p align="left">Смысл презумпции невиновности не в том, что лицо признается невиновным, а в том, что существует предположение относительно его невиновности.
Презумпция невиновности стимулирует процесс доказывания виновности лица, и пока это не будет достигнуто, никто не может быть признан виновным.
Содержание принципа презумпции невиновности раскрывается в следующих положениях:
· Признать лицо виновным в совершении преступления может только суд (ч.2 ст. 15 УПК)
· Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена в обвинительном приговоре суда
· Презумпция невиновности выражает не личное мнение того или иного должностного лица, а объективное правовое положение.
· Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обязанность доказательства вины обвиняемого возлагается на орган дознания, следователя, прокурора (ч.2 ст.62 Конституции, ч.2 ст. 22 УПК). Содержание данной обязанности заключается в необходимости доказывать вину, а не доказать её. Иначе на должностных лиц государственных органов пришлось бы возлагать юридическую ответственность за неисполнения обязанности.
· Выводы суда о виновности обвиняемого не могут быть обоснованы отсутствием доказательств его невиновности
· Непредставление обвиняемым доказательств своей невиновности ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как доказательство его вины.
· Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также не предположениях
· Все сомнения относительно доказанности вины лица толкуется в его пользу (ч.3 ст. 62 Конституции)
· Недоказанная виновность юридически равна доказанной невиновности
· Задержание лица в качестве подозреваемого или привлечение лица в качестве обвиняемого, применение к нему мер пресечения, в т.ч. и взятие под стражу, не должны распространятся как доказательства его вины или наказание виновного.
· До окончательного решения уголовного дела и официального признания лица виновным в совершении преступления обвинительным приговором суда с обвиняемым нельзя вести сея как с виновным, а также публично, в СМИ или официальных документах утверждать, что он является преступником. Согласно ч.4 ст. 296 ГК Украины, имя физического лица, которое задержано, подозревается или обвиняется в совершении преступления, может быть использовано (обнародовано) лишь в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него.
· В случае отмены приговора как незаконного, государство возмещает лицу материальный, моральный и др. вилы вреда (ч.4 ст. 62 УПК)
· Презумпция невиновности принадлежит к числу опровержимых правовых презумпций. Её действие прекращается после вынесения судом обвинительного приговора (но может быть возобновлено в стадии апелляционного, кассационного производства). Исключения этот принцип не имеет.
6 Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту
Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту - это конституционно-правовое положение, согласно с которым должностные лица, которые ведут процесс, обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому, подсудимому совокупность процессуальных прав, благодаря которым они получают возможность защищаться предусмотренными законом способами от подозрения или обвинения.
Право по защиту- это гарантированная Конституцией или др. законами Украины возможность подозреваемого, обвиняемого, подсудимого защищаться от уголовного преследования как лично, так и путем получения юридических (правовых) услуг.
Данный принцип регламентирован в: ч. 1,2 ст. 59, ч.2 ст. 63, п.6 ч.3 ст. 129 Конституции Украины; ст. 21 УПК; ст. 5 ЗУ «О милиции»; ст. ст. 9, 12, 21 ЗУ «О предварительном заключении», а также в международных акта, напр., Конвенция о правах и основоположных свободах человека.
Содержание принципа обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту проявляется через такие положения:
Ш Обеспечение право знать, в чем он подозревается или обвиняется
Ш Обеспечение право самостоятельно защищаться в установленные законом способами от подозрения или обвинения (давать показания или отказаться от этого, предоставлять доказательства, выступать с последним словом и т.д.)
Ш Обеспечение права пользоваться юридической помощью защитника (для этого в Украине действует адвокатура).
Ш Обеспечение права на вольный выбор защитника своих прав. Если подозреваемый (обвиняемый, подсудимый) не имеет средств или по др. объективным причинам на может пригласить защитника, то участие защитника в деле обеспечивается на счет государства.
12.01.2005 года ст. 5 ЗУ «О милиции» было дополнено такими положениями:
Ш В случае заявления задержанными или арестованными лицами устного или письменного требования о привлечении защитника, работники милиции не имеют права требовать о них никаких пояснений или показаний до прибытия защитника
Ш О заявлении требования о привлечении защитника или об отказе от защитника, в протоколе задержания или в постановлении об аресте (взятии под стражу) делается соответствующая запись, которая скрепляется подписью задержанного или арестованного лица.
Ш Лицам при задержании или аресте работником милиции сообщается основания и мотивы задержания или ареста, разъясняется право обжаловать их в суде; предоставляются устные разъяснения ч. 1 ст. 63 Конституции, права отказаться от дачи любых пояснений и показаний до прибытия защитника или одновременно в письменной виде - разъяснение ст. ст. 29, 29, 55, 56, 59, 62, 63 Конституции Украины и прав лиц, задержаны или арестованных, установленных законом, в т.ч. право осуществлять защиту своих прав и интересов лично или при помощи защитника с момента задержания или ареста лица, права отказаться от предоставления любых пояснения или показаний до прибытия защитника; обеспечивать возможность с момента задержания или ареста защищать себя лично или пользоваться юридической помощью.
В случае невыполнения работниками милиции указанных требований лицо, права которого были нарушены, оно или его представители могут обратить в суд с заявлением о возмещении вреда в установленном законом порядке. Исключений этот принцип не имеет.
7 Субъекты уголовного процесса: понятие и классификация
Субъекты уголовно-процессуального права - это государственные органы и их должностные лица, общественные организации, граждане, которые в ходе возбуждения, досудебного расследования, судебного рассмотрения уголовных дел и исполнения, вынесенных по ним решений, осуществляя определенную функцию, вступают между собой в процессуальные отношения.
· Их участие в деле предусмотрено уголовно-процессуальным законом
· Они являются субъектом определенных процессуальных прав и обязанностей
· Действуют в уголовном процессе в соответствии своих прав и обязанностей
· Вступают в процессуальные отношения
Субъекты уголовного производства различают по своим процессуальным положением, исполнением уголовно-процессуальных функций и заданий, имеют каждый свою цель, вступают между собой в разнообразные правоотношения. Наиболее широко употребляемой является классификация, основанием для которой является интерес, что имеет тот или иной субъект в уголовном деле. По этим основаниям субъектов делят на четыре группы:
· Государственные органы и их должностные лица, которые ведут уголовный процесс (представляют государственные интересы). К ним принадлежат: суд, судья, прокурор, начальник следственного подразделения, следователь, орган дознания, лицо, которое проводит дознание.
· Субъекты, которые имеют собственный интерес в уголовном процессе. Это подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, потерпевший, гражданский истец и ответчик.
· Субъекты, которые защищают или представляют др. лиц в уголовном процессе. К этой группе принадлежат: защитник, представитель потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика, законные представители.
· Др. субъекты (лица, которые не имеют интересов в уголовном процессе). К этой группе принадлежат: заявитель о преступлении, лицо, которое дает пояснение органу дознания, следователю, прокурору, судье; свидетель; эксперт, специалист, переводчик; понятые, поручители, педагог; родители или др. законные представители несовершеннолетнего свидетеля; лица, вместе с которыми предъявляются к опознанию, обысканный; лицо, у которого берутся образцы для экспертного исследования; лицо, котором передано на хранение имущество, на которое наложено арест, секретарь судебного заседания и др.
С другой стороны субъектов можно квалифицировать по их процессуальным функция и они также делятся на четыре группы:
· Субъекты, которые выполняют функцию правосудия (суд, судья)
· Субъекты, которые выполняют функцию уголовного преследования (прокурор, начальник следственного отдела, следователь, орган дознания, лицо, которое проводит дознание, потерпевший, представитель потерпевшего, гражданский истец и его представитель).
· Субъекты, которые выполняют функцию защиты (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, гражданский ответчик и его представитель, защитник).
· Субъекты, которые выполняют вспомогательную функцию ( состав субъектов этой группы полностью совпадает с четвертой группой субъектов, основой классификации которой является интерес).
8 Процессуальная характеристика субъектов, которые осуществляют уголовно-процессуальное производство
СУД
В соответствии со ст. 124 Конституции, правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Суд является единственным органом государства, уполномоченным осуществлять правосудие, и т.ч. и в уголовных делах. При разрешении уголовного дела суд не связан с заключениями органов дознания, досудебного следствия, а также мнениями др. участников судебного рассмотрения.
В соответствии со ст. ст. 275-277 УПК суд, выявив в процессе судебного следствия в действиях обвиняемого наличие более тяжкого преступления или преступления, по которому обвинение не было ему предъявлено, уведомляет об этом прокурора, который вправе изменить обвинение.
Решения судебных органов могут быть отменены или изменены только вышестоящими судами в особенном процессуальном порядке. Приговор суда, который набрал законной силы, является обязательным для выполнения всеми гражданами и должностными лицами.
Суды в Украине представляют собой инстанционную систему, разные звенья которой имеют определенное функциональное назначение. Так, уголовные дела рассматриваются в суде первой инстанции единолично судьёй, который действует от имени суда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2,3 ст. 17 УПК.
Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишение свободы на срок более десяти лет, рассматриваются в суде первой инстанции коллегиально судом в составе трех лиц, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмотрении.
Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотренная возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, в суде первой инстанции рассматриваются судом в составе двух судей и трех народных заседателей, какие при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Рассмотрение дел в апелляционному и кассационному порядку осуществляется соответственно апелляционными и кассационными судами в составе трех судей. Рассмотрение дел за нововыявленными обстоятельствами осуществляется апелляционными и кассационными судами в составе не менее трех судей.
К полномочиям суда принадлежат:
· Обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц, интересов государства на стадии досудебного производства
· Принятие решений, связанных с подготовкой и назначением дела к судебному рассмотрению
· Рассмотрение уголовных дел в первой инстанции, в апелляционном порядке; пересмотр судебных решений, которых набла законной силы;
· Обращение судебного решение к исполнению
· Рассмотрение вопросов, связанных с исполнением приговора
· Снятие судимости
Исключительно суд может принимать решение о:
· Избрание меры пресечения в виде взятия под стражу
· Продолжение сроков содержания под стражей
· О помещении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в медицинский или психиатрический стационар для проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы
· Осуществление осмотра жилья или др. владение лица, кроме случаев, предусмотренных УПК
· Осуществление обыска в жилье или др. владении лица, кроме случаев, предусмотренных УПК
· Осуществление личного осмотра, кроме случаев, предусмотренных УПК
· Осуществление выемки документов, которые имею сведения о вкладах и счетах в учреждениях банка, принадлежащие подозреваемому, обвиняемому, подсудимому
· Осуществление выемки документов исполнительного производства
· Наложение ареста о почтово-телеграфную корреспонденцию и выемку её в учреждениях связи.
СУДЬЯ.
Правосудие осуществляют профессиональные судьи, а определенных законом случаях - народные заседатели и присяжные.
Профессиональными судьями являются граждане, которые, в соответствии с Конституцией, назначены или избраны и занимают штатную судейскую должность в одном из судом, предусмотренных ЗУ «О судоустройстве и статусе судей»
Народными заседателями являются граждане Украине, которые в случаях, определенных законом, решают в составе суда дела вместе с профессиональными судья. При участии народных заседателей рассматриваются уголовные дела по первой инстанции. Это дела о преступлениях, за которые по закону предусмотрена возможность назначения наказания в виде пожизненного заключения. В таких случаях коллегия судей состоит из пяти лиц: двух профессиональных судей и трех народных заседателей. Во время осуществления правосудия народные заседатели пользуются всеми правами судьи.
Присяжными являются граждане Украины, которые в случаях, предусмотренных законом, привлекаются для осуществления правосудия, обеспечивая, в соответствии с Конституцией, непосредственное участие народа в осуществлении правосудия. Категории дел, при участии присяжных, законом не установлены. Предусматривается, что суды присяжных создаются для рассмотрения уголовных дел об особо тяжких преступления, за совершения которых предусмотрено пожизненное лишения свободы, если обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении деле судом присяжных.
Для обеспечения всестороннего, полного, объективного исследования уголовного дела, необходимо, чтобы судьи ни прямо, ни опосредственно не были заинтересованы в её разрешении. Поэтому процессуальным законом установлен порядок, по которому судья или народный заседатель не может принимать участие в рассмотрении дела, и подлежит отводу:
· Если он является потерпевшим, гражданским истцов, ответчиком или родственником любого из них, а также родственником следователя, лица, которое проводило дознание, обвинителя или обвиняемого.
· Если он принимал участие как свидетель, эксперт, специалист, переводчик, лицо, которое проводило дознание, следователь, обвинитель, защитник или представитель интересов потерпевшего, гражданского истца, ответчика.
· Если он во время досудебного расследования дела решал вопрос о проведении обыска, выемки, осмотра, избрании меры пресечения, продолжении сроков содержания под стражей, рассматривал жалобы на задержание или на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или закрытия дела.
· Если он во время досудебного расследования дела рассматривал вопрос об устранении защитника в порядке ст. 61-1 УПК
· Если он или его родственники заинтересованы в результатах рассмотрения дела
· При наличии др. обстоятельств, которые вызывают сомнения в объективности судьи или народного заседателя.
Кроме того, в составе суда не могут быть лица, которые являются родственниками между собой.
Судья, который принимал участие в рассмотрении дела в первой инстанции, не может принимать участие в рассмотрении этого дела в апелляционном или кассационном порядке, не может принимать участие в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции, в случае отмены приговора, постановленного при его участии.
ПРОКУРОР
Прокурор - это субъект уголовно-процессуального права, который выполняет функцию уголовного преследования лиц, обвиняемых в совершении преступления, путем дачи на досудебного следствии указаний органам дознания и досудебного следствия относительно разоблачения виновных и поддержания в суде государственного обвинения.
Основанием для участия прокурора в конкретном уголовном деле является факт пребывание его на этой должности в соответствующей административно-территориальной единице (районе, области).
Прокурор не может принимать участия в расследовании и (или) рассмотрении уголовного дела и подлежит отводу по тем же основаниям, что и судья (ст. 54 УПК). Однако, если прокурор принимал участие в проведении досудебного следствия в деле, в рассмотрении дела в первой инстанции, в апелляционном или кассационным порядке, то эти обстоятельства не могут быть основанием для отвода (ч.1 ст. 38 УПК).
Прокурор обязан (ч.1,2 ст. 25 УПК):
Ш Осуществлять надзор за соблюдением законов органами, которые проводят дознание и досудебное следствие
Ш На всех стадиях процесса своевременно приминать меры к устранению любых нарушений, от кого бы они ни исходили.
Ш Приминать участие в судебном заседании (за исключением дел частного обвинения или когда прокурор отказался от поддержания государственного обвинения)
Ш Изменять обвинения в суде при наличии к этому оснований.
Ш Отказаться от поддержки государственного обвинения, когда в результате судебного рассмотрения убеждается, что данные судебного следствия, не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения.
Для того, чтобы прокурор мог выполнить свои обязанности его предоставлены такие права:
1. На досудебном производстве (ст. 227 УПК)
Ш Требовать от органов дознания и досудебного следствия для проверки уголовного дела, документы, материалы и др. сведения о совершении преступления, ходе дознания, досудебного следствия и установления лиц, которые совершили преступление.
Ш Проверять не меньше чем раз в месяц соблюдение требований закона и приеме, регистрации и решении заявлений и уведомлений о совершении преступлений
Ш Отменять незаконные и необоснованные постановлений следователей и лиц, которые проводят дознание.
Ш Давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении и отмене мер пресечения, квалификации преступлений, проведении отдельных следственных действий и розыске лиц, которые совершили преступление.
Ш Поручать органам дознания исполнения постановлений о задержании, проводе, взятие под стражу, проведении обыска, выемки, розыске лиц, которые совершили преступление, выполнение др. следственных действий, а также дает указания о применении необходимых мер для раскрытия преступления и выявления лиц, которые его совершили, в делах, которые пребывают в производстве прокурора или следователя прокуратуры.
Ш Принимать участие в проведении дознания и досудебного следствия и в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия или расследование в полном объёме в любом уголовном деле.
Ш Санкционировать проведение обыска (за исключением обыска жилья или др. владения лица), отстранение обвиняемого от должности и др. действия следователя и органа дознания, в случаях, предусмотренных законом.
Ш Продолжать срок расследования (ст. 120 УПК)
Ш Давать согласие или подавать в суд представление об избрании меры пресечения в виде взятия под стражу, а также о продолжении срока содержания под стражей
Ш Возвращать уголовные дела органам досудебного следствия со своими указаниями относительно проведения дополнительного расследования.
Ш Изымать от органа дознания и передавать следователю любое дело, передавать дело от одного органа досудебного следствия другому, а также от одного следователя другому с целью обеспечения наиболее полного и объективного расследования.
Ш Устранять лицо, которое проводило дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или досудебного следствия, если они допустили нарушение закона при расследовании
Ш Возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении
Ш Закрывать или приостанавливать производство в уголовных делах
Ш Давать согласие на закрытие уголовного дела следователем
Ш Решать вопросы о допуске защитника к участию в деле
Ш Осуществлять др. полномочия, предоставленные ему законом.
2. На судебных стадиях:
Ш Поддерживать перед судом государственное обвинение
Ш Подавать доказательства
Ш Принимать участие в исследовании доказательств
Ш Заявлять ходатайства и высказывать свое мнение относительно ходатайств др. участников процесса
Ш Излагать свои рассуждения по поводу применения уголовно-процессуального закона и меры наказания относительно подсудимого
Прокурор пребывает в этом статусе на протяжении времени, отведенного законом на выполнение всех заданий уголовного процесса (от начало до конца).
ОРГАН ДОЗНАНИЯ И ДОЗНАВАТЕЛЬ
Перечень органов дознания регламентирован ст. 101 УПК. Этой же статьей определена компетенция каждого из органов дознания в части возбуждения уголовных дел относительно определенных преступлений. Так., напр., налоговая милиция является органом у делах об уклонении от уплаты налогов и сборов; таможенные органы - в делах о контрабанде. Среди органов указанные в ст. 101, есть два органа с универсальной компетенцией: милиция; капитаны морских суден, которые пребывают в далеком плавании.
В отличии от следователей для органов дознания досудебное следствие не является основной деятельностью. Перед органами дознания прежде всего ставятся задания относительно осуществления оперативно-розыскной и административной деятельности.
Дознаватель - это субъект уголовного процесса, который по поручению органа дознания осуществляет уголовное преследование лиц путем возбуждения уголовных дел, изобличения виновных в совершении преступления, избрания относительно их мер пресечения и др. мер процессуального принуждения.
Основание для участия дознавателя в уголовном процессе является поручение начальника органа дознания о проведении им досудебного расследования в форме дознания.
Дознаватель не может принимать участия в уголовном процессе и подлежит отводу (самоотводу) в тех те случаях, что и следователь.
Дознаватель имеет те же прав и обязанности, что и следователь, за исключением принятия им процессуальных решений.
Полномочий дознавателя на принятие определенных решений в уголовном деле «не хватает». Решения дознавателя по наиболее важным вопросам в деле требуют утверждения начальника органа дознания, т.к. только орган дознания имеет полномочия относительно решения этих вопросов. Такими решения есть:
Ш О движении уголовного дела
Ш О возбуждении уголовного дела (и об отказе в её возбуждении)
Ш О закрытии дела
Ш О приостановлении дознания в деле
Ш О возобновлении дознания
Ш О направлении уголовного дела в др. орган дознания по подследственности
Ш О направлении уголовного дела для проведения досудебного следствия
Ш О применении мер процессуального принуждения: мер пресечения, др. мер процессуального принуждения
Дознаватель пребывает в таком статусе на протяжении времени, отведенного законом (ст. 108 УПК) для осуществления дознания.
9 Полномочия следователя и начальника следственного подразделения в уголовном процессе
Следователь - служебное лицо соответствующего следственного подразделения, уполномоченное осуществлять досудебное следствие в уголовных делах. Есть следователи прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой милиции, органов безопасности.
Досудебное следствие осуществляется следователем лично или группой следователей.
Проводя расследование, следователь не должен быть ни обвинителем, ни защитником, но он должен быть исследователем и искателем истины и представителем судебной власти со всеми свойственными судьям гарантиями независимости и самостоятельности.
Следователь обязан полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить как обвинительные, так и оправдательные, а также отягчающие и смягчающие обстоятельства. Он обязан также оперативно и в установленные законом срок раскрыть преступление и выявить виновных в его совершении. При расследовании дела следователь обязан выявить причины и условия, которые содействовали совершению преступления, и через соответствующие органы применить меры к их устранению.
При проведении досудебного следствия следователь наделен широкими полномочиями. Он самостоятельно принимает решения о направлении следствия и проведении соответствующие следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора или постановления от судьи. Одновременно, процессуальная самостоятельность следователя соединяется с его персональной ответственностью за своевременное и правильное расследование дел, принятия относительно них законных и обоснованных решений.
Во время проведения расследования следователь активно взаимодействует с органами дознания. Он имеет право давать органа дознания поручения и указания о проведении розыскных и следственных действий, требовать от них помощи при проведении отдельных следственных действий. Такие поручения и указания являются обязательными для органов дознания (ч.3 ст. 114 УПК) властные полномочия выявляются в том, что его постановления, вынесенные в соответствии с законом, в уголовном деле, которое находится в его производстве, являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.5 ст. 114 УПК)
Письменные поручения следователей органу дознания о выполнении оперативно-розыскных или следственных действий являются обязательными и подлежат выполнения в 10-ти дневных срок или в др. установленных следователем термин. В случае из невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения следователь имеет право в установленном порядке внести представление о привлечении виновных к ответственности.
К участию в расследовании преступлений следователем могут быть привлечены также государственные органы, общественные организации и отдельные граждане.
По общему правилу, указания прокурора для следователя являются обязательными. При несогласии с ним, он может обжаловать их вышестоящему прокурору, но обжалование на прекращает выполнение указаний (ч.3 ст. 227 УПК)
Следователь полежит отводу, если он является : 1)потерпевшим, свидетелем, гражданским истцом, ответчиком или родственником обвиняемого; 2) когда он принимал участие в деле как эксперт, специалист, переводчик, защитник или представитель интересов потерпевшего, гражданского истца, ответчика; 3) когда он или его родственники заинтересованы в результатах дела; 4) при наличии др. обстоятельств, которые вызывают сомнения в их объективности. При наличии указанных оснований следователь должен заявить самоотвод, не ожидая заявления об отводе. Заявление об отводе или самоотводе подается прокурору, которые рассматривает и решает его в течении 24 часов.
При возвращении дела на дополнительное расследование работа относительно дела может быть поручена тому же следователю. Его предыдущее участие на досудебном следствии не является основанием для отвода. Если же следователь во время судебного рассмотрения допрашивался как свидетель, то после возвращения уголовного дела на дополнительное расследование он не вправе по этому делу проводить расследование и подлежит отводу.
Начальник следственного подразделения - начальник Главного следственного управления, следственного управления, отдела, отделения органов внутренних дел, безопасности и его заместители, которые действуют в пределах своей компетенции, а также налоговой милиции.
Начальник следственного подразделения является самостоятельным субъектом уголовного производства, который осуществляет процессуальное и административное руководство, контроль как в подразделении, в общем, так и по каждому делу, которые пребывает в производстве следователей. Он несет персональную ответственность за состоянием следственной работы в следственном подразделении и за выполнение возложенных на него заданий.
Роль начальника следственного подразделения в сфере процессуальной деятельности определяется его полномочиями как руководителя подразделения и одновременно как следователя в случае личного проведения ним расследования в уголовном деле.
Любым материалы о преступлении, которые направляются в следственное подразделение, прежде всего поступают к начальнику подразделения, который, в силу своего должностного положения, изучает их, анализирует и поручает производство подчиненным ему следователям.
Начальник следственного подразделения контролирует своевременность и правомерность действий следователя по раскрытию преступлений и предупреждения их, принимает меры до наиболее полного, всеобщего и объективного проведения досудебного следствия. Его полномочия имеют властно-распорядительный характер. Так, в соответствии со ст. 114-1 УПК , начальник следственного подразделения осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию преступления и предупреждения их, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективного проведения досудебного следствия в уголовных делах. Для эффективного осуществления контроля он в пределах своей компетенции имеет право: проверять уголовные дела; давать обязательные для выполнения следователем указания о проведении досудебного следствия; о привлечении как обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о проведении отдельных следственных действий; передавать дело от одного следователя другому; поручать расследование дела нескольким следователям; лично проводить досудебное следствий, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Указания начальника следственного подразделения по уголовному делу даются следователю в письменной форме, присоединяются к делу и являются обязательными к выполнению.
Обжалование этих указаний прокурору не прекращает их выполнение, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 114 УПК. Прокурор может отменить указание начальника следственного подразделения или согласится с ним и предложить следователю исполнить его.
Процессуальные полномочия начальника следственного подразделения свидетельствуют о том, что он не только координирует и контролирует деятельность следователя, а и определяет направление расследования и в конце концов его результаты, при этом следователь пребывает под его процессуальной и административной зависимостью.
Начальник следственного подразделения подконтрольный прокурору, указания которого обязательны для выполнения.
Процессуальная характеристика потерпевшего.
Потерпевший - это физическое лицо, которому преступлением непосредственно причинен моральный, физический или имущественный вред, и которое признано потерпевшим постановлением лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или определением суда.
По делу о незаконченном преступлении лицо признается потерпевшим при условии фактического причинения вреда.
При решении вопроса о признании лица потерпевшим нужно учитывать и то обстоятельство, что лица, пострадавшие от преступления, совершенного ими же, не могут быть признаны потерпевшими. В то же время, поскольку закон не связывает лишение лица статуса потерпевшего с неправомерностью его поведения, суды должны признавать лицо потерпевшим в случаях, когда совершение относительно его преступления спровоцировано его же действиями. При этом неправомерность поведения может быть учтена при квалификации действий подсудимого или назначения ему наказания.
Потерпевшим может быть признано только физическое лицо.
Основанием для участия в процессе является вынесение постановления о признании лица потерпевшим. Потерпевшими могут быть признаны: лицо, которому причинен непосредственный вред ; по делам о преступлениях, в результате которых последовала смерть потерпевшего, - его близкие (п. 11 ст. 32 УПК)
Обстоятельства, которые бы исключали участие потерпевшего в деле, процессуальным законом не предусмотрены.
Потерпевший обязан: являться по вызову лица, которое проводи дознание, следователя, прокурора, суда; давать правдивые показания; подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка во время судебного заседания; не разглашать без разрешения следователя или прокурора данные досудебного следствия.
Потерпевший имеет право:
· Давать показания по делу
· Представлять доказательства
· Не соглашаться с помещением в стационарное медицинское учреждение для проведения в отношении его судебно-медицинской экспертизы
· Заявлять ходатайства
· Знакомится со всеми материалами дела с момента окончания досудебного следствия
· Выражать свое мнение при решении вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности по ст. ст. 7-111 УПК
· Поддерживать обвинения в суде в случае отказа прокурора от обвинения
· Принимать участие в судебных дебатах
· Заявлять отводы
· Подавать жалобы на действия следователя, прокурора и судьи, на приговор или постановления суда
· Давать разъяснения по поводу исследуемых судом обстоятельств дела
· Задавать вопросы свидетелям, эксперту, специалисту и подсудимым
· Принимать участие в осмотре места совершения преступления, вещдоков, документов
· Пользоваться помощь представителя, которым моет быть адвокат, законный представитель, близкий родственник или другое лицо, допущенное к участию в деле по постановления дознавателя, следователя, прокурора и суда
· Потерпевший имеет право на возмещение ему расходов по явке по вызову в органы дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда и другие права, предусмотренные ст. ст. 521, 87, 871, 88, 267, 348, 384 УПК,
С принятие нового ГК потерпевший получил право на возмещение имущественного вреда государством, если не установлено лицо, которым совершено преступление или оно является неплатежеспособным (ст. 1177 ГК)
Согласно ч.1 ст. 1207 ГК, вред, причиненный увечьем, др. повреждением здоровья или смертью в результате преступления, возмещается потерпевшему или лицам, определенные ст. 1200 ГК (нетрудоспособным лицам, которых находились на иждивении или имели не день его смерти право на получение от него содержания, а также ребенку потерпевшего, рожденному после его смерти), государством, если не установлено лицо, которое совершило преступление или оно является нетрудоспособным.
Потерпевший находится в этом статусе в течении времени с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве потерпевшего и до завершения производства по делу.
Процессуальная характеристика подозреваемого.
Подозреваемый - это физическое лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления или в отношении которого применена мера до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.
Основанием для участия лица в качестве подозреваемого является принятие органом дознания, следователем, прокурором, судьей решения о задержании его по подозрению в совершении преступления или об избрании ему меры пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.
Обстоятельства, исключающие участие подозреваемого в уголовном деле, уголовно-процессуальным законом не предусмотрены.
Подозреваемый обязан:
· Являться по вызову лица, проводящего дознание, следователя, прокурора, суда
· Не препятствовать незаконным способом установлению истины
· Выполнять требования, обусловленные избранной мерою пресечения
· Выполнять требования следователя по участию в производстве следственных действий.
Подозреваемый имеет право:
· Знать, в чем он обвиняется, давать показания или отказаться от дачи показаний и отвечать на вопросы
· Иметь защитника и конфиденциальное свидание с ним до первого допроса
· Подавать жалобы на действия и решения лица, проводящего оперативно-розыскные действия и дознание, следователя, прокурора
· Пользоваться родным языком
· При наличии соответствующих оснований - на обеспечение безопасности
· В соответствии с принципом презумпции невиновности, подозреваемый имеет право на обращение с ним как невиновным и право на уважение его чести и достоинства