Рефераты

Участие органов опеки и попечительства в защите

p align="left">25 апреля 1996г. Смирнов В. был убит. Проживающие в названной квартире Смирнов О. (сын Смирнова В.) с женой Соколовой и их несовершеннолетним ребенком отказались освобождать квартиру, в связи с чем Цой обратился в суд с иском к Смирнову О. и Соколовой об истребовании данной квартиры из их незаконного владения. Мишина - бабушка и опекун второго сына Смирнова В. - Ивана (несовершеннолетнего), которому по договору приватизации принадлежала половина квартиры, предъявила к Цою встречный иск о признании сделки купли-продажи квартиры недействительной, ссылаясь на следующее. При стечении трудных обстоятельств, сложившихся после смерти жены в октябре 1995г., Смирнов В. был вынужден продать квартиру по явно заниженной цене в связи с угрозой его жизни и жизни его сына. Более того, по мнению Мишиной, эта сделка является фиктивной, поскольку деньги за квартиру Смирнов В. не получал и в результате этой сделки ее внук Иван незаконно лишен права на жилое помещение.

В судебном заседании представители органа опеки и попечительства подтвердили факт получения Смирновым В. согласия органов опеки и попечительства на отчуждение принадлежащей ему и его сыну квартиры, так как он заверил их в том, что для него с сыном будет приобретена квартира по ул. Лимонова, поближе к месту проживания его матери Мишиной. Между тем, оценивая это обстоятельство как решающее при рассмотрении вопроса о законности сделки, в результате которой несовершеннолетний сын Смирнова В. был фактически лишен своей части квартиры и не получил за это никакой денежной или имущественной компенсации, суд не учел, что само по себе наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка не является достаточным подтверждением законности совершенной сделки.

В соответствии со ст.ст.28, 37 ГК РФ разрешение органа опеки и попечительства должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав малолетнего ребенка, в связи, с чем именно реальное соблюдение этих прав - критерий оценки действительности сделки.

Решением Октябрьского районного суда Республики Бурятия (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам и президиумом Верховного суда Республики Бурятия) иск Цоя удовлетворен, а встречный иск Мишиной оставлен без удовлетворения.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 29 августа 1997г. протест удовлетворила.1

Приводимые негативные моменты в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов детей не могут и не должны рассматриваться как имеющие всеобщий характер. Специалистам органов опеки и попечительства не хватает теоретических и практических знаний (прежде всего юридических) , единых подходов в решении стоящих перед ними задач.

Для усиления эффективности использования внесудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах, установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет прежде всего о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.

Изложенное свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С 1 марта 1996г. вступил в силу действующий ныне Семейный кодекс РФ. С его принятием регулирование семейных отношений, прав и обязанностей детей приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и прежде всего - с новым Гражданским кодексом. Семейный кодекс обогащен положениями Конвенции ООН «О правах ребенка» и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В Кодексе указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3 ст.1). В кодексе есть специальная глава 11 "Права несовершеннолетних детей"(ст.ст.54-60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку, предоставлено право, выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в судебные органы. Впервые в Семейный кодекс введен специальный раздел 6 "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей". В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт "приемной семьи" (ст.151-155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них закреплены положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.

Изменение экономических отношений в России повлекло за собой ряд существен-ных перемен в социальной жизни общества. Появились новые социальные группы и новые социальные отношения. Общество сильно поляризовалось; при этом небольшая часть населения оказалась в значительном "выигрыше", а основная - не только проиграла, но интенсивно скатывается в сторону бедности и обнищания. Страдаю-щими группами стали наиболее слабые - дети и престарелые. Половина детей про-живает в бедных семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В них дети не только лишены удовлетворительного питания, но становятся обузой семьи, получают характеристику "лишних".

В российской действительности появилось такое явление как социальное сиротст-во. Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома - в детских ломах, приютах, интернатах. Официальная статистика показывает, что численность социальных сирот" составляет сегодня более 685 тыс. человек.

Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст.7,ст.38,ст.39 Конституции РФ. Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст.39) в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях.

В целях решения наиболее острых проблем детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994г. №1696 была утверждена Президентская программа "Дети России". В нее включены Федеральные целевые программы: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля" и другие. В рамках программы "Дети-сироты" предусмотрен комплекс мер для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, безболезненной адаптации к современной среде жизнедеятельности.

В ст.15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24 июля 1998г. №124-ФЗ указано, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

В 1998 г. были приняты федеральные законы, внесшие дополнения и изменения: в ст.37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции от 28 марта 1998г. №45- ФЗ, в ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 28 марта 1998г. №50-ФЗ) и другие федеральные законы, касающиеся социальных прав детей-сирот.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон 21 декабря 1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.

Число мест в социозащитных учреждениях увеличивалось в 2003 году в среднем на 4,1% ежеквартально. Действующая в настоящее время сеть более 1220 учреждений с общим чистом мест более 40 тыс.) позволяет оказать экстренную помощь всем несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, в первую очередь беспризорным.

Число детей, прошедших социальную реаби-литацию в указанных учреждениях с начала 2003 года, увеличилось на 18% (по сравнению с анало-гичным периодом 2002 года) и составило более 160 тысяч.

Число семей, находящихся в социально опас-ном положении, поставленных на учет в органах со-циальной защиты населения субъектов Российской Федерации, с начала 2003 года уменьшилось в среднем на 8-10%. Вместе с тем число детей в се-мьях указанной категории возросло в среднем на 1,5%.

В субъектах Российской Федерации идет активный поиск новых форм государственного и негосударственного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи детям, имеющим семью, но попавшим в трудную жизненную ситуацию, и их родителям (законным представителям). В целях развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и совершен-ствования деятельности органов опеки и попечи-тельства в ряде регионов Российской Федерации продолжается опытно-экспериментальная работа на базе перепрофилированных детских домов, либо непосредственно в органах опеки и попечи-тельства. Принимаются соответствующие законы, регулирующие деятельность органов опеки и по-печительства, патронатное воспитание. В целях наиболее эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних в некоторых субъектах Рос-сийской Федерации, приняты соответствующие законы, постановления глав администраций, про-граммы «Жилье - сиротам».

Изучив данную тему мы можем сделать вывод о том, что нами выполнены все задачи поставленные в начале. Мы выяснили, что статус органов опеки и попечительства определяется на основании Конституции Российской Федерации и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Выполнение функций по опеке и попечительству возлагается на эти органы. Органы местного самоуправления рассматриваются, как органы опеки и попечительства по п.2 ст.121 СК РФ. В своей деятельности по защите прав несовершеннолетних детей они руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативно-правовыми актами, как федерального уровня, так и принятыми субъектами федерации в пределах их компетенции. Основными функциями органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних детей являются - защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей.

В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе современного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения. Для снижения количества беспризорных и безнадзорных детей, улучшения условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения, Министерство образования Российской Федерации рекомендует более активно проводить работу по выявлению и устройству этой категории детей, обратить внимание на координацию основных направлений деятельности органов опеки и попечительства и оказание им необходимой методической помощи.

Всякого рода декларативность, особенно когда речь идет об охране семьи, крайне нежелательна, создает иллюзию заботы. Избежать ее можно лишь мощью четкой законодательной регламентации охраны семьи во всех сферах ее жизнедеятельности: будь то финансовые, налоговые, административно-правовые, гражданско-правовые и прочие отношения с государством. Буквально каждый законодательный акт, так или иначе оказывающий воздействие на семью как таковую, не может не содержать правил, предназначенных для охраны семьи. Причем всякий раз адресность помощи се-мье предполагает учет интересов не семьи вообще, а семьи молодой, малодетной, многодетной, имеющей де-тей-инвалидов, малообеспеченной и неблагополучной.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

1.
ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации

2. СК - Семейный кодекс Российской Федерации

3. ГПК - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

4. СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

5. ВВС РФ (РСФСР) - Ведомости Верховного Совета, Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

6. ФЗ - Федеральный закон

7. ООН - Организация Объединенных наций

8. КоБС - Кодекс о браке и семье

9. КоАП - Кодекс об административных правонарушениях

10. ЗАГС - Запись актов гражданского состояния

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ,М,1993г.

2. Гражданский Кодекс РФ часть 1 от 21 октября 1994г. №51 - ФЗ

3. Гражданский Кодекс РФ часть 2 от 2 декабря 1995г. № 14 - ФЗ

4. Семейный Кодекс РФ от 15 ноября 1997г. №140 - ФЗ

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ //СЗ РФ. - 2002 г. -№ 46. - Ст. 4532

6. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989г. //ВВС СССР. -1990. -№45 -Ст.955

7. Федеральный закон от 10 декабря 1995г. №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" //СЗ РФ. -1995. -№50. -Ст. 4872

8. Федеральный закон от 19 мая 1995г. №81-ФЗ "О госу-дарственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с после-дующими изменениями и дополнениями) //СЗ РФ. -1995. -№21. -Ст.1929; № 48. -Ст.4566; 1996. -№26. -Ст.3028; Ст.5489;1997. -№1. -Ст.3.

9. Федеральный закон от 28 августа 1995г.№145-ФЗ «Об общих принципах организации местного са-моуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. -1995. -№35. -Ст.3506.

10. Федеральный закон 21 декабря 1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями. //СЗ РФ. -1996. -№52. -Ст.5880; 1998. -№7. -Ст.788.

11. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998г. №24-ФЗ //СЗ РФ. -1998. -№31. -Ст.3809

12. Закона РФ от 4 июля 1991г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости РСФСР. -1991. -№28. -Ст. 959; Ведомости РФ. -1993. -№ 2.-Ст. 67; СЗ РФ. -1994. -№16. -Ст.1864; 1998. -№13. -Ст.1472

13. Закон РФ от 6 июля 1991г. «О местном самоуправлении в РСФСР» //Ведомости РСФСР. -1991. -№29. -Ст. 1010

14. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995г. №942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" //СЗ РФ. -1995. -№38. -Ст.3669\\

15. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828, "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" //СЗ РФ. -1997. -№28. -Ст.3444.

16. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996г. №28 // СЗ РФ. -1996. -№3. Ст.1 "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы"

17. Постановление Правительства РФ от 23 августа 1993г. № 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспече-нии выживания, защиты и развития детей" //Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. -№35. -Ст.3318.

18. Постановление Правительства РФ от18 декабря 1997г. №165 « О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 г.г. //СЗ РФ. -1997. -№51. -Ст.5815

19. Поста-новление Правительства РФ от 4 сентября 1995г. № 883» Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. -1995. -№ 37. -Ст. 3628; 1996. -№6. -Ст.568; №39. -Ст.1092;1997. -№8. -Ст.950; № 36. -Ст.4174.

20. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000г. №275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изм. и доп. от 4 апреля 2002г.) //СЗ РФ. -2000. -№6. -Ст.532; 2002. -№9. -Ст.1364

21. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002г. №217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" //С З РФ. -2002. -№5. -Ст.1434

22. Постановление областной Костромской думы №571 от 27 июня 2002г. « О ходе исполнение Закона Костромской области « Об организации работы по опеке и попечительству в Костромской области »

23. Закон Костромской области от 5 ноября 1998г. «Об организации работы по опеке и попечительству в Костромской области» // Северная правда.-1998. -№25. -С.9

24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г. №10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1998. -№7. -С.9

25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996г. №9. «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов //Бюллетень Верховного Суда РФ. -1997.-№1.

26. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"», в ред. постановления Пленума от 21 декабря 1993г. №11, с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 25 октября 1996г. №10 // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1993. -№ 11; 1994. -№ 3; 1997. -№ 1.

27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998г. №15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака » //Бюллетень Верховного Суда РФ 1999. -№1 -С.6

28. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 12 февраля 1997г. №21-20-98 «О состоянии исполнения законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей»

29. Письмо Министерства образования РФ от 20 фев-раля 1995г. №09-М «О защите жилищных прав несовершенно-летних» // Вестник образования. -1995. -№8.

30. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 июня 1999г. №244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» // Вестник образования. -1999. -№8.

31. Письмо Минобразования РФ от 21 августа 2000г. №22-06-916 «О нарушениях законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //Вестник образования. -2000.-№10.

32. Письмо Минобразования РФ от 29 марта 2002г. №483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми» //Вестник образования. -2002. -№7

СПИСОК СПЕЦИАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

2. Специальная научная и учебная литература

1. Антокольская М.В. Семейное право. М.: Юристъ. 1999. 206с

2. Беидов С.Н. Семейное право. М., 2002. 37с

3. Беспалов Ю. Определение места жительства ребенка //Российская юстиция. 2002 № 2.

4. Беспалов Ю. Участие законных представителей в реализации семейных прав ребенка. //Российская юстиция. 2003. №6.

5. Бойцова В. и др., Ювенальная юстиция - защита для сирот. //Российская юстиция. 1998. №8.

6. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования. //Социологические исследования 2004. №4 с.44 - 51

7. Видра Диана. Помощь разведенным родителям и их детям. М., 2003. 159с.

8. Гражданское право. Часть 1. Учебник. Под ред. А.Г.Калпина, А.И.Масляева. М.: Юристъ . 75с.

9. Ежегодный государственный доклад "О положении детей в РФ (1997)". М., 1998. 40с.

10. Зензинов.В. Беспризорные. Париж, 1929. 37с.

11. Интервью с Уполномоченным по правам ребенка в г.Москве А.И.Головань //Человек и закон №5 2003. с.14-17

12. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. Учебное пособие. М.:Статус. 2001 .311с

13. Луначарский А.Б. Речь о социальном воспитании. Пб, 1918. 14с.

14. Максимович Л.Б. Защита прав несовершеннолетних членов семьи при сделках с недвижимостью // Закон 2004. № 4 с.59 - 65

15. Макаров Г.П. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан //Гражданин и право. 2000. №1.

16. Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка. Учебно-практическое пособие. М.: Экзамен. 2003

17. Нечаева А.М. Правовая охрана семьи. //Закон. 2004. №4 5-7 с.

18. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М.: Юристъ. 1998. 336с.

19. Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами //Журнал российского права. 2001.№6. с.13

20. Семейное право. Учебник. Под ред. С.Н.Бондова . М.: Закон и право 37с

21. Осокина Г. Понятие, виды и основания законного представительства // Российская юстиция. 1999. №1

22. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. //Российская юстиция. 1996. №10.

23. Чупрынина Н.Ю. Что необходимо знать при покупке квартиры? // Законодательство. 1997. №5.

24. Шахина Н.А. Деятельность органов государственной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2003 году //Социальная работа. 2004. №2.

25. Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот //Гражданин и право. 2002. №1.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

1. Определение СК Верховного Суда РФ от 28 апреля 2000 г. N 50-Г00-5 Решение областного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения, т.к. при решении вопроса об усыновлении малолетней иностранными гражданами не были выполнены защищающие интересы детей нормы международного права, российского законодательства о приоритетном их устройстве на воспитание в семье происхождения, и не соблюдена предусмотренная в этих целях процедура учета детей, оставшихся без попечения родителей (Бюллетень Верховного Суда РФ 2000 №5 )

2. Определение СК Верховного Суда РФ от 29 августа 1997 г. "Наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка само по себе не является для суда достаточным подтверждением законности сделки. Критерием оценки действительности сделки является реальное соблюдение имущественных прав ребенка».(Бюллетень Верховного Суда РФ 1997 №10 )

3. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2003 г. N 58-Г03-3 Вывод суда о том, что в судебном заседании не установлено нарушение оспариваемого постановлением Главы администрации Хабаровского края личных неимущественных прав ребенка, находящегося под опекой заявительницы, является правильными, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется (Бюллетень Верховного суда РФ 2003 № 2)

4. Определение СК Верховного Суда РФ от 6 января 1995 г. "Договор о купле-продаже приватизированной квартиры, заключенный без предварительного разрешения органов опеки и попечительства, признан недействительным как повлекший нарушение жилищных прав и интересов несовершеннолетних детей продавца" (Бюллетень Верховного Суда РФ 1995 . № 1 )

5. Определение СК Верховного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 56-Г00-24 "Размер пособия на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), не может быть менее фактической стоимости установленных натуральных норм на питание, приобретение одежды в конкретном регионе" ( Бюллетень Верховного Суда РФ 2000 №11)

6. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ: Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам (Бюллетень Верховного Суда РФ 1998. № 8, 9, 10)

к Порядку организации работы по ведению

государственного банкаданных о детях, оставшихся

без попечения родителей, утвержденному приказом

Минобразования России от 28 июня 2002 г. N 2482

Журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей

_________________________________________________________________

(орган опеки и попечительства)

_________________ ________________________________________________

(субъект Российской Федерации)

Начат_________________________

Окончен_______________________

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| N | Дата |От кого |Фамилия,|Число,| Занятие | Сведения о | Адрес | Кто | Вид | Дата |Примеча- |

|п.п.|регист- |поступи-| имя, |месяц,| ребенка | родителях | (место |осущест-|устройс-|устрой-| ние |

| | рации | ли |отчество| год |(образова- |----------------------------------|жительс-| вляет | тва и | ства | |

| | |сведения|ребенка |рожде-| тельное |Фамилия, | Место | тва) |присмотр| адрес | | |

| | | | | ния |учреждение,| имя, | их |ребенка | за |ребенка | | |

| | | | |ребен-| которое |отчество |нахож- | |ребенком| после | | |

| | | | | ка | посещает |матери и | дения | | |устройс-| | |

| | | | | | ребенок) | отца | | | | тва | | |

|--------|----------------|----------------|----------------|------------|----------------------|------------------|--------------|----------------|----------------|----------------|--------------|------------------|

| 1 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 1

Приложение 2

к Порядку организации работы

по ведению государственного банка

данных о детях, оставшихся

без попечения родителей,

утвержденному приказом

Минобразования России

от 28 июня 2002 г. N 2482

Анкета ребенка

Раздел 1 (заполняется органом опеки и попечительства)

_________________________________________________________________________

(орган опеки и попечительства)

_________________________________________________________________________

(номер анкеты)

Дата заполнения _________________________________________________________

(число, месяц, год)

Дата первичной регистрации ______________________________________________

Сведения о ребенке* _____________________________________________________

(на дату заполнения) (фамилия, имя, отчество)

Пол ________ Дата рождения ______________________________________________

(число, месяц, год)

Гражданство _____________________________________________________________

Место рождения __________________________________________________________

(субъект Российской Федерации, населенный пункт)

Приметы _________________________________________________________________

(цвет глаз, цвет волос и др.)

Особенности характера ___________________________________________________

(общительный, замкнутый и др.)

Этническое происхождение ________________________________________________

Место нахождения (жительства) ___________________________________________

Медицинское заключение о состоянии здоровья _____________________________

Дата проведения обследования ____________________________________________

Физическое развитие _____________________________________________________

(рост, вес и др.)

Умственное развитие _____________________________________________________

Сведения о родителях (на дату заполнения)

Мать ____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения _________________________ гражданство _____________________

(число, месяц, год)

Принадлежность к определенной религии и культуре ________________________

(при возможности указать)

Место нахождения (жительства) ___________________________________________

Состояние здоровья ______________________________________________________

(при наличии документального подтверждения)

Отец ____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения_______________________гражданство _________________________

(число, месяц, год)

Принадлежность к определенной религии и культуре ________________________

(при возможности указать)

Место нахождения (жительства) ___________________________________________

Состояние здоровья ______________________________________________________

(при наличии документального подтверждения)

Несовершеннолетние братья, сестры _______________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения)

_________________________________________________________________________

место жительства и (или) нахождения, состояние здоровья

_________________________________________________________________________

(при наличии документального подтверждения)

Другие совершеннолетние родственники ____________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения,

_________________________________________________________________________

место жительства и (или) пребывания, реквизиты документов,

_________________________________________________________________________

подтверждающих отказ указанных родственников принять ребенка на

_________________________________________________________________________

воспитание в свои семьи)

Причины отсутствия родительского попечения ______________________________

(акт о подкидывании ребенка,

_________________________________________________________________________

свидетельство о смерти родителя (родителей), решение суда о лишении

_________________________________________________________________________

родителя (родителей) родительских прав, письменное согласие родителя

_________________________________________________________________________

(родителей) на усыновление, др. документы, устанавливающие основания для

_________________________________________________________________________

передачи ребенка

_________________________________________________________________________

на воспитание в семью, их реквизиты)

Возможная форма устройства ребенка ______________________________________

Информация о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства по

устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в

семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории

Российской Федерации ____________________________________________________

Дополнительная информация _______________________________________________

Подпись работника органа опеки

и попечительства и ее расшифровка

м.п.

К анкете ребенка прилагается фотография

Раздел 2 (заполняется региональным оператором государственного банка

данных о детях, оставшихся без попечения родителей)

Номер анкеты в государственном банке данных о детях, оставшихся без

попечения родителей _____________________________________________________

Дата постановки на региональный учет ____________________________________

Фамилия сотрудника, зарегистрировавшего анкету __________________________

Информация о мерах, предпринятых региональным оператором по устройству и

оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан

Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской

Федерации _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Дополнительная информация _______________________________________________

_________________________________________________________________________

Раздел 3 (заполняется федеральным оператором государственного банка

данных о детях, оставшихся без попечения родителей)

Дата постановки на федеральный учет _____________________________________

Фамилия сотрудника, зарегистрировавшего анкету __________________________

Информация о мерах, предпринятых федеральным оператором по устройству и

оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан

Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской

Федерации _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Дополнительная информация _______________________________________________

Раздел 4 Информация о прекращении учета сведений о ребенке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты