях, возлага-ется обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Такая же обязанность лежит и на гражданах, которым стала известна подобная информация (ч.1 п.1 ст.122 СК).
Обязанностью органов опеки и попечительства является проверка полученных сведений. В течение трех дней со дня их получения орган опеки и попечительства должен провести обследование условий жизни ребенка. Если факт отсутствия попечения родителей, иных родственников подтвер-дится, органы опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и инте-ресов ребенка до решения вопроса о его устройстве (ч.2 п.1 ст.122 СК). До устройства ребенка на воспитание в семью или в детское учреж-дение органы опеки и попечительства временно выполняют обязанно-сти опекуна (попечителя) (п.2 ст.123 СК), в том числе по защите его имущественных прав (организация охраны имущества ребенка, закреп-ление за ним занимаемой жилой площади и др.).
Учет детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения о выявленных детях должны регистрироваться и вноситься в государст-венный банк данных. Порядок формирования и пользования государст-венным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться специальным федеральным законом (ч.3 п.3 ст.122 СК). В настоящее время до принятия такого закона порядок уче-та детей устанавливается Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002г. №217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля, за его формированием и использованием"(Приложение 1)1.
В организации и ведении централизованного учета принимают уча-стие не только муниципальные органы опеки и попечительства на территории соответствующих образований, но и органы исполнительной власти субъектов РФ и Министерство образования РФ.
Централизованный учет производится поэтапно, и на каждом этапе носит свое название. Первичный учет ведется органами опеки и попечительства муниципальных образований по месту фактического нахожде-ния ребенка, оставшегося без родительского попечения, здесь же гото-вятся необходимые документы для передачи ребенка на воспитание в семью. Установив факт отсутствия родительского попечения, должностное лицо органа опеки и попечительства обязано зарегистрировать, данные о ребенке в журнале первичного учета, а также обеспечить его временное устройство.
Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня получения известий о том, что ребенок мо-жет быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующего учре-ждения (п.2 ст.122 СК).
В случае, если ребенок, относительно которого существуют основания для передачи его на воспитание, в течение одного месяца со дня первич-ной регистрации не был передан в семью, орган опеки и попечительства заполняет особый документ установленной формы - анкету на ребенка1. Копия анкеты передается в орган исполнительной власти соответствую-щего субъекта РФ для постановки ребенка на региональный учет.
На основании поступившей информации орган исполнительной вла-сти субъекта Российской Федерации формирует региональный банк данных об оставшихся без родительского попечения детях, проживающих на его территории, а также направляет копию анкеты и фотогра-фию ребенка в Министерство образования РФ для постановки ребенка на федеральный учет и оказания содействия в устройстве его в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России.
В течение одного месяца со дня поступления сведений от органов опеки и попечительства орган исполнительной власти субъекта РФ ор-ганизует устройство ребенка в семьи граждан, проживающих на его территории или территории других субъектов РФ, осуществляет подбор детей для лиц, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, выдает им направления в органы опеки и попечительства по месту жи-тельства (нахождения) детей, для их посещения и последующего устрой-ства в семью.
На региональном уровне ведется учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в соответствующий орган исполнитель-ной власти и изъявивших желание усыновить детей - граждан РФ. Этим лицам предоставляется информация о детях, относительно которых воз-никли основания для их усыновления иностранцами. При изменении правового положения ребенка (восстановление родителей в родительских правах, усыновление и др.) орган исполнительной власти субъекта РФ обязан в течение недели проинформировать об этом Министерство образования РФ.
Федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведется Министерством образования РФ, где формируется федеральный банк данных о таких детях. Лицам, желающим принять на воспитание ребенка и обратившегося в министерство, подбираются дети и выдают-ся направления в органы исполнительной власти субъектов РФ для по-сещения детей по их фактическому месту жительства или нахождения и решения вопроса об их устройстве в семьи. Министерство образования 'РФ по запросам органов исполнительной власти субъектов РФ пред-ставляет сведения о детях, имеющиеся в федеральном банке данных, ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в министерство и желающих усыновить (удочерить) ребенка. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты на него в органе опеки и попечительства по его фак-тическому месту жительства или нахождения.
Гражданам РФ, постоянно поживающим за пределами России, ино-странным гражданам и лицам без гражданства сведения о детях, кото-рые могут быть переданы на усыновление, предоставляются по истече-нии трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет. Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, где находятся оставшиеся без попечения родителей дети, а также должно-стные лица и руководители органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти субъектов РФ, Министерства образования РФ за неисполнение лежащих на них обязанностей, за предоставление заведо-мо недостоверных сведений, иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (п.4 ст.122 СК). Админи-стративная ответственность соответствующих лиц предусмотрена в ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Ос-новные формы устройства таких детей определены в СК, - это либо пе-редача ребенка в семью (на усыновление или удочерение, под опеку или попечительство, в приемную семью), либо передача в детское учрежде-ние любого типа: специализированные образовательные учреждения; учреждения социального обслуживания (детские дома, интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатка-ми, социально-реабилитационные центры, социальные приюты); учреж-дения системы здравоохранения (дома ребенка) и др.
Субъектам РФ предоставлено право в своих законах, устанавливать и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ч.2 п.1 ст.123 СК).
Семейные формы воспитания в соответствии с СК являются приори-тетными, поскольку в условиях семьи в большей степени могут разви-ваться и реализовываться индивидуальные личностные качества детей, Семья является универсальным и общепризнанным средством передачи культуры от одного поколения к другому. В ч.1 п.1 ст.123 СК гово-рится, что дети, оставшиеся без родителей, подлежат переда-че на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (по-печительство) или в приемную семью), и только при отсутствии такой возможности -- в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое проис-хождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и обра-зовании (ч.3 п.1 ст.123 СК). Будучи переданными на воспитание в семью или в детское учреж-дение, дети оставшиеся без попечения родителей, не теряют своего статуса и сохраняют права, возникшие в связи с утратой родительско-го попечения.
На территории России не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических или физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Защита прав и интересов детей органами опеки и попечительства.
Участие государства в обеспечении интересов ребенка в семье не ограничивается предоставлением ему прав, предус-мотренных семейным законодательством. Не менее важно для несовершеннолетнего иметь гарантию для охраны этих прав, а также их защиты в случае нарушения. Тем более, что согласно п.2 ст.3 Конвенции «О правах ребенка», «государства-участ-ники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия...». И надо сказать, что число детей, нуждающихся в защите со стороны государст-ва, с годами не уменьшается.
Увеличение численности детей, лишенных родительского попечения, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 1995г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а на начало 1998г. - 35,9 млн. детей, в том числе 596,8 тыс. детей- сирот (17%)1. Причем, сюда входят лишь те дети, которые выявлены и учтены, а на самом деле их намного боль-ше (особенно если учесть несовершеннолетних, права которых нарушаются в семье родителями, о чем органы опеки и попечи-тельства еще не знают).
Поскольку охрана прав ребенка заключается в создании предпосылок, гарантий их реализации, ей служат неодинако-вые по своей отраслевой принадлежности, содержанию, целям законодательные акты РФ, субъектов Федерации, Указы Пре-зидента, постановления Правительства, а также правовые акты органов исполнительной власти. Несколько иначе обсто-ит дело с защитой прав ребенка в семье, которая имеет целенаправленный характер и позволяет устранить препятствия на пути осуществления прав несовершеннолетнего и восстановить его права, предусмотренные Семейным кодексом. Существующая здесь четкость достигается благодаря тому, что Семейный кодекс всякий раз определяет, кто и когда защищает права ребенка, какая категория детей нуж-дается в защите.
К числу лиц, обязанных защищать права, интересы своих детей, как известно, относятся родители либо заменяющие их лица. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав несовер-шеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства, т.е. органы местного самоуправления, чья деятельность регламентируется уставами (положениями) муниципальных образо-ваний данного региона. В любом случае их компетенция в об-ласти защиты прав ребенка должна находиться в полном соот-ветствии с законами РФ, Семейным кодексом, Гражданском кодексе, а также с нормативными ак-тами субъектов РФ. Другими словами, государство возлагает защиту прав несовершеннолетних детей только на органы опеки и попечительства (ст.121 СК), которые могут объединять усилия других государственных, муниципальных органов, уч-реждений, общественных организаций и фондов, в том числе благотворительных, для достижения единой цели -- защиты прав ребенка.
На основании п.1 ст.121 СК РФ защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по-печение родителей, возлагается на органы опеки и попе-чительства, полномочия которых закреплены в СК РФ (ст.ст.121 - 123, 125, 140,142,145,147,150 - 151 и др.), в ГК РФ (ст.ст.31 - 41), ГПК РФ (ст. ст.263-2, 263-3) и других актах.
Утрата родительского попечения является фактом, имею-щим юридическое значение. Поэтому важно иметь информа-цию о ребенке, оказавшемся в бедственном положении. Вот почему п. 3 ст. 56 СК обязывает должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Аналогичное по существу требование сформулировано в п. 1 ст. 122 СК. Оно адресовано в первую очередь должностным лицам различных учреждений, причастных к жизни ребенка, занимающихся его воспитанием лечением, социальной реабилитацией. Кроме того, выявлением детей, нуждающихся в защите, занимаются и сами органы опеки и попечительства, находящиеся в тесном контакте с образовательными, воспитательными учреждениями, органами внутренних дел и прочих.
Каким бы путем ни стало известно о ребенке, чьи права нарушаются или находятся под угрозой нарушения, этот факт следует констатировать. Такую обязанность п.1 ст.122 СК возлагает на органы опеки и попечительства, которые в течение трех дней со дня получения тревожной информации о ребенке должны ее проверить. В случае необходимости ими составляется акт, подтверждающий правдивость поступивших сведений.
С другой стороны, этот акт служит основанием для вывода, что факт утраты родительского попечения, нарушения прав, инте-ресов ребенка налицо. С этого момента органы опеки и попечи-тельства вправе и обязаны:
1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоро-вью отобрать ребенка у родителей (у одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится (ст.77 СК);
Степень опасности общения ребенка с родителями может быть разной. Кроме того, в одних случаях ее могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других - очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена ст.77 СК, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно, налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности. Важно одно - она существует.
Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность, заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании. В отношении работников образовательных учреждений в таких случаях действует ст.56 Закона РФ "Об образовании", которая устанавливает, что основанием для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) является применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью, обучающегося воспитанника.
"Отобрание" предполагает изъятие ребенка у родителей, которые не хотят с ним расстаться. Иное дело, когда ребенок оказывается брошенным, что представляет особую опасность для малолетних детей. Получив сведения о таком ребенке (например, от соседей, медицинских работников и других лиц), необходимо принять срочные меры по его устройству (см. п.1 ст.121 СК).
Правовым основанием такого отобрания служит постановление (распоряжение) органа местного самоуправления, в котором, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления (распоряжения) должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органов опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.