Рефераты

Уголовное право

p align="left">Протокол следственных и судебных действий выступает как источник доказательств при соблюдении двух условий:

· если они составлены и оформлены в порядке, предусмотренным УПК

· если в них подтверждаются обстоятельства и факты, которые имею значение для дела.

Составление протоколов является обязательным при проведении следственных действия во время досудебного следствия и дознания, в судебных заседаниях судов первой и апелляционных инстанций. Факт применения вспомогательных средств фиксации в виде планов, схем, фотографирования, киносъёмки, видео- и звукозаписи должен завертятся в протоколе, и кроме этого, они должны прилагаться к протоколу для пояснения его содержания.

По общему правилу, источником доказательств являются протоколы всех следственных действий, кроме допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, а также очных ставок. В этом случае идется только о способе фиксации показаний этих лиц, а источников доказательств будут показания указанных лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 85 УПК в протоколе следственных действий должно быть указано: место и дата его составления, должности и фамилии лиц, которые проводят следственное действие; фамилии лиц, которые принимали участие в проведении следственного действия и их адреса; разъяснения их прав и обязанностей; содержание проведенного следственного действия, время его начала и окончания; все существенные для дела обстоятельства, выявленные при выполнении данного действия. С целью неразглашения данных о лице, относительно которого применены меры безопасности, в протоколах следственных действий, предусмотренных ст. ст. 95, 96, 107, 145, 170, 171, 173, 176 УПК, ограничиваются сведения об этом лице в порядке, предусмотренной ст. 52-3 УПК.

Протокол зачитывается всем лицам, которые принимали участие в следственном действии, при этом им разъясняется права делать замечания. Указанные лица могут ознакомится в протоколом лично.

Протокол подписывают лицо, которое проводило следственное действие, допрошенное лицо, а также переводчик, понятые, если они присутствовали или принимали участие.

Если лицо, которое принимало участие в проведении следственного действия, отказывается подписывать протокол, то это указывается в протоколе и подтверждается подписью лица, которое проводило следственное действие.

Протоколы следственных действий являются процессуальным носителем доказательной информации разного уровня - фактических данных, которые имеют значение так называемых основных доказательств и доказательств вспомогательных. Напр., при проведении опознания в протоколе фиксируется информация от опознаваемого. В этой части протокол опознания приобретает значение основного доказательства. Одновременно в протоколе фиксируется информация о процедуре опознания, что подтверждает достоверность сделанных опознающим заключений. В этой части протокол опознания имеет свойства вспомогательного доказательства, при помощи которого определяется вероятность основного.

18 Виды мер пресечения, общий порядок их применения, сущность и характеристика

Все меры процессуального принуждения делятся на две группы: меры пресечения и др. меры процессуального принуждения.

Меры пресечения - это часть мер процессуального принуждения, направленных на обеспечение надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного путем определенного ограничения их личных прав.

Процессуальное значение мер пресечения лежит в том, что они:

1. обеспечивают оптимальные условия для доказывания и достижения истины в уголовном деле

2. благодаря им создаются условия реализации заданий уголовного процесса

3. содействуют разрешения профилактических заданий процесса

4. являются средствами обеспечения специального режима, в котором должен пребывать подозреваемый, обвиняемый, подсудимый или осужденный.

По действующему законодательству систему мер пресечения составляют:

· Подписка о невыезде (ст. 149 УПК)

· Личная порука (ст. 152 УПК)

· Порука общественной организации или трудового коллектива (ст. 154 УПК)

· Застава (ст. 154-1)

· Задержание - временная мера пресечения (ст. 106, 115, 165-2 УПК)

· Взятие под стражу (ст. 155 УПК)

· Надзор командования военной части (ст. 163 УКП)

· Отдача несовершеннолетнего под надзор родителей, опекунов, попечителей или администрации детского учреждения (ст. 436 УПК)

Цели применения мер пресечения в уголовном процессе регламентированы ч.1 ст. 148 УПК, а именно: предотвратить (напр., попыткам уклониться от дознания, следствия или суда; препятствовать установлению истины в деле; продолжение преступной деятельности), обеспечить (напр., выполнение процессуальных решений).

Основаниями применения мер пресечения является достаточные основания считать, что подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный (ч.2 ст. 148) будет:

1. Пытаться уклониться от следствия и суда (напр., высказывать намерения выехать за пределы населенного пункта; объявления его в розыск по этому делу; получил загранпаспорт) или исполнения процессуальных решений (уклоняться без уважительных причин от явки по вызову; игнорирование письменного обязательства и явке);

2. Препятствовать установлению истины по делу (оказывать влияние на свидетелей и/или потерпевших, др. обвиняемых, склоняя их от отказа к дачи показаний; угрожать эксперту)

3. Продолжать свою преступную деятельность (ранее неоднократно осуждался; после совершенного преступления, в связи с котором возбуждено уголовное дело, снова совершил преступление (-я))

Общими правилами применения мер пресечения являются:

1. Мера пресечения может быть применена только у возбужденном уголовном деле и только при наличии к этому оснований

2. При решении вопроса о применении той или иной меры пресечения, кроме оснований, указанных в ст. 148 УПК, учитываются также др. обстоятельства, такие как: тяжесть преступления, возраст подозреваемого (обвиняемого), состояние его здоровья, семейное и материального состояние, вид деятельности, место проживания и др. обстоятельства, которые его характеризуют.

3. Может быть избран только органом дознания, следователем, прокурором или судом.

4. Мера пресечения не может быть строже, чем наказание по статье, по которой лицо обвиняется (так, взятие под стажу применятся в делах о преступлениях, за которые предусмотрено наказание на срок боле трех лет (ч.1 ст. 155 УПК)).

5. Мера пресечения избирается, как правило относительно обвиняемого, подсудимого, осужденного, а относительно подозреваемого - в исключительных случаях (ч.4 ст. 148 УПК)

6. Разрешается применять меры пресечения только относительно надлежащего субъекта (нельзя применять меру пресечения относительно несовершеннолетнего, который не достиг возраста уголовной ответственности)

7. Относительно одного лица может быть применена только одна из мера пресечения. Однако это не исключает возможности одновременного применения др. вилы процессуального принуждения (напр., обвиняемого, относительно которого избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, можно отстранить от занимаемой должности)

8.Мера пресечения применяется и заменяется на другую по постановлению органа дознания, следователя, прокурора, суда, а взятие под стражу - исключительно по постановлению суда.

9. Мера пресечения отменяется или заменяется, когда нет необходимости в ранее избранной мере пресечения.

10. Мера пресечения, кроме взятия под стражу , избранная прокурором, может быть отменена или заменена следователем (органом дознания) только по согласованию с прокурором.

11. Замена меры пресечения может быть осуществлена в случаях когда:

Ш Мера пресечения избрана необоснованно или незаконно, но есть основания для избрания другой меры.

Ш Существенной изменились обстоятельства, которые были учтены при избрании меры пресечения (напр., изменилась квалификация преступления; состояние здоровья обвиняемого)

12.Мера пресечения отменяется:

Ш При закрытии уголовного дела (ч.1 ст. 214 УПК)

Ш При постановлении оправдательного приговора (ч.9 ст. 335 УПК). Если подсудимый находится под стражей, то суд немедленно освобождает его в зале суда (ст. 342 УПК)

Ш При постановлении приговора, которым подсудимый освобождается от отбытия наказания или осуждается к наказанию, не связанного с лишением свободы.

19 Основания и порядок избрания меры пресечения в виде взятия по стражу. Сроки содержания лица под стражей и порядок её продолжения

Взятие под стражу (арест) - ограничение личной свободы подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного путем помещения их в специальное учреждение:

· следственного изолятора (СИЗО) Государственного департамента по вопросам исполнения наказания;

· дисциплинарного изолятора или карцера учреждения исполнения наказания (ст. 4 ЗУ «О предварительном заключении)

· гауптвахты Военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины - для лиц, которые отбывают наказания в дисциплинарных батальонах и привлекаются к уголовной ответственности за совершение др. преступления (ст. ст. 14, 17 КИК Украины)

Таким образом лицо изолируется от общества. Свидание с родственниками ему может предоставляться только по разрешению лица, которое проводит досудебное следствие, термином от одного до двух часов, как правило, не более одного раза в месяц.

Цель взятия под стражу сходится с общей целью применения других мер пресечения. Взятие под стражу - самый суровый среди всех мер пресечения, поэтому он применяется тогда, когда ни один из других мер пресечения не может обеспечить достижения цели, предусмотренной ч. 1 ст. 148 УПК.

Основания применения сходятся и общими основаниями применения мер пресечения.

Условие применения. Взятие под стражу применяется в делах о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет, за исключением тогда обвиняемый не имеет постоянного места жительства или нарушил др. меру пресечения.

Процессуальный порядок применения:

1. Орган дознания или следователь вносит по согласованию с прокурором представление в суд. Такое же представление вправе внести лично и сам прокурор. Решая вопрос и внесении представления в суд, прокурор обязан ознакомится со всеми материалами, которые дают основания для взятия под стражу, проверить законность полученных доказательств, их достаточность для обвинения.

2. Если в представлении ставится вопрос о взятии под стражу лица, которое находится на воле, судья вправе своим постановлением дать разрешения на задержание подозреваемого, обвиняемого и доставку его в суд под стражей. Задержание в этом случае не может продолжаться больше 72 часов, а в случае когда лица находится за пределами населенного пункта, в каком действует суд, - не более 48 часов с момента доставки задержанного в этот населенный пункт.

3. Судья изучает материалы уголовного дела, представленные органами дознания, следователем, прокурором, допрашивает подозреваемого или обвиняемого, а при необходимости берет пояснения с лиц, в производстве которых находится уголовное дело, выслушивает мнение прокурора, защитника, если он есть, и выносит постановление:

· Об отказе в избрании меры пресечения в виде взятия по стражу, если для его избрания нет оснований.

· Об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде содержания под стражей.

Отказав в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, суд вправе избрать подозреваемому, обвиняемому меры пресечения, не связанную с лишением свободы.

4. Следователь (дознаватель) знакомит обвиняемого с постановлением судьи об избрании или отказе избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

5. После взятия под стражу следователь обязан выполнить такие действия:

· Принять меры опеки о несовершеннолетних детей арестованного и уведомить об этом письменно прокурора и арестованного, а копия писем присоединить к материалам дела.

· Принять меры по охране имущества осужденного

· Уведомить жену (др. родственника) и администрация по месту работы или учёбы арестованного. В соответствии с ч. 5 ст. 5 ЗУ «О милиции» милиция «немедленно, но не позже чем через 2 часа после задержания или аресте (взятия под стражу) сообщает об их месте пребывания родственниками, а в случае заявление письменного или устного требования - защитнику».

· Если арестованный является иностранцем, то направить постановление судьи в Министерство иностранных дел Украины.

· В случае ареста помощника-консультанта народного депутата правоохранительные органы обязаны неотложно сообщить об этом народному депутату (ч.5 ст. 34 ЗУ «О статусе народного депутата Украины»)

6. На постановление судьи может быть обжаловано всеми участниками заседания на протяжении 3 суток со дня вынесения в апелляционный суд. Подача апелляции на останавливает исполнения постановления судьи.

7. Если для избрания задержанному меры пресечения в виде взятия под стражу необходимо дополнительно изучить данные о лице или выяснить др. обстоятельства, которые имеют значение для принятия решения, то судья вправе продолжить задержание до 10 , а по ходатайству подозреваемого, обвиняемого - до 15 суток, о чем выноситься постановление. В случае, когда возникает такая необходимость при разрешении вопроса относительно лица, которое не задерживалось, судья вправе отложить его рассмотрение на срок до 10 суток и применить меры, достаточные для обеспечения на этот период его надлежащее поведения или своим постановление задержать подозреваемого, обвиняемого на этот срок (ст. 165-2 УКП).

Сроки содержания под стражей.

1. Содержание по стражей во время досудебного расследования в соответствии с ч.1 ст. 156 УПК может длиться не более 2-х месяцев.

Срок содержания под стражей считается с момента взятия под стражу, а если перед взятием под стражей предшествовало задержание подозреваемого - с момента задержания, и до момента направления прокурором уголовного дела в суд с обвинительным заключением или до момента отмены или изменения на другою более мягкую меру пресечения.

В случаях, когда в 2-у месячный срок расследования дело закончить невозможно, а оснований для отмены или замены меры пресечения на белее мягкую нет, он может быть продолжен:

1. до четырех месяцев - по представлению, согласованном с прокурором, который осуществляет надзор за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия, или самим этим прокурором, судьей того суда, который вынес постановление о применения меры пресечения.

2. до девяти месяцев - по представлению, согласованным с заместителем Генерального прокурора Украины, прокурором АР Крым, городов Киев и Севастополь и приравненных к ним прокуроров, или самими этими прокурорами в делах о тяжких и особо тяжких преступлениях, судьей апелляционного суда.

3. до восемнадцати месяцев - по представлению, согласованным с Генеральным прокурором Украины, его заместителем, или самими этим прокурором в особо сложных делах о особо тяжких преступлениях, судье Верховного суда.

Срок содержания под стражей на досудебном следствии может быть продолжен при наличии таких условий: когда расследование дела в полном объеме в указанные 2 месяца завершить невозможно при отсутствии оснований замены меры пресечения на более мягкую.

Прокурор, который осуществляет надзор за исполнением законов при проведении расследования по этому делу, имеет право дать согласие о направлении дела в суд в части доказанного обвинения. В этом случае дело в части не расследуемых преступлений или эпизодов преступной дельности с соблюдением требований ст. 26 УПК выделяется в отдельное производство и заканчивается в отдельном порядке.

Материалы законченного уголовного дела должны быть представлены обвиняемому, взятому под стражу, и его защитнику не позже чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей (18 мес.). если материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитника с нарушением месячного срока до окончания предельного срока содержания под стражей, то после его окончания обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником остается право на ознакомление с материалами дела. Если материалы дела были предъявлены в установленный законом срок, но его оказалось недостаточным для ознакомления с материалами дела, указанный срок может быть продолжен судьей апелляционного суда по представления следователя, согласованным с Генеральным прокурором Украины, его заместителем, или по представлению самого этого прокурора или его заместителя. Когда в деле приминают участие несколько обвиняемых, которых содержат под стражей, и хотя бы одному из них месячный срок оказывается недостаточным для ознакомления с материалами дела, то указанное представление может быть внесено относительно того обвиняемого или тех обвиняемых, которые не ознакомились с материалами дела, если не прошла необходимость в применении относительно них меры пресечения в виде содержания под стражей и нет оснований для избрания более мягкой меры пресечения.

При возвращении судом дела прокурору на дополнительное расследование, срок содержания обвиняемого под стражей исчисляется с момента получения дела прокурором и не может превышать 2-х месяцев. Дальнейшее продолжение этого срока проводится в учетом времени пребывания обвиняемого под стражей и направления дела в суд.

Порядок продолжения сроков под стражей указано в ст. 165-3 УПК, в соответствии с которой при отсутствии оснований для замены меры пресечения или в случае невозможности окончания расследования в части доказанного обвинения следователь по согласованию с соответствующим прокурором или прокурор обращается в суд с представлением о продлении срока содержания под стражей. В представлении указываются обстоятельства и факты, которые необходимо исследовать, доказательства, которые подтверждают, что преступление совершено лицом, которое содержится под стражей, и обоснование необходимость сохранения этой меры пресечения.

Представление о продлении срока содержания лица под стражей должно быть подано в суд:

1. при продолжении срока содержания под стражей до 4-х месяцев - не позднее чем за 5 суток до окончания срока содержания лица под стражей

2. при продолжении срока до 9-ти месяцев - не позднее 15 суток до окончания срока

3. про продлении срока до 18-ти месяцев - не позднее 20 суток до окончания срока.

4. при продлении срока содержания под стражей для ознакомления обвиняемого с материалами дела - не позднее 15 суток до окончания предельного срока пребывания под стражей.

Получив представление судья:

· изучает материалы уголовного дела

· при необходимости опрашивает обвиняемого, лицо, в производстве которого пребывает это дело

· выслушивает мнение прокурора, защитника, если тот присутствует

· в зависимости от наличия в этому оснований выносит постановление о продолжении срока содержания под стражей или отказывает в этом.

В случае окончания срока содержания под стражей и этот срок не продолжен в установленном законом порядке, орган дознания, следователь, прокурор обязан немедленно освободит лицо из-под стражи.

Лицо освобождают из-под стражи в случаях отмены меры пресечения, её изменения или окончания предусмотренного законом срока содержания под стражей, если этот срок не продолжен. Начальник учреждения предварительного задержания обязан немедленно освободить лицо из-под стражи, относительно которого проставление судьи о продлении срока содержания под стражей не поступила. При этом он направляет уведомление лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, и соответствующему прокурору, который осуществляет надзор за расследованием.

Постановление, приговор об освобождении лица, взятого под стражу, подлежит исполнения немедленно после его поступления в места предварительного задержания.

С целью предотвращения нарушения сроков содержания под стражей администрация учреждения, где содержится арестованный, заранее направляет в орган, за которым он числится, напоминание об окончании срока.

В судебных стадиях уголовного процесса сроки содержания под стражей законом в числовом измерении не регламентированы. В международных правовых документах, ратифицированных Украиной, идется о том, что каждый арестованный человек имеет право на судебное рассмотрение в течении «разумного срока» (ч. 3 ст. 5 Конвенции о защите прав и основных свобод человека; ч. 3 ст. 9 Международного пакта об общественных и политических правах).

Понятие «разумный срок» является оценочным. Кроме этого для каждого из заинтересованных субъектов судебного процесса «разумность» срока оценивается по-разному. Но в любом случае это понятие означает, что:

· уголовное дело относительно арестованного лица должно рассматриваться в суде без неоправданных ошибок

· работка суда должно быть организована таким образом, чтобы уголовные дела арестованных рассматривались в первую очередь.

За заведомо незаконное взятие под стражу (арест) предусмотрена уголовная ответственность (ст. 371 УК)

20 Задержание подозреваемого, как временная мера пресечения: цель, основания, сроки.

Задержание - это временная изоляция подозреваемого в совершении преступления лица путем помещения его в специализированные учреждения.

До принятия Конституции Украины задержание считалось неотъемлемой составляющей следственных действий. В ч. 3 ст. 29 Основного Закона нашего государства впервые было указано, что задержание является временной мерой пресечения. Позже в ходе «малой судебной реформы» задержание получило статус и в уголовном законе - ч.2 ст. 149 УПК. Хотя до этого времени ученые спорят, является и задержание мерой пресечения или же следственным действием.

Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от:

v Физического задержания лица на месте совершения преступления или с поличным (п.2 ст. 94 УПК), которое имеет характер захвата и может быть осуществлено как представителями власти, так и отдельными гражданами;

v Доставление лица к правоохранительному органу на срок до одного часа в порядке, предусмотренном законодательством Украины об административном правонарушении;

v Задержание лица (до трех часов) в административном порядке

Указанные действия отличаются от уголовно-процессуального задержания по целям, мотивам, основаниям, условиям, субъектами, сроками, порядком осуществления.

Способ предотвращения: ограничение свободы подозреваемого путем помещения его в специализированное учреждение - изолятор временного содержания или на гауптвахту (для военнослужащих).

Цель задержания: выяснение причастности задержанного к преступлению; разрешение вопроса о применении к нему меры пресечения в виде содержания под стражей (поэтому задержание - временная мера пресечения)

Основания применения. В соответствии с ч.1 ст. 106 УПК лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления только при наличии одной из таких оснований:

v Когда это лицо застали при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

v Когда очевидцы, в т.ч. и потерпевшие, прямо укажут на это лицо, что именно оно совершило преступление

v Когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище, были выявлены явные следы преступления

v При наличии др. данных, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано только в том случае, когда это лицо пытается скрыться или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.

Условия применения задержания: за преступление, в совершении которого подозревается лицо, может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Процессуальный порядок применения. При наличии оснований к задержанию орган дознания (следователь, прокурор):

1. разъясняет лицу право иметь свидание с защитником с момента задержания, о чем составляется протокол (ч.2 ст. 21 УПК)

2. составляет протокол задержания, в котором разъясняет задержанному его права и обязанности (ч.3 ст. 106 УПК)

3. копия протокола с перечнем прав и обязанностей немедленно вручается задержанному и направляется прокурору (на требование прокурора направляет ему также материалы, которые стали основанием для задержания)

4. немедленно уведомляет о задержании лица одного из его родственников.

5. помещает задержанного в места предварительного задержания (ИВС)

6. в случае обжалование задержания в суде, жадоба немедленно направляется начальником места предварительного задержания в суд (порядок рассмотрения таких жалоб судом регламентирован ч.7 ст. 106 УПК)

7. если в установленный законом срок задержания постановления судьи о применении к лицу меры пресечения в виде взятия под стражу или постановление об освобождении задержанного не поступило в учреждение для предварительного заключения, начальник места заключения освобождает это лицо, о чем составляется протокол и направляется уведомление об этом должностному лицу или органу, который осуществлял задержание.

Сроки задержания - до 72-х часов.

Начало срока определяется моментом фактического задержания лица, а окончание:

v Освобождение лица в связи с неподтверждением подозрения

v Избрание меры пресечения, не связанной с лишение свободы

v Избрание судом меры пресечения в виде взятия под стражу

Если для избрания задержанному меры пресечения необходимо дополнительно изучить данные о личности задержанного или выяснить др. обстоятельства, которые имеют существенное значение для принятия решения по этому вопросу, то судья, который рассматривает представление органа дознания (следователя, прокурора) о взятии лица под стажу, вправе продолжить задержание до десяти, а по ходатайству подозреваемого, обвиняемого - до пятнадцати суток, о чем выносится постановление (ч.8 ст. 165-2 УПК)

Капитан судна имеет право задержать лицо, которое подозревается в совершении преступления, до передачи его соответствующим правоохранительным органам в первом порту Украины. В случае необходимости капитан судна может направить это лицо и материалы дознания в Украину на др. судне, зарегистрированном в Украине (ч.2 ст. 67 Кодексу торгового мореплавания)

Юридическая ответственность за нарушения - уголовно-правовая:

v Для задержанного - за побег с места предварительного задержания (ст. 393 УК)

v Для дознавателя, начальника органа дознания, следователя, прокурора, судьи - заведомо незаконный арест (ст. 371 УК)

21 Меры пресечения, не связанные с лишением свободы обвиняемого. Виды и процессуальный порядок

Подписке о невыезде - это возложение на подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного обязанности не отлучаться с постоянного места жительства или с места временного нахождения без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда.

Способ предотвращения: ограничение в перемещении и возложения обязанности не отлучаться с постоянного места жительства или с места временного нахождения без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда.

Цель применения совпадает с общей целью применения мер пресечения. Кроме этого подписка о невыезде имеет цель обеспечения быстрой явки субъекта, относительно которого она применена, в органы дознания, следователю, прокурору или суда.

Специальные основания применения совпадают с общими основаниями применения мер пресечения.

Специальных условий применения подписке о невыезде не предусмотрено.

Процессуальный порядок применения:

· Составление органом дознания, следователем, прокурором, судьёй постановления об избрании этой меры пресечения

· Оглашения постановления субъекту, относительно которого избрана эта мера пресечения, и разъяснение ему его прав и обязанностей.

· Отобрание подписки (отдельного документа)

Срок действия подписки о невыезде: от момента избрания до момента отмены или замены. Ограничения срока законом не предусмотрено.

Юридическая ответственность: уголовно-процессуальная, т.е замена подписки о невыезде более суровой мерой пресечения (арест, взятие под стражу).

ЗАСТАВА

Застава - это внесение на депозит органа досудебного расследования или суда подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, др. физическими и юридическими лицами денег или передача им др. материальных ценностей.

Способы предотвращения:

· Появление у обвиняемого опасения утраты из-за своего ненадлежащего поведения средств, внесенных в виде заставы. Если средства вносят др. лица, то такие опасения появляются и у них. Именно поэтому размер заставы должен быть таким, чтобы проявить такие опасения.

· Психологическое влияние на обвиняемого с целью обеспечивать его надлежащую явку по вызову.

Целью заставы являются: обеспечения субъекта процесса, относительно которого она избрана, надлежащего поведения; выполнение эти лицом обязанности не отлучаться с мета постоянного жительства или временного местонахождения без разрешения следователя или суда, явки по вызову в орган расследования или в суд.

Основания применения заставы совпадают с общими основаниями применения мер пресечения.

Специальные условия применения заставы законодатель не выделяет. Определенные условия возлагаются только в основу определения размера заставы. Так, он не может быть меньшим:

· 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан - относительно лиц, обвиняемых в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления

· 500 необлагаемых минимумов доходов граждан - относительно лиц, обвиняемых в совершении другого тяжкого или особо тяжкого преступления или ранее судимым лицом.

· 500 необлагаемых минимумов доходов граждан - относительно др. лиц.

Во всех случаях размер заставы не может быть меньше размера гражданского иска.

Процессуальный порядок применения:

· При внесении заставы подозреваемому, обвиняемому, подсудимому разъясняют его обязанности и последствия их невыполнения, а др. лицам, которые сносят заставу - в совершении какого преступления подозревается или обвиняется лицо, относительно которого применена мера пресечения, и что в случае невыполнения этим лицом своих обязанностей застава будет обращена в доход государства. Мера пресечения виде заставы относительно лица, которое находится под стражей, до направления дела в суд может быть избрана только с разрешения суда, которые принимал решение об аресте, а после поступления дела в суд - судом.

· Лицо, которое внесло заставу, может отказаться от взятых на себя обязательств до возникновения оснований для обращения заставы в доход государства. В этой случае он обеспечивает явку подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в орган расследования или в суд для замены ему меры пресечения. Застава возвращается только после избрания др. меры пресечения.

· Если подозреваемый, обвиняемый, подсудимый нарушает взятые на себя обязательства, застава обращается в доход государства. Вопрос об обращении заставы в доход государства решается судом в судебном заседании при рассмотрении дела или в др. судебном заседании. В судебное заседание вызываются заставодатель для дачи пояснений. Неявка без уважительных причин заставодателя в судебное заседание не мешает рассмотрению вопроса об обращении заставы в доход государства. Вопрос о возвращении заставы заставодателю решается судом в при рассмотрении дела. Застава, внесенная подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, может быть обращена судом на исполнения приговора в части имущественные взысканий.

Срок действия: от момента применения до момента изменения или отмены или окончания производства по делу. Ограничения сроков заставы закон не предусматривает.

Юридическая ответственность: уголовно-процессуальная в виде обращения заставы в доход государства (ч.6 ст. 154-1 УПК), замена заставы на более суровую меру пресечения. .

ЛИЧНАЯ ПОРУКА

Личная порука - это принятие на себя лицами, которые заслуживают доверия, поручительства на надлежащее поведение и явку обвиняемого по вызову и обязанности обеспечить при необходимости его в органы дознания, следствия или в суд по первому требованию.

Способ предотвращения: исполнения поручителями под страхом уголовно-процессуальной ответственности в виде денежного взыскания обязанности обеспечить надлежащее поведение и явку обвиняемого в органы расследования или суд по первому вызову. Исполнение этой обязанности осуществляется путем психологического влияния поручителей на обвиняемого.

Цель применения: обеспечения надлежащего поведения обвиняемого, которое исключало бы возможность уклонение его от следствия или суда и исполнение процессуальных решений, препятствование установлению истины в деле, продолжение им преступной деятельности.

Специальные основания применения совпадают с общими основаниями применения мер пресечения.

Условия применения:

· Поручителями могут быть граждане, которые, имея моральные качества, честно относясь к труду и исполнению общественных обязанностей, имеют авторитет в коллективе или по месту проживания и могут благодаря этому обеспечить надлежащее поведение

· Количество поручителей определяет орган дознания, следователь, суд, но их не может быть меньше двух.

· Эта мера пресечения может быть применена только по ходатайству или по согласию поручителей.

Процессуальный порядок применения:

1. Граждане, которые изъявили желание взять на себя обязанности по обеспечению надлежащего поведения обвиняемого и его явки в соответствующие органы, подают в органы дознания, следователя или суд заявление.

2. Эти органы проверяют данные о личности поручителей и их отношения с обвиняемым (при необходимости могут быть истребованы характеристики на поручителей, справки, которые прилагаются к материалам дела).

3. Составляется постановление об избрании меры пресечения виде личной поруки.

4. От каждого поручителя отбирается письменное обязательство о том, что они обеспечить надлежащее поведение обвиняемого и его явку в органы дознания, следователю, прокурору или суд. Одновременно поручителям сообщается суть дела, а также они предупреждаются о том, что когда обвиняемый нарушит эту меру пересечения, то них может быть наложено денежное взыскание до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

5. Если поручители убедятся в том, что не смогут исполнить свою обязанность, то они должны немедленно заявить об отказе от поручительства. В этом случае с поручителей снимается ответственности на неисполнение обязанности.

6. В случае отказа поручителя от взятой на себя обязанности он заменяется др. поручителем или относительно обвиняемого изменяется мера пресечения.

7. В случае уклонения обвиняемого от явки дознаватель или следователь составляет об этом протокол и присоединяет его к делу.

8. Вопрос о денежном взыскании с поручителя решает суд в судебном заседании при рассмотрении дела или в др. судебном заседании, в которое вызывается поручитель.

Срок действия: от момента дачи письменного обязательства о поручительстве доз замены или отмены меры пресечения или до окончания производства. Ограничения срока закон не предусматривает.

Юридическая ответственность: уголовно-процессуальная в виде денежного взыскания в размере двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан; замена личной поруки на более суровую меру пресечения.

ПОРУКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА (ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОРУКА)

Общественная порука - возложение общественной организацией или трудового коллектива на себя обязанности обеспечить надлежащее поведение и своевременную явку в органы дознания, к следователю или в суд.

Следует отличать эту меру пресечения от освобождения лица от уголовной ответственности с передачей лица на поруки коллективу предприятия, учреждения или организации по их ходатайству.

Способ предотвращения: исполнение общественной организацией (трудовым коллективом) взятой на себя на общих сборах коллектива обязанности обеспечить надлежащее поведение и явку по вызову. Исполнение этой обязанности осуществляется при помощи мер общественного и психологического влияния на обвиняемого.

Цель совпадает с общей целью применения мер пресечения.

Основания совпадают с общими основаниями применения мер пресечения.

Условием применения является согласование органа дознания, следователя, прокурора или суда с решением о поручительстве, принятым коллективом на общих сборах.

Процессуальный порядок:

1. Ознакомление общественной организации или трудового коллектива с характером обвинения.

2. Принятие на общих сборах коллектива общественной организации (трудового коллектива) решения о поручительстве и оформление его постановлением (ч.1 ст. 154 УПК).

3. Обеспечение исполнения постановления может быть поручено конкретному лицу.

4. В случае выбывания обвиняемого из организации (коллектива) или невозможности обеспечить исполнение этой меры пресечения, то организация (коллектив) должны отказаться от поручительства и уведомить об этом органы дознания, следователя, прокурора или суд. Последние должны немедленно избрать др. меру пресечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты